Как послать лошадь в рысь
Как перевести лошадь с шага на рысь
На рысь лошадь переводят с шага. При движении рысью лошадь поочередно как бы перепрыгивает с одной диагональной пары ног на другую, и всадника при этом сильно трясет. Сила толчков зависит и от индивидуальных особенностей лошади и от скорости движения. Полностью избавиться от этой тряски невозможно, но можно облегчить свою участь ровно наполовину. Лошадь бежит ритмично. Толчки следуют один за другим в определенном ритме, и задачей всадника является не только усидеть в седле, но и продолжать управлять лошадью, используя все доступные ему средства (повод, шенкель и уклоны корпуса). Для всадника рысь подразделяется на учебную и строевую (облегченную). Первая – учебная – является наиболее сложной для освоения, но очень полезной для отработки посадки всадника, развития у него как чувства равновесия, так и шлюсса – тех самых мышц внутренней поверхности бедра.
Итак, перед тем как перевести лошадь с шага на рысь, нужно набрать повод, сжать шенкелями бока лошади и чуть наклонить корпус вперед. Затем по команде тренера усилить воздействие шенкелей и отдать повод. Как только лошадь перейдет на рысь, вас сразу начнет сильно подбрасывать в седле, и усидеть на лошади при таких мощных толчках поначалу покажется невозможным. Сейчас нужно приложить максимум усилий, чтобы сохранить правильную посадку и постараться не дергать за повод. И не забывать контролировать движение лошади – почувствовав растерянность всадника, она обязательно попытается перейти на шаг.
Поэтому важно посылать лошадь шенкелями вперед и соблюдать дистанцию! А чтобы научить всадника крепко держаться в седле, тренер обязательно крикнет «Бросить стремя!», и вот тут-то и начнется настоящий кошмар для начинающих – езда учебной рысью без стремян. Неразвитый еще шлюсс слабо помогает сохранять равновесие, но надо стараться как можно плотнее прижимать колени к седлу и постоянно помнить про правильное положение носка и пятки – это важно даже при езде без стремян.
Чтобы привычка держаться коленями выработалась как можно скорее, можно использовать такой прием – представить, что между каждым вашим коленом и седлом находится по пачке денег. Вам же не захочется их уронить, правда? Но не перестарайтесь – если вы сильно прижимаете колени к седлу, то как бы сами выталкиваете себя из него, в результате чего смягчения толчков лошади не происходит, и вы рискуете просто вывалиться из седла. Не менее важно научиться держаться на лошади, бегущей рысью, еще и за счет сохранения равновесия.
Очень большое значение при обучении верховой езде имеет способность всадника расслабить поясницу и умение «работать» ею в такт с движениями лошади, сдерживать «мягкой» поясницей выбивающие из седла толчки. Приходит это умение только с постоянной практикой, поэтому каждый начинающий всадник должен как можно больше ездить учебной рысью без стремян. Но не все так страшно. Следующий вид рыси – строевая (или облегченная) – является для начинающих настоящим спасением. Если езда учебной рысью (со стременами или без них) – это тряска без пропусков, то на строевой (или облегченной) рыси всадник привстает над седлом, упираясь внутренней частью бедер в седло и ступнями в стремена. Таким образом он пропускает один толчок снизу, да еще и появляется спасительная опора – стремена. Но даже при облегченной рыси основной упор нужно делать на колени, а еще лучше – научиться «облегчаться», т. е. ездить облегченной рысью без стремян, только за счет силы ног и импульса выталкивания.
При езде облегченной рысью нужно усилить упор на колени, чуть подать корпус вперед и плавно приподняться над седлом, используя предыдущий толчок как импульс для вставания, и так же плавно опуститься в седло. Во время езды в манеже принято привставать над седлом, т. е. «облегчаться» под внутреннюю переднюю (левую или правую) ногу лошади.
Это значит, что привставать над седлом нужно тогда, когда лошадь поднимает внутреннюю переднюю ногу, а опускаться в седло – когда лошадь ставит внутреннюю ногу на землю.
При езде рысью нужно стараться не заваливаться корпусом вперед и не отводить колени от седла, а шенкеля – от боков лошади, делая на стремя только легкий упор ноги, «чувствуя» его. Ну и, конечно, помним главное правило – пятка вниз, носок вверх. Только доведя все действия до автоматизма, принимая это положение бессознательно, на уровне рефлекса, можно добиться успехов в верховой езде.
На рыси очень важно работать поводом мягко, без рывков. Необходимо также стараться правильно переводить лошадь с сокращенной рыси на среднюю, прибавленную, и наоборот. На сокращенной рыси лошадь идет с высоко поставленной головой, и всадник ощущает через повод легкий упор железа во рту лошади. На прибавленной рыси усиливают воздействие шенкелей и высылают лошадь «на повод» – ее голова больше вытягивается вперед. Если во время движения строевой рысью происходит перемена направления, то всадник перестает привставать над седлом и движется дальше учебной рысью.
К основным ошибкам начинающих всадников при езде строевой (облегченной) рысью можно отнести, например, слишком активные попытки поднимать и опускать все тело. В этом случае руки и плечи всадника находятся постоянно в движении вверх и вниз. Рот и губы лошади в это время испытывают неприятные и даже болезненные ощущения, страдают от излишних движений рук. Другая частая ошибка всадника на строевой рыси – это чрезмерное вытягивание плеч вперед. Теряя равновесие, всадник пытается удержаться в седле и упирается руками в шею лошади. В результате теряется контакт рук всадника через повод со ртом лошади. Во время езды строевой рысью плечи всадника всегда должны сохранять вертикальное положение, словно лошадь под ним стоит неподвижно; двигаются только бедра. Если плечи останутся на одной линии с пятками, всадник не потеряет равновесия во время движения лошади рысью.
Как заставить лошадь идти рысью
В том, что лошадь не поднимается в рысь, не обязательно виноваты вы. На хорошо выезженной лошади достаточно легкого нажатия шенкеля и она выдвигается хоть в рысь, хоть в галоп. Но на таких лошадей начинающих обычно не сажают, а учебные лошади вообще могут новичка просто игнорировать. При том, что у более «продвинутых» всадников она все делала. Ничего, со временем вы поймете друг друга.
Как поднять лошадь в рысь
Непосредственно по подъему в рысь:
Если техника не помогла
Если все вышеописанное не помогает, понадобится хлыст. Иногда достаточно лишь показать его лошади, чтобы она все поняла. Но может статься, что придется и наказать. Хотя если вы занимались всего два раза, то наказывать не стоит, не справитесь скорее всего.
Если и это не помогает, то можно попробовать сменить лошадь. А вообще, запаситесь терпением, т.к. процесс обучения верховой езде долгий и достаточно тяжелый физически (для неподготовленного человека), и не отчаивайтесь, если что-то не получается — возможно нужно просто подождать и все встанет на свои места.
История обучения
Раньше в советское время начинали учить с учебной, просто потому, что стремена выдавались на второй год. И сначала чайник учился не падать на учебной рыси, а потом уже, подкачав мышцы — ездить строевой, таже без стремян, а потом выдавались стремена.
Сейчас учат наоборот. Проверяли на практике — если учить сразу учебной, потом ученики долго не могут поймать ритм на строевой. Поэтому сейчас все учат сначала строевой рыси, а потом учебной. К тому же правильно работать поясницей всадники начинают ооочень и очень не сразу.
Loshadenok
как правильно посылать лошадь?
Модераторы: karla, Sinica
как правильно посылать лошадь?
Сообщение » Пт авг 10, 2007 17:58
Всем заранее спасибо!
Сообщение » Пт авг 10, 2007 18:52
Сообщение » Пт авг 10, 2007 21:47
Сообщение » Пт авг 10, 2007 22:01
Сообщение » Пт авг 10, 2007 22:03
Но вобще, все такого рода темы обсуждаются в теме «Дневник двух тренеров» в разделе «Дневники».
Удачи Вам. Все придет со временем.
Сообщение » Пт авг 10, 2007 22:09
Re: как правильно посылать лошадь?
Сообщение » Пт авг 10, 2007 22:54
Проблемы- для решения.Свобода- для подтверждения.И покуда мы верим в свою мечту,- Ничто Не Случайно!
Сообщение » Пт авг 10, 2007 23:11
Сообщение » Сб авг 11, 2007 01:44
Народ, Вы все правильно пишете, но человеку, который занимался всего два раза думать о галопе просто рано и большую часть ваших объяснений он не поймет. Галопом стоит начинать ездить, когда на шаг и рысь уже хорошо освоены, по крайней мере вопрос «Как поднять лошадь в рысь?» не возникает
Анюта, дело не в тренере, а в количестве и уровне остальной группы. Если не можете позволить себе индивидуальные занятия, старайтесь приходить либо до обеда, либо до 6 вечера, когда народу по-меньше, тогда тренер сможет уделить Вам повышенное внимание. И не рассчитывайте узнать все на свете за одно занятие, это просто невозможно.
Сообщение » Сб авг 11, 2007 02:29
вопрос: как правильно посылать лошадь?
Сообщение » Пн авг 13, 2007 10:28
ППКС (Ирина опередила:))
Только хотела написать ответ «какой галоп на втором занятии!? 😯 » и советчикам «какие отзывы поводом и движения тазом на втором занятии. 😯 «
Анюта, не стоит пытаться быстро все освоить! Не надо форсировать события. Научитесь сначала сидеть и управлять лошадью на шагу и на рыси!
Сообщение » Пн авг 13, 2007 20:30
Всем спасибо за советы!
Сообщение » Пн авг 13, 2007 20:37
Сообщение » Пн авг 13, 2007 20:45
Сообщение » Пн авг 13, 2007 21:05
Сообщение » Пн авг 13, 2007 22:09
Сообщение » Вт авг 14, 2007 00:02
Сообщение » Вт авг 14, 2007 10:53
Анюте могу посоветовать только одно пока- позаниматься с другим тренером! Анют, возьмите индивидуальное ( насколько я помню- это просто с абонемента спишется 2ездовых занятия)- полезнее будет. Вам все объяснят.
Сообщение » Вт авг 14, 2007 11:33
Что-то новенькое, чтобы у нас тренера запускали всех галопом, на вопросы не отвечали, возражений не принимали, от контактов всячески уклонялись.
Не поняла, почему у вас нет выбора, ехать или не ехать? Заставляют силой ? Даже не на индивидуальном занятии, чего проще подъехать к тренеру и сказать: «А знаете, я галопом никогда не ездила, и поднимать не умею, и как сидеть, не в курсе. Объясните, пожалуйста?». Что-то мне кажется, что никто из тренеров не откажет.
Ну а если откажет, имя тренера в студию, пожалуйста!
Сообщение » Вт авг 14, 2007 11:35
Сообщение » Вт авг 14, 2007 12:00
Ага, sorry, пропустила. И таки что, Соня отказалась объяснять про подъем в галоп? Или вы просто постеснялись спросить?
Читать можно много, но это как раз тот случай, когда лучше 1-2 раза живьем на практике, чем сто раз в книжке прочитать. Хотя вот того же Мюзеллера «Учебник верховой езды» рекомендую, но только вкупе с практическим освоением всего написанного. Прям вот пошагово: прочитал накануне, пришел на занятие и пробуй, пробуй. Иначе мертвая теория получается.
Сообщение » Вт авг 14, 2007 12:43
Сообщение » Вт авг 14, 2007 13:10
Анюта, меняйте тренера! Ирина, Сергей А, Лена.
Сообщение » Вт авг 14, 2007 13:29
Сообщение » Вт авг 14, 2007 13:44
Офф топ. Извините, но не могу не сказать Liolyk:
Как послать лошадь в рысь
Правильность и точность переходов лошади из одного аллюра в другой, а также сохранение при этом правильной посадки всадником без видимых с его стороны усилий свидетельствуют как о точности управления всадника, так и о тонкости выездки и повиновения лошади. Создается впечталение, что лошадь сама угадывает мысли человека, выполняя то или другое упражнение.
Остановка
Большое значение имеет обучение лошади умению останавливаться. К остановкам лошадь приучают в процессе всей выездки. Правильная остановка может быть достигнута только после выработки у лошади сбора, повиновения шенкелям и способности выдерживать полуодержки на всех аллюрах. Обучение остановкам начинается с шага, затем с рыси и, наконец, с галопа.
На остановке могут быть следующие ошибки: а) лошадь остановилась растянувшись; б) лошадь отставила одну из ног; в) лошадь сопротивляется ртом; г) лошадь задрала или опустила голову; д) лошадь осадила при останавливании; е) лошадь остановилась не по линии движения (не сохранила прямолинейности); ж) лошадь уперлась в повод; з) лошадь неспокойно стоит (переступает ногами).
Если при остановке лошадь не приняла сразу же правильной позы стойки и одна из ее ног отставлена, необходимо немедленно заставить ее стать ровно на все четыре ноги. Это вырабатывает у лошади рефлекс правильной стойки. Правильная стойка дисциплинирует лошадь и придает всей выездке как бы законченный характер.
С рыси в шаг собранный
Всадник усиливает шенкеля, отклоняет корпус слегка назад, садясь глубже в седло, и выдерживает поводья. После перехода не сразу отдает поводья, а фиксирует ими собранное положение лошади, шенкелями же «оживляет» лошадь, не дав ей перейти в вялый ход или растянуться.
Из ошибок наиболее часто встречаются: а) лошадь резко задержана и «посажена» на зад; б) не будучи поддержана шенкелями, легла в повод; в) вместо шага пошла тротом.
С галопа в шаг собранный
В шаг лошадь переходит обычно после третьего такта галопа, но задержана для этого перехода она должна быть на втором такте, то есть в тот момент, когда для дальнейшего движения галопом она нуждается в посыле шенкелями.
Обычно при переходе в шаг с галопа лошадь склонна сделать 2-3 промежуточных такта рысью. Это бывает особенно заметно тогда, когда переход совершается на первом такте галопа.
Для перехода в шаг с галопа всадник глубже садится в седло, выравнивает поводья и мягко удерживает ими лошадь с одновременным уклоном корпуса назад.
При выездке лошади рекомендуется чаще делать переходы, причем чтобы научиться точно чувствовать момент перехода, полезно переводить лошадь с галопа на шаг после определенного количества махов галопа (допустим, после восьми). При этом также полезно вести в уме счет как шагов, так и махов галопа.
С пиаффе на шаг
Вначале следует разделять этот переход на две части: остановка после определенного количества тактов пиаффе и выход с места шагом.
Движение шагом после исполнения пиаффе должно быть строго управляемым, то есть всадник должен ощущать не только выход на шаг, но и начинать его по своему усмотрению с правой или с левой ноги.
Вполне понятно, что при выходе с пиаффе даже на собранный шаг сбор лошади уменьшается.
С собранного шага в шаг прибавленный
В начале обучения переход этот не должен быть резким, чтобы лошадь не теряла поддержку поводом. При переходе всадник следит за тем, чтобы на прибавленном шагу лошадь шла удлиненными производительными шагами, не учащая темпа. Отдав повод до легкой поддержки и дав лошади вытянуть шею и голову, всадник высылает лошадь шенкелями на более удлиненные движения, способствуя выносу передней ноги усилением противоположного шенкеля. Одним из условий прибавленного шага является вынос вперед почти прямой, не согнутой в запястном суставе, ноги. Лошадь должна охотно выходить на прибавленный шаг и создавать впечатление собственного стремления (импульс), а не вымученного. посыла.
При выездке надо чаще практиковать выход на прибавленный шаг, поощряя лошадь за стремительное, но. редкое движение вперед.
При выходе на прибавленный шаг могут быть следующие недостатки: а) от резкого посыла лошадь пошла рысью; б) участила шаги: в) выход на прибавленный шаг мало заметен.
Собранная рысь с места
Правильный выход с места на собранную рысь требует большой подготовки. Еще в стойке лошадь должна достаточно собраться, а всадник усилением шенкелей подготовить ее к этому движению. У хорошо выезженной лошади диагональ поднимется ранее отдачи повода. Всадник заставляет лошадь начинать движение как с правой, так и с левой ноги по своему усмотрению. Достигается это незначительной подачей рук с поводом в противоположную сторону выносимой ноги для загрузки плеча и легким усилением диагонального шенкеля. С выходом на собранную рысь всадник поводом мягко сохраняет собранное положение головы и шеи лошади, а шенкелями поддерживает энергичное отталкивание.
При выходе с места на собранную рысь могут быть следующие ошибки: а) лошадь резко вышла вперед и сбилась; б) не сохранила должного сбора; в) сделала несколько «вводных» шагов шагом.
С шага в рысь
К моменту посыла в рысь лошадь собрана и первый мах должен быть. ясно выражен отталкиванием диагоналей, удлиненным махом и подвисанием. Голова лошади сразу принимает должное положение (более собранное или более вытянутое). С первого же момента лошадь с четырехтактного переходит на двухтактное опирание.
При выходе на облегченную рысь корпус всадника приподнимается не ранее чем лошадь выдвинулась вперед.
При выходе на рысь могут быть следующие ошибки: а) лошадь сделала несколько торопливых темпов шага; б) резко бросилась вперед; в) постав и сбор не соответствуют виду рыси.
С обыкновенной рыси в рысь собранную
Руки всадника остаются вначале на месте, а затем работой кистей повод набирается, седалище более прижимается к седлу, корпус выдерживается назад, шенкеля усиливаются. Лошадь, сильно высланная на повод, больше соберется. Действие повода пройдет через корпус лошади и будет управлять задними ногами. Движения освобожденных передних ног станут легкими и красивыми.
При этом переходе возможны такие ошибки: а) лошадь «отделывается» от повода, мотая головой; б) лошадь зачастила и пошла без импульса; в) лошадь сбивается с темпа.
С галопа в рысь
Всадник сидит ровно, нажимает оба шенкеля и мягко выдерживает поводья до перехода в рысь. Как только лошадь прекратила галоп, шенкелями устанавливается нужный темп и размер рыси. Переход с галопа на рысь может быть исполнен из первого или второго такта галопа.
При переходе с галопа на рысь наблюдаются ошибки: а) лошадь «отделывается» от повода; б) лошадь ткнулась передними ногами при задержке (если переход совпал с третьим тактом галопа); в) от усиления шенкелей резко выбросила на рысь прямую переднюю ногу; г) не сразу взяла нужный вид рыси.
С пиаффе на рысь
Для выхода с пиаффе на рысь надо, чтобы после исполнения пиаффе лошадь вышла на рысь, не делая по инерции пассажных высоких движений. Для этого, в первую очередь, следует уменьшить сбор лошади, подать шенкеля несколько вперед. От посыла шенкелей ближе к локтю лошадь, выдвинувшись вперед, выйдет из собранного положения и сделает настильные махи передними ногами. Этот прием гарантирует, что движения не будут пассажеобразны и высоки.
С собранной рыси на рысь прибавленную
Для перехода на прибавленную рысь всадник сначала ставит лошадь на новую линию движения (если нужно на диагональ манежа) и только тогда высылает ее шенкелями с одновременной подачей рук и корпуса вперед. При этом, ведя лошадь ровно в шенкелях, следит не столько за быстротой движения, сколько за ровностью хода и маха лошади.
При переходе могут быть следующие ошибки: а) лошадь не сразу вышла на прибавленную рысь; б) при начальном посыле сделала сбой; в) недостаточно выносит ногу и гнет ее в запястном суставе; г) пошла неровным ходом или зачастила. Зачастить лошадь может в том случае, если она будет затороплена шенкелями или не будет мягко поддержана поводьями. Сбой с рыси может быть вызван также неравномерным посылом шенкелей или шпор или непрямолинейным положением лошади в момент посыла.
С места в галоп
Для подъема в галоп с места надо собрать лошадь, дать ей легкое постановление в сторону движения, для чего обе руки подать наружу. Взять лошадь в шенкеля и усилить наружный шенкель. Как только от нажима шенкелей лошадь подастся вперед, ее надо мягко принять на повод, отчего перед приподнимется. Продолжительность первого маха акцентирует галоп и в то же время делает его плавным. При всяком подъеме в галоп надо обращать внимание на чистоту и правильное исполнение лошадью первого маха галопа.
Встречающиеся ошибки: а) если всадник дал лошади слишком сильное постановление, то внутреннее плечо задержится и подъем будет затруднен; б) при излишне сильном действии наружного шенкеля лошадь при подъеме может «забочить». То же получится, если всадник слишком подаст руки наружу. При отклонении перед подъемом зада лошади во внутрь манежа лошадь начнет галоп тоже боком; в) если к моменту подъема зад лошади подан наружу, то она с внутренней ноги в галоп не поднимется; г) не собранная к моменту подъема в галоп лошадь от посыла шенкелей может растянуться и пойти не галопом, а рысью. Кроме того, лошадь может подняться в галоп с обратным постановлением или подняться не в указанной точке.
Подъем с шага в галоп
Всадник собирает лошадь, дает легкое постановление в сторону движения и усилением наружного шенкеля (не ослабляя внутреннего), поданного несколько назад, поднимает лошадь в галоп в тот момент, когда внутренняя передняя нога лошади поднимается, чтобы сделать шаг вперед. Если наружный шенкель поднимает лошадь в момент, когда внутренняя передняя нога будет наступать на землю, то подъем получится малозаметным.
С рыси в галоп
Переход этот будет подготовленным, если лошадь находится уже в сборе. Надо глубже сесть в седло, сделать полуодержку, дать легкое постановление в сторону движения и, прижав плотнее внутренний шенкель, усилением наружного поднять лошадь в галоп. Корпус в момент подъема уклонить слегка назад в направлении наружной задней ноги. Полуодержка нужна для усиления сбора. Она не должна быть длительной и подъем должен последовать сразу же, как бы вытекать из нее.
С галопа прибавленного в галоп собранный
Желая укоротить галоп и перевести его в собранный, всадник подает корпус назад и шенкелями принуждает лошадь задние ноги подвести под корпус, выдерживая поводья до исполнения перехода.
С шага на пассаж
Можно быть уверенным: лошадь сразу возьмет правильный темп пассажа, если в процессе подготовки ее никогда не поднимали на пассаж небрежно, то есть не собрав и не придав фигуре должного положения.
Для перехода с шага на пассаж всадник глубже садится в седло, оттягивает вниз каблуки, собирает лошадь и, выдержав ее в таком положении, шенкелями высылает вперед, мягко удерживая поводьями.
Так как равновесие нужное для пассажа, придается лошади еще до начала движения, то ей бывает часто легче перейти в пассаж, чем держаться в сильном сборе на шагу, так как с его началом всадник несколько ослабляет повод. При выходе на пассаж с шага лошадь обычно делает 2-3 шага пиаффе, на которых ставит ноги подиагонально, но без подвисания. Из этого положения она поднимает одну диагональ выше и для смены ее с силой отталкивается другой диагональю, подвисая в этот момент. Одним из основных условий перехода в пассаж надо считать прямолинейность положения лошади. Впоследствии лошадь должна быть приучена переходить в пассаж не столько от усиления действия шенкелей, сколько от данного ей положения и, главным образом, сбора. Чтобы лошадь начинала пассаж тотчас по указанию всадника, следует приучать ее к коротким репризам в начале этого движения пассажа (4-6 тактов) частыми переходами в шаг и обратно, наблюдая за тем, чтобы шаги пассажа были высоки и отчетливы. С первого же темпа пассаж всадник смягчает повод, чтобы лошадь «работала» при наименьшем воздействии средств управления.
С галопа на пассаж
Всадник усиливает шенкеля, выравнивает поводья и делает ими полуодержку. С первого же рысистого темпа спортсмен еще глубже садится в седло, еще круче собирает лошадь и усиливает шенкеля. Переход с галопа на рысь или пассаж иногда нарушает посадку всадника. Чутко прислушиваясь к движениям лошади, этого можно избежать. При этом очень помогают частые переходы с галопа на рысь. Это приучает всадника точно предугадывать момент перехода и приготовиться к предстоящим толчкам пассажного темпа после спокойных, качающих махов галопа.
Если всадник хорошо улавливает момент перехода в рысь, то путем усиления шенкелей и даже шпор ему нетрудно будет сделать первый такт более высоким и пассажным. Вполне понятно, что все это возможно только при очень спокойной и не напряженной посадке. Для лошади легче всего взять темп пассажа на втором галопном махе, то есть тогда, когда она уже стоит на диагонали. В этот момент полуодержкой выравненных поводьев и усилением внутреннего шенкеля всадник заставляет лошадь поднять наружную диагональ. Лошадь при этом должна вместо упора на одну внутреннюю переднюю ногу встать на внутреннюю диагональ, подняв диагональ наружную. Перейти же в рысь или в пассаж лошадь может с любого такта галопа.
При переходе возможны следующие ошибки: а) задержанная на первом махе галопа лошадь выбрасывает прямую переднюю ногу; б) перешла в пассаж после нескольких вводных шагов рыси.
На пассаж с пиаффе
Выход на пассаж с пиаффе должен быть плавным и спокойным, но в то же время ясно выраженным, с хорошим импульсом. Отбивая такт лиаффе, лошадь в нужный момент должна податься вперед, не нарушая взятого темпа. Так как работа диагоналей на пиаффе ясно ощутима всадником, то переход в пассаж он может начать как с левой, так и с правой ноги. Наиболее благоприятным моментом посыла лошади вперед с пиаффе на пассаж является момент подвисания. Именно в это время следует послать лошадь вперед шенкелями, одновременно ослабив повод. Действие шенкелей и отдача повода должны быть очень осторожны, чтобы не нарушить равновесия лошади, а выход вперед стал бы продолжением темпа.
Делать отчетливый выход вперед можно только тогда, когда как на пассаже, так и на пиаффе установлен уверенный и одинаковый темп и когда эти оба аллюра согласованы между собой и как бы вытекают один из другого. Для усовершенствования этого перехода надо чаще переходить с пиаффе на пассаж и наоборот. При выходе с пиаффе на пассаж всаднику необходимо учесть, что если на пиаффе шенкель «припадает» к боку лошади в момент опускания односторонней задней ноги, то с выходом на пассаж он должен «припадать» в момент подъема этой ноги.
При выходе с пиаффе на пассаж наблюдаются такие ошибки: а) лошадь изменила темп; б) от резкого посыла сбилась; в) прекратила работу задних ног; г) задержалась на пиаффе более положенного количества тактов.
Однако самым неприятным бывает отказ лошади после исполнения пиаффе двигаться вперед. Это случается с лошадьми, которые были обучены пиаффе без выработки верного повода.
С пассажа на пиаффе
Переход с пассажа на пиаффе должен пройти без нарушения темпа. При этом переходе всадник усиливает шенкеля и садится еще глубже в седло, очень мягко удерживая лошадь поводьями.
Наиболее удобным для перехода в пиаффе считается пассаж, при котором лошадь имеет наименьшую помощь со стороны всадника. Только на таком пассаже усиление шенкелей и удерживание поводом могут укоротить пассаж до пиаффе.
При переходе могут быть следующие ошибки: а) лошадь прекратила работу задних ног; б) зачастила; в) борется с поводом.
Если на пассаже лошадь требует усиленной помощи шенкелей или идет, недостаточно работая задними ногами, то переход в пиаффе будет напряженным, и впечатление как от перехода, так и от самого пиаффирования будет неважное. Поэтому, повторяю, прежде чем учить лошадь переходу с пассажа на пиаффе, надо добиться такого равновесия лошади на пассаже, при котором она держалась бы с наименьшей помощью всадника.
С места на пиаффе
Установив лошадь ровно на четыре ноги, всадник принимает глубокую отвесную посадку и мягко, почти незаметно придает голове и шее лошади сбор, чуть касаясь ее боков шенкелями. Таким образом, всадник готовит лошадь к пиаффированию не силой шенкелей, а положением фигуры самой лошади, что и является для нее предварительным сигналом. Хорошо подготовленная для пиаффе лошадь начнет пиаффирование тотчас же от указания шенкелей всадника. Поэтому на остановке до начала пиаффирования шенкеля должны быть несколько отставлены от боков лошади. Начать же пиаффирование лошадь должна от их приближения и продолжать пиаффирование как бы наталкиваясь своими боками то на один, то на другой шенкель. При пиаффировании всадник может почувствовать, в какие моменты нужна его помощь, и по своему желанию усилением шенкелей или шпор может сделать пиаффе более медленным и высоким.
Переход с осаживания вперед на шаг
Для прекращения осаживания следует прижать шенкеля, а действие поводьев прекратить в тот момент, когда лошадь свои задние ноги подвела под корпус. Посыл вперед должен совпасть с подъемом той передней ноги, с которой всадник хочет выслать лошадь вперед. Поэтому всадник при осаживании все время ведет счет шагам лошади и держит шенкеля наготове, чтобы в нужный момент послать ими лошадь вперед.
При этом могут быть следующие ошибки: а) всадник выслал лошадь вперед слишком резко и в тот момент, когда одна из задних ног была отставлена назад; б) при посыле вперед всадник не учел, с какой ноги надо выслать лошадь.
Если лошадь не выходит вперед после осаживания, то надо вообще оставить это упражнение и заняться совершенствованием ее выездки.