Как поступить на пилота девушке
Может ли женщина стать пилотом
Современные девушки могут с легкостью реализовать себя в любой профессии. Большинство женщин, мечтающих о полетах, проходят обучение на курсах бортпроводников. Далеко не все девушки продолжают свое обучение для того, чтобы стать пилотом гражданской авиации. Для того чтобы добиться этой цели, потребуется потратить немало лет. В нашей статье мы предлагаем обсудить вопрос о том, может ли женщина стать пилотом.
Работа летчика требует от кандидата глубоких знаний технической части, касающейся устройства самолета, и навыков пилотирования
Требования к кандидаткам
Чтобы стать летчиком, необходимо потратить немало времени на изучение многих технических нюансов, связанных с пилотированием и устройством современных авиалайнеров. Помимо этого, кандидат в летчики должен иметь крепкое физическое здоровье. Управление воздушным судном предполагает повышенную нагрузку, с которой может справиться далеко не каждый человек.
Одним из немаловажных факторов является психологическая подготовка и умение контролировать себя в стрессовых ситуациях.
Многие люди ошибочно считают, что пилотами гражданской авиации являются исключительно мужчины. На самом деле все обстоит совершенно иначе, и многие девушки сумели реализовать себя в данной профессии. Для того чтобы получить документы, разрешающие управлять коммерческим лайнером, необходимо пройти обучение в профильном образовательном учреждении. На территории Ульяновска и Санкт-Петербурга действуют два знаменитых летных училища, где проходят подготовку все пилоты. Выпускники этих образовательных учреждений получают диплом, позволяющий им управлять летательными аппаратами гражданской авиации. Помимо этого, будущие пилоты могут подать документы в летные школы, расположенные в Омске, Бугуруслане, Сасово и Калуге.
Важно отметить, что комиссия, которая проводит собеседование с абитуриентами, интересуется не только знаниями технических предметов, но и общей успеваемостью будущего ученика. Одним из важных этапов отбора претендентов является прохождение медицинской комиссии. Каждый человек, желающий записаться в летную школу, должен пройти психологическое тестирование и сдать множество различных анализов.
В вышеперечисленных учебных учреждениях отсутствуют ограничения, связанные с приемом документов. Это означает, что записаться в подобные училища могут не только мужчины, но и женщины. Согласно статистике за две тысячи шестнадцатый год, более четырехсот женщин окончили летную школу и имеют летную лицензию. Однако лишь тридцать из них, продолжили свою карьеру и стали пилотами гражданской авиации.
Возможные препятствия
Для того чтобы получить диплом, свидетельствующий об окончании летного училища, потребуется потратить немало времени и сил. Женщины, которые прошли этот путь, говорят о том, что им приходилось тратить все свое время на освоение новых навыков. Процесс обучения в летной школе требует максимальной отдачи и самодисциплины. Процесс обучения невероятно сложен, поскольку курсантом необходимо не только отрабатывать практические навыки, но и изучать технические особенности разных моделей самолетов. Здесь нужно отметить, что окончание высшего учебного заведения является лишь первым этапом длинного пути.
Для того чтобы получить работу в авиакомпании, потребуется практический опыт в виде определенного количества часов налета. Многие выпускники летных школ устраиваются в авиакомпании, занимающиеся грузовыми перевозками. Попасть в гражданскую авиацию довольно сложно. Для этого необходимо тщательно изучить современные модели гражданских лайнеров и получить навыки их пилотирования. Данный процесс предполагает крупные финансовые и временные затраты. Для того чтобы получить необходимую базу, будущие пилоты обращаются в летные клубы.
Соискатель на подобную должность проходит медицинский осмотр на соответствие показателей состояния организма планируемым нагрузкам
Прохождение вышеперечисленных этапов позволяет получить лицензию, разрешающую управление коммерческими лайнерами. Наличие данного документа позволяет девушкам подать заявку на трудоустройство в отечественные авиакомпании. Для построения успешной карьеры в гражданской авиации необходимо постоянно работать над уровнем своей квалификации. Каждый пилот регулярно проходит медицинское обследование и участвует в тренировочных полетах с помощью тренажеров. На протяжении первых лет работы в этой сфере, летчицы выполняют роль второго пилота. Их главной задачей является контроль показаний приборов, поскольку любая ошибка, допущенная экипажем, может иметь катастрофические последствия.
Женщины пилоты в России часто сталкиваются с различными бытовыми сложностями. Ольга Кирсанова, являющаяся одним из пилотов «Аэрофлота», говорит о том, что рождение ребенка стало причиной отказа от полетов на долгое время. Помимо этого, женщинам приходится с повышенным вниманием следить за своей физической формой, что является довольно сложной задачей.
Достижения женщин в авиационной сфере
Женщины начали осваивать авиацию в конце девятнадцатого столетия. Первая мировая война оказала значительное влияние на развитие данной сферы. Частые падения самолетов и смерти пилотов-мужчин заставили власти разрешить девушкам попробовать управлять военными истребителями. Одной из самых знаменитых первооткрывательниц в данной сфере является француженка Де Ларош. Именно эта девушка, стала первой женщиной, которая села за штурвал авиалайнера. Данное событие произошло в тысяча девятьсот десятом году.
В Российской Империи и Советском Союзе было много девушек, которые пилотировали военные самолеты. Примерно пятая часть воздушного флота состояла из представительниц прекрасной половины человечества. Важно отметить, что большинство летчиц демонстрировали высокий уровень профессионализма и лучшие личностные качества. Здесь необходимо отметить, что в гражданской авиации работали исключительно мужчины.
Однако сегодня, данная сфера претерпела значительные изменения. Правительственные органы сняли ограничения, препятствующие девушкам проходить обучение в летных школах. Благодаря этому, женщины получили возможность реализовать свои мечты и стать пилотами коммерческой авиации. Одним из свидетельств положительных изменений в данной сфере является тот факт, что Международная Федерация Авиации выбрала на роль лучшего пилота века именно женщину. Этот статус получила Светлана Капанина, которая является семикратной чемпионкой по самолетному спорту. По словам специалистов, многие женщины участвуют в тестовых испытаниях новых моделей воздушных кораблей и демонстрируют высокие профессиональные результаты.
Обучение летному делу требует ответственности и дисциплины
Самые знаменитые российские летчицы
Несмотря на все вышесказанное, статистика свидетельствует о том, что сфера авиации изменяется очень медленно. Ниже мы предлагаем рассмотреть несколько интересных фактов, связанных с женщинами, работающими пилотами:
Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что на территории России еще действуют стереотипы, являющиеся причиной предвзятого отношения к девушкам-пилотам. Согласно статистике, в Америке около тысячи девушек работают в сфере гражданских перевозок. В России данный показатель установлен на отметке в тридцать человек. Здесь нужно отметить, что большинство русских женщин, работающих в данной сфере, являются пилотами компании «Аэрофлота».
Женщины пилоты в Аэрофлоте имеют точно такой же статус, что и мужчины. Именно в этой компании, девушки могут получить статус первого пилота. Ниже мы предлагаем рассмотреть достижения разных женщин, работающих в данной компании:
В две тысячи четырнадцатом году статус КВС получила Мария Уваровская. Эта женщина получила допуск к управлению самолетом Аэробус А320, который находится в составе воздушного флота флагмана отечественной авиации. В две тысячи пятнадцатом году Дарья Синичкина стала первой женщиной, которая стала пилотом авиалайнера Sukhoi Superjet-100. По мнению экспертов, около пятнадцати женщин, работающих в «Аэрофлоте», могут получить статус командира воздушного судна в ближайшем будущем. Самым молодым летчиком среди женщин является Мария Федорова, которая стала пилотом «Аэрофлота» в возрасте двадцати трех лет.
Одним из свидетельств прогресса в рассматриваемой сфере является Ларина Евмурзаева, являющаяся первой женщиной-пилотом из Чечни. Именно этой девушке удалось доказать, что женщины могут составить конкуренцию мужчинам в сфере гражданской авиации.
Будущее женщин в авиации
На сегодняшний день количество женщин, работающих пилотами, достигает отметки всего в десять процентов от общего количества летчиков. Здесь нужно отметить, что многие зарубежные авиакомпании стараются набирать в свой штат именно женщин. Одной из таких компаний является British Airways, которая в две тысячи тринадцатом году изменила свою политику в отношении кандидатов на данную должность. В компании Lufthansa работает около трехсот женщин-пилотов. Данная компания является лидером в этом направлении.
Помимо этого, необходимо отметить достижения жительниц Соединенных Штатов Америки. Местные летные школы не могут отказать девушкам в праве на прохождение обучения пилотированию летательных аппаратов. Примерно десять процентов девушек, получивших лицензию, продолжают работу в сфере гражданской авиации.
В случае с Россией, количество женщин, пилотирующих гражданские лайнеры, постепенно увеличивается. Здесь нужно отметить, что девушки сталкиваются с различными дополнительными преградами, которые отсутствуют для мужчин. Несмотря на это, многие девушки идут учиться в летные школы.
Чтобы построить успешную карьеру в этой области, придется периодически повышать уровень квалификации
Заключение
В данной статье мы рассмотрели вопрос о том, может ли женщина стать летчиком. Женщина пилот Аэрофлота имеет тот же статус, что и мужчина. Данная авиакомпания наглядно демонстрирует тот факт, что все ее работники имеют равные права и обязанности, независимо от их половой принадлежности. Для того чтобы стать пилотом, девушкам необходимо окончить профильное образовательное учреждение и набрать необходимое количество часов полетов.
Можно ли девушке учиться на пилота
Содержание статьи
Девушки-пилоты в России и мире
Девушки, как и парни, могут поступать в летные училища и авиационные ВУЗы. Есть, однако, учебные заведения, где в правилах прописан запрет на прием девушек. Были случаи, когда они подавали в суд и добивались отмены таких правил.
В России есть женщины-пилоты в гражданском и даже военном (редко) секторе авиации. Женщин сегодня можно видеть за штурвалом самолетов таких российских авиакомпаний, как Аэрофлот, ЮТэйр, Трансаэро и других.
Больше всего женщин-пилотов в США, там же у них больше всего возможностей. Немало их и во французских ВВС.
В целом женщины составляют около 5% от общего числа пилотов. Встречаются они и в некоторых исламских странах.
Как девушке выучиться на пилота
Если вы в юном возрасте и мечтаете летать, для начала следует выяснить, действительно ли это ваше призвание и соответствует ли ваш склад характера и ума данной профессии. Для этого стоит поступить в аэроклуб своего города, где вы сможете научиться летать и проверить себя, а также начать изучать теорию летного дела. Обучение в российских аэроклубах позволяет получить свидетельство пилота-любителя после того, как человек налетает определенное количество часов и сдаст экзамен.
Поскольку профессия пилота подразумевает ответственность за жизнь не только свою, но и других людей, он должен обладать выдержкой, внимательностью, самообладанием и умением трезво мыслить в сложной ситуации, умением быстро принимать решения, ориентироваться в пространстве, высокой работоспособностью. И, конечно, он должен любить свою работу настолько, чтобы это компенсировало все сложности и лишения, связанные с ней. Порой пилоту приходится проводить много часов в небе и испытывать недостаток сна, и это не должно сказаться на качестве управления самолетом.
Пилот должен иметь отличное здоровье, в том числе хорошее зрение, физическую и психологическую выносливость. Поэтому все желающие поступить в соответствующее учебное заведение должны проходить медицинскую комиссию.
Следует быть готовой к тому, что в профессиях, традиционно считающихся мужскими, девушкам часто приходится доказывать свой профессионализм с большим усердием, чем парням, даже если они действительно хороши в выбранном ими деле. К ним часто больше внимания и выше требования из-за существующего в обществе предубеждения.
Но если вы твердо уверены в своем призвании и не боитесь трудностей, тогда вы наверняка сможете добиться своего. Но не стоит идти в пилоты только из желания что-то доказать себе или другим или из-за романтических представлениях о профессии.
Как поступить в училище гражданской авиации?
Профориентация,помогалочки,ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ
Авиация — невероятно интересная, престижная и хорошо оплачиваемая сфера деятельности. Приходя в эту профессию, кандидат делает выбор между военной и гражданской авиацией. В чём разница? Да хотя бы в названии: в военной авиации — это лётчик, в гражданской — пилот. Сегодня поговорим о том, как стать пилотом. Для начала нужно поступить в училище гражданской авиации!
Что такое гражданская авиация и кем в ней можно работать?
Согласно Воздушному Кодексу РФ гражданская авиация — это вид авиации, который используется для коммерческих воздушных перевозок. Она обеспечивает потребности граждан и экономики страны.
Первый в мире полет с пассажирами на борту был совершён в далеком 1911 году. Пассажиры того рейса вылетели из Лондона, пробыли в небе 3,5 часа и прибыли в Париж в целости и сохранности, ознаменовав собой начало эпохи развития воздушного транспорта.
С тех пор гражданская авиация стала не только самым быстрым и надежным видом транспорта, но и популярной среди молодых людей профессией. Стали появляться специализированные учебные заведения, готовившие пилотов гражданской авиации, появилось множество специальностей и направлений подготовки.
Как поступить в лётное училище гражданской авиации после 11 класса?
Авиация требует большого количества квалифицированных специалистов. Чтобы полет прошел успешно и безопасно необходим не только хорошо обученный пилот, но и специалист по телекоммуникационным системам, который следит за безопасностью системы связи, организатор воздушного движения, который планирует время вылета/ прибытия и следит за организацией полета, а также ряд других важных специалистов.
Есть 3 основных места, где проводит обучение пилотированию и выдача лётных свидетельств (лицензии на право управления самолётом/вертолётом). Это лётное училище (высшее или средне-техническое учебное заведение), академия гражданской авиации (вуз) и коммерческие аэроклубы. После обучения в лётном училище или в академии гражданской авиации выпускник получает категорию коммерческого пилота, что даёт ему возможность осуществлять коммерческие полёты.
Расскажем о профилях подготовки в ссузах и вузах (жирным в таблицах выделены направления для пилотов).
Перечень подходящих специальностей среднего профессионального образования (из приказа Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2013 г. N 1199):
Производство летательных аппаратов
Специалист производства летательных аппаратов
Производство авиационных двигателей
Специалист производства авиационных двигателей
Испытание летательных аппаратов
Специалист по испытаниям летательных аппаратов
Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей
Обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочными материалами
Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов
25.02.04
Летная эксплуатация летательных аппаратов
Пилот
Управление движением воздушного транспорта
Производство и обслуживание авиационной техники
Техник по производству авиационной техники
Техник по обслуживанию авиационной техники
Специалист по производству и обслуживанию авиационной техники
Техническое обслуживание авиационных двигателей
Эксплуатация беспилотных авиационных систем
Оператор беспилотных летательных аппаратов
Перечень подходящих специальностей и направлений подготовки высшего образования (из приказа Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 года N 1061):
Двигатели летательных аппаратов
Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей
Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов
Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов
Двигатели летательных аппаратов
Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей
Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов
Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов
Проектирование авиационных и ракетных двигателей
Испытание летательных аппаратов
Интегрированные системы летательных аппаратов
Системы управления летательными аппаратами
Самолето- и вертолетостроение
Техническая эксплуатация и восстановление боевых летательных аппаратов и двигателей
Инженер по эксплуатации летательных аппаратов
Техническая эксплуатация и восстановление электросистем и пилотажно-навигационных комплексов боевых летательных аппаратов
Инженер по эксплуатации электросистем и электронной автоматики летательных аппаратов
Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования
25.05.04
Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов
Инженер по летной эксплуатации летательных аппаратов
Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения
Требования к абитуриентам лётных училищ
Перед тем, как студента допустят к тренажёру-симулятору, а потом в небо, он должен пройти долгий путь подготовки. Первый шаг на этом пути — прохождение конкурса на желаемую специальность и зачисление в училище.
Возрастные ограничения:
Кто не может рассматриваться в качестве кандидата:
Прохождение медкомиссии
Кандидат должен соответствовать требованиям, предъявляемым к состоянию здоровья, в том числе не иметь заболеваний вегетативной нервной системы и сердца.
С требованиями по здоровью, на основании которых медкомиссия делает вывод о годности кандидата, можно ознакомиться в приказе Минтранса России от 22.04.2002 N 50.
Медицинскую комиссию проводит врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК). Для её прохождения необходимо предоставить следующие документы:
Медицинские требования к пилоту различаются в зависимости от его статуса. Условно все требования можно разделить на 3 большие группы:
К первой группе пилотов предъявляются самые жесткие требования, ведь когда их допустят к полетам, на их плечи ляжет ответственность за жизни большого количества людей.
Может ли девушка поступить в лётное училище?
Ограничений для поступления девушки в лётное училище нет. Однако могут отличаться нормативы (у девушек — меньше), поэтому проверяйте их на сайте.
Более того, сейчас в мире насчитывается около 42,7 тысяч гражданских пилотов-женщин. Что составляет от 5,2% до 7% от общего количества пилотов.
Необходимые документы
К моменту поступления в училище должен быть собран пакет документов. Обобщённый список будет выглядеть так:
Важно: училище вправе само устанавливать список документов, поэтому актуальные требования нужно смотреть на сайте конкретного училища.
Вот пример требуемых документов конкретного лётного училища:
Требуемые документы для абитуриентов Бугурусланского летного училища гражданской авиации имени Героя Советского Союза П.Ф. Еромасова
Топ училищ гражданской авиации
После успешного прохождения медкомиссии, сдачи нормативов и сбора документов важно ответить наглавный вопрос всех абитуриентов «Какое учебное заведение выбрать?». В России существует большое количество специализированных авиационных училищ и вузов.
Мы собрали лучшие авиационные вузы и их филиалы — лётные училища и колледжи:
«Иногда вам придется быть на голову выше мальчишек, чтобы отстоять себя»: как девушки в России становятся пилотами
Сегодня около 42,7 тысяч гражданских пилотов по всему миру — женщины. По данным последних статистических исследований, это составляет от 5,2% до 7% от общего количества пилотов. Несмотря на то, что впервые женщина получила летную лицензию 110 лет назад, многие до сих пор уверены, что пилот — не женская профессия. RTVI поговорил со студентками российских авиационных вузов и расспросил их о том, почему они решили стать пилотами, и мешает ли им этот стереотип идти к своей цели.
RTVI также пытался связаться с курсантками Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков — единственного российского вуза, после обучения в котором девушка может стать военным летчиком. К моменту публикации материала представители Минобороны России не ответили на запрос.
(СПБГУГУ — Санкт-Петербургскогий государственный университет гражданской авиации)
Когда в 10-м классе нужно было определяться тихонечко с ЕГЭ и выбирать, куда проступать, я уже понимала, что мне нужна техническая профессия. И тогда я подумала: почему бы не попробовать себя в роли летчика или космонавта?
Помню, подхожу к родителям и говорю, что хочу в космос. Сначала все впали в ступор: «Как это так, дочь?! Давай хотя бы поближе к земле, давай хотя бы самолетами будешь управлять». Я согласилась и начала готовиться на пилота, а мама уговорила на всякий случай сдать ЕГЭ по географии, чтобы, если что, поступить в Гидрометеорологический.
Когда на сайте СПБГУГА появились списки поступивших, я поняла, что не прохожу, и отнесла документы в Гидрометеорологический. Ходила вся такая «в депрессии», а потом узнала, что в тех списках была ошибка. В последний день подачи оригиналов я приехала в Гидромет и с боем забрала оттуда свои документы. Они говорили, что не отдадут мне их, потому что меня уже зачислили. Но я там чуть ли не в истерике кричала: «Отдайте мне мои документы, я хочу управлять самолетами!» Они сдались, и в последние 10 минут я занесла документы в Университет гражданской авиации.
Все люди разные и, конечно, есть те, кто говорит: «Девушкам не место в авиации! Ваше дело рожать детей и варить супы». У меня есть один преподаватель, который на полном серьезе считает, что мы все (нас, девочек, пятеро в группе) поступили сюда, чтобы потом обязательно выйти замуж за пилота. Я слушаю его и думаю, насколько же это нелогично: необязательно же работать пилотом, чтобы найти себе мужа-пилота. А есть те, кто, наоборот, поддерживает. Они обычно говорят: «Девчонки — они такие ответственные, умные, точно все знают, точно все выучили!» Желают нам удачи.
Со мной вместе учится моя подруга, мы с ней всегда были в полном восторге от истребителей и того, как с ними умеют обращаться военные летчики. Как-то у нас даже промелькнула мысль: «А что, если переметнуться: поехать в Краснодар и начать все заново?» Но потом решили, что надо все же довести дело до конца. А еще у меня не настолько идеальное здоровье, как хотелось бы. Боюсь, я бы там даже медкомиссию не прошла.
Сложно сказать, когда именно я осознала, что хочу стать пилотом: эта мысль, так или иначе, была со мной с самого детства. Когда я первый раз в жизни поднималась по трапу в самолет, я очень боялась лететь, а потом вдруг заметила в кабине двух пилотов. Они мне помахали. Этот простой жест помог мне расслабиться и успокоиться.
Когда мы прилетели, экипаж проходил паспортный контроль рядом с пассажирами, и я снова встретилась с «моими» пилотами. Должно быть, они меня вспомнили, потому что один из них спросил: «Ты в первый раз летела?» Я ответила, что да, и улыбнулась, а пилот тогда сказал: «Раз понравилось, значит будешь летать всегда». Так и зародилась моя мечта, а потом переросла в цель — стать пилотом.
Какое-то время я даже задумывалась насчет военной авиации. Дело в том, что я сама из города летчиков — Жуковского. Здесь готовят летчиков-испытателей. Но в конце концов я решила не изменять романтике и свободе гражданской авиации. Каждый день я видела множество самолетов и часто задумывалась: «А как им там, выше всех?» Это мотивировало, вдохновляло — о других профессиях я даже не думала.
Хотя, не буду скрывать, иногда мне казалось, что я не справлюсь с такой ответственностью, что это просто не для меня. Сомнения возникали в основном из-за того, что все мои близкие не одобряли мой выбор: пытались отговорить, переубедить. Уверена, что они делали это из лучших намерений, но все же без поддержки пришлось тяжело. Громче всех против моих планов выступал отец, но моя упертость — это у нас семейное — взяла верх, и вот я здесь.
Всего, если не ошибаюсь, на первый курс в этом году поступило 240 специалистов и бакалавров вместе взятых, из них 12 девчонок. Во время поступления и отбора никто не обращает внимания на то, девочка ты или мальчик. Начиная с ЕГЭ и заканчивая ВЛЭКом (Врачебно-летная экспертная комиссия, необходимая для поступления), условия для всех одинаковые, ведь все мы будущие курсанты.
В начале года, правда, наш начальник курса сказал: «Иногда вам придется быть на голову выше мальчишек, чтобы отстоять себя». Единственные поблажки, которые нам делают, — это меньшее количество отжиманий на физической культуре, но думаю, тут нам просто повезло.
Имя не называется по просьбе героини
(УИГА — Ульяновский институт гражданской авиации)
Мне всегда нравились самолеты и чувство полета. Лет в 16 впервые появилось желание самой управлять этой сложной машиной, чувствовать ответственность за полет. Моя семья с удивлением, но без негатива отнеслась к моему рвению. Родители поддержали меня и помогли подготовиться: мы вместе выбирали вуз, собирали информацию про ВЛЭК. Думала, если не поступлю, пойду на геологический или географический факультеты МГУ.
Оказалось, что поступить не так уж и трудно, даже если ты девушка. Для этого нужно сделать все то же самое, что и молодому человеку: сдать ЕГЭ и пройти ВЛЭК. Физическую подготовку при поступлении давно отменили, а экзамены едины для всех. Правда, сейчас проходной балл на пилота быстро растет.
На моем курсе учится около 260 человек, среди них 12 девушек. Мне нравится учиться с ребятами: никто не гнобит и не подкалывает, все очень дружные. Преподаватели, конечно, относятся по-разному, но в целом тоже нормально. Есть те, кто считает, что это не женское дело, что девочкам не место в авиации, но таких немного. Некоторые относятся к нам чуть снисходительнее.
Но есть во всем обучении один большой минус — полное отсутствие практики! Вместо пяти лет многие учатся шесть или семь из-за очереди на полеты. После 3 курса у нас по учебному плану должна быть летная практика, но на деле ее нет. Только-только начинает летать половина 5-го курса, о нас и речи не идет. Это раздражает больше всего.
Почему так происходит? Я, конечно, не могу говорить от лица руководства вуза, но налицо проблема низких зарплат у инструкторов. Они просто не идут работать за такие деньги, из-за этого у нас дефицит пилотов-инструкторов. Казалось бы, у нас есть тренажеры-симуляторы — к нам на переучивание приезжают даже действующие пилоты. Но эти тренажеры так же далеки от нас, как и полеты.
Главное, Росавиация выделяет достаточно средств на практику, но все это где-то теряется. Например, по всей территории института установили безумное количество турникетов: на входе в учебные корпуса, в общежитиях, на КПП. На мой взгляд, в нашей ситуации поставить везде турникеты — это далеко не первоочередная задача.
Я бы перевелась, но без потери лет этого не сделать. В моем случае уже поздно — я быстрее дождусь полетов. Дело в том, что в России только два института, где учат на пилота гражданской авиации, в Санкт-Петербурге и Ульяновске. В Петербург перевестись можно только на первый курс. Ну, или можно пойти в среднее летное училище, там по плану 3 года 10 месяцев обучение, но я хочу получить сразу высшее образование.
Несмотря на трудности, я не собираюсь оставлять свою мечту. У меня есть определенная цель — стать пилотом, и я буду им во что бы то ни стало. А после выпуска постараюсь устроиться в одну из ведущих авиакомпаний России.
Сейчас мне 30 лет. Я пошла учиться на пилота, уже будучи мамой двоих детей, — дома в Москве меня ждут сыновья. Пока я сидела в декретах, поняла сразу несколько вещей. Во-первых, мне обязательно нужно работать: всю жизнь заниматься только детьми я не хочу. Во-вторых, эта работа должна быть чем-то нестандартным. Я хотела и развиваться в умственном плане, и не сидеть на месте.
А потом я увидела по телевизору репортаж про женщину-пилота Марию Уваровскую, которая работает командиром в «Аэрофлоте». Это стало тем самым толчком. Я сказала себе: «Иди и пробуй, возможно это твое». К тому же, меня всегда привлекали мужские профессии: водитель автобуса, водитель трамвая.
Но никакого сексизма в университете нет. Я бы даже сказала, что все рады видеть девчонок-пилотов. К нам относятся как к равным. Единственное, во время летной практики нам могут уделить немного больше внимания, чем парням, чтобы мы получше научились и поняли, что к чему.
Нас немного просто потому, что эта профессия непопулярна среди женского пола: она изначально мужская. Здесь очень жесткие требования по физическим показателям и постоянное моральное напряжение. Надо всегда держать себя в кулаке, быть собранной и принимать важные решения. Наверное, это девчонок и отталкивает.
К тому же, многие даже если и хотят идти на пилота, отказываются от этой идеи, когда все вокруг начинают их отговаривать: «Будет тяжело — это такая мужская профессия. Ты же не мужик!»
А вообще в последнее время девчонок все больше и больше на нашей специальности. Когда я поступала, для всех было в новинку, что в группе есть девчонка и даже не одна, а сейчас уже не так. Но я все-таки не считаю, что мы должны численно преобладать: профессия остается мужской и не надо об этом забывать.
Помню, перед первым одиночным вылетом без инструктора, я думала, что будет очень страшно: я одна и никто мне не поможет. Но на удивление страха не было абсолютно. Я полностью контролировала ситуацию. Осознание того, что я сама все делаю и у меня получается, — это очень круто.
В раннем детстве я даже не задумывалась о профессии пилота — мне очень нравились стюардессы! Каждый полет, помню, просто восхищалась этими красавицами, которые разносят еду. А потом мой друг поступил в Ульяновский институт на пилота, и я поняла, что тоже могу рассмотреть этот вариант. Я взвесила все за и против и поняла — да, я могу пройти на бюджет.
Мои родители с самого начала договорились не мешать мне в выборе профессии и просто не вмешивались. Я решила, что хочу попробовать, и они мне помогли: отвезли на ВЛЭК, помогли ее пройти. Я никогда не слышала от них ни слов упрека, ни каких-то отговорок, хотя мама и переживала за меня.
У меня еще не было летной практики, но уже начались профильные предметы, которые касаются непосредственно самолета, его конструкции и работы. Сейчас мы изучаем Cessna 172 и проходим приборное оборудование, практическую аэродинамику — это все безумно интересно.
На самом деле я очень часто задумываюсь о том, кем бы я стала, если не пилотом, но понимаю, что лучшей профессии для себя я бы не нашла. Я знаю о многих ее минусах, но все они кажутся мне незначительными. Раньше я думала, что большим недостатком является постоянное обучение — повышение квалификаций, практика на тренажерах, — но сейчас понимаю, что это даже плюс. Конечно, минусами профессии можно назвать ненормированный график и не совсем благоприятные условия для здоровья, но это тоже спорный вопрос.
У меня есть друзья, которые учатся на пилотов в военных академиях, но я понимаю, что это не мое. Быть гражданским намного лучше в том плане, что ты можешь быть уверен в завтрашнем дне, ведь завтра тебя не отправят в горячую точку. А еще тут ты всегда можешь отказаться от вылета. Так что, летать на истребителях, конечно, прекрасно, но не для меня.
У меня в группе есть две девушки, помимо меня. Всего нас восемь на курсе, парней — человек 50. Несмотря на это, мы тут все равны, одногруппники нас уважают. Никаких трудностей нет. Но мне все равно всегда хочется показать всем: несмотря на то, что я девушка, я тоже могу, я тоже умею. Не хочется ударять в грязь лицом.
Я с детства мечтала стать военным, работать связистом. Мне нравились профессии, где девушке нужно не только красиво выглядеть, но и брать все в свои руки и идти вперед. Я точно знала, что моя будущая профессия будет связана именно с рисками, преодолением себя, становлением сильнее и победой над страхами. У меня сильный характер, и я готова к любым испытаниям — мне это даже нравится.
Мой дядя работает пилотом. Когда он узнал, что я хочу поступать на военного, то удивился и предложил пойти в гражданскую авиацию, потому что это безопаснее. До того дня я даже не знала, что девушки могут работать пилотами, но сердце подсказало — это именно то, что мне необходимо. Я ни разу не пожалела о своем выборе.
В нашем институте есть определенные правила — соблюдение режима дня, обязательные построения, наряды, уборка территории. К двум последним девушки не привлекаются, но в образовательном процессе мы равны. Мы все (и парни, и девушки) понимаем, что в будущем на наших плечах будет лежать ответственность за жизни многих людей.
Мне кажется, в современном мире нет деления профессий на женские и мужские. Выбрать именно то, к чему лежит душа, — это личное дело каждого, а пол совсем не имеет значения. Надо идти туда, куда действительно хочешь и где сможешь проявлять свой талант и умения.
Сейчас мужчины работают визажистами, стилистами, дизайнерами. Если подумать, кто тогда пойдет защищать родину и управлять воздушными судами, если не девушки?