Как построить диаграмму 4 класс
Математика. 4 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— как можно извлекать информацию из различных источников (текстов, задач, таблиц)?
— что такое диаграмма?
— как читать и строить столбчатую диаграмму?
Информация – это сведения о чем либо или о ком либо.
Диаграмма – графическое изображение информации.
Таблица – структурирование(представление) данных о чем-либо в виде строк и столбиков.
Столбчата диаграмма – диаграмма, на которой данные изображены в виде столбцов.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с.13-14
2. Математика. Подготовка к Всероссийской проверочной работе. 4 кл: тетрадь для самостоятельной работы/ О. А. Захарова. – М: Академкнига/ Учебник, 2017. – с. 105-113
3. Математика: 4 класс: учебник в 2 ч. Ч.1/ В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М. Вентана-Граф, 2016. – с. 19-21
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Учительница детям задала задание: проследить и зафиксировать время, которые они тратят на дорогу в школу. И у детей получилась такая запись:
Для наглядности дети записали результаты в таблицу
Время на дорогу в школу
Учительница на основании информации в таблице составила рисунок, который называется – диаграмма.
Слово «диаграмма» пришло к нам из греческого языка и переводиться как «чертеж». В энциклопедии написано, что оно обозначает графическое изображение информации.
С левой стороны диаграммы отмечено время, одно деление равно одной минуте. Внизу по горизонтальной линии имена детей.
По диаграмме мы сможем увидеть следующие данные:
Таким образом, «читается информация», которая записана на диаграмме.
Диаграмму можно построить.
В диаграмме подписываются все данные.
Задания тренировочного модуля:
1. Прочитайте диаграмму, выберите, сколько стоит книга и сколько стоит альбом.
Книга: 50 руб., 20 руб., 100 руб., 150 руб.
Альбом: 50 руб., 20 руб., 100 руб., 150 руб.
Книга стоит 100 руб.
Альбом стоит 50 руб.
2. Учительница дала Диме таблицу и попросила его указать диаграмму, на которой правильно изображены данные, представленные в этой таблице. Определи диаграмму, которую ему надо выбрать?
Урок математики по теме «Линейные и столбчатые диаграммы». 4-й класс
Класс: 4
Презентация к уроку
Задачи урока:
Форма работы: групповое исследование.
Ход урока
1. Организационный момент
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Будем мы считать, писать, и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.
2. Постановка цели
– Как называются данные чертежи? (примеры линейных и столбчатых диаграмм).
– А что такое диаграмма?
– Какое название имеет каждая из этих диаграмм?
– Чем отличается линейная от столбчатой диаграммы?
– Что вам позволяют диаграммы? (…)
– Что вы делали с диаграммами? (Мы строили их, читали, отвечали на вопросы по диаграммам.)
– Как вы думаете, какая тема нашего урока?
– Какую цель перед собой поставим?
– А, кроме того, какую ещё задачу поставите перед собой? (Проверим свои знания.)
– Если столкнётесь с затруднениями, что будете делать? (Будем стараться преодолевать их вместе.)
– Надеюсь, что сегодняшняя работа будет успешной, и вы сможете справиться со всеми затруднениями, если они у вас возникнут!
– Сегодня на уроке математике повторим материал по теме «Столбчатые и линейные диаграммы. Таблицы» и поговорим о здоровье, как его сохранить, что для этого нужно делать.
– Какой алгоритм на уроке нам будет нужен? (Повторение алгоритма построения диаграмм)
3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
– Сейчас вам предстоит решить задачи «Блиц – турнира». В составлении задач мне помогли «Вредные советы» Григория Остера. Решение запишите выражениями и вычислите их значения.
1) Голодный Вася съедает за 540 секунд 3 батона. Сколько минут он тратит на один батон?
(Проверка проводится после каждой задачи: согласны – свистят, дудят (упражнение для лёгких и мышц груди); не согласны – поднимают руку)
– Докажите правильность решения задачи (после каждой задачи).
– Правильно ли питается Вася?
2) Вовочка купил за 3 рубля жвачку и продал её своей соседке Наташе за 4 рубля. Наташа продала эту жвачку своей подружке Люсе за 4 рубля 50 копеек. На сколько рублей увеличилась стоимость жвачки?
– Когда рекомендуют врачи жевать жвачку и для чего?
3) Саша Чернов сел делать домашнее задание и сидел за столом 2 часа. 20 минут думал о мороженом. 10 минут искал в ящике ластик, чтобы стереть с учебника картинку, на рисование которой затратил 40 минут. Остальное время выполнял письменные работы. Сколько времени он потратил на выполнение письменных работ?
– Рационально ли использовал время Саша?
4) После того, как Саша Чернов, убирая свою комнату, вымел из неё 12 кг мусора. За веник взялась мама и вымела из этой же комнаты в 2 раза больше мусора. Сколько всего мусора было выметено из комнаты?
– Почему скопилось у Саши столько мусора и к чему это может привести?
5) Допустим, что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8 метров, и пролетев 5 метров, передумал. Сколько метров придётся тебе ещё лететь? Результат переведите в дм, см и мм. (Слайд 5)
– Почему захотелось передумать?
– Какие слова получились у ребят.
– Сделаем выводы: чтобы быть здоровым…
– На оценочных листах оцените свою работу на этом этапе урока. (оценочные листы в виде диаграммы)
– Как вы дальше будете проверять свои знания? (Мы напишем самостоятельную работу и проверим её.)
– В этой работе есть обязательная часть – это №№ 1 и 2, и дополнительная часть – №№ 3, 4 и 5*. Десять минут вам отводится, чтобы выполнить задания основной части. Если вы закончите работу до моего сигнала, можете приступать к дополнительному заданию и его вы сможете продолжить выполнять после самопроверки.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу.
– Закончили работу, проведите черту после обязательного задания и сейчас вы проверите по образцу только выполнение обязательной части.
– Проверьте по образцу.
Учащиеся проводят самопроверку по образцу.
– Что теперь необходимо сделать? (Сопоставить свои работы с эталоном для самопроверки.)
– С какой целью вы будете проверять свои работы по эталону для самопроверки? (Нам необходимо проверить ход выполнения, оформление, правильно ли определены эталоны, которые должны использоваться, и если есть ошибки, то по эталону мы сможем определить место и причину ошибки.)
– Как вы будете проверять? (Будем проверять каждый шаг, соотнося с эталонами.)
– Что вы должны будете сделать, если ваше решение не совпадёт с эталоном? (Подчеркнем место ошибки и посмотрим, почему возникло затруднение.)
4. Локализация индивидуальных затруднений
– Как выполняли первое задание?
– Поднимите руку, кто допустил ошибку в первом задании?
– Как выполняли второе задание?
– Поднимите руку, кто допустил ошибку в первом шаге алгоритма? На какое правило вы допустили ошибки?
– Поднимите руку, кто допустил ошибку во втором шаге алгоритма? На какое правило вы допустили ошибки?
Учитель на доске составляет диаграмму допущенных ошибок.
– У кого все задания решены правильно, что это означает? (У нас нет затруднений.)
– Посмотрите на диаграмму, которая у нас получилась. Что вы можете сказать по данным этой диаграммы? Какие выводы можем сделать?
– Зафиксируйте в оценочных листах свои результаты.
5. Физминутка
6. Коррекция выявленных затруднений
– Витя в понедельник, обнаружив на кухне запасы шоколада, съел 6 шоколадок, во вторник решил сходить в гости к другу Саше и угостился у него – 4 шоколадками. Ему понравилось ходить в гости, и в среду у Лены съел ещё 5. В четверг у тёти Кати – 10, а в пятницу ему не удалось ни к кому попасть в гости, в субботу у Иры – 5 шоколадок, а в воскресенье на дне рождении у друга Кости – 8.
– Давайте заполним таблицу.
– Что показывает данная таблица? (Данная таблица показывает количество шоколада, съеденных за неделю Витей.)
– Можем ли мы построить диаграмму по данным этой таблицы?(Да)
– Какой алгоритм нам будет нужен? (алгоритм построения столбчатых и линейных диаграмм)
– А чем отличается линейная диаграмма от столбчатой? (если данные изображать столбиками– столбчатая диаграмма, а если отрезками– линейная)
– Каждый себе определите, какую диаграмму вы будете строить.
– Какой первый шаг алгоритма построения диаграммы? (Подобрать цену деления шкалы, удобную для обозначения на ней значений данных величин)
– Какая шкала нам будет удобна? (2 ед)
– Что будет показывать горизонтальная шкала? (дни недели)
– Вертикальная шкала? (количество шоколадок, съеденных Витей)
– Третий шаг. (От выбранных точек построить вертикальные отрезки (столбики), высота которых равна значению соответствующих величин.)
Во время проговаривания алгоритма построения диаграмма, дети строят диаграммы в тетради.
– Поменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте работу по образцу на доске. В оценочных листах отметьте работу своего соседа.
– Ответьте на вопросы по вашим диаграммам.
7. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
– На уроке окружающего мира вы были социологами. Кто это? (люди, которые собирают данные по какому-либо вопросу)
– По какому вопросу вы собирали данные? (здоровый образ жизни класса)
– Что значит вести здоровый образ жизни? (правильное питание, активный образ жизни, соблюдение режима дня, отказ от вредных привычек, личная гигиена)
– А на уроке математики вы будете аналитиками. Как вы думаете, чем занимаются эти люди? (анализируют данные)
– Вы создадите группу аналитиков и проанализируете данные по здоровому образу жизни нашего класса с помощью диаграммы.
– Все данные вы занесли в таблицы, сможем ли мы по этим таблицам составит диаграммы?(Да)
– Разделитесь на группы. У каждой группы лист с таблицей, которую вы составили. Договоритесь какой вид диаграммы будете строить.
– Постройте диаграмму по данным этой таблицы и сделайте вывод по результатам построения диаграммы.
– Но сначала вспомните правила работы в группе. (На доске)
– Обратите внимания на ошибки допущенные ребятами вашей группы и более подробно остановитесь на этом этапе алгоритма. Если испытываете затруднения, поднимайте руку.
Работа в группах по построению диаграмм (на выбор) уровня здорового образа жизни класса.
– Какие выводы вы можете сделать по результатам составленных диаграмм?
– Организатор группы в ваших оценочных листах оценит работу каждого из вас.
– А что теперь мы должны сделать, чтобы сделать вывод о здоровом образе жизни детей нашего класса? (составить общую диаграмму)
– За компьютером ……. составит диаграмму, а вы составите диаграмму качества нашего урока.
– Выведите свою среднюю оценку за урок и на листе изобразите в виде линейной диаграммы.
(Один ребенок за компьютером составляет диаграмму, остальные заносят свои данные в общий оценочный лист)
8. Рефлексия деятельности на уроке
– Какие цели мы ставили перед собой на урок?
– Посмотрите на данные наших диаграмм. Как вы думаете, цели достигнуты?
9. Домашнее задание
– Домашнее задание вы можете себе выбрать сами.
План-конспект урока по математике в 4 классе «Диаграммы»
Светлана Горькавая
План-конспект урока по математике в 4 классе «Диаграммы»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по математике в 4 классе
Тема урока: Диаграммы
Цель: организация деятельности обучающихся по ознакомлению с понятием «Диаграмма», со способом построения столбчатых и круговых диаграмм, чтением диаграмм.
— образовательная: знакомиться с понятием «Диаграмма», со способом построения столбчатых и круговых диаграмм, чтением диаграмм
— развивающая: развивать навыки самопроверки, самоконтроля, логическое мышление,
математически грамотную речь;
— воспитательная: воспитывать познавательный интерес, формировать устойчивую положительную мотивацию.
Планируемые результаты:
— предметные: познакомиться с понятием «Диаграмма», со способом построения столбчатых и круговых диаграмм, строить и анализировать диаграммы;
— личностные: проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, использовать полученные знания в повседневной жизни;
— метапредметные: определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения, работать в паре, слушать и понимать речь других, договариваться о правилах в работе в группах.
Тип урока: комбинированный урок.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбуки.
Межпредметные связи: математика, информатика
Дидактический материал: карточки с примерами, карточка с ребусом, карточка с условием задачи.
Методы и приёмы обучения: словесные (беседа, объяснение, ответы на вопросы и т. д., наглядные (презентация, ребус, практические (работа по дидактическому материалу, построение, анализ диаграмм, работа на компьютере).
Автор УМК (программы учебного курса): Моро М. И. Математика. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 2014.
№ Этап урока Название
используемых ЭОР Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1. Мотивация учебной деятельности Проверяет готовность к уроку, нацеливает на плодотворную работу.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтоб задачи без труда решать,
Чертить, смекать и рассуждать.
Слушают учителя, знакомятся с листами самооценки.Личностные: умение организовать свою деятельность.
1) чистописание числа 357;
«Найди и исправь ошибку»
На доске презентация
Создает условия для активизации учебной деятельности учащихся. Демонстрирует презентацию.
-Пропишите число 357.
-Разложите на разрядные слагаемые.
— Проверьте, правильно ли вы сделали запись.
— У Вас на партах лежат листочки с заданиями. Найдите и исправьте ошибки в заданиях.
Проверьте, правильно ли Вы нашли и исправили ошибки.
Организует работу в парах. Контролирует выполнение работы.
— На партах у вас карточка с ребусом. Вместе с товарищем по парте расшифруйте ребус, отгадав, вы узнаете тему урока, кто справится, поднимут руки.
— Верно, это слово – Диаграмма
— Сейчас прошу оценить свою работу. Проявляют готовность к активной учебной деятельности.
Выполняют задания учителя.
Учащиеся решают примеры и уравнение. Находят и исправляют ошибки.
Проверяют ошибки со слайда
Выполняют задания в парах.
Формулируют и аргументируют свое решение.
Работают в листах самооценки Личностные: взаимодействие со сверстниками и взрослыми через участие в совместной деятельности. Оценивание своей деятельности.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений,использование знаково-символических средств Коммуникативные: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Регулятивные: контроль правильности ответов одноклассников.
3. Сообщение темы и цели урока Слайд 5 Организует беседу
-Сформулируйте тему нашего урока.
— Подумайте, какая цель нашего урока?
— Скажите, пожалуйста, а кто из Вас слышал слово «диаграмма»?
— Где можно узнать, что обозначает понятие «диаграмма»?
— Давайте найдём в толковых словарях русского языка С. И. Ожегова, которые находятся у Вас на парте. Как Вы будите искать нужное слово?
Сейчас прошу оценить свою работу. Формулируют тему и цель урока.
Отвечают на вопросы
Дети находят нужное слово по алфавиту
Работают в листах самооценки Личностные: учебно-познавательный интерес, смыслообразование.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
нового материала:
а) знакомство с новыми видами диаграмм (работа с учебником);
б) анализ столбчатой диаграммы;
в) построение круговой
диаграммы (действие по алгоритму). Слайд 6
Существуют разные виды диаграмм, давайте откроем учебники на стр. 16 и прочитаем.
О каких видах диаграмм Вы сейчас узнали?
Столбчатые – их ещё называют гистограмма
— На что вы должны обратить внимание, прежде чем начинать строить диаграммы.
— Верно, нужно задать масштаб.
— Прочитайте задачу №81.
«Прочитай диаграмму, показывающую число учащихся в 1-4 классах одной из школ. Начертите в тетради такую таблицу, и запиши в ней полученные результаты». Какой вид диаграммы вы видите на рисунке?
— Какой масштаб дан на рисунке?
Обратите внимание, что шкалы в столбчатой диаграмме строятся на одной линии.
— Проверьте свои результаты с ответом на слайде и оцените свою работу.
— Сейчас я Вас познакомлю с алгоритмом построения круговой диаграммы.
1. Открываем документ Microsoft Office Word
2. Находим вкладку «Вставка»
3. Выбираем «Диаграмма»
4. Выбираем «Тип диаграммы – круговая»
5. Вносим данные в таблицу
— А теперь попробуем построить круговую диаграмму для нашей задачи, работая в парах. (Работа на ноутбуках)
-Сравним. На какой диаграмме более наглядно показано количество учащихся? (на столбчатой)
— Оцените свою работу
Демонстрирует презентацию. Знакомит с алгоритмом построения диаграммы. Организует работу в парах. Формулирует задание. Слушают учителя, выполняют задания.
Отвечают на вопросы.
Находят необходимую информацию. Анализируют диаграмму. Отвечают на вопросы, чертят таблицу, записывают полученные результаты.
Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Работаю с учебником и тетрадью.
Оценивают свою работу.
Внимательно слушают учителя.
Выполняют задание в парах. Строят круговую диаграмму, пользуясь алгоритмом.
Производят анализ диаграммы и делают вывод.
Оценивают работу в листах самооценки.Коммуникативные: достижение договоренностей и согласование общего решения, управление поведением партнера.
Регулятивные: познавательная инициатива, контроль, коррекция.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, действие по алгоритму.
Личностные: осознание ответственности за общее дело, установка на здоровый образ жизни.
5. Физкультминутка. Организует отдых учащихся
Гимнастика для глаз.
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
(Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)Выполняют упражнения Личностные: установка на здоровый образ жизни
закрепление нового материала (Практическая работа с цветными полосками, выполнение задания в группах) Слайд 9 Организует работу в группах, проводит инструктаж.
У Вас находятся 4 разноцветные полоски и белый картон, Ваша задача, построить столбчатую диаграммук условию такой задачи: «В нашей школе обучается 84 учащегося. В первом классе обучается 15 человек, во втором – 21, в третьем – 25 и в нашем классе 23 человека».
Строя диаграмму, используйте желтый цвет – 1 класс, красный- 2 класс, синий – 3 класс, зелёный – 4 класс.
— Что сначала Вы должны будите сделать?
-Отрезали нужную длину, дальше ваши действия?
-Молодцы! Выполняем работу.
— Покажите всем полученный результат. У всех одинаково построены диаграммы, сравните результаты на слайде и
оцените свою работу.
Отвечают на вопросы. Применяют знания, полученные на уроке.
Отвечают на вопросы
Строят столбчатую диаграмму.
Сравнивают с диаграммами других групп.
Оценивают работу в листах самооценки.Регулятивные: контроль, коррекция, волевая саморегуляция.
Познавательные: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом материале.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач.
7. Самостоятельное использование полученных знаний. Слайд 10 Организует самостоятельную работу
Самостоятельная индивидуальная работа
У каждого на столе лежит карточка с заданием, прочитайте глазками.
Постройте диаграмму, задав масштаб.
«В выполнении домашней работы, вы на задания по литературному чтению занимаете 30 минут, по математике – 20 минут, а по русскому 25 минут»
— Какой вид диаграммы вы построили?
— На какое из заданий (по диаграмме) тратится самое маленькое время?
— А самое большое время? Поменяйтесь своей работой с товарищем по парте и проверьте его работу.
— Я тоже составила к этой задаче диаграмму. Правильно ли я составила?
— У кого такая же диаграмма?
Сравните результаты и оцените работу соседа по парте.
Дети читают задание и строят диаграмму.
Анализируют столбчатую диаграмму.
Сверяют работу товарища со слайда.
Оценивают работу в листах самооценки.Регулятивные: осуществление самоконтроль по результатам и по способу действия, самостоятельная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив.
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, сравнение
8. Подведение итогов. Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
-Достигли ли мы поставленной цели? Подведём итоги листов самооценок. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось).
Выслушивают оценку учителя. Анализируют итоги своей работы.Коммуникативные:
построение монологического высказывания, формулирование собственного мнения и позиции.
Познавательные: обнаружение проблемы, формулирование ее нахождение способов решения проблем поискового и творческого характера.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: стремление к самосовершенствованию.
9. Домашнее задание. Слайд 11 Дает домашнее задание и рекомендации по выполнению. Стр. 17 № 83 или составить задачу и построить столбчатую диаграмму, используя данные профессии одного из родителей. Выбирают одно из заданий и записывают в дневник.
10. Рефлексия. Слайд 12 На этом уроке:
— я поделюсь информацией с …Продолжают фразу Личностные УУД: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности;Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения.
Найди и исправь ошибку.
_ 425 _ 918 3 + 517 *326 810 * Х = 810
179 9 36 296 3 Х = 0
Постройте диаграмму, задав масштаб.
«В выполнении домашней работы, вы на задания по литературному чтению занимаете 30 минут, по математике – 20 минут, а по русскому 25 минут»
На этом уроке:
— я поделюсь информацией с …
Этапы урока Я справился сам
(+) – 2б. Я частично справился (-) – 1б. Я не справился
«Найди и исправь ошибку»
Формулировка темы и цель урока
Поиск нужной информации в словаре
Построение круговой диаграммы
Прикреплённые файлы:
Конспект урока по математике во 2 классе «Порядок действий. Скобки» Усачёва Марина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №11 г. Новосибирск «Порядок действий. Скобки» Конспект урока по математике.
Конспект урока по математике во 2 классе по теме «Сравнение двузначных чисел» по программе «Перспективная начальная школа» Тема урока: Сравнение двузначных чисел Задачи урока: учить сравнивать двузначные числа; закреплять знание нумерации двузначных чисел;.
Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.
Индивидуальное обучение детей с Рда, ОНР. План открытого интегрированного урока в 6 классе План открытого интегрированного урока (индивидуальное обучение, РДА) Класс VI, ученик: Ф. Д. Дата__06.11.16 Учитель: Цубрович Л. Г. Тип.
План-конспект урока в 5 классе по УМК «Английский в фокусе 5» Ю. Е Ваулина, Д. Дули Видео План — конспект урока в 5 классе по УМК «Английский в фокусе 5» Ю. Е. Ваулина, Д. ДулиКонспект урока в 5 В классе. Учитель: Дербенева М. А.
Конспект урока физкультуры в четвертом классе Конспект урока физической культуры Ф. И. О. педагога _Строзенко Марина Николаевна___ Класс: 4 Программа:.
Конспект урока по математике в 4 классе «Сравнение многозначных чисел» Технологическая карта урока Предмет математика Класс 4 класс Автор учебника УМК под редакцией А. Л. Чекина, УМК «Перспективная начальная.