Как поступить в престижный вуз
Как поступить в престижный вуз на бюджет без репетиторов
Первый шаг поступить в любой вуз, особенно на бюджет, – подготовиться и хорошо сдать Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Как правило, родители начинают за год-два (иногда и за месяц!) до экзамена искать репетиторов.
Но всегда ли это нужно? Рассмотрим различные варианты.
Репетиторы: за и против
Необходимость обращаться к репетитору зависит от 2 факторов:
Один из немногих случаев, когда обойтись без репетитора трудно – изучение иностранного языка. Нужна разговорная практика, лучше с человеком, который жил за границей. Школьные реалии таковы, что у перегруженных учебной и внеучебной работой педагогов практически не остается времени для совершенствования собственных знаний. Не удивительно, что от идеи всеобщего ЕГЭ по иностранному языку быстро отказались.
Можно выделить следующие недостатки подготовки с репетитором:
Рассмотрим, как можно самостоятельно подготовиться, чтобы поступить в вуз на бюджетное отделение.
Первый шаг
Если выбран конкретный вуз (или группа вузов), в первую очередь, необходимо собрать информацию, сколько нужно баллов, чтобы туда поступить.
Минимальное количество баллов для поступления в любой вуз, где данная дисциплина является профилирующей, определяется приказом Министерства науки и высшего образования. До выхода приказа в текущем году можно ориентироваться на данные предыдущего года.
Следует иметь в виду: если балл по профильной дисциплине ниже установленного приказом министерства, поступить в вуз не удастся даже на платную форму обучения.
Каждый вуз может повысить это количество баллов. Поэтому следует уточнять сведения на сайте вуза. Можно обратиться в приемную комиссию (по электронной почте, телефону или в чате). Контакты также можно найти на сайте конкретного вуза.
Некоторые вузы размещают на сайте «Калькулятор ЕГЭ». Кроме того, такой калькулятор есть на специальных сервисах, которые используют базы данных со сведениями из множества вузов. Пример калькулятора можно посмотреть на сайте «Поступи онлайн», где после ввода предполагаемых баллов пользователь может получить список рекомендованных вузов и специальностей.
Организация занятий
Самостоятельная подготовка к экзаменам предполагает высокий уровень самодисциплины. Нужно составить план подготовки и стараться четко его выполнять. Заниматься нужно систематически. Молодым людям, решившим готовиться к ЕГЭ самостоятельно, важна поддержка родителей.
Правила проведения ЕГЭ могут меняться. Чтобы учесть все нюансы, нужно следить за изменениями на сайте ege.edu.ru.
В то же время отдых тоже должен быть полноценным. Иначе к экзаменам может накопиться усталость и «выгорание». В выходные лучше не заниматься. А сон обязательно должен продолжаться не менее 7-8 часов.
Альтернативы занятиям с репетитором
Есть много форм учебы, которые представляют хорошую альтернативу занятиям с репетитором и учат школьника самостоятельно мыслить и принимать решения, что, несомненно, пригодится ему в дальнейшей жизни. Рассмотрим некоторые из них.
Представители органов управления образования рекомендуют посещать дополнительные занятия у своего учителя, которые школа организует бесплатно.
Если не заниматься с репетитором, упор придется делать на самостоятельную работу. Полезными будут многочисленные пособия, в том числе от преподавателей ведущих вузов. Например, по физике, математике и информатике есть цикл пособий «ВМК МГУ – школе». Книги можно купить в книжном интернет-магазине litres.ru в формате pdf, а также приобрести их в бумажном варианте в обычных книжных магазинах или заказать через Интернет.
Отрабатывать отдельные темы можно на бесплатном образовательном портале «Решу ЕГЭ». Но следует иметь в виду, что на сайте встречаются ошибки, в том числе в формулировке заданий. Учащиеся рассказывают в сети об интересных примерах в использовании ресурса.
Пример: выпускница школы готовилась самостоятельно, используя «Решу ЕГЭ». В случае сомнений она консультировалась со своим школьным преподавателем. Хорошие учителя всегда поощряют самостоятельные занятия по своему предмету и с удовольствием помогают в подобных ситуациях.
Следует иметь в виду, что размещать видео может практически любой человек. Далеко не все объяснения достаточно квалифицированные. Кроме того, часто это самопрезентация репетитора для набора учеников.
При решении вопроса о необходимости репетитора, нужно учитывать следующий нюанс. Возможно, ребенку требуется помощь не репетитора, а психолога, чтобы повысить самооценку и уверенность в своих силах.
Особенности поступления в МГУ
Как во многих ведущих вузах, документа о баллах ЕГЭ для поступления недостаточно. В МГУ практически каждый факультет проводит дополнительные вступительные испытания (ДВИ). Программы можно найти на специализированном сайте.
Варианты заданий ДВИ за предыдущие годы можно найти на сайте МГУ. Сборники заданий ДВИ и олимпиад «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы» можно купить в киосках МГУ и на днях открытых дверей факультетов. Победители этих олимпиад поступают на бюджет в МГУ без экзаменов.
Для будущих абитуриентов и учителей школ в МГУ проводятся бесплатные мероприятия. Например, на физическом факультете это экскурсии, лабораторный практикум, курс математического моделирования для школьников, который можно пройти дистанционно, т.е. в любой точке России. Достаточно иметь компьютер и доступ к сети Интернет.
Таким образом, хорошо подготовившись к ЕГЭ и проявив должную настойчивость и любознательность, можно поступить в МГУ и бесплатно получить образование, которое котируется во всем мире.
Обучение за рубежом: как поступить в престижный университет
Об эксперте
Катя Завьялова — эксперт в области международного образования и карьеры. Выпускница и стипендиат экономического университета Bocconi и Копенгагенской бизнес-школы, автор проекта Art of Career. Проект помогает студентам и молодым специалистам достичь карьерных амбиций с помощью профессионалов, которые уже прошли аналогичный путь.
Что дает обучение за рубежом
Последние десять лет все больше студентов из России и СНГ разрушают миф о том, что обучение за границей — только для детей из богатых семей или гениев. По данным ЮНЕСКО, количество российских студентов в зарубежных вузах выросло более, чем в два раза (около 60 тыс. человек) с 2000 года. Тренд продолжает набирать обороты, и на это есть пять причин.
1. Новые рынки труда
Выпускник зарубежного вуза как минимум получает доступ к рынку труда страны, в которой он получил образование, как максимум — возможность устроиться на работу в любой точке мира. Например, выпускников Гарвардского и Оксфордского университетов рады видеть работодатели по всему миру.
Во время учебы студент может выучить локальный язык, понять культурный код, войти в местное сообщество и найти первую работу. Многие страны продлевают студенческую визу после окончания университета на год, чтобы выпускник успел найти стажировку или устроиться в компанию.
2. Обучение, заточенное на практику
Университеты и бизнес-школы обычно работают с широкой сетью коммерческих компаний и некоммерческих организаций. Сотрудники таких компаний часто участвуют в учебном процессе, а топ-менеджеры и собственники — преподают. Студенты учатся у практиков, поэтому получают максимально актуальные знания.
Например, в Bocconi University предмет «Продуктовые инновации» преподавали совместно с компанией Vodafone. В течение семестра мы проходили полный цикл создания мобильного приложения, а в конце курса презентовали наработки менеджменту компании. Лучшая команда получила финансирование на запуск минимальной рабочей версии своего приложения (MVP).
В компаниях-партнерах можно пройти стажировку во время учебы или после ее окончания, а рекрутинг студентов начинается уже в университете.
3. Редкие программы и специальности
В российских университетах до сих пор нет или не хватает программ по специфическим бизнес-специальностям, устойчивому развитию и альтернативной энергетике, гейм-дизайну и мультимедиа, искусственному интеллекту.
4. Международная сеть профессиональных контактов
Это не только одногруппники из разных стран, но и преподаватели, администрация школы, карьерный центр, корпоративные партнеры. Если студент проактивно строит и поддерживает свою сеть контактов, она даст огромные перспективы в будущем, как для академической и корпоративной карьеры, так и для старта собственного проекта.
5. Опыт жизни в другой стране с людьми из разных культур
Один из критериев рейтинга вузов и программ — разнообразие студентов в классе по образованию, профессиональному опыту, национальной принадлежности и другим признакам. Разносторонний класс на программе дает более полный опыт каждому студенту. Именно на зарубежных программах студенты регулярно работают в команде с людьми разных национальностей и культур, развивая навык работы в мультикультурной среде — один из главных навыков современного управленца.
Чем выше процент иностранных студентов, тем выше программа стоит в рейтинге. Примеры рейтингов: Financial Times для вузов и программ по бизнесу и финансам, рейтинги QS Top Universities и Times Higher Education для других специальностей.
Выбор образовательного учреждения за границей
Перед тем, как выбирать вуз и программу, поставьте четкие цели своего образования. Например, профессиональная эмиграция или получение уникальной специальности. Опираясь на цели, выбирайте программу. Учитывайте престиж университета, сложность поступления, стоимость обучения и субъективные факторы.
Престиж университета и программы, перспективы
На какие вопросы ответить:
Сложность поступления
На какие вопросы ответить:
Стоимость обучения за границей и доступность финансирования
На какие вопросы ответить:
Субъективные факторы
На какие вопросы ответить:
Как найти финансирование
Абитуриенты часто теряются в требованиях и бюрократических аспектах финансирования учебы. Из-за этого сильно переживают и откладывают обучение за границей до лучших времен. Но существует масса способов получить доступное зарубежное образование. Вот несколько вариантов:
Как поступить в зарубежный университет
Начать подготовку к поступлению следует за 1,5—2 года до начала обучения, в зависимости от уровня владения иностранным языком и готовности сдавать международные экзамены. При этом документы нужно будет подать заранее — за 6—12 месяцев. Вот примерный план подготовки.
1. Подобрать университеты и образовательные программы, опираясь на свои интересы и цели. Проверьте известные мировые рейтинги: QS Top Universities, Financial Times — для бизнес-школ, ARWU, Times Higher Education. Выберите 4—5 вузов и программ, чтобы увеличить шансы на поступление.
2. Изучить требования университетов. Если вы поступаете на магистерские программы, подготовьте подходящий пакет документов:
3. Подать заявки в университеты. Обычно документы заканчивают принимать за 6—9 месяцев до начала учебы.
4. Проверить ответы вузов. Определитесь с программой, получите студенческую визу и отправляйтесь получать зарубежное образование.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Как поступить в престижный вуз из обычной школы?
Алина Косова
Последние два года битва за бюджетные места действительно ожесточилась. Страна большая, выпускников много, ребята из разных школ мечтают начать новую жизнь в крупных городах, поступив в вуз на бюджет. Из этой статьи вы узнаете, можно ли поступить в престижный вуз из обычной школы.
Для кого-то это действительно единственный способ улучшить свою жизнь, уехать из маленького города, получить достойное образование и престижную работу. Но ученики больших городов не готовы просто так отдать бюджетные места, причем считается, что у них есть некоторое преимущество: в крупных городах качество образования выше, а значит, выше баллы ЕГЭ.
Получается, что у ученика из глубинки нет шансов на поступление? То есть, гонка изначально нечестная?
Хочешь круто подготовится к ЕГЭ? Тебе поможет учебный центр MAXIMUM! Все наши преподаватели сами сдавали этот экзамен на хороший балл. Мы ежегодно изучаем изменения ФИПИ и корректируем курсы, исходя из этого. Читай подробнее про наши курсы и выбирай подходящий!
Сегодня мы пообщаемся с ребятами из разных школ и уголков страны, и увидим ситуацию их глазами.
«Я родилась и училась в Москве. Ходила в одну школу с первого класса, в Царицыно, и она считается престижной. У нас на сатйе везде написано, какие у нас крутые учителя (стаж, МГУ, опыт, всё такое), у нас высокий балл ЕГЭ в среднем, у нас много олимпиадников. Этим очень любят хвастаться завучи, директор, родители переводят своих маленьких детей к нам, и им приходится ехать утром по 3-5 остановок на метро. Я считаю, что у нас реально хорошая школа, и что каждый, кто хочет получить знания, получит их, но проблема в том, что мало кто хочет. Я знаю многих олимпиадников и высокобалльников из нашей школы, так у них у всех курсы и репетиторы. Я не говорю, что школа плохая и не учит. Просто родители и дети считают, что вот отдал в крутую школу — и всё, ты гений. Но я уверена, что это так не работает. ЕГЭ — это прежде всего индивидуальная подготовка, такой своеобразный «челлендж» самому себе, борьба с ленью.
Не нужно думать, что успех придет только потому, что ходишь в престижную школу.
И это проблема многих московских. Мои одноклассницы до последнего не готовились к ЕГЭ, и в итоге пошли на платку. Хорошо, что я заметила проблему раньше и сразу взялась за ум, а не перекладывала ответственность на школу. Я и в школе старалась, и дополнительно ездила заниматься. Учителя и школа играют роль, но не первую. Столько умных людей к нам в Москву едет поступать, нужно стараться стать ещё умнее, чем они, потому что на ЕГЭ престиж и прописка не помогут».
Ирина, Москва
«Мы с родителями переехали в Подмосковье, когда я пошла во второй класс. Город Дзержинский, может, знаете. Мне моя школа всегда нравилась: душевно, учителя хорошие, добрые. Мы мало учились, но часто устраивали посиделки, чаепития. И честно говоря, в 10 классе я уже поняла, что к тут ЕГЭ меня не подготовят, и начала маму настраивать, чтобы она оплатила мне репетитора. Учителя наши многое не знали о ЕГЭ, давали задания, которых вообще нет уже давно, рассказывали о правилах проверки, которые, видимо, сами придумали. С сентября я записалась на курсы в Москве, взяла два предмета из трёх, поскольку, во-первых, дорога туда-обратно занимала 3 часа, а во-вторых, они стоили дорого, и мы не могли позволить себе оплатить все три.
В моём классе у всех был одинаково низкий уровень знаний: хоть мы и недалеко от Москвы, преподавали нам скорее хорошие люди, чем хорошие учителя. Мы все в классе хотели на бюджет, но почти никто не готовился по-настящему. Кто-то брал недорогих репетиторов по знакомству, кто-то сам сидел на сайтах, а кто-то просто забил. Я звала многих одноклассников с собой на курсы, но они говорили, что денег нет (ага, маникюр, спортзал, бассейн — запросто, а курсы ЕГЭ — дорого).
Все были просто в шоке, но я одна из класса сдала ЕГЭ на 90+почти всё, на бюджет я прошла, ещё человек 4-5 тоже поступили. Трое из моего класса завалили ЕГЭ и не перешли порог. Вот так бывает. Так что я думаю, если есть большое желание поступить, то всё возможно. Хоть я и из обычной школы, но я смогла пробиться в Москву в топ-вуз, просто я очень много училась, а не искала оправдания: «Нет денег, учителя не учат, плохая школа, никто не поступит и я не поступлю«. Это всегда проще всего — оправдывать себя и жаловаться, что тебе не дают знаний. Так что зависит от человека, не от школы.»
Елена, Дзержинский
«Я приехал из маленького города в тайге — Зеленогорска, я там родился, рос, ходил в школу, и могу смело сказать, что моя школа даст фору многим престижным навороченным школам Москвы. Все знают, что у нас в Сибири учителя получают не очень много, однако каждая из них старалась нам помочь разобраться в предмете, сдать ЕГЭ хорошо. Они оставались после уроков и заставляли писать сочинения, заполнять бланки, в целом, если бы не они, никто ничего бы не делал, включая меня. Я всем обязам только своим учителям, хотя, конечно, не все они были добрые и отзывчивые. Это кстати во многом повлияло на выбор предметов: почти весь класс сдавал литературу и историю, а химию и математику никто сдавать не хотел — как раз потому что одних учителей любили (они с нами занимались, интересно преподавали), а других — нет. Я знаю, что это неправильно, и, скорее всего, многие потом будут работать не по профессии, но, к слову, я так не делал: я сдавал русский, информатику и математику, готовился в школе и только в школе. Как я уже раньше отметил, учительница по математике не особо занималась с нами подготовкой к ЕГЭ, и тут я рассчитывал только на себя. В итоге сдал что-то около 50, зато по другим предметам благодаря учителям набрал 70-80. В Москву и Питер я, конечно, не проходил, а в СФУ поступил на бюджет (это хороший вуз в Красноярске). И это только заслуга учителей: я уверен, что без них я бы ничего не смог. Не могу не отметить, что у нас были люди, которые плохо сдали и не поступили, но они даже на дополнительные бесплатные занятия в школу не так что при чем тут учителя, при чем тут школа?»
Юрий, Зеленогорск
Эти истории показали нам, что для поступления на бюджет не обязательно родиться в крупном городе и ходить в престижную школу. Поступить в престижный вуз может каждый.
Конечно, хорошо, когда учителя помогают подготовиться к ЕГЭ, но даже если нет — это не приговор. Главное — желание и целеустремлённость.
Одни ученики ищут отговорки и 1000 причин, почему они не смогут поступить в престижный вуз, а другие — находят разные источники информации про способы подготовки. В наши дни их существует довольно много, например, бесплатные мастерклассы по подготовке к ЕГЭ. Например, здесь вы можете записаться на один из подобных. Надейтесь только на свои знания и не тратьте время впустую!
Как я поступила на бюджет в престижный вуз
Без высоких баллов за ЕГЭ и диплома Всероссийской олимпиады школьников
В 2016 году я поступила на бюджет в московский НИУ ВШЭ без вступительных экзаменов.
Я получила право на льготное зачисление вне конкурса, потому что выиграла перечневую олимпиаду из списка Минобрнауки. В этой статье я расскажу, какими бывают школьные олимпиады, какие льготы они дают и как к ним готовиться.
Как вообще поступить в вуз
Поступить в вуз на бакалавриат или специалитет можно разными путями.
По результатам ЕГЭ. Для каждой специальности свой перечень экзаменов. Обычно это 3 или 4 предмета. Один из них устанавливает Минобрнауки, остальные — по выбору вуза.
Некоторые вузы вправе провести дополнительные испытания. Перечень таких вузов каждый год определяет правительство по рекомендации Минобрнауки и Рособрнадзора. Каждый год список вузов меняется, но чаще всего в перечень попадают топовые заведения: МГУ, МГИМО, СПбГУ, МФТИ.
По результатам ЕГЭ и творческого испытания. Вуз может назначить дополнительное профессиональное или творческое испытание или собеседование.
В 2018—2019 учебном году кроме творческих специальностей — актеров, режиссеров, дизайнеров и архитекторов — профессиональные испытания нужно сдать для поступления на:
По результатам внутренних экзаменов. Вместо ЕГЭ можно сдать только вузовские экзамены. Этим правом обладают люди с инвалидностью, иностранные граждане, обладатели дипломов о среднем профессиональном или высшем образовании и выпускники школы до 2009 года.
Без вступительных испытаний, то есть ЕГЭ или дополнительные внутривузовские экзамены сдавать не нужно. Такую льготу при поступлении получают:
Всерос и перечневые олимпиады
Олимпиадники до сих пор ведут ожесточенные споры: Всéрос или Всерóc
Победители и призеры заключительного этапа получают право в течение 4 лет поступить на бюджет по специальности профиля олимпиады. То есть если я хотела бы поступить на экономический факультет, мне нужно было выиграть Всерос по экономике.
На первых этапах Всероса достаточно хорошего знания школьного предмета. С регионального этапа задания усложняются. Школьникам уже требуются доскональное знание материала, широкая эрудиция и творческое мышление.
Перечневые олимпиады. Другой тип олимпиад — перечневые. Это олимпиады из списка, который каждый год устанавливает Минобрнауки. Перечневые олимпиады состоят из двух этапов: заочный и очный. Часто их организуют вузы. Например, «Покори Воробьевы горы!» и «Ломоносов» — олимпиады МГУ, «Высшая проба» — НИУ ВШЭ.
Решение о приеме выпускников по результатам олимпиад из перечня каждый вуз принимает самостоятельно: за один и тот же результат один вуз может принять без вступительных экзаменов, другой — дать 100 баллов за предмет.
Базово олимпиады из перечня делятся по уровням:
У победителей олимпиады тоже есть градация: они получают диплом I, II или III степени. Это как 1, 2 и 3 места: I степень — победители олимпиады, II и III — призеры. Чем выше уровень олимпиады и диплома, тем больше льгот. В зависимости от вуза перечневая олимпиада может дать:
Учебные заведения могут каждый год менять правила рассмотрения результатов перечневых олимпиад. Актуальную информацию лучше всегда проверять на сайтах вузов.
Моя история с олимпиадами. Я участвовала в олимпиадах с начальной школы. Сначала просто проходила для галочки, потому что была хорошей ученицей и не хотела подводить классного руководителя.
В средней школе вузовские олимпиады сориентировали меня в мире профессий: сначала я хотела быть дипломатом, потому что они много путешествуют. Я решала задания по международным отношениям и географии, но поняла, что это не мое. Потом я хотела стать журналистом: ходила на олимпиады по журналистике и литературе, но там мои творческие способности никто не оценил.
К старшей школе я поняла, что мне нравится история и иностранные языки. Я сделала упор на эти предметы и участвовала во всех олимпиадах по ним в 11 классе.
Куда я хотела поступить
Я хотела учиться в престижном вузе на нетехнической специальности. Родители хотели, чтобы я училась в Москве или за рубежом. Они были готовы взять кредит на мое образование, но мне было бы неловко: высшее образование — мое желание, а не их финансовое обязательство.
Я собиралась подавать документы в МГУ, МГИМО и НИУ ВШЭ. В этих вузах высокий средний балл у зачисленных на бюджетные места. В 2016 году мне нужно было получить минимум 87,1 балла за каждый экзамен.
Забегая вперед, мой средний балл за ЕГЭ без учета олимпиад был 82,5. Для поступления на мою программу мне не хватило бы 14 баллов: всего у меня было 330 баллов, а проходной начинался с 344.
Специальность. В 11 классе я не знала точно, на кого буду поступать. Мне нравились история, обществознание, иностранные языки. С таким набором можно подавать документы на истфак, религиоведение, политологию, международные отношения, социологию, юрфак, лингвистику, философию, культурологию — и это еще не все. Информация по другим предметам и направлениям подготовки — в приказе Минобрнауки от 04.09.2014 № 1204.
За месяц до ЕГЭ я определилась с факультетом для поступления — политология в НИУ ВШЭ. Получилось это так: в лицее мы писали научно-исследовательские работы. После защиты мне предложили подать мою работу на конференцию в Вышку. Мне понравилась атмосфера и преподаватели. Особенно понравился факультет социальных наук.
Я изучила на официальном сайте учебные курсы каждой образовательной программы. Больше всего понравились политология и социология. Для социологии нужно было сдавать профильную математику на выпускных экзаменах, но запись на сдачу закончилась в декабре, поэтому я не смогла бы подать документы.
Правила приема. В каждом вузе свои правила приема. Обычно их публикуют на отдельной странице для абитуриентов. Предметы по каждой специальности имеют разный приоритет. Например, для поступления на политологию в Вышку нужно принести результаты ЕГЭ по истории, обществознанию, иностранному и русскому языку — в порядке приоритета. Если у двух абитуриентов будет одинаковое количество баллов, возьмут того, у кого выше результат по истории.
За интеллектуальные и спортивные достижения можно получить особое право при поступлении — прием без вступительных испытаний. Я не планировала участвовать в Олимпийских играх, первенствах Европы или мира, поэтому решила попробовать свои силы в учебных состязаниях.
олимпиад в перечне на 2018—2019 учебный год. 2 года назад их было 176
Подготовка к олимпиадам
Моя подготовка состояла из двух частей: подтягивание базовых школьных знаний и натаскивание на олимпиадных заданиях.
По иностранному языку и обществознанию мои результаты были неважными: я не прошла ни на региональный этап Всероссийской олимпиады, ни в очный этап вузовских олимпиад. Поэтому во втором полугодии 11 класса я больше сконцентрировалась на олимпиадах по истории.
Я прошла на регион и была приглашена в финал олимпиады «Ломоносов» по истории и политологии, «Высшей пробы» по истории и востоковедению, Московской олимпиады школьников по истории.
В олимпиадных заданиях важно знать критерии оценки. Лучше всего с ними знакомиться на примерах заданий прошлых лет. Я делала так: засекала время, как на олимпиаде, решала задания, а потом проходилась по ключам. Сначала было тяжело: мне не хватало знаний, я не соблюдала структуру и писала медленнее, чем нужно было.
Я тратила разное время на подготовку, но старалась садиться за историю не меньше, чем на час каждый день. За неделю до регионального этапа я вместо школы шесть дней провела в библиотеке. Учителя ругались, но все же шли навстречу: я проходила минимальный контроль знаний, а потом снова возвращалась к подготовке к олимпиадам и ЕГЭ.
Вот какие рекомендации могу дать по подготовке к олимпиаде по истории.
Изучать карты сражений, присоединений территорий, изменения внутренних границ регионов. Начиная с муниципального этапа, на Всеросе есть задания на историческую географию. Также этот навык пригодится на ЕГЭ.
Смотреть и запоминать портреты исторических деятелей. Это частое задание в олимпиадах — обидно терять баллы за него. У меня была флешка, где я создала папки по векам, куда сохраняла все портреты деятелей, которых встречала по ходу изучения исторического периода. Потом включала режим слайд-шоу и гоняла изображения, пока не запомнила все.
Изучать культуру. Обычно за задания с картинами, архитектурой, литературой или фильмами получают меньше всего баллов. Запоминать это сложно. Я запоминала «механически»: рисовала от руки важные памятники, читала содержания произведений и смотрела фильмы.
Общаться с ребятами из олимпиадного движения. Во Вконтакте очень развиты группы обсуждения олимпиад. В них часто ищут единомышленников для совместной подготовки.
Мне такой формат не подошел, но я общалась с несколькими ребятами, с которыми познакомилась на занятиях подготовки московской команды по истории. Мы обменивались с ними найденными материалами, поддерживали друг друга во время состязаний и вместе обсуждали поступление.
Смотреть памятные даты. В олимпиадах любят давать задания на события, которым исполнилась круглая дата в этом году. Например, на олимпиаде 2017 года по истории российской государственности было задание про выборы в Учредительное собрание, которые проходили 100 лет назад.
Как проходят перечневые олимпиады
Заочный этап перечневой олимпиады состоит из нескольких заданий, которые нужно выполнить дистанционно. Обычно на их решение дают ограниченное количество времени, но есть и олимпиады, где можно сдавать работу в течение нескольких дней. Многие гуглят ответы во время этого этапа или даже решают его вместе с учителем на уроке. Иногда время начала состязания совпадает с расписанием в школе, поэтому нужно уметь договориться о временном отсутствии на занятиях.
Иногда на олимпиаду просят принести с собой распечатанный титульный лист и бумагу для черновика. Писать в нем я рекомендую только тем, кто хорошо умеет контролировать время. Задания, не перенесенные на бланк, обычно не проверяют, а терять баллы из-за собственной нерасторопности обидно.
Отвечать нужно строго по заданию, писать максимально разборчивым почерком. Лучше не пытаться списать, но это дело совести каждого. Если поймают на списывании — удалят из аудитории и аннулируют работу.
На результаты олимпиады можно подать апелляцию. На мой взгляд, на перечневых она проходит более спокойно, чем на Всеросе или ЕГЭ. По некоторым олимпиадам можно апеллировать через интернет: в формате чата или по Скайпу.
Какую олимпиаду я выиграла
У меня получилось занять призовые места в двух олимпиадах.
Московская олимпиада школьников по истории. Дистанционный этап проходил в декабре. Было две части: «А» и «Б». В части «А» был тест с выбором одного ответа и вопросы с кратким ответом, в «Б» — работа с источниками и вопросы с подробным ответом. Проходной балл был от 110. У меня было 127 баллов: 58 — за первую часть и 69 — за вторую.
Очный этап проходил в марте и шел 3,5 часа. В нем мне помог разбор ошибок после участия во Всеросе: я хорошо справилась с проектом по русско-японской войне и работой с миниатюрами из Лицевого летописного свода.
Олимпиада «Ломоносов» по политологии. Отборочный этап проходил дистанционно в два тура. Задания были похожи на те, что бывают в олимпиаде по истории российской государственности. Они показались мне простыми.
На заключительном очном этапе меня ждал неприятный сюрприз: задания очень отличались от того, что я решала дистанционно в отборочном этапе. Там была смесь из истории, обществознания и географии.
Меньше всего я была готова к эссе. Нужно было дать оценку высказыванию Валерии Новодворской. Поскольку я изучала историю последовательно по годам, то на момент написания олимпиады с темой 90-х годов была знакома очень поверхностно.
Еще было немного обидно, что варианты сильно отличались. Например, вместо государственных символов во втором варианте нужно было сопоставить ученых и их направление деятельности или изобретение. По географии мы не учим государственную символику всех стран мира, а изобретения и имена ученых есть в обязательной программе по всемирной истории. Поэтому, на мой взгляд, сопоставить государственные символы сложнее.
Поступление по результатам олимпиады
Когда получены все дипломы олимпиад, новое испытание — сдать ЕГЭ на нужный балл. Часто олимпиадники пренебрегают подготовкой и теряют право на поступление без вступительных испытаний.
Я была очень рада, что у меня все получилось с олимпиадой, но не забывала про ЕГЭ. На самом экзамене очень нервничала, а когда сразу после окончания по памяти проверяла ответы, в панике писала знакомым: «О нет, я не набрала 75 баллов!» Волнения были напрасны: я набрала 89 баллов из 100 и смогла удержать право на бюджетное место.
Для выпускников со льготами на поступление прием документов заканчивается раньше основного потока. До этого времени нужно окончательно определиться с факультетом и образовательной программой и принести оригинал аттестата. При подаче документов право на поступление без вступительных испытаний можно использовать только один раз по одному диплому. Для этого нужно предоставить оригинал диплома или распечатанную копию из личного кабинета Российского совета олимпиад школьников.
29 июля 2016 года меня зачислили на бюджет образовательной программы «политология» в НИУ ВШЭ. Я добилась своей цели — получила право на поступление без экзаменов с помощью перечневой олимпиады. Надеюсь, что при должном упорстве у других старшеклассников тоже получится.