Как посчитать товарооборот за месяц
Товарооборот
Для эффективной работы торговой точки необходимо анализировать показатели и структуру выручки от реализации. Общий объем проданных товаров в определенном магазине или торговой компании называется товарооборотом. Фиксация показателей розничного и оптового товарооборота и их анализ дает возможность оценить результативность работы магазина и каждого продавца, правильно прогнозировать продажи, определять оптимальный объем закупок.
Что такое товарооборот
Товарооборот – это объем продаж товаров в магазине, торговой или коммерческой компании за отчетный период времени, выраженный в денежном или натуральном измерении. Этим же термином называют процесс обращения готовой продукции, реализуемого сырья и материалов. В структуру валового товарооборота входят все товарные категории, продовольственная и непродовольственная продукция всех видов, сортов и размеров, реализуемая конкретной компанией.
Фиксация объема товаров необходима для бухгалтерского и налогового учета, планирования продаж, принятия важных управленческих решений, разработки инвестиционных проектов.
Для эффективного анализа валовой (общий) товарооборот разбивается на розничный и оптовый товарооборот (если компания реализует продукцию оптом и в розницу). Отдельный анализ розницы и опта необходим для оценки рентабельности различных каналов сбыта, реализации товаров через розничную сеть, дилеров и оптовиков.
Виды товарооборота
Общий объем реализованных товаров разбивается на:
Розничный товарооборот, в свою очередь, делится на подгруппы по формам торговли: через стационарные магазины, передвижные точки продаж, интернет, телеканалы. Торговля с помощью каталогов и образцов тоже относится к розничной. По формам обслуживания различают: обычную продажу через прилавок, самообслуживание, доставку курьером или через почтовое отделение. Оплатить розничную покупку можно наличными, банковской картой, денежным сертификатом. При продаже товаров конечному потребителю в кредит или по лизинговому договору общая сумма покупки тоже учитывается в розничном товарообороте торговой фирмы.
Показатели товарооборота
Во всех видах отчетности используются такие основные показатели товарооборота:
Могут использоваться такие показатели, как товарооборот на каждого продавца (например, для оценки эффективности работы сотрудника магазина).
Анализ показателей товарооборота
Для чего нужно анализировать показатели товарооборота:
Анализ делается за разные периоды (неделя, месяц, квартал, полгода, год). Сравниваются различные периоды в рамках одного года – для выявления сезонных колебаний, показателей активности покупателей в разное время года.
Также проводится сравнительный анализ текущих показателей с показателями прошедшего года, нескольких лет (для выявления динамики и тенденций спроса по разным товарным категориям). Динамика определяется путем соотношения текущего показателя к показателю прошлого периода. Если в текущем периоде цены изменились, то при сравнении необходимо проводить индексацию – чтобы определить фактические показатели продаж. Индексация цен дает возможность понять реальный прирост (или падение) объемов реализации продукции.
Пример анализа товарооборота производственной компании
Производственное предприятие ABC изготавливает офисную мебель эконом-класса. Каждый месяц компания производит 100 компьютерных столов по 10 000 рублей (усредненная цена), 500 стульев по 2000 рублей (усредненная цена), 100 шкафов для документов по 4000 рублей (усредненная цена). В среднем, за месяц предприятие ABC реализует 90 столов, 450 стульев, 90 шкафов, получая выручку в размере 2 160 000 рублей (90*10 000 + 450*2000 + 90*4000 = 2 160 000).
Большая часть продукция реализуется через партнера – оптовую компанию, которая продает офисную мебель в своих розничных магазинах. Остальной объем продается государственным учреждениям и организациям, но эти продажи неритмичны и их трудно прогнозировать. Уровень рентабельности продукции составляет около 30 % (в среднем, 648 000 рублей).
Руководство мебельного предприятия хочет увеличить продажи своей продукции, т. к. производственные мощности недозагружены и даже при средней загрузке на складе накапливается определенное количество готовой мебели. Партнерская компания не может обеспечить реализацию всей произведенной продукции (проводился сравнительный анализ динамики продаж за два года уровень объемов реализации через оптовую компанию остается примерно одинаковым по всем периодам). Поэтому принято решение заключить дилерские договора в нескольких регионах, распределив весь объем произведенных изделий между представителями, обязывая их продавать определенное количество мебели каждый месяц. Оптовой компании, которая в данное время является одним из самых крупных покупателей, будет предложено представительство в своем регионе, при этом фирма получает приоритет в поставках и отсрочки платежа. Таким образом, даже с учетом отсрочки оплаты компания сможет получать больше прибыли за счет реализации всей произведенной продукции и снижения производственной себестоимости. То есть, реализуя всю мебель, производитель получит выручку 2 400 000 рублей и прибыль 750 000 рублей. Предприятие также может наращивать производственные мощности, расширять ассортимент.
Как рассчитать товарооборот компании
Товарооборот – один из ключевых показателей эффективности работы предприятия, который имеет качественную и количественную характеристику. Если в первом случае речь идет о структуре товарооборота и товарном ассортименте, то во втором – об объеме продаж. Именно этот параметр важно регулярно рассчитывать и оценивать в динамике. Такой подход позволяет точно узнавать:
Расчет товарооборота также даст понять, выполняются ли планы по продажам и на какой процент. Одни из ключевых целей определения количественных показателей оборота товаров – пересмотр товарного ассортимента и корректировка плана по продажам на следующий расчетный период.
Что такое товарооборот
Простыми словами, товарооборот – сумма денег, которую компания получает от продажи товаров или услуг за определенный временной период, например, за квартал или год. Нередко понятие путают с выручкой, что является серьезной ошибкой. Сразу разберем важные термины:
Главное различие выручки и товарооборота в том, что первое – это конкретные цифры, а второе – постоянный процесс. Чем быстрее происходит оборот товаров, тем лучше для компании. Высокая скорость товарооборота говорит о том, что продукция не залеживается на складе или на полках магазина, а продается, тем самым приносит выручку и освобождает место для новых товаров.
Процесс оборота товаров представляет собой цикличную последовательность ряда действий:
Теперь, когда к теории нет вопросов, стоит рассмотреть практическую сторону расчета оборота.
Способы расчета
Подсчитать товарооборот компании можно одним из трех способов: вручную, с помощью таблиц Excel или похожего инструмента и в специализированной программе. Рассмотрим их.
Ручной подсчет
Используется индивидуальными предпринимателями и магазинами с маленьким ассортиментом товаров. В качестве источников информации для анализа используются накладные, счета-фактуры, статистические данные онлайн-касс и другие виды документов.
Таблицы Excel
Это автоматизированный метод, для которого уже давно разработаны шаблоны. Найти их можно в Интернете либо в самой программе Excel при создании нового документа. Есть и бесплатная альтернатива – Google Таблицы, доступные в любом месте, где есть Интернет. Независимо от используемого сервиса, метод имеет достоинства:
Минусы таблиц – скромный функционал, невозможность совместного доступа к офлайн-документу. Более того, пользоваться табличными инструментами могут не все, а сами таблицы не всегда наглядны. Однако даже при базовых навыках работы это становится полезным средством.
Специальное ПО
Самый быстрый, удобный и наглядный расчет товарооборота происходит в специализированных товароучетных программах. В их числе продукты «ЕКАМ», «Мой Склад», «1С: Торговля и Склад» и другие многочисленные аналоги, иностранные и российские. Такой софт создан специально для операций с товарами, подсчета товарооборота и смежных показателей, выполнения аналитики. Большинство расчетов осуществляются автоматически – нужно лишь ввести исходные данные.
Формулы для расчета
Первый шаг в анализе товарооборота компании – определение количественной величины, то есть подсчет всей полученной от продажи товаров выручки. Индивидуальные предприниматели и небольшие компании с ограниченным товарным ассортиментом могут использовать простейшую формулу: Т = Ц*К. Здесь под Ц подразумевается цена, под К – количество реализованного товара.
Пример: за отчетный период компания реализовала 56 шкафов-купе стоимостью 4 500 рублей каждый, 13 столов по 5900 рублей и 20 стульев по 3000 рублей каждый. Сперва считаем оборот в рамках каждой группы товаров, затем складываем полученные значения: 56*4500 + 13*5900 + 20*3000. В результате получаем суммарный товарооборот компании, равный 388 700 рублям.
В больших компаниях использование этого метода затруднено – придется складывать показания по многочисленным товарным группам. В качестве альтернативы данные о выручке предоставляет первичная бухгалтерская документация. Также получить информацию о денежных поступлениях за товары можно из банковских выписок, из кассовой и статистической отчетности за нужный период.
Через данные бухгалтерии товарооборот считается по формуле: В = (ДНКД + ДСКД) – (ДННД + ДСНД). Здесь под В понимается выручка компании за определенный период. Значения в скобках таковы:
Внимание: в процессе подсчета выручки по описанной выше формуле нельзя принимать в учет платежи, которые не являются внесением оплаты за покупку определенного товара. Исключение работает в случае, если товар был продан за кредитные деньги или предоставлен в рассрочку. Все остальные поступления на счета компании при расчете не учитываются.
Расчет динамики
Расчет динамики изменения товарооборота компании играет большую роль в аналитике работы отдела продаж. Для подсчета этого показателя нужно располагать данными по обороту товаров за предыдущий и текущий отчетные периоды. Формула для расчета была приведена выше. Далее посчитайте динамику изменения товарооборота по формуле: (ТОП*100)/ТПОП. Расшифровка:
Важно понимать, что значение ТОП подставляется в данную формулу в актуальных ценах товара.
Расчет в ценах
Следующий показатель, который важно просчитать для детальной аналитики продаж – расчет товарооборота в сопоставимых ценах. Это более точная характеристика, так как на ее значение не влияет увеличение стоимости товаров за отчетный период, вызванное инфляционным процессом.
Расчет в сопоставимых ценах осуществляется по следующей формуле: (ТОП * I) * 100 %. Здесь под I понимается индекс цен, в свою очередь рассчитываемый в рамках формулы Цотч/Цбаз, в которой:
Пример: стоимость дивана, реализуемого компанией за 18 тысяч рублей, за отчетный период увеличилась на 20 %, тем самым составив 22 тысячи рублей. Динамика товарооборота увеличилась на 22 % и составила 122 % от базовой. Согласно указанным выше формулам, рассчитываем, что индекс цен составляет 1,2. Товарооборот в сопоставимых ценах равняется 18 333 рублям. Отсюда следует, что динамика роста составила 101,85 %. Их подсчетов становится понятно, что товарооборот вырос из-за изменения стоимости, а не за счет увеличения объемов продаж.
Расчет ритмичности
Ритмичность продаж – важный показатель при анализе розничного товарооборота. Посчитать его несложно. Для этого достаточно разделить показатели квартального плана продаж на показатели годового плана. Данные для подсчета берутся в абсолютных суммах. Если полученный в процессе деления планов коэффициент равняется единице, значит, продажи можно назвать равномерными.
Увеличиваем товарооборот
Товарооборот важно не только отслеживать, но и постоянно увеличивать, если вы заинтересованы в стабильном увеличении прибыли компании. Поднять оборот товаров можно такими способами:
Также увеличить товарооборот поможет оптимизация ценовой политики для стимулирования продаж, а также закупка и продажа большего количества товара, чем в предыдущем периоде.
Заключение
Проводите подсчет и анализ товарооборота компании регулярно. За отчетный период может приниматься месяц, квартал или год. Минимальная периодичность расчетов – один раз в три месяца. Значительно упростить и ускорить подсчеты можно путем внедрения CRM-системы, которая будет автоматически выгружать статистику продаж и выполнять все необходимые расчеты.
Товарооборот — методы расчета и контроля
Товарооборот — это объем продаж компании период N. Также под этим понятием подразумевают обращение продукции, сырья и материалов. В него входят все категории товаров, продажей которых занимается компания.
Расчет товарооборота помогает планировать продажи, выстраивать стратегию компании и принимать управленческие решения. Чтобы анализ товарооборота был точнее, его делят на виды. Такой раздельный анализ помогает оценить рентабельность разных каналов сбыта.
Выделяют товарооборот двух видов:
Товарооборот помогает оценить роль предприятия на потребительском рынке. В его формулу включена денежная выручка за проданные товары.
Рассмотрим виды товарооборота немного подробнее. Розничный товарооборот состоит из всей массы товаров, которые получает потребитель через магазины, киоски на рынках, торговые сети и другие каналы. Сюда же относятся услуги образовательных, медицинских и социальных учреждений. Оплата покупок при этом может выполняться как за наличные средства, так и с помощью безналичного расчета. Объем товарооборота равен сумме всех проданных товаров, без оглядки на сроки их оплаты и наличия рассрочки.
Розничный товарооборот делится по видам торговых площадок:
продукция, продаваемая, обычные магазины; интернет-магазины; передвижные точки и т.д.
Также розничная торговля классифицируется по формам обслуживания. Она делится на:
В оптовый входят товары, покупаемые для перепродажи или использования в рамках производства. При этом покупка может совершаться как частными лицами, так и организациями: продажи определяются как оптовые только за счет количества проданной продукции.
Показатели товарооборота
Все виды отчетности требуют следующие показатели:
Иногда используются и другие данные. Например, товарооборот, который делает каждый продавец магазина. Это может понадобиться для определения эффективности работы сотрудников торговой точки.
Зачем рассчитывать товарооборот
Товарооборот — индикатор успешности бизнеса. Сравнивая показатели за разные отрезки времени, можно оценить, развивается компания или наоборот, ее эффективность идет на снижение. Также показатель товарооборота помогает оценить:
Показатель товарооборота позволяет выстроить стратегию продаж и с высокой точность спрогнозировать развитие компании. Единственный недостаток показателя в том, что он не отражает прибыль. Даже если товарооборот достаточно большой, компания может терпеть убытки. Поэтому если необходимо узнать рентабельность бизнеса, основывать расчеты на товарообороте не стоит. Лучше принять во внимание другие показатели, например, маржинальность.
Формула товарооборота
Т = сумма (P*Q)
где P — цена одного товара, а Q — количество этих товаров.
Контроль товарооборота: популярные методы
Анализ показателей товарооборота: зачем это нужно
Анализ показателей товарооборота необходим по следующим причинам:
Анализировать показатели можно как раз в неделю, так и раз в год — периодичность зависит от потребностей компании. Сравнение лучше проводить в рамках года: это позволяет оценить разницу в товарообороте по сезонам.
Также нужно сравнить показатели с показателями прошлых лет. Динамика цен помогает ценить изменение объемов реализации продукции.
Пример анализа товарооборота компании
Предположим, компания производит мебель. Ежемесячно производится 50 диванов по 100 тыс. руб, 30 столов по 20 тыс. руб., 100 кресел по 40 тыс. руб. В среднем продается по 30 диванов, 15 столов, 60 кресел. Выручка компании составляет:
30*100 тыс. + 15*20 тыс. + 60*40 тыс. = 5 700 000
Больше всего продаж осуществляется через партнеров, оставшаяся — своими силами. Цель — увеличить поток продаж, т.к. на складе остается много мебели. Сделать это нужно через дилеров, обязав их продавать установленное число продукции. Партнерам будет предложено представительство, с приоритетом в поставках и отсрочками платежа. Это позволит получать больше прибыли, так как вся изготовленная продукция будет реализована.
В дальнейшем можно будет говорить о расширении ассортимента и наращивании объемов производства.
Способы увеличения товарооборота
Таким образом, товарооборот — важный показатель для бизнеса. Причем необязательно компания должна работать в продажах. Контроль товарооборота способен предостеречь от многих управленческих ошибок и помочь наметить правильный курс для развития бизнеса.
Как экономить деньги, считая оборачиваемость
Если вы не знаете, сколько в среднем товар лежит на складе, пока не продастся, вам приходится прикидывать всё на глаз: на сколько хватит запасов, сколько и когда закупить, какую попросить отсрочку. Чтобы узнать, сколько обычно времени требуется товарам, чтобы превратиться в деньги, посчитайте оборачиваемость.
Зачем считать оборачиваемость
Когда магазин покупает товары, он вкладывает в них деньги. Товары поступают на склад и лежат там, пока их не купят посетители. Получается, что деньги, превращённые в складские запасы, заморожены: они как бы остались в магазине, но потратить их нельзя. Чтобы вернуть себе деньги, надо всё распродать.
Чем быстрее магазин распродаёт товар со склада, тем быстрее он возвращает себе деньги. Короткий цикл деньги-товар-деньги — это выгодно: средства магазина не залёживаются на складе, а возвращаются на счета, чтобы можно было платить зарплаты и делать новые закупки. Поэтому чем быстрее товары продаются, тем лучше.
Скорость превращения товаров в деньги называют оборачиваемостью. Её полезно считать, чтобы понимать, как долго товары задерживаются у вас на складе. Это поможет:
Важно: оборачиваемость можно посчитать у чего угодно, но сравнивать показатели можно только у товаров из одной категории. То есть оборачиваемость пирожков нет смысла сравнивать с оборачиваемостью коньяка. Это слишком разные товары: пирожки стоят дёшево и быстро портятся, а бутылка коньяка может стоить 5000 ₽ и лежать на складе несколько месяцев. Другое дело — сравнивать оборачиваемость коньяка и виски: это товары из одной категории. Давайте так и сделаем.
1. Собрать данные
Чтобы посчитать оборачиваемость за месяц, вам понадобятся:
Если вы не знаете, откуда взять эти цифры, кажется, вам пора начать вести товарный учёт в электронной системе. Вы легко сможете подсмотреть там необходимую статистику.
Если у вас онлайн-касса «Эвотор», вы можете поставить товароучётную систему через личный кабинет. Там есть специальные приложения для магазинов, в них удобно смотреть складские остатки.
Скачать систему товарного учёта для магазина
Представим, что мы решили посчитать оборачиваемость для водки, текилы, коньяка и виски в продуктовом магазине. Мы залезли в товароучётную систему и вытащили оттуда нужные данные:
Товар | Продажи за месяц, шт. | Остаток на складе в начале месяца, шт. | Остаток на складе в конце месяца, шт. |
---|---|---|---|
Коньяк | 20 | 14 | 11 |
Виски | 72 | 20 | 18 |
Водка | 144 | 88 | 120 |
Текила | 19 | 22 | 30 |
Мы считаем оборачиваемость в январе, в нём 31 день. Теперь у нас есть все необходимые данные для расчётов.
2. Посчитать средний товарный запас
Оборачиваемость считают за какой-то период, например, за месяц. Чтобы узнать оборачиваемость, надо посчитать, сколько товара в среднем было на складе за этот месяц, этот показатель называют «средний товарный запас». Возьмём среднее арифметическое между остатком на складе в начале и в конце месяца:
средний товарный запас = (остаток на складе в начале + остаток на складе в конце) / 2
Товар | Остаток на складе в начале месяца, шт. | Остаток на складе в конце месяца, шт. | Средний товарный запас за январь, шт. |
---|---|---|---|
Коньяк | 14 | 11 | (14 + 11) / 2 = 13 |
Виски | 20 | 18 | 19 |
Водка | 88 | 120 | 104 |
Текила | 22 | 30 | 26 |
Обратите внимание: мы выбрали самый простой способ подсчитать средний товарный запас — взяли среднее арифметическое между двумя остатками в начале и в конце месяца. Метод подойдёт, чтобы посчитать оборачиваемость за короткий промежуток времени и сделать первые выводы, но для расчётов за длительный срок нужно использовать более точную формулу:
средний товарный запас = (О[1] / 2 + О[2] + О[n] / 2) / (n — 1)
О[1] — остаток в конце первого периода
О[n] — остаток в конце последнего периода
n — количество временных отрезков, которые хотим охватить. Например, если считаем оборачиваемость за шесть месяцев, то n=6.
С такой формулой средний товарный запас получится точнее: мы учтём больше колебаний товара на складе. Например, если просто взять среднее арифметическое между остатком на складе за первое августа и тридцать первое января, оборачиваемость будет некорректной: мы не берём в расчёт, что происходило на складе за полгода.
Применим простую и сложную формулы, чтобы найти средний товарный запас за шесть месяцев, с августа по январь:
Товар — водка | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь |
---|---|---|---|---|---|---|
Остаток в конце месяца | 83 | 101 | 76 | 89 | 88 | 120 |
Простая формула: средний товарный запас = (120 + 83) / 2 = 101,5
Сложная формула: средний товарный запас = (83 / 2 + 101 + 76 + 89 + 88 + 120 / 2) / (6-1) = 91,1
Сложная формула даёт более точный результат: в нашем примере 91 ближе к среднему, чем 101. Используйте сложную формулу, если рассчитываете средний товарный запас за длительный период, например, за полгода или год.
3. Рассчитать оборачиваемость
Чтобы узнать оборачиваемость, разделим средний товарный запас на количество проданных товаров за месяц, а потом умножим на количество дней. Результат получится в днях:
Оборачиваемость = средний товарный запас / продажи * количество дней
Товар | Средний товарный запас за январь, шт. | Продажи за январь, шт. | Оборачиваемость за январь, дней |
---|---|---|---|
Коньяк | 13 | 20 | 13 / 20 * 31 = 20,2 |
Виски | 19 | 72 | 8,2 |
Водка | 104 | 144 | 22,4 |
Текила | 26 | 19 | 42,4 |
Оборачиваемость — это скорость, с которой средний запас товара превращается в деньги: проходит путь от склада до покупателя. Она прямо пропорционально зависит от количества купленного товара и обратно пропорционально — от количества проданного.
Например, мы узнали, что 13 бутылок коньяка — а столько в среднем было на складе в январе — оборачиваются где-то за 20 дней. А вот виски в январе проводит на складе меньше всех и превращается в деньги даже быстрее, чем водка, хотя её покупают чаще. Скорее всего, водка оборачивается медленно, потому что объём закупки очень большой.
Чтобы не считать всё вручную, скачайте таблицу и подставьте в неё свои данные. Формулы посчитают всё за вас.
4. Считать оборачиваемость несколько месяцев подряд и рассчитать средние значения
Оборачиваемость за один месяц скажет вам очень мало: сложно делать выводы, отталкиваясь от одной цифры. Может быть, в январе текила оборачивалась так долго, потому что мы много закупали посреди месяца — запаслись на новогодние праздники, — но спроса не было. То есть мы прогадали: инвестировали в текилу, а она возвращает деньги медленнее всех. Скорее всего, это не значит, что в текилу невыгодно вкладывать, просто её стоит меньше закупать в январе.
Чтобы набрать побольше данных, рассчитаем средние товарные запасы и оборачиваемость за каждый месяц на протяжении полугода: с августа 2019 по январь 2020. Чтобы было, с чем сравнить, посчитаем среднюю оборачиваемость для всех товаров:
Товар | Средний ТЗ за август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Средний ТЗ за полгода |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Коньяк | 15 | 10 | 9 | 14 | 12 | 13 | 12 |
Виски | 22 | 25 | 28 | 30 | 24 | 19 | 25 |
Водка | 85 | 90 | 79 | 95 | 99 | 104 | 91 |
Текила | 22 | 24 | 22 | 25 | 26 | 26 | 23 |
Товар | Оборачиваемость за август, дней | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Средняя за полгода |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Коньяк | 27,6 | 24 | 30 | 28 | 18,4 | 20,2 | 24,7 |
Виски | 19 | 20,1 | 19 | 15,2 | 13 | 8,2 | 15,8 |
Водка | 24 | 25,5 | 22,3 | 24 | 22,2 | 22,4 | 23,4 |
Текила | 29 | 31 | 31,9 | 36 | 45 | 42,4 | 35,8 |
Теперь мы видим, что низкая оборачиваемость виски в январе — сильное отклонение от среднего, которое на самом деле больше двух недель. Просто к Новому году его меньше осталось на складе и запасы быстрее раскупили. Если снизить объём закупок — средний товарный запас и, следовательно, оборачиваемость тоже снижаются.
А текила, наоборот, в среднем оборачивается чуть лучше, чем вокруг Нового года. Учитывая, что средний запас на складе примерно одинаковый все полгода, скорее всего, в тёплые месяцы оборачиваемость низкая, потому что текилу лучше покупают. Растут продажи — уменьшается оборачиваемость.
5. Использовать результаты
Изучить, на сколько дней хватит запасов. Допустим, вы знаете, что около ста бутылок водки — такой средний товарный запас был в нашем примере в декабре и январе — два месяца подряд продаются примерно за 20 дней. Сто бутылок — это пять ящиков. Заглянув на склад и заметив, что у вас осталось два с половиной ящика, вы можете сделать прогноз: водки хватит на 10 дней.
Скорректировать объём закупки. Считая оборачиваемость, вы находите средний товарный запас. Оборачиваемость зависит от него прямо пропорционально: чем выше запас, чем дольше оборачивается товар. Поэтому долгий цикл оборачиваемости можно сократить за счёт снижения объёмов закупки.
В нашем примере средний товарный запас водки в январе составил пять ящиков. В сравнении с другим алкоголем это много. Водка оборачивалась в 2,7 раз медленнее, чем виски, несмотря на то, что её продали в два раза больше. Чтобы ускорить цикл деньги-товар-деньги для водки, её можно закупать меньшими партиями, но чаще. Так магазин перестанет надолго замораживать оборотные средства в запасах водки и сможет пустить их на закупку других товаров.
Другой пример: у вас продуктовый магазин, и вы закупаете сметану. Её срок годности обычно не больше 14 дней. Вы начали следить за оборачиваемостью и через полгода выяснили, что средняя оборачиваемость сметаны за последние несколько месяцев ни разу не опускалась ниже 15,5 дней. Получается, что сметана в среднем лежит у вас на складе дольше, чем составляет её срок годности. Скорее всего, вы покупаете слишком много.
Скорректировать цены. Если какой-то товар в розничном магазине оборачивается слишком долго из-за низких продаж, например, несколько месяцев, это становится проблемой. Товар занимает полезное место на складе и долго не возвращает вам деньги. Чтобы решить эту проблему, вы можете снизить цену залежавшегося товара: так выше вероятность, что его купят. Придётся смириться с тем, что по первоначальной цене его не продать, зато вернётся хотя бы часть вложенных средств.
Рассчитать условия отсрочки платежа. Если у вас есть возможность договориться об отсрочке, ориентируйтесь на среднюю оборачиваемость за прошлые месяцы. Допустим, вы знаете, что ящик виски на складе превращается в деньги через 14 дней. То есть вам будет выгодно, если поставщик согласится на отсрочку платежа минимум в две недели. За это время вы успеете распродать виски, и деньги уже будут на руках.
Закрепим
1. Оборачиваемость — это срок, за который товар на складе превращается в деньги. Чем она ниже, тем выгоднее: значит, товар быстро продаётся и возвращает вложения.
2. Чтобы рассчитать оборачиваемость, нужно вести товарный учёт: вам как минимум нужно знать остатки на складе в начале и в конце месяца, а также сумму продаж.
3. На основе оборачиваемости за месяц не получится сделать выводы. Нужно собирать данные несколько месяцев подряд и только потом проанализировать.
4. Зная оборачиваемость за последние месяцы, вы сможете прикинуть, на сколько хватит текущих запасов товара.
5. Если оборачиваемость товара высокая относительно аналогов, хотя он хорошо продаётся, будет выгодно снизить объём закупки. Так оборотные средства будут меньше времени оставаться замороженными на складе.
6. Средняя оборачиваемость товара не должна быть дольше срока годности. Если это так, скорее всего, нужно снизить объёмы закупки.
7. Если оборачиваемость товара больше нескольких месяцев и его плохо покупают, попробуйте снизить цену: возможно, продажи вырастут и вы вернёте хотя бы часть денег.
8. Вам выгодна отсрочка платежа сроком не меньше оборачиваемости.
Задайте один или несколько вопросов — ваша бизнес-проблема станет темой для статьи в Жизе.