Как посмотреть какая электронная подпись
Как посмотреть какая электронная подпись
С появлением и внедрением ЭЦП стало возможным отправлять документы с подписью по электронной почте, подписывать что-либо самостоятельно, но без личного присутствия. Но это не значит, что проставленная подпись всегда является квалифицированной.
Зачем проверять ЭЦП
Получив заверенный ЭЦП документ, нужно проверять её на аутентичность, чтобы убедиться в отсутствии мошеннических действий или обмана. Такая проверка даёт и другие возможности на случай, если в дальнейшем возникнут спорные моменты:
Как проверяют ЭЦП на квалифицированность
Существует несколько способов проверки. Выбрать можно любой, в зависимости от того, какой удобнее и каким методом проставлена подпись.
Самостоятельная проверка
Такой вариант потребует высокой мощности компьютера и специализированных программ. Для этого нужны определённые затраты на первоначальном этапе, поэтому большинство людей отказываются от данного метода.
Использовать этот метод стоит лишь тем, кто слишком трепетно относится к вопросам безопасности, не доверяет онлайн-сервисам, старается проверять каждый сайт и документ. Но таких людей довольно мало, особенно среди бизнесменов.
Проверка через Word и PDF
Проверить ЭЦП можно прямо в документе PDF или Microsoft Word. Нужно учитывать, что таким способом выявляется только корректность подписи.
Онлайн-сервисы
Существуют программы на сайтах, с помощью которых можно проверить подпись. Например, Контур.Крипто и КриптоАРМ. В специальном разделе потребуется загрузить документ, содержащий ЭЦП, либо сертификат. После этого будет получена наиболее полная информация о владельце и квалифицированности подписи.
Что можно узнать таким способом:
Портал Госуслуги
Данный способ простой и доступный, им пользуются многие люди. Чтобы проверить ЭЦП на квалифицированность, документ загружают на сайт Госуслуг по адресу gosuslugi.ru/pgu/eds. Доступна загрузка разных видов документов или сертификата.
Но при использовании такого метода полученные данные не могут являться доказательствами, если их, например, понадобится использовать в суде. Веб-ресурс сразу об этом предупреждает, и пользователю нужно учитывать такую особенность.
На портале госуслуг также можно скачать специальную программу, с помощью которой можно будет проверять подписи, не заходя на сайт, по значению хештегов. Освоить этот способ можно за короткий срок.
Какой метод проверки выбрать?
При выборе метода стоит ориентироваться на то, каковы цели проверки. Если нужно только удостовериться в подлинности документа, заверенного подписью, подойдёт любой способ. Если есть основания обвинить в чём-то человека, проставившего свою ЭЦП, то нужно выбрать сервис, результаты проверки по которому могут быть учтены в суде.
Если по работе часто необходимо досконально удостоверяться в квалифицированности подписи, имеет смысл установить специальные программы или использовать один и тот же надёжный сервис. Возможно, стоит применить пакет платных услуг, который предлагают некоторые сайты.
Проверку ЭЦП следует проводить всегда, независимо от того, есть ли доверие к источнику. Несмотря на высокий уровень защиты, ещё остаются некоторые незаконные способы применения чужой подписи. Чтобы обезопасить себя от подобных неприятностей, нужны постоянные проверки.
Как найти на компьютере сертификат ЭЦП
Из нашей статьи вы узнаете:
Электронную цифровую подпись владелец может использовать на различных компьютерах одновременно, но для начала её необходимо предварительно перенести (скопировать).
Для этого важно сначала найти сертификат как самой ЭЦП, так и аккредитованного УЦ, который ее сгенерировал и выдал. В нем сохранены:
Где на жестком диске находится сертификат
Необходимые для копирования файлы могут находиться в следующих местах:
Еще одна копия файлов сертификата находится непосредственно в папке Windows в зашифрованном виде, поэтому получить к ней доступ или скопировать невозможно из-за отсутствия прав.
Как посмотреть сертификат
Просмотреть перечень сертификатов, скопировать их, удалить можно с использованием следующих инструментов;
При использовании браузера Internet Explorer выполните следующие действия:
После этого появится окошко, где будет перечислен весь перечень установленных на компьютере открытых сертификатов. Дополнительно будет указан список сторонних поставщиков ПО.
Преимущество использования браузера Internet Explorer — в возможности просмотра списка ключей, даже если нет прав администратора. Недостатком же будет невозможность удаления устаревших или ненужных уже сертификатов с жесткого диска компьютера.
При использовании панели управления OS Windows для просмотра открытых сертификатов, установленных на компьютере, выполните следующие действия с правами администратора:
Для просмотра перечня установленных ранее сертификатов на ПК с помощью приложения «КриптоПРО» достаточно выбрать раздел «Сертификаты». Использование данного ПО позволит при наличии прав администратора не только просматривать, но и копировать открытые сертификаты, удалять их.
В OS Windows есть стандартный менеджер Certmgr для работы с установленными ранее сертификатами. С его помощью можно увидеть информацию об открытых ключах, данные об УЦ. Для использования менеджера выполните следующие действия:
В итоге откроется окно со списком проверочных ключей. Специфика менеджера — в необходимости запуска с правами администратора. Важный минус сервиса — в некорректности отображения ЭЦП, что важно учитывать при просмотре.
В интернете можно скачать и другие программы для просмотра и работы с открытыми сертификатами операционной системы. Использовать их не рекомендовано из-за отсутствия гарантии безопасности и защиты от утечки данных на сторонние серверы. Сегодня Минкомсвязи РФ сертифицировано только приложение «КриптоПРО», и возможно использование встроенных инструментов операционной системы.
Где оформить сертификат и ЭЦП
Если для ведения электронного документооборота, работы на государственных порталах, сдачи отчетности или раскрытия информации вам необходима электронная цифровая подпись, то оформите ее в УЦ «Астрал-М». Наш удостоверяющий центр имеет аккредитацию Минкомсвязи на оформление ЭЦП и предлагает каждому клиенту:
Для приобретения электронной цифровой подписи оставьте заявку на сайте или свяжитесь с сотрудниками по телефону. После согласования тарифного плана вам будет направлен перечень необходимых документов и счет на оплату оформления ЭЦП. На выполнение всех действий уйдет 1—2 рабочих дня, но при желании возможно открытие подписи в ускоренном формате.
Как проверить электронную подпись
Из нашей статьи вы узнаете:
Документ, подписанный электронной подписью, обладает юридической силой только в том случае, если он подписан действительной ЭЦП. Самостоятельная проверка электронной подписи помогает убедиться в правильности подписи и защите документа от внесения изменений посторонним лицом. Вопрос проверки действительности электронной подписи актуален в следующих случаях:
Сам процесс проверяет выполнение одновременно трех условий:
Как выполнить проверку
Сегодня функция проверки электронной подписи в документе может быть реализована следующими способами:
Контроль достоверности плагинами
Для контроля достоверности ЭЦП компания КриптоПро предлагает два плагина. Один бесплатный и служит для проверки PDF-файлов, а второй платный и предназначен для контроля юридической правомочности документов в форматах офисного ПО Word, Excel. Проверка в последнем случае требует дополнительного наличия программы КриптоПро CSP. После открытия документа необходимо выполнить следующие действия:
Если проверка будет пройдена успешно, то появится сообщение с указанием данных о сертификате и его владельце. Иначе появится информация о недействительности ЭЦП.
Для контроля достоверности подписи в PDF-файле также необходим криптопровайдер КриптоПРО CSP. Для выполнения операции выполните следующие действия:
Если проверка пройдет успешно, то появится окно с указанием владельца сертификата.
Применение онлайн-сервисов для проверки ЭЦП
Сегодня существует несколько онлайн-сервисов, чтобы проверять цифровые подписи и сертификаты любого типа вне пределов систем электронного документооборота. Примером станет бесплатный сервис КриптоПро DSS.
Для выполнения операции выполните следующие действия:
Результат появится на отдельной странице, и будет выглядеть вот так:
Скачать результаты проверки нельзя, но можно сохранить web-страницу, либо распечатать.
Использование портала Госуслуги
На универсальном портале Госуслуги есть раздел для проверки действительности цифровой подписи. Для этого достаточно загрузить нужный файл в систему, ввести защитную капчу и нажать «Проверить». Если ЭЦП расположена в отдельном файле, то дополнительно нужно на портал загрузить и ее.
Результат проверки подписи будет представлен на отдельной странице — показан статус сертификата подписи, кто владелец подписи и в каком удостоверяющем центре она была выдана, а также её срок действия.
Причины возникновения ошибок
При контроле достоверности могут возникнуть ошибки в ЭЦП. Чаще всего они связаны со следующими причинами:
Проверить работоспособность ЭЦП можно с КриптоПРО CSP. Для этого зайдите в приложение и выполните следующие действия:
После завершения процедуры появится отчет с указанием типов ошибок. Их можно скопировать и отправить в службу технической поддержки удостоверяющего центра.
Если у вас еще нет электронной подписи, Удостоверяющий Центр «Астрал-М» предлагает широкий выбор тарифных планов ЭЦП. У нас можно купить электронную подпись для решения любых рабочих задач, наши специалисты помогут вам выбрать подпись, отвечающую вашим потребностям. Чтобы её приобрести, заполните форму обратной связи.
Проверьте, какие электронные подписи выданы на ваше имя
На Госуслугах появился раздел, в котором каждый пользователь портала может отследить электронные подписи, оформленные на его имя.
Электронные подписи (ЭП или ЭЦП) с вашим именем, а точнее их сертификаты, теперь отображаются в личном кабинете на Госуслугах. Портал показывает информацию о действующих и недействующих сертификатах ЭП: серийный номер, срок действия и удостоверяющий центр, выдавший сертификат.
Также Госуслуги присылают оповещения о действиях с сертификатом ЭП на ваше имя, если сертификат выпущен, использовался для входа на портал или у него скоро закончится срок действия. Оповещения приходят в виде смс или писем на электронную почту — по телефону или e-mail, которые указаны в вашем профиле на портале.
Зачем нужна проверка электронной подписи на сайте Госуслуг
На Госуслугах вы увидите, если кто-то выпустит сертификат на ваше имя. Этот сертификат вы сможете отозвать, тогда им не смогут воспользоваться посторонние. Подробнее о том, как защищаться от махинаций с электронной подписью, мы рассказывали в статье.
«Сфера электронной подписи становится еще более надежной и безопасной. Теперь возможность бороться с мошенниками есть не только у удостоверяющих центров и регулятора, но и у каждого человека. Получив уведомление от Госуслуг о незнакомом сертификате, пользователь может отозвать сертификат и помешать мошеннику еще до того, как произойдут махинации»,— отмечает руководитель Удостоверяющего центра Контура Сергей Казаков.
Инструкция по проверке ЭЦП на Госуслугах
Проверить сертификаты ЭП можно, если у вас есть подтвержденная учетная запись на портале. Зайдите в личный кабинет на gosuslugi.ru, нажмите на свое имя — откроется меню учетной записи, выберите в нем строку «Настройки и безопасность». На открывшейся странице выберите раздел «Электронная подпись». В нем отобразятся все сертификаты на ваше имя. Раздел можно найти только на портале, в мобильном приложении Госуслуг он недоступен.
Если в разделе отображаются сертификаты, которые вы не получали, то это повод забеспокоиться. Сперва уточните у руководителя, бухгалтера или сотрудника, ответственного за обращение с электронными подписями, не оформляла ли ваша организация эту электронную подпись на вас. Если нет, то, возможно, кто-то незаконно получил сертификат на ваше имя. В этом случае сертификат электронной подписи нужно отозвать — подпись перестанет действовать, и никто не сможет ей воспользоваться.
Чтобы отозвать сертификат, обратитесь в УЦ, который его выпустил. Скорее всего, вам понадобится прийти в офис УЦ с паспортом и написать заявление на отзыв. В течение 12 часов сертификат отзовут — проверить это можно на сайте удостоверяющего центра, там ежедневно публикуется перечень отозванных сертификатов.
Редко в сервисе проверки могут возникать ошибки, например, не отобразится сертификат, который у вас есть. Сообщите об этом в техподдержку портала, она поможет устранить недочеты.
Если у вас еще нет электронной подписи, вы можете ее оформить у нас. Получите подпись для ведения бизнеса, участия в торгах, сдачи отчетности или подписания договоров в электронном виде.
Как проверить, не использовали ли мошенники мою электронную подпись?
Что случилось?
С 1 июля 2021 года в налоговых органах юрлицам, ИП и нотариусам можно бесплатно получить квалифицированную электронную подпись (ЭЦП).
Обычные пользователи тоже могут оформить ЭЦП, но пока ещё платно.
Что такое ЭЦП?
Электронно-цифровая подпись — это, согласно закону, информация в электронной форме, которая присоединена к другой, подписываемой, информации в электронной форме. Простыми словами, это аналог собственноручной подписи для удостоверения электронных документов. Применяется для определения лица, подписывающего документ.
Где применяется ЭЦП? Для чего она нужна?
С ЭЦП можно совершать действия на сайтах Госуслуг, Росреестра, ИФНС: дарить недвижимость, подавать налоговые декларации, заявление для восстановления паспорта и т.д.
ЭЦП призвана облегчить жизнь всем пользователям в целом и предпринимателям в частности. Так, она помогает экономить на документообороте, не посещать инстанции, получать государственные услуги дистанционно, обмениваться документами онлайн.
ЭЦП надёжна?
В том, для чего она предназначена, — да. Это защита авторства, целостность и неотказуемость (заверения действия, факт выполнения которого потом нельзя отрицать).
Однако для ЭЦП существуют другие риски, как-то:
– получение доступа к компьютеру владельца ЭЦП (чаще всего удалённо с помощью установки ПО);
– получение ЭЦП человеком, не имеющим на это права (попадание документов владельца ЭЦП к мошенникам, по которым они могут получить дубликат ЭЦП);
– человеческий фактор работников удостоверяющего центра.
Как обезопасить себя при использовании ЭЦП?
Для этого нужно делать следующее:
– тщательно выбирать удостоверяющий центр для получения ЭЦП;
– никому не передавать свою ЭЦП;
– обязательно заменить заводской пароль ЭЦП на надёжный;
– не оставлять компьютер разблокированным;
– защитить компьютер от взлома;
– не открывать подозрительные электронные письма;
– если ЭЦП утеряна, то её следует незамедлительно отозвать; кроме того, обязательно сообщите об этом контрагентам, чтобы они знали, что вашей утерянной подписью могут воспользоваться злоумышленники;
– никому не передавать копии паспорта, СНИЛС, не оставлять их на сайтах, не пересылать.
Почему в списке рисков находится утечка копий документов?
Используя копии ваших документов, мошенники могут сделать ЭЦП от вашего имени и дальнейшем — зарегистрировать юрлицо, получить кредит и т.д.
Такие случаи уже бывали?
Если раньше мошенники, как правило, использовали данные лиц без определенного места жительства, то теперь — купленные в разных организациях копии паспортов обычных граждан. Для получения ЭЦП они просто отправляют по электронной почте в удостоверяющие центры копии паспортов граждан.
Как проверить, не оформили ли на меня кредитов?
▪️ В «Личном кабинете налогоплательщика» можно узнать информацию о ваших счетах, зарегистрированы ли на вас фирмы и являетесь ли вы директором в них.
Если на ваше имя незаконно зарегистрирована фирма, нужно обратиться в ИФНС по месту учета юрлица с заявлением в произвольной форме, указав реквизиты фирмы.
▪️ В личном кабинете Госуслуг есть возможность узнать какие ЭЦП и в каких удостоверяющих центрах были выданы.
Если обнаружили незаконно выпущенную ЭЦП, обратитесь в удостоверяющий центр с заявлением об отзыве и с запросом копий документов, на основании которых была оформлена ЭЦП.
▪️ На сайте Госуслуг есть возможность проверить вашу кредитную историю, с помощью которой можно обнаружить незаконно оформленные кредиты.