Как построить поверхность в маткаде

Как построить поверхность в маткаде

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

Рисунок 1: Пустое поле ввода отведено для имени матрицы.

Вы увидите наглядное представление матрицы. Mathcad даёт пространственное изображение матрицы в виде двумерной сетки, находящейся в трехмерном пространстве. Каждый элемент матрицы представляется как точка на определенной высоте, пропорциональной значению элемента матрицы. По умолчанию ориентация поверхности такова, что первая строка матрицы простирается из дальнего левого угла сетки направо, а первый столбец идёт из дальнего левого угла по направлению к наблюдателю. Mathcad рисует линии, чтобы соединить точки на графике. Эти линии определяют поверхность.

Пространственное представление поверхности зависит от расположения наблюдателя относительно поверхности. Можно изменять это представление, изменяя наклон графика или вращая его, как описано ниже в этой главе в подразделе “Изменение свойств обзора поверхности”.

График функции двух переменных

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

Рисунок 2: Поверхность функции двух переменных.

Создание параметрических поверхностей

Область изменения параметров является прямоугольником, покрытым равномерной сеткой. Три матрицы отображают эту область в трехмерное пространство. Например, матрицы X, Y и Z, определенные на Рисунке 3, выполняют отображение, которое сворачивает прямоугольник в трубу и затем соединяет концы трубы, образуя тор.

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

Рисунок 3: Создание параметрической поверхности.

Имейте в виду, что нельзя преобразовать параметрическую поверхность в другой тип трехмерного графика.

Исправляем ошибки: Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Источник

3D построения в Mathcad

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

3D построения в Mathcad. Примеры построения трехмерных поверхностей.

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

Содержимое разработки

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

3D построения в Mathcad

Выполнила студентка группы МДМ-113

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

MathCad – это популярная система компьютерной математики, предназначенная для автоматизации решения массовых математических задач в самых различных областях науки, техники и образования.

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

В системе MathCAD для вывода и интерпретации результатов расчета используется двухмерная (2D) и трехмерная (3D) графика.

Двухмерная графика подразумевает графическое представление в декартовой (График Х-У) и полярной (Полярный график) системе координат.

3D графика используется для построения трехмерных поверхностей (Surface Plot), контурных графиков (Contour Plot), 3D гистограмм (3D Bar Chart) и других трехмерных объектов.

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

Существует три способа построения графиков в системе MathCAD:

(они предусмотрены не для всех типов графиков).

Построение графика функции z=f(x,y) в виде поверхности в декартовой системе координат.

Для построения графика поверхности можно воспользоваться двумя способами: явным и неявным. Если вам надо только посмотреть общий вид поверхности, то MathCAD предоставляет возможность быстрого построения подобных графиков. Для этого достаточно определить функцию f(x,y) и выполнить команду Вставка График Поверхность или нажать соответствующую кнопку наборной панели График (сочетание клавиш [Ctrl+7]). В появившейся графической области под осями на месте шаблона для ввода надо указать имя (без аргументов) функции. MathCAD автоматически построит график поверхности.

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

Пример 1. Построить график функции

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

Пример 2. Построить график функции

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

Пример 4. Постройте график параметрически заданной поверхности.

Форматирование трехмерных графиков

Источник

Как построить поверхность в маткаде

Для построения графика поверхности можно воспользоваться двумя способами:

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде
Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

Для построения графика поверхности в определенной области изменения независимых переменных или с конкретным шагом их изменения необходимо сначала задать узловые точки xi и yj, в которых будут определяться значения функции. После (а можно и до) этого надо определить функцию f(x,y), график которой хотите построить. После этого необходимо сформировать матрицу значений функции в виде: Ai,j=f(xi,yj).

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

Если вы хотите, чтобы узловые точки были расположены через равные промежутки, воспользуйтесь формулами, изображенными на рисунке.

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде
Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде
Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде
Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

Элементы вкладки Axes (Ось) позволяют изменять внешний вид осей координат.

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

При этом рядом с осями Ox и Oy указываются не значения узловых точек xi, yj, а значения индексов i и j, в то время как ось Oz размечается в соответствии с промежутком, которому принадлежат элементы матрицы значений Ai,j.

Вкладка Appearance (Внешний вид) позволяет изменять для каждого графика вид и цвет заливки поверхности (область Fill Options); вид, цвет и толщину дополнительных линий на графике (область Line Options); наносить на график точки данных (опция Draw Points области Point Options), менять их вид, размер и цвет.

Вкладка Lighting (Освещение) при включении опции Enable Lighting (Наличие подсветки) позволяет выбрать цветовую схему для освещения, «установить» несколько источников света, выбрав для них цвет освещения и определив его направление.

Вкладка Backplanes (Задние плоскости) позволяет изменить внешний вид плоскостей, ограничивающих область построения: цвет, нанесение сетки, определение ее цвета и толщины, прорисовка границ плоскостей.

На вкладке Special (Специальная) можно изменять параметры построения, специфичные для различных типов графиков.

Вкладка Advansed позволяет установить параметры печати и изменить цветовую схему для окрашивания поверхности нрафика, а также указать направление смены окраски (вдоль оси Ox, Oy или Oz). Включение опции Enable Fog (Наличие Тумана) делает график нечетким, слегка размытым (полупрозрачным). При включении опции Perspective (Перспектива) появляется возможность указать в соответствующем поле расстояние до наблюдателя.

Вкладка Quick Plot Data обсуждалась ранее в начале раздела.

Трехмерные точечные графики можно использовать для построения изображения пространственных кривых. Пространственные кривые задаются, как правило, в виде (x(t),y(t),z(t)), где t представляет собой непрерывный действительный параметр.

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде
Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

Подобным образом можно построить градиентное поле скалярной функции
f(x,y). Градиентное поле для функции двух переменных представляет собой двумерное векторное поле.

Как и в остальных случаях, внешний вид изображения векторного поля можно легко изменить, выполнив двойной щелчок в области графика и изменив требуемые опции в открывшемся диалоговом окне 3-D Plot Format.

Интересные объемные фигуры можно получит, вращая некоторую кривую вокруг той или иной оси. Построение этих фигур вращения сродни параметрически заданным поверхностям.

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

При этом необходимо обеспечитьпересчет координат точек фигуры по известным из геметрии формулам. В MathCAD встроена функция CreateMesh, с помощью которой можно построить параметрически заданные поверхности.

Источник

Построение поверхностей в Mathcad

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Кафедра информатики и вычислительной техники

Построение поверхностей в Mathcad.

Визуализация решений математических задач

Выполнила: студент группы МДМ-112

Проверила: доцент, канд. физ.-матем. наук

Mathcad. Построение поверхностей.

Быстрое построение является наиболее легким способом построения поверхностей. Для этого необходимо:

1. На лист Mathcad ввести формулу z(x,y):=…;

2. Выбрать команду главного меню «Вставка», «График», выбрать вид графика «поверхность» на панели инструментов «Графики».

3. В шаблон трехмерного графика ввести имя функции без указания аргументов.

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

Построение поверхностей по матрице аппликат.

Определение функции от двух переменных z(x,y):=cos(x* y )

Число линий для построения графика и масштаба N :=40 M :=40

Определение индексов i:=0..N j:=0..N

Определение массивов абсцисс и ординат x i := Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткадеyj := Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

В шаблон трехмерного графика вводим название массива аппликат:

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде
Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

Построение с помощью функции CreateMesh .

Функция CreateMesh относится к категории Vector and matrix (Векторы и матрицы), так как результатом работы функции будет матрица координат.

Формат вызова функции:

Параметры функции CreateMesh :

Mesh – количество линий в сетке функции;

F – вид функции (может быть или формула, или трёхмерный вектор, задающий каждую координату в параметрической форме, или три отдельные функции, задающие координаты в параметрическом виде);

— x 1 – нижняя граница переменной x ;

— x 2 – верхняя граница переменной x ;

— y 1 – нижняя граница переменной y ;

— y 2 – верхняя граница переменной y ;

— xgrid – количество точек переменной х;

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткадеПример:

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткадеВ одной системе координат можно построить несколько поверхностей, для этого достаточно определить их, а затем в шаблон графика ввести их имена без аргументов через запятую:

Построение одного и того же графика в декартовой, цилиндрической и сферической системах координат.

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

Для построения многогранников в Mathcad есть функция Polyhedron. Её можно использовать двумя способами:

1) по имени, тогда обращение к функции будет Polyhedron(“имя многогранника”);

2) по коду, тогда обращение к функции будет Polyhedron(“#номер многогранника”).

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

Построение поверхностей вращения.

Для построения поверхностей вращения в Mathcad удобно использовать функцию CreateMesh.

Параметры функции CreateMesh:

— x1, y1,z1 – матрицы значений для каждой координаты;

— 5 – верхняя граница переменной u;

— 0 – нижняя граница переменной v;

— 2π – верхняя граница переменной v;

— 30 – количество линий в сетке графика.

Параметрические уравнения для поворота вокруг оси Ох:

Параметрические уравнения для поворота вокруг оси Oy :

Пример: рассмотрим гиперболу y 2 – x 2 = 1. При вращении этой гиперболы вокруг оси Ох получается однополостный гиперболоид, при вращении вокруг оси Оу – двуполостный гиперболоид. Построим эти поверхности вращения:

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

Построение пространственных линий.

Функция CreateSpace относится к категории Vector and matrix (Векторы и матрицы), так как результатом работы функции будет матрица координат. Работает аналогично CreateMesh. Главное отличие в том, что параметрические уравнения должны быть функциями одной переменной, а не двух, как в CreateMesh. Вызов функции: CreateSpace(F, t1, t2, tgrid). Параметры функции:

— F – вектор параметрических уравнений координат;

— t1 – нижняя граница переменной;

— t2 – верхняя граница переменной;

— tgrid – число линий сетки; не обязательный параметр; чем больше этот параметр, тем более гладкая получается линия; если он не достаточно велик, линия получается с изломами.

Как построить поверхность в маткаде. Смотреть фото Как построить поверхность в маткаде. Смотреть картинку Как построить поверхность в маткаде. Картинка про Как построить поверхность в маткаде. Фото Как построить поверхность в маткаде

Список используемых источников

1. Бидасюк, Ю. М. MathsoftMathCAD 11. Самоучитель / Ю.М. Бидасюк. – СПб. : Диалектика, 2004. – 224 с.

2. Бутенков, С.А. Методические указания к использованию системы MathCad в практических занятиях по курсу высшей математики/ C. А Бутенков. – СПб. : Таганрог: ТРТУ, 1995. – 450 с.

3. Акишин, Б. А. Прикладные математические пакеты. Часть 1. MathCAD / Б. А. Акишин, Н. Х. Эркенов. – СПб. : РадиоСофт, 2009. – 132 с.

4. Визуальная среда математического моделирования MathCAD [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://bourabai.ru/einf/mathcad.

5. Графика в системе MathCAD [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://detc.ls.urfu.ru/assets/amath0021/l3.htm#l3.1.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

MathCAD — это просто! Часть 6. Графики поверхностей

В прошлый раз мы с вами говорили о системах нелинейных алгебраических уравнений — точнее, не столько о них самих, сколько о методах их решения с использованием такого замечательного программного продукта, как MathCAD. И остановились на подборе начальных условий для приближенного (численного) решения систем нелинейных алгебраических уравнений с помощью построения графиков уравнений. Поскольку вопрос о создании в MathCAD’е графиков поверхностей для уравнений с тремя переменными довольно сложен, я решил в этой статье из серии «MathCAD — это просто!» поговорить исключительно о графиках поверхностей и не трогать другие темы, как бы велик ни был соблазн это сделать. Причем, весьма вероятно, даже в одну статью это вместить не удастся, хотя, конечно, это уже посмотрим по ходу дела. Рассказ должен быть особенно подробным также и в силу того очевидного факта, что умение строить графики поверхностей в MathCAD’е пригодится вам, само собой, не только при решении уравнений с тремя переменными — задачи визуализации настолько обширны и встречаются настолько часто, что сложно придумать область знаний, где без них можно было бы обойтись. Хотя существуют и специальные инструменты, «заточенные» под построение трехмерных графиков, вы убедитесь, что в MathCAD тоже можно строить очень приличные на вид графики поверхностей.

График функции z = f(x; y)

Для того, чтобы начать работу с графиками, для начала запустите MathCAD. Мы с вами начнем, пожалуй, с самого простого случая трехмерных графиков, а именно с построения графика для того случая, когда z имеет функциональную зависимость от x и y. К уравнениям такие графики, правда, имеют довольно опосредованное отношение, но начинать всегда лучше с простого. Для начала нужно определить функцию, график которой мы будем строить. Лично я для примера (см. соответствующий скриншот) взял f(x, y) := sin(x) / cos(y). В отличие от двумерных графиков, где мы могли задавать зависимости переменных x и y друг от друга прямо на графике, для построения графиков в трех измерениях нужно использовать именно запись функции. Почему? Об этом чуть-чуть ниже. После того, как вы определили функцию, график которой мы будем получать, найдите на панели Graph кнопку Surface Plot и щелкните по ней мышью. На экране появится пустой график, очень похожий на тот, который мы с вами уже вполне успешно (и не раз) использовали для визуализации двумерных функций и уравнений. Только здесь всего одна область для ввода — она находится внизу под координатной сеткой.

В ней нужно написать просто f. Почему не f(x, y)? Вопрос, безусловно, уместный и очень грамотный. Дело в том, что MathCAD, вообще говоря, не умеет строить трехмерные графики для функций или уравнений. Он умеет отображать в виде графика только массив точек — именно его та часть среды, которая отвечает за построение графиков, и ожидает увидеть на этом месте. Если мы запишем вместо массива функцию без указания аргументов, то MathCAD автоматически построит на ее основе нужный ему массив, который успешно будет отображен на графике. Если же мы укажем для функции аргументы, то MathCAD выдаст сообщение об ошибке. Не верите — можете сами попробовать и убедиться.

В общем, если вы правильно все сделали, а сделать что-то неправильно при внимательном чтении будет сложно, то на экране у вас должен появиться такой же график, как на скриншоте к статье. На этом мы пока остановимся и посмотрим, как и что для этого графика можно настроить.

Если дважды щелкнуть по графику мышью, то появится окно его настроек. Уже по количеству различных вкладок в нем видно, что настраивать графики поверхностей в MathCAD’е можно долго и упорно, и можно, что называется, донастраиваться. Обо всех этих настройках у нас с вами сейчас поговорить, конечно, не получится, потому что объем газетной статьи, сами понимаете, имеет некоторые ограничения. Да и вряд ли, говоря откровенно, подробный рассказ о каждой галочке в этом окне сильно облегчит кому-либо жизнь. Поэтому лучше обратимся к самым часто употребляемым из них.

Первая интересная настройка задает положение «камеры» относительно графика функции, который мы с вами только что успешно построили. Объединены они в группу View на вкладке General и помогают при правильном подходе гораздо лучше рассмотреть все особенности построенной на графике поверхности. Настройки эти задают поворот и наклон наблюдателя относительно графика, а также увеличение в том случае, если нужно рассмотреть график подробнее или, напротив, «общим планом». Чтобы научиться хорошо настраивать эти параметры, придется потратить немало времени, а сначала при их изменении графики будут выглядеть, скорее всего, не лучше, а гораздо хуже, чем до этих изменений. Но здесь, как говорится, терпение и труд все перетрут.

Отдельного упоминания стоят настройки для координатных осей, расположившиеся на закладке Axes. На этой вкладке для каждой из осей по отдельности можно включить или выключить подписи в виде чисел, настроить цвет, задать поясняющую надпись (полезно, если за поверхностью, которую вы строите, стоит какой-либо физический или, например, экономический процесс — тогда можно ось Z назвать «распределение температуры», а X и Y — «длина бруска» и «ширина бруска» соответственно).

При настройке внешнего вида графика вам пригодится и вкладка Appearance. Если вам нужно раскрасить поверхность градиентной заливкой, то выберите переключатель Fill Surface из группы Fill Options, а в группе Colour Options установите в активное положение переключатель Colormap. Если вы хотите вовсе отключить любую заливку поверхности (а вам вполне может понадобиться и такое), то в группе Fill Options выберите No Fill. Аналогичным образом можно настраивать и линии, которые отображаются по контуру графика для его лучшей видимости. Хотя лично мне кажется, что с ними график, во-первых, и выглядит как-то эстетичнее, и, во-вторых, более легко воспринимается, но вы, само собой, вправе со мной не согласиться и их, если они вам мешают, напрочь отключить. В целом обращаться с этими линиями ничуть не сложнее, чем с заливкой — их, кстати, тоже можно сделать градиентными. Если нужно, можно также включить отображение точек, которые лежат в основе графиков, которые строит MathCAD — тех самых точек, массив которых нужен для построения трехмерного графика. Для этих точек можно менять цвет аналогично тому, как это можно делать для самой поверхности и ее контурных линий, а также настраивать размер точек — для этого служит поле Size, расположенное в группе Point Options. Также можно менять символ, обозначающий на графике точки — это может быть круг, ромб, два разных крестика или квадрат. В общем и целом, как можно увидеть на соответствующем скриншоте, с использованием вкладки Appearance можно преобразовать полученный график так, что его родной отец или мать (то есть вы) не узнает.

Для еще более тонкой настройки внешнего вида графика можно воспользоваться источниками света, добавить которые можно на вкладке Lighting все того же диалога настройки трехмерных графиков. По умолчанию все источники света для любого трехмерного графика отключены, и включить их можно установкой в активное положение переключателя Enable Lighting. Всего на каждом графике может быть до восьми источников света, но реально вам вряд ли когда понадобится иметь их больше, чем три. Для каждого источника можно настроить его положение или, если этот источник расположен на бесконечности, то направление света. Также можно настроить цвет освещения, которое создается на поверхности этим источником. Также присутствуют пять стандартных схем освещения, выбрать которые можно в списке, расположенном слева внизу диалогового окна. Следует отметить, что графики с градиентной заливкой для любого стандартного освещения смотрятся не слишком привлекательно.

О вкладке Title долго говорить не будем — это просто заголовок графика, который можно разместить сверху или снизу относительно самого изображения. Для настройки плоскостей, которые могут помочь более наглядно отобразить ход графика, применяется вкладка Backplanes. На ней доступны настройки для трех плоскостей: X-Y, X-Z и Y-Z. Конечно, для каждой из них все возможности настройки абсолютно идентичны. По умолчанию все задние плоскости не отображаются. Для того, чтобы включить их отображение, нужно активировать переключатель Fill Backplane и выбрать цвет, щелкнув по квадратику рядом со словом Color. По умолчанию в нем выставлен белый цвет, который будет не виден на белом фоне графика. Если вы хотите, чтобы на задней плоскости, ко всему прочему, еще и отображалась координатная сетка, то нужно активировать переключатели Draw Lines в группах X Axis и Y Axis группы Grid. Первый переключатель задает отображение линий по оси X, второй — по оси Y. Если плоскость, которую вы настраиваете, это, например, X-Z, то и оси будут не X и Y, а X и Z. Можно также добавить промежуточную сетку — для этого настраивать нужно опции в группе Sub-Grid.

Вкладку Special этого окна мы с вами пока что отложим до лучших времен — в ближайшее время ее настройка нам не понадобится. Поэтому сразу перейдем к вкладке Advanced. Переключатель Enable Fog в активном состоянии включает на графике «туман», который может сделать график существенно более приятным для глаз. Переключатель Perspective позволяет включить для графика эффект перспективы. Также на этой вкладке можно выбрать одну из наиболее подходящих градиентных окрасок в группе Coloumap. По умолчанию ставится радужная окраска, что далеко не всегда удобно.

Возможно, Вам показалось, что я излишне подробно рассказывал обо всех настройках для трехмерных графиков, которых разработчики MathCAD щедрой рукой отсыпали пользователям. Однако на самом деле это имело смысл — однажды рассказав об этих настройках, к ним после можно будет уже не возвращаться, а просто говорить: «настройте то-то и то-то». А как настраивать, вы уже знаете. Хочу еще раз подчеркнуть, что, несмотря на немалое число рассмотренных выше настроек, здесь я охватил далеко не все из них, однако, в общем-то, ничего страшного в этом нет. Для человека, владеющего худо-бедно (но лучше, конечно, хорошо владеющего) английским языком, все оставшиеся неразобранными в данной статье настройки будут прозрачны и понятны, так что волноваться по этому поводу совершенно не стоит.

Искренне надеюсь, что в следующей статье цикла мы с вами уже успешно закончим разбираться с графиками поверхностей, хотя, говоря откровенно, стопроцентно обещать этого я не могу — тема, как я уже не один раз говорил, очень и очень объемная, а также очень полезная на практике, так что это извиняет в некотором роде излишнюю детальность данной статьи.

Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2008 год в рубрике soft

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *