Как построить график функции 7 класс

Линейная функция « y = kx + b » и её график

Прежде чем перейти к изучению функции « y = kx » внимательно изучите урок
«Что такое функция в математике» и «Как решать задачи на функцию».

Функцию вида « y = kx + b » называют линейной функцией.

Вместо « k » и « b » могут стоять любые числа (положительные, отрицательные или дроби).

Другими словами, можно сказать, что « y = kx + b » — это семейство всевозможных функций, где вместо « k » и « b » стоят числа.

Примеры функций типа « y = kx + b ».

ФункцияКоэффициент « k »Коэффициент « b »
y = 5x + 3k = 5b = 3
y = −x + 1k = −1b = 1
y =

2
3

x − 2

k =

2
3
b = −2
y = 0,5xk = 0,5b = 0

Обратите особое внимание на функцию « y = 0,5x » в таблице. Часто совершают ошибку при поиске в ней числового коэффициента « b ».

Рассматривая функцию « y = 0,5x », неверно утверждать, что числового коэффициента « b » в функции нет.

Как построить график линейной функции
« y = kx + b »

Из геометрии вспомним аксиому (утверждение, которое не требует доказательств), что через любые две точки можно провести прямую и притом только одну.

Исходя из аксиомы выше следует, что чтобы построить график функции вида
« у = kx + b » нам достаточно будет найти всего две точки.

Для примера построим график функции « y = −2x + 1 ».

Найдем значение функции « y » для двух произвольных значений « x ». Подставим, например, вместо « x » числа « 0 » и « 1 ».

Выбирая произвольные числовые значения вместо « x », лучше брать числа « 0 » и « 1 ». С этими числами легко выполнять расчеты.

Полученные значения « x » и « y » — это координаты точек графика функции.

Запишем полученные координаты точек « y = −2x + 1 » в таблицу.

ТочкаКоордината по оси « Оx » (абсцисса)Координата по оси « Оy » (ордината)
(·)A01
(·)B1−1

Отметим полученные точки на системе координат.

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Теперь проведем прямую через отмеченные точки. Эта прямая будет являться графиком функции « y = −2x + 1 ».

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Как решать задачи на
линейную функцию « y = kx + b »

Построить график функции « y = 2x + 3 ». Найти по графику:

Вначале построим график функции « y = 2x + 3 ».

Используем правила, по которым мы строили график функции выше. Для построения графика функции « y = 2x + 3 » достаточно найти всего две точки.

Выберем два произвольных числовых значения для « x ». Для удобства расчетов выберем числа « 0 » и « 1 ».

Выполним расчеты и запишем их результаты в таблицу.

ТочкаКоордината
по оси « Оx »
Координата
по оси « Оy »
(·)A0y(0) = 2 · 0 + 3 = 3
(·)B1y(1) = 2 ·1 + 3 = 5

Отметим полученные точки на прямоугольной системе координат.

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Соединим полученные точки прямой. Проведенная прямая будет являться графиком функции « y = 2x + 3 ».

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Теперь работаем с построенным графиком функции « y = 2x + 3 ».

Тему «Как получить координаты точки функции» с графика функции мы уже подробно рассматривали в уроке «Как решать задачи на функцию».

В этому уроке для решения задачи выше вспомним только основные моменты.

Чтобы найти значение « y » по известному значению « x » на графике функции необходимо:

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Запишем полученные результаты в таблицу.

Заданное значение « x »Полученное с графика значение « y »
−11
27
39
513

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Запишем полученные результаты в таблицу.

Заданное значение « y »Полученное с графика значение « x »
−1−2
0−1,5
1−1
40,5

Как проверить, проходит ли график через точку

Рассмотрим другое задание.

Чтобы проверить принадлежность точки графику функции нет необходимости строить график функции.

Достаточно подставить координаты точки в формулу функции (координату по оси « Ox » вместо « x », а координату по оси « Oy » вместо « y ») и выполнить арифметические расчеты.

−2 = 2 · 1 −

1
3

−2 = 2 −

1
3

−2 = 1

3
3

1
3

−2 = 1

2
3

(неверно)

Как найти точки пересечения графика с осями

Найти координаты точек пересечения графика функции « y = −1,5x + 3 » с осями координат.

Для начала построим график функции « y = −1,5x + 3 » и на графике отметим точки пересечения с осями.

Для построения графика функции найдем координаты двух точек
функции « y = −1,5x + 3 ».

ТочкаКоордината
по оси « Оx »
Координата
по оси « Оy »
(·)A0y(0) = −1,5 · 0 + 3 = 3
(·)B1y(1) = −1,5 · 1 + 3 = 1,5

Отметим полученные точки на системе координат и проведем через них прямую. Тем самым мы построим график функции « y = −1,5x + 3 ».

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Теперь найдем координаты точек пересечения графика функции с осями по формуле функции.

Чтобы найти координаты точки пересечения графика функции
с осью « Oy » (осью ординат) нужно:

Подставим вместо « x » в формулу функции « y = −1,5x + 3 » число ноль.

Чтобы найти координаты точки пересечения графика функции
с осью « Ox » (осью абсцисс) нужно:

Подставим вместо « y » в формулу функции « y = −1,5x + 3 » число ноль.

Чтобы было проще запомнить, какую координату точки нужно приравнивать к нулю, запомните «правило противоположности».

Источник

График функции

Урок 14. Алгебра 7 класс

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Конспект урока «График функции»

· показать на примере как строится график функции;

· ввести понятие «график функции»;

· познакомить со специальными приборами, которые вычерчивают графики функциональных зависимостей и используются в различных сферах деятельности человека.

Давайте возьмём функцию, которая задана формулой:

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Составим таблицу значений этой функции с шагом 1.

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Затем изобразим систему координат. Вспомним, что горизонтально расположенную ось называют осью абсцисс. А вертикально расположенную ось – осью ординат.

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Каждую из найденных пар значений х и у изобразим точкой в координатной плоскости.

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Соединим эти точки плавной линией и получим график нашей функции:

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Следует отметить, что чем больше точек, принадлежащих графику мы отметим на координатной плоскости, тем более точно будет построен график функции.

Таким образом, сформулируем определение.

Графиком функции называется множество всех точек плоскости, абсциссы которых принадлежат области определения, а ординаты равны соответствующим значениям функции.

Давайте построим график ещё одной функции, заданной формулой:

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Составим таблицу значений данной функции с шагом 1.

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Изображаем систему координат. И отмечаем в координатной плоскости все точки, координаты которых записаны в нашей таблице.

Соединяем отмеченные точки линией. И получаем график заданной функции для заданных значений аргумента.

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

График функции является наглядным представлением зависимости между величинами.

Например, на следующем графике показано, как изменяется температура воздуха в течение суток.

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Для получения такой информации на практике используют специальный прибор, который называется термографом.

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Перо вычерчивает на ленте, которая намотана на барабан, непрерывную линию, выражающую зависимость между временем и температурой воздуха.

Существуют и другие приборы, которые вычерчивают графики функциональных зависимостей.

Одним из таких является кардиограф.

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Он позволяет получить графическое описание работы сердца.

А ещё есть такой прибор, как сейсмограф.

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Он используется для обнаружения и регистрации колебаний почвы, которые, например, могут быть вызваны землетрясением

Источник

График линейной функции, его свойства и формулы

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие функции

Функция — это зависимость «y» от «x», где «x» является переменной или аргументом функции, а «y» — зависимой переменной или значением функции.

Задать функцию значит определить правило, в соответствии с которым по значениям независимой переменной можно найти соответствующие ее значения. Вот, какими способами ее можно задать:

График функции — это объединение всех точек, когда вместо «x» можно подставить произвольные значения и найти координаты этих точек.

Понятие линейной функции

Линейная функция — это функция вида y = kx + b, где х — независимая переменная, k, b — некоторые числа. При этом k — угловой коэффициент, b — свободный коэффициент.

Геометрический смысл коэффициента b — длина отрезка, который отсекает прямая по оси OY, считая от начала координат.

Геометрический смысл коэффициента k — угол наклона прямой к положительному направлению оси OX, считается против часовой стрелки.

Если известно конкретное значение х, можно вычислить соответствующее значение у.

Для удобства результаты можно оформлять в виде таблицы:

Графиком линейной функции является прямая линия. Для его построения достаточно двух точек, координаты которых удовлетворяют уравнению функции.

Угловой коэффициент отвечает за угол наклона прямой, свободный коэффициент — за точку пересечения графика с осью ординат.

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Буквенные множители «k» и «b» — это числовые коэффициенты функции. На их месте могут стоять любые числа: положительные, отрицательные или дроби.

Давайте потренируемся и определим для каждой функций, чему равны числовые коэффициенты «k» и «b».

ФункцияКоэффициент «k»Коэффициент «b»
y = 2x + 8k = 2b = 8
y = −x + 3k = −1b = 3
y = 1/8x − 1k = 1/8b = −1
y = 0,2xk = 0,2b = 0

Может показаться, что в функции «y = 0,2x» нет числового коэффициента «b», но это не так. В данном случае он равен нулю. Чтобы не поддаваться сомнениям, нужно запомнить: в каждой функции типа «y = kx + b» есть коэффициенты «k» и «b».

Еще не устали? Изучать математику веселее с опытным преподавателем на курсах по математике в Skysmart!

Свойства линейной функции

Построение линейной функции

В геометрии есть аксиома: через любые две точки можно провести прямую и притом только одну. Исходя из этой аксиомы следует: чтобы построить график функции вида «у = kx + b», достаточно найти всего две точки. А для этого нужно определить два значения х, подставить их в уравнение функции и вычислить соответствующие значения y.

Например, чтобы построить график функции y = 1 /3x + 2, можно взять х = 0 и х = 3, тогда ординаты этих точек будут равны у = 2 и у = 3. Получим точки А (0; 2) и В (3; 3). Соединим их и получим такой график:

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

В уравнении функции y = kx + b коэффициент k отвечает за наклон графика функции:

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Проанализируем рисунок. Все графики наклонены вправо, потому что во всех функциях коэффициент k больше нуля. Причем, чем больше значение k, тем круче идет прямая.

В каждой функции b = 3, поэтому все графики пересекают ось OY в точке (0; 3).

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

В этот раз во всех функциях коэффициент k меньше нуля, и графики функций наклонены влево. Чем больше k, тем круче идет прямая.

Коэффициент b равен трем, и графики также пересекают ось OY в точке (0; 3).

Как построить график функции 7 класс. Смотреть фото Как построить график функции 7 класс. Смотреть картинку Как построить график функции 7 класс. Картинка про Как построить график функции 7 класс. Фото Как построить график функции 7 класс

Теперь во всех уравнениях функций коэффициенты k равны. Получили три параллельные прямые.

При этом коэффициенты b различны, и эти графики пересекают ось OY в различных точках:

Прямые будут параллельными тогда, когда у них совпадают угловые коэффициенты.

Подытожим. Если мы знаем знаки коэффициентов k и b, то можем представить, как выглядит график функции y = kx + b.

Если k 0, то график функции y = kx + b выглядит так:

0″ src=»https://user84060.clients-cdnnow.ru/uploads/5fc1049363f94987951092.png» style=»height: 600px;»>

Если k > 0 и b > 0, то график функции y = kx + b выглядит так:

0 и b > 0″ src=»https://user84060.clients-cdnnow.ru/uploads/5fc104b2640e6151326286.png» style=»height: 600px;»>

Точки пересечения графика функции y = kx + b с осями координат:

Решение задач на линейную функцию

Чтобы решать задачи и строить графики линейных функций, нужно рассуждать и использовать свойства и правила выше. Давайте потренируемся!

Пример 2. Написать уравнение прямой, которая проходит через точки A (1; 1); B (2; 4).

Источник

Алгебра

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Понятие функции

Понятие функции в школьной программе впервые встречается в 7 классе, поэтому настоятельно рекомендуем перечитать посвященный этой теме урок. Напомним, что функцией (в учебной литературе может использоваться сокращение ф-ция) называется соответствие между элементами двух множеств или, другими словами, зависимость между двумя величинами. Чаще всего в алгебре рассматриваются числовые ф-ции, которые заданы аналитически, то есть формулой. В качестве примера можно привести запись

Здесь х – это независимая переменная, или аргумент, а у – зависимая величина, или просто функция. Принципиально важно, что каждому значению аргумента соответствует только одно значение зависимой величины. Часто в математике используют запись

Она читается как «игрек равен эф от икс» и означает, что величина у как-то зависит от х. По сути, она равноценна записи

Если в скобках стоит конкретное число, то запись означает значение ф-ции при этом значении аргумента.

У каждой ф-ции есть область допустимых значений (используется сокращение ОДЗ), или область определения функции. Это те значения аргумента, при которых ф-ция определена. Здесь возможны два случая. В первом область определения указывается прямо. Например, если рассматривается функция у = х 4 при значениях х от 1 до 3, то и областью определения будет всё множество чисел от 1 до 3. Для обозначения области определения используется запись D(y) или D(f). При изучении неравенств мы уже познакомились с такими объектами, как числовые промежутки. Именно с их помощью указывают ОДЗ.

Пример. Постройте график функции у = х, если D(y) = [– 3; 4].

Решение. Ф-ция у = х – это линейная функция, мы уже умеем строить их графики (они представляют собой прямую линию). Выглядеть он будет так:

Однако в условии также есть запись D (y) = [– 3; 4], которая означает, что ф-ция определена только при х от – 3 до 4. С учетом этого условия график несколько преобразится:

Грубо говоря, часть графика, которая не входит в область определения, просто «отрезана».

Значительно чаще область определения явно не указывается. В этом случае предполагается, что ф-ция определена во всех точках числовой прямой, в которых ее вообще возможно вычислить. Например, ф-цию у = 9х 3 – 47 можно вычислить при любом значении х, поэтому ее область определения – вся числовая прямая, то есть D(y) = (– ∞; + ∞).

А когда же вычислить функцию невозможно? К этому уроку нам известны две таких ситуации:

Например, вычислить ф-цию у = 5/х при х = 0 невозможно, поэтому ее область определения – вся числовая прямая, кроме нуля, то есть

имеет область определения D(y) = [5; + ∞), так как при х 2 при D(y) = [– 2; 2] областью значений будет промежуток [0; 4], то есть Е(у) = [0; 4]. Это видно из графика функции:

Ещё раз напомним, что область определения и область значения функции указываются с помощью числовых промежутков.

Теперь перейдем к тем понятиям, которые не изучались ранее. Первое из них – это нули функции. Так называют те значения аргумента, при которых функция обращается в ноль.

есть два нуля, х = 4 и х = 5. Убедиться в этом можно подстановкой:

у(4) = 4 2 – 9•4 + 20 = 0

у (5) = 5 2 – 9•5 + 20 = 0

Для нахождения нулей ф-ции у = f(x) надо просто решить уравнение

Например, чтобы найти нули приведенной выше функции

надо решить уравнение

Сделаем это, ведь мы уже умеем решать квадратные уравнения:

На графике нули ф-ции – это те точки, в которых график пересекает ось Ох:

Ещё одно новое понятие – промежутки знакопостоянства. Так называют промежутки числовой прямой, на которых ф-ция либо только положительна, либо только отрицательна. Для наглядности покажем их на графике:

Пусть есть ф-ция у = f(x). Для нахождения промежутков знакопостоянства необходимо решить неравенства f(x)>0 и у = f(x) 0:

Получаем, что функция положительна на промежутке (12; + ∞).

Аналогично решив неравенство 3х – 36 2 – 5х. Найдите такое значение величины а, для которого выполняется условие у(а) = у(а + 2).

Решение. Очевидно, что у(а) = а 2 – 5а. Теперь вычислим у(а + 2):

у(а + 2) = (а + 2) 2 – 5(а + 2) = а 2 + 4а + 4 – 5а – 10 = а 2 – а – 6.

Теперь приравняем значения у(а) и у(а + 2):

а 2 – 5а = а 2 – а – 6

а 2 – 5а – а 2 + а = – 6

Убедимся, что мы нашли требуемое значение а:

у(1,5) = 1,5 2 – 5•1,5 = 2,25 – 7,5 = – 5,25

у(1,5 + 2) = у(3,5) = 3,5 2 – 5•3,5 = 12,25 – 17,5 = – 5,25

Растяжение и сжатие графиков функций

Пусть на координатной плоскости есть точка А с координатами (х0; у0). Куда переместится эта точка, если ее ордината (то есть у0) увеличится, например, в два или в три раза? Она отодвинется от оси Ох. Если же ее ордината уменьшится, то точка приблизится к оси. Наконец, если ордината поменяет знак, то точка, изначально, лежащая выше оси, окажется ниже её. Проиллюстрируем это на картинке:

Пусть есть пара функций у(х) и g = k•у(х), где k– какое-то постоянное число (константа), не равная нулю. Примерами таких пар являются:

Посмотрим, как связаны графики таких функций. На рисунке красным цветом показана функция у(х), а синим g = 2у(x):

При любом значении аргумента выполняется условие g(х) = 2у(х). Это значит, что ордината (координата у) каждой точки графика g(х) вдвое больше, чем ордината соответствующей точки графика у(х). В частности, отрезок АА2 вдвое длиннее отрезка АА1:

Аналогично можно записать, что

Таким образом, график g(x) выглядит так, будто бы график у(х) «растянули» в 2 раза. Каждая точка «переезжает» на новое место, сдвигаясь по вертикали. Так, если точка А1 имела координаты (– 6; 2), то при растяжении графика функции она получит координаты (– 6; 4), то есть ее координата у увеличится вдвое. Точка B1 имела координаты (2; – 2), а в графике g(х) занимает позицию (2; – 4).

Убедимся в этом на примере ф-ций у = х 2 и g = 2х 2 :

В общем случае говорят, что график функции g(х) = ky(x) получается растяжением графика у(х) в k раз.

Пример. Функция у(х) задана графически:

Постройте график функции g(х) = 3у(х).

Решение. Каждую точку отодвинем от оси Ох, увеличив координату у точек в 3 раза:

При сжатии графика каждая точка параболы приближается к оси Ох, при этом ордината точек уменьшается вдвое. Так, точка А2 с координатами (3; 9) переходит в точку А1 с координатами (3; 4,5).

Отдельно стоит рассмотреть случай, при котором коэффициент k является отрицательным. В этом случае график отображается симметрично относительно оси Ох. Те точки, которые имели изначально положительную ординату и находились выше Ох, в результате получают отрицательную ординату и оказываются ниже оси Ох. Покажем на рисунке графики ф-ций у = х 2 и у = – х 2 (то есть k =– 1):

Если же, например, коэффициент k = – 2, то надо и растянуть график, и перевернуть его относительно оси Ох. В частности, так выглядит график у = – 2х 2 :

Параллельный перенос графиков функций

Теперь посмотрим, как передвинется отдельная точка на координатной плоскости, если к ее ординате добавить какое-нибудь число. Если это число положительное, то точка поднимется выше, а если отрицательное, то она опустится:

Это означает, что если к какой-нибудь функции добавить некоторое число, то график функции переместится вверх или вниз. Для примера построим графики функций у = х 2 + 2 и у = х 2 – 5:

Параллельный перенос возможен не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении. Для такого перемещения надо изменить абсциссу точки, а не ординату:

Аналогично может сдвинуться не только точка, но и целый график функции. Если вместо аргумента х подставить в ф-цию величину (х +n), то график сместится на n единиц влево.

у(0) = 0 2 = 0 и g(– 3) = g(– 3 + 3) 2 = 0 2 = 0

у(– 1) = (– 1) 2 = 1 и g(– 4) = g(– 4 + 3) 2 = (– 1) 2 = 1

у(– 2) = (– 2) 2 = 4 и g(– 5) = g(– 5 + 3) 2 = (– 2) 2 = 4

Точка А1 сдвинулась влево на 3 единицы и перешла в точку А2. Аналогично точка В1 отобразилась в точку В2.

Пусть в общем случае есть функции у = у(х) и g(x) = у(х +n), где n – некоторое постоянное число. Значение у(х) в точке х0 обозначается как у0. Теперь найдем значение g(x) в точке (х0 – n):

Получили, то же самое значение, что и у у(х). Покажем это на рисунке:

Рассмотрим теперь случай, когда график сдвигается вправо. Для этого из аргумента исходной функции надо вычесть какое-то число. На рисунке показаны графики функций у = 2х и у = 2(х – 4):

Каждая точка исходного графика (например, А1) «переехала» на 4 единицы вправо.

Надо понимать, что иногда один график можно получить из другого в несколько переходов. Пусть надо построить график у = – (х – 4) 2 + 5. Его можно получить из обычной параболы у = х 2 в три шага.

Последний шаг – это построение графика у = – (х – 4) 2 + 5. Его можно получить, подняв предыдущий график на 5 единиц вверх:

Гипербола и обратная пропорциональность

Найдем область определения функции у = 1/х. Ясно, что аргумент не может равняться нулю, так как иначе получим деление на ноль:

При любых других значениях х значение у вычислить можно, а потому областью определения будет промежуток (– ∞; 0)⋃(0;+ ∞).

При положительных значениях аргумента ф-ция также будет положительной:

При отрицательных х величина у будет становиться отрицательной:

Это означает, что график ф-ции будет располагаться в I и III четвертях.

Можно заметить, что чем больше х, тем ближе у к нулю:

И наоборот, чем ближе х к нулю, тем больше у:

При этом у не может равняться нулю. Действительно, дробь равна нулю только тогда, когда ее числитель равен нулю. Однако варьируя х, мы меняем только знаменатель, а в числителе остается единица. Поэтому областью значений функции у = х – 1 является промежуток (– ∞; 0)⋃(0;+ ∞).

Для построения графика найдем некоторые точки графика и занесем их в таблицу. Мы построим две таблицы – одну для положительных х, другую для отрицательных:

Теперь можно посмотреть и на сам график:

Первое, что бросается в глаза – это то, что график не представляет собой единую, непрерывную линию. Он разбит на две ветви, одна из которых располагается в III четверти, а другая – в I четверти. Такой «разрыв» связан с тем, что ноль не входит в область определения ф-ции.

Также можно заметить симметричность графика. Действительно, одна из ветвей является симметричным отображением второй ветви.

Построенный нами график называется гиперболой.

На координатной плоскости есть две прямые линии, к которым гипербола приближается, но при этом он не касается их. Это оси Ох и Оу. Для наглядности покажем их штриховой линией:

В математике подобные линии называют асимптотами функции. Горизонтальная асимптота прямая соответствует линии х = 0, а вертикальная асимптота линии у = 0.

Зная, как выглядит график у = 1/х, мы можем построить и другие, схожие с ним графики для ф-ций у = k/х, где k– это некоторое число. Их можно получить из гиперболы, используя сжатие и растяжение графиков. Если коэффициент k больше единицы, то график «отдаляется» от осей Ох и Оу:

Все эти линии являются примерами гипербол. Если коэффициент k отрицательный, то графики переворачиваются относительно оси Ох и занимают II и IV четверти:

Все приведенные зависимости вида у = k/х называют обратными пропорциональностями.

Примерами обратной пропорциональности являются ф-ции:

Обратная пропорциональность очень часто встречается в жизни. Так, время, затрачиваемое на поездку на автомобиле, обратно пропорционально средней скорости движения. Количество товара, которое можно купить на одну зарплату, обратно пропорционально стоимости этого товара.

Дробно-линейная функция

Теперь рассмотрим несколько более сложные ф-ции, чьи графики, однако, также представляют собой гиперболу. Пусть есть ф-ция вида

Как будет выглядеть ее график? Для ответа на этот вопрос выполним преобразование:

Здесь мы в числителе и знаменателе добавили и сразу вычли слагаемое 2.Этот прием помог нам выделить целую часть из дроби. В результате мы получили ф-цию, график которой можно получить с помощью двух параллельных переносов графика у = 6/х. Сначала график сместится на две единицы вправо:

На следующем шаге график поднимется на единицу вверх:

Стоит обратить внимание, что при таком передвижении гиперболы передвигаются и асимптоты графика гиперболы:

представляет собой дробь, являющуюся отношением двух линейных многочленов, х + 3 и х – 2. В математике подобные ф-ции называют дробно-линейными функциями. В качестве примеров дробно-линейных функций можно привести:

Из любой дробно-линейной функции можно выделить целую часть. Покажем это на нескольких примерах:

Во всех этих случаях график дробно-линейной функции можно построить с помощью двух параллельных переносов гиперболы.

Однако есть одно исключение. Иногда при выделении из дроби целой части дробной части не остается вовсе, то есть линейные полиномы можно сразу сократить. Например:

Графиком таких функций являются прямые горизонтальные линии. Однако на них должна быть одна «исключенная». Действительно, пусть надо построить график ф-ции

Проведя преобразования, получим

то есть у = 2. Однако в знаменателе дроби не может стоять ноль. Если же подставить в дробь х = – 2, то получим деление на ноль:

Поэтому график ф-ции будет выглядеть так:

Итак, по итогам урока мы узнали:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *