Как посмотреть под другим углом
Психологические уловки, с помощью которых можно взглянуть на реальность под другим углом
Вы часто поддаётесь психологическим уловкам? А знаете, какие они бывают? Давайте разбираться вместе.
Наша работоспособность может напрямую зависеть от аудитории, окружающей нас. Также стоить заметить, что присутствующие могут влиять и положительно, и отрицательно. Например, если рядом кто-то есть, то человек намного лучше выполнит то, что он уже умеет делать, нежели то, с чем вовсе не знаком.
Психологом Робертом Зайонцем было отмечено, что наблюдатели действуют как возбудитель, потому как предсказать их реакцию невозможно. Здесь можно привести в пример знание дела и новизну. В первом случае будет легче преодолеть психологические барьеры и страх оценки, а во втором — всё будет намного сложнее.
Проще говоря, очень хорошее самовнушение. Плацебо – это пустышка, лекарство, внутри которого нет ничего, его дают как действенное средство. Человек начинает принимать препарат, ждёт каких-то изменений… И вдруг состояние улучшается. Это и называется эффектом плацебо.
По природе каждому человеку свойственно думать о себе, насколько же он хорош, а также преумножать интерес к себе со стороны окружающих лиц. Рассмотрим на примере: вы идёте по улице и вдруг внезапно спотыкаетесь. Казалось бы, ничего необычного не произошло. Однако в ту же минуту у вас создаётся ощущение, будто над вами висит огромный прожектор, а его единственный луч сосредоточил взгляды окружающих на вашей персоне.
На деле всё намного проще. Вашу неуклюжесть заметили всего несколько человек, да и те не придали особого значения.
Достаточно большое количество людей наивно верит в то, что миром правит справедливость и в конце концов добро победит зло, а все положительные и отрицательные персонажи получат по заслугам. Вспомните, наверняка с вами возникала подобная ситуация, когда с каким-нибудь плохим человеком случалась беда, а вы думали, это ему за всё, что он сделал.
Так устроен человек, ему необходимо знать и верить в то, что справедливость восторжествует. Все называют это по-разному, а суть остаётся та же.
Мы стали настолько ленивы, что не запоминаем элементарной информации, в этом больше нет необходимости. А всё потому, что её в любой момент можно найти в интернете. Раньше на поиски требовались часы, а то и дни: надо было вставать и идти в библиотеку, выбирать книгу и уже в ней искать информацию. Сейчас же всё сведено до минимума, достаточно сделать пару кликов мышкой. Мозг не воспринимает того, что в него поступает, поскольку думает, что это необязательно, ведь всегда под рукой есть Google.
Порой, когда что-то нужно выбрать, мы оказываемся в тупиковой ситуации. И как потом выясняется, много – не всегда хорошо. Большая альтернатива скорее приводит к страданию, чем к облегчению.
Прежде всего, необходимо понять, в чём отличие каждого из выборов, в чём их плюсы и минусы. На данном этапе и начинаются мучения. В итоге может получиться так, что от выбранного варианта нет никакого удовольствия либо остановиться на чём-либо вовсе не удалось.
Когда мы думаем, что какое-либо описание личности вывели специально для нас, мы считаем, что оно абсолютно верно.
В 1948 психологом Бертрамом Форером был проведён эксперимент среди студентов. Пройдя тест, они сдали листы бумаги для обработки информации, которой вообще-то не было. Учёный создал одно описание, один текст, который так или иначе подходил всем из-за своей расплывчатости. Все студенты поочерёдно подходили к Фореру и оценивали полученную характеристику по шкале в пять баллов. В конце вывели средний результат: 4,26 балла. А значит, участники оценили полученный итог достаточно высоко.
Данную уловку относят к разряду пророчеств, которые сбываются сами по себе. По мнению некоторых социологов, это своего рода самогипноз, когда на поступки и действия человека влияют его ожидания.
Если человек думает, что симпатичен собеседнику, то весь разговор течёт совершенно иначе: другие манеры, жесты и так далее. Также можно рассмотреть на примере руководителя и подчинённого. Если первый на второго возлагает сложные, но вполне посильные задачи, то работник справляется намного лучше и быстрее. Это работает в обе стороны: если вы ожидаете провала или неудачу, то обязательно к этому и придёте.
Если в момент какого-то происшествия вокруг оказалось большое скопление людей, то помощи можно не ждать или ждать её долго, так как каждый думает, что поможет кто-то другой.
Когда очевидцев много, то ответственность автоматически распределяется между всеми, и у каждого она на самом деле ниже, чем может показаться. А когда свидетель только один, он понимает, что помочь больше некому и берёт всю ответственность на себя.
Всё очень просто: сосредотачиваясь на какой-то мелочи, мы не видим, что происходит вокруг. Из-за таких моментов есть вероятность неправильно оценить ситуацию и прийти к негативному выводу.
Например, для многих людей большое количество денег является залогом счастья. Но зачем они нужны, если нет здоровья, любимого человека или даже времени на что-то, кроме работы?
Как уже было сказано ранее, человек делает неправильные выводы, так как не знает общей картины или всех аспектов.
Во Вторую мировую войну произошёл случай, который стал ярким примером для данного эффекта. Статист Абрахам Вальд должен был рассчитать, что именно нужно укрепить в самолётах, чтобы как можно больше лётчиков возвращалось на базу. Было обнаружено, что чаще всего повреждены крылья, хвосты и прочие детали. Кто-то предложил укреплять конкретно эти части. Однако Вальд предположил, что самолёты с повреждёнными двигателями просто не долетают до базы. Он начал укреплять именно их и оказался прав.
То есть брать в расчёт данные только по выжившим людям было бы неправильно, поскольку общая картина иная.
Первое впечатление – это то, что невозможно повторить. Мнение о Вас формируется в первые минуты знакомства, и именно оно влияет на последующую оценку вас как личности и построение диалога.
Если взять опытного и довольно авторитетного оратора, он преподнесёт любую чушь настолько ярко, что слушатели аудитории будут уверены: им поведали нечто невероятно важное и ценное.
У каждого из нас есть своя точка зрения. И предпочтение мы отдаём той информации, которая подтверждает наши мысли, даже если мы не правы. Данная уловка достаточно распространена, многие попадались на неё.
Помимо, например, справедливости, люди верят в то, что некоторые вещи между собой каким-то образом связаны, хотя на самом деле ничего общего они не имеют.
Этот эффект создал такие стереотипы как, например, то, что блондинки глупые. Или что два человека могут поругаться, рассыпав соль. Все эти примеры и приметы являются иллюзорной корреляцией.
Человек придаёт слишком большое значение какому-либо яркому событию, отсюда и выстраивается неправильная связь между двумя разными вещами.
На оценку человека иногда влияет общее впечатление о нём. Например, нам встретился хороший человек, автоматически мы начинаем думать, что он хорош во всём, а ещё умён и привлекателен. И наоборот, умных людей мы считаем привлекательными и хорошими. Проецирование общего мнения на какие-то конкретные качества – это неправильно.
Вы помните эту популярную игрушку в девяностые годы? Оболочка из обычного пластика, а внутри — любимое животное. Уход осуществлялся в строго установленное время: кормление, лечение и так далее. А если про него забывали, то он умирал. Конечно, было горько. Дети привыкали и влюблялись в виртуального питомца, а вот чувства были настоящими.
На данный момент тамагочи вышел из моды, но на смену ему пришли другие гаджеты, вызывающие зависимость, хуже той, которая была раньше. Только зависимы сейчас не только дети, но и взрослые. Последствия тоже бывают разные: и положительные, и отрицательные.
Чтобы показать свой статус в социуме, человек склонен демонстративно совершать дорогостоящие покупки. Многим из вас это покажется нелогичным, однако данная уловка работает. Когда цены повышаются, спрос на товары растёт вместе с ними.
Как бы это ни звучало странно, но «идеальные» люди больше отталкивают, чем привлекают. Никогда не пытайтесь казаться тем, кем вы не являетесь. Окружающих больше притягивает естественность, даже если вы слегка неуклюжи. А если неловкие ситуации вы умеете превращать в шутки, то это большой плюс.
Данная психологическая уловка напрямую связана с нашей памятью. Учёные выяснили, что действие, которое не было завершено, мозг запомнит лучше, чем доведённое до конца.
Если человек чем-то увлечён и его прерывают, не позволив закончить дело, то появляется своего рода напряжение, оно не проходит, пока задача не будет доведена до конца.
Например, вы заняты домашними делами и вдруг вас прерывают просьбой съездить в магазин. После возвращения вы с лёгкостью вспомните, чем были заняты до отъезда, поскольку задача не была завершена. Тот же приём применяется в рекламе: незаконченность и недосказанность заставляют лучше запомнить ролик.
Люди судят окружающих по себе, приписывая другим свои качества. Например, добряки считают, что вокруг все душевные и открытые. А верящие в справедливость думают, что так же справедливы все вокруг.
Согласитесь, хорошие новости узнавать приятнее, а о плохих слышать не хочется. Но если вдруг это произошло, то мы пытаемся убежать от подробностей, не желая их знать. То есть мы фактически прячем голову в песок, не углубляясь в суть произошедшего. Однако, как известно, страусы всё же не делают так. А если взять в пример инвесторов, то они проверяют свои вклады максимально редко, когда акции на рынке падают.
Мозговой штурм: как смотреть на задачи под другим углом
Мозговой штурм с помощью транспонирования
Иногда я захожу в тупик и мне приходится искать способы думать над задачей под другим углом. Бывают задачи, которые можно отобразить в виде матрицы или таблицы. Их структура выглядит примерно так:
A | B | C | D | E | |
---|---|---|---|---|---|
1 | A1 | B1 | C1 | D1 | E1 |
2 | A2 | B2 | C2 | D2 | E2 |
3 | A3 | B3 | C3 | D3 | E3 |
4 | A4 | B4 | C4 | D4 | E4 |
5 | A5 | B5 | C5 | D5 | E5 |
Ячейки, с которыми я работаю, выстроены в столбцы и строки. Давайте возьмём пример из простой игры:
Attack | Defend | Special | |
---|---|---|---|
Fighter | sword | armor | slam |
Mage | fireball | reflect | freeze |
Thief | dagger | dodge | disarm |
Строки — это классы персонажей: воин, маг, вор.
Столбцы — это типы действий: нападение, защита, особое действие.
Матрица содержит весь код для обработки каждого из типов действий для каждого типа персонажа.
Как выглядит код? Обычно подобные структуры упорядочивают в такие модули:
Fighter | Mage | Thief | |
---|---|---|---|
Attack | sword | fireball | dagger |
Defend | armor | reflect | dodge |
Special | slam | freeze | disarm |
Давайте рассмотрим ещё один пример.
В интерпретациях языков программирования есть различные типы узлов, соответствующих примитивам: константы, операторы, циклы, ветвление, функции, типы и т.д. Нам нужно сгенерировать код для них всех.
Generate Code |
---|
Constant |
Operator |
Loop |
Branch |
Function |
Type |
Generate Code | Data flow | Constant folding | Loop fusion | … |
---|---|---|---|---|
Constant | ||||
Operator | ||||
Loop | ||||
Branch | ||||
Function | ||||
Type |
Если я хочу добавить новый проход оптимизации, то мне нужно будет добавлять новый метод к каждому классу, и весь код прохода оптимизации будет разнесён по разным модулям. Я хочу избежать такой ситуации! Поэтому в некоторых системах поверх этого добавляется ещё один слой. С помощью паттерна «посетитель» (visitor) я могу хранить весь код слияния циклов в одном модуле, а не разбивать его на множество файлов.
Если взглянуть на транспонированную матрицу, то нам откроется ещё один подход:
Constant | Operator | Loop | Branch | Function | Type |
---|---|---|---|---|---|
Generate code | |||||
Data flow | |||||
Constant folding | |||||
SSA | |||||
Loop fusion |
Теперь вместо классов с методами я могу использовать меченные объединения (tagged union) и сопоставление с образцом (pattern matching) (они поддерживаются не во всех языках программирования). Благодаря этому весь код каждого прохода оптимизации будет храниться вместе и сможет обойтись без косвенности паттерна «посетитель».
Часто бывает полезно посмотреть на задачу с точки зрения матрицы. Если применить её к объектно-ориентированной структуре, о которой думают все, то это может привести меня к чему-то другому, например, к паттерну «сущность-компонент-система», реляционным базам данным или реактивному программированию.
И это касается не только кода. Вот пример применения этой идеи к продуктам. Допустим, что существуют люди с разными интересами:
Nick | Feng | Sayid | Alice |
---|---|---|---|
cars | X | X | |
politics | X | X | |
math | X | X | |
travel | X | X |
Если бы я разрабатывал сайт социальной сети, то мог бы позволить людям следить за новостями других людей. Ник может подписаться на Алису, потому что им обоим интересны автомобили, и на Феня, потому что они оба интересуются путешествиями. Но Ник будет также получать посты Алисы о математике и посты Феня о политике. Если бы я рассматривал транспонированную матрицу, то мог бы позволить людям подписываться на темы. Ник мог бы вступить в группу любителей машин, а также в группу путешественников. Facebook и Reddit начали своё существование примерно в одно время, но они являются транспонированными матрицами друг друга. Facebook позволяет подписываться на людей; Reddit позволяет подписываться на темы.
Когда я захожу в тупик или когда хочу рассмотреть альтернативы, то смотрю на задачу и ищу в ней разные оси упорядочивания. Иногда взгляд на задачу под другим углом способен обеспечить более хорошее решение.
Мозговой штурм при помощи разложения
Я использую и другую технику, которая называется «разложение».
В алгебре операция разложения преобразует многочлен вида 5x² + 8x — 21 в (x + 3)·(5x — 7). Чтобы решить уравнение 5x² + 8x — 21 = 0, мы сначала можем разложить его в (x + 3)·(5x — 7) = 0. Затем мы можем сказать, что x + 3 = 0 или 5x — 7 = 0. Разложение превращает сложную задачу в несколько более лёгких задач.
Uncompressed | Gzip | Bzip | |
---|---|---|---|
Unencrypted | File | Gzip(File) | Bzip(File) |
Encrypted | Encrypt(File) | Encrypt(Gzip(File)) | Encrypt(Bzip(File)) |
С помощью паттерна «декоратор» (или примесей) я превратил шесть разных типов файлов в четыре компонента: plain, gzip, bzip, encrypt. Не похоже, чтобы это позволило много сэкономить, но если я добавлю больше вариаций, то экономия будет увеличиваться. Разложение превращает O(M*N) компонентов в O(M+N) компонентов.
Ещё один пример: иногда люди задают мне вопросы типа «как написать на C# линейную интерполяцию?». Я могу написать множество потенциальных туториалов:
C++ | Python | Java | C# | Javascript | Rust | Idris | … |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Interpolation | |||||||
Neighbors | |||||||
Pathfinding | |||||||
Distances | |||||||
River maps | |||||||
Isometric | |||||||
Voronoi | |||||||
Transforms | |||||||
… |
Если есть M тем и N языков, то я могу написать M*N туториалов. Однако это куча работы. Вместо этого я напишу туториал об интерполяции, кто-то другой напишет туториал про C#, а затем читатель объединит знания C# со знаниями об интерполяции, и напишет свою версию интерполяции на C#.
Как и транспонирование, разложение помогает не всегда, но если оно применимо, то может оказаться довольно полезным.
Мозговой штурм движением в обратную сторону
В предыдущих двух частях я рассказал о том, как иногда подхожу к задаче, пытаясь упорядочить её в матрицу. Иногда это не помогает и тогда я пробую посмотреть на задачу в обратном направлении. Давайте например рассмотрим процедурную генерацию карт. Часто я начинаю с функции шума, потом добавляю октавы, настраиваю параметры и добавляю слои. Я делаю так, потому что мне нужны карты, обладающие определёнными свойствами.
Вполне можно начать с экспериментов с параметрами, но пространство параметров довольно велико, и неизвестно, найду ли я параметры, наиболее соответствующие моим требованиям. Поэтому немного поэкспериментировав, я останавливаюсь и начинаю думать в обратном порядке: если я могу описать то, что мне нужно, то это может помочь в поиске параметров.
Именно такая мотивация заставила меня изучать алгебру. Если у нас есть уравнение вида 5x² + 8x — 21 = 0, то каким будет x? Когда я не знал алгебры, я бы решал это уравнение, пробуя подставлять разные значения x, сначала выбирая их случайным образом, а затем подстраивая их, когда почувствую, что подобрался к решению близко. Алгебра даёт нам инструмент, позволяющий пойти в другом направлении. Вместо угадывания ответов она даёт мне аппарат (разложение, или квадратные уравнения, или ньютоновский метод итеративного поиска корней), который я могу более осознанно использовать для поиска значений x (-3 или 7/5).
Я чувствую, что часто попадаю в такую ситуацию в программировании. При работе над генерацией процедурных карт, какое-то время поэкспериментировав с параметрами, я остановился и составил список того, что должно быть в игровых мирах одного проекта:
Ещё один пример: солверы ограничений. В таких системах пользователь описывает то, что хочет видеть на выходе, и система находит способ удовлетворения этих ограничений. Цитата из Procedural Content Generation Book, глава 8:
С помощью конструктивных методов из Главы 3, а также методов фракталов и шумов из Главы 4 мы можем создавать различные виды выходных данных, настраивая алгоритмы, пока нас не начнёт устраивать их выходные данные. Но если мы знаем, какими свойствами должен обладать генерируемый контент, то будет удобнее непосредственно указать, чего мы хотим, чтобы общий алгоритм нашёл контент, удовлетворяющий нашим критериям.
В этой книге описывается программирование наборов ответов (Answer Set Programming, ASP), при котором мы описываем структуру того, с чем работаем (тайлы являются полом и стенами, тайлы граничат друг с другом), структуру решений, которые мы ищем (подземелье — это группа соединённых тайлов с началом и концом) и свойства решений (боковые проходы должны содержать не более 5 комнат, в лабиринте должно быть 1-2 петли, нужно победить троих помощников, прежде чем добраться до босса). После этого система создаёт возможные решения и позволяет вам решать, что с ними делать.
Недавно был разработан солвер ограничений, который вызвал большой интерес благодаря своему крутому названию и любопытным демо: Wave Function Collapse (коллапс волновой функции). [Про этот солвер есть статья на Хабре.] Если передать ему изображения-примеры, чтобы сообщить, какие ограничения накладываются на соседние тайлы, то он создаст новые примеры, соответствующие заданным паттернам. Его работа описана в статье WaveFunctionCollapse is Constraint Solving in the Wild:
WFC реализует метод жадного поиска без возврата назад. В этой статье WFC исследуется как пример методов решений с учётом ограничений.
Мне уже многого удалось добиться с помощью солверов ограничений. Как и в случае с алгеброй, прежде чем я научусь использовать их эффективно, мне нужно многому научиться.
Ещё один пример: созданный мной космический корабль. Игрок может перетаскивать двигатели, куда угодно, и система будет определять, какие двигатели нужно активировать при нажатии на W, A, S, D, Q, E. Например, в этом корабле:
Если вы хотите полететь вперёд, то включаете два задних двигателя. Если хотите повернуться влево, то включаете правый задний и левый передний двигатели. Я пробовал искать решение, заставляя систему перебирать множество параметров:
Система работала, но не идеально. Позже я осознал, что это ещё один пример того, где бы могло помочь решение в обратном направлении. Оказалось, что движение космических кораблей может быть описано линейной системой ограничений. Если бы я это понял, то мог бы использовать готовую библиотеку, точно решающую ограничения, а не свой метод проб и ошибок, возвращающий аппроксимацию.
И ещё один пример: проект G9.js, в котором можно перетаскивать по экрану выходные данные некой функции, и он определяет, как изменять входные данные, чтобы соответствовать желаемым данным на выходе. Демки G9.js выглядят отлично! Обязательно раскомментируйте в демо Rings строку «uncomment the following line».
Иногда бывает полезно подумать о задаче в обратном порядке. Часто выясняется, что это даёт мне более качественные решения, чем при рассуждениях в прямом направлении.
Посмотреть на проблему иначе
Довольно часто к нам обращаются люди, которые часами готовы рассказывать о своих проблемах.Чаще всего они считают, что находятся под ударом проблемы и переживают происходящее как жертвы, а «неправильно» действует кто-то другой, или «обстоятельства так складываются».
Раскол в переживаниях между «есть» и «должно быть»
Вот некоторые примеры, основанные на запросах клиентов:
1. Хочу поехать в Италию с подругой, а муж меня не отпускает. Сам он ездит везде один и меня не спрашивает.
2. Хочу расширить бизнес, а денег не хватает. Где взять деньги для расширения бизнеса?
3. Проблема с ребенком. Ребенок меня не слушается. Ребенок должен меня слушаться. Ему всего 16 лет.
Человек пытается во всем разобраться, понять, в чем причины проблемы. Он говорит себе: «Это было причиной» или «Это повлияло. ». Конечно, понимание причин может действовать очень возбуждающе, но только из-за этого ситуация никоим образом не меняется.
Все это сопровождается переживаниями:
В этих переживаниях присутствует определенный раскол между «есть» и «должно быть».
А когда человек находится в состоянии «раскола», любая попытка изменить ситуацию, даже, если человек сам решился на это, как правило, вызывает амбивалентность, или сильное сопротивление, или страх.
В проблемные конструкции течет больше всего энергии. С точки зрения физиологии мозга доминируют синапсические связи, которые постоянно и очень быстро действуют в одном, уже накатанном направлении. Ни один человек не хочет этого. Это происходит против нашей сознательной воли. В жизни это проявляется как отстаивание своих убеждений – безопасная и привычная опора собственной идентичности.
Что в этом случае помогает? Посмотреть на ситуацию по-другому!
В приведенных примерах:
1. «Так есть»: Хочу поехать в Италию, а муж меня не отпускает. «Должно быть»: Должен спокойно отпустить меня.
2. «Так есть»: Хочу расширить бизнес, а денег не хватает. «Должно быть»: достаточно денег для расширения бизнеса.
3. «Так есть»: Проблема с ребенком. Ребенок меня не слушается. «Должно быть»: Ребенок должен меня слушаться, даже если ему уже 16 лет.
Важно дать возможность человеку увидеть, что он сам является активной частью проблемы и наконец – то должен начать себе задавать вопросы о собственном вкладе.
Как правило, помогают осознать ситуацию такие вопросы:
А также вопросы по поводу новой оценки ситуации «так должно быть»:
Часто уже само прояснение до сих пор идеализируемой ситуации «так должно быть» приводит к тому, что созданная конструкция «рассыпается».
Бывает полезно еще раз напомнить, что созданная конструкция переживается человеком как единственно возможная правда.
В действительности реальность сложна и многогранна. Так и в сложившейся ситуации многое зависит от того, как мы посмотрим на нее.
О чем в действительности сигналит та или иная проблема?
В примерах, приведенных выше, клиентка осознает, что поездка в Италию – лишь контекст, в котором проблема проявляется. О чем она сигналит? Наверное, стоит разобраться с ролью «жертвы» в отношениях с мужем.
Подобные размышления помогают клиенту, наконец-то перейти от бесконечных жалоб и рассказов о причинах своей проблемы, к осознанию и возможности четко сформулировать свой запрос.опубликовано econet.ru
Автор Нина Козлова
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ: