Как построить бизнес на косметике
Как открыть магазин косметики и парфюмерии
Косметика и парфюмерия — товар специфический, рассчитанный в большей мере на женскую аудиторию. Соцопросы в России показывают, что современная женщина готова тратить до 15% своего бюджета на косметические средства, парфюмерию и сопутствующие товары. Это главный фактор, который нужно учитывать при выборе остальных параметров будущего магазина.
Рынок косметики постоянно растет и изменяется: ежедневно выходят новинки, появляются новые линейки продуктов и новые бренды. Всё это делает косметику и парфюмерию высококонкурентным товаром, а значит, при открытии магазина косметики на всех его этапах открытия нужно учитывать множество самых разных факторов.
Специализация магазина косметики
Перед тем как принимать решение об открытии магазина косметики, в первую очередь нужно определиться с его специализацией и ассортиментом. Такой выбор будет зависеть от нескольких факторов: места расположения будущего магазина, предполагаемого ассортимента и в большей степени от суммы, которую вы готовы вложить в этот бизнес.
Открывая магазин в крупном городе, возможно, следует обратить внимание на узкую специализацию магазина, так как потребности в косметике здесь полностью перекрываются сетевыми магазинами и салонами известных брендов. В небольшом городе можно открыть классический косметический магазин с большим ассортиментом пользующейся повседневным спросом косметики.
Элитная премиальная косметика. Такую косметику покупают люди с достатком выше среднего, а значит, товары должны быть самого высокого качества, от известных модных брендов, в верхнем ценовом сегменте. Такой магазин целесообразно открывать в центральных районах города или в крупных торговых центрах. Такой тип магазина или бутика потребует серьезных вложений, в основном на закупку достойного ассортимента.
Профессиональная косметика. Это косметические средства, которые предназначены для профессиональных визажистов и косметологов, парикмахеров, мастеров ногтевого сервиса и т.д. В качестве сопутствующих товаров в таком магазине можно реализовывать профессиональные инструменты и оборудование для мастеров.
Натуральная косметика. Она пользуется очень хорошим спросом в связи с тем, что тема экологичности и здорового образа жизни очень популярна. Здесь же можно реализовывать и косметику класса “органик”, био-косметику и т.д.
Лечебная косметика. Такой магазин будет специализироваться на продаже аптечной и лечебной косметики, лечебно-косметических средств и препаратов. Идеальное место для такого магазина — соседство с центром здоровья, медицинским или косметологическим центром. Также можно открыть отдел по продаже лечебной косметики в аптечном супермаркете.
Брендовая косметика. Для открытия такого магазина необходимо заключить с брендом официальное соглашение, подтверждающее дилерство. Вы сразу же получите известное имя и соответствующую репутацию. Как правило, бренды снабжают дилеров своих торговых марок маркетинговыми и рекламными материалами, и иногда покрывают часть расходов на рекламу.
Страновая косметика. В последнее время популярны специализированные магазины арабской, китайской, японской, корейской косметики. Открыв такой магазин, вы займете достаточно узкую, но популярную нишу. Сложность здесь заключается в поиске проверенных надежных и качественных поставщиков.
Конечно, можно открыть и магазин декоративной косметики широкого профиля, где всех товаров будет понемногу. Но для этого потребуется гораздо больше вложений, чтобы охватить все возможные направления, и предложить достаточно широкий ассортимент для всех срезов целевой аудитории. Логичнее сначала открыть узконаправленный магазин, а со временем увеличивать ассортимент или расширять торговую сеть.
Расположение и конкуренция
Чем дальше ваш магазин будет располагаться от магазинов конкурентов, тем лучше. Естественно, нет смысла располагать магазин косметики в районе металлургического комбината, где уровень конкуренции будет нулевым, но и располагаться рядом с прямыми конкурентами тоже большого смысла не имеет.
Соседство, конечно, возможно — так, например, магазины косметики прекрасно соседствуют в крупных торговых центрах. Но если приглядеться к ним повнимательнее, то разница будет видна: все эти магазины предлагают покупателям что-то свое, уникальное: разные бренды, разные типы магазинов. Так что вы можете вполне спокойно открыть магазин профессиональных средств для визажа рядом с бутиком органик-косметики или салоном молодежной корейской косметики. В этом случае ваши целевые аудитории будут пересекаться не сильно.
Еще одно удачное место для косметического магазина — соседство с салонами красоты, косметологическими и медицинскими центрами, дерматологическими клиниками и т.д.
В спальном районе или рядом с ним логично будет открыть магазин с широким ассортиментом и невысокими ценами. В центральных районах города лучше будет открыть магазин элитной косметики или премиальный монобрендовый салон.
Юридические вопросы по открытию магазина косметики
После того как вы определитесь с форматом магазина и найдете подходящее место, самое время заняться юридической стороной вопроса.
Если вы еще не зарегистрировали бизнес, вам нужно будет открыть ИП или ООО. Первый вариант — регистрация ИП — будет достаточным для открытия небольшого магазина или бутика. Для крупного магазина или сети косметических магазинов придется регистрировать ООО. При регистрации вам нужно определить и указать в регистрационных документах код деятельности согласно классификатору ОКВЭД-2: 47.75.1 “Торговля розничная косметическими и парфюмерными товарами, кроме мыла в специализированных магазинах”.
Какую систему налогообложения выбрать, решать вам. Для торговли косметикой достаточно будет упрощенной системы (УСН) или основной системы налогообложения (ОСНО).
После того как ваш бизнес будет зарегистрирован, вам нужно будет собрать пакет документов, необходимых для открытия:
санитарно-эпидемиологическое заключение от Роспотребнадзора,
разрешение пожарной инспекции,
нормативные документы на магазин.
договор аренды или документы на собственность, если помещение магазина является вашей собственностью,
акт из БТИ, подтверждающий сдачу помещения в эксплуатацию.
Также необходимо будет заключить с соответствующими организациями договоры на вывоз ТБО, дезинсекцию и дератизацию помещения.
Кроме этого пакета документов, вам нужно будет открыть расчетный счет и заключить договор на расчетно-кассовое обслуживание банке. О том как выбрать банк для РКО, мы подробно рассказывали в одной из своих статей.
Для пользователей МТС Кассы мы бесплатно подбираем тариф РКО среди банков партнеров, бесплатно регистрируем ИП и ООО в ФНС, подключаем к онлайн бухгалтерии.
Для работы вам нужно будет обязательно приобрести кассовый аппарат, соответствующий законодательству. В случае магазина косметики это обязательно должна быть онлайн-касса, которая подлежит обязательной регистрации в Налоговой инспекции по месту осуществления деятельности. Для регистрации потребуется заключить договор с ОФД (оператором фискальных данных).
Кстати, онлайн-кассу не обязательно выкупать — ее можно взять в аренду. Заключив договор аренды кассы, вы получите готовую к работе, зарегистрированную кассу за небольшую ежемесячную плату. На старте бизнеса это позволить хорошо сэкономить.
Арендное предложение МТС Кассы интересно предпринимателям еще и тем, что касса впоследствии переходит в собственность. Также предусмотрена возможность выкупа кассы по остаточной стоимости ранее этого срока. В стоимость арендной платы входит круглосуточная техподдержка, регулярные обновления под изменения законодательства, горячая замена кассы в случае ее поломки.
Маркировка и сертификация товара
С 1 октября 2020 г. введена обязательная маркировка парфюмерной продукции, производимой и ввозимой на территорию Российской Федерации и передача сведений об обороте товаров в систему Честный ЗНАК. До 30 сентября 2021 г. разрешена продажа немаркированных товарных остатков, произведенных или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 октября 2020 г.
Что это означает? Если вы планируете реализовывать в открывающемся косметическом магазине парфюмерную продукцию, подлежащую маркировке (например, духи, туалетную воду), вам необходимо будет зарегистрироваться в системе “Честный знак” и продавать маркированный товар с использованием онлайн-касс и ПО для работы с маркировкой.
Работая с маркированным товаром, вам придется вести приемку электронных накладных через систему электронного документооборота (ЭДО). Чтобы упростить себе задачу, вы можете установить себе онлайн-кассу МТС: она уже интегрирована с ЭДО и в нее уже встроен весь необходимый функционал для продажи и приемки маркированного товара.
Остальные косметические средства из ассортимента магазина обязательно должны иметь сертификаты соответствующие Техническому регламенту Таможенного Союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции». Сегодня сертификации подлежат:
косметические товары — средства для ухода за кожей лица, тела и рук, гигиенические средства для полости рта и зубов, средства для ухода за волосами и кожей головы
декоративные средства — всё то что применяется для макияжа, а также средства по уходу за ногтями
парфюмерия — духи, туалетная вода, дезодорант, одеколон
туалетное мыло — во всех видах, в том числе жидкое, твердое мыло, мыло в виде пасты или порошка.
Выбор помещения и формата торговли
Начнем с формата торговли. 2020 год принес нам немало сюрпризов и научил работать удаленно. Поэтому популярным форматом для реализации многих товаров, в том числе,косметики, стала интернет-торговля. Вы можете открыть только интернет-магазин, или только торговую точку, а можете совместить оба формата — торговать в магазине и реализовывать товар через интернет-магазин.
Помещение для магазина
Для того чтобы открыть обычный магазин или бутик, вам понадобится помещение. При выборе места учитывайте все характеристики: достаточна ли площадь для размещения на ней торгового зала и подсобных помещений (склада, помещения для хоз. нужд и т.д.), площади, наличие и удобство парковки, интенсивность пешеходного траффика, заметность магазина с улицы или в торговом центре.
Для магазина косметики с широким ассортиментом достаточно будет площади в 40 кв.м., для маленького бутика хватит и 20 – 25 кв.м. Средняя стоимость аренды такого помещения (40 кв.м.) по России составит около 30 – 40 тыс. руб в месяц. В Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах эта сумма будет гораздо выше — от 60 до 100 тыс. руб.
При выборе помещения обращайте внимание на несколько факторов:
Форма помещения. Предпочтительны квадратные или прямоугольные площади, в которых легче разместить витрины и расставить полки с товарами.
Выбирайте помещения с ремонтом, чтобы исключить эту статью расходов или сократить ее до минимума.
Цвет стен должен быть нейтральным, светлым, однотонным (если иные цвета и оформление не предусмотрены концепцией бренда для магазина брендовой косметики)
Особое внимание обратите на освещение будущего магазина — оно должно быть качественным и достаточным, не искажающим цвета.
Помещения на первых этажах домов и торговых центров имеют большую проходимость, чем расположенные выше.
Большие витрины или витринные окна — большой плюс. Это ваша хорошая и бесплатная рекламная площадь.
Оборудование для магазина
Из торгового оборудования вам понадобятся стеллажи и витрины, кассовый прилавок и онлайн-касса. Количество нужного оборудования закупается, исходя из ассортимента магазина. Помните, что кроме собственно косметических средств и парфюма, хорошим спросом пользуются аксессуары и сопутствующие товары — зарезервируйте и для них небольшие витрины или стеллажи.
Открытые стеллажи подойдут для магазина в формате самообслуживания, для классического формата “продавец за прилавком” понадобятся закрытые стеклянные витрины. Стоимость оборудования на торговый зал площадью 30 кв.м. составит в среднем около 150 тыс. руб.
Не забудьте о безопасности: обязательно выделите сумму на установку противокражного оборудования (рамок на выходе) и камер видеонаблюдения. Потери от краж могут достигать до 10% от оборота магазина.
Интернет-магазин
Как уже сказано, интернет-магазин косметики может существовать как самостоятельная торговая единица, так и в качестве дополнительного канала продаж оффлайнового магазина. Бизнес-план интернет-магазина ничем не отличается от бизнес-плана обычного магазина, разве что из него исключаются расходы на аренду торгового помещения, добавляются расходы на создание и поддержку сайта и доставку товаров, а оформление заказов происходит не в магазине, а на сайте.
Для открытия интернет-магазина парфюмерии и косметики вам потребуется:
сайт с функционалом интернет-магазина и удобным поиском
склад товаров (если вы планируете открыть только интернет-магазин)
Расходы на создание и запуск интернет-магазина не так велики, как может показаться на первый взгляд. Даже неподготовленный человек сможет в короткое время разобраться с одним из множества бесплатных конструкторов интернет-магазинов, которые есть в интернете. Самым сложным может оказаться создание карточек для отдельных товаров и загрузка их в магазин.
Кстати, всегда можно найти того, кто предложит вам комплексное решение по созданию интернет-магазина с нуля: с подключенными и настроенными системами оплаты, готовым каталогом товаров и службой доставки. Причем цена на эти услуги вполне приемлема.
Кстати, у МТС Кассы есть отличное решение для организации службы доставки, которое не потребует приобретения дополнительного кассового оборудования для курьеров. Курьеры используют свои личные смартфоны, на которое устанавливается кассовое приложение МТС.
Дополнительной онлайн-кассы для интернет-магазина тоже не понадобится: вы сможете подключить к сайту МТС Кассу из вашего офлайн-магазина.
Персонал магазина косметики и парфюмерии
Не менее важен, а, возможно, и более важен, чем остальные пункты вашего бизнес-плана пункт подбора персонала в магазин. Для небольшого магазина, площадью 40 – 50 кв.м. будет достаточен штат сотрудников из 4 продавцов — по два продавца-консультанта в одну рабочую смену (смены, как правило, работают 2 через 2 дня). Кроме них, вам может понадобиться бухгалтер, товаровед и кадровый специалист, но эти обязанности многие предприниматели выполняют самостоятельно, отдавая на аутсорс разве что бухгалтерию.
Кто может быть продавцом-консультантом? Так как косметика и парфюмерия всё-таки считается “женским” товаром, то логично будет нанять на работу девушек или женщин среднего возраста приятной внешности. Именно такой тип продавца ассоциируется у потенциального покупателя с продавцом косметического магазина. Продавец должен быть коммуникабельным, вежливым и аккуратным, должен отлично знать товар, его характеристики, уметь точно и верно отвечать на вопросы покупателей.
Перед началом работы желательно провести обучение персонала и ознакомить с ассортиментом. Некоторые компании, особенно крупные косметические бренды, регулярно устраивают для сотрудников своих дилеров тренинги и обучающие курсы — не стоит этим пренебрегать.
Реклама магазина косметики
Важная статья в расходах на открытие магазина косметики и парфюмерии — расходы на рекламу и привлечение покупателей. В зависимости от того, насколько велик ваш рекламный бюджет, можно выбрать каналы распространения рекламы и продвижения.
Полиграфическая реклама флаерами, визитками и буклетами — распространение на улицах, в офисах, рассылка по почтовым ящикам в близлежащих районах и т.д.
Сервис таргетированных SMS-рассылок с оповещениями об открытии нового магазина и далее об акциях и предложениях.
Информация в городских электронных справочниках, регистрация в Яндекс.Картах и Google Maps.
Наружная реклама: баннеры, билборды, указатели, плакаты в витрине магазина, яркая вывеска Учитывайте, что размещение наружной рекламы и вывесок придется согласовывать с местными властями.
В качестве бесплатного рекламного инструмента может (и должна!) выступать оформленная витрина магазина. Согласно маркетинговым исследованиям, до 70% клиентов заходят в магазин, потому что увидели рекламу на витрине.
Не забывайте и об оформлении торговой точки: закажите яркую заметную вывеску, оформите витрины и входную группу. Если магазин находится в месте, которое не очень хорошо заметно с улицы, установите указатели или другие навигационные элементы: стрелки на асфальте, выносные штендеры и т.д.
В качестве регулярно привлекающих инструментов обязательно используйте акции, дисконтные программы и скидки.
Сколько стоит открыть магазин косметики
Давайте посмотрим, сколько стоит открыть небольшой магазин в обычном российском городе (Москву и Санкт-Петербург мы не учитывали — для этих городов просто увеличьте предложенные суммы вдвое-втрое).
Первоначальные вложения в магазин будут примерно таковы:
Выход в люди. Как заработать на прямых продажах косметики
Прямые продажи косметики по-прежнему популярны, так как выгодны не только компаниям и их дистрибьюторам, но и потребителям, позволяя им миновать наценку магазинов. Но объем прибыли в этом деле полностью зависит от продавца.
Прямые продажи – подходящий вариант для собственного бизнеса, особенно если это ваши первые шаги в предпринимательстве. Идея актуальна для женщин, мамочек в декрете, студентов и всех, кто ищет работу с частичной занятостью. Прямые продажи являются альтернативой традиционной работе и источником дополнительного дохода. При желании, на прямых продажах можно построить полноценный и прибыльный бизнес. Такой вариант подойдет и начинающим предпринимателям. Ведь организовать свое дело, основанное на прямых продажах, достаточно просто: вам не придется арендовать помещение, покупать оборудование и вкладывать большие суммы. Главный элемент прямых продаж – это сам предприниматель. Только от его личных качеств будет зависеть успех дела.
Открыть свое дело можно за небольшие деньги. Для этого вам потребуется приобрести недорогой набор распространителя. Чтобы начать зарабатывать на прямых продажах, вам потребуется бюджет от 0 до 15 000 рублей. Это выгодно отличает прямые продажи от франчайзинга и других видов вложений, для которых нужны значительные затраты. Назвать точную сумму вложений достаточно трудно: у каждой компании своя стратегия и политика (причем, как в вопросе привлечения дистрибьюторов, так и в вопросе оплаты их работы). Поэтому внимательно изучите разные варианты и выберите тот, который покажется наиболее подходящим вашим ожиданиям и требованиям.
Прямые продажи выгодны не только компаниям и их дистрибьюторам, но и потребителям. Во-первых, это качественный сервис: демонстрация продукции, персональная консультация, доставка на дом и гарантии. Во-вторых, это экономия – зачастую цены на косметику, проданную напрямую, существенно ниже. В-третьих, это возможность приобрести уникальные товары, которых нет на полках традиционных магазинов.
Прямые продажи: ситуация в России
В России рынок прямых продаж развивается уже на протяжении 20 лет. Согласно исследованиям, основными клиентами являются женщины в возрасте 30-55 лет, а средняя сумма каждой покупки составляет около 1500 рублей.
Большинство крупных компаний, занимающихся прямыми продажами, реализуют косметическую продукцию. В данной сфере наблюдается высокая лояльность клиентов: приобретая продукцию компании у одного представителя, большинство покупателей возвращаются с другими заказами к нему же. Такая форма взаимодействия с клиентом позволяет обеспечить индивидуальный подход и вызывает у покупателя доверие. Поэтому остается актуальной. Так что прямые продажи по-прежнему популярный канал для торговли косметической продукции.
В настоящее время рынок прямых продаж косметики активно растет. За 2016 год он вырос на 11% и достиг почти 120 млрд. рублей и сохраняет эту тенденцию. По итогам 2017 года прямые продажи косметики составили более 58 миллиардов рублей. Популярность прямых продаж связана с тем, что потребители пытаются экономить, минуя посредников (магазины), которые делают высокую наценку.
Также следует оценить все преимущества и недостатки бизнеса, чтобы понять, какие условия работы вас ждут.
Преимущества и недостатки прямых продаж для продавца
Взаимодействие с покупателем. Продавец видит реакцию покупателя и может подстроиться под его запросы. Личная презентация товара для каждого потребителя
Разные продавцы могут по-разному интерпретировать информацию о продукции. Это усложняет донесение единого целостного сообщения ко всем потребителям
Отсутствие расходов на торговую точку. Не нужно вкладываться в оборудование торгового зала, коммунальные услуги и охрану товара.
Охват аудитории ограничен высокой стоимостью такого вида продаж. Достаточно трудно охватить большое число потенциальных покупателей
Уровень дохода от прямых продаж пропорционален прилагаемым усилиям
Охват крупной аудиторий через канал персональных продаж может оказаться дорогим
Неограниченный потенциал индивидуального и финансового роста
Навязчивость продавцов, которые всеми силами стремятся продать как можно больше
Не существует никаких требований к образованию, опыту работы, финансовому или физическому состоянию. Люди всех возрастов и любого происхождения могут преуспеть в прямых продажах
Успех прямых продаж во многом зависит от личности продавца и его способности общаться с людьми
Ориентация на определенный рынок и потребителя
Неограниченный потенциал индивидуального и финансового роста
Возможность получать поддержку от компании и проходить обучение
Следовательно, прямые продажи косметики имеют преимущества и как бизнес, и как формат услуг.
Как начать бизнес на прямых продажах
Открыть свое дело по прямым продажам косметики достаточно просто. Главное – ваше умение заинтересовать людей и желание преуспеть. Остальным нюансам вас научат, и по мере работы вы получите необходимый опыт.
Для начала давайте разберемся в смысле прямых продаж. Под этим подразумевается реализация товаров или услуг, которая происходит при личном контакте с покупателем. Такие продажи проходят в месте, удобном для клиента: офис, квартира, ресторан и т.д. – за пределами стандартных торговых точек.
Особенности прямых продаж:
Непосредственный контакт с клиентом на удобной ему территории;
Личная презентация продукции или услуги;
Исчерпывающая консультация продавца;
Возможность опробовать товар перед покупкой;
Это и сервис, и презентация одновременно.
В целом, алгоритм ведения бизнеса на прямых продажах косметики включает 5 основных шагов. Далее разберем каждый из них подробнее.
Шаг 1. Выбор компании и продукции
Все компании прямых продаж являются членами Ассоциации прямых продаж (АПП). Выберите те, которые следуют нормам и правилам этики АПП, ведут бизнес этично и предоставляют качественный сервис. Со списком компаний можно ознакомиться на сайте АПП.
Основное требование к товару – он должен представлять собой уникальное и выгодное предложение, которое недоступно для покупки в обычных магазинах. Рынок перенасыщен однотипными предложениями, поэтому если вы найдете что-то новое (усовершенствованное, адаптированное под узкую целевую аудиторию, более бюджетное, но не менее качественное) – вам будет проще реализовать такой товар. Во-первых, вы сможете заинтересовать клиентов. Люди тянутся к новинкам. Во-вторых, вы не потеряете заинтересовавшихся потребителей, поскольку являетесь единственным продавцом такого товара (единственным в поле зрения клиента). В-третьих, вам будет проще выделить ключевые преимущества товара и составить привлекательную презентацию.
Обращаем внимание, что уникальность предложения – это не только новый товар, но и услуги. Объедините новый товар и удобный сервис. Придумайте новую услугу, которая выгодно выделит вас на рынке. Идеи подскажут сами покупатели. Прислушивайтесь к ним, учитывайте их интересы и ожидания. Ваша задача – предложить оптимальное решение проблемы своего клиента.
Когда вы будете выбирать компанию для сотрудничества и товары, с которыми придется работать, задайте себе следующие вопросы:
Сколько денег потребуется, чтобы сотрудничать с этой компанией?
Есть ли спрос на ваш товар или услугу? Насколько новым для рынка является ваш товар или услуга?
Какую систему обучения предлагает компания? Отдавайте предпочтение той компании, которая предоставляет обучение и тренинги.
Какова система вознаграждений в этой компании? Узнайте все о доходах, премиях, комиссионных и обязательствах.
Какие гарантии на товар дает компания? Доступна ли политика возврата продукции? Это важно как для вас, так и для клиентов. Возможность возврата – это часть сервиса.
Каков рейтинг компании у других продавцов? Пообщайтесь на тематических форумах, постарайтесь узнать об опыте работы других предпринимателей.
Какие условия выхода из бизнеса? Причины ухода могут быть разные: вам не понравились фактические условия сотрудничества, вы захотели переключиться на другой бизнес, вы не получили достаточно прибыли и т.д. Поэтому лучше заранее уточнить все нюансы, чтобы потом обойтись без неприятных сюрпризов. Кодекс профессиональной этики АПП требует от компаний-членов ассоциации принимать назад любую неиспользованную продукцию, купленную в течение последних 12 месяцев, в случае, если продавец решил уйти из бизнеса. При этом компенсация за возврат продукции должен составлять не менее 90% от первоначальной стоимости, если никакие бонусы и комиссионные за эту продукцию выплачены не были.
Шаг 2. Определение целевой аудитории и способов продаж
Необходимо определиться с целевой аудиторией и найти клиентов. Вашей целевой аудиторией, вероятно, будут женщины в возрасте от 30 до 60 лет. Первых покупателей, скорее всего, вы найдете среди своих знакомых. Но чтобы преуспеть в этом деле, нужно непрерывно набирать и развивать клиентскую базу. Поможет интернет. Найдите группы и форумы, где сосредоточено женское население вашего города. Оставьте там объявление. Создайте свой рабочий аккаунт в социальных сетях и добавляйтесь в друзья к своим потенциальным клиентам.
Стандартная методика прямых продаж предполагает 2 основных способа привлечения клиентов. Теплый рынок составляют ваши знакомые. Холодный рынок – работники офисов, магазинов, куда вы приходите с каталогами. Но не всегда целесообразно тратиться на покупку стопки каталогов. Если ищите клиентов через интернет, достаточно будет скинуть ссылку на электронную версию каталога.
Реализация товаров предполагает поэтапное взаимодействие с клиентом. Нужно продумать стратегию и каждый этап: от знакомства до заключения сделки.
Успех прямых продаж полностью зависит от профессионализма продавца, что включает умение:
выявлять потребности клиента;
эмоционально воздействовать на людей;
находить индивидуальный подход к каждому клиенту;
работать с отказами.
Шаг 3. Выбор стратегии
Прежде всего, нужно четко обозначить свои цели. В косметическом бизнесе, основанном на прямых продажах, выделяют три ключевых цели:
1. Найти продукцию, которую можно выгодно продавать;
2. Продавать дополнительные товары тем же самым покупателям, увеличивая прибыль;
3. Собрать клиентскую базу – т.е. составить списки электронных и почтовых рассылок.
После того, как вы определились, какую продукцию будете продавать, нужно выбрать метод работы. Первый вариант – это закупить наиболее популярные товары и продавать, в первую очередь, имеющийся ассортимент. Здесь сошлись два преимущества: демонстрация продукции и возможность мгновенной покупки. Это делает сервис более удобным для покупателя. Ведь косметика – это продукция, которую лучше выбирать не по каталогам, а в действительности. Каталоги не могут передать точный оттенок, структуру, запах косметики. Так что наличие предлагаемого товара расположит к вам клиента. Кроме того, не всегда люди покупают косметику впрок – многие вспоминают, что нужно купить тушь, когда она закончилась. В таких случаях вряд ли клиент будет ждать несколько дней, пока заказ пройдет всю цепочку от вас до производителя и обратно. Поэтому возможность купить продукцию «здесь и сейчас» также повышает лояльность потребителей. Главный минус закупки товаров заключается в денежном вопросе. Для этого потребуются немалые вложения, которые могут не окупиться. Есть вероятность, что какие-то позиции продать не получится, и они будут мертвым грузом висеть среди ассортимента. Избежать этого можно, если четко понимать запросы своей аудитории.
затраты времени и почтовых расходов на доставку заказов поставщику;
оптовая закупочная цена повышается, а ваша прибыль – уменьшается.
В большинстве случаев, предприниматели в своей работе используют оба варианта: они вкладывают средства в запас самого популярного товара, а для более редких позиций используют посредничество.
Еще один важный этап – сбор данных. Не забывайте фиксировать сведения о каждом покупателе, включая информацию о том, что именно и когда он приобрел. Это поможет оценить спрос на конкретные товары и определить потребности каждого клиента, чтобы в будущем заинтересовать его новым предложением. Собирайте также имена и адреса ваших покупателей. Так вы сформируете свой список рассылок. Если вы грамотно воспользуетесь собранными данными, они станут основой вашего успеха в сфере прямых продаж.
Шаг 4. Изучение юридического вопроса
В какой бы сфере бизнеса вы ни работали, важно знать юридические нюансы вашей деятельности.
Прямые продажи в российском законодательстве рассматриваются как разносная торговля и являются видом нестационарной розничной торговли. В данное время компании прямых продаж в ходе своей деятельности опираются на:
Шаг 5. Освоение техники прямых продаж
Вопрос о том, как научиться продавать ключевой в этом деле. Поскольку умение продавать – и есть секрет его успеха. При желании овладеть техникой прямых продаж может каждый желающий. Некоторые компании предлагают своим дистрибьюторам бесплатное обучение. Но вы можете самостоятельно найти подходящие тренинги, мастер-классы или курсы, которые помогут вам освоить технику прямых продаж. В чем она заключается?
Вы должны понимать, кто ваша целевая аудитория, и уметь выявлять ее потребности. Ответьте себе на вопрос «чем ваш продукт будет полезен для вашей целевой аудитории, а конкретному человеку?». На основе этой информации вы будете строить презентацию своего товара.
Чтобы презентация продукции прошла успешно и привела к продаже, имейте в виду следующие правила:
Приветствие. Важно произвести хорошее первое впечатление, так как на это будет опираться ваше дальнейшее общение с клиентом. Ваши помощники: приятный внешний вид, дружелюбный и позитивный настрой, естественность в поведении.
Представление товара. На этом этапе вы должны максимально заинтересовать потенциального покупателя и вызвать у него доверие к вам и вашему продукту. Люди покупают не товар, а эмоции, поэтому от вашей презентации зависит 95% успеха. Вы должны знать все характеристики и свойства вашего продукта. Но при этом не стоит перегружать клиента информацией: говорите простым языком и по делу. Делайте акцент на те характеристики, которые интересны вашему клиенту. Вы должны рассказать не абстрактные преимущества вашей продукции, а конкретику, чем она может быть полезна для вашего собеседника.
Сделка. Помните, что ваше общение с клиентом НЕ заканчивается на моменте, когда он передает вам деньги. Вы должны сохранять дружелюбие и участие до конца, чтобы клиент не подумал, будто вы сразу потеряли к нему интерес. Так вы сможете сохранить клиента и сделать его постоянным.
Несколько негласных правил, которые помогут вам преуспеть в сфере прямых продаж:
Сначала продайте себя, а потом уже продукт. Вначале вы должны расположить к себе клиента, вызвать доверие, а потом предложить товар.
Клиент говорит больше. Взаимодействие с клиентом строится на диалоге между вами, а не заученной наизусть презентацией продукции. Дайте клиенту высказаться, вовлеките его в общение. Так вы узнаете его потребности и создадите комфортную обстановку, располагающую к покупке.
Все характеристики товара должны быть подкреплены выгодами, которые получит конкретный клиент.
Клиент всегда прав. Если у него есть свое мнение, не совпадающее с вашим, не стоит его переубеждать. Ваша цель – продать клиенту товар, который удовлетворит его потребности.
Клиенты бывают разные. Вы можете столкнуться с таким запросом, для которого нет стандартного решения. Не пугайтесь и не торопитесь отказываться. Постарайтесь решить проблему, чтобы не потерять клиента. В этом и есть индивидуальный подход.
Прямые продажи – это не только текущая работа с клиентом. Нужно заниматься возвратом и удержанием клиентов. Используйте для этого смс-рассылки, email-рассылки, push-уведомления и прочее.
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
- страшные истории для посиделок у костра
- Как посмотреть заблокированы аккаунта в инстаграм