Как поступить в сша на бюджет
Как я поступила в американский вуз на бюджет
И за 2,5 года получила степень бакалавра
Я из Амурска — маленького города в Хабаровском крае с населением примерно в 40 тысяч человек.
В 2007 году я окончила школу и поступила в хабаровский вуз. На первом курсе я выиграла конкурс на участие в программе обмена Global UGRAD, которую проводит IREX — Совет международных научных исследований и обменов. По ней я весь 2008—2009 учебный год бесплатно жила и училась в штате Мэн в США. Так началось мое знакомство с образованием в Америке.
Вернувшись из США, я решила, что хочу перевестись из хабаровского университета и продолжить обучение в Штатах. У меня ушло 2 года на то, чтобы разобраться, как устроено образование в США, выбрать интересные вузы, собрать документы и сдать экзамены. В апреле 2011 года я получила заветное письмо о том, что меня приняли на бакалавриат в колледж Маунт-Холиок с полной финансовой поддержкой от вуза. В статье подробно расскажу, как мне это удалось.
Моя история в двух частях
Это первая статья из двух о моем опыте обучения в США. В 2014 году я окончила бакалавриат, нашла в США работу аналитиком и начала готовиться к поступлению в аспирантуру.
В 2017 году я стала аспиранткой Корнеллского университета, который входит в Лигу плюща. В 2020 году получила там степень магистра по специальности «прикладная экономика» и продолжаю учиться в аспирантуре — об этом расскажу в следующей статье.
Как устроено высшее образование в США
Получить высшее образование в США можно в колледже или университете. Исключение — комьюнити-колледжи: за 2 года обучения там студент получает аналог российского среднего специального образования — условно говоря, это половина степени бакалавра.
Все высшие учебные заведения в США, а в 2018 году их было больше 4 тысяч, делятся на государственные — public — и частные — private. Частные могут быть коммерческими — for-profit — и некоммерческими — non-profit.
От вида образовательного учреждения зависит, сможет ли студент из-за границы получать там стипендию и по какой программе он будет учиться. Расскажу об этом подробнее.
На финансовую помощь могут рассчитывать только студенты государственных и частных некоммерческих вузов. Частные коммерческие университеты и колледжи обычно не выделяют стипендии своим ученикам.
Так происходит потому, что такие вузы могут предоставлять иностранным студентам need-based financial aid — финансовую помощь по необходимости. Они оценивают ситуацию студента, по его документам определяют, сколько он реально может платить за обучение, питание, проживание, учебники, медстраховку, и выделяют недостающую сумму.
Таким образом, если вы рассчитываете на существенную помощь, имеет смысл выбрать частный некоммерческий университет или колледж.
В основном такая система работает для американских студентов. Для иностранцев в августе 2020 года в США было всего 6 need-blind-вузов.
В случае с такими вузами удобно, что для того, чтобы получить помощь, не нужно подавать документы на отдельную стипендию: рассмотрение происходит автоматически, все понятно по финансовым документам.
Большинство частных некоммерческих вузов need-sensitive для иностранных студентов. При этом, если вам нужна существенная финансовая помощь, я все же рекомендую рассматривать именно такие варианты. Так вы увеличиваете свои шансы получить стипендию, подобранную именно под вашу ситуацию.
По учебным программам вузы в США условно делят на два типа: research universities — научно-исследовательские университеты, liberal arts colleges — колледжи свободных искусств.
Научно-исследовательские университеты — это большие вузы, где можно получить степень не только бакалавра, но и кандидата наук. Они могут состоять из нескольких колледжей: один готовит будущих бакалавров по разным специальностям, другой — кандидатов наук по инженерным направлениям, третий — врачей. Примеры частных некоммерческих научно-исследовательских университетов — Массачусетский и Калифорнийский технологические институты.
При этом вуз может включать в себя и колледж свободных искусств, в котором обучают бакалавров. Это, например, Гарвард-колледж в составе Гарвардского университета и Тринити-колледж в составе Дьюкского университета.
В колледжах свободных искусств обычно готовят только бакалавров и практикуют такой подход к учебным планам, при котором студент любой специальности должен пройти обязательное количество общеобразовательных предметов, чтобы получить разностороннее образование. Например, чтобы получить бакалавриат по экономике, обязательный учебный план может выглядеть так:
Примеры частных некоммерческих колледжей свободных искусств — Смит-колледж и Уильямс-колледж.
Так как в этих заведениях учатся только бакалавры, обычно это небольшие вузы или части научно-исследовательских университетов. Считается, что научно-исследовательские университеты вкладывают ресурсы в поддержку исследований своих профессоров и аспирантов, а колледжи свободных искусств — в будущих бакалавров. Например, профессора, работающие в колледже свободных искусств, тратят большую часть своего времени не на научные исследования, а на преподавание.
Для студентов-бакалавров в этом есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, все занятия в колледже свободных искусств проводят профессора, а не аспиранты, которые сами еще только учатся на кандидатов наук. С другой стороны, у студентов в научно-исследовательских институтах больше возможностей поучаствовать в исследованиях своих преподавателей или взять одну или несколько пар уровня магистра или аспиранта, чтобы понять, хотят ли они после бакалавриата учиться дальше.
Такие вузы достаточно избирательны и могут зачислять лишь до 20% поступающих. Примерно такие же показатели приема в университетах Лиги плюща. Например, в 2018—2019 году Помона — частный некоммерческий колледж свободных искусств — принял лишь 7% поступающих, а Пенсильванский университет — вуз Лиги плюща — 7,4%. Но не все такие избирательные: например, колледж Макалестер в 2018—2019 году принял 31% поступающих.
Если вы хотите учиться в США и вам нужна серьезная финансовая помощь, стоит рассмотреть частные некоммерческие вузы. При этом большинство таких заведений — это колледжи свободных искусств.
Все учреждения, в которые я подала документы, были колледжами свободных искусств. Но я выбирала их не по учебным планам, а по возможностям финансовой поддержки иностранных студентов. Расскажу об этом подробнее.
Как я месяц училась на программиста в Калифорнии
В бесплатной школе «42»
До октября 2019 года я ничего не знала о программировании.
Я работала копирайтером и писала статьи для интернет-изданий на фрилансе. Потом мой муж съездил в США и прошел отборочный курс в бесплатной школе программирования «42» в Калифорнии. Когда он вернулся, предложил мне тоже попробовать.
Я согласилась. Мне хотелось испытать себя в новой сфере: я много слышала о перспективах ИТ-индустрии и высоких зарплатах. Если бы мне понравилось программировать, я могла бы увеличить доход.
Я записалась на отборочный курс и в октябре 2019 года поехала в США. Учиться было сложно, и программирование в итоге меня не зацепило, но я еще раз убедилась в потенциале ИТ-индустрии и начала думать над другими вариантами развития своей карьеры. Сейчас я учусь в России на дизайнера интерфейсов. Вместе с мужем мы думаем о переезде в Штаты, чтобы он смог продолжить учиться в школе, а я — найти новую работу.
В статье расскажу, как поступила в школу «42», решила вопрос с визой, жила в общежитии, прошла отборочный курс и сколько все это стоило.
Что за школа «42»
Школу основал французский миллиардер Ксавье Ньель. Он считает, что современная система образования изжила себя. Вместо классического университета, где студенты ходят на лекции преподавателей и сдают им задания, он предложил школу без уроков, учителей и оценок. В «42» студентам предлагают изучать программу вместе, проверять друг друга и помогать исправлять ошибки. Такая система коллективного обучения называется Peer-to-peer.
Франшизы школы «42» работают по всему миру, например в Бразилии, Бельгии, Финляндии, Нидерландах, Индонезии. В России филиал открыл Сбербанк: он называется «Школа 21»
У школы «42» нет стандартизированных учебников: вся программа строится на выполнении заданий и создании проектов. Решение задач студенты ищут самостоятельно: в интернете или профильной литературе. Потом они оценивают работы друг друга и объясняют решение.
По сути, то же самое можно делать дома, но школа устроена так, чтобы студенты ни на что не отвлекались и посвящали все время программированию. К тому же появляется возможность попасть в среду разработчиков, завести полезные знакомства и найти работу.
Первые полгода все студенты изучают язык программирования С. Потом можно выбрать одно или несколько направлений: алгоритмы, искусственный интеллект, графику, сетевое администрирование, компьютерную безопасность, разработку сайтов, мобильных приложений. Для каждой специальности студент осваивает другие языки: PHP, C++, JavaScript, Python и другие.
Буклет школы «42» и программы обученияPDF, 1,8 МБ
Мой муж планировал изучать искусственный интеллект. Ему кажется, что сейчас это наиболее увлекательная и перспективная отрасль в ИТ. Мне была интересна разработка сайтов и приложений. В будущем я хочу продолжить работать с интернет-проектами.
Программа рассчитана на 2—5 лет учебы. Скорость прохождения зависит от продуктивности студента и количества направлений, которые он выберет. В курс включены три стажировки, после которых студент может получить предложение о работе.
В школе есть два курса: отборочный и основной. Отборочный курс длится месяц. По его результатам студенту приходит письмо с приглашением на основной курс или отказом.
На отборочном курсе график учебы свободный — посещаемость и количество часов в кампусе никто не контролирует. На деле прилежные студенты тратят на учебу 8—10 часов в день. Некоторые сидят сутками. И мне, и мужу было сложно совмещать отборочный курс с удаленной работой. На написание статей — мой основной способ заработка — мне удавалось выкраивать максимум 10 часов в неделю.
На основном курсе требования есть только к студентам, которые живут в общежитии школы. Они должны посещать кампус не меньше 35 часов в неделю. Если снимать жилье самостоятельно, ходить в школу можно хоть раз в месяц. Но и программировать научитесь нескоро.
Школа «42» некоммерческая и не аккредитована как учебное заведение, поэтому дипломы там не выдают. Вместо этого выпускник получает сертификат. Мне кажется, это скорее формальный документ: в Кремниевой долине больше ценят конкретные навыки. Работодатели проверяют их на интервью и в тестовых заданиях. Поэтому после окончания школы «42» многие выпускники устраиваются в известные компании вроде «Гугла».
Как попасть в школу
Для поступления не нужен опыт программирования или профильное образование. Единственное условие — быть старше 18 лет.
Чтобы попасть на отборочный курс в школу, достаточно зарегистрироваться на сайте и подать заявку. Экзаменов нет: если есть места в потоке, заявку сразу одобрят. Места обычно заканчиваются за 1—2 недели до старта. Если человек не попал на курс, ему предлагают записаться в лист ожидания. Когда кто-то из участников отказывается, на его место попадает следующий в очереди. Я советую планировать учебу за пару месяцев, когда мест еще много.
залог, который берут за место в общежитии на отборочном курсе
Школа «42» не аккредитована как учебное заведение, поэтому она не предоставляет документы для студенческой визы. Обычно из других стран едут учиться те, кто уже получил грин-карту или оформил студенческую визу для колледжа.
Школа зачисляет на отборочный курс и программу без документов, но для заселения в общежитие требуется легальный статус в США или туристическая виза. Виза категории В1/В2 как раз позволяет проходить краткосрочные тренинги. Однако срок пребывания по ней ограничен шестью месяцами за один приезд в Штаты. Его недостаточно для основного курса, который длится 2—5 лет.
С администрацией школы можно договориться и брать каникулы. В таких случаях студент уезжает на один или два месяца домой, а потом возвращается. Но если провести в США полгода, то при следующем въезде пограничник спросит, что вы делали в стране так много времени. Во второй раз могут заподозрить иммиграционные намерения и даже отказать во въезде. Поэтому учиться по туристической визе не лучшая идея, хотя некоторые студенты так делают.
Ограничение в шесть месяцев пребывания в Штатах действует на одну поездку. Хитрые студенты просто выезжают на пару дней в безвизовую Мексику, возвращаются и получают новые полгода пребывания. Но пограничники давно знают о таком трюке. Лучше не рисковать и планировать перерыв между поездками.
Я приехала в «42» по туристической визе, которую оформляла для другого путешествия. Визу мне тогда дали сразу на три года, и в октябре 2019 года я въехала по ней в США. На границе сказала, что собираюсь проходить бесплатный тренинг в некоммерческой школе программирования. Меня без проблем пропустили.
Я планировала полгода проводить в США, полгода — в России. С администрацией школы надеялась договориться на долгие каникулы. Перерыв между въездами в шесть месяцев казался мне разумным: длительный визит в Штаты можно объяснить как любовь к долгим путешествиям. Я понимала риск и принимала его, потому что ехала без серьезных планов стать программистом и работать в США. Если у вас все наоборот, не рекомендую использовать для учебы обычную туристическую визу.
Р )» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Как устроена школа
Кампус школы «42» находится в Кремниевой долине, в небольшом городе Фремонт штата Калифорния. В нем живут 230 000 человек. Здесь расположены офисы компаний «Лоджитек» и «Асус», завод автомобилей «Тесла».
Достопримечательностей здесь немного. Администрация Фремонта советует посетить аквапарк, галерею изящных искусств, краеведческий музей, несколько природных парков и ферму «Андервуд», которая работает с 1985 года. Посмотреть город как следует у меня не вышло: времени хватало только на учебу и работу.
Кампус и общежитие школы находятся на окраине города. До центра, где расположены большинство магазинов и кафе, отсюда далеко. Зато за 10 минут пешком можно дойти до другого города — Ньюарка. В нем есть пара супермаркетов, аптека, несколько кафе с фастфудом и единственный бар в радиусе пяти километров.
У школы нет требований к уровню английского студентов. Для поступления не надо сдавать тесты или предъявлять сертификаты. Но без знания языка все равно будет тяжело: не получится смотреть учебные видео, общаться с сокурсниками и понимать суть заданий. Большинство студентов не владеют профессиональной лексикой, поэтому нужно разбираться с ней по ходу дела. На мой взгляд, это сложно, если не знаешь базовые правила языка.
Тем не менее иногда в школу приезжают ребята с нулевым уровнем английского. В одном потоке с моим мужем учился студент, который общался с помощью своего друга. Тот везде ходил вместе с ним и работал переводчиком. В моем потоке был парень из Владивостока, который начал учить английский за месяц до школы. Удивительно, но уже к середине обучения он без проблем объяснял код сокурсникам.
Когда я приехала в школу, мой английский был уровня В2. Я написала отдельную статью, как учила язык и сколько на это потратила. В школе «42» я планировала и научиться программировать, и улучшить английский. Но практики языка в итоге было немного.
В школе «42» много русскоговорящих студентов. Точной статистики нет, но по моим ощущениям — не меньше половины. Учиться программировать едут из России, Казахстана, Украины и Беларуси. Первую неделю я практически не общалась на английском: все три мои соседки по комнате были из России. В день заезда мы познакомились с другими русскоязычными студентами и первые задания разбирали вместе.
Говорить на английском я начала со второй недели. Основная практика приходилась на обсуждение заданий с сокурсниками. Компьютер случайным образом выбирает, кто кого будет оценивать. Первую неделю мне постоянно выпадали русскоязычные ребята, и только со второй я начала работать с иностранными и американскими студентами.
Справедливости ради, если есть желание, возможностей практики хоть отбавляй: вокруг много иностранцев и носителей языка. Но темп отборочного курса очень интенсивный. У меня почти не оставалось времени и сил на практику английского. На основном курсе уже полегче и при желании можно прокачать уровень языка.
Как устроен отборочный курс
Отборочный курс длится 4 недели и называется Piscine, в переводе с французского — «Бассейн». Студентов «Бассейна» в школе называют писинерами.
Я не узнала, почему отборочный курс назвали именно так. Думаю, это аналогия: студенты учатся плавать в бассейне, чтобы потом выйти в большое плавание.
Задача отборочного курса — проверить навыки участника и мотивацию учиться. По его результатам студента приглашают или не приглашают на основной курс. Поскольку посещаемость и работу учеников никто не контролирует, интенсивный темп учебы и есть тот фильтр, по которому отсеиваются самые немотивированные. По ощущениям, на моем отборочном курсе не менее четверти студентов через неделю не выдержали и уехали домой.
Задания. В начале дня студент получает список из 5—24 задач и ищет решение вместе с сокурсниками. В основном в интернете: у школы нет стандартизированных учебников. Вместо них — короткие видео, где сжато объясняют, какая информация понадобится для решения заданий. Их можно заранее посмотреть на «Ютубе», чтобы понять, о чем курс.
Первые два дня мы учились работать с командной строкой Unix: создавать файлы и архивы, писать регулярные выражения. Следующие три дня знакомились с языком С: изучали типы данных, переменные, условные операторы и функции, писали простой код. Типичным заданием было написать функцию, которая выводит на экран текст, преобразует его или выполняет математические вычисления.
На второй и третьей неделе мы учили функции стандартной библиотеки языка С, изучали аргументы к ним и структуры данных. Кроме того, учились работать с мейкфайлами — набором инструкций по сбору программ из файлов с исходным кодом. С их помощью создавали программы вроде калькулятора.
На четвертой неделе упражнений не было. Мы готовились к финальному экзамену: еще раз решали задания предыдущих дней, проверяли друг друга, пересматривали обучающие видео.
На отборочном курсе основное время уходит на выполнение упражнений. Чтобы разобраться в заданиях на английском и правильно выполнить хотя бы половину из них, нужно потратить не меньше 8 часов в день.
Первую неделю я старалась делать все задания дня и сидела в кампусе по 9—10 часов в день. Когда добавились проекты, экзамены и необходимость оценивать работы других студентов, я решила, что хватит и половины упражнений.
Проекты. Студенты получают задания с понедельника по пятницу, а в выходные могут взять два проекта: индивидуальный и групповой. Участников группы случайным образом определяет компьютер.
Студент сам решает, брать ему проекты или нет, но чем больше их выполнить, тем лучше: так можно заработать дополнительные очки опыта и повысить уровень. За 4 недели отборочного курса я взяла один групповой проект и два индивидуальных. Времени на них уходит в два раза меньше, чем на задания дня: на каждый проект я тратила по 3—4 часа в выходные.
Групповой проект назывался Rush 02. Вместе с двумя студентами я писала набор программ. Одна формировала четырехугольники из печатных символов, а другие обрабатывали запрос в командной строке и определяли, какую фигуру из списка вывести на экран.
Индивидуальные проекты мне нравились чуть больше. Я люблю работать одна и делать все самостоятельно. В команде приходилось согласовывать действия с другими студентами, а иногда — мотивировать их делать проект. Например, в групповом задании в моей команде был студент, которого приходилось вылавливать в кампусе, чтобы обсуждать задачу, а потом уговаривать встать рано утром на защиту. Было неприятно, ведь сдать проект нужно было не только мне, но и другим участникам команды.
Несмотря на это, я все равно считаю, что групповые проекты полезны. Благодаря им студенты обмениваются опытом и учатся друг с другом взаимодействовать. Если одного участника команды пришлось подтягивать, то другой, напротив, помог мне и объяснил пару сложных заданий.
Оценки. Учеба в школе похожа на квест: студент решает задания, набирает очки и повышает уровень. Один уровень — это 120 очков опыта. За 4 недели отборочного курса мне удалось набрать уровень 5.72. Считается, что чем выше уровень, тем выше шанс пройти на основной курс. Но это только догадки: система отбора непрозрачная и «проходной уровень» неизвестен. Я еще расскажу об этом дальше в статье.
Каждый день студент зарабатывает до 100 очков опыта. Для этого нужно выполнить все задания, но сделать это сложно: последние задачи трудные и рассчитаны на продвинутых студентов. К счастью, решать все необязательно. Чтобы день засчитали, достаточно набрать 25 очков опыта. За время отборочного курса мне удавалось набрать максимум 70 очков и в среднем 35 очков в день.
Задания на день отсортированы по возрастанию сложности. Их нужно делать по порядку. Следующее задание не принимается, если неправильно выполнено предыдущее. Два раза у меня была ситуация, когда я ошибалась в первых заданиях, но правильно делала остальные. Из-за ошибки в первом программа все равно не засчитывала день.
Задания оценивают в два этапа: сначала работу смотрят сокурсники, а потом — программа. Итоговое решение остается за программой, но снизить конечный балл может оценка студента.
В один из дней другой студент посчитал, что третье из семи заданий я выполнила неправильно. Он не стал смотреть остальные: они все равно не принимаются, если не решено предыдущее. Я думала, что все задания сделаны верно, но спорить не стала: последнее решение все равно принимает программа. Оказалось, что я была права. Все семь заданий были выполнены правильно, но итоговый балл мне занизили в два раза из-за оценки другого студента. Оспорить конечное решение программы было нельзя.
За проекты начисляют разное количество очков: за групповой — 25, за индивидуальный — 225. Считается, что в команде студент прикладывает меньше усилий, а во время самостоятельной работы — больше. За два индивидуальных проекта я заработала 450 очков. Это больше половины уровня, с которым я закончила отборочный курс.
В идеале, за время учебы на отборочном курсе нужно взять хотя бы по одному индивидуальному и групповому проекту. Так студент демонстрирует, что умеет и в одиночку справляться со сложными задачами, и работать в команде.
Экзамены. Каждую неделю по пятницам мы сдавали экзамен. Он состоял из заданий, которые студенты выполняли в течение недели. Чтобы успешно сдать экзамен, нужно набрать минимум 25 очков. За обычный экзамен можно набрать максимум 100 очков, за финальный — 225.
В отличие от занятий, на экзаменах нельзя пользоваться интернетом, книгами, конспектами и разговаривать с сокурсниками. Приходится полагаться на свою память. Обычный экзамен длится 4 часа. Задания делятся на уровни. Если сразу решить первое задание уровня, начислят 11 очков. Если нет, дадут вторую попытку и урежут количество очков до 6. В третий раз — до 1. После трех неудачных попыток за выполненное задание уже не начисляют баллы. Но его надо решить, чтобы перейти на следующий уровень.
Я не знаю, сколько всего уровней в экзамене. Ни я, ни муж, ни наши сокурсники не смогли набрать максимальные 100 очков.
Первые три экзамена я провалила: темп обучения был для меня слишком интенсивным. Чтобы самостоятельно разобраться с заданиями и понять, как их решить, не хватало одного дня. Тогда часть задач я оставляла на завтра. Вместе с ними на следующий день приходили новые задания с новыми темами, а в голове еще не уложились предыдущие. Из-за этого я не успевала понять, как писать код, не пользуясь подсказками и интернетом.
Понимание пришло на последней неделе курса, когда новых заданий не было и все готовились к экзамену. В голове постепенно уложился материал первых двух недель, и я начала сама писать простые функции. Так я смогла сдать финальный экзамен.
Финальный экзамен длится 8 часов. Если решить задание с первого раза, начислят 9 очков, со второго — 5, с третьего — 1. Я решила три задания с первой попытки и заработала 27 очков. Этого хватило, чтобы пройти экзамен.
Несмотря на это, я не поступила на основной курс. Причину я не знаю: у школы закрытая система отбора с неясными критериями. Никто не рассказывает, как студенту отборочного курса пройти дальше. Ходят разные слухи: одни говорят, что нужно достичь как минимум третьего уровня, другие — что необходимо как можно больше часов проводить в кампусе, третьи — что надо сдать все экзамены.
Я достигла уровня 5.75, проводя в кампусе по 8 часов в сутки. Проблема была только с экзаменами: из четырех сдала всего один. Возможно, верна третья теория: чтобы поступить на основной курс, нужно хорошо сдать экзамены. Это подтверждается примером мужа. Он закончил отборочный курс с уровнем 5.92, сдал три экзамена из четырех и прошел на основной курс.