Как посмотреть свою историю болезни
Пошаговый алгоритм просмотра электронной медицинской карты через Госуслуги
Сведения из медицинской карты могут понадобиться по разным причинам, например, для предоставления в учебное заведение, работодателю и так далее. Раньше для этого было необходимо посетить поликлинику, выждать очередь и получить выписку. На это уходило слишком много времени. В настоящее время появилась возможность все сделать гораздо быстрее посмотрев электронную медицинскую карту на портале Госуслуги.
Что такое электронная медицинская карта
Благодаря развитию технологий на смену бумажным носителям постепенно приходят электронные версии, в том числе и медицинских карт. Для их составления и хранения в медицинских учреждениях разрабатываются автоматизированные системы сбора информации. В карте отражается история болезней, прививки, а также отражается желание пациента стать донором. При этом информация с электронной медицинской карты может передаваться по конкретному назначению. Именно такое взаимодействие происходит с сервисом государственных услуг.
Как просмотреть электронную медицинскую карту на Госуслугах
Посредством сайта государственных услуг можно не только увидеть информацию медицинской карты, но и заказать необходимую справку.
Важно! Услуга доступна для граждан, который зарегистрировались и получили подтвержденный статус учётной записи.
Для осуществления просмотра медкарты следует придерживаться следующей схемы:
Вероятные сложности с получением информации
Пользователь может столкнуться с такими проблемами при запросе информации с медицинской карты:
Плюсы доступа к электронной медицинской карте
К главным преимуществам использования сервиса государственных услуг для получения информации из медицинской карты относятся:
Есть ли возможность получить информацию с медицинской карты ребенка
Такая услуга предусмотрена в отдельных регионах. Для этого родителям требуется подтвердить родство в личном кабинете. При этом в момент каждой авторизации на контактный номер телефона родителя отправляется одноразовый пароль.
Порядок подтверждения родства зависит от года рождения ребенка. Родство детей, которым свидетельство о рождении выдавалось после первого октября 2018 года, подтверждается посредством внесения данных в личном кабинете. Далее будет осуществляться автоматическая проверка с данными соответствующих ведомств.
В тех случаях, когда свидетельство о рождении ребенка выдавалось на территории зарубежного государства или до первого октября 2018 года, подтверждение родства осуществляется лично посредством посещения ближайшего многофункционального центра. При этом понадобится подготовить следующий пакет документации:
Какая информация из медицинской карты доступна для просмотра
В настоящее время каждый пользователь сможет получить информацию из электронной медицинской карты в зависимости от конкретного региона. Например, жители города Москвы смогут просмотреть данные протоколов осмотра врачами, начиная с 2017 года. Также предоставляется такая информация, начиная с 2019 года:
Важно! При этом можно просмотреть информацию о назначаемом курсе терапии и разных рекомендациях. В ходе получения данных с электронной медицинской карты ребенка можно дополнительно получить сведения о прививках, сделанных до пятнадцати лет.
Процедура создания учётной записи на государственных услугах
Для получения сведений из электронной медицинской карты понадобится зарегистрироваться на сайте государственных услуг с дальнейшим получением статуса подтвержденной учётной записи. Для этого необходимо придерживаться следующего порядка:
Чтобы подтвердить свою запись, понадобится подтвердить личность. Данная процедура может быть осуществлена следующими способами:
Использование ресурса государственных услуг для получения сведений из электронной медицинской карты позволяет воспользоваться большим количеством преимуществ. При этом от гражданина потребуется только осуществить регистрацию на сервисе, что не составляет труда. Услуга предоставляется абсолютно бесплатно, также можно получить информацию с медицинской карты ребенка.
Заглянуть в медицинскую карту. Как получить всю информацию о своем здоровье в поликлинике?
Информация о здоровье человека является врачебной тайной и персональными данными самого человека. Однако многие не знают, что информацию о здоровье и медицинские документы, в которых эта информация закреплена, можно получить в поликлинике или стационаре больницы. Дело в том, что некоторые медицинские регистраторы на вопрос о получении документов продолжают по старинке отвечать: такие документы не выдаем!
Какими нормативными актами регулируется выдача информации и документов о здоровье?
Выдача информации о состоянии здоровья регулируется, прежде всего, Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ. Кроме того, регулирование производиться Приказом Минздрава России от 31.07.2020 № 789н «Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них»; Приказом Минздрава России от 14.09.2020 № 972н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений».
Что именно обязаны выдать медики?
Медики обязаны выдавать: информацию о состоянии здоровья; копию медицинской карты амбулаторного больного; копию медицинской карты стационарного больного; выписку из медицинского документа; результаты исследований (лабораторных, диагностических, инструментальных, гистологические стекла); справки; медицинские заключения.
К медицинским документам медики должны прикладывать цифровые изображения на цифровых носителях (магнитных лентах, CD- и DVD-дисках, магнитно-оптических дисках); аналоговые изображения (рентгенограммы, флюорограммы, фото-, киноизображения, микрофиши).
Кто может получить информацию и документы о состоянии здоровья?
Во-первых, право на получение информации и документов имеет сам пациент.
Во-вторых, такое право имеет представитель пациента — любое доверенное лицо (например, родственник или адвокат).
Отметим, что представитель пациента имеет право получить информацию и документы, в том числе после смерти пациента. Исключение составляют случаи, если пациент установил запрет в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство.
Что нужно сделать для того, чтобы получить информацию и документы?
Для получения информации и документов нужно подать медикам запрос.
В запросе должны быть указаны все данные, которые позволят идентифицировать личность пациента (дата рождения, адрес, паспортные данные). В запросе подробно указываются контактные данные (почтовый адрес, электронный адрес, телефон). Обязательно указывается наименование медицинского документа; период, за который запрашивается медицинский документ; сведения о способе получения медицинского документа. Запрос должен содержать дату и подпись пациента/его представителя.
Если запрос подает представитель, к запросу обязательно прикладывается нотариально удостоверенная доверенность. В такой доверенности должны быть прямо прописаны полномочия на подачу заявления медикам и получение от них строго определенного перечня документов. К запросу адвоката желательно приложить договор на услуги представительства.
Как можно подать запрос?
Запрос можно подать при личном обращении; по почте России; через портал Государственных услуг Российской Федерации (в электронном виде).
Как можно получить информацию и документы?
Информацию и документы можно получить при личном обращении; по почте России; через портал Государственных услуг Российской Федерации (в электронном виде).
Если документы вы планируете получать лично, при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. Представитель пациента при себе должен иметь документ, удостоверяющий личность, оригинал доверенности, оригиналы документов, подтверждающих родственные (супружеские) отношения.
Какие сроки выдачи информации и документов?
Информация о состоянии здоровья, копия медицинской карты амбулаторного больного; копия медицинской карты стационарного больного; выписка из медицинского документа; результаты исследований (лабораторных, диагностических, инструментальных) выдаются в срок не позднее 30 (тридцати) дней с даты регистрации запроса.
В случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях или условиях дневного стационара, выписка из медицинских документов, копии медицинской карты стационарного больного, результаты исследований (лабораторных, диагностических, инструментальных) выдаются в срок 1 (одни) сутки с момента обращения (но не ранее их изготовления в соответствии со сроками, установленными нормативным актом).
Медицинские заключения и справки должны быть выданы в срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней после окончания медицинского обследования пациента.
Заглянуть в карту
Имеет ли право пациент узнать о назначенных анализах и исследованиях, а также их результаты, зафиксированные в медицинской карте?
Сергей Шкитин: Конечно, имеет. Каждый гражданин имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе его развития. Его обязаны проинформировать о методах лечения, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях, а также и результатах оказания медпомощи.
И это не просто слова. Все это зафиксировано в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года), в 22-й статье.
Каким образом можно эту информацию получить: попросить, например, чтобы сделали выписку, потребовать медкарту и сфотографировать нужные страницы?
Сергей Шкитин: Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.
Для этого нужно сделать запрос. Причем направить его в медорганизацию можно и в электронной форме. Тогда отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них тоже могут предоставить в виде электронных документов.
Кто конкретно должен предоставлять информацию?
Сергей Шкитин: Лечащий врач. Он отвечает на запрос и дает исчерпывающие ответы на все интересующие пациента или его законного представителя вопросы. Это касается и диагностики заболеваний, и установленного диагноза, и проводимого лечения, и дальнейших рекомендаций.
А если устной беседы недостаточно, если, например, пациент хочет получить медицинское заключение на руки, чтобы проконсультироваться в другом медучреждении?
Сергей Шкитин: Есть приказ Минздрава России от 29 июня 2016 года № 425н, который утвердил Порядок ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента.
К кому обратиться, если доктор или сотрудник регистратуры отказывает?
Сергей Шкитин: Можно обратиться как к должностному лицу медорганизации (например, главному врачу, его заместителю), так и в страховую медицинскую организацию, выдавшую ему полис ОМС (страховому представителю). Страховой представитель поможет урегулировать этот вопрос.
Если пациенту что-то непонятно с показателями, анализами и т.д., обязан ли лечащий доктор объяснить, что и как (многие, не добившись объяснений, лезут в интернет со всеми вытекающими)?
Сергей Шкитин: Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, которые проводили его обследование и лечение. Это тоже зафиксировано в статье 22 Закона № 323-ФЗ.
Кстати, лечащий врач не только организует обследование и лечение пациента, но и предоставляет информацию о состоянии его здоровья. Он также обязан по требованию пациента или его законного представителя пригласить для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созвать консилиум. При этом рекомендации консультантов выполняются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи (ст. 70 Закона № 323-ФЗ).
В случае если лечащий врач не смог ответить на все вопросы, у больного остались сомнения в качестве полученной медицинской помощи, он вправе подать жалобу в страховую медицинскую организацию. В этом случае страховой представитель организует проведение экспертных мероприятий, о результате которых гражданину сообщат в письменном виде.
Как я могу ознакомиться со своей медицинской картой при лечении в стационаре?
РЕГЛАМЕНТ предоставления медицинской документации по запросам граждан и организаций
2. К медицинской документации относятся: медицинская карта амбулаторного больного, медицинская карта стационарного больного, медицинская карта туберкулезного больного, медицинская карта больного венерическим заболеванием, история родов, история развития новорожденного, медицинская карта прерывания беременности, индивидуальная карта беременной и роженицы. карта донора, медицинская карта студента ВУЗа, медицинская карта ребенка. история развития ребенка. медицинская карта стоматологического больного. индивидуальная карта беременной и родильницы, различного рода медицинские справки, выписки из амбулаторной карты, медицинской карты, результаты лабораторных, инструментальных и других видов исследований, направления в МСЭ и др.
3. Вся медицинская документация содержит сведения, составляющие врачебную тайну, может быть предоставлена с согласия пациента (законного представителя)
4. Каждый пациент имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе одним из элементов права пациента на информацию является его право на получение медицинской документации.
5. Пациент не обязан разъяснять цели получения медицинских документов.
6. Пациент (его законный представитель или его доверенное лицо) имеет право получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, выписки из медицинских документов, их копии, заверенные в установленном порядке, на основании письменного заявления.
7.Копии медицинских документов или выписки из них оформляются с проставлением штампа медицинской организации представителем администрации медицинской организации, заверяются личной печатью врача, выдавшего копию медицинского документа или выписку из него, и круглой печатью медицинской организации.
8. Предоставление пациенту оригиналов первичных медицинских документов ограничивается случаями, не связанными с выносом указанных документов за пределы медицинской организации. В иных случаях первичные медицинские документы (медицинская карта амбулаторного больного, рентгеновские снимки) выдаются на основании предъявления расписки пациента, в которой указываются цели получения соответствующих документов и срок, в который пациент обязуется возвратить их в медицинскую организацию
9. Взимание платы за изготовление копий медицинской документации законом не предусмотрено.
10. Письменное заявление о предоставлении медицинских документов (их копий) и выписок из них подается пациентом на имя главного врача и должно содержать:
— сведения о пациенте: фамилия, имя, отчество (при наличии), данные о месте жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность и гражданство, почтовый адрес для направления письменных ответов и уведомлений, номер контактного телефона (при наличии), электронный адрес (при наличии);
— указание на медицинские документы (их копии) и выписки или сведения, отражающие состояние здоровья пациента, запрашиваемые пациентом (его законным представителем, доверенным лицом);
— указание на способ получения пациентом (его законным представителем, доверенным лицом) запрашиваемых медицинских документов, их копий или выписок из них (при личном обращении, по почте, в форме электронного документа);
— дополнительно к письменному обращению пациента прилагается копия паспорта пациента или документа, удостоверяющего личность и гражданство.
Порядок ознакомления пациентов с медицинской документацией
Каждый имеет право на получение информации о состоянии своего здоровья. Данная норма закреплена в статье 22 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Информация о состоянии здоровья лица может предоставляться ему в следующих формах:
Порядок ознакомления пациента или его законного представителя с медицинской документацией представляет особый интерес в связи с потенциальной возможностью возникновения конфликтных ситуаций между заинтересованным лицом и медицинской организацией.
Понятие медицинской документации
Для начала, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день на законодательном уровне не закреплен термин «медицинская документация», в связи с чем могут возникать вопросы, касающиеся категорий документов, которые необходимо предоставить лечебному учреждению по требованию пациента для ознакомления.
Термин «документ» нашел отражение в ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» № 77-ФЗ от 29.12.1994 г. В указанном законе под документом понимается «любой материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, изображения, звукозаписи или иным любым способом, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, а также предназначен для ее передачи в целях общественного использования и хранения».
Медицинская документация представляет собой документы установленной формы, которые предназначены для регистрации результатов профилактических, диагностических, лечебных, реабилитационных и других медицинских мероприятий.
Медицинская документация включает в себя множество документов, таких как амбулаторная медицинская карта пациента, медицинская карта стационарного больного, история родов, история развития новорожденного и многие другие
В зависимости от вида медицинской документации, с которой хочет ознакомится пациент, будет зависеть и порядок такого ознакомления. Наиболее часто пациенты требуют ознакомиться с амбулаторной медицинской картой и медицинской картой стационарного больного.
Для начала рассмотрим особенности амбулаторной медицинской карты. Порядок ее заполнения и ведения регламентирован Приказом Минздрава России от 15.12.2014 г. № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению».
Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, является основным учетным медицинским документом лечебного учреждения, оказывающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях населению.
Амбулаторная карта заполняется на каждого обратившегося впервые пациента за медицинской помощью в амбулаторных условиях. Кроме того, карта также формируется в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписью врача.
Титульный лист карты формируется в регистратуре медицинской организации, где в обязательном порядке отражаются:
В карте указывается каждое посещение пациента, путем заполнения соответствующих разделов. Записи производятся аккуратно, разборчиво, на русском языке, все исправления осуществляются незамедлительно и удостоверяются подписью врача. Запись наименований лекарственных препаратов допускается производить на латинском языке.
Подробнее вопросы заполнения амбулаторной медицинской карты рассмотрены в нашей статье «Требования к ведению амбулаторной медицинской карты пациента (форма № 025/у)».
Следует отметить, что амбулаторные карты на лиц, обратившихся за медицинской помощью по профилю онкология, психиатрия, фтизиатрия, психиатрия-наркология, стоматология и ортодонтия, а также дерматология не ведутся, в связи с тем, что медицинская помощь по указанным профилям осуществляется в специализированных лечебных учреждениях, где на пациентов заполняются отдельные учетные формы.
Хотелось бы также отдельно отметить, что в соответствии с Письмом Департамента развития медицинской помощи и курортного дела № 734/МЗ-14 от 04.04.2005 г. «О порядке хранения амбулаторной карты» выдача на руки амбулаторной медицинской карты пациенту возможна только с разрешения главного врача соответствующего лечебного учреждения.
Отметим, что другие требования к хранению амбулаторной карты рассмотрены в нашей статье «Правила хранения амбулаторной медицинской карты пациента (форма № 025/у)».
Порядок заполнение и ведения стационарной карты больного на сегодняшний день по рекомендации Минздрава России регламентирован Приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 г. № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения» до издания нового альбома образцов учетных форм учреждения здравоохранения.
Медицинская карта стационарного больного содержит в себе следующие сведения:
В соответствии со сложившейся практикой, на титульном листе медицинской карты стационарного больного также указываются номера телефонов родственников или знакомых больного, а в графе особые отметки делаются записи о факте сообщения смерти родственникам или в ОВД, иных данных, которые врач обязан сообщать в полицию в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, в истории болезни стационарного больного должны быть отражены все проведенные осмотры, вложены установленные законом специальные вкладыши, произведенные медицинские вмешательства, лабораторные и инструментальные исследования и иные данные, касающиеся оказанной медицинской помощи пациенту.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.05.2017 г. № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» одним из критериев качества оказания медицинской помощи в стационарных условиях является правильное ведение медицинской документации, в том числе заполнение всех разделов, предусмотренных стационарной картой больного, а также наличие добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство.
В статье 2 ФЗ «Об информации и информационных технологиях» № 149-ФЗ от 27.07.2006г. сформулировано понятие электронного документа, что представляется важным, так как в настоящее время большинство информации, в том числе медицинского характера, переходит в электронный формат.
В указанном выше законе под электронным документом понимается информация в электронной форме, пригодная для восприятия человеком при помощи электронно-вычислительной техники и для передачи ее по информационно-телекоммуникационным сетям или для обработки в информационных системах.
В настоящее время действует Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52636-2006 «Электронная история болезни. Общие положения», в соответствии с которым под электронной историей болезни понимают информационную систему, предназначенную для ведения и хранения на электронных носителях, поиска и выдачи по информационным запросам персональных медицинских записей.
Персональная медицинская запись включает в себя:
Именно совокупность всех вышеуказанных данных образует под собой электронную историю болезни. Правильное ведение электронной истории болезни так же важно, как и надлежащее заполнение бумажной медицинской карты больного, в связи с тем, что она является таким же медицинским документом, содержащим в себе данные по оказываемой медицинской помощи населению.
Порядок ознакомления пациента с медицинской документацией
Порядок ознакомления пациента с медицинской документацией, подробно регламентирован Приказом Минздрава России от 29.06.2016 г. № 425н «Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента».
Основанием для ознакомления пациента или его законного представителя является поступление в медицинскую организацию соответствующего письменного запроса о предоставлении медицинской документации для ознакомления. Такой письменный запрос должен содержать в себе в обязательном порядке следующие данные:
Ознакомление с медицинской документацией осуществляется в специально предназначенном помещении медицинской организации.
Перед предоставлением пациенту медицинских документов уполномоченные сотрудники больницы должны снять с них копий в целях сохранения всех записей при возможной их утере во время пользования пациентом. Пациент или его законный представитель предупреждаются о необходимости аккуратного и бережного обращения с предоставленными медицинскими документами.
График работы помещения для ознакомления с медицинской документацией устанавливается руководителем медицинской организации с учетом графика работы медицинских сотрудников и самого лечебно-профилактического учреждения.
В помещении для ознакомления с медицинской документацией должны быть следующие документы:
В журнале предварительной записи в обязательном порядке указываются:
В журнале учета работы помещения для ознакомления с медицинской документацией указываются следующие сведения:
Необходимо отметить, что пациенты, которым медицинская помощь оказывается в стационарных условиях или в условиях дневного стационара, и передвижение которых по медицинским показаниям ограничено имеют право на ознакомление с медицинской документацией непосредственно в месте прохождения лечения. Заведующий такого структурного подразделения лечебно-профилактического учреждения обеспечивает возможность пациенту для ознакомления с медицинской документацией.
При получении медицинской помощи в амбулаторных условиях пациент вправе знакомится с записями, сделанными медицинским работником непосредственно во время приема или посещения врачом на дому.
Срок ожидания пациентом ответа от лечебного учреждения по поводу даты и времени ознакомления с медицинской документацией не может превышать 30 дней с момента получения медицинской организацией соответствующего заявления.
Хотелось бы отметить, что указанный порядок ознакомления с медицинской документацией также распространяется и на медицинские услуги, оказанные на платной основе. В соответствии с пунктом 29 Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» по требованию потребителя (пациента) или его законного представителя, исполнитель (медицинская организация) обязана предоставить в доступной для него форме информацию о состоянии его здоровья, в том числе сведения о результатах обследования и лечения, диагнозе, методах лечения, связанных рисках и прочее.
На основании пункта 30 Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 медицинская организация при оказании платных медицинских услуг обязана соблюдать требования к оформлению и ведению медицинской документации, отчетных и учетных статистических форм, порядкам и срокам ее предоставления, утвержденные действующим законодательством Российской Федерации.
Анализируя действующее законодательство, можно сказать, что порядок ознакомления пациента с медицинской документацией после принятия Приказа Минздрава России от 29.06.2016 г. № 425н стал гораздо проще и удобнее. Существующий алгоритм предоставления медицинской документации позволяет беспрепятственно и в короткие сроки получать пациенту всю информацию о состоянии своего здоровья.
Несмотря на то, что пациент вправе знакомится с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, сделать он это может только в форме, прямо предусмотренной законом, то есть непосредственно в медицинской организации.
Так, Решением Дивеевского районного суда Нижегородской области № 2-172/2019 от 06.06.2019 г. истцу, Биушкину И.М. было отказано в требовании предоставить амбулаторную карту в форме электронного документа.
Судом было установлено, что истец обратился с заявлением в электронной форме на имя главного врача с требованием получить копии амбулаторной карты в форме электронного документа. Медицинская организация, в лице главного врача, отказала Биушкину И.М. в предоставлении указанных сведений в связи с тем, что он не имеет право получать указанные документы в электронной форме, так как электронный запрос без усиленной квалифицированной электронной подписи не дает возможности идентифицировать заявителя. Истец посчитал, что данным отказом были нарушено его право на ознакомление с медицинской документацией.
Тем не менее, суд пришел к иному выводу, а именно, что действия ответчика не нарушали права истца, были направлены на сохранение в тайне сведений, составляющих врачебную тайну. Для получения доступа к медицинской документации пациент или его законный представитель обязан предъявить документ, удостоверяющий личность, а идентифицировать лицо по электронной почте не представляется возможным.
По нашему мнению, судом было вынесено верное решение в отказе удовлетворений требований заявителя, в связи с тем, что медицинская документация является охраняемой законом тайной и доступ к ней строго ограничен в соответствии с федеральным законодательством.
В качестве иного примера рассмотрим Решение Щелковского городского суда Московской области № 2-4294/2019 от 11.09.2019г. Истец, Усанова Л.К., обратилась в суд с требованием предоставить ей оригинал ее амбулаторной карты путем направления по почте, а также возместить моральный вред, причиненный в связи с непредоставлением ей надлежащим образом заверенных копий вышеуказанных медицинских документов.
При рассмотрении данного дела судом было установлено, что копии амбулаторных карт за запрашиваемый истцом период были направлены ей почтовым отправлением, которые она получила и указанный факт не отрицала. Доводы Усановой Л.К. о том, что медицинская организация должна была направить ей оригиналы медицинской документаций суд нашел несостоятельными в связи с тем, что ответчик обязан предоставить оригиналы вышеуказанных документов для ознакомления только в соответствующем помещении медицинской организации. При этом обязанность медицинского персонала ознакомить пациента с оригиналами медицинских документов по месту жительства пациента не предусмотрена. Копии были направлены истцу по почте в установленные законом сроки, следовательно действующее законодательство нарушено не было.
Стоит отметить, что есть категории граждан, которые не могут получать копии медицинской документации на руки, в связи с прямым запретом на это иными нормативно-правовыми актами. Так, например, Решением №2-1465/2015 от 15.10.2015г. Ухтинского городского суда Республики Коми, истцу Маркину А.Д. было отказано в получении копий его медицинской документации, в связи с тем, что он отбывает наказание в исправительном учреждении.
Маркин А.Д. был осужден и отбывал наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении – ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК. Согласно заявлению ответчика, истец был ознакомлен с записями в его медицинской карте, а выдача копий документов на руки осужденному запрещена. С учетом особенностей статуса лица, отбывающего наказание в местах лишения свободы, порядок предоставления документов регулируется специальными нормативными актами. В соответствии с Приложением №1 к Правилам внутреннего трудового распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом министерства Юстиции от 03.11.2005 г. в перечень предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе входят любые документы, кроме некоторых, прямо указанных законом. Принимая во внимание указанные обстоятельства суд пришел к выводу, что истцу на законных основаниях было отказано в удовлетворении его требований в выдаче копий медицинских документов.
Подобная ситуация прослеживается и в решении №2-62/15 от 03.03.2015 г. Гайворонского районного суда Белгородской области. Истец Ичев А.Е. обратился к главному врачу с заявлением об ознакомлении с медицинской документацией и предоставлении копии его медицинской карты, в чем ему было отказано.
В ответе на заявление истца ответчиком было указано, что согласно Положению об отделении, осуществляющем принудительное лечение, утвержденному приказом МЗ СССР от 21.03.1988 г. №225 медицинские документы, в том числе и их копии на руки больным, их родственника или опекунам не выдаются, за исключением справок об их пребывании в больнице. Кроме того, в соответствии с Приложением №18 к вышеуказанному приказу, документация на больных, находящихся на принудительном лечении, выделяется в особое делопроизводство и хранится в специальных условиях, делающих ее недоступно для посторонних лиц и обеспечивающих её сохранность. Право на допуск к такой документации имеют только лица, которые непосредственно заняты в лечебно-диагностическом процессе данного больного, а также представители вышестоящих органов здравоохранения, прокуратуры и судебно-следственных органов.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения СССР № 1333 от 29.12.1979 г. «О порядке сообщения сведений о психическом состоянии граждан» при выписке больного, который проходил принудительное лечение, ему или сопровождающему его лицу может быть выдана справка о сроках пребывания в больнице без указания диагноза и причин госпитализации.
Доводы истца о том, что указанный нормативный акт не был опубликован до всеобщего сведения суд также счел несостоятельным, так как Приказ издан до принятия Конституции РФ, а закрепленная в части 3 статьи 15 Конституции РФ норма о необходимости официального опубликования нормативных правовых актов, затрагивающих прав, свободы и обязанности человека и гражданина распространяются только на акты, принятые после ее вступления в силу.
На основании вышеуказанных данных суд правомерно пришел к выводу, что действия главного врача психиатрической больницы соответствовали нормативно-правовым актам, в связи с чем, оснований считать их незаконными не имелось.
Рассмотрев порядок ознакомления пациента/его законного представителя с медицинской документацией мы можем прийти к выводу, что он является логичным и понятным, не нарушает права граждан, а также дает возможность пациенту в полной мере изучить все необходимые данные о состоянии своего здоровья.