Как поступить в аспирантуру медицинскую

Аспирантура ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России: вопросы и ответы

Возраст не тот. Не справлюсь. Нет времени… Будущих аспирантов волнует огромное количество вопросов. Надеемся, что многие ответы вы найдете в этом материале и утвердитесь в своем желании поступить в аспирантуру. На вопросы об аспирантуре отвечает Светлана Юрьевна Астанина, к.п.н., руководитель Методического симуляционно-аккредитационного центра Института повышения квалификации и аккредитации ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России.

Существуют ли возрастные ограничения для поступления в аспирантуру?

Нет, нормативные документы это не регламентируют. Возрастные ограничения для поступающих в аспирантуру отсутствуют в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации». В аспирантуру человек поступает тогда, когда он работает над актуальной проблемой исследования. У него есть потребность в проведении исследования и желание учиться. По закону «Об образовании в Российской Федерации» аспирантура сейчас относится к третьему уровню высшего образования, и если человек никогда в аспирантуре не учился, он может использовать эту возможность.

Чем отличается аспирантура от соискательства?

Аспирантура – это системное обучение, основанное на освоении образовательной программы. По окончании аспирантуры выдается диплом с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель – исследователь». Диплом выдается после освоения программы аспирантуры и успешной государственной итоговой аттестации (ГИА). А вот соискательство не подразумевает освоения образовательной программы. Оно предназначено для организации научно-исследовательской работы по определенной проблеме. По окончании соискательства защищается диссертационная работа, но диплом, подтверждающий присвоение квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь», не выдается.

Какие преимущества есть у аспирантуры, а какие – у соискательства? Можно сказать однозначно, что лучше один или другой вариант?

Преимущества есть и в том, и другом случае. Аспирантура – это еще один уровень высшего образования и еще один диплом, подтверждающий квалификацию. Это позволяет специалисту организовывать научную деятельность, проводить исследования, преподавать в вузах, учреждениях ДПО. Такое право есть у аспиранта, даже если он не защитил диссертацию. Соискательство позволяет заниматься только исследованиями по конкретной научной проблеме, не отвлекаясь на освоение образовательной программы.

Многие воспринимают аспирантуру как следующую ступень ординатуры. Это правильно?

Нет. Аспирантура и ординатура находятся на одном уровне высшего образования, но задачи у них разные. Задача ординатуры – подготовка врача к практической деятельности по определенной медицинской специальности. Задача аспирантуры – подготовка специалиста к научно-исследовательской работе и преподавательской деятельности.

Можно ли стать кандидатом медицинских наук в более короткие сроки?

Если человек поступил в аспирантуру и работа у него уже сделана, то научный руководитель подает заявление о формировании индивидуального учебного плана, реализуемого в форме ускоренного обучения. В этом случае аспирант может окончить аспирантуру гораздо раньше и подать свою работу в диссертационный совет. Тем не менее для получения степени кандидата наук требуется диплом, полученный по окончании аспирантуры.

Во время пандемии по тем или иным причинам образовательный процесс может «подтормаживать». Здесь тоже возможны коррективы. Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина (уровень подготовки кадров высшей квалификации) определено, что срок обучения в очной аспирантуре три года – это 180 зачетных единиц, из них 60 единиц – каждый год. Но в том же стандарте оговаривается, что по ряду причин, по состоянию здоровья, в связи с какими-либо ограничениями, при форс-мажорных обстоятельствах количество зачетных единиц в год может быть увеличено до 75, но не более. Освоение программы при таком увеличении ее трудоемкости возможно только при составлении индивидуального учебного плана.

Зачастую провал экзамена кандидатского минимума служит причиной прекращения обучения в аспирантуре. Не сдал – нужно уходить?

Ни в коем случае. При получении неудовлетворительной оценки на экзамене на промежуточной аттестации, аспирант вправе его пересдать. Преподаватели должны обеспечить эту возможность и подвести к успешной сдаче экзамена. Преподаватель тоже несет ответственность за успешную сдачу экзаменов. Существуют самые разные формы подготовки – не только лекции, но и индивидуальные занятия, консультации. Преподаватель должен увидеть, в чем проблема, почему аспирант плохо усваивает тот или иной предмет кандидатского минимума и исправить ситуацию. Неуспешность промежуточной аттестации – это не только большая проблема аспирантов, но и преподавателей. Чтобы на промежуточной аттестации не было неожиданностей, преподаватель должен вести регулярный текущий контроль успеваемости. Это позволяет отслеживать динамику за полгода. Хотя промежуточная аттестация должна проходить по окончании освоения той или иной учебной дисциплины

Какие веские причины для отчисления аспиранта из аспирантуры?

Веской причиной является только одна – регулярная неуспеваемость, которая не позволяет осваивать программу. При этом хочу подчеркнуть, у аспиранта есть право пересдачи, сроки промежуточной аттестации должны переноситься на время, удобное как для преподавателя, так и для обучающегося. Но если при назначении времени и создании условий для пересдачи сохраняется задолженность аспиранта, то его предупреждают о регулярной неуспеваемости, которая дает основание ставить вопрос об отчислении.

Где лучше учиться в аспирантуре – в медицинском университете или научно-исследовательском центре?

Федеральный государственный образовательный стандарт, например по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина, устанавливает единые стандартные требования для всех образовательных и научных организаций, которые имеют право обучать в аспирантуре. Стандартизация заключается в том, что определяются единые требования к результату подготовки выпускников, т.е. какими компетенциями должен обладать выпускник аспирантуры, для всех научно-исследовательских, медицинских и образовательных организаций. В свою очередь эти требования определяют, во-первых, требования к структуре программы, к объему учебных часов в виде зачетных единиц на каждый год, распределенных на базовую и вариативную часть, на практику и научные исследования. Во-вторых, стандартизируются условия реализации программ (требования к материально-технической базе, электронной информационно-образовательной среде, к уровню подготовки профессорско-преподавательского состава и т.п.).

Что такое электронная информационно-образовательная среда?

Помимо сайта, в каждой организации должна быть разработана электронная информационно-образовательная среда, доступ в которую имеет каждый аспирант и преподаватель. Аспирант должен иметь возможность входить в свой личный кабинет в любое время, из любой географической точки, иметь доступ к учебному плану, рабочим программам, календарному графику, иметь возможность общаться с преподавателем, обращаться к нему по тем или иным вопросам. В личном кабинете собирается портфолио аспиранта – его достижения, оценки, участие в конференциях, результаты выполнения работ, рецензии преподавателей. Введение в образовательный процесс электронной информационно-образовательной среды началось в 2014 году. Государство в лице Рособрнадзора контролирует эту работу, и каждые 6 лет специальная комиссия проверяет готовность организации к выполнению этих требований, регламентированных федеральным государственным образовательным стандартом. Конечно, это затратно для образовательной организации, но это все окупается качеством подготовки аспирантов.

Может ли соискатель, к примеру работающий анестезиологом-реаниматологом, защитить диссертацию по кардиологии?

Да, может. Самое главное, что у него есть специальность «Лечебное дело». Да и тема диссертации может быть по двум специальностям, это зависит от объекта и предмета исследования. Такое возможно, особенно если они охватывают междисциплинарное направление.

Можно ли быть соискателем и проводить научную работу в одной организации, а защищаться в диссертационном совете другой организации, не будучи там соискателем?

Да, можно. Соискательство преимущественно определяет базу для исследования. Соискателю нужны база и научный руководитель. А вот диссертационные советы по всем специальностям есть далеко не в каждой организации. Поэтому это нормально, если работа выполнена в одной организации, а подается в диссовет другой организации. Также соискатель или аспирант могут начать научную работу в одном учреждении, а потом с результатами научного исследования, набранным материалом перейти в другое учреждение и уже там финализировать ее. Здесь только важно, чтобы при переходе в другую организацию проблема исследования не противоречила предмету и объекту исследования.

Будущих аспирантов пугает перспектива того, что все надо будет делать одновременно – писать дизайн исследования, утверждать тему, осваивать дисциплины по специальности, писать обзоры. Так ли на самом деле все страшно?

На самом деле все происходит не так. Календарный учебный график составлен так, что начало у аспиранта не совпадает с началом изучения дисциплин. Первые 2 месяца он находится в стадии подготовки к работе – план, обзор литературы, готовится к защите темы. И никакие дисциплины в этот момент не изучаются. Они отодвинуты на февраль – апрель. Аспиранты с первого дня знакомятся с руководителем, с базой, получают задачу провести обзор литературы по проблеме исследования, и это важно, чтобы они смогли подойти к утверждению темы (по нормативам она должна быть утверждена в первые три месяца). И это правильно. Не так уж много времени у аспиранта – 3 года, и важно, чтобы аспирант знал тему своего исследования, а она рождается из знания проблемы.

Для соискателей никакой программы нет. Есть руководитель, определяется тема. Как правило, соискатели приходят уже с определенным заделом. Им требуется завершение исследования и оформление диссертации. Их в этом направляет руководитель, готовя к сдаче кандидатского минимума. В образовательной организации всегда в расписании есть время и период сдачи кандидатских экзаменов для соискателей, проводятся консультации. Если соискатель хочет посещать дополнительно занятия, например по истории и философии науки, он может написать заявление об этом, и эта возможность ему будет предоставлена.

Если аспирант закончил обучение, получил диплом, но не смог защитить диссертацию?

Обычно считают, что результат обучения в аспирантуре – диссертация. А на самом деле – результатом является успешное освоение программы и успешная аттестация. Аспирант может получить диплом, получить квалификацию «Исследователь. Преподаватель – исследователь», а диссертацию защитить позднее. Лимит времени по подаче работы в диссертационный совет определяется только актуальностью самой работы. Однако при любой защите есть требования к диссертационной работе – наличие определенного количества статей в журналах ВАК, научные и учебные работы, апробации. Результаты экзаменов кандидатского минимума срока давности не имеют.

Подготовлено по материалам интернет-трансляции.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ ОБ АСПИРАНТУРЕ ФГБУ «НМИЦ ТПМ» МИНЗДРАВА РОССИИ

База подготовки ординаторов и аспирантов – собственная клиника и консультативно-диагностическое отделение, научные подразделения Центра. Клиническая база (три кардиологических (включая операционные), терапевтическое и неврологическое отделения) оснащена современным оборудованием, позволяющим оказывать специализированную медицинскую помощь пациентам, в том числе высокотехнологичную.

Обучение осуществляется по следующим направлениям

31.06.01 Клиническая медицина (профиль: кардиология; внутренние болезни)

32.06.01 Медико-профилактическое дело (профиль: общественное здоровье и здравоохранение)

Источник

Требования для поступающих в аспирантуру и аспирантов

КАНДИДАТСКИЙ ЭКЗАМЕН ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

К сдаче кандидатского экзамена аспирант/соискатель допускается после выполнения им всей программы в соответствии с учебным планом и при положительной аттестации ведущего преподавателя.

К аттестации представляется:

(2) самостоятельно выполненный письменный зачетный перевод статьи по теме диссертации из современного иноязычного периодического издания, заверенный научным руководителем аспиранта с отметкой о зачете ведущего преподавателя по иностранному языку (15 тыс. знаков);

(3) терминологический словарь по специальности/теме научного исследования, составленный по прочитанным материалам (200 терминов).

Все три работы оформляются по соответствующей форме и сдаются перед началом экзамена для занесения в официальный протокол.

Кандидатский экзамен включает:

· изучающее чтение (со словарем) и письменный перевод фрагмента оригинального текста по теме диссертации/по специальности (2200-2500 знаков, 45 минут)

· ознакомительное чтение (без словаря) фрагмента научного текста по теме диссертации/по специальности (1500 знаков, 10 минут) и передача основных положений текста на родном языке

· ознакомительное чтение (без словаря) текста общемедицинской тематики (1800-2000 знаков, 10 минут) и передача основных положений текста на иностранном языке

· беседа с экзаменаторами на иностранном языке по вопросам, связанным со специальностью и научной работой аспиранта.

ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ СОИСКАТЕЛЕЙ

(Порядок сдачи кандидатского экзамена без подготовки на кафедре иностранных языков)

Соискатель, сдающий кандидатский экзамен экстерном (без подготовки на кафедре иностранных языков), допускается к экзамену после самостоятельного выполнения им всей программы в соответствии с учебным планом и при положительной аттестации ответственного преподавателя.

Итог самостоятельной работы соискателя (экстерна) подводится в форме зачета, успешная сдача которого является допуском к кандидатскому экзамену.

К зачету соискатель (экстерн)

(1) предоставляет список литературы на иностранном языке по теме диссертационного исследования, прочитанной в процессе самостоятельной подготовки к экзамену (общий объем 500-600 тыс. знаков), а также ряд статей для выборочной проверки ответственным преподавателем;

(2) выполняет самостоятельно письменный перевод аутентичного текста научной статьи по теме диссертации (15 тыс. знаков);

(3) составляет по прочитанным материалам терминологический словарь по специальности/теме диссертационного исследования (200 терминов и терминологических словосочетаний).

Все три работы с отметкой ответственного преподавателя о зачете указанного материала оформляются по соответствующей форме и сдаются перед началом экзамена для занесения в официальный протокол.

Кандидатский экзамен включает:

· изучающее чтение (со словарем) и письменный перевод фрагмента оригинального текста по теме диссертации/по специальности (2200-2500 знаков, 45 минут)

· ознакомительное чтение (без словаря) фрагмента научного текста по теме диссертации/по специальности (1500 знаков, 10 минут) и передача содержания текста на родном языке

· ознакомительное чтение (без словаря) текста общемедицинской тематики (1800-2000 знаков, 10 минут) и передача основных положений текста на иностранном языке

· беседа с экзаменаторами на иностранном языке по вопросам, связанным со специальностью и научной работой аспиранта.

Источник

Аспирантура

б) количество мест для приема на обучение по различным условиям поступления:

Наименование укрупненной группы направлений подготовки

Контрольные цифры приема

По договорам об оказании платных образовательных услуг

Очная форма обучения:

Науки о здоровье и профилактическая медицина

Заочная форма обучения:

Науки о здоровье и профилактическая медицина

Очно-заочная форма обучения:

г) по различным условиям поступления:

· раздельно по очной, заочной формам обучения;

· раздельно по программам аспирантуры в зависимости от их направленности (профиля): по каждому направлению подготовки или по каждой программе аспирантуры (совокупности программ аспирантуры) в пределах направления подготовки (по различным программам аспирантуры прием на обучение может проводиться различными способами);

· раздельно в рамках контрольных цифр и по договорам об оказании платных образовательных услуг;

д) информация о вступительных испытаниях, в том числе:

− перечень вступительных испытаний и их приоритетность при ранжировании списков поступающих;

− шкала оценивания и минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания;

− информация о формах проведения вступительных испытаний;

Уровень знаний поступающего в аспирантуру оценивается экзаменационной комиссией по десятибалльной шкале. Каждое вступительное испытание оценивается отдельно.

Вступительные испытания проводятся в письменной форме.

Вступительные испытания в Университете проводятся на русском языке.

Критерии преобразования результатов тестирования в 10-ти балльную шкалу:

Кол-во правильных ответов

Иностранный язык – экзамен в виде тестирования (комплекс, состоящий из грамматики, лексики и ситуационных задач на понимание текста).

Критерии преобразования результатов тестирования по иностранному языку в 10-ти балльную шкалу:

Кол-во правильных ответов

з) информация о порядке учёта индивидуальных достижений поступающих;

Поступающие на обучение вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме на обучение.

Учет результатов индивидуальных достижений осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения.

Баллы, начисленные за индивидуальные достижения, включаются в сумму конкурсных баллов.

Поступающий представляет документы, подтверждающие получение индивидуальных достижений, которые вкладываются в личное дело поступающего.

Университетом учитываются следующие индивидуальные достижения поступающих:

Наличие диплома о высшем образовании с отличием

Публикация в научном издании, индексируемом в базах данных Scopus или Web of Science в течение двух лет, предшествующих дню завершения приема

Учет каждого из критериев осуществляется только один раз.

к) информация об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов

В Университете должны быть созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания).

Вступительные испытания для поступающих инвалидов проводятся в отдельной аудитории.

Число поступающих инвалидов в одной аудитории не должно превышать:

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих инвалидов, а также проведение вступительных испытаний для поступающих инвалидов в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников Университета или привлеченных лиц, оказывающего поступающим инвалидам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с работниками Университета, проводящими вступительное испытание).

Продолжительность вступительного испытания для поступающих инвалидов увеличивается по решению Университета, но не более чем на 1,5 часа.

Поступающим инвалидам предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний.

Поступающие инвалиды могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.

При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих инвалидов:

— задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;

— письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;

— поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

2) для слабовидящих:

-обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

-поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств;

— задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;

3) для глухих и слабослышащих:

— обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется;

— звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

предоставляются услуги сурдопереводчика;

4) для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);

5) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, по решению Университета проводятся в письменной форме;

6) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:

— письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

— вступительные испытания, проводимые в письменной форме, по решению Университета проводятся в устной форме.

Условия, указанные выше, предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.

Поступающий (доверенное лицо) имеет право подать в апелляционную комиссию апелляцию о нарушении, по мнению поступающего, установленного порядка проведения вступительного испытания и (или) о несогласии с полученной оценкой результатов вступительного испытания.

Апелляция подается одним из способов, указанных в пункте 17 Правил.

В ходе рассмотрения апелляции проверяется соблюдение установленного порядка проведения вступительного испытания и (или) правильность оценивания результатов вступительного испытания.

Апелляция подается в день объявления результатов вступительного испытания или в течение следующего рабочего дня. Апелляция о нарушении установленного порядка проведения вступительного испытания также может быть подана в день проведения вступительного испытания.

Рассмотрение апелляции проводится не позднее следующего рабочего дня после дня ее подачи.

Поступающий (доверенное лицо) имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции.

После рассмотрения апелляции апелляционная комиссия принимает решение об изменении оценки результатов вступительного испытания или оставлении указанной оценки без изменения.

Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии доводится до сведения поступающего (доверенного лица). Факт ознакомления поступающего (доверенного лица) с решением апелляционной комиссии заверяется подписью поступающего (доверенного лица).

Проведения вступительного испытания дистанционно, а также дистанционное рассмотрение апелляций в Университете не проводится.

Поступающий может направлять (представлять) в университет документы, необходимые для поступления (информацию), следующими способами:

1) в электронной форме посредством электронной информационной системы университета;

2) через операторов почтовой связи общего пользования. В случае направления документов, необходимых для поступления, через операторов почтовой связи общего пользования (по адресу: 127473, г. Москва, ул. Делегатская, д. 20 стр. 1, Московский государственный медико-стоматологический Университет (Приёмная комиссия)) указанные документы принимаются, если они поступили в Университет не позднее 13 августа 2021 г.
Документы, отправленные на другие адреса Университета, приемной комиссией не рассматриваются.

3) лично (по адресу: ул. Долгоруковская д.4, стр.3, «Приемная комиссия», каб. №202).

Адрес для переписки: 127473, г. Москва, ул. Делегатская, д. 20 стр. 1, Московский государственный медико-стоматологический Университет (Приёмная комиссия), указанные документы принимаются, если они поступили в Университет не позднее 13 августа 2021 г..

Документы, отправленные на другие адреса Университета, приемной комиссией не рассматриваются.

2) не позднее 1 июня:

а) количество мест для приема на обучение в рамках контрольных цифр по различным условиям поступления с выделением целевой квоты.

Наименование укрупненной группы направлений подготовки

Места в рамках контрольных цифр приема (по общему конкурсу)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *