Как поступить при мелком дтп
Как не потерять права из-за мелкого ДТП?
Поцарапать чужую машину и остаться без прав? Легко! Почему так происходит и как этого избежать, расскажем в нашей статье.
Представьте ситуацию: один водитель, выезжая с парковки, чуть-чуть задел автомобиль, припаркованный рядом. Владельца второго автомобиля на месте нет, контактов нет, а первый — торопится. Инспектор ГИБДД, которому положено звонить в таких ситуациях, при этом может заявить, что у него нет времени и в ближайшие часы он не приедет. Как поступят многие в этой ситуации? Оставят записку с объяснением и своими контактными данными, чтобы пострадавший мог связаться с ними и получить компенсацию. Но, оказывается, если пострадавший принципиален, виновника могут вызвать в суд и лишить водительских прав.
А это уже гораздо более серьезно, чем небольшая царапина.
Чем будет аргументировано такое решение? Виновник скрылся с места правонарушение.
Кто виноват и что делать?
Формально по закону в данном случае водитель действительно не прав. Даже если инспектор сразу приехать не может, оставлять место происшествия нельзя, и оставленные контакты тут не меняют ситуацию
Каким же образом нужно действовать в этой ситуации? Самостоятельно доехать в ближайшее отделение ГИБДД, либо на пост, показать схему ДТП, фотографии с места ДТП и оставить свои контактные данные. Не помешает сделать записи разговоров: с инспектором и на посту ГИБДД.
Машину повредили на парковке: что делать?
Как быть, если вы в принципе не заметили, что задели чужую машину?
Такие случаи тоже бывают, и наказанием тоже может быть лишение прав.
Настаивайте на том, что не знали о происшествии, а следовательно, и не скрывались с места правонарушения осознанно. В такой ситуации необходимо будет провести трасологическую экспертизу (иногда ее приходится добиваться через суд).
Помните: даже благие намерения не уберегут вас от неприятностей, если пострадавший окажется принципиальным. Всегда лучше подстраховаться. А идеальный вариант — все же дождаться инспектора. Если времени ждать совсем нет, берите дело в свои руки и наведайтесь на пост ГИБДД сами.
Порядок действий водителей при мелком ДТП
Ежегодно количество автомобилей на российских дорогах увеличивается. Параллельно растет и число ДТП. Условно аварии можно разделить на два вида. Если в результате столкновения пострадали только автомобили, то дорожно-транспортное происшествие считается мелким. В таком случае автомобилисты могут не вызывать на место ДТП сотрудников дорожной полиции. Если же в аварии пострадали люди, то участие инспекторов ГИБДД обязательно.
Попав в мелкое ДТП, водители могут составить европротокол. О том, как действовать при таких авариях, мы и поговорим ниже.
Какие ДТП считаются мелкими
Незначительные дорожно-транспортные происшествия должны соответствовать таким критериям:
Чаще всего мелкие ДТП происходят на парковках, во дворах или же на участках дорог с минимальным скоростным режимом. В этих зонах автомобили передвигаются с небольшой скоростью, соответственно, ущерб от аварии будет минимален. В большинстве случаев машины получают следующие повреждения:
Действия автомобилистов при небольших ДТП
Попав в мелкую аварию, водитель должен придерживаться следующего алгоритма действий:
Как оформить аварию правильно
Водители могут оформить европротокол при наличии следующих обстоятельств:
Чтобы зафиксировать аварию самостоятельно, водители должны составить извещение о ДТП. Бланки для заполнения выдаются страховщиком вместе с полисом ОСАГО.
Если между автомобилистами возникли разногласия, но они не хотят дожидаться приезда инспекторов ГИБДД, им нужно сделать следующее:
Действия виновника ДТП
Пребывая в шоковом состоянии, виновники ДТП нередко покидают место происшествия, надеясь таким образом избежать ответственности. Однако делать этого не следует, ведь в большинстве городов РФ буквально на каждом углу установлены дорожные камеры. Соответственно, найти виновника аварии не составит труда.
Оставление места ДТП – это грубое нарушение правил дорожного движения. Такие действия караются в соответствии со статьей 12.27 КоАП РФ. За подобное правонарушение водителя могут лишить прав на срок до 18 месяцев.
Если столкновение произошло с припаркованным транспортным средством, то самым правильным решением будет дождаться владельца пострадавшей машины. Некоторые автомобилисты оставляют потерпевшему записку с указанием своих контактных данных. Однако подобное извещение может быть попросту унесено ветром. Тогда пострадавший автомобилист может обратиться в полицию, заявив, что виновник аварии скрылся с места происшествия. Доказать обратное будет крайне сложно.
Чтобы избежать вышеописанной ситуации, лучше вызвать на место ДТП инспекторов дорожной полиции. В таком случае сотрудники ГИБДД самостоятельно разыщут второго водителя, а виновник сможет уехать по своим делам. Однако ему в обязательно порядке следует дождаться приезда инспекторов.
Что делать при мелком ДТП: правила оформления и необходимые действия
Количество автомобилей на дорогах Российской Федерации растёт с каждым днём. Люди берут кредиты, покупают авто и пробуют свои силы в вождении. Отсутствие опыта, невнимательность, недисциплинированность, самонадеянность и прочие факторы нередко приводят к авариям.
Если речь идет о ситуации, когда нанесен мелкий ущерб автомобилю и в ДТП никто не пострадал, то участники происшествия вправе самостоятельно оформить протокол, без вызова сотрудника дорожной полиции. В данном материале будет рассказано обо всех тонкостях оформления ДТП, которые следует принимать во внимание, чтобы избежать проблем при получении денежного возмещения за нанесённый ущерб.
Какое происшествие считается мелким
Прежде чем рассматривать предмет обзора по существу, необходимо определиться с тем, какие происшествия подпадают под категорию мелких. Как правило, подобные ДТП совершаются на участках дорог, где разрешенная скорость минимальна и близко размещаются объекты, способные нанести вред транспортному средству. Часто случаются мелкие ДТП во дворах, рядом с пешеходными переходами, на автостоянках.
Повреждения носят незначительный характер (царапины, сколы, порча фар и зеркал) и по этой причине называются мелкими. Если обратиться к действующему законодательству, то оно выделяет ДТП, которые могут быть оформлены без участия сотрудников ГИБДД. Для этого необходимо выполнение одновременно нескольких условий:
По статистике доля происшествий с тяжкими последствиями уменьшается. Это означает, что возрастает актуальность знаний о том, как правильно себя вести водителю, попавшему в мелкое ДТП.
Штраф за вызов ГИБДД при мелком ДТП в 2022 году
Как уже было отмечено, небольшое дорожно-транспортное происшествие не требует обязательного вызова сотрудника дорожной полиции. При этом участники аварии должны соблюдать установленные требования, в противном случае им грозят санкции.
Так, на водителя, попавшего в ДТП, может быть взыскана сумма за препятствование дорожному движению и отсутствие знака аварийной ситуации. Штрафы выписываются за неадекватное состояние (за вождение в нетрезвом виде — до 30 000 рублей) и прочие правонарушению.
Что делать при мелком ДТП
Незначительное ДТП — это не повод махнуть рукой и устранять повреждения ТС за свой счет. Речь идет о таком же происшествии, как и любая другая авария, поэтому действовать нужно по установленному порядку, который регламентируется Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П (ред. 08.10.2019). Следует учитывать, что придется обращаться в страховую компанию за возмещением ущерба, а это означает необходимость тщательной подготовки документов.
Все подробности и нюансы, возникающие во время оформления протокола происшествия и выполнения прочих необходимых действий, подробно описаны в правилах страхования, которые предоставляются автовладельцу совместно с договором по ОСАГО.
Нередко возникают ситуации, когда у второго участника ДТП отсутствует полис ОСАГО. Если размер ущерба очевидна, можно попытаться разрешить проблему на месте. Виновник может передать пострадавшему необходимые для ремонта средства, и происшествие считается урегулированным. В этом случае нужно принимать во внимание следующие обстоятельства:
Не очень часто, но случаются ситуации, когда пострадавший получил деньги, после чего, обратился в ГИБДД с тем, что виновное лицо скрылось с места происшествия. В этом случае без расписки доказать факт передачи денег будет невозможно, а при отсутствии прочих документов доказать и свою невиновность конкретному лицу тоже будет сложно.
Виновнику
Помимо общего порядка действий, есть стандартная инструкция, которой должны придерживаться лица, виновные в аварийной ситуации. Речь идет о выполнении следующих действий в указанной последовательности:
Важно знать, что покидать место аварии виновному лицу нельзя. Если это будет сделано, то размер штрафа возрастет и к разбирательству придется привлекать сотрудников дорожной полиции. Многие граждане стараются избежать такого исхода, поэтому не покидают место правонарушения.
Пострадавшему
Для людей, понесших ущерб во время аварии, необходимо также соблюдать ряд обязательных правил. Прежде всего, нужно остановить машины, зафиксировать её ручным тормозом, установить знак аварии и включить сигнализацию. Если нужно, вызывать скорую помощь.
На следующем этапе следует сфотографировать или заснять на видео место происшествия, что позволит избежать проблем в будущем. По возможности рекомендуется переписать контактные данные всех свидетелей происшествия и виновного лица. Если нет возможности разрешить ситуацию самостоятельно путем составления Европротокола, то необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, которые и составят необходимые бумаги.
Что делать, если виновник уехал с места ДТП
Иногда бывает так, что водитель уехал с места мелкого ДТП. Это будет иметь серьезные последствия для виновного лица, но чтобы привлечь его к ответственности, пострадавшему следует сделать следующее:
Если никто вину в мелком ДТП не признал, то нужно вызвать сотрудника ГИБДД, который займется составлением протокола с учетом всех обстоятельств и особенностей процедуры. В дальнейшем это пригодится на судебном заседании в качестве доказательства.
Как оформить мелкую аварию без сотрудников ГИБДД
Правила и особенности заполнения протокола осмотра места ДТП действуют для всех аварийных событий. Мелкое происшествие на дороге может быть оформлено без участия сотрудников дорожной полиции. Обращение в ГИБДД может привести к наложению дополнительного штрафа. В целом порядок действий достаточно прост, но есть некоторые отличия от типовой процедуры, о которых обязательно следует знать и учитывать их.
При оформлении используется специальный бланк — Европротокол, а сама процедура предусматривает выполнение определенной последовательности действий. Стандартный порядок оформления мелкой аварии без ГАИ по Европротоколу выглядит следующим образом:
Скачать бланк европротокола
После указания всех данных важно позаботиться еще об одном моменте. Дело в том, что европротокол будет действителен только при соблюдении ряда условий. Если даже одно условие будет нарушено, то потребуется пригласить сотрудников дорожной полиции, чтобы они составили протокол. В интернете часто спрашивают, можно ли не оформлять европротокол, а просто договориться о возмещении ущерба. Такой вариант не противозаконен, но следует оформить расписку о передаче виновником средств пострадавшему, и годится подобная схема в случае, когда у одного из участников аварии нет полиса ОСАГО. В остальных ситуациях рекомендуется оформлять ДТП для последующего получения выплаты от страховой компании.
Есть несколько важных моментов, которые требуется учитывать при заполнении европротокола. Эти правила позволят в дальнейшем доказать свои претензии в суде и получить положенное возмещение. В качестве обязательных условий можно отметить такие:
Важным моментом является еще и то, что съемка обстоятельств произошедшего может быть выполнена только в течение 60 минут после случившейся аварии. В противном случае, все данные будут отнесены к недействительным.
Нужно ли вызывать инспектора ГАИ
Дорожные происшествия случаются повсеместно, они происходят в крупных городах, на трассах и в небольших деревнях. Чтобы добраться до той места ДТП, сотруднику ГИБДД может потребоваться не один час, поэтому участникам происшествий с незначительными последствиями представлена возможность самостоятельно оформить аварию. Благодаря поправкам, внесенным в закон об ОСАГО, сегодня вызывать представителя дорожной полиции на место аварии не нужно при соблюдении определённых условий. У участником мелкого ДТП есть возможность самостоятельно провести оформление путём заполнения стандартного документа — Европротокола.
Чтобы участники аварии могли воспользоваться этим правом, должны совпадать сразу некоторые условия, а точнее (ст. 11.1 Закона об ОСАГО №40-ФЗ):
При несовпадении даже одного из перечисленных условий, к рассмотрению дела придется привлекать сотрудников дорожной полиции и дожидаться их приезда.
Кто будет определять степень вины, если не удается договориться
Бывают ситуации, когда участники происшествия не могут прийти к общему решению и вызывают представителей дорожной полиции. В основном это связано со сложностями выявления виновного лица и определения размера причиненного ущерба. Впрочем, можно не обращаться в ГИБДД, а позвонить в страховую компанию или пригласить аварийного комиссара. Каждый вариант имеет свои особенности, которые будут рассмотрены дальше.
Присутствие официального лица позволит разрешить ситуацию, связанную с оценкой причиненного ущерба. Специалист осмотрит повреждения и рассчитает примерную стоимость ремонтных работ. Важным моментом является то, что обратиться за подобной помощью можно лишь в том случае, когда у второго участника есть полис ОСАГО или он оформил страховку КАСКО. Непосредственно по прибытии представителя страховщика нужно предъявить эти документы.
Примечательно, что если у гражданина с КАСКО включена возможность получения помощи от специалиста, то при наличии ОСАГО, за вызов представителя придется доплатить.
Это потребует оплаты за оказание необходимой помощи, однако даже при незначительном ущербе бывают случаи, когда воспользоваться услугами независимого специалиста просто необходимо. Это позволит избежать сговора и уменьшения размера выплат со стороны страховщика.
Самым сложным и дорогостоящим способом считается вызов сотрудников дорожной инспекции, если размер страховой компенсации не удовлетворяет пострадавшего водителя. В дальнейшем, протокол, составленный сотрудниками дорожной полиции, позволит решить вопрос в суде с наиболее благоприятным результатом для пострадавшего лица.
При наличии спорной и даже конфликтной ситуации, судья может назначить независимую экспертизу с целью определения реальной стоимости возникших повреждений в результате ДТП. Следует напомнить, что уведомлять о проведении экспертной оценки всех участников аварийной ситуации обязан сам собственник поврежденного авто. Сделать это можно при помощи телеграммы или письма с уведомлением. Уведомление не обязательно, однако в дальнейшем оно станет подтверждением, что участники были оповещены о проведении мероприятий должным образом.
В данном случае это обязательно, поскольку независимая экспертиза может быть назначена лишь при наличии документов, составленных инспектором, где есть схема происшествия и зафиксированы все обстоятельства случившегося.
Попал в ДТП: что делать в 2021 году
В данном материале разберем:
Что считается ДТП
Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения, ДТП — это событие, которое возникло при движении автомобиля и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Иными словами, если пешехода сбил автомобиль — это ДТП. Если машина съехала с дороги и столкнулась с деревом или забором, повреждено имущество или груз — это тоже ДТП. Если водитель сбил животное, например, лося, — это ДТП.
Наезд на домашнее животное тоже считается ДТП. Суды признают, что виновник должен компенсировать владельцу животного его стоимость, а в случае оставления места ДТП даже могут лишить его прав (Постановление ВС РФ N 29-АД17-2).
Как действовать сразу после ДТП
По правилам дорожного движения (пункт 2.5 ПДД) участник ДТП обязан:
То, как действовать дальше, зависит от того, чему нанесен вред — только имуществу или здоровью и жизни людей.
Если в ДТП пострадали только автомобили или имущество
Если автомобиль создает препятствие для других автомобилей — освободить проезжую часть
Предварительно обязательно зафиксируйте на телефон или камеру:
Если участники ДТП не согласны друг с другом по поводу обстоятельств происшествия, нужно записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию и ждать их указаний.
С 2021 года при наличии разногласий можно оформить ДТП без сотрудников полиции через приложение «Помощник ОСАГО». В этом случае лимит страхового возмещения снизится до 100 тысяч рублей.
Если у участников ДТП нет разногласий, сообщать о происшествии в полицию не обязательно. Можно заполнить Европротокол — это обиходное название процедуры оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции. Также можно оформить ДТП через приложение «Помощник ОСАГО».
Если в ДТП поврежден только автомобиль виновника, полицию можно не вызывать — например, если водитель съехал в кювет или врезался в сугроб. Этот вывод следует из Постановления судьи Верховного Суда РФ от 8.11.2018 года (Дело№ 18-АД 18-59).
Если в ДТП погибли или ранены люди
Если в ДТП погибли или ранены люди, водитель обязан оказать первую помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь и полицию.
В экстренных случаях нужно:
Если автомобиль блокирует движение, по возможности нужно организовать объезд. Если объезд организовать невозможно, нужно освободить проезжую часть. Предварительно зафиксируйте на телефон или камеру:
Также запишите фамилии и адреса очевидцев и ждите прибытия сотрудников полиции.
Если телефонной связи нет, попросите проезжающих мимо водителей передать информацию о ДТП на ближайший пост ГИБДД и ожидайте прибытия сотрудников полиции.
Какие документы о ДТП оформляет инспектор ДПС
Инспектор ДПС оформляет:
Важно проследить, чтобы все документы были оформлены правильно. Иногда полиция проводит административное расследование, чтобы установить обстоятельства ДТП. От документов будет зависеть, кого признают виновником ДТП.
Если в ДТП пострадали люди, то участники ДТП подлежат освидетельствованию на состояние опьянения в обязательном порядке.
Если в действиях водителей нет правонарушения, инспектор выносит определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В ином случае водитель привлекается к административной или уголовной ответственности (в случае гибели людей или причинения тяжкого вреда здоровью).
Сведения о ДТП и постановление по делу об административном правонарушении (либо определение об отказе) нужно предоставить в страховую компанию для возмещения ущерба.
Как оформить ДТП по европротоколу
С 2021 года европротокол можно оформить:
Заполнение извещения о ДТП
Лимит выплаты от страховой при оформлении бумажного европротокола — 100 тысяч рублей.
Оформить европротокол можно, если:
Обстоятельства ДТП нужно зафиксировать в извещении о ДТП (СКАЧАТЬ). Бланк заполняется в двух экземплярах. Каждый водитель в течение 5 рабочих дней со дня ДТП должен направить извещение в свою страховую компанию.
Владельцы транспортных средств без письменного согласия страховщиков не должны ремонтировать автомобили до истечения 15 календарных дней со дня ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней).
Оформление ДТП через «Помощник ОСАГО»
Оформить ДТП онлайн можно, если:
Оформить аварию через «Помощник ОСАГО» можно даже если у водителей есть разногласия по обстоятельствам произошедшего.
Если у водителей есть разногласия, повреждения авто обязательно нужно зафиксировать на фото. Если разногласий нет, фото прикладывать не обязательно, но тогда уменьшается лимит выплаты от страховой.
Лимиты при оформлении ДТП через приложение:
После аварии водители должны нарисовать от руки схему ДТП и заполнить электронное извещение. Приложение проверит наличие ОСАГО и отправить данные о ДТП в базу Российского союза автостраховщиков. Водителям придут смс о том, что документы приняты. После этого можно разъезжаться.
Оформить ДТП с помощью приложения нужно не позднее, чем через 60 минут с момента ДТП (п.4 Правил представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии, обеспечивающие получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии).
Подробно о том, как пользоваться приложением «Помощник ОСАГО».
Когда можно не оформлять документы о ДТП
Если повреждены только автомобили и у участников ДТП нет претензий друг к другу, можно разъезжаться без оформления документов. Если в дальнейшем один из водителей решит взыскать со второго ущерб, сделать это можно будет только в судебном порядке. При этом, водителю самостоятельно придется доказывать что вину за ДТП несет второй участник.
Что запрещено делать после ДТП
Водителям, попавшим в ДТП, запрещается после происшествия употреблять алкогольные напитки.
За нарушение этого правила предусмотрен штраф 30 тысяч рублей с лишением прав на срок от полутора до двух лет. Более того, страховая компания сможет предъявить регрессное требование к нарушителю. С него взыщут сумму ущерба даже при наличии у него полиса ОСАГО.
Исключение — если водитель прошел медицинское освидетельствование, а сотрудник полиции занес его результаты в протокол. После освидетельствования выпить можно.
Когда обращаться в страховую компанию
После получения от ГИБДД документов о ДТП потерпевший должен не позднее 5 рабочих дней направить заявление на возмещение ущерба в страховую компанию виновника.
В свою страховую можно обратиться при соблюдении следующих требований:
Не пропустите новые полезные публикации
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Отлично!
Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве
Автоподставы и автоподставщики
Что это такое и как с этим бороться
В 2019 году в России произошло 164 358 дорожно-транспортных происшествий.
Так говорит статистика, но в нее попадают не все ДТП. В государственную статистическую отчетность включаются сведения только о тех дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди. Мелкие аварии никак не оформляют, а их участники не обращаются в страховые компании и договариваются на месте: платит тот, кто считает себя виновником, и все разъезжаются.
Далеко не всегда в таких ситуациях ущерб возмещает виновник. Так бывает, когда недобросовестные граждане сами создают аварийную ситуацию, а потом убеждают водителя: «Вы виноваты, давайте договоримся прямо здесь, не будем вызывать сотрудников». В результате водитель, который ни в чем не виноват, теряет деньги. Расскажу, как определить автоподставщика и не стать его жертвой.
Это не исчерпывающий список разводов
Возможно, пока я писал эту статью, мошенники придумали новые схемы, пока еще не известные ни водителям, ни правоохранительным органам. Если знаете, как с ними бороться, пишите в комментариях.
Что такое автоподстава
Автоподставой в быту называют один из видов мошенничества, в котором мошенник инициирует конфликтную ситуацию на дороге или на любой территории, где могут перемещаться автомобили. А потом возможны два варианта развития событий:
Логика автоподставщиков простая: виновный в ДТП должен возместить ущерб. Поцарапал чужую машину, зацепил зеркало на тесной парковке, помял бампер или крыло — плати.
Иногда владелец автомобиля как источника повышенной опасности обязан возместить вред независимо от того, виноват он в ДТП или нет. Даже если дорожная ситуация сложилась так, что водитель не виноват в ДТП — его все равно могут обязать компенсировать затраты на ремонт чужой машины или на лечение пострадавшего. Например, на дорогу внезапно выскакивает пешеход. Водитель изо всех сил жмет на тормоза, но дорога скользкая и пешеход все равно лежит на капоте. Водителя, вероятно, не привлекут к административной или уголовной ответственности, но оплатить лечение пострадавшему пешеходу все равно придется.
До 2002 года все обязанности по возмещению ущерба возлагали на владельца автомобиля, а любое автострахование было делом добровольным. Доказать подставу было достаточно сложно.
В 2002 году был принят Федеральный закон об ОСАГО. Жизнь автоподставщиков серьезно осложнилась: водители стали требовать оформления ДТП и отказываться платить на месте. Но как бизнес, автоподставы никуда не исчезли, хоть и встречаются гораздо реже.
Как победить выгорание
Что говорит закон
В УК или КоАП нет отдельной статьи, которая предусматривала бы наказание за автоподставу. Но это не значит, что автоподставщиков невозможно наказать. Они либо провоцируют ДТП, либо вводят водителя в заблуждение, что оно якобы было.
При ущербе больше 2500 Р автоподставщика ждет уголовная ответственность за мошенничество. Если он попадется — возможно наказание в виде штрафа 300 000 Р или лишения свободы до 2 лет.
Кто такие автоподставщики
В 90-е годы жертвами автоподставщиков были пенсионеры: их подкарауливали на автомобилях, которые выглядели дорогостоящими, и провоцировали мелкое ДТП. После этого жертву под угрозой расправы везли к знакомому нотариусу, у которого переоформляли квартиру и гараж. Бизнес был весьма доходным, но длилось это недолго. Через некоторое время большинство участников таких схем посадили за решетку.
Сегодняшние организаторы таких преступлений и их соучастники не угрожают напрямую. Это интеллигентные люди, от которых вряд ли кто-то мог слышать что-то вроде «плати, баран, пока я тебе голову не проломил». Они, как правило, неплохо разбираются в правилах дорожного движения. Случайных людей среди них нет — этот бизнес работает в режиме конвейера. Они могут перемещаться по разным стоянкам и участкам дорог, чтобы выбрать жертву. Чаще всего работают в группе: одни управляют автомобилем, другие выступают в качестве свидетелей происшествия. Третьи могут стоять в стороне на автостоянке и снимать все, что происходит, на видео из припаркованного автомобиля.
Работают автоподставщики, как правило, в городах-миллионниках или на федеральных трассах. Даже город с населением 100 000—200 000 человек им малоинтересен, долго там работать не получится.
Жертвы автоподставщиков
В теории жертвой автоподставщика может стать кто угодно. Мошенники достоверно не знают, с кем работают — выяснить они это могут, только когда происшествие уже произошло, в процессе общения с жертвой.
Ни марка автомобиля, ни одежда водителя, ни его возраст ни о чем не говорят. За рулем машины представительского класса может находиться какой-нибудь топ-менеджер. В случае ДТП он вызовет юристов, которые не оставят автоподставщикам никаких шансов. В другой раз это будет наемный водитель, который выехал на этой машине без спроса по своим делам. Такой будет рад расплатиться с мошенниками на месте, главное, чтобы никто ничего не узнал.
Тем не менее есть признаки, которые делают автомобиль более привлекательным для автоподставщиков. Вот они.
Знак «Начинающий водитель». Его обязан наклеить на заднее стекло любой водитель со стажем менее 2 лет. Новичка легче убедить, что он виноват в ДТП и должен рассчитаться на месте.
Царапины на бампере и на крыльях. Это косвенный признак неопытности.
Манера вождения. Тут потенциальной жертвой может быть как начинающий водитель, который трогается рывками, так и излишне уверенный в себе лихач, который решил всем на дороге показать, какой он крутой и бесстрашный. Умеренно осторожные водители в такой ситуации рискуют меньше. Осторожного человека сложнее убедить в том, что он спровоцировал ДТП. То же относится к водителям, которые соблюдают требования ПДД. Если на дороге ограничение 40 км и водитель строго ему следует, автоподставщикам будет сложно обвинить его в том, что он спровоцировал ДТП.
Тонировка на лобовом стекле, усиленные бампера, кустарный ксенон, а также любые заметные изменения в конструкции автомобиля. Водители таких машин рискуют получить штраф за внесение изменений в конструкцию, поэтому обычно стараются не связываться с сотрудниками ГИБДД. Проще отдать деньги и разъехаться.
Но окончательное решение мошенники принимают, как правило, после общения с водителем. Если он ведет себя уверенно, хорошо ориентируется в ПДД, при разногласиях по обстоятельствам ДТП тут же вызывает сотрудников ГИБДД — он плохой кандидат на роль потерпевшего.
И наоборот — незнание ПДД играет мошенникам на руку. Совсем хорошо, если удалось поймать водителя без полиса ОСАГО — это идеальный потерпевший. В этом случае он не может отправить мошенников разбираться со страховой компанией.
Автоподставщики действуют по заранее отработанным схемам. Условно их можно разделить на два типа — такие, в которых водитель действительно совершает нарушение и потом становится объектом шантажа, и такие, в которых со стороны водителя никаких нарушений нет, но его убеждают в обратном.
Разберемся со всеми схемами детально.
Оставление места ДТП
Водитель не имеет права покидать место ДТП. Есть много вариантов разойтись:
Если просто уехать, велик риск лишиться права управления на срок от года до полутора лет или отсидеть 15 суток.
Допустим, человек выходит во двор и видит, что на его машине появились новые повреждения: кто-то помял двери, пока хозяин машины спал. Просто вздыхать и ехать по делам не стоит — ведь это тоже будет оставлением места ДТП. Придется вызвать сотрудников ГИБДД, даже если нет веры в то, что они смогут найти виновника.
Как этим пользуются автоподставщики. После мелкого ДТП автоподставщики либо договариваются о мелкой компенсации на месте, либо говорят что-то вроде: «Да мелочи, с кем не бывает, езжай себе с миром». При этом записывают номер телефона: это чтобы потом на него позвонить или скинуть смс с обвинениями в оставлении места ДТП и угрозами. Скорее всего, будет видеозапись и свидетели, которые любезно согласятся выступить в суде со стороны обвинения. Мошенники выставляют счет за молчание: обычно это 100—300 тысяч рублей, а иногда больше — это зависит от платежеспособности жертвы.
Как может выглядеть ДТП. Есть два варианта.
А еще «свидетели» и помощники «пострадавшего» предложат отогнать машину, чтобы она не перекрывала улицу. Свободное место найти сразу не получится — и видеорегистратор заранее припаркованного по соседству автомобиля снимет на видео гордо уезжающего в закат «виновника ДТП». Даже если водитель припаркует машину в стороне и вернется — «свидетелей» уже, скорее всего, не будет. Их помощники уже сняли видео, автоподставщикам есть с чем работать.
Как бороться. Если вам предлагают разойтись мирно, и «вообще ничего страшного, бывает», берите расписку, в которой укажите, что ущерба нет и обе стороны друг к другу претензий не имеют. Раз нет ущерба — соответственно, нет и ДТП, а раз нет ДТП — нет и оставления. Для этого нужно два паспорта, лист бумаги и ручка. Установленной формы расписки нет, главное, чтобы были паспортные данные двух сторон, модели и номера автомобилей, а также факт, что ни одна из сторон не имеет претензий. Номер телефона в этом случае оставлять нет совершенно никакого смысла: раз претензий нет, разговаривать в будущем не о чем.
Требуют решить проблему небольшой суммой — предложите составить европротокол или сообщите, что вызываете сотрудников.
Меня пытались развести в таком узком проезде. Все как положено: крики прохожих и царапина на закрытой машине. Очевидцы сказали, что это автомобиль их дяди, дали его телефон и попросили мой. Я отогнал машину немного в сторону — без этого никак, меня было не объехать — и стал ждать хозяина машины. Свидетели тем временем разошлись, хозяин не приходил, а его телефон был вне зоны доступа сети.
Примерно через полчаса мне надоело ждать, и я позвонил по телефону 112 — объяснил ситуацию, назвал адрес, попросил отправить сотрудников ГИБДД. Они прибыли довольно быстро и попытались связаться с владельцем машины самостоятельно — но тоже неудачно. После этого переписали мои данные, сфотографировали полис ОСАГО и взяли с меня объяснительную о том, как все произошло. После этого я поехал домой — в такой ситуации это уже не считается оставлением места ДТП.
Мне так никто и не перезвонил. Но даже если бы кто-то попытался предъявить мне претензии, это было бы невозможно. Если я сам вызвал сотрудников и настоял на фиксации — это уже не нарушение. А в том, что хозяин поврежденной машины не нашелся, моей вины нет.
Наезд на человека
В ранних вариантах такой автоподставы человек выбегал на проезжую часть и бросался на капот проезжающей машины, после чего с разной степенью убедительности изображал тяжелые травмы. Потом убеждал водителя оплатить лечение на месте, наличными. Можно прыгнуть не с пустыми руками, а например с разбитым Айфоном в руках, чтобы потом потребовать с водителя деньги на его ремонт.
Сам пострадавший при этом почти не рисковал — в качестве места для автоподставы выбирались пешеходные переходы, дороги со светофорами и ограничениями по скорости движения. Водитель в такой ситуации прекрасно понимал, что его разводят — но сделать ничего не мог. Попытка разобраться с «прыгунами» с помощью кулаков гарантированно добавляла обвинение в нанесении побоев.
Любителей прыгать на капот в последнее время стало меньше, и в этом заслуга массового распространения видеорегистраторов. Но мошенники немного изменили схему: теперь они сталкиваются с машиной в местах, в которых водитель ничего не заметит, а видеорегистратор ничего не зафиксирует. Они подкрадываются к автомобилю сзади или немного сбоку. Доказать умысел пешехода в такой ситуации очень сложно.
Для особой убедительности в схему добавляют детскую коляску, велосипед или даже ребенка, который ложится около машины. Также могут привлечь подставных свидетелей, которые начинают громко отчитывать водителя, стыдить его и всем своим поведением убеждать, что они-то точно видели, как все происходило. Пострадавший при этом готов получить компенсацию на месте или даже съездить с жертвой за деньгами до банкомата или до дома.
Как бороться. В такой ситуации водитель находится в заведомо проигрышном положении. Даже если на записи видеорегистратора видно, что человек сам бросается на капот автомобиля — это может освободить водителя от административной или уголовной ответственности. Но автомобиль — источник повышенной опасности. А вред, причиненный этим автомобилем, в любом случае подлежит возмещению. Этим и пользуются мошенники — они по сути предлагают возместить вред от столкновения на месте — закон этого не запрещает.
С другой стороны, можно доказать, что вред возник вследствие умысла потерпевшего: представить запись с видеорегистратора. В этом случае водителю не придется нести ответственность.
В любой ситуации с пострадавшими водителю гораздо выгоднее общаться с сотрудниками ГИБДД, чем пытаться решить вопрос на месте. Ответственность водителя зависит от тяжести вреда, который причинен здоровью потерпевшего.
Легкий вред здоровью, при котором потерпевший в ДТП получит больничный не более чем на 21 день, грозит водителю штрафом 2500—5000 Р либо лишением прав на 1—1,5 года. Это кратковременная утрата здоровья или незначительная стойкая потеря трудоспособности.
Средний вред здоровью, полученный потерпевшим, грозит водителю штрафом 10 000—20 000 Р либо лишением прав на 1,5—2 года. Таким вредом считается утрата трудоспособности более чем на треть, либо ситуация, когда человеку выписали больничный более чем на 21 день.
Тяжкий вред здоровью грозит лишением свободы на срок до 2 лет. Это травмы, опасные для жизни пострадавшего, потеря речи, слуха, зрения, психические расстройства, необходимость прерывания беременности и многое другое.
Смерть пострадавшего в результате ДТП грозит водителю лишением свободы на 4—7 лет в зависимости от количества погибших. Водителя, который был при этом в состоянии алкогольного опьянения, лишат свободы на 8—15 лет. То же самое с ним случится, если он оставит место ДТП.
Автоподставщики — не самоубийцы, калечить себя — не в их правилах. За пару синяков, которые вряд ли обнаружат на медосвидетельствовании, даже больничный не выпишут. А если нет вреда — то и отвечать водителю не придется. Но даже если медэкспертиза установит легкий вред здоровью — максимум что грозит водителю, это 5000 Р штрафа и возмещение ущерба. Водитель может в любой момент потребовать обосновать этот ущерб — и, вероятно, окажется, что оплатить придется только порванные брюки и мазь от ушибов.
Отдавать десятки тысяч человеку, лежащему рядом с машиной, может оказаться экономически нецелесообразно — дешевле рассчитаться с государством. Если человек на самом деле пострадал — рассуждать о деньгах он не будет. Может появиться соблазн сохранить права, но, скорее всего, это будет поводом для дальнейшего шантажа со стороны автоподставщика и заставит потратить гораздо больше нервов и денег.
Возможен и другой вариант. Человек бросился на капот водителю, согласился на вызов ГИБДД и проехал в лечебное учреждение для медосвидетельствования. В полиции посмотрели запись с видеорегистратора и не нашли в действиях водителя нарушений. Врач не обнаружил вреда здоровью. Если в результате действий «прыгуна» у машины повреждены, например, стекло или дворники — владелец автомобиля может взыскать ущерб с автоподставщика.
Найти такой судебной практики именно в отношении автоподставщиков мне не удалось — да и в гражданском порядке такие дела рассматривают редко. Но вот похожий пример.
В Мурманской области несовершеннолетний велосипедист по собственной вине попал под автомобиль, получил телесные повреждения. Его родители не обращались в суд за компенсацией ущерба, зато обратилась хозяйка автомобиля. В иске она указала, что машина получила повреждения и приложила оценку ущерба. Родители ребенка его виновность в ДТП не оспаривали — их возражения сводились в основном к тому, что экспертиза не определила место ДТП и скорость движения автомобиля. Почему они сами не обратились за возмещением ущерба, причиненного здоровью ребенка — не совсем понятно, но факт остается фактом — в тексте судебного решения нет ни слова о подобных требованиях.
Это судебное решение никакого отношения к автоподставам не имеет, но при любом ДТП с пострадавшим будут применяться те же правила. При разбирательстве на месте должен, как правило, водитель, а при оформлении ДТП с пострадавшим и с вызовом ГИБДД — еще неизвестно, кто кому останется должен. Возможно, ремонт придется оплатить самому автоподставщику.
ДТП на перекрестке или на выездах с парковок
Водитель при выезде с парковки должен уступить дорогу машинам, движущимся по проезжей части. Может быть и так: водитель, который движется по главной дороге, вдруг останавливается, машет рукой — вроде как предлагает проехать и пропускает, но вместо этого нажимает на газ.
Аналогичная ситуация может возникнуть на парковке, на равнозначной дороге — там действует «помеха справа», может возникнуть при выезде с прилегающей территории и везде, где у одного транспортного средства есть преимущество перед другим.
Как бороться. Если водитель, имеющий преимущество, приветливо машет вам рукой, предлагая проехать первому — это еще не повод продолжать движение. Лучше точно так же помашите рукой доброму водителю в ответ.
Такая схема опасна для тех водителей, которые сами нарушают ПДД. Нарушитель в такой ситуации теряет преимущество — даже если оно есть. Так что если даже знаки дают водителю преимущество, а он едет сразу по двум полосам — для автоподставщиков это просто находка.
Повреждение имущества
Как бороться. Полиса ОСАГО у пешехода нет, но он и не нужен. Главное, чтобы такой полис был у водителя. В этом случае он останавливается, принимает меры к тому, чтобы сохранить обстановку на месте происшествия, и вызывает сотрудников ГИБДД.
Дальше возможны два варианта событий.
Если пешеход не мошенник, то после оформления и оценки ущерба он, возможно, получит возмещение от страховой компании. Но разбираться в том, мошенник он или нет, будет уже страховая компания, а не водитель.
Если водитель имеет дело с автоподставщиком — общаться с ним будут уже представители ГИБДД и страховой компании. Страховщики не склонны к эмоциям, их будет сложно убедить, что за разбитую китайскую копию смартфона нужно выплатить десятки тысяч рублей. Но самого водителя это уже не коснется.
Хуже, если полиса ОСАГО нет вообще, или у него истек срок действия. В этом случае решать вопрос возмещения ущерба придется без помощи страховой компании.
Что делать, если подставили
С точки зрения закона любая автоподстава это дорожно-транспортное происшествие. И независимо от того, считает ли водитель, что его подставили, действия должны быть одинаковыми. Водитель обязан:
Аргументы автоподставщиков
Иногда автоподставщики разыгрывают на месте происшествия целый спектакль. Цель его — убедить водителя, чтобы он заплатил сейчас, или будет хуже.