Как построить индивидуальный образовательный маршрут
Методика построения индивидуального образовательного маршрута учащегося
Методика построения индивидуального образовательного маршрута
Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой образовательной программы.
Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному.
Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к творческим заданиям. Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основные требования которых систематичность и последовательность, довольно затруднительно.
Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к разработке индивидуального образовательного маршрута.
Педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:
очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению;
определить время, которое должен затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы;
определение роли родителей;
разработка учебно-тематического плана;
определить способы оценки успехов ребенка.
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов включает как учебную, так и внеучебную деятельность одарённого подростка. Причем, взаимодействие педагога и ребенка возникает уже в ходе проектирования индивидуального образовательного маршрута.
Рассмотрим подробнее каждый этап разработки индивидуального маршрута.
Этап диагностики уровня развития способностей ребенка и его индивидуальных особенностей. Очень важен и примечателен тот факт, что педагоги в своей практической деятельности, чтобы не проглядеть, не потерять одаренность проявляют большое внимание к установлению уровня способностей и их разнообразия у детей. И, наоборот, теряя дарование, талант и просто заметные способности, педагоги образовательных учреждений теряют и всех остальных. Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности.
Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута.
Третий этап «Определение времени» не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим ребенком срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.
Четвертый этап «Определение роли родителей в реализации маршрута». Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной образовательной (интеллектуальной, творческой, спортивной) деятельности со своим ребенком.
На пятом этапе «Разработка учебно-тематического плана» педагогу необходимо совместно с ребенком и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы ребенка, его возможности и поставленные цели.
На шестом этапе «Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов» определяется сама методика работы с ребенком. Педагог может подобрать методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы. Что касается рекомендуемых форм и методов занятий, они разнообразны: игра, эвристическая беседа, экскурсия, бенефис, наблюдение, практическое занятие, размышление, тренинг, проектная деятельность, творческая мастерская, творческий отчет, эксперимент, мозговой штурм, исследование. Форма подведения итогов используемых в индивидуально-образовательном маршруте для одаренных детей также может быть также разнообразной: презентация и защита персонального проекта, открытое занятие, концерт, зачетная работа, персональная выставка и другие.
На седьмом этапе «Интеграция с другими специалистами» разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным ребенком других специалистов (например, если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом).
Заключительный восьмой этап «Определение способов оценки и самооценки успехов обучающегося». Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с ребенком. Лучше проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута. Самооценку воспитанник может провести по одному из опросников самоанализа.
Работа по индивидуальноой образовательной траектории предполагает использование современных информационных технологий (в том числе дистантного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку, соответствующую его потребностям.
Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных может сыграть наставник (тьютор). Тьютором может быть высококвалифицированный специалист (ученый, поэт, художник, шахматист и т. п.), готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная задача наставника – на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации. Значение работы наставника (в качестве значимого взрослого, уважаемого и авторитетного специалиста) заключается в координации индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания образования.
Занятия по свободному выбору (факультативные, работа в малых группах) в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать принцип дифференциации обучения, предполагающий применение разных методов обучения, что помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.
Большие возможности содержит такая форма работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Как уже было отмечено, программы работы с одаренными детьми, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, имеют существенные недостатки. В частности, усложнять программу, не вызывая перегрузок, можно только до определенного предела. Дальнейшее развитие возможностей ученика должно проходить в рамках его вовлечения в исследовательскую работу, поскольку формирование творческих способностей осуществляется только через включение личности в творческий процесс. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знаний, что исключает его формализм. Перефразируя Монтеня, можно утверждать, что при этом именно те, «кто знает больше», становятся теми, «кто знает лучше».
Сеть творческих объединений позволяет реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся. Одаренные школьники могут привлекаться к совместной работе с педагогами и одновременно являться руководителями классных исследовательских секций по данному предмету. Межклассные объединения-секции могут возглавлять преподаватели. Создание межвозрастных групп, объединенных одной проблематикой, снимает основную сложность положения одаренных детей, которые теперь имеют возможность двигаться вперед с резким опережением, оставаясь, тем не менее, в среде сверстников. Кроме того, совместная исследовательская работа со школьным учителем делает ученика на уроке его сотрудником. Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но и имеет прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного ученика и, что особенно важно, формирует у него ответственность за своих товарищей. Более того, данная форма работы позволяет избежать ранней специализации и обеспечивает более универсальное образование детей.
Однако привлечение одаренных учащихся к работе исследовательских объединений предполагает предварительную подготовку, целью которой является развитие интересов и общих навыков исследовательской работы. Подготовительный этап, особенно значимый для младших школьников и подростков, может осуществляться как в рамках специального обучения в шестой (развивающий) день, так и во время факультативных занятий.
Данная система может дать оптимальный эффект лишь при условии формирования у учащихся познавательной направленности и высших духовных ценностей. С этой целью программы учебных предметов должны включать изучение личностных стратегий и нравственных поступков, стоящих за научным открытием.
Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом, предусматривающим защиту своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, наряду с продолжением обучения вместе со сверстниками и включением в привычные социальные взаимоотношения, качественно углублять свои знания, выявляя ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немаловажное значение для воспитания детей.
В школах, где не применяются указанные выше формы обучения одаренных детей, целесообразным является сочетание школьного и внешкольного обучения. Например, обучение одаренного ребенка в обычной школе по индивидуальному плану может сочетаться с его участием в работе Школы выходного дня (математического, историко-археологического, философско-лингвистического и иного профилей), которая обеспечивает общение с талантливыми специалистами-профессионалами, позволяет включиться в серьезную научно-исследовательскую работу и т. д. Часы занятий в такой школе должны быть компенсированы за счет уменьшения количества часов по данному предмету в общеобразовательном учреждении.
Большую помощь в осуществлении дифференциации учебного процесса для одаренных детей в условиях массовых общеобразовательных школ может оказать применение различных форм организации обучения, которые основаны на идее группировки учащихся в определенные моменты образовательного процесса. Выбор той или иной формы зависит от особенностей школы – ее размера, традиций, наличия квалифицированных кадров, помещений, финансовых возможностей, количества одаренных детей и т. д. Наиболее благоприятные возможности предоставляют следующие формы обучения одаренных детей.
Дифференциация параллелей. В школе предусматривается несколько классов внутри параллелей для детей с разными способностями. Эта форма обучения является перспективной, начиная со старшего подросткового возраста (с 9-го класса), и особенно актуальна для тех одаренных детей, у которых к концу данного возрастного периода сформировался устойчивый интерес к определенной области знания.
Данная форма обучения достаточно широко распространена в школах больших российских городов и имеет разновидность, при которой параллель старшей школы включает специализированные (например, химико-биологический, гуманитарный и физико-математический) классы для более способных учеников и обычный (неспециализированный) класс (или классы). Дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных школьников (углубленного прохождения учебных предметов) предполагает использование различных типов содержания и методов работы, учет требований индивидуального подхода с ориентацией на будущий профессиональный выбор.
Перегруппировка параллелей. Школьники одного возраста распределяются для занятий по каждому учебному предмету в группы, учитывающие их сходные возможности. Один и тот же ребенок может заниматься какими-то предметами (например, математикой, физикой) в «продвинутой» группе, а другими (например, гуманитарными) – в обычной. Такое деление предполагает, что во всех параллелях занятия по одинаковым предметам идут в одно и то же время и для каждого предмета ученики группируются по-новому. Данная форма обучения оказывается полезной для учеников всех уровней, в чем и заключается ее особое достоинство. Так, у одаренных детей возрастают академические успехи, улучшается отношение к школьным дисциплинам, повышается самооценка, у остальных также наблюдается рост академических достижений, хотя и менее выраженный, чем у одаренных. Кроме того, у них возрастает интерес к учебе. Включенность детей в разные коллективы, как однородные, так и разнородные, обеспечивает максимально широкий круг общения, что благоприятным образом сказывается на ходе процесса социализации как одаренных детей, так и всех других учащихся школы.
Сложность этого вида обучения заключается в организационных аспектах, в частности в необходимости достаточного количества учителей и школьных помещений. Если все параллели одновременно занимаются физикой, химией и биологией, то это означает, что школа должна располагать таким же количеством учителей и классов, где можно проводить соответствующие занятия.
Выделение группы одаренных учащихся из параллели предполагает объединение 5–8 наиболее успевающих в каждой параллели школьников в группу, которая помещается в один из классов, где кроме них находятся еще около 20 учеников. С этим классом обычно работает специально подготовленный учитель, который реализует усложненную и обогащенную программу. Обучение основной части класса и группы одаренных ведется параллельно, что предусматривает различные задания. Данная форма обучения оказывает положительное влияние в первую очередь на академические результаты одаренных детей.
Попеременное обучение предполагает группировку детей разных возрастов, однако не на все учебное время, а только на его часть, что предоставляет одаренным детям возможность общения со сверстниками и позволяет им находить равных себе в академическом отношении детей, а также соответствующее содержание образования. При этой форме способные ученики могут в течение части учебного дня заниматься вместе со старшеклассниками тем предметом, по которому они более всего успевают, а всеми остальными предметами – со своими сверстниками. В последний год или несколько лет одаренные дети должны получить возможность доступа к занятиям по избранным ими предметам на университетском уровне.
Попеременное обучение оказывает положительное влияние на академическую успеваемость, способствует формированию социальных навыков и повышению самооценки одаренных детей, поскольку она учитывает такую особенность их развития, как диссинхрония (неравномерность развития). Соответственно дифференциация обучения осуществляется не глобально, а лишь в некоторой избранной предметной области. Сложность проблемы заключается в реализации этой формы обучения в условиях школы. Если речь идет о занятиях одного-двух учеников по одному-двум предметам, организационных вопросов не возникает. Если же эта форма применяется систематически, то возникает необходимость координации индивидуальных расписаний учеников. Данная форма обучения может быть рекомендована для небольших частных школ, специализирующихся на работе с одаренными детьми.
Обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы. В этом случае осуществляется замена части обычных занятий на занятия, соответствующие познавательным запросам одаренных. Уровень подготовленности обучающегося выявляют перед тем, как он начинает осваивать очередной раздел. Если он показывает высокий результат, ему разрешается сократить количество часов на обучение по обязательной программе и взамен предоставляются программы обогащения. Установлено положительное влияние этой формы обучения на усвоение естественно-математических дисциплин и в меньшей степени – гуманитарных наук. С организационной точки зрения необходимо, чтобы школьникам не просто разрешали не посещать уроки по предметам, программу которых они уже освоили, а предлагали взамен деятельность, необходимую для их развития.
Группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные малые группы по тем или иным основаниям (уровню интеллектуальных способностей, академическим достижениям и т. п.). Эта форма организации обучения имеет ряд преимуществ по сравнению с другими. Среди наиболее значимых можно отметить следующие: создание оптимальных условий для развития учащихся, входящих во все группы (а не только в группу одаренных), благодаря дифференциации, индивидуализации и гибкости учебного процесса; реальные возможности осуществления, обусловленные отсутствием необходимости в каких-либо изменениях на уровне организации учебного процесса в школе, в дополнительных помещениях, преподавательских кадрах и т. п.; «массовость» применения, обусловленная тем, что одаренные дети есть везде (в больших и малых городах, селах, населенных пунктах и т. п.).
Таким образом, возможность применения данной формы обучения одаренных детей ограничивается готовностью и умением учителя применять в своей практике технологии обучения в малых группах, с одной стороны, и умением дифференцировать учебную программу для разных групп учащихся на основании тех требований, которые обусловлены специфическими потребностями и способностями той или иной группы учащихся, – с другой. Понятно, что все вышесказанное требует специальной подготовки учителя, особого мастерства, свободного и оперативного доступа учителя к разнообразным источникам информации и техническим средствам.
Важно иметь в виду, что выбор той или иной формы индивидуализации и дифференциации обучения должен осуществляться с учетом возможностей конкретной школы, а также индивидуальных особенностей ребенка, которые и определяют выбор оптимальной для него стратегии развития. В частности, применение различных форм организации учебного процесса в целях дифференциации обучения одаренных учащихся, основанных на идее их группировки в определенные моменты образовательного процесса, может быть эффективно только при условии изменения содержания и методов обучения. В противном случае обучение одаренных детей будет отличаться от традиционного только темпом прохождения учебной программы, что не является достаточным для действительного развития таких детей, удовлетворения их индивидуальных познавательных запросов, в силу чего выделение одаренных учащихся в отдельную группу может иметь больше отрицательных последствий, чем положительных.
Обучение одаренных в системе дополнительного образования детей. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения; включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержка одаренных детей.
Дополнительное образование – процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
В системе дополнительного образования детей выделяются следующие формы обучения одаренных школьников:
индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);
каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
творческие конкурсы, фестивали, олимпиады;
детские научно-практические конференции и семинары.
Благоприятные возможности учреждений дополнительного образования детей четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития. В эти учреждения часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. В отличие от большинства школьников они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных знаний, умений и навыков. Но и здесь необходимо соблюдать приоритет содержательных творческих задач, сохраняя за знаниями, умениями, навыками роль средства, не подменяющего собою цель. В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования.
Вместе с тем, данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные опасности. Очень важно не культивировать у него «чувство исключительности» и потому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшей жизни, и потому, что кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, а отношения с ними должны складываться гармонично.
Две другие опасности, к сожалению, нередко исходят от педагогов. Первая – это эксплуатация неординарных способностей ученика (вокальных, сценических, музыкальных и т. д.) ради престижа учебного заведения или его руководителя, что часто приносит вред ребенку; вторая – это неосознанное стремление руководителя реализоваться через учеников, что приводит к кажущейся успешности за счет нивелирования личного эстетического опыта и индивидуальности детей. В обоих случаях одаренный ребенок оказывается не целью, а средством для решения задач взрослых.
Если всех этих трудностей удается избежать, то область дополнительного художественного образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка.
Обучение в школах, ориентированных на работу с одаренными детьми. Если целесообразность обучения детей с определенными видами одаренности (например, в области музыки или балета) в специальных школах и классах не подвергается сомнению, то вопрос о необходимости создания специальных классов и школ для обучения детей с общей одаренностью продолжает оставаться предметом острых дискуссий. Это связано с тем, что раздельное обучение детей с общей одаренностью имеет как очевидные преимущества, так и недостатки. Во-первых, большим преимуществом однородных групп является возможность достижения наиболее адекватной скорости продвижения в обучении. В однородном классе могут быть созданы условия, наиболее подходящие для каждого ученика, в то время как в разнородном – самые способные часто оказываются недогруженными. Во-вторых, в однородных классах, как правило, с одаренными детьми работают более опытные учителя, в разнородных, где среди 20–30 детей находятся лишь несколько особо способных учащихся, учителя не успевают накопить достаточного опыта работы с ними. В однородных классах, напротив, учителя имеют возможность стать специалистами по обучению одаренных.
В то же время объединение в однородные классы имеет и недостатки, поскольку сужает круг общения детей, создает подобие социальных барьеров, формирует у учащихся элитарное сознание. Следовательно, оптимизация образования для одаренных заключается в нахождении баланса между обучением в однородных и разнородных группах и индивидуальными занятиями. Необходимо подчеркнуть, что целесообразность любой формы дифференциации должна оцениваться с позиций пользы не только для группы одаренных, но и для всех обучающихся.
При принятии решения о создании особых школ и классов следует исходить из анализа опыта зарубежной и отечественной практики раздельного обучения одаренных детей. Такой анализ позволяет считать целесообразным создание подобного рода школ и классов для детей с общей либо специальной одаренностью только в тех случаях, когда имеются:
научно обоснованная программа обучения одаренных детей и положительные результаты ее применения на практике;
соответствующая этой программе система выявления детей, в наибольшей мере нуждающихся в применяемом типе обучения;
квалифицированные кадры педагогов и психологов, способных обеспечить соответствующее обучение одаренных детей;
система обратной связи, позволяющая отслеживать эффективность образовательного учреждения и появление любых нежелательных отклонений в его работе (в том числе отработанная система экспертизы деятельности подобных школ, психолого-педагогический мониторинг учащихся и т. д.);
гарантии, обеспечивающие привлечение детей в школы и классы для одаренных на добровольной основе, а также максимальную гибкость этого процесса на любой возрастной ступени, в том числе и возможность «нестрессового» выхода на любом возрастном этапе;
бесплатное обучение в школах и классах для одаренных.
Важно иметь в виду, что независимо от того, в каких условиях происходит обучение одаренных учащихся – в условиях специализированной школы, класса или массовой общеобразовательной школы – принципиальным является, чему и как учится одаренный ребенок. Учебные программы, формы и методы обучения, особенности организации учебного процесса, ориентированного на обучение одаренных детей с общей одаренностью и некоторыми видами специальной одаренности (например, лингвистической, математической и т. д.), должны отвечать целому ряду специфических требований. Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одаренностью, а также цели их обучения, можно выделить необходимые требования к программам обучения для интеллектуально одаренных учащихся. Программы обучения должны:
включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;
предусматривать междисциплинарный подход в обучении на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания, что позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;
учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемному обучению и т. д., а также способствовать формированию навыков исследовательской работы;
учитывать интересы одаренного ребенка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных им;
содействовать изучению способов получения знаний (процедурных знаний, или «знаний о том, как»);
обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом меняющихся потребностей и специфики индивидуальных способов деятельности;
поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;
предусматривать качественное изменение учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, проведения полевых исследований, организации «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т. п.;
предусматривать обучение детей умению оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, способствовать формированию у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей, результатов творческой деятельности;
способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также формированию навыков познания индивидуальных особенностей других людей;
включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на вопросы о том, с каким видом одаренности мы имеем дело (общим или специальным в виде спортивной, художественной или иной); в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной; какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психологическая поддержка и помощь; проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ, учреждений и т. д.; какой тип образовательного учреждения целесообразно использовать: специально ориентированную на работу с одаренными детьми гимназию, общеобразовательную массовую школу, учреждение дополнительного образования детей и т. д..
Необходимо также отметить, что, бесспорно, каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития. Поэтому проблема дифференциации обучения актуальна для всех детей, а тем более для детей одаренных.
Следует принимать во внимание то обстоятельство, что дифференциация обучения имеет две формы: первая – дифференциация на основе раздельного обучения одаренных детей (в виде их отбора для обучения в нетиповой школе либо селекции при распределении в классы с разными учебными программами и специализированной образовательной средой); вторая – дифференциация на основе смешанного обучения одаренных детей в обычном классе общеобразовательной школы (при отсутствии какого-либо отбора, но с предоставлением возможности избирательного обучения по индивидуальным программам в условиях разнородной и вариативной образовательной среды). Первую форму дифференциации обучения условно обозначают как внешнюю (или селективную), вторую – как внутреннюю (или элективную).
Каждая форма дифференциации имеет свои плюсы и минусы. Так, обучение одаренных детей в особых классах или школах, ориентированных на работу с ними, может обернуться серьезными проблемами в силу изменчивости проявлений одаренности в детском возрасте. Положение усугубляют нарушение естественного хода процесса социализации, атмосфера элитарности и ярлык «обреченности на успех». В свою очередь, практика обучения одаренных детей в обычных школах показывает, что в ситуации, когда не учитывается специфика этих детей, они могут понести невосполнимые потери в своем развитии и психологическом благополучии.
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми в рамках «внутренней дифференциации», то есть на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов. По мере повышения качества образовательного процесса в массовой школе, роста квалификации педагогов, внедрения развивающих и личностно ориентированных методов обучения, использования интернет-технологий, создания обогащенной школьной образовательной среды, существующие на данный момент варианты «внешней дифференциации», возможно, окажутся сведенными к минимуму