Как построить кривую рыночного спроса
Раздел 1. Исходные основы микроэкономики
Цель: раскрыть основы теории спроса и предложения.
Оглавление
1.1. Спрос и факторы, на него влияющие. Закон спроса. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ
Данная тема является в микроэкономике исходной. Она знакомит с такими важнейшими понятиями в рыночной экономике, как спрос и предложение, раскрывает факторы, влияющие на них.
Каждая фирма работает на потребителя. Исходя из этого, микроэкономика начинает исследование с теории спроса. А спрос зависит от цены.
Эту зависимость можно выразить тремя способами:
Рис. 1. Кривая спроса
В ее основе лежит закон спроса : понижение цен вызывает рост величины спроса, повышение цен – уменьшение величины спроса при прочих равных условиях.
При изменении цены товара с р1 до р2 происходит передвижение по кривой спроса из точки а в точку b.
Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара. Обратим внимание, что при этом максимальная цена спроса – это цена, начиная с которой объем спроса становится равным нулю.
Однако объем спроса зависит не только от цены, но и от других факторов.
Объем (quantity) спроса – количество товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени при определенных условиях. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. Она имеет следующий вид:
где Qda – объем спроса на товар а в единицу времени;
pa – цена товара а;
T (tastes) – вкусы и предпочтения;
N – число покупателей данного товара.
Рассмотрим эти факторы.
Из проведенного анализа становится очевидной значимость подобных исследований для фирм-производителей.
Итак, итогом действия данного закона является смещение кривой спроса на данный товар.
Однако здесь следует обратить внимание на то, что существует группа благ, спрос на которые изменяется необычным образом – так называемый парадокс Гиффена: при росте доходов их покупают относительно меньше. В качестве примера можно привести спрос на картофель. Такие товары называют малоценными.
Итак, изменение цен на данны й товар приводит к передвижению по линии спроса, вызывая изменение объема спроса, другие факторы – к смещению линии спроса, т. е. изменяя сам спрос, или иначе, характер спроса.
Следует иметь в виду, что в рыночной экономике существуют явления, как бы деформирующие действие закона спроса. К ним относятся следующие:
Во всех этих случаях не обязательно увеличивается объем спроса, происходит сдвиг кривой спроса.
Теперь рассмотрим данную ситуацию с другой стороны – со стороны продавца. Он олицетворяет предложение товаров.
1.2. Предложение и факторы, на него влияющие.
Закон предложения
Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара. Цена, начиная с которой объем предложения становится ненулевым, называется минимальной ценой предложения.
Объем предложения – количество товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или их группа в единицу времени при определенных условиях. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов – функция предложения. Она имеет следующий вид:
где Qsa – объем предложения товара а;
R – наличие производственных ресурсов;
K – характер применяемой технологии;
C – налоги и дотации;
X – природные условия;
N – число продавцов данного товара.
Самостоятельно проанализируйте и покажите на графике (рис. 2), к чему приводит изменение цен и что происходит при изменении других факторов.
Рис. 2. Кривая предложения
1.3. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Излишки (выигрыш) производителей и потребителей. Метод сравнительной статики
В ходе развития рыночной экономики осуществляется процесс взаимного приспособления желаний продавцов и покупателей, согласования их интересов. Конкурирующие силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения, т. е. к установлению рыночного равновесия.
Для исследования этого взаимодействия необходимо на одном графике совместить линию спроса и линию предложения.
Цена pe, при которой Qd=Qs называется равновесной ценой. Количество товара Qe, реализованное на рынке по равновесной цене – равновесное количество товара.
В состоянии равновесия рынок сбалансирован: ни у покупателей, ни у продавцов нет внутренних побуждений к его нарушению. При любой другой цене рынок не сбалансирован.
Так, если р1 выше ре, образуется зона избытка предложения ABe. Чтобы его устранить, продавцы должны снижать цену, т. е. избыток предложения через конкуренцию продавцов оказывает понижающее давление на цену. Если же цена р2 ниже равновесной ре, образуется зона избытка спроса (дефицит) – СeF, что через конкуренцию покупателей оказывает повышающее давление на цену. В дальнейшем, анализируя возможности государственного регулирования рынка, мы вернемся к этому процессу.
Рис. 3. Рыночное равновесие
Стабильностью равновесия называется способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвратиться к нему под влиянием внутренних сил.
В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Выигрыш (излишки) производителей и потребителей можно показать на графике (рис. 4). (Здесь и в дальнейшем отождествляются понятия продавец и производитель – для простоты исходим из того, что сами производители являются и продавцами).
Поскольку ре обычно ниже предлагаемой покупателями цены на меньший объем покупок, величину выгод покупателей характеризует площадь рерmaxE. Дело в том, что цена спроса на меньший объем покупок, чем Qe, выше ре. Но покупатель платит за любые покупки цену, равную ре. Следовательно, разность между ценой спроса на определенное количество покупок и равновесной ценой и составляет выигрыш покупателя. Благодаря равновесной цене потребители купили больше и дешевле, чем первоначально были согласны.
С другой стороны, рe обычно ниже минимальной цены, которую могли бы предложить фирмы (прежде всего наиболее передовые). Таким образом, выигрыш производителей представляет собой разницу между равновесной ценой, которую они получили за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы были продать свой товар. Общий выигрыш производителей характеризует площадь рminреE. Он равен разнице между выручкой производителей и их затратами.
Сумма выигрышей (излишков) потребителей и производителей характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с существованием рыночного равновесия.
Рис. 4. Выигрыш (излишки) покупателей и производителей
В статических моделях явно фактор времени не учитывается. Сравнение «мгновенных фотоснимков» динамических процессов называют методом сравнительной статик.
Этот метод можно проиллюстрировать анализом сдвига равновесия в результате смещения линий спроса и предложения.
Проанализируйте последствия роста и уменьшения спроса и предложения на графиках.
Хотя в явном виде метод сравнительной статики не учитывает фактор времени, но косвенное его включение возможно. Для этого выделяют 3 периода: мгновенный, в котором все факторы производства постоянны; краткосрочный – в нем одна группа факторов постоянна, другая – переменна; долгосрочный – все факторы производства рассматриваются как переменные.
В мгновенном периоде продавец не может приспособить объем предложения к объему спроса. Это, однако, все же не означает, что все количество имеющегося товара должно быть обязательно продано независимо от уровня цен. Если товар скоропортящийся, его надо продать обязательно – линия предложения в таком случае перпендикулярна оси абсцисс – равновесная цена определяется исключительно спросом и совпадает с ценой спроса. Если товар может быть какое-то время сохранен, то линия предложения будет состоять из двух отрезков: первый имеет положительный наклон (здесь объем продаж будет зависеть от спроса), второй – перпендикулярен оси абсцисс.
В течение короткого периода неизменными считаются производственные мощности предприятия, но их использование, а следовательно, объем производства может изменяться за счет переменных факторов (к примеру, числа отработанных человеко-часов). В таком случае линия предложения так же состоит из двух отрезков. Первый, имеющий нормальный (положительный) наклон, ограничен точкой, соответствующей производственной мощности. Второй – представлен вертикальным отрезком, указывающим на невозможность выйти за пределы производственной мощности.
В длительном периоде производитель может не только варьировать интенсивность использования производственной мощности, но и изменять ее величину, следовательно, и масштабы производства. Попробуйте продемонстрировать это на графике.
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
7.5 Рыночная кривая спроса. Сложение индивидуальных кривых спроса
Мы определили, что количество потребителей положительно влияет на рыночный спрос. При увеличении количества потребителей на рынке спрос при каждом уровне цены растет. В соответствии с этим утверждением и производится сложение отдельных индивидуальных кривых спроса для получения общей рыночной кривой спроса: при каждом возможном уровне цены необходимо сложить величины индивидуальных спросов отдельных потребителей. Этот принцип называется «правило сложения по горизонтали». Данное правило существует для того, чтобы подчеркнуть, что сложению подвергаются именно величины индивидуальных спросов. Данное правило гласит, что складывать индивидуальные кривые спроса следует вправо, то есть по оси Q. Именно поэтому суммарная кривая рыночного спроса по сравнению с индивидуальными кривыми имеет более пологий вид: она как бы «растягивается» по оси Q. Сложение кривых спроса следует выполнять, начиная с максимально возможного значения цены блага, постепенно переходя к минимальной, то есть нулевой. Это обусловлено тем, что цена спроса – это максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за товар.
Пример горизонтального сложения спроса
Для того, чтобы найти уравнение общего спроса, необходимо воспользоваться алгоритмом «сложения индивидуальных спросов на интервалах». Поясним на примере, что это такое.
В примере выше нам даны две прямых индивидуального спроса
Требуется определить уравнение общего спроса.
Вначале найдем интервалы цены для каждого спроса
Данные значения цен разбивают ось цены на следующие интервалы:
Рассмотрим отдельно каждый интервал цены
P ∈ [0;25] в этом интервале существуют оба спроса, поэтому Qобщий = Q1 + Q2
P ∈ [25;50] в этом интервале существует только Q1, поэтому Qобщий = Q1
P > 50 в этом интервале не существует ни одного спроса, поэтому Qобщий = 0
Рассмотрим частные случаи сложения функций спроса:
Один из спросов является горизонтальной линией
Если один из спросов является горизонтальной линией, это означает, что данный покупатель готов купить любой объем товара при данной цене. Другой покупатель имеет обычную убывающую линию спроса. Что будет суммарным спросом в этом случае?
Другими словами, что увидит продавец, который придет на данный рынок? При построении общего спроса не будем забывать, что линия спроса показывает максимальные цены, которые готов заплатить покупатель за разные объемы блага. Таким образом, при построении общего спроса мы должны выбрать максимальные уровни цены. Еще можно запомнить такое правило: горизонтальная линия спроса «стирает» все спросы, которые находятся под ней пи построении общего спроса.
Если один из спросов является вертикальной линией, то график суммарного спроса будет выглядеть так:
В этом случае один из потребителей готов купить определенный объем товара по какой-угодно цене (может быть, данный товар ему очень необходим). При сложении мы получаем, что график другого покупателя (с обычным убывающим спросом) двигается параллельно вправо.
ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ
В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест
ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ
ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ
Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года
Раздел 1. Исходные основы микроэкономики
Практическая работа 2
Целью данного практикума является усвоение действия рыночного механизма, закрепление понимания рыночного равновесия, освоение методики расчета.
Задачами практикума являются:
Оглавление
Задачи на построение кривых спроса и предложения товара
Задача 1
Постановка задачи: Зависимость объема спроса товара Х от его цены представлена в таблице.
Цена (Р) (долл.)
Объем спроса (Qd) (кг)
Нарисуйте кривую спроса данного товара и покажите, как она изменится, если покупатели будут предпочитать приобретать на 20 кг больше при каждом уровне цен?
Цена (Р) (долл.)
Объем спроса (Qd1) (кг)
Объем спроса (Qd2) (кг)
В результате сдвинется и кривая спроса, она разместится правее d1.
Задача 2
Постановка задачи: Зависимость объема спроса товара Х от его цены представлена в таблице.
Цена (Р) (тыс. руб.)
Объем спроса (Qd) (шт.)
Нарисуйте кривую спроса данного товара.
Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и выберем масштаб, затем поставим точки, соответствующие значениям объема спроса при определенной цене. Соединив точки, получим кривую спроса.
Задача 3
Постановка задачи: Дана кривая спроса d1 на услуги химчистки. Покажите, как изменится спрос, если химчистка объявит об увеличении тарифа на свои услуги.
Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и изобразим кривую спроса (при этом кривая не должна быть очень пологой, т. к. заменителей у данного производства мало).
Повышение тарифов приводит к уменьшению спроса на услуги, что изображается перемещением точки А в В по кривой спроса, поскольку меняется ценовой фактор. Объем спроса при этом уменьшится с Q1 до Q2.
Задача 4
Постановка задачи: Дана кривая спроса d1 на товар Х. Покажите изменение спроса, если товар станет более модным.
Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и изобразим кривую спроса (при этом вид кривой не имеет значения). Возьмем любую цену и отметим на кривой спроса точку А, которая характерна для этой цены, при этом объем спроса будет Q1.
Если товар Х станет модным, то кривая спроса сдвинется вправо в положение d2, что приведет к увеличению спроса на товар. Это можно изобразить перемещением точки А в точку B на новой кривой спроса при той же цене Р1. Объем спроса при этом увеличится с Q1 до Q2.
Задача 5
Постановка задачи: Первоначально кривая спроса на товар Х находилась в положении d1. Покажите изменение спроса, если на товар У увеличится цена (товар Х и У – заменители).
Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и изобразим кривую спроса на товар Х (при этом вид кривой не имеет значения). Возьмем любую цену и отметим на кривой спроса точку А, которая характерна для этой цены, при этом объем спроса будет Q1.
Если цена товара У увеличится, то спрос на него упадет и часть потребителей перейдет на потребление товаров-заменителей, в том числе товара Х. При этом кривая спроса на товар Х сдвинется вправо в положение d2, что приводит к увеличению спроса на товар. Это можно изобразить перемещением точки А в точку B на новой кривой спроса при той же цене Р1. Объем спроса при этом увеличится с Q1 до Q2.
Задача 6
Постановка задачи: Изобразите произвольную кривую спроса на товар А. Покажите изменение спроса, если на рынок пришли новые покупатели.
Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и изобразим кривую спроса (при этом вид кривой не имеет значения). Возьмем любую цену и отметим на кривой спроса точку A, которая характерна для этой цены, при этом объем спроса будет Q1.
Если на рынок товара А пришли новые покупатели, то кривая спроса сдвинется вправо в положение d2, что приводит к увеличению спроса на товар. Это можно изобразить перемещением точки A в точку B на новой кривой спроса при той же цене Р1. Объем спроса при этом увеличится с Q1 до Q2.
Задача 7
Постановка задачи: Цены на видеомагнитофоны снизились. Покажите на графиках, что произойдет на рынке видеомагнитофонов и рынке видеокассет.
Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и изобразим кривую спроса на видеомагнитофоны.
Понижение цен приведет к увеличению спроса на видеомагнитофоны, что изображается перемещением точки А в В по кривой спроса, поскольку меняется ценовой фактор. Объем спроса при этом увеличивается с Q1 до Q2.
Так как видеомагнитофоны и видеокассеты – товары комплиментарные (взаимодополняющие друг друга), то на рынке видеокассет тоже произойдут изменения. Поскольку спрос на видеомагнитофоны вырос, то и на видеокассеты он тоже увеличится.
Рассмотрим это на графике:
Кривая спроса на видеокассеты сдвигается вправо, поскольку изменяется неценовой фактор, и при той же цене Р1 объем спроса увеличится с Q1 до Q2.
Задача 8
Постановка задачи: Дана кривая спроса d1 на товар А. Покажите, как изменится положение этой кривой, если сезон на потребление товара закончится.
Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и изобразим кривую спроса d 1. Если сезон потребления товара закончился, то спрос на него упадет и кривая спроса сдвинется влево (вниз), при этом объем спроса при той же цене Р1 уменьшится с Q1 до Q2.
Задача 9
Постановка задачи: Функция спроса задана формулой Qd = 7-Р. Постройте кривую спроса.
Технология решения задачи:
1-й способ. Нарисуем систему координат и выберем масштаб, затем поставим точки, соответствующие значениям объема спроса при определенной цене. (Например, Р=1, Qd=6; Р=2, Qd=5 и т. д.) Соединив точки, получим кривую спроса.
2-й способ. Сначала нарисуем систему координат и выберем масштаб. Затем определим точки, соответствующие значениям объема спроса при нулевой цене и цене при объеме, равном нулю. Соединив точки, получим кривую спроса.
Задача 10
Постановка задачи: Зависимость объема предложения товара А от его цены представлена в таблице:
Цена (Р) (тыс. руб.)
Объем предложения (Qs) (шт.)
Нарисуйте кривую предложения данного товара.
Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и выберем масштаб, затем поставим точки, соответствующие значениям объема предложения при определенной цене. Соединив точки, получим кривую предложения.
Задача 11
Постановка задачи: Зависимость объема предложения товара А от его цены представлена в таблице:
Цена (Р) (тыс. руб.)
Объем предложения (Qs) (шт.)
Покажите на графике, что произойдет с кривой предложения данного товара, если производители увеличат предложение товара А на 10 единиц при каждом уровне цен.
Технология решения задачи: Сначала нарисуем новую таблицу, чтобы показать изменения в предложении товара.
Цена (Р)
(тыс. руб.)
Объем предложения (Qs1)
(шт.)
Объем предложения (Qs2)
(шт.)
Теперь нарисуем систему координат и выберем масштаб, затем поставим точки, соответствующие значениям объема предложения при определенной цене. Соединив точки, получим кривую предложения s1. Затем построим новую кривую предложения s2, соответствующую новым значениям предложения при разных ценах.
Задача 12
Постановка задачи: Функция предложения товара У задана формулой Qs = –100 + 20Р. Нарисуйте кривую предложения.
Технология решения задачи:
1-й способ. Нарисуем систему координат и выберем масштаб, затем поставим точки, соответствующие значениям объема предложения при определенной цене (например, Р=5, Qs=0; Р=10, Qs=100 и т. д.). Соединив точки, получим кривую предложения.
2-й способ. Сначала нарисуем систему координат и выберем масштаб. Затем определим точки, соответствующие значениям объема предложения при нулевой цене (Qs = –100 + 20*0= –100) и цене при объеме предложения, равном нулю (0= –100 + 20*Р, Р=5). Соединив точки, получим кривую предложения.
Задача 13
Постановка задачи: Дана кривая предложения на товар Х. Покажите изменение предложения, если в производстве будет применяться более дорогое сырье.
Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и изобразим кривую предложения (при этом вид кривой не имеет значения). Возьмем любую цену и отметим на кривой предложения точку А, которая характерна для этой цены, при этом объем предложения будет Q1. Применение более дорогого сырья приведет к росту издержек производства, объем производства сократится, а следовательно уменьшится, и объем предложения товара на рынке. Кривая предложения сдвинется влево (вверх), и при той же цене объем предложения уменьшится до Q2.
Задача 14
Постановка задачи: Цена товара А выросла. Покажите на графике, что произойдет с предложением этого товара.
Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и изобразим кривую предложения (при этом вид кривой не имеет значения). Возьмем любую цену Р1 и отметим на кривой предложения точку А, которая характерна для этой цены, при этом объем предложения будет Q1. Повышение цены приведет к росту дохода, поэтому производитель будет увеличивать производство этого товара, следовательно, и объем предложения товара на рынке увеличится. Кривая предложения при этом не изменяется, т. к. происходит изменение ценового фактора, что отразится на самой кривой. Точка переместится в положение B, объем предложения увеличится до Q2.
Задача 15
Постановка задачи: Государство ввело налог на товар А. Покажите на графике, какие изменения произойдут в предложении товара.
Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и изобразим кривую предложения (при этом вид кривой не имеет значения). Возьмем любую цену Р1 и отметим на кривой предложения s1 точку а, которая характерна для этой цены, при этом объем предложения будет Qa. Введение налога приведет к снижению дохода, поэтому производитель будет уменьшать производство этого товара, следовательно, и объем предложения товара на рынке уменьшится. Кривая предложения при этом сдвинется влево в положение s2, т. к. происходит изменение неценового фактора. Точка переместится в положение в, объем предложения уменьшится до Qв.
Задача 16
Постановка задачи: Государство ввело дотацию на производство товара Х. Как изменится положение кривой предложения этого товара?
Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и изобразим кривую предложения s1 (при этом вид кривой не имеет значения). Возьмем любую цену и отметим на кривой предложения точку а, которая характерна для этой цены, при этом объем предложения будет Qa. Получение дотации снизит издержки предприятия, а доход вырастет, поэтому производство продукции увеличится, возрастет и объем предложения товара на рынке. Кривая предложения при этом сдвинется вправо в положение s2. Точка переместится в положение в, объем предложения увеличится до Qв.
Задача 17
Постановка задачи: Изобразите произвольную кривую предложения на товар А. Покажите изменение предложения, если на рынок пришли новые продавцы.
Технология решения задачи: Сначала нарисуем систему координат и изобразим кривую предложения (при этом вид кривой не имеет значения). Возьмем любую цену и отметим на кривой предложения точку а, которая характерна для этой цены, при этом объем предложения будет Qa. Появление на рынке новых продавцов приведет к увеличению объема предложения товара на рынке. Кривая предложения при этом сдвинется вправо в положение s2, т. к. происходит изменение неценового фактора. Точка переместится в положение в, объем предложения увеличится до Qв.
Задачи на графическое определение рыночного равновесия
Задача 18
Постановка задачи: В таблице представлены данные о ценах, объемах спроса и предложения товара Х. Начертите кривые спроса и предложения и определите равновесную точку.
Цена (Р) (долл.)
Объем спроса (Qd) (шт.)
Объем предложения (Qs) (шт.)
Технология решения задачи: Рисуем систему координат. По оси х откладываем значения объема спроса и предложения, по оси у – цены товара.
В точке равновесия (Е) устанавливаются равновесная цена 18 долл. и равновесный объем продаж 6 штук.
Ответ: Цена 18 долл., объем продаж 6 штук.
Задача 19
Постановка задачи: В таблице представлены данные о ценах, объемах спроса и предложения товара Х. Начертите кривые спроса и предложения и на графике определите, что произойдет на рынке, если цена установится на уровне 14 долл.
Цена (Р)
(долл.)
Объем спроса (Qd)
(тыс. шт.)
Объем предложения (Qs)
(тыс. шт.)
Технология решения задачи: Рисуем систему координат. По оси х откладываем значения объема спроса и предложения, по оси у – цены товара.
В точке равновесия (Е) устанавливаются равновесная цена 18 долл. и равновесный объем продаж 16 штук. Так как цена установилась на уровне 14 долл., то равновесие нарушено. Объем спроса равен 15, а объем предложения 18 единицам. Разница в 3 единицы – это дефицит товара Х.
Ответ: дефицит в размере 3 тыс. штук товара Х.
Задача 20
Постановка задачи: Объемы спроса и предложения товара А представлены в таблице. Начертите кривые спроса и предложения и определите равновесную точку. Что произойдет на рынке, если цена установится на уровне 30 долл.?
Цена (Р)
(долл.)
Объем спроса (Qd)
(тыс. шт.)
Объем предложения (Qs)
(тыс. шт.)
Технология решения задачи: Рисуем систему координат. По оси х откладываем значения объема спроса и предложения, по оси у – цены товара.
Ответ: излишек в размере 2 тыс. штук товара А.
Задача 21
Постановка задачи: В таблице представлены данные о ценах, объемах спроса и предложения товара Х. Начертите кривые спроса и предложения и определите равновесную точку. Как изменится равновесие, если объем спроса увеличится на 2 единицы при каждом уровне цен.
Цена (Р) (долл.)
Объем спроса (Qd) (шт.)
Объем предложения (Qs) (шт.)
Технология решения задачи: Рисуем систему координат. По оси х откладываем значения объема спроса и предложения, по оси у – цены товара.
В точке равновесия (Е) устанавливаются равновесная цена 18 долл. и равновесный объем продаж 26 штук. Если спрос увеличится, то кривая сдвинется вправо на две единицы. Новое равновесие установится при цене 20 долл. и объеме продаж 27 штук.
Ответ: Равновесная цена 20 долл., объем продаж 27 штук.
Задача 22
Постановка задачи: В таблице представлены данные о ценах, объемах спроса и предложения товара У. Начертите кривые спроса и предложения и определите равновесную точку. Найдите, каким будет равновесие, если предложение вырастет.
Цена (Р)
(долл.)
Объем спроса (Qd)
(тыс. л.)
Объем предложения (Qs)
(тыс. л.)
Технология решения задачи: Рисуем систему координат. По оси х откладываем значения объема спроса и предложения, по оси у – цены товара.
В точке равновесия (Е) устанавливаются равновесная цена 180 долл. и равновесный объем продаж 6 тыс. л. Изменение предложения рассмотрим в таблице:
Цена (долл.)
Объем спроса (Qd)
Объем предложения (Qs1)
Объем предложения (Qs2)
Построим новую кривую предложения s2. Равновесной ценой теперь будет 140 долл., а равновесный объем продаж равен 8 тыс. л.
Ответ: Новая равновесная цена 140 долл., объем продаж 8 тыс. л.
Задачи на применение формул расчета равновесной цены и равновесного объема продаж
Задача 23
Постановка задачи: Объем спроса на товар А на данном рынке определяется формулой Qd = 9 – Р, объем предложения – формулой Qs = –6 + 2Р, где Р – цена товара А. Найдите равновесную цену и равновесный объем продаж.
Технология решения задачи: В условиях равновесия объем спроса и объем предложения равны, следовательно, надо приравнять их формулы: 9 – Р = –6 + 2Р, отсюда равновесная цена равна 5. Чтобы определить равновесный объем продаж, надо подставить равновесную цену в любую формулу: Qd = 9 – 5 = 4 или: Qs = –6 + 2*5 = 4.
Ответ: равновесная цена равна 5 ден. ед., объем продаж – 4 у. е.
Задача 24
Постановка задачи: Функция спроса на благо Qd = 15 – Р, функция предложения Qs = –9 + 3Р. Определите равновесие на рынке данного блага. Что произойдет с равновесием, если объем спроса уменьшится на 1 единицу при любом уровне цен?
Технология решения задачи: В условиях равновесия объем спроса и объем предложения равны, следовательно, надо приравнять их формулы: 15 – Р = –9 + 3Р, отсюда, равновесная цена равна 6. Чтобы определить равновесный объем продаж, надо подставить равновесную цену в любую формулу: Qd = 15 – 6 = 9 или: Qs = – 9 + 3 * 6 = 9. Если спрос уменьшится на 1 единицу, то изменится функция спроса: Qd1 = (15 – 1) – Р = 14 – Р. Чтобы найти новую равновесную цену, надо приравнять новый объем спроса и объем предложения 14 – Р= –9+3Р, Р=5,75, объем продаж равен 8,25.
Ответ: равновесная цена 5,75, равновесный объем продаж 8,25.
Задача 25
Постановка задачи: Функция спроса на товар Х: Qd = 16 – 4Р, функция предложения Qs = –2 + 2Р. Определите равновесие на рынке данного блага. Что произойдет с равновесием, если объем предложения увеличится на 2 единицы при любом уровне цен?
Технология решения задачи: В условиях равновесия объем спроса и объем предложения равны, следовательно, надо приравнять их формулы: 16 – 4Р = –2 + 2Р, отсюда, равновесная цена равна 3. Чтобы определить равновесный объем продаж, надо подставить равновесную цену в любую формулу: Qd = 16 – 4 * 3 = 4 или: Qs = –2 + 3 * 2 = 4. Если предложение увеличится на 2 единицы, то изменится функция предложение: Qs1 = (–2 + 2) + 2Р = 2Р. Чтобы найти новую равновесную цену, надо приравнять новый объем спроса и объем предложения 16 – 4Р=–2+2Р, Р=2,33, объем продаж равен 6,68.
Ответ: равновесная цена 2,33, равновесный объем продаж 6,68.