Как построить интервалы в мажоре
Характерные интервалы
Характерные интервалы – это хроматические интервалы, которые строятся только в гармоническом мажоре и миноре.
К характерным интервалам относятся:
Почему интервалы называются «характерными»? Потому что для их построения используются ступени характерные для гармонического мажора и минора. То есть пониженная VI ступень в мажоре и повышенная VII ступень в миноре.
В каждом характерном интервале есть ступень характерная для гармонического вида мажора или минора. Эта ступень находится как сверху, так и снизу.
Построение характерных интервалов
Самый легкий способ- это просто запомнить ступени, на которых строятся интервалы. При этом один из двух звуков нам уже известен (если мажор-VI пониж., если минор – VII повыш.).
Благодаря этой таблице мы с вами можем выявить одну закономерность – в мажоре все увеличенные интервалы строятся на VI пониженной, в миноре все уменьшенные интервалы строятся на VII повышенной.
Зная это, мы можем построить и вторую пару интервалов, т.к. при обращении ув.2 превращается в ум.7, а ув.5 превращается в ум.4, и наоборот.
Например, построение характерных интервалов в ре мажоре:
Разрешение характерных интервалов
Также, как и тритоны (см. Тритоны), характерные интервалы звучат неустойчиво и требуют разрешения. Разрешаются характерные интервалы по принципу тяготения, в ближайший устойчивый звук.
Мы с вами видим построение характерных интервалов в соль миноре:
Стоит отметить, что в ув.5 и в ум.4 разрешается только один звук, это «характерная» ступень (в данном случае- это фа-диез). Второй звук разрешения не требует, т.к. это III ступень, которая звучит устойчиво.
Как построить интервалы в мажоре
Как строить характерные интервалы в любой тональности?
Сегодня поговорим о том, как строить характерные интервалы в любой тональности: в мажоре или в миноре. Для начала нужно разобраться, что такое характерные интервалы вообще, как они появляются и на каких ступенях строятся.
Как строить характерные интервалы?
Теперь перейдём непосредственно к вопросу о том, как строить характерные интервалы в миноре или в мажоре. Это делается очень просто. Сначала нужно представить нужную тональность, написать, если нужно, её ключевые знаки, и вычислить, какой звук здесь «характерный». А дальше можно двигаться двумя путями. Первый путь исходит из следующей аксиомы: все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки». Посмотрите, как это работает.
Пример 1. Характерные интервалы в до мажоре и до миноре
Пример 2. Характерные интервалы в фа мажоре и фа миноре
Пример 3. Характерные интервалы в ля мажоре и ля миноре
Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (напоминаю, что в мажоре «волшебная ступенька» — шестая, а в миноре — седьмая). В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером. Второй путь – тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен. В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка (рекомендуется зарисовать себе в тетрадочку):
Есть один секрет, с помощью которого эту табличку можно легко запомнить. Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой! Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).
Во-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили. Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите!
Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре
Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре
Как разрешаются характерные интервалы в мажоре и в миноре?
Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интервразрешение характерных интерваловалы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.
При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый. А в паре интервалов ув5- ум4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте. А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.
Вот и получается, что увеличенная секунда разрешается в чистую кварту, а уменьшённая септима – в чистую квинту; увеличенная квинта, увеличиваясь, переходит при разрешении в большую сексту, а уменьшённая кварта, уменьшаясь, переходит в малую терцию.
Пример 6. Характерные интервалы в ми мажоре и ми миноре
Пример 7. Характерные интервалы в си мажоре и си миноре
Разговор об этих интересных интервалах можно, конечно, продолжать бесконечно, но мы сейчас на этом остановимся. Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами. Да, действительно, в гармонических ладах появляется вторая пара тритонов (одна пара ув4 с ум5 есть и в диатонике), тем не менее, тритоны мы рассматриваем отдельно.
Музыкальные интервалы: какие они бывают и как их строить?
Интервалы в музыке – это расстояние между двумя звуками, и еще это созвучие двух нот. Вот такое простое определение можно дать этому понятию. На уроках сольфеджио интервалы поют и слушают, чтобы потом узнавать их в музыкальных произведениях, но сначала нужно научиться строить их от разных нот.
Простых интервалов всего восемь штук, они обозначаются обычными цифрами от 1 до 8, а называются особыми латинскими словами:
1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава
Что означают эти названия? В переводе с латинского языка прима – первый, секунда – второй, терция – третий и т.д.
Интересные факты про названия интервалов
Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки. Например, слово «прима» есть в словосочетании «примадонна» (так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра).
Слово «секунда» очень напоминает английское числительное «second» (то есть второй), а название шестого интервала «секста» похоже на английское «six» (шесть).
Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?
Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).
Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.
Обратимся к конкретным интервалам:
Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.
Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.
Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты : хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.
Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.
Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.
Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.
А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!
Интервалы от ноты ДО вверх
Интервалы от ноты СОЛЬ вверх
Интервалы от ноты ДО вниз
Интервалы от ноты ЛЯ вниз
Упражнения : играем интервалы на фортепиано
При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной клавиатуре. Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание.
Поэтому если нет подходящего инструмента под рукой, то можно воспользоваться виртуальной клавиатурой или приложением «Пианино» на телефоне (планшете). Важно, чтобы вы работали не в немом режиме, а со звуком (желательно).
Упражнение 1. Играем примы
Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).
Упражнение 2. Играем секунды
Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.
Упражнение 3. Играем терции
Терция – любимый интервал маленького В.А. Моцарта – гения мировой музыки. Известно, что в детстве Моцарт-малыш подходил к клавесину отца (инструмент – предшественник фортепиано), клавиши он не видел (по росту), но дотягивался до них ручками. Моцарт играл всякие созвучия, но больше всего радовался, когда ему удавалось «поймать» терцию – так красиво и мелодично звучит этот интервал.
Попробуйте поиграть терции и вы. Возьмите терцию «ДО-МИ» и запомните это расстояние: звуки расположены на клавиатуре через одну клавишу (через одну ступеньку). Играйте терции вверх и вниз от разных нот. Играйте звуки терций одновременно или поочередно, то есть вразбивку.
Упражнение 4. Играем кварты и квинты
Кварты и квинты – это интервалы, которые звучат воинственно, призывно и очень торжественно. Недаром с кварты начинается наш российский гимн. Возьмите кварту «ДО-ФА» и квинту «ДО-СОЛЬ», сравните их по звучанию, запомните расстояние. Играйте кварты и квинты от разных нот. Постарайтесь научиться мгновенно находить эти интервалы глазами на клавиатуре.
Упражнение 5. Играем сексты
Сексты, как и терции, тоже очень мелодичные и красивые по звучанию. Чтобы быстро сыграть сексту можно мысленно представить себе квинту (ее число 5) и добавить к ней еще одну ступеньку (чтобы было 6). Сыграйте сексты вверх «ДО-ЛЯ», «РЕ-СИ» и от всех других нот и вниз «ДО-МИ», «РЕ-ФА» и т.д.
Упражнение 6. Играем октавы
Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу. Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в первой октаве, вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы. То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.
Упражнение 7. Играем септимы
Чуть не пропустили седьмой интервал – септиму. Хотим поделиться с вами одной хитростью. Известно, что число октавы – 8, а септимы – 7. Значит, чтобы получить септиму, нужно всего-то вычесть одну ступеньку из октавы. Это способ быстрого построения септимы, чтобы не считать каждый раз семь ступеней «от печки».
Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!
Еще пример: построим септиму от МИ вниз. Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот.
Дорогие друзья, если вы выполнили предлагаемые упражнения, то вы просто молодцы! Вы многое постигли, но это только начало, первое знакомство с интервалами. Интервалы в таком виде обычно проходят в 1-2 классах музыкальных школ, а потом все становится немного сложнее. И мы приглашаем вас отправиться за новыми знаниями вместе с нами.
В следующих выпусках вы узнаете, о том, что такое количественная и качественная величина интервала, что такое обращения и как можно получить уменьшенные и увеличенные интервалы. До новых встреч!
Характерные интервалы гармонического мажора и гармонического минора
Характерные интервалы появляются только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.
Характерных интервалов всего четыре, это две пары взаимосвязанных увеличенных и уменьшенных интервалов:
В составе каждого из характерных интервалов обязательно есть характерная ступень, то есть ступень, которая изменяется в связи с тем, что лад становится гармоническим. Для мажора – это шестая пониженная ступень, а для минора такой ступенью является седьмая повышенная. Характерная ступень является или нижним звуком характерного интервала или верхним.
В целом, в образовании характерных интервалов принимают участие VI, VII и III ступени.
Когда ищете характерные интервалы в тональности, возьмите на заметку следующее:
Ступени, на которых строятся все характерные интервалы нетрудно запомнить. Для удобства можно воспользоваться следующей таблицей:
ИНТЕРВАЛЫ | МАЖОР | МИНОР |
ув.2 | VI пониженная | VI |
ум.7 | VII | VII повышенная |
ув.5 | VI пониженная | III |
ум.4 | III | VII повышенная |
Характерные интервалы являются неустойчивыми, поэтому их необходимо разрешать. Разрешение осуществляется по тем же принципам, которые применялись по отношению к тритонам:
Результат разрешения характерных интервалов всегда стабильный:
Особенностью разрешения ув.5 и ум.4 является одностороннее разрешение: в состав этих интервалов включается III ступень, и она при разрешении просто остаётся на месте, так как является устойчивой (то есть не требует разрешения).
Пример разрешения характерных интервалов в тональности До мажор:
Интервалы в музыке: таблица с видами, описание, построение
В этом материале содержится максимально подробный интервал по теме «Интервалы в музыке», который может быть использован на уроках сольфеджио. Приведены таблицы с основными интервалам, как простыми так и составными.
Содержание
Что такое интервал в музыке?
Интервалом зовется соотношение двух звуков по высоте, то есть когда один звук находится выше или ниже соседнего на определенное количество тонов. В музыкальных произведениях интервалы встречаются в двух формах:
Если ритмический рисунок обоих голосов неодинаков, их выписывают на разных нотных станах или на одном нотном стане, но штилями в противоположных направлениях (вниз и вверх). Вертикальное совпадение голосов по долям такта должно быть строго выдержано.
Итак, в многоголосных произведениях сочетаются обе формы записи интервалов, но в обеих формах всегда Нижний звук называется основой, а верхний — вершиной интервала.
Названия и обозначение интервалов
Основных интервалов в октаве восемь — по числу основных звуков октавы, включая октавный звук.
Названия интервалов происходят от латинских названий соответствующих порядковых чисел и указывают на количество ступеней в данном интервале, начиная от его основы:
В теории музыки интервалы условно обозначают арабскими цифрами:
Интервал прима представляет собой повторение того же самого звука и поэтому в мелодической форме означает первый звук, а в гармонической — одновременное звучание двух звуков одной высоты. Этот интервал еще называют унисоном.
В музыкальной практике унисоном называют также одновременное исполнение той же мелодии несколькими одинаковыми голосами (сопрано, альтами, тенорами, басами) или несколькими одинаковыми инструментами (в одной октаве), например унисон скрипачей, домристов, виолончелистов и т. др.
Каждый интервал можно построить от любого звука октавы.
На рисунке ниже вы видите пример построения интервалов от звука до первой октавы вверх. И построение интервалов от звука до второй октавы вниз:
Виды интервалов. Таблица простых интервалов
При одинаковом названии и количестве ступеней интервал может содержать различное количество тонов. Проследим за этим явлением в музыкальных примерах (2,3).
В этих отрывках встречаются разные интервалы: примы, секунды, терции, кварты, квинты, сексты. Но если сравнить две терции в первых двух тактах обоих примеров (ля — до и до — ми примера 2 и ми — соль и фа —ля примера 3) и сосчитать количество тонов в каждой из терций, окажется,
что они разные: в примере 2 терция ля — до имеет полтора, а терция до —ми — два тона; в примере 3 терция ми — соль также имеет полтора, а терция фа — ля — два тона.
Таблица наиболее употребляемых интервалов «Простые интервалы»
Название | Вид | Условное обозначение | Количество тонов | Пример |
Прима (унисон) | чистая | ч. 1 | 0 | |
Секунда | ||||
Октава | Чистая | ч.8 | 6 |
По количеству тонов интервалы делятся на:
Каждый из этих интервалов можно уменьшать или увеличивать на полтона или тон, изменять количество тонов в интервале, то есть менять вид интервала, не уменьшая количества ступеней (не меняя названия интервала).
В результате образуются новые виды интервалов: уменьшенные (уменьшенная квинта, уменьшенная септима) или увеличенные (увеличенная кварта, увеличенная секунда).
Виды интервалов условно обозначаются первыми буквами слов:
Например, в сочетании с названием интервала, малая терция обозначается так: м. 3.
Каждый интервал может быть увеличенным или уменьшенным. Из малых интервалов образуются большие, увеличенные или уменьшенные; большие превращаются в увеличенные, малые или уменьшенные, а чистые интервалы становятся увеличенными или уменьшенными.
Например, чтобы уменьшить большую терцию до — ми, снижают звук ми на полтона, а до оставляют без изменения или, наоборот, до повышают на полтона, а ми оставляют без изменения. В обоих случаях имеем малую терцию (м. 3)
Чтобы увеличить, например, чистую кварту ми — ля, повышают звук ля на полтона, а ми оставляют без изменения или снижают звук Ми, оставив ля без изменения. В обоих случаях имеем увеличенную кварту (тритон).
Таким же образом, повышая или понижая звуки в интервале, можно уменьшать или увеличивать все остальные интервалы. В нотах это делают с помощью диезов, бемолей или бекаров, которые ставят перед соответствующей нотой.
Интервалы больше октавы
Кроме приведенных простых интервалов в пределах октавы в музыке применяют интервалы, превышающие октаву, так называемые составные интервалы. По количеству ступеней они называются:
Состоит такой интервал из двух простых, то есть — чистой октавы с добавлением секунды, терции, кварты и т. д. Согласно виду интервала, что добавляется к чистой октаве, каждый сложный интервал может быть малым, большим, чистым, увеличенным или уменьшенным.
Обращение интервалов
Обращение сложных интервалов происходит иначе. Перемещаются уже оба звука: основа — на октаву выше, а вершина — на октаву ниже. Новый интервал является обращением простого интервала, добавляемого к октаве. Вид сложных интервалов меняется так же, как и простых.
Энгармонизм интервалов
Некоторые интервалы с разным количеством ступеней (например, увеличенная секунда и малая терция, увеличенная кварта и уменьшенная квинта и т.д. имеют одинаковое количество тонов. Такие интервалы, если их взять изолированно, на слух не отличаются друг от друга, ибо их звучание совпадает.
Одинаковое звучание при разной записи интервалов и одинаковом количестве тонов называется энгармонизмом интервалом, а интервалы по-разному записанные, но одинаковые по звучанию и с одинаковым количеством тонов, называются енаргомично равными.
Консонансы и диссонансы в музыке
Все виды интервалов делятся на две группы: консонансы и дисонансы, которые воспринимаются слухом по-разному. Понятие консонанс выработалось на основе акустических данных. Название в переводе с французского означает «слито», «благозвучно», «слаженно».
В самом деле, консонантные интервалы создают впечатление совершенства, спокойствия, согласия и, взятые изолированно, не проявляют влечения к переходу в более спокойный, совершенный интервал. К консонансам относятся: чистые примы, квинты, октавы, малые и большие терции и сексты. Из всех консонансов наиболее совершенными являются чистые примы, Квинты и октавы. Они так и называются совершенными консонансами. Большие и малые терции и сексты принадлежат к несовершенным консонансам.
Понятие дисонанс — противоположное. Это название в переводе с французского означает: «разнозвучный», «разноголосый». Диссонантные интервалы создают впечатление резких, беспокойных, неуживчивых и даже в изолированном звучании проявляют влечение к переходу в более спокойное, совершенное созвучие, которое в условиях определенного строя еще обостряется. Такое тяготение к переходу в консонанс называется решением диссонансов. К диссонансам относятся малые и большие секунды, септимы и все увеличенные или уменьшенные интервалы.
Чистая кварта имеет двойной характер. Как отдельный, взятый изолированно интервал, акустически она считается консонансом, по характеру звучания — диссонансом. Если кварта лежит в основе аккорда (например, квартсекстакорда), она считается диссонансом и нуждается в дальнейшем разрешении в консонанс.
К группе консонансов относятся также мажорные и минорные трезвучия, а к группе диссонансов — увеличенные или уменьшенные трезвучия и все виды септаккордов.
Народная и реалистическая профессиональная музыка основывается на взаимодействии консонантных и диссонантных созвучий и сочетаний. Диссонантные сочетания в определенном окружении консонансов обогащают гармонический язык музыкальных произведений, но преувеличений ни в ту, ни в другую сторону не должно быть. Гармоническая речь зависит от идейного содержания произведения. Обилие диссонансов и неумелое их применение раздражает слух, мешает восприятию музыки и может привести к формалистическим извращениям. Не следует также
и избегать диссонантных сочетаний. В разумном и логическом количестве они необходимы.
С учетом всего выше сказано предлагаем изучить еще одну таблицу, на этот раз уже со всеми основными музыкальными интервалами.