Как поступить в органы прокуратуры
Как поступить в органы прокуратуры
Статья 40.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров
(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция», или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», или высшее образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Юриспруденция», с присвоением квалификации «юрист», обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 06.02.2020 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 233-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
имеет гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
имело или имеет судимость;
имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника. Порядок медицинского освидетельствования лица на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, и форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, утверждаются Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 06.11.2011 N 297-ФЗ, от 21.07.2014 N 233-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 21.07.2014 N 233-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.
2.1. Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе также в случае прекращения гражданства Российской Федерации.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 367-ФЗ)
3. Лица принимаются на службу в органы и организации прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 233-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Профессия прокурор: что делает, сколько зарабатывает и где учиться
Прокурор сегодня – это престижная и чаще всего прибыльная профессия. Многие выпускники школ хотят пойти учиться на эту профессию, рисуя в своем воображении восстановление справедливости, почести и другие романтичные картины. Но так ли с данной профессией все радужно и романтично? Разберемся вместе в нашей статье.
Чем занимается прокурор и его функции
Прокуратура – это гос.орган, который от имени РФ осуществляет надзор за правильным исполнением правил Конституции РФ и выполнением законов всеми гражданами нашей страны, а также министерствами, ведомствами и органами местного самоуправления.
Таким образом, каждый работник системы следит за тем, чтобы права человека были соблюдены и наказывают тех, кто их нарушает. Если гражданин видит, что его права не соблюдают или нарушают, он должен обращаться в прокуратуру, и там уже будут проверять факт нарушения прав и осуществлять наказание тех, кто их нарушил.
Прокурор – это главный суд.представитель стороны Обвинения. В суде он выполняет функции обвинителя. Он в обязательном порядке должен иметь высшее юридическое образование.
Считается, что данная профессия особо опасна, так как она напрямую связана с раскрытием мошеннических и коррупционных схем, расследованием превышения полномочий чиновниками и нарушением Закона очень влиятельных людей. Нередки случаи попыток оказывания давления на государственных обвинителей влиятельными людьми, угроз и запугиваний. Это профессия, требующая стойкости и честности.
Права и обязанности
Большинство рабочего времени эти сотрудники проводят за бумажной работой в офисе, однако часто возникает необходимость выезда на место происшествия для сбора оперативной информации и доказательной базы.
В список обязанностей входит:
Бывший прокурор Крыма Наталья Поклонская
Стоит понимать, что данная должность накладывает серьезные ограничения на жизнь того, кто ее выберет. Во-первых, он не имеет права вести любую предпринимательскую или политическую деятельность, а также работать в коммерческих структурах. Такие ограничения связаны с тем, что это может негативно сказаться на беспристрастности сотрудника (а это одно из главных его обязанностей).
Права:
Во время судебного процесса он состязается с адвокатом обвиняемого. Это сложный процесс, так как в российском законодательстве имеется закон о презумпции невиновности – то есть любое недоказанное правонарушение считается несовершенным до доказания обратного.
Необходимые качества
Трудоустройство — где может работать прокурор
Начнем с того, что это должность, а не профессия. Профессией его является юрист. Стать прокурором сложно, поэтому тем, кто уже им стал – открыты дороги во многие структуры:
Другие должности в прокуратуре
Иерархия в прокуратуре следующая:
Зарплата прокурора в России и за рубежом
Получить эту должность сразу после окончания института невозможно, первым шагом на пути к карьере станет должность помощника. А если он хорошо себя проявит и наберется опыта – тогда уже есть шанс стать полноправным и высокооплачиваемым специалистом.
Стоит приготовиться к тому, что карьера в той области строится долго, но результат оправдывает средства. Самой высшей должностью в этой сфере деятельности является Генеральный прокурор РФ.
Таблица годовых заработков прокуроров в странах Европы (в евро):
Плюсы и минусы профессии
К плюсам работы можно отнести:
Минусов тоже немало:
Где учиться на прокурора в России
Для устройства на подобную должность необходимо закончить ВУЗ по специальностям:
Все эти специальности можно получить в любом институте МВД или Минобороны, а также в любом другом юридическом ВУЗе. Самыми престижными ВУЗами для получения этой профессии считаются:
Каждый выпускник юр.факультета имеет возможность работать на данной должности.
Что сдавать — какие предметы
Чтобы поступать на юридический факультет, выпускники школ должны сдавать ЕГЭ по математике (базовый), русскому языку (обязательный), обществознанию(обязательный), историю (профильный). В некоторые ВУЗы также требуется английский язык (профильный) — к примеру, в РУДН и т.д.
Сколько учиться на прокурора после 9 и 11 класса
Необходимо высшее юридическое образование. Значит, нужно поступить в ВУЗ после 11 класса и проучиться там 5 лет. После 9 класса можно поступить в юридический колледж, а затем уже в ВУЗ – в этом случае процесс получения высшего юридического образования займет больше времени, зато поступить в институт после колледжа гораздо проще.
Как становятся криминалистами, сколько они получают и стоит ли обучаться этой профессии
Профессия Кинолог: кто это такой, чем занимается, где учиться и работать
Работа полицейским: 12 занимательных фактов о том, как обучиться и начать работать в полиции
Кому положена социальная стипендия в 2020 году — размер и последние изменения
Как будут учиться ВУЗы России с 1 сентября 2020 года — будет ли дистанционное обучение
Колледж и школа полиции для выпускников 9 и 11 класса: все о поступлении и учебе
Документы
Условия и порядок приёма на службу в органы прокуратуры, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на прокурорские должности в прокуратуре, определены Федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации», «Об основах государственной службы Российской Федерации», законодательством о труде и другими нормативными актами.
Согласно п.2 ст. 40-1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры, если оно:
К числу специальных требований подбора на должности прокурора (п.1 ст.40.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» ) относятся:
Лица принимаются на службу в органы прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределённый срок или определённый срок.
По вопросу трудоустройства в органы прокуратуры граждане обращаются к городским и районным прокурорам по месту жительства.
Немаловажное значение имеет также собеседование (беседа) руководителя прокуратуры с кандидатом на должность. Цель беседы — получение дополнительной информации о биографии кандидата и составление представления о нём как о личности, формирование мнения о его интеллекте, начитанности, интересах, умении грамотно и логично излагать свои мысли. В ходе собеседования выявляются волевые и характерологические особенности кандидата, его склонность и стремление к данной профессии (мотивация).
Ознакомившись с личностью кандидата на замещение вакантной должности помощника прокурора (впервые назначаемых на должность), в случае положительного решения горрайспецпрокурор направляет на имя прокурора области мотивированное ходатайство о назначении этого лица на соответствующую должность.
После поступления в отдел кадров ходатайства горрайспецпрокурора и перечисленных документов кандидат на должность направляется на психологическое тестирование, целью которого является определение степени его соответствия требованиям прокурорской специальности.
Решение вопроса о назначении на должность кандидата принимается только после получения результатов (заключения) психологического тестирования.
Условия приема граждан на должности федеральной государственной гражданской службы в органы прокуратуры
Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1534 утвержден Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы. В соответствии с Реестром к должностям федеральной государственной гражданской службы органов прокуратуры относятся следующие должности:
В аппарате прокуратуры Московской области
Должности категории «руководители», главная группа должностей:
— Заместитель начальника отдела*
Должности категории «специалисты», старшая группа должностей:
Должности категории «обеспечивающие специалисты», старшая группа должностей:
— Старший специалист 1 разряда
— Старший специалист 2 разряда
Примечание: * — руководители отделов, обеспечивающих деятельность прокуратуры и не являющихся оперативными отделами.
В городских, районных и специализированных прокуратурах:
Должности категории «специалисты», старшая группа должностей:
Должности категории «обеспечивающие специалисты», старшая группа должностей:
— Старший специалист 1 разряда
— Старший специалист 2 разряда
младшая группа должностей:
— Специалист I разряда
Согласно ст. 12 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы к должностям федеральной государственной гражданской службы установлены квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к должностям начальник отдела, заместитель начальника отдела включают в себя:
1. наличие высшего профессионального образования;
2. стаж работы не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет работы по специальности (Указ Президента Российской Федерации от 27.10.05 № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих»).
Квалификационные требования к должностям главного специалиста и ведущего специалиста включают в себя:
1. наличие высшего профессионального образования соответствующего направлению деятельности;
2. без предъявления требований к стажу работы — Указ Президента Российской Федерации от 26.07.2008 № 1127
Квалификационные требования к должностям старшего специалиста 1 разряда, старшего специалиста 2 разряда, специалиста 1 разряда включают в себя:
1. наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности;
2. без предъявления требований к стажу работы — Указ Президента Российской Федерации от 26.07.2008 № 1127.
На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» и Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» поступление граждан на гражданскую службу для замещения должностей гражданской службы осуществляется на конкурсной основе. Конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы (специалиста 1 разряда), по решению представителя нанимателя. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций.
Уточнены квалификационные требования к кандидатам в прокуроры
Jirsak / Depositphotos.com |
Федеральным законом от 6 февраля 2020 г. № 15-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре), конкретизирующие требования к уровню образования кандидатов в прокуроры, а также особенности подготовки прокурорских кадров. Так, ранее в п. 1 ст. 40.1 Закона о прокуратуре к лицам, претендующим на должности прокуроров, предъявлялись требования к наличию высшего юридического образования без определения его уровня.
Новая редакция данного пункта предусматривает в этой части условие, по которому прокурорами могут быть граждане РФ, получившие высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» при наличии диплома бакалавра по этому же направлению, либо высшее образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Юриспруденция», с присвоением квалификации «юрист». При этом новым законом оговорено, что граждан, уже имеющих бакалавриат по направлению «юриспруденция» в рамках ранее заключенных договоров о целевом обучении в целях дальнейшего трудоустройства в органах прокуратуры, данные требования к уровню высшего образования не коснутся.
В ст. 43.5 Закона о прокуратуре предусматриваются дополнения о том, что особенности заключения договора о целевом обучении с обязательством прохождения службы в органах и организациях прокуратуры теперь будут определяться Генеральным прокурором РФ. Также прописывается, что в случае неисполнения обязательств по таким целевым договорам лицами, обучающимися или уже получившими высшее образование, они должны нести ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Изменения в закон обусловлены необходимостью обеспечения единого подхода к решению кадровых вопросов в системе государственной службы РФ, совершенствования порядка поступления на службу и подготовки кадров в системе органов прокуратуры. Поправки вступят в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования закона, то есть 17 февраля.
Порядок поступления и условия прохождения
Квалификационные требования к должностям гражданской службы
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «специалисты» старшей группы должностей гражданской службы входит наличие высшего образования.
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей группы должностей гражданской службы входит наличие профессионального образования.
Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.
Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса.
Для прохождения конкурса необходимо знать:
Конституцию Российской Федерации;
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»
Закон от 17.01.1997 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 № 450 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации».
Документы принимаются по адресу: пл. Крестьянская Застава,
д. 1, Москва, 109992.
Тел.: (495) 955-98-80.
Для участия в конкурсах представляются следующие документы:
а) личное заявление (пишется от руки);
б) собственноручно заполненная и подписанная анкета по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 26.05.2005 № 667-р, с приложением фотографии;
в) автобиография (подробно отражаются биографические данные кандидата, место регистрации и фактического проживания, образование, перемещение по работе (службе), семейное положение, сведения о близких родственниках и иная информация, которую кандидат желает сообщить о себе);
г) копия паспорта или заменяющего его документа, а также копии свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;
д) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, квалификацию и стаж работы:
— копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);
е) копия свидетельства о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
ж) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;
и) копия финансового лицевого счета, выписка из домовой книги, документы, подтверждающие право собственности на жилье;
к) заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации (приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009
№ 984н), справки из психоневрологического и наркологического диспансеров; для проживающих в г. Москве – в соответствии с приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 24.03.2010 № 468;
м) сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи (Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» в ред. Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2014
№ 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»), с приложением справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ и выпиской из лицевого счета за соответствующий период;
н) сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, размещал общедоступную информацию, а также данные, позволяющие его идентифицировать за три календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу, по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2016
№ 2867-р;
о) документ, подтверждающий отсутствие гражданства другого государства, лицам независимо от места рождения, не имевших на 06.02.1992 регистрации по месту жительства в Российской Федерации
(т.е. на дату вступления в силу Закона Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации») и прибывших на территорию Российской Федерации после 06.02.1992, в том числе в несовершеннолетнем возрасте и первично документированных Российским паспортом в Российской Федерации.
Государственный гражданский служащий иного государственного органа, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет заявление установленной формы и собственноручно заполненную, подписанную и заверенную кадровой службой государственного органа,
в котором государственный гражданский служащий замещает должность государственной гражданской службы, анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005
№ 667-р, с приложением фотографии.
Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности.
Победитель определяется по результатам проведения конкурса открытым голосованием простым большинством голосов членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании.
Кандидатам, участвующим в конкурсе, о результатах конкурса направляется сообщение в письменной форме в 7-дневный срок со дня его завершения.
При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов, а также на основе конкурсных процедур с использованием тестовых испытаний и индивидуального собеседования.
Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условия прохождения гражданской службы в прокуратуре г. Москвы
Служебное время.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для гражданских служащих прокуратуры г. Москвы устанавливается пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов с двумя выходными днями (суббота и воскресенье).
Продолжительность служебного времени: с понедельника по четверг
с 9-00 до 18-00, в пятницу с 9-00 до 16-45. Накануне праздничных дней служебное время сокращается на один час.
Денежное содержание.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из:
1. месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы;
2. месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы;
3. ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет
на гражданской службе (в размере от 10 % до 30 % должностного оклада);
4. ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы (от 60 % до 90 % должностного оклада);
5. ежемесячного денежного поощрения;
6. единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (в размере двух месячных окладов денежного содержания);
7. премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа.
Отпуска.
Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит
из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.
1. Гражданским служащим предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
2. Гражданским служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью:
Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
Гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных законодательством, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 № 63«О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения».
Основные права гражданского служащего
1. Гражданский служащий имеет право на:
1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
9) защиту сведений о гражданском служащем;
10) должностной рост на конкурсной основе;
11) дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;
12) членство в профессиональном союзе;
13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;
14) проведение по его заявлению служебной проверки;
15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
16) медицинское страхование в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Основные обязанности гражданского служащего
1. Гражданский служащий обязан:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
1.1. Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Ограничения, связанные с гражданской службой
1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу,
а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе
в случае:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;
11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);
12) непредставления сведений, предусмотренных статьей 20.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, перечисленных выше, устанавливаются федеральными законами.
3. Ответственность за несоблюдение ограничений, перечисленных выше, устанавливается Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.
Запреты, связанные с гражданской службой
1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
1) замещать должность гражданской службы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 6 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
3) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;
5) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
6) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
8) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
10) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
12) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
13) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
1.1. Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
2. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
3.1. Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Ответственность за несоблюдение запретов устанавливается Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.
Требования к служебному поведению гражданского служащего
1. Гражданский служащий обязан:
1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;
5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;
7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
9) проявлять корректность в обращении с гражданами;
10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
Общие принципы служебного поведения государственных служащих
2. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;
г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;
з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;
и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;
н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;
о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;
р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации;
т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.
3. Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призваны:
а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;
б) принимать меры по предупреждению коррупции;
в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.