Как после мартовских метелей твардовский
«Как после мартовских метелей…» А. Твардовский
Как после мартовских метелей,
Свежи, прозрачны и легки,
В апреле –
Вдруг порозовели
По вербному березняки.
Весенним заморозком чутким
Подсушен и взбодрен лесок.
Еще одни, другие сутки,
И под корой проснется сок.
И зимний пень березовый
Зальется пеной розовой.
Дата создания: 1966 г.
Анализ стихотворения Твардовского «Как после мартовских метелей…»
Выразительные и лиричные пейзажные описания – характерная черта поздних творений Твардовского. Воспоминания о детстве героя «Мне сладок был тот шум сонливый…» воскрешают в памяти знакомые акустические образы: колосья ржи или верхушки сосен, колышущиеся на ветру. Разрозненные звуки слагаются в грустную мелодию жизни – иногда обманчивую, излишне оптимистичную, но всегда прекрасную.
Сюжетной основой стихотворения 1966 г. послужило известное природное явление – активное сокодвижение у деревьев, пик которого приходится на апрель. Фенологический контекст позволяет читателю довольно точно определить художественное время, а упоминание конкретных ориентиров, выраженных лексемами «мартовские», «апрель», подтверждает первоначальные впечатления.
Центральное место в художественной системе текста принадлежит образу березняка. Пережив метели и заморозки, светлый лесок включается в процесс весеннего обновления. Для описания березовой рощи автор привлекает три сказуемых, выраженных краткими прилагательными. В следующем предложении сходные функции возлагаются на пару однородных причастий, которые также даны в краткой форме. Комплекс характеристик позволяет создать жизнерадостную и динамичную пейзажную картину: тишину свежего прозрачного березняка вот-вот нарушат разнообразные звуки, издаваемые деловитыми обитателями леса, которых захватит круг весенних забот.
В последнем четверостишии поэт-наблюдатель дает прогноз. В ближайшие пару дней начнется березовый плач. Олицетворяя ежегодное явление, автор привлекает для его описания глагол «проснуться», в обычном словоупотреблении относящийся к действиям живых существ.
Заслуживают отдельного упоминания средства цветописи, привлекаемые в пейзажной зарисовке. Под нежными солнечными лучами стволы берез кажутся нежно-розовыми. Для уточнения оттенка используется окказионализм «по-вербному», представляющий собой наречие образа действия. Богатая семантика лексемы призвана расширить колористическую гамму посредством новых связей: она восходит к символике весны, времени духовного и физического возрождения и надежд. С перечисленным комплексом значений перекликается финальный образ стихотворения – пень, который покрывается свежей розоватой влагой. Лексемы «залиться» и «пена» подчеркивают интенсивность наступающих перемен, демонстрирующих мощь вечного круговорота природы.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Приложения
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
КАК ПОСЛЕ МАРТОВСКИХ МЕТЕЛЕЙ
А. Т. ТВАРДОВСКИЙ *КАК ПОСЛЕ МАРТОВСКИХ МЕТЕЛЕЙ*
КАК ПОСЛЕ МАРТОВСКИХ МЕТЕЛЕЙ
Как после мартовских метелей
Свежи, прозрачны и легки,
Весенним заморозком чутким
Подсушен и взбодрен лесок.
Еще одни, лругие сутки,
И под корой проснется сок.
И зимний пень березовый
Зальется пеной розовой.
Весенний, утренний, тоненький
Ледок затянуло сеткой,
Но каплет с каждой соломинки,
Но свету – что летним днем.
И, как говорится, курица
Уже напилась под окном.
Набравшись силы в ночи,
Чуть солнце – уже скорлупку
Весна сугробы подвинула,
Плотнее к земле примяв.
И зелень коры осиновой –
Предвестье зелени трав.
Апрельским ветром подунуло,
И дело свое задумала
Река, упершись в берега.
Ей грезится даль раздольная,