Как посчитать уровень воспитанности учащихся

«Как определить уровень воспитанности» (анкета)

Для классного руководителя очень важно правильно протестировать класс, чтобы в дальнейшем спланировать работу. Беседы, экскурсии, посещение театров для учеников 5-7 классов являются неотъемлемой частью при воспитании культурного, интеллигентного гражданина своей страны. В нашей школе более 12 лет работает детская организация

Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________

Долг и ответственность1Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.432102Вношу предложения по совершенствованию работы класса.432103Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.432104Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.43210

1Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.43210
2Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.43210
3Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).43210
4Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.43210

Ответственное отношение к учебе

1Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.43210
2При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.43210
3Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета).43210
4Аккуратен, исполнителен, точен.43210

Отношение к общественному труду

1Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.43210
2Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).43210
3Выполняю трудовые поручения родителей.43210
4Добросовестно выполняю все поручения.43210

Коллективизм, чувство товарищества

1Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.43210
2Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.43210
3Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.43210
4Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.43210

Доброта и отзывчивость

Честность и справедливость

1Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.43210
2Честно сознаюсь, если что-то натворил.43210
3Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.43210
4Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.43210

Простота и скромность

1Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.43210
2Понимаю, что человека уважают не за деньги.43210
3Иногда люблю похвастаться.43210
4Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности43210
1Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.43210
2Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.43210
3Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.43210
4Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)43210

Расчет делать по каждому пункту.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16

Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).

Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале.

Так же оценивают родители.

Затем показатели сравниваются и делаются выводы.

Источник

Тест «Уровень воспитанности» (рекомендации НИРО)

Уровень воспитанности обучающихся по методике Н.П.Капустиной и М.И.Шиловой

Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.

Мониторинг в образовании чаще всего определяют как постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг в воспитании – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в образовательном учреждении, обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.

МОНИТОРИНГ = наблюдение + оценка + прогноз

— Изучение опыта и литературы

— Систематизация полученных данных

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В качестве предмета изучения качества воспитания может выступать уровень воспитанности учащихся.

Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека (к обществу, к себе, к труду, к людям). Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

· конкретизировать цели воспитательной работы;

· дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;

· обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;

· обосновать выбор содержания и методов воспитания;

· соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;

· видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

Ответственное отношение к учению

Отношение к общественно полезному труду, трудолюбие

Источник

Алгоритм выявления уровня воспитанности школьников

Индивидуальная образовательная задача в период с 01.09.2016 по 21.12.2016: « Научиться выявлять уровень воспитанности обучающихся школы»

Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.

Мониторинг в образовании чаще всего определяют как постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг в воспитании – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в образовательном учреждении, обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.

МОНИТОРИНГ = наблюдение + оценка + прогноз

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В качестве предмета изучения качества воспитания может выступать уровень воспитанности учащихся.

Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека (к обществу, к себе, к труду, к людям). Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

конкретизировать цели воспитательной работы;

дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;

обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;

обосновать выбор содержания и методов воспитания;

соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;

видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

Для определения уровня воспитанности используется диагностическая программа М.И. Шиловой. При проведении диагностических процедур предлагается выделить четыре уровня (Высокий, хороший, средний, низкий).

В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматриваются следующие показатели:

Ответственное отношение к учению

Отношение к общественно полезному труду, трудолюбие

Долг и ответственность

Коллективизм и товарищество

Доброта и отзывчивость

Честность и правдивость

Простота и скромность

Признаки проявления воспитанности по каждому показателю оцениваются в баллах: Ярко проявляются

Результаты исследования вносятся классными руководителями в итоговые ведомости.

Фамилия, имя учащегося

Отношение к знанию

Долг и ответственность

Коллективизм и товарищество

Доброта и отзывчивость

Честность и правдивость

Простота и скромность

Уровень воспитанности учащегося

Уровень воспитанности по классу

На основании полученных данных строится диаграмма уровня воспитанности в процентном соотношении по классам:

Педагогический мониторинг как бы пронизывает всю деятельность педагога в воспитательном процессе. Планируя свою работу, педагог создает замысел, проект, прообраз педагогического процесса, который он организует, вносит коррективы, отслеживает его результаты на практике. В определенный момент появляется необходимость подвести итоги, проверить результаты, сопоставить «замысел» с результатами. Проанализировав результаты, педагог строит новые планы, привлекает новые средства, продумывает новые варианты взаимодействия с воспитанниками.

ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЕЙ ВОСПИТАННОСТИ

Измерение уровней воспитанности учащихся проводится на основе критериев и показателей оценки воспитанности. Они не возникают из ничего, сами по себе, поэтому определим вначале требования к самой методике.

Первое требование связь критериев с целями воспитания. Достигается это тем, что цели воспитания переходят в критерии оценки уровня воспитанности. Каждый критерий состоит из пока­зателей, которые дают информацию о связях (отношениях) ученика с объектами, отраженными в целях воспитания. Получается следующая схема: главная цель — развитие нравственного сознания, нравственного самосознания и нравственных мотивов поведения затем переходят в критерий оценки — нравственная позиция, нравственное поведение.

Аналогично все цели воспитания переводятся в соответствующие им критерии.

Каждый критерий состоит из показателей, которые дают информацию о связях (отношениях) ученика с объектами, отраженными в целях воспитания.

Третье требование требование конкретной, не нарушающей этики человека количественной оценки, в которой заключена качественная сторона вопроса, частота проявления тех или иных отношений, фиксируемая в пятибалльной системе, к которой привыкли и родители (сами когда-то учились). Вот эта самая пятибалльная система и не дает покоя критикам такого подхода. Когда-то оппонентам отвечал П.П. Блонский, считавший, что воспитателю надо знать, сколько раз проявилось то или иное качество личности в поведении ребенка. В предлагаемой методике оценивается частота проявлений тех или иных отношений и в зависимости от этого ставится тот или иной балл. Но это лишь одна сторона дела. Другая заключается в том, что, например, уровневый подход, который никто не критикует, совсем не подходит для рефлексивной методики, а балльный такую возможность предоставляет.

Четвертое требование методика должна быть рефлек­сивной, т.е. предоставлять возмоленость для сочетания внешней оценки с самооценкой (рефлексией), только в этом случае она способствует самовоспитанию, так как дает возможность срав­нить самого себя с идеальной моделью.

Шестое требование— фиксирование и хранение информа­ции об уровнях воспитанности учащихся школы. Для этого разра­ботана карта воспитанности на весь срок обучения того или иного ученика.

Восьмое требование полученная информация используется в качестве основы анализа учебно-воспитательного процесса и планирования воспитательной работы.

Исходя из указанных требований и разработана система оценивания уровня воспитанности ученика. Для этого под каждый критерий вводятся показатели критерия, которые дают возмож­ность участвовать в оценке и самооценке уровня воспитанности педагогу, ученику, родителю.

Анкета для учащихся 1 – 2 классов

Мое отношение к школе: выполняю правила для учащихся; добр в отношениях с людьми; участвую в делах класса и школы

стараюсь в учебе; внимателен; помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью; мне нравится помогать в семье выполнять домашнюю работу; мне нравится дежурство в школе

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Бережное отношение к природе:к земле; к растениям; к животным

Красивое в моей жизни:аккуратен в делах;опрятен в одежде;нравится все красивое вокруг меня; я вежлив в отношениях с людьми

Как я отношусь к себе:управляю собой; соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой; меня нет вредных привычек

Анкета для учащихся 3 – 5 классов

стараюсь в учебе;внимателен;самостоятелен;Помогаю другим и сам обращаюсь за помощью;нравится самообслуживание в школе и дома

Я оцениваю себя меня оценивают родители

Оценка классного руководителя

Я и школа:выполняю устав школы;

выполняю правила для учащихся;

выполняю правила внутреннего распорядка;

участвую в делах класса и школы;добр в отношении с людьми;справедлив в отношении с людьми

Отношение к природе:берегу землю;берегу растения;берегу животных;берегу природу

Прекрасное в моей жизни:аккуратен и опрятен;соблюдаю культуру поведения;ценю красоту в своих делах;

вижу прекрасное в жизни

Я (отношение к себе):управляю собой, своим поведением;соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой;забочусь о своем здоровье;умею правильно распределить время учебы и отдыха;у меня нет вредных привычек;у меня полезные привычки

Анкета для учащихся 6 – 9 классов

Я и общество (Отношение к общественным нормам, закону и власти):выполнение устава школы;выполнение правил для учащихся;выполнение правил внутреннего распорядка;следование нормам и правилам человеческого общежития;милосердие как противоположность жестокости;

участие в жизни класса и школы

Отношение к труду:старательность и добросовестность;самостоятельность;внимательность;бережливость;привычка к самообслуживанию

Я и природа (отношение к природе):бережливость к земле;бережливость к растениям;бережливость к животным;сохранность природы в повседневной жизнедеятельности и труде

Эстетический вкус (отношение к прекрасному):актуальность и опрятность;культурные привычки в жизни;внесение эстетики в жизнедеятельность;умение находить прекрасное в жизни;посещение культурных центров

Я (отношение к себе):управляю собой, своим поведением;умею организовывать свое время;соблюдаю правила личной гигиены;забочусь о здоровье;полезные привычки

Анкета для учащихся 10 – 11 классов или профессиональных училищ «Система ценностных ориентаций и ожиданий»

Мировоззрение:понимание целостности и единства развития человека, природы и общества;осознание созидающей роли человека в преобразовании окружающей действительностей морали как стремлении следовать морали в системе отношений с окружающим миром;готовность к личностному и профессиональному самоопределению

Человечность:доброта и сострадание как качества личности вообще;доброта и сострадание к семье, близким, друзьям;щедрость к слабым, больным, нуждающимся;стремление к разрешению жизненных конфликтов мирным путем, без применения насилия;неприятие безнравственного поведения

Ответственность:долг перед родителями и старшими; долг по отношению к обществу и Родине;долг по отношению к себе;долг по отношению к природе

Критерии оценки и показатели

Оценка экспертной группы или классного руководителя

Гражданская позиция:осознание прав и обязанностей человека в обществе;социальная активность;следование закону, уставу школы;уважение государственных символов и власти;бережное отношение к истории и культуре своего народа;признание равенства полов и людей разных национальностей;доминирование мотивов общественного долга

Характер:обязанность, единство слова и дела;мужество, честность, справедливость;честь и достоинство;умение понимать и прощать;осознание собственной активной роли в становлении характера;понимание взаимосвязи внутренней и внешней культуры человека;потребность и умение отстаивать свои взгляды на научной основе

Закончив анкетирование и подсчитав все, что нужно, классный руководитель заносит суммарный рейтинговый балл в карту воспитанности ученика. Первая карта для учащихся 1—9 классов, вторая — для учащихся 10—11 классов или профессиональных училищ.

Карта воспитанности включает в себя отношения и уровни воспитанности. Если у ученика выходит средний балл от 4 до 5, то это является показателем высокого уровня воспитанности, если средний балл от 3 до 4, то это средний уровень, аналогично балл от 2 до 3 — низкий, а от 1 до 2 баллов — отрицательный уровень, характеризующий поведение вопреки всем позитивным нормам. (Ранее в школах применялись такие понятия относительно поведения учащихся: примерное, удовлетворительное и неудовлетворительное.)

Примечание. Уровни воспитанности можно показать на графике, в котором по оси X отмечаются годы учебы (или классы), а по оси Y — уровни воспитанности в процентах.

Карта воспитанности для 10 – 11 классов выглядит следующим образом:

Уровни воспитанности указываются в процентах.

Карта воспитанности заполняется после обработки анкет и хранится в папке с личными делами учащихся. Показывается ли карта всему классу? Естественно, что карту рейтинга хочет знать каждый ученик, но если класс не представляет коллектива, а отношения среди родителей сложные, то в таком случае показ карты воспитанности всем может повлиять отрицательно как на учащихся, так и на родителей. При нормальных отношениях карта воспитанности не представляет из себя никакого секрета.

Что же показало десятилетнее исследование уровней воспитанности учащихся многих школ разных регионов страны? Все выводы можно сгруппировать таким образом:

1. В начале исследования учащиеся предлагают проводить его не один раз в год, а чаще, по крайней мере один раз в четверть. Через год это желание проходит и исследование проводится лишь один раз в год.

2. Если взять за объективную оценку классного руководителя, то относительно ее завышают отметки примерно одна треть учащихся и родителей и столько же их занижают. Но это средние статистические показатели. Через два-три исследования эти различия пропадают и оценивание в основном сравнивается, что означает баланс притязаний и реального рейтинга, а значит и большую уверенность ученика в себе.

3. Классные руководители еще до исследования выражают недоверие в том смысле, что они хорошо знают своих детей и что исследование не даст им ничего нового. Каково же бывает их удивление, когда оказывается, что они многого не знали и даже не предполагали. Так, например, 80% учащихся 9 класса занизили свои возможности, они выставили себе значительно более низкие отметки, чем это сделал классный руководитель. Получение такой информации влечет за собой коррекцию отношений к детям со стороны педагогов.

4. Родители становятся более заинтересованными к воспитательным целям школы, они лучше представляют после работы с анкетами свою воспитательную роль.

5. За все годы исследований мы не получили ни одной «рекламации» на предлагаемую методику ни со стороны родителей, ни со стороны учащихся, ни со стороны классных руководителей. Единственную трудность представляют арифметические подсчеты. Но это на первых порах. После одного-двух исследований сами дети предлагают помощь. Главное же состоит в том, что сам материал анкет является содержанием воспитательной работы классного руководителя, потому что вся система отношений, заложенная в анкеты, помогает каждому ребенку осознать свое место и роль в этих жизненно важных отношениях, к которым и взрослые и дети имеют прямое отношение.

Методика определения уровня воспитанности позволяет педагогическому коллективу соотносить цели с результатами и в зависимости от этого вносить изменения в содержание, формы, методы работы с учащимися.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *