Как построить кемпинг своими руками
Отдыхаю где хочу: как построить внедорожный прицеп-дачу своими руками, и сколько это стоит
Я давно убедился, что именно дом на колесах – это идеальное транспортное средство для длительных путешествий. В принципе, в нашей стране купить готовое жилье на колесах – чаще всего европейского производства – особых проблем не составляет. Да что там, даже отечественная компания “Купава” производит вполне годные туристические прицепы-«караваны», причем стоят они как минимум вдвое дешевле европейских аналогов. Одна проблема: все они – и самоходные автодома, и прицепы – не слишком уютно чувствуют себя вне приличного асфальта.
Д опустим, вам не нужно ездить напрямик через торфяные болота, а вполне достаточно того, чтобы прицеп или самоходный кемпер без проблем для своего здоровья выдержал многодневную поездку по разбитым дорогам с ямами в полколеса, бугристым грейдерам и горным грунтовкам с торчащими из дорожного полотна валунами. Увы — найти такую технику в готовом виде непросто…
Но есть старый принцип: «если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам». Именно так и решил Руслан, автопутешественник и блогер, известный в сети под ником «Внедорожный». В принципе, опыта ему было не занимать: в свое время он был председателем клуба автопутешественников «Аргонавт», занимался организацией массовых выездов и уже неплохо представлял, что, собственно, ему нужно. Но мало понять, что мобильное жилье должно быть способным двигаться не только по асфальту и при этом не рассыпаться. Муки выбора на этом не заканчиваются…
Муки выбора
Собственно, все внедорожные дома на колесах можно разделить на три группы. Во-первых, это самоходные кемперы на полноприводных шасси. Тут открывается огромное окно возможностей. Можно взять «буханку» (которая в нынешние времена называется УАЗ СГР) или Соболь 4х4 и плотно поработать с их внутренним обустройством. Увы, и внутренний объем этих фургонов довольно ограничен, и проблема возможности стоять в полный рост встает, извините за тавтологию, в полный рост.
Можно взять полноприводное шасси – скажем, УАЗ Профи или Соболь 4х4 Фермер и построить домик на этом шасси. Тоже, в общем-то, получится «дом кума Тыквы» — размер грузовой площадки этих автомобилей составляет около 3 метров в длину и двух в ширину, но можно использовать пространство над кабиной.
Популярные у нас среднеразмерные пикапы (Mitsubishi L200, Isuzu D-Max, Toyota Hilux) подходят для таких целей не слишком хорошо: их грузовая площадка имеет в длину всего 1,5 метра и сильно ограничивает возможности кемперостроителей.
Можно, конечно, найти полноразмерный американский пикап, но это дорого… А можно замахнуться на «крупные формы» и взять за основу, скажем, среднетоннажный Садко. Между прочим, его грузовая платформа имеет лишь немногим большие размеры (по сравнению с УАЗ Профи), зато внедорожные возможности — на высоте.
Но все автодома имеют один и тот же недостаток. Вот представьте себе: человек на кемпере-автодоме выезжает на отдых с семьей. Приехали, нашли симпатичное место на берегу таежного озера или с красивым видом на горную долину, начали располагаться, растянули тенты, разложили мебель. И тут выясняется, что мяса не купили, соль закончилась, пиво забыли, в конце концов. У владельца кемпера какие варианты? Либо он вручает семье кресла и оставляет их сидеть в чистом поле (тенты и маркизы, естественно, придется отцепить), а сам спешит в магазин в ближайший населенный пункт, либо они сворачивают лагерь и едут в магазин все вместе. Такая же коллизия возникает при желании осмотреть достопримечательности в ближайших окрестностях.
А вот если у тебя прицеп, то ты просто отцепляешь тягач, закрываешь дверь на замок и едешь налегке.
Мой дом — моя крепость
Вот Руслан и решил, что ему нужен именно прицеп. Но и прицепы, способные двигаться за тягачом по бездорожью, бывают двух типов. Во-первых, это прицеп-палатка. Как правило, они очень компактные, их может буксировать даже крохотный Suzuki Jimny. Кстати, такие прицепы под названием «Пикник» производят и у нас в стране, и стоят они относительно недорого, 250-300 тысяч рублей. Но… Все-таки они рассчитаны на эксплуатацию в летнее время: кухонный модуль с плитой и мойкой обычно делается выдвижным, а палатку, основой которой становится прицеп, все-таки нужно ставить: тянуть растяжки, забивать колышки… Да и без присмотра такой лагерь не оставишь, а развертывание прицепа-палатки — это время. Если человек провел десяток, а то и больше часов за рулем, он хочет только одного — спать, спать и еще раз спать!
Значит, решил Руслан, его потребностям соответствует только жесткий прицеп, в обиходе — «караван». Причем даже в готовых прицепах такого рода, с которыми ему приходилось иметь дело, на приведение дома из транспортного положения в положение «спальня» нужно проделать целый ряд операций — опустить стол, переложить на него спинку-подушку, достать матрас, расстелить, застелить постель… Это время. Так сложилась основная концепция, и Руслан приступил к работе.
Немедленно спать!
Раму Руслан приобрел готовую, а вот подвеску переделал самым радикальным образом. Установил новую, усиленную ось со ступицами от Mitsubishi Pajero и гидравлическими тормозами от него же. Оснастил тормозную систему ручным приводом, при помощи которого можно заблокировать колеса прицепа. Ось подвешена на рессорах от Газели, которые можно найти где угодно, в любом регионе. На задней стенке прицепа разместились два запасных колеса, плюс еще одно на автомобиле. Все колеса одинаковые и взаимозаменяемые, даже диски одинаковые. В дышло вживлен рабочий цилиндр от Волги, который приводит тормоз наката. В итоге прицеп действительно на моих глазах преодолел весьма серьезные препятствия, причем для того, чтобы их преодолеть, Руслану пришлось задействовать обе лебедки, установленные на его Pajero III.
Каркас сделан из алюминиевого полого профиля, внутрь которого закачан напыляемый полиуретановый утеплитель. Такой же утеплитель использован для термоизоляции основного жилого объема. Он заполняет все щели и даже проникает в микротрещины фанеры, из которой выполнены стены. В результате прицеп сохраняет температуру, как настоящий термос. В жару в нем прохладно, а в мороз он долго сохраняет тепло. Подтверждаю: пока мы беседовали с Русланом, температура за бортом перевалила за +26, но внутри царила прохлада. Учитывая все это, Руслан не стал связываться с установкой кондиционера, решив положиться на естественную вентиляцию.
Иногда проще таскать канистры
На той же стене закреплен откидной столик. Он имеет два положения. Первое — кофейного столика, причем его размер вполне позволяет позавтракать вдвоем. Ну а если нужен обеденный стол, то столик выдвигается вперед, под него ставится опора, и получается столешница. Обитатели сидят на двух объемистых рундуках, причем внутри них есть изолированные объемы, доступ в которые осуществляется снаружи прицепа. Там размещается «грязное» оборудование: инструменты, сварочный аппарат и тому подобные вещи. Еще одна такая емкость, большего размера, есть в передней части. В принципе, в нее помещаются четыре сумки с надувными лодками, но у Руслана там стоят газовый баллон, бачок с горючим для дизельного отопителя и генератор.
В средней части прицепа на левой по ходу движения стене установлен холодильник абсорбционного типа, который может использовать для питания 220 В, 12 В и газ. Руслан его покупал подержанным, и на самом деле им не очень им доволен. Как и все абсорбционные холодильники он, конечно, очень экономно расходует электричество, но есть нюанс. В систему заправлен не фреон, а смесь воды и аммиака, который постепенно начинает кристаллизоваться в змеевике. Аммиака в системе становится все меньше, и аппарат перестает выполнять свою основную функцию. Единственное спасение — холодильник вытащить, перевернуть вверх ногами, чтобы вода, стекая, смывала кристаллы, И такую процедуру нужно повторить раз десять. В новом прицепе, который Руслан строит совместно с компанией «Леруа Мерлен», он использовал современный компрессионный автохолодильник мощностью 45 Вт. Такой уровень электропотребления не составляет особых проблем: Руслан установил на крышу прицепа две солнечных батареи и аккумулятор емкостью 200 а*ч. Инвертор мощностью 3 кВт (он разместился под поверхностью, в которую врезана плита) позволяет не особенно нервничать по поводу доступной мощности.
Канистры для чистой воды разместились под мойкой. Руслан сознательно отказался от встроенного бака. Он объясняет это так: «Ну вот, скажем, есть родник. Я взял канистры, приехал, наполнил, поставил. А со стационарным баком нужно будет привезти канистры, а потом переливать их в заливную горловину. Закачивать насосом? Так не всегда близко к воде подъехать можно». Но в новом прицепе, который он строит с «Леруа Мерлен», Руслан все-таки повесил снаружи катушку с 20-метровым шлангом и погружным насосом «Малыш». Это все подключено к емкостям внутри прицепа, и есть заливная горловина.
Опыт, сын ошибок трудных
Естественно, кухонный уголок оснащен двухконфорочной газовой плитой. Но сначала ей пришлось выполнять не только функции устройства для приготовления пищи… В свой первый маршрут Руслан сорвался с не доведенным до ума прицепом. Сам он объясняет это так:
Все лето я проковырялся, строил прицеп, ну и «не вынесла душа поэта». Было так обидно: 9 месяцев в году ждешь лето, и вот лето прошло, а я его не увидел. И тут я понял, что нужно срываться и ехать. Собственно, так у меня родилась идея проекта «Из края в край». Первый этап, с ноября по март, я проехал в одиночку, с собакой, 26 регионов.
В поездку он сорвался, не установив запланированный автономный отопитель, вот и пришлось отапливать прицеп газовой плитой, ну а чтобы не угореть, открывать вентиляцию и оставлять щелку в окне. В итоге все-таки угорел, но это уже другая история… А до этого в первую же холодную ночь у него закончился газ в баллоне.
Проснулся — холодрыга! За бортом — минус двадцать пять. У меня собака замерзает! Я пса закутал в два спальника, достал генератор и строительный фен, поставил его на 600 градусов, и до утра мы так и спасались.
Итогом этого приключения стал прописавшийся в прицепе дизельный отопитель «Планар», которым Руслан очень доволен:
На ходу понижаешь температуру до 5-7 градусов, за 5-10 минут до остановки открываешь приложение в телефоне, запускаешь, выставляешь 22 градуса и жмешь «старт». Пока припаркуешься, зайдешь — а в прицепе уже те самые +22!
Последним этапом постройки стала легализация и официальное оформление. Оказалось, что получить государственные номера довольно просто: ведь с точки зрения официальных органов дом на прицепе — это просто груз. Естественно, людей в нем перевозить категорически запрещено.
Сколько стоит дом построить
Работы по обустройства мобильного дома еще не закончены. Так, в прицепе должен появиться проточный газовый водонагреватель и душ. Поддон уже есть, но вот слив к нему еще не сделан. А еще Руслан хочет сделать Г-образную скамеечку, которую можно будет откинуть так, чтобы получилось что-то вроде парты. На нее будет можно поставить ноутбук и работать, сидя прямо на разложенной кровати. Над входом появится тент-маркиза. Наверняка Руслану предстоит и более серьезно заняться вопросом защиты от комаров, слепней и прочего гнуса, особенно если он отправится в летний маршрут по восточным регионам. На сегодня он располагает только москитными сетками на окна, которые крепятся по временному варианту, при помощи двустороннего скотча и ленты «велькро» (в просторечии — «липучки»). А вот дверной проем никакой защиты от летающей нечисти не имеет…
Ну и теперь самый серьезный вопрос — о бюджете постройки такого прицепа. Сам жилой модуль из доступных материалов обойдется примерно в 100 000 рублей, но это — без шасси. Шасси — еще 25 000, окна — по 20 000, отопитель 20 000, газовая плита — около 5 000, раковина — 600 рублей, маркиза — 45 000, помпа — 5 000 рублей, фильтр для воды «Барьер» — 6 000 рублей, солнечные панели — по 15 000 каждая, контроллер — 4 000… Всего около 350-400 тысяч при условии, что все сделано своими руками.
Будут кемперы — будут и кемпинги
Я не мог не спросить Руслана: а зачем, собственно, он всем этим занимается: построил один «караван», строит второй, планирует построить большие дома на седельном полуприцепе к пикапу и на шасси тяжелого грузовика, ведет блог, устраивает мастер-классы…
По его словам, своими проектами он преследует три главные цели. Во-первых, популяризовать Россию как место для отдыха и путешествий. Внести посильный вклад в развитие такого туристического сегмента как автотуризм. Ну и наконец, по мере возможности популяризовать «караванинг», потому что у нас есть «закольцованная проблема». У нас не развивается обеспечивающая автотуризм инфраструктура, потому что не развит сам автотуризм, а автотуризм не развивается, потому что не развита инфраструктура. Потому что, по словам Руслана (и я могу их только поддержать), кемпингов у нас практически нет.
Как же так? — спросите вы. У нас на юге едешь, и вдоль дороги сплошняком вывески: кемпинг «У дяди Васи», «У дяди Пети», «У Татьяны». Но они ничего общего с кемпингами не имеют. Это просто платные парковки. Настоящий кемпинг — это окультуренная зона, разделенная на блоки, где отдельно стоят караванеры, кемперисты, велосипедисты и палаточники. Потому что культура отдыха у всех разная. Кемперист, как правило, дольше пары дней на одном месте не задерживается. Караванеры же чаще действуют по схеме «приехали, отцепились и на недельку зависли в одной точке». Так что их нужно разделять: не очень хорошо, когда у вас куча детей, собака, все бегают, играют, а кемперы то и дело катаются туда-сюда.
Кроме того, кемпинг — это сервис. Это подключение к электричеству, Wi-Fi, возможность слива серой воды и заправки чистой. В любом случае, в кемпинге должна быть прачечная, душевые, нормальные туалеты. Дальше идут всякие спа, бани, сауны и прочее, стационарные мангалы и беседки для отдыха. Должна быть и развлекательная программа, культурная программа… На территории кемпинга должна быть возможность нанять гида, взять в аренду велосипеды. Но таких кемпингов у нас, считай, и нет, кроме кемпинга в Суздали. Московский кемпинг — это просто перевалочный пункт. Там есть душевые, но это — просто парковка с очень тесным расположением, буквально борт о борт. Вы не можете растянуть маркизу, поставить шезлонг…
Сайт про изобретения своими руками
МозгоЧины
Сайт про изобретения своими руками
Как построить кемпинг-трейлер «Слезинка» — часть 1
Как построить кемпинг-трейлер «Слезинка» — часть 1
Всем большой мозгопривет! При подготовке к своей свадьбе я запланировал во время медового месяца отправиться в автопутешествие. И для этой поездки я своими руками сделал небольшую мобильную самоделку, о которой сейчас и расскажу.
Мы с женой задумали осуществить традиционный вояж по дорогам Америки, но при этом хотелось бы иметь побольше комфорта, нежели обычные палатки. И в процессе планирования точек маршрута, которые необходимо посетить, я наткнулся на небольшие жилые прицепы и другие подобные недорогие способы отдыха в кемпингах. Для большей информации я отправился изучать форумы про «капельные» трейлеры и нашел пару журналов о создании собственного кемпинг-трейлера из бортового прицепа, фанеры и большого количества ручной работы!
Итак, после консультаций с женой, посещения нескольких форумов и учитывая наше финансовое положение, мы решили, что путешествие в кемпинг-трейлере будет самым идеальным вариантом для нашего медового месяца! А данное мозгоруководство это пошаговый отчет о всем процессе проектирования, постройки и путешествии в нашем кемпинг-трейлере «Слезинка»!
( заранее извиняюсь за качество некоторых фото, но таковы исходники — прим. переводчика.)
Шаг 1: Идеи и проектирование
Первой задачей при построении нашей кемпинг-самоделки было определиться с подходящими нам размером и дизайном, и которые к тому же укладываются в наш бюджет. С выбором дизайна трейлера нам помог форум Teardrop n Tiny Travel Trailer, не могу вам советовать остановиться только на этом сайте, но форумчане с него предложили нам просто огромное количество полезной информации, и полагаю без их поддержки мы вообще не осуществили бы этот проект!
Особая благодарность мозгосамодельщику e1ioan и#Teardrop-Trailer/»> его руководству о создании «капельного» прицепа, которое было моим основным стимулом и из которого я заимствовал многие идеи для своей поделки.
Требования к нашему проекту:
— трейлер должен быть достаточно легким, чтобы мы могли его буксировать на нашей машине, для которой разрешенный буксировочный вес при длительных поездках не более 680 кг;
— он должен быть достаточно просторным, чтобы в нем могли свободно разместиться два взрослых человека, и при этом оставалось место для хранения и кухонной комнатки с мойкой и складной плитой;
— он должен помещаться в стандартный гараж на 1 машину;
— пространство трейлера должно хорошо проветриваться, то есть окна и двери должны быть достаточного размера и могли открываться, а еще должен быть вентилятор питающийся от переменного тока;
— электрика прицепа должна в состоянии полноценно работать без подзарядки не менее двух суток. В нескольких местах которые мы посетили не было возможности «запитаться» от электросети, то есть все что нужно было включить «питалось» полностью от аккумуляторных батарей, которые мы и решили использовать в таких случаях.
— бюджет мозгопроекта (не включая дополнительных расходов) составляет 2000 долларов, и еще 200 отложено на инструмент.
Исходя из наших требований мы поняли, что нам вполне подойдет бортовой прицеп 150х240см, чтобы использовать его в качестве основания нашего легковесного кемпинг-трейлера.
Шаг 2: Материалы и инструменты
На инструменты и материалы для данного проект мы рассчитывали потратить не более 2200 долларов. Поэтому, чтобы сократить некоторые расходы я позаимствовал что-то из инструмента у друзей и родственников ( циркулярный стол, лобзик класса «экстра», дрель тоже «экстра» класса, болгарку). Из остального инструмента у меня что-то уже имелось, а что-то пришлось докупить вместе с материалами во время самого процесса создания нашей поделки. По мере возможностей я старался отслеживать все наши приобретения во время проекта, но все же половину из них я упустил.
Самой большой проблемой с материалами было то, что большинство из доставленных листов фанеры и металла были размером 120х240см, а трейлер имеет размеры 150х240см. Поэтому для пола и потолка пришлось еще докупить два листа 120х240см, а затем нарезать листы до размера 120х150 и соединять их, чтобы получить размер 150х240. Это естественно увеличило мозгорасходы, и осложнило нам задачу оставаться в рамках бюджета (хотя есть в этом и плюс — остались обрезки фанеры и металла размером 90х120см)! Инструмент который нам пришлось докупать весь был на аккумуляторном питании, так как в нашем гараже имелась всего одна электророзетка!
А теперь весь список необходимых материалов и инструментов:
— циркулярный стол
— ручная циркулярная пила
— 2 мощные дрели
— 2 лобзика
— орбитальная шлифмашинка
— ленточная шлифмашинка
— болгарка
— ножницы по металлу
— пластиковые и металлические зажимы— в большом количестве
— торцевые ключ (для крепления рамы пола к металлическому прицепу)
— кисти, валики (для окрашивания, для нанесения контакт-цемента, для битумной эмульсии, эпоксидной смолы)
— прожектор (в моем гараже нет освещения).
Шаг 3: Сборка прицепа
Прицеп размером 150х240см мы заказали, но так как у поставщика не было готового в наличии, после получения нам нужно было его самостоятельно собрать. Данный прицеп фактически не имеет дна, поэтому собрать его не особо сложно. Все винты, болты и гайки ограничены до 3 размеров, а в инструкции предельно ясно описан процесс сборки.
После сборки мозгоприцепа мы отправились на его тест-драйв, то есть с ним поехали в строительный магазин за пиломатериалами и запасами!
Шаг 4: Нарезка материалов для рамы основания
Чтобы рама основания трейлера соответствовала размерам рамы прицепа пришлось распустить бруски 5х10х240см на бруски 5х5х240см. Из них будет собрана рама всего трейлера, поэтому я не торопился при распиле. Изначально я планировал собрать раму из бруса 5х10см, но получилось это неприемлемо, поэтому брус пришлось заменить на 5х5см. Хотя средняя мозгопланка ( рядом с осью) была достаточно широкой и я использовал там брус 5х10см.
Выполняя приладку рамы основания к раме прицепа убедитесь что в брусках вырезаны пазы под шляпки болтов, чтобы сама рама трейлера как можно плотнее прилегала к раме прицепа. И помните, семь раз отмерь и лишь раз отрежь!
Для большей прочности углов я использовал металлические уголки (5 см и 90 градусов). И после полной сборки получилась прочная монолитная рама трейлера!
Шаг 5: Настилание основы пола
После того как рама трейлера готова, самое время сверху «настелить» фанеру, чтобы она выступала в качестве основания пола. Наш трейлер имеет габариты 150х240см, но вся фанера пришла в листах 120х240см, поэтому, как упоминалось ранее, я нарезал листы под размер 120х150 и соединял их вместе. Расположив их на раме трейлера мы сразу крепили их к ней 4см-ми мозговинтами по дереву. Идем дальше!
Шаг 6: Обработка битумной эмульсией и утепление ППУ-изоляцией
Перевернув основание пола рамкой вверх мы прикрепили к днищу на клей и саморезы листы ППУ-изоляции. Далее эти листы пеноизоляции покрыли битумной эмульсией (она используется для ремонта кровли), чтобы защитить пол от влаги и изолировать все основание. Этой же битумной эмульсией мы обработали шов на стыке двух листов фанеры, из которых мы «настелили» пол.
После того как эмульсия высохла, мы перевернули основание пола рамой вниз и прикрепили его к металлической раме прицепа высверлив по его периметру несколько отверстий и установив 7.5см-е болты с подголовком, а после покрыли эти болты (угадайте чем? ) все той же битумной эмульсией. В итоге мы получили прочное водонепроницаемое основание поделки, которое никуда не денется!
Шаг 7: Резка стен по форме и размерам
Теперь, когда основание трейлера у нас уже имелось, пришло время расчертить и вырезать по форме стены мозгоподелки. Чтобы начертить кривые профиля я использовал подобие циркуля из гвоздя, карандаша и веревки. (К сожалению, радиус моих кривых я не запомнил!). Сначала я расчертил контуры одной стены, вырезал ее и использовал ее как шаблон для второй боковой стены. После этого я сложил их вместе и отшлифовал по контуру, чтобы получить по возможности одинаковые стены. Дверь и окно я заказал по сети, на одном хорошем сайте о трейлерах. Когда стены были вырезаны по форме я наметил и вырезал в них отверстия под окно и дверь. С отверстием для окна я перестарался ( позже его придется закреплять…), а вот с дверным проемом вышло отлично!
Шаг 8: Монтаж стен
Для выполнения этого шага мне потребовалась помощь отца и братьев! Из обрезков брусков 5х10см и остатков фанеры (это те странные уголки, подпирающие стены) я сделал несколько «кондукторов», и после того как я их прикрепил на основание, тогда-то и потребовалась помощь пары крепких мужчин для удерживания стен пока я их приклеивал и высверливал отверстия под 6см-е саморезы, которые я вкрутил позднее. «Кондукторы» и суппорт поддерживали стены пока высыхал клей, а как он высох стены были готовы!
Шаг 9: Стеновые планки
После крепления стен необходимо было по контуру приклеить на них планки, которые послужат рамкой для последующего монтажа изоляции, да и для придания стенам некоего обрамления. В качестве этих мозгопланок мне послужили обрезки бруса 2.5х5см и другие остатки пиломатериала. Времени на это ушло много, так как у меня было не очень много зажимов! К тому же дело было зимой ( эффективность столярного клея снижается при температуре ниже 4 градусов Цельсия, а гараж мой не отапливается). Но в итоге все же получились контуры из планки толщиной 2.5см и шириной 5 см вокруг проемов окна и двери, по бокам и поверху стен.
Шаг 10: Монтаж задней стены
После того как боковые стену были установлены я заметил, что одна из стен была слегка перекошена, и немного выгнулась внутрь поделки. Для устранения этого, и для того, чтобы отделить пространство кухни от спальной зоны, мы установили заднюю стенку, укрепив тем самым всю конструкцию. В качестве этой стены выступили часть фанерного листа 120х150см и толщиной 2см, и два бруска 5х10см для большей прочности. Стыки задней и боковых стен я загерметизировал монтажной пеной и спреем жидкой резины, так же поступил и со стыками стен и пола. А уже после этого пришло время для теплоизоляции!
( Специально для МозгоЧинов#Build-Your-Own-Teardrop-Camping-Trailer