Как построить рассуждение 6 класс

«Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению» 6 класс

Конспект урока 6 класс

«Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению»

В нашей жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль. Одно дело – думать иначе, чем остальные, другое – убедить в своей правоте, отстоять своё мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

Как вы поняли высказывание известного французского философа XVI века Рене Декара?(УСТНО)

Повторение пройденного о типах речи.

— Мы знаем три типа речи. Какие?Ответы учеников: ( Описание, повествование, рассуждение )

— Как различаются типы речи?

( Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос КАКОЙ ?
Повествование — это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО ?
Рассуждение — это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ ?)

Работа с раздаточным материалом

Прочитайте тексты и определите их тип речи. Найдите в текстах местоимения и определите их разряд.

На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. (А. Толстой)

Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном : “Весна пришла!” (А. Толстой)

Местоимения: оно (личное), они (личное), самым (определительное), своим (притяжательное), его (притяжательное), ему (личное), самое (определительное), всё (определительное).

Объяснение нового материала.

— Сегодня мы с вами будем готовиться писать сочинение – рассуждение, а вот о чём вы будете рассуждать, вам предстоит догадаться самим. Но для начала вспомним ещё раз, из скольких частей состоит сочинение-рассуждение.

— Правильно, из трёх: тезис, доказательство, вывод.

— Проведём небольшую словарную работу (ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ)

Тезис – положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения, или, другими словами, это основная мысль текста, которую нужно доказать.

Доказательство – подтверждение какого-нибудь положения фактами или доводами, или, другими словами, это примеры, доказывающие основную мысль текста.

Вывод – итог рассуждения. Обычно вывод совпадает с той мыслью, которая была высказана в начале текста. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден и его может сделать сам читатель.

Составление схемы построения текста-рассуждения (записать в рабочую тетрадь)

Тезис, то есть основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.

Аргументы, то есть доказательства, доводы, мотивы, обоснования.

Вывод, то есть итог, к которому пришёл автор рассуждения

Отработка навыка по умению находить составные части рассуждения в тексте.

Найдите тезис, доказательство, вывод.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

Для начала давайте определим, что станет предметом вашего рассуждения, о чём пойдёт речь.

Прочитайте стихотворение Виктора Лунина:

Мне туфельки мама вчера подарила,

Конфеты мне папа принёс.

Сестра подарила мне щётку и мыло,

А брат – заводной паровоз.

Ещё подарили мне чашку и ложку,

И кубики – строить дома.

Но рыжую кошку, прекрасную кошку

Нашла во дворе я сама!

— Так о чём мы будем с вами говорить?

— Правильно, о подарках! Подарки любят все. Кто-то любит их получать, а кто-то дарить. Но мало кто знает, что дарить подарки – это целое искусство. А что такое подарок, какое значение имеет это слово? Давайте проведём ещё одну словарную работу

Подарок — это предмет или вещь, которую по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.

Подарок имеет сходное значение с даром и пожертвованием. Но, как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: определённым событием, обычаем или праздником. Поводы к подарку бывают самые разные. Самые распространённые из них:

Как построить рассуждение 6 класс. Смотреть фото Как построить рассуждение 6 класс. Смотреть картинку Как построить рассуждение 6 класс. Картинка про Как построить рассуждение 6 класс. Фото Как построить рассуждение 6 классОбычаи и праздники

Как построить рассуждение 6 класс. Смотреть фото Как построить рассуждение 6 класс. Смотреть картинку Как построить рассуждение 6 класс. Картинка про Как построить рассуждение 6 класс. Фото Как построить рассуждение 6 классВыражение признательности, благодарности

Как построить рассуждение 6 класс. Смотреть фото Как построить рассуждение 6 класс. Смотреть картинку Как построить рассуждение 6 класс. Картинка про Как построить рассуждение 6 класс. Фото Как построить рассуждение 6 классВыражение любви или дружбы

Как построить рассуждение 6 класс. Смотреть фото Как построить рассуждение 6 класс. Смотреть картинку Как построить рассуждение 6 класс. Картинка про Как построить рассуждение 6 класс. Фото Как построить рассуждение 6 классВыражение сочувствия

Из истории подарка( рассказывают ученики)

1.На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.

2. На Руси у слова «подарок» был брат-близнец — «гостинец», произошедший от слова «гость». Ранее, по обычаю человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме отдарить. Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл — бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних.На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, того дарю», «от милого подарок дороже золота».Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.

В разные времена на Руси со словом подарок слагались пословицы и поговорки, в которых заключалась великая народная мудрость.

Источник

Сегодня первое сентября, начало учебного года. Все дети спешат в школу с большими букетами. Абсолютно у всех счастливы лица, ученики рады встрече с любимыми одноклассниками учителями, счастливы снова зайти в стены школы. Но не я. Я не покидал учебного заведения целое лето, не гулял с утра до вечера каждый день, не нежился под палящим солнцем. Я все это время грустил и ждал начала учебного года, потому что именно в это время со мной происходят различные каверзные ситуации.

Конечно же, возникает вопрос: кто я? Я обыкновенный учебник, наверное, самый старый, который можно найти в этой небольшой школьной библиотеке. Если бы я мог говорить, то делал бы это не переставая, ведь у меня так много интересных историй.

Например, года два назад я достался девочке Насте. Наверное, это было самое ужасное время для меня. Настю никто не любил. Не то, чтобы у нее был скверный характер, она всегда помогала другим, давала списывать своему соседу Толику, но она страдала с лишним весом. Одноклассники обзывали ее, а отбивалась она мной. Самой неприятной стала ситуация, когда Настя попала в свою учительницу по английскому языку прямо в лицо. Вот она разозлилась! Она готова была порвать меня на клочья, к счастью, у нее этого сделать не получилось, и я остался жив.

Вот меня уже берут с полки. Ну как берут… Для того, чтобы меня достать, надо встать на стул, так как я лежу на самом верху. Но меленький мальчик этого не понимает, и я с грохотом падаю на пол. Хорошо что я ничего не чувствую, иначе мне было бы безумно больно. Мальчик сразу же поднял меня и отряхнул. Очень надеюсь, что мы с ним поладим, ведь нам надо будет жить вместе еще практически целый год. А потом меня отправят в макулатуру, так как я уже отслужил свой срок.

Кто бы что ни говорил, жизнь школьного учебника тяжела и беспокойна, но при этом безумна интересна.

Конспект урока по русскому языку 6 класс. Сочинение на лингвистическую тему

Конспект урока
развития речи в 6-м классе
на тему: «Сочинение на лингвистическую тему».

Учитель русского языка и литературы

«Сочинение на лингвистическую тему».

6, учебник под редакцией Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А.В., Лисицын А.Г.

Урок разработан в свете ФГОС.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 6 классе.

урок развития речи.

совершенствование умений наблюдать за особенностями использования имён числительных в текстах учебно-научного стиля речи и разговорной речи.

школьная доска, учебник.

Место данного урока в системе уроков по теме

: одиннадцатый урок по теме: «Имя числительное».

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует? Спасибо. Садитесь.

II.Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы попробуем написать с вами сочинение-рассуждение.

Учитель: Мы знаем три типа речи. Какие?

Ученики: описание, повествование, рассуждение.

Учитель: Хорошо. Как различаются типы речи? Что вам известно о тексте повествовании?

Ученики: В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.

Учитель: Каковы особенности описания?

Ученики: В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой

он). Это можно отразить в одном рисунке.

Учитель: Рассуждение имеет свои особенности.

Учитель: В этом типе текста выявляются причины событий, их связь.

Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что

потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства,

подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя.

IV. Работа с учебником.

Учитель: Давайте откроем учебник на странице 51, обратимся к упражнению 417.

Это упражнение предлагает задание завершить текст на лингвистическую тему (об употреблении в речи собирательных числительных).

(чтение учителем текста)

Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками».

— Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, — сказал брат.

Петя удивлённо посмотрел на него:

— Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?

— Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность…

Учитель: Нам предлагается ответить на вопросы: о каких числительных идёт речь в тексте? Какую особенность имеют эти числительные? Даётся задание: пересказать текст письменно, продолжив ответ старшего брата Пети.

V. Собирание материала к сочинению, составление плана.

Учитель: Поиск ответа на сформулированные после текста вопросы является определённым сбором материала для выполнения задания.

Ученики: В предложении используются собирательные числительные. Их особенность заключается в том, что они не сочетаются с существительными, называющими лиц женского пола.

(Если учащиеся испытывают затруднения, целесообразно будет вновь обратиться к материалу на странице (рубрика «Советы помощника»)).

Учитель: Определённую сложность вызывает задание пересказать текст, содержащий диалог.

(Учащиеся должны уметь сокращать содержание, передавая часть информации в виде косвенной речи).

Вариант ответа учеников может быть таким:

Петя читал вслух рассказ, в котором была такая фраза: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками». Старший брат Пети, будущий учитель русского языка, услышал это и сказал: «Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины». Петя удивился и попросил брата объяснить, как он догадался об этом. Старший брат ответил, что секрет очень прост, ведь в этом предложении упоминаются собирательные числительные.

Учитель: Итак, хорошо. Продолжение ответа должно строиться по модели сочинения-рассуждения.

(учитель записывает на доске)

Учитель: Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему представляет собой рассуждение, включающее следующие смысловые части: тезис, аргументы, вывод.

Учитель: Что же такое тезис?

Ученики: Тезис — ответ на вопрос, сформулированный в исходном тексте или в задании.

Учитель: Хорошо, а что такое аргументы?

Ученики: Аргументы — определение нужного грамматического понятия, примеры из текста;

Учитель: Да, правильно и вывод, который может и отсутствовать.

(Текст, предъявляемый учащимся в задании, является неким стимулом для обсуждения проблемы и содержит необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.)

Учитель: Итак, давайте определим тезис.

Ученики: Тезис: «Особенность собирательных числительных в том, что они не сочетаются с существительными женского рода».

Учитель: Хорошо, какие же аргументы мы можем привести?

Ученики: Аргументы: «Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое и сочетаются, например, с существительными — названиями детёнышей животных, с существительными мужского и общего рода, которые называют лиц мужского пола. Например, можно сказать „семеро зайчат“, „трое мужчин“. Когда брат Пети говорит о „восьмерых работавших“, нам то-же понятно, что это лица мужского пола».

VI. Написание сочинения-рассуждения.

VII. Д о м а ш н е е з а д а н и е: упражнение 415.

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Особенности рассуждения как функционально-смыслового типа речи.

2. Особенности композиции рассуждений.

3. Анализ текстов-рассуждений.

Функционально-смысловые типы речи – это разновидности речи, различающиеся функциями, особенностями структуры.

Описание – функционально-смысловой тип речи, задача которого показать особенности предметов, явлений, их признаки, свойства, качества. Текст отвечает на вопрос «каков предмет?».

Повествование – функционально-смысловой тип речи, который рассказывает о событии, о последовательных действиях. Текст отвечает на вопрос «что произошло?».

Рассуждение – функционально-смысловой тип речи, который показывает мир в причинно-следственных связях. Текст отвечает на вопрос «почему?».

Тезис – это утверждение, которое необходимо доказать.

Аргумент – это доказательство, довод в пользу тезиса.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы знаете, что к основным функционально-смысловым типам речи относятся описание, повествование, рассуждение. Функциональными эти типы называются потому, что различаются функциями. У описания функция – рассказать о том, каким является предмет речи, охарактеризовать его. У повествования функция – рассказать о событии, обстоятельствах, при котором оно произошло. Функция рассуждения – объяснить.

Вспомним стихотворение Афанасия Фета о зиме:

Свет небес высоких,

Перед нами текст-описание, задача которого – описать зимнюю природу и передать свои чувства читателям.

Вот отрывок из произведения Виталия Бианки:

В кухне на табуретке стояла плоская корзина, на плите – кастрюля, на столе – большое белое блюдо. В корзине были чёрные раки, в кастрюле был кипяток с укропом и солью, а на блюде ничего не было.

Вошла хозяйка и начала:

раз – опустила руку в корзину и схватила чёрного рака поперёк спины;

два – кинула рака в кастрюлю, подождала, пока он сварится, и –

три – переложила красного рака ложкой из кастрюли на блюдо.

Это рассказ, тип речи – повествование, в нём важна последовательность событий.

А вот текст с сайта «Элементы.ру», где даются научные ответы на детские вопросы: «Солнце, звёзды, Земля, Луна, – все планеты и их большие спутники «круглые» (шарообразные), потому что они обладают очень большой массой. Их собственная сила тяготения (гравитация) стремится придать им форму шара.

Если некая сила придаст Земле форму чемодана, то по окончании её действия сила тяготения снова начнёт собирать её в шар, «втягивая» выступающие части, пока вся её поверхность не установится (т. е. не стабилизируется) на равном расстоянии от центра».

Это текст-рассуждение, его задача – дать научное объяснение факту.

Рассуждение – это функционально-смысловой тип речи, который показывает мир в причинно-следственных связях. Как правило, такой текст отвечает на вопрос почему? Почему Земля круглая? Почему идёт снег? Почему хлеб – всему голова?

В рассуждении, как в любом тексте, есть вступление, основная часть и заключение. Рассуждение – это обоснование тезиса путём доказательств, аргументов. Структура рассуждения: тезис – доказательство – вывод.

Тезис: Земля круглая. Почему? Потому что обладает большой массой и благодаря силе тяготения. Это обоснование тезиса. Что из этого следует? Если какая-то сила придаст Земле форму чемодана, Земля всё равно станет круглой. Это вывод.

Можно построить рассуждение иначе: сначала привести доказательства, аргументы, примеры, а только потом сформулировать тезис. Например. Наступил ноябрь. Несколько дней температура воздуха ниже нуля. Синоптики не прогнозируют потепления. Следовательно, пора заливать каток.

Как работать над сочинением-рассуждением?

Сначала нужно определиться с тезисом, сформулировать положение, которое нужно доказать. Например, тезисом может быть такое высказывание: Девочки любят заниматься фигурным катанием.

Тезис нужно обосновать, т. е. нужно привести доказательства, примеры.

Фигурное катание – популярный в России вид спорта. У нас много чемпионов, лучшие спортивные школы. Это первый аргумент. Его недостаточно, потому что мы пока не объяснили, почему фигурное катание любят именно девочки.

Второй аргумент. Девочки хотят походить на своих кумиров, добиться славы, успеха.

Третий аргумент. Фигурное катание – красивый вид спорта. Катание под музыку, пластика, грациозность, оригинальные костюмы придают зрелищность этому виду спорта. Это привлекает девочек.

В заключительной части нужно сделать вывод. Каждому занятие по душе: мальчики могут заняться хоккеем, а девочки – фигурным катанием. Везде требуется сильный характер, воля к победе, целеустремлённость и трудолюбие.

Теперь нужно соединить все части, сделать между ними переход. При желании добавить цитату. Например, выдающаяся немецкая фигуристка Катарина Витт утверждала: «Фигурная катание – это смесь искусства и спорта».

Восстановление последовательности элементов.

Восстановите последовательность предложений, чтобы получился текст-рассуждение.

Сначала считали, что это панда или медведь, потом решили, что его родственник – вомбат, кенгуру или опоссум (все они являются травоядными сумчатыми животными).

Учёные до сих пор толком не смогли определить, к какому виду животных относится зверёк коала, обитающий в Австралии.

Поэтому решили считать современную коалу единственным представителем семейства коаловых.

Но если родство всё же существует, то отследить его исследователи не смогли.

Для выполнения задания нужно найти предложение, в котором содержится тезис, требующий доказательств. Это предложение 2. Находим в нём ключевые слова (не смогли определить), ищем смысловую связь с другими предложениями, находим её в 1-м предложении: сначала считали, потом решили. Предложения 1 и 4 имеют однокоренные слова: родственник, родство. Следовательно, эти предложения должны стоять рядом. Предложение 3 является заключительным, выводом.

2. Учёные до сих пор толком не смогли определить, к какому виду животных относится зверёк коала, обитающий в Австралии.

1. Сначала считали, что это панда или медведь, потом решили, что его родственник – вомбат, кенгуру или опоссум (все они являются травоядными сумчатыми животными).

4. Но если родство всё же существует, то отследить его исследователи не смогли.

3. Поэтому решили считать современную коалу единственным представителем семейства коаловых.

Прочитайте текст. Найдите в нём тезис и аргумент. Аргумент выделите цветом.

Чтобы наточить карандаш, можно воспользоваться точилкой. Но такими карандашами допускается рисовать лишь детям-дошкольникам, которые с силой надавливают на грифель и быстро ломают его.

Ищем в тексте тезис. Он содержится в первых предложениях каждого абзаца: наточить карандаш можно точилкой или ножом. Первым способом это делается для детей, вторым – для взрослых, для художественных и чертёжных целей. Теперь ищем предложение, доказывающее тезис. Это последнее предложение текста.

Чтобы наточить карандаш, можно воспользоваться точилкой. Но такими карандашами допускается рисовать лишь детям-дошкольникам, которые с силой надавливают на грифель и быстро ломают его.

Источник

Модель урока развития речи в 6-м классе по теме: «Рассуждение»

Ход урока

Работа в группах (5-6 человек).

1 этап. Вызов с использованием приёма кластера:

в центре листа пишется слово (тема, проблема), далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи этой темой.

а) На доске записывается слово “рассуждение”.

б) Каждый учащийся записывает свои ассоциации, связанные с этим словом (3-5 минут).

в) В группе собирают слова-ассоциации в блоки по значению, оформляют на большом листе бумаги (ватмане).

г) Каждая группа представляет свою схему, комментируя.

На доске в это время учитель суммирует все высказывания в одну схему.

Как построить рассуждение 6 класс. Смотреть фото Как построить рассуждение 6 класс. Смотреть картинку Как построить рассуждение 6 класс. Картинка про Как построить рассуждение 6 класс. Фото Как построить рассуждение 6 класс

Учитель подводит итог: это наше понимание слова “рассуждение” на бытовом, жизненном уровне. А мы должны рассмотреть это понятие на научном уровне.

2 этап. Осмысление.

а) Работа с определением.

“Рассуждение” – это объяснение или доказательство какой-то мысли. Изложение содержания этой мысли (основной тезис) является главной частью рассуждения. Ей может предшествовать часть, в которой формулируется вопрос, ответом на который является тезис. Основное место в рассуждении занимают сообщения, в которых приводятся доказательства или опровержения тезиса. В заключительной части обычно формулируется вывод о правильности или ошибочности тезиса.

В любом рассуждении имеются две части. В первой части содержится тезис, т.е. утверждение, которое нужно доказать. Во второй части дается обоснование высказанной мысли: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.

Например, Василису назвали Премудрой (тезис), потому что она умела все делать (аргумент): испекла пышный и красивый каравай, соткала за ночь чудесный ковер, одним взмахом руки превратила комнату в озеро с белыми лебедями (примеры). В рассуждении бывает иногда и третья часть – вывод. Наше рассуждение можно было закончить например, такими словами: “Словом, была мастерица на все руки. Поэтому и получила такое прозвище”. Эти слова и были бы выводом.

Обычно обоснование и тезис связываются союзами потому что и так как; вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, итак, следовательно.

Схема полного рассуждения

Как построить рассуждение 6 класс. Смотреть фото Как построить рассуждение 6 класс. Смотреть картинку Как построить рассуждение 6 класс. Картинка про Как построить рассуждение 6 класс. Фото Как построить рассуждение 6 класс

Беседа с классом по вопросам:

5) Схему рассуждения записать в тетрадь.

б) Работа с текстами. Ребятам каждой группы предлагаются три текста (тексты взяты из экспериментального учебника по русскому языку (Программа развивающего обучения, 5 класс. Репкин В.В.)

Задание.Определить тип каждого текста. Найти среди них рассуждение, доказать, используя определение, схему.

Был жаркий день. Я позвал лесника купаться. Он велел мне идти вперед и обещал вскоре догнать. Я потихоньку вышел к озеру.

На берегу я в изумлении замер: под ярким солнцем над водой бушевала метелица! Легкие хлопья носились в воздухе, опускались, опять взмывали вверх, падали в воду, но почему-то не таяли, а плыли по поверхности.

Я ничего не понимал. Но вот одна снежинка опустилась рядом со мной. Я осторожно взял ее и ахнул: да ведь это крохотная бабочка! Что же за беда приключилась? Почему гибнут бабочки?

За моей спиной послышались шаги. Это был лесник. Взглянув на реку, он сказал: “Поденка!” И объяснил, что эти водяные бабочки живут всего один день.

Я понял, что никакой беды не случилось. Но купаться почему-то расхотелось, и я долго сидел на берегу, молча наблюдая за живой метелью.

Этих бабочек можно увидеть летом на речке. Как легкие снежинки, кружатся они над водой. То одна, то другая замирает в полете, плавно опускается на воду и плывет по течению.

Если возьмешь бабочку в руки и внимательно посмотришь, то увидишь две пары тонких крылышек и три хвостовые ниточки. А вот рта у поденки нет совсем.

Поденка живет всего один день. Она появляется из личинки, взмывает вверх, а потом, опустившись на воду, откладывает яички и погибает. За свою короткую жизнь бабочка не успевает даже проголодаться.

Однажды в жаркий день я увидел над рекой множество крохотных бабочек. “Поденка”, – сказал знакомый лесник. “Что за странное название?” – подумал я и спросил у своего спутника, не знает ли он, почему так назвали этих легкокрылых бабочек.

Оказывается, это имя дали не случайно.

Поденка живет всего один день. Появится из личинки, покружится над водой опустится на нее, отложит яички – и погибает. У нее даже рта нет. За свою короткую жизнь она не успевает проголодаться.

“Да, точное имя у этой беззаботной крохи”, – подумал я.

3 этап. Рефлексия.

а) Каждой группе предлагается бросить кубик, на сторонах которого написаны темы для написания рассуждения.

б) Задание.Написать небольшое рассуждение на одну из тем (индивидуально).

в) Учащиеся зачитывают свои рассуждения (несколько примеров). Затем все сдают свои работы учителю.

4 этап. Вывод учителя.

Посмотрите, какой путь мы с вами проделали: от такого понимания рассуждения, как фантазия (возвращаемся к кластеру).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *