Как построить бинарное дерево поиска

Структуры данных: бинарные деревья. Часть 1

Интро

Этой статьей я начинаю цикл статей об известных и не очень структурах данных а так же их применении на практике.

В своих статьях я буду приводить примеры кода сразу на двух языках: на Java и на Haskell. Благодаря этому можно будет сравнить императивный и функциональный стили программирования и увидить плюсы и минусы того и другого.

Начать я решил с бинарных деревьев поиска, так как это достаточно базовая, но в то же время интересная штука, у которой к тому же существует большое количество модификаций и вариаций, а так же применений на практике.

Зачем это нужно?

Бинарные деревья поиска обычно применяются для реализации множеств и ассоциативных массивов (например, set и map в с++ или TreeSet и TreeMap в java). Более сложные применения включают в себя ropes (про них я расскажу в одной из следующих статей), различные алгоритмы вычислительной геометрии, в основном в алгоритмах на основе «сканирующей прямой».

В этой статье деревья будут рассмотрены на примере реализации ассоциативного массива. Ассоциативный массив — обобщенный массив, в котором индексы (их обычно называют ключами) могут быть произвольными.

Ну-с, приступим

Двоичное дерево состоит из вершин и связей между ними. Конкретнее, у дерева есть выделенная вершина-корень и у каждой вершины может быть левый и правый сыновья. На словах звучит несколько сложно, но если взглянуть на картинку все становится понятным:

Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть фото Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть картинку Как построить бинарное дерево поиска. Картинка про Как построить бинарное дерево поиска. Фото Как построить бинарное дерево поиска

У этого дерева корнем будет вершина A. Видно, что у вершины D отсутствует левый сын, у вершины B — правый, а у вершин G, H, F и I — оба. Вершины без сыновей принято называть листьями.

Каждой вершине X можно сопоставить свое дерево, состоящее из вершины, ее сыновей, сыновей ее сыновей, и т.д. Такое дерево называют поддеревом с корнем X. Левым и правым поддеревьями X называют поддеревья с корнями соответственно в левом и правом сыновьях X. Заметим, что такие поддеревья могут оказаться пустыми, если у X нет соответствующего сына.

Данные в дереве хранятся в его вершинах. В программах вершины дерева обычно представляют структурой, хранящей данные и две ссылки на левого и правого сына. Отсутствующие вершины обозначают null или специальным конструктором Leaf:

Как видно из примеров, мы требуем от ключей, чтобы их можно было сравнивать между собой ( Ord a в haskell и T1 implements Comparable в java). Все это не спроста — для того, чтобы дерево было полезным данные должны храниться в нем по каким-то правилам.

Какие же это правила? Все просто: если в вершине X хранится ключ x, то в левом (правом) поддереве должны храниться только ключи меньшие (соответственно большие) чем x. Проиллюстрируем:

Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть фото Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть картинку Как построить бинарное дерево поиска. Картинка про Как построить бинарное дерево поиска. Фото Как построить бинарное дерево поиска

Что же нам дает такое упорядочевание? То, что мы легко можем отыскать требуемый ключ x в дереве! Просто сравним x со значением в корне. Если они равны, то мы нашли требуемое. Если же x меньше (больше), то он может оказаться только в левом (соответственно правом) поддереве. Пусть например мы ищем в дереве число 17:

Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть фото Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть картинку Как построить бинарное дерево поиска. Картинка про Как построить бинарное дерево поиска. Фото Как построить бинарное дерево поиска

Функция, получающая значение по ключу:

Добавление в дерево

Теперь попробуем сделать операцию добавления новой пары ключ/значение (a,b). Для этого будем спускаться по дереву как в функции get, пока не найдем вершину с таким же ключем, либо не дойдем до отсутсвующего сына. Если мы нашли вершину с таким же ключем, то просто меняем соответствующее значение. В противно случае легко понять что именно в это место следует вставить новую вершину, чтобы не нарушить порядок. Рассмотрим вставку ключа 42 в дерево на прошлом рисунке:

Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть фото Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть картинку Как построить бинарное дерево поиска. Картинка про Как построить бинарное дерево поиска. Фото Как построить бинарное дерево поиска

Лирическое отступление о плюсах и минусах функционального подхода

Если внимательно рассмотреть примеры на обоих языках, можно увидеть некоторое различие в поведении функциональной и императивной реализаций: если на java мы просто модифицируем данные и ссылки в имеющихся вершинах, то версия на haskell создает новые вершины вдоль всего пути, пройденного рекурсией. Это связано с тем, что в чисто функциональных языках нельзя делать разрушающие присваивания. Ясно, что это ухудшает производительность и увеличивает потребляемую память. С другой стороны, у такого подхода есть и положительные стороны: отсутствие побочных эффектов сильно облегчает понимание того, как функционирует программа. Более подробно об этом можно прочитать в практически любом учебнике или вводной статье про функциональное программирование.

В этой же статье я хочу обратить внимание на другое следствие функционального подхода: даже после добавления в дерево нового элемента старая версия останется доступной! За счет этого эффекта работают ropes, в том числе и в реализации на императивных языках, позволяя реализовывать строки с асимптотически более быстрыми операциями, чем при традиционном подходе. Про ropes я расскажу в одной из следующих статей.

Вернемся к нашим баранам

Теперь мы подобрались к самой сложной операции в этой статье — удалению ключа x из дерева. Для начала мы, как и раньше, найдем нашу вершину в дереве. Теперь возникает два случая. Случай 1 (удаляем число 5):

Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть фото Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть картинку Как построить бинарное дерево поиска. Картинка про Как построить бинарное дерево поиска. Фото Как построить бинарное дерево поиска

Видно, что у удаляемой вершины нет правого сына. Тогда мы можем убрать ее и вместо нее вставить левое поддерево, не нарушая упорядоченность:

Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть фото Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть картинку Как построить бинарное дерево поиска. Картинка про Как построить бинарное дерево поиска. Фото Как построить бинарное дерево поиска

Если же правый сын есть, налицо случай 2 (удаляем снова вершину 5, но из немного другого дерева):

Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть фото Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть картинку Как построить бинарное дерево поиска. Картинка про Как построить бинарное дерево поиска. Фото Как построить бинарное дерево поиска

Тут так просто не получится — у левого сына может уже быть правый сын. Поступим по-другому: найдем в правом поддереве минимум. Ясно, что его можно найти если начать в правом сыне и идти до упора влево. Т.к у найденного минимума нет левого сына, можно вырезать его по аналогии со случаем 1 и вставить его вместо удалеемой вершины. Из-за того что он был минимальным в правом поддереве, свойство упорядоченности не нарушится:

Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть фото Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть картинку Как построить бинарное дерево поиска. Картинка про Как построить бинарное дерево поиска. Фото Как построить бинарное дерево поиска

На десерт, пара функций, которые я использовал для тестирования:

Чем же все это полезно?

У читателя возможно возникает вопрос, зачем нужны такие сложности, если можно просто хранить список пар [(ключ, значение)]. Ответ прост — операции с деревом работают быстрее. При реализации списком все функции требуют O(n) действий, где n — размер структуры. (Запись O(f(n)) грубо говоря означает «пропорционально f(n)», более корректное описание и подробности можно почитать тут). Операции с деревом же работают за O(h), где h — максимальная глубина дерева (глубина — расстояние от корня до вершины). В оптимальном случае, когда глубина всех листьев одинакова, в дереве будет n=2^h вершин. Значит, сложность операций в деревьях, близких к оптимуму будет O(log(n)). К сожалению, в худшем случае дерево может выродится и сложность операций будет как у списка, например в таком дереве (получится, если вставлять числа 1..n по порядку):

Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть фото Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть картинку Как построить бинарное дерево поиска. Картинка про Как построить бинарное дерево поиска. Фото Как построить бинарное дерево поиска

К счастью, существуют способы реализовать дерево так, чтобы оптимальная глубина дерева сохранялась при любой последовательности операций. Такие деревья называют сбалансированными. К ним например относятся красно-черные деревья, AVL-деревья, splay-деревья, и т.д.

Анонс следующих серий

В следующей статье я сделаю небольшой обзор различных сбалансированных деревьев, их плюсы и минусы. В следующих статьях я расскажу о каком-нибудь (возможно нескольких) более подробно и с реализацией. После этого я расскажу о реализации ropes и других возможных расширениях и применениях сбалансированных деревьев.

Оставайтесь на связи!

Полезные ссылки

Исходники примеров целиком:

Также очень советую почитать книгу Кормен Т., Лейзерсон Ч., Ривест Р.: «Алгоритмы: построение и анализ», которая является прекрасным учебником по алгоритмам и структурам данных

Источник

Двоичное(бинарное) дерево: создание и обход

Авторизуйтесь

Двоичное(бинарное) дерево: создание и обход

В этой статье рассмотрим двоичное дерево, как оно строится и варианты обходов.

Двоичное дерево в первую очередь дерево. В программировании – структура данных, которая имеет корень и дочерние узлы, без циклических связей. Если рассмотреть отдельно любой узел с дочерними элементами, то получится тоже дерево. Узел называется внутренним, если имеет хотя бы одно поддерево. Cамые нижние элементы, которые не имеют дочерних элементов, называются листами или листовыми узлами.

Дерево обычно рисуется сверху вниз.

Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть фото Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть картинку Как построить бинарное дерево поиска. Картинка про Как построить бинарное дерево поиска. Фото Как построить бинарное дерево поиска

В узлах может храниться любая информация, от примитивных типов до объектов. В этой статье, мы рассмотрим реализацию, когда в узле также хранятся ссылки на дочерние элементы. Кроме такого подхода, возможен альтернативный подход для двоичного дерева — хранение в массиве.

Первая особенность двоичного дерева, что любой узел не может иметь более двух детей. Их называют просто — левый и правый потомок, или левое и правое поддерево.

Вторая особенность двоичного дерева, и основное правило его построения, заключается в том что левый потомок меньше текущего узла, а правый потомок больше. Отношение больше/меньше имеет смысл для сравниваемых объектов, например числа, строки, если в дереве содержатся сложные объекты, то для них берётся какая-нибудь процедура сравнения, и она будет отрабатывать при всех операциях работы с деревом.

Создание дерева, вставка

Рассмотрим существующее двоичное дерево. Корень содержит число 3, все узлы в левом поддереве меньше текущего, в правом — больше. Такие же правила действуют для любого рассматриваемого узла и его поддеревьев.

Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть фото Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть картинку Как построить бинарное дерево поиска. Картинка про Как построить бинарное дерево поиска. Фото Как построить бинарное дерево поиска

Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть фото Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть картинку Как построить бинарное дерево поиска. Картинка про Как построить бинарное дерево поиска. Фото Как построить бинарное дерево поиска

Вставим в получившееся дерево элемент 3.5.

Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть фото Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть картинку Как построить бинарное дерево поиска. Картинка про Как построить бинарное дерево поиска. Фото Как построить бинарное дерево поиска

Проходим по дереву, сравнивая на каждом из этапов вставляемое значение с элементом в узле, пока не дойдем до узла, в котором следующий узел для сравнения отсутствует, в эту позицию и вставляем новый узел.

Если дерево не существует, то есть root равен null, то элемент вставляется в корень, после этого проводится вставка по описанному выше алгоритму.

Напишем класс для создания двоичного дерева:

На скриншоте ниже то, какую информацию хранит в себе binaryTree :

Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть фото Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть картинку Как построить бинарное дерево поиска. Картинка про Как построить бинарное дерево поиска. Фото Как построить бинарное дерево поиска

Обход

Рассмотрим несколько алгоритмов обхода/поиска элементов в двоичном дереве.

Мы можем спускаться по дереву, в каждом из узлов есть выбор куда можем пойти в первую очередь и какой из элементов обработать сначала: левое поддерево, корень или право поддерево. Такие варианты обхода называются обходы в глубину (depth first).

Какие возможны варианты обхода (слово поддерево опустим):

Также используется вариант для обхода деревьев по уровням. Уровень в дереве — его удалённость от корня. Сначала обходится корень, после этого узлы первого уровня и так далее. Называется обход в ширину, по уровням, breadth first, BFS — breadth first search или level order traversal.

Выбирается один из этих вариантов, и делается обход, в каждом из узлов применяя выбранную стратегию.

Обычно для обходов в глубину применяется рекурсия. Реализуем один из вариантов, например симметричный: левое поддерево, корень, правое поддерево.

При этом мы обработаем первым самый левый узел, где левое поддерево окажется пустым, но правое может присутствовать. То есть в каждом из узлов будем спускаться ниже и ниже, пока левое поддерево не окажется пустым.

Рассмотрим inorder алгоритм обхода на примере дерева, созданного в предыдущем блоке кода.

Для корня дерева левое поддерево полностью отработало, происходит переход ко второй строке процедуры обхода — вызов обработчика значения узла. После чего вызов функции для обработчика правого поддерева.

Аналогично продолжая рассуждения, и запоминая на какой строке для определенного узла мы вошли в рекурсивный вызов, можем пройти алгоритм «руками», лучше понимая его работу.

Для обходов в ширину используется дополнительный массив.

Поиск

Операция поиска — вернуть true или false, в зависимости от того, содержится элемент в дереве или нет. Может быть реализована на основе поиска в глубину или ширину, посмотрим на реализацию на основе алгоритма обхода в глубину.

Функция сравнения или получение ключа

До этого мы рассматривали простые данные, для которых определена операция сравнения между ключами. Не всегда возможно реализовать сравнение таким простым образом.

Можно сделать функцию, которая будет получать ключ из данных, которые хранятся в узле.

Можно передать в конструктор специальную функцию сравнения. Эту функцию можно сделать как обычно делают функции сравнения в программировании, возвращать 0, если ключи равны. Значение больше нуля, если первый переданный объект больше второго, и меньше нуля если меньше. Важно не перепутать когда что возвращается и правильно передать параметры. Например, текущий узел, уже существующий в дереве, первым параметром, а тот, с которым производится текущая операция — вторым.

Для реализации такой возможности потребуется во всех местах сравнения использовать эту функцию

Заключение

Мы познакомились с концепцией двоичных деревьев и операциями для создания такого типа дерева. Эти операции интуитивно понятны, в следующей статье рассмотрим процедуру удаления и скорость работы двоичного дерева.

Источник

Создание бинарного дерева

Бинарное дерево или дерево двоичного поиска

Допустим x это узел в двоичном дереве поиска, если y является «левым поддеревом» для x, то y.key ≤ x.key. Если y является «правым поддеревом» для x, то y.key ≥ x.key.

Реализация бинарного дерева поиска

Класс, для работы с деревом, который я реализовал можно использовать следующим образом:

Этот клас мы можем использовать с числами, строками или любыми собственными типами ruby, поддерживающими сопоставление (т.е. )

Добавление узлов в бинарном дереве

Код для добавления узлов в бинарном дереве показан ниже. Этот код сначала проверяет, есть ли у нас уже корневой узел, если нет, то создаем корневой узел с новым значением. Если у нас уже есть корневой узел, сканируем узлы дерева (с помощью правила указанного выше) пока не дойдем до конечного узла. Как только мы достигли конечного узла мы обновляем его, чтобы указать на новый узел.

Ходьба по дереву

Одним из преимуществ двоичного дерева поиска в том, что очень легко получить значения, хранящиеся в нем. Этот процесс называется «ходьба по отсортированному дереву». Например, если у нас есть дерево со следующими значениями: 100, 50, 200 и 150, то отсортированное дерево даст нам значения: 50, 100, 150 и 200. Хождение по дереву можно реализовать с помощью рекурсивной функции. Однако рекурсивный метод, хотя и элегантный, но не очень эффективен, если дерево большого размера. Код, который я реализовал не использует рекурсию, но вместо этого использует массив, как стек для отслеживания узлов, которые он посещает. Это решение не такое элегантное, как рекурсия, но оно хорошо работает, даже если в дереве тысячи узлов.

Пока я реализовывал этот метод, я понял красоту и простоту одной из самых лучших возможностей ruby: блоки. Когда алгоритм находит следующий узел для обработки, он просто отдает его вызывающей программе. Это позволяет ходить по дереву и быть полностью независимым от действий, которые мы хотим выполнить на каждом узле. Например вы можете сделать для каждого узла такой код:

В этом примере блок просто «выводит» значения, но мы увидим, более сложный пример, когда рассмотрим код для отрисовки двоичного дерева.

Как рисовать Двоичное дерево

Алгоритм отрисовки двоичного дерева, в значительной степени похож, на алгоритма хождения по дереву с тем исключением, что нам нужно вычислить координаты, где каждый узел должен быть размещен и как мы пересекаем узлы. Расчет координат оказалась интересной задачей.

Для правого поддерева, делаем все тоже самое, но наоборот.

Как и метод walk, метода отрисовки по факту ничего не рисуют, а лишь указываю координаты отображения объекта. Следующий пример показывает построение дерева с координатами в консоли:

Реальный пример отрисовки Бинарного дерева на веб-странице

Имея координаты мы можем использовать любую графическую программу для отрисовки дерева. В этом веб-приложение я буду использовать HTML 5 Сanvas как поверхность для рисования, и несколько JS методов. Ниже представлен простой пример, как я генерирую JS вызовы для отрисовки дерева:

Обратите внимание, что этот код просто создает три массива (круги, линии, ярлыки) с вызовами JavaScript методов. Эти массивы позднее, вставляются в веб-страницу и рисуют дерево на стороне клиента.

Исходный код и Демонстрация

Если вы хотите увидеть демо, вы можете посетить http://binarytree.heroku.com и генерировать несколько бинарных деревьев со случайными данными или нарисовать двоичного дерево с собственным набором данных.

Все исходники, для реализации двоичного дерева, а также демо-сайт, выложены на GitHub.

Источник

Бинарные деревья поиска и рекурсия – это просто

Существует множество книг и статей по данной теме. В этой статье я попробую понятно рассказать самое основное.

Бинарное дерево — это иерархическая структура данных, в которой каждый узел имеет значение (оно же является в данном случае и ключом) и ссылки на левого и правого потомка. Узел, находящийся на самом верхнем уровне (не являющийся чьим либо потомком) называется корнем. Узлы, не имеющие потомков (оба потомка которых равны NULL) называются листьями.

Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть фото Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть картинку Как построить бинарное дерево поиска. Картинка про Как построить бинарное дерево поиска. Фото Как построить бинарное дерево поиска
Рис. 1 Бинарное дерево

Бинарное дерево поиска — это бинарное дерево, обладающее дополнительными свойствами: значение левого потомка меньше значения родителя, а значение правого потомка больше значения родителя для каждого узла дерева. То есть, данные в бинарном дереве поиска хранятся в отсортированном виде. При каждой операции вставки нового или удаления существующего узла отсортированный порядок дерева сохраняется. При поиске элемента сравнивается искомое значение с корнем. Если искомое больше корня, то поиск продолжается в правом потомке корня, если меньше, то в левом, если равно, то значение найдено и поиск прекращается.

Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть фото Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть картинку Как построить бинарное дерево поиска. Картинка про Как построить бинарное дерево поиска. Фото Как построить бинарное дерево поиска
Рис. 2 Бинарное дерево поиска
Сбалансированное бинарное дерево поиска — это бинарное дерево поиска с логарифмической высотой. Данное определение скорее идейное, чем строгое. Строгое определение оперирует разницей глубины самого глубокого и самого неглубокого листа (в AVL-деревьях) или отношением глубины самого глубокого и самого неглубокого листа (в красно-черных деревьях). В сбалансированном бинарном дереве поиска операции поиска, вставки и удаления выполняются за логарифмическое время (так как путь к любому листу от корня не более логарифма). В вырожденном случае несбалансированного бинарного дерева поиска, например, когда в пустое дерево вставлялась отсортированная последовательность, дерево превратится в линейный список, и операции поиска, вставки и удаления будут выполняться за линейное время. Поэтому балансировка дерева крайне важна. Технически балансировка осуществляется поворотами частей дерева при вставке нового элемента, если вставка данного элемента нарушила условие сбалансированности.

Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть фото Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть картинку Как построить бинарное дерево поиска. Картинка про Как построить бинарное дерево поиска. Фото Как построить бинарное дерево поиска
Рис. 3 Сбалансированное бинарное дерево поиска

Сбалансированное бинарное дерево поиска применяется, когда необходимо осуществлять быстрый поиск элементов, чередующийся со вставками новых элементов и удалениями существующих. В случае, если набор элементов, хранящийся в структуре данных фиксирован и нет новых вставок и удалений, то массив предпочтительнее. Потому что поиск можно осуществлять алгоритмом бинарного поиска за то же логарифмическое время, но отсутствуют дополнительные издержки по хранению и использованию указателей. Например, в С++ ассоциативные контейнеры set и map представляют собой сбалансированное бинарное дерево поиска.

Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть фото Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть картинку Как построить бинарное дерево поиска. Картинка про Как построить бинарное дерево поиска. Фото Как построить бинарное дерево поиска
Рис. 4 Экстремально несбалансированное бинарное дерево поиска

Теперь кратко обсудим рекурсию. Рекурсия в программировании – это вызов функцией самой себя с другими аргументами. В принципе, рекурсивная функция может вызывать сама себя и с теми же самыми аргументами, но в этом случае будет бесконечный цикл рекурсии, который закончится переполнением стека. Внутри любой рекурсивной функции должен быть базовый случай, при котором происходит выход из функции, а также вызов или вызовы самой себя с другими аргументами. Аргументы не просто должны быть другими, а должны приближать вызов функции к базовому случаю. Например, вызов внутри рекурсивной функции расчета факториала должен идти с меньшим по значению аргументом, а вызовы внутри рекурсивной функции обхода дерева должны идти с узлами, находящимися дальше от корня, ближе к листьям. Рекурсия может быть не только прямой (вызов непосредственно себя), но и косвенной. Например А вызывает Б, а Б вызывает А. С помощью рекурсии можно эмулировать итеративный цикл, а также работу структуры данных стек (LIFO).

Кратко обсудим деревья с точки зрения теории графов. Граф – это множество вершин и ребер. Ребро – это связь между двумя вершинами. Количество возможных ребер в графе квадратично зависит от количества вершин (для понимания можно представить турнирную таблицу сыгранных матчей). Дерево – это связный граф без циклов. Связность означает, что из любой вершины в любую другую существует путь по ребрам. Отсутствие циклов означает, что данный путь – единственный. Обход графа – это систематическое посещение всех его вершин по одному разу каждой. Существует два вида обхода графа: 1) поиск в глубину; 2) поиск в ширину.

Поиск в ширину (BFS) идет из начальной вершины, посещает сначала все вершины находящиеся на расстоянии одного ребра от начальной, потом посещает все вершины на расстоянии два ребра от начальной и так далее. Алгоритм поиска в ширину является по своей природе нерекурсивным (итеративным). Для его реализации применяется структура данных очередь (FIFO).

Поиск в глубину (DFS) идет из начальной вершины, посещая еще не посещенные вершины без оглядки на удаленность от начальной вершины. Алгоритм поиска в глубину по своей природе является рекурсивным. Для эмуляции рекурсии в итеративном варианте алгоритма применяется структура данных стек.

С формальной точки зрения можно сделать как рекурсивную, так и итеративную версию как поиска в ширину, так и поиска в глубину. Для обхода в ширину в обоих случаях необходима очередь. Рекурсия в рекурсивной реализации обхода в ширину всего лишь эмулирует цикл. Для обхода в глубину существует рекурсивная реализация без стека, рекурсивная реализация со стеком и итеративная реализация со стеком. Итеративная реализация обхода в глубину без стека невозможна.

Асимптотическая сложность обхода и в ширину и в глубину O(V + E), где V – количество вершин, E – количество ребер. То есть является линейной по количеству вершин и ребер. Записи O(V + E) с содержательной точки зрения эквивалентна запись O(max(V,E)), но последняя не принята. То есть, сложность будет определятся максимальным из двух значений. Несмотря на то, что количество ребер квадратично зависит от количества вершин, мы не можем записать сложность как O(E), так как если граф сильно разреженный, то это будет ошибкой.

DFS применяется в алгоритме нахождения компонентов сильной связности в ориентированном графе. BFS применяется для нахождения кратчайшего пути в графе, в алгоритмах рассылки сообщений по сети, в сборщиках мусора, в программе индексирования – пауке поискового движка. И DFS и BFS применяются в алгоритме поиска минимального покрывающего дерева, при проверке циклов в графе, для проверки двудольности.
Обходу в ширину в графе соответствует обход по уровням бинарного дерева. При данном обходе идет посещение узлов по принципу сверху вниз и слева направо. Обходу в глубину в графе соответствуют три вида обходов бинарного дерева: прямой (pre-order), симметричный (in-order) и обратный (post-order).

Прямой обход идет в следующем порядке: корень, левый потомок, правый потомок. Симметричный — левый потомок, корень, правый потомок. Обратный – левый потомок, правый потомок, корень. В коде рекурсивной функции соответствующего обхода сохраняется соответствующий порядок вызовов (порядок строк кода), где вместо корня идет вызов данной рекурсивной функции.

Если нам дано изображение дерева, и нужно найти его обходы, то может помочь следующая техника (см. рис. 5). Обводим дерево огибающей замкнутой кривой (начинаем идти слева вниз и замыкаем справа вверх). Прямому обходу будет соответствовать порядок, в котором огибающая, двигаясь от корня впервые проходит рядом с узлами слева. Для симметричного обхода порядок, в котором огибающая, двигаясь от корня впервые проходит рядом с узлами снизу. Для обратного обхода порядок, в котором огибающая, двигаясь от корня впервые проходит рядом с узлами справа. В коде рекурсивного вызова прямого обхода идет: вызов, левый, правый. Симметричного – левый, вызов, правый. Обратного – левый правый, вызов.

Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть фото Как построить бинарное дерево поиска. Смотреть картинку Как построить бинарное дерево поиска. Картинка про Как построить бинарное дерево поиска. Фото Как построить бинарное дерево поиска
Рис. 5 Вспомогательный рисунок для обходов

Для бинарных деревьев поиска симметричный обход проходит все узлы в отсортированном порядке. Если мы хотим посетить узлы в обратно отсортированном порядке, то в коде рекурсивной функции симметричного обхода следует поменять местами правого и левого потомка.

Надеюсь Вы не уснули, и статья была полезна. Скоро надеюсь последует продолжение банкета статьи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *