Как посчитать среднюю заполняемость зала
Законодательная база Российской Федерации
Бесплатная горячая линия юридической помощи
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
Действия
2. Методика расчета показателей паспортов технической оснащенности библиотеки, промышленного предприятия отрасли культуры, кинотеатра
Производные показатели рассчитываются по определенным формулам, закладываемым в информационную систему. При этом в ИС сохраняется возможность дополнить перечень рассчитываемых показателей и при необходимости изменить формулы их расчета.
Методика расчета показателей паспорта библиотеки
Методика расчета показателей паспорта технической оснащенности промышленного предприятия отрасли культуры
Методика расчета показателей паспорта технической оснащенности кинотеатра
Выручка от кинопоказа за отчетный период по кинотеатру в целом и, в том числе, по каждому из имеющихся отдельных кинозалов определяется как сумма произведений показателей «Количество зрителей за отчетный период, приобретших кинобилет за данную цену» и «Цена кинобилета, уплаченная зрителем за просмотр фильма», рассчитанных для разных ценовых, категорий кинобилетов.
Определение выручки от кинопоказа
Зал 1 (. мест) | Зал 2 (. мест) | ||||
Цена кинобилета (руб.) | 20 | 50 | 100 | 50 | 70 |
Количество зрителей за отчетный период, посетивших определенный зал кинотеатра за данную цену билета (чел.) | 1700 | 1200 | 500 | 350 | 720 |
Выручка по ценовым категориям билетов (руб.) | 20 х 1700 = 34000 | 50 х 1200 = 60000 | 100 х 500 = 50000 | 50 х 350 = 17500 | 70 х 720 = 50400 |
Итого выручка за период по залам | 144000 | 67900 |
Таблица «Средняя заполняемость залов кинотеатра (в % к общему количеству мест)» составляется для каждого зала кинотеатра по кварталам отчетного периода отдельно для будних и выходных дней по утренним, дневным, вечерним и ночным сеансам (при наличии таковых).
Заполняемость кинозалов в зависимости от времени суток в среднем за отчетный период вычисляется как среднее арифметическое поквартальных показателей заполняемости кинозалов в будние и выходные дни.
Средняя заполняемость залов кинотеатра (в % от общего количества мест)
«Среднее количество зрителей, посмотревших один фильм за все время его показа в кинотеатре» = «Количество зрителей, посетивших в рассматриваемом периоде определенный кинозал» х «Количество наименований фильмов (составлявших репертуар кинотеатра), продемонстрированных за рассматриваемый период в этом кинозале».
В дополнение к среднему показателю отношения количества посетивших кинотеатр в отчетном периоде зрителей, к количеству демонстрировавшихся в кинотеатре фильмов важна информация по кинотеатру в целом о фильмах, собравших наименьшее и наибольшее количество зрителей за время показа и, соответственно, о количестве зрителей, посмотревших эти фильмы. Эти данные необходимо внести в таблицу далее в Пункте 3 по кинозалам, в которых демонстрировались эти фильмы.
Оборачиваемость места в ресторане и кафе
Оборачиваемость стола или посадочного места также называют коэффициентом посадки. При составлении бизнес-плана для любого проекта заведения этот коэффициент считают по-разному в зависимости от формата и целевой аудитории.
Именно расчет оборачиваемости посадочного места дает возможность более детально понять модель поведения ваших гостей. Когда вы только планируете запускать заведение, старайтесь всегда использовать в расчетах и составлении планов выработки, оборота коэффициент посадочного места, а не стола.
Это важно, потому что так вы сможете лучше спланировать посадку в заведении, продумать зонирование и распределить рабочие процессы, чтобы обеспечить выполнение финансового плана. При детальном планировании оборачиваемости гораздо легче работать с маркетинговой стратегией для продвижения заведения.
Расчет оборачиваемости — это один из важных моментов финансового планирования, если вы хотите узнать об этом подробнее, посмотрите отдельный видеоурок посвященный этой теме.
Формулы расчета оборачиваемости
Оборачиваемость можно рассчитывать как гипотезу, если заведение только на стадии планирования, или использовать фактический анализ. Каких-то секретных формул, к сожалению, нет, но есть индивидуальный подход, который учитывает все особенности заведения: локацию, целевую аудиторию и цели бизнеса.
Как минимум для базовых подсчетов вы можете использовать универсальную формулу расчета оборачиваемости посадочного мест для общепита.
Формула оборачиваемости места в ресторане (Х)
Х = 60 / t, где 60 — количество минут в одном часе; t — время приема еды одним гостем в минутах.
Формула расчета количества посетителей за каждый час работы заведения (N)
N = (P − X − L) / 100, где Р — количество мест в залах, шт.; X — оборачиваемость места в данное время работы заведения; L — процент загрузки торгового зала в данный час работы предприятия.
Коэффициент загрузки зала в разные часы работы также основывается на его пропускной способности. Хотя бы в 1 час работы заведения загрузка зала должна составлять 100%, то есть единицу.
Общее количество посетителей — сумма количества гостей за каждый час работы заведения. Так как заведение может работать как 10, так и 16 часов в зависимости от дня недели, это стоит учитывать.
Существует еще расчет количества потребителей по графику загрузки зала, с помощью которого можно гораздо точнее спрогнозировать ожидаемую прибыль.
Индивидуальный расчет оборачиваемости посадочного места
Чтобы более детально рассчитать оборачиваемость, для начала нужно составить гипотезу продаж, которая формируется на основе:
Лучше всего составлять подобные расчеты в отдельной таблице. Как показывает практика ресторанного консалтинга, гипотезы срабатывают на 80%. Конечно, при условии, если все решения и стратегии были действительно внедрены и реализованы.
Прорабатываем модель поведения каждого гостя в зависимости от предложения в разное время. Пример — в таблицах.
Скачать таблицы.
Чтобы получить корректные данные для анализа, нужно выгружать всю информацию по продажам, которую собирает практически любая система учета. Например, в программе для ресторана Poster все данные статистики сразу показаны в виде удобных графиков и таблиц, где в реальном времени вы можете наблюдать, как работает ваше заведение, насколько эффективен процесс управления рестораном, и сравнивать полученные данные в разрезе по месяцам, дням недели и т. д.
Poster — система автоматизации кафе и ресторанов
Одна POS-система решает все вопросы: онлайн-касса, склад, финансы, аналитика, CRM.
Какие данные нам понадобятся:
Так вы сможете узнать не только структуру выручки, но и распределение гостевого потока в течение недели. И вы поймете, насколько верно вы изначально определили свой формат в сравнении с тем, как это получилось в итоге. Например, вы рассчитывали на бо́льшую посадку в вечернее время в течение рабочей недели, и особенно в пятницу — воскресенье. Но судя по данным из вашей системы автоматизации, в итоге пиковое время приходится на бизнес-ланчи, а в вечернее время полная загруженность от силы раз в неделю.
Это, конечно, не очень приятно, но лучше вовремя перестроить концепцию заведения и сделать упор на сильные стороны, чтобы усилить эффект и зарабатывать больше, чем тешить себя иллюзиями. Ничего страшного, если гости рассматривают ваше заведение как отличное место для перекуса, а не как уютный бар для отдыха с друзьями в нерабочее время. Главное — вовремя заметить это, для чего и нужна аналитика данных из системы автоматизации ресторана.
Вы поймете, в какое время у вас бывают «просадки» по заполненности залов, а также когда гости сидят долго, а заказывают мало, при этом увеличивая время обслуживания. Возможно, в пиковое время у вас банально не хватает столов и т. п.
Таким образом, мы постепенно подошли к следующему показателю.
Показатель загрузки
Чтобы правильно построить график загрузки торгового зала, для начал нам нужно разбить загрузку по циклам.
Загрузка заведения = (Количество посетителей × Время обслуживания) / (Количество посадочных мест × Общее количество минут работы)
Загрузку можно и нужно рассчитывать для разных циклов, например:
Так как в эти периоды количество гостей разное, среднее время обслуживания также может значительно отличаться. В обед, во время бизнес-ланчей посетители спешат на встречи, хотят вовремя вернуться на работу после перерыва и не засиживаются в заведении. Вечером все наоборот: гости не спеша заказывают блюда из меню, свободно общаются и т. д. от всех подобных факторов и зависит график загрузки зала кафе.
Расчет количества гостей и посадочных мест
Обычно оптимальное количество посадочных мест для кафе среднего сегмента — это 80% от общего количества мест в заведении. Например:
Узнав это число мы можем дальше проводить расчет количества потребителей в ресторане.
Среднее количество гостей за одним столом в день
Это не ключевой показатель, и нужен он скорее для того, чтобы понять общую картину, что происходит у вас в заведении, какова «наполненность» гостями в целом. Это важно также для инвесторов и для будущего масштабирования бизнеса, когда вы будете показывать подборку данных о работе и преимуществах вашего формата, концепции.
Рассчитать его довольно просто:
Общее число гостей ресторана за период / Количество столов в заведении / Количество дней в периоде. Например: 1000 / 12 / 30 = 2,7. Если округлить, получится примерно 3 гостя за одним столом в день.
Безусловно, среднее количество гостей за столом в будние и выходные дни лучше рассчитывать отдельно. Для ресторанного бизнеса будние дни — с понедельника по четверг, а выходные — с пятницы по воскресенье.
Также время работы делится на дневные и вечерние часы. Многие рестораны предлагают обеды или бизнес-ланчи. Чаще всего такие специальные предложения рассчитаны на ограниченный период — до 16:00—17:00. Это и есть рубеж между «днем» и «вечером» в вашем заведении.
Для анализа вам нужно собрать данные по чекам, о которых мы уже говорили выше, и отсортировать по времени открытия столов и дням недели. С помощью анализа оборачиваемости вы узнаете:
Пиковые часы загрузки вашего ресторана.
Заполняемость заведения в отдельные промежутки времени.
Эффективность использования пространства помещения.
Обоснованность выбора столов на двоих, четверых и т. д.
После анализа вы также поймете, нужны ли вам специальные стимулирующие акции для определенных дней или часов. Допустим, вы узнали, что у вас малый оборот стола. Есть как минимум две причины почему:
Чек-лист по запуску кофейни
Открываете кофейню? Скачайте полный список задач перед открытием заведения, чтобы не упустить ничего важного.
Что влияет на оборачиваемость места в ресторане?
Если все эти моменты проработаны и учтены, проект обречен на успех.
Нормы оборачиваемости в ресторане
Каких-либо конкретных и закрепленных норм в ресторанном бизнесе не существует, это все пережитки советского прошлого и общепита по ГОСТу (ссылка). Разве что можно попробовать сопоставить ваши результаты с теорией: чем выше чек, тем ниже у вас может быть оборачиваемость места.
Например, если у вас ресторан премиум-класса площадью 300 квадратных метров, технические зоны составят ориентировочно 40% от площади, и на залы остается около 180 квадратных метров, что очень прилично.
В таком сегменте формат подразумевает один стол для двоих с мягкой комфортной посадкой, и ориентировочно он будет занимать 3,5 квадратного метра. Произведя нехитрые расчеты, можно предположить, что в заведении примерно 50 посадочных мест, если брать только столики для двоих. Но это лишь пример, модель поведения и позиционирование могут быть совершенно другими, в том числе и столики будут ориентированы на разное количество гостей. В нашем случае посадка — 100 гостей.
Средний чек дорогого ресторана в таком формате без дополнительных услуг — кальяны, караоке и др. — примерно 500—600 гривен (1200—1500 рублей). Опять же здесь обязательно нужно обращать внимание на модель поведения гостя и предложение заведения.
Стопроцентная посадка заведения — это не такая простая задача, и есть она далеко не у всех заведений. Итак, предположим, что зал загружен:
После этого мы можем посчитать среднее значение за день и вывести коэффициент, который можем использовать в формулах, приведенных выше. Но все же это очень поверхностный пример. Рекомендуем копать глубже и более детально разбирать все нюансы.
Проблемы большой оборачиваемости
Есть много действующих проектов, где благодаря хорошему маркетингу в заведение было привлечено гораздо больше гостей, чем может «вытянуть» производство. Частая ошибка — когда собственник забывает рассчитать производительность, трудозатраты и возможности складского запаса при большом трафике. Поэтому, прежде чем создавать высокую оборачиваемость в кафе, нужно заранее учитывать это в бизнес-плане и закладывать данные на дальнейшее развитие.
Итоги
Для отдельных предпринимателей, которые уже имеют опыт в другом бизнесе, ресторанная сфера кажется проще. Поэтому такие начинающие рестораторы часто не пользуются услугами профессиональных специалистов. Они совершают ошибки, анализируют их и, возможно, исправляют. Иногда такие ошибки стоят очень дорого. Будьте внимательны и хорошо подготавливайте все расчеты заранее, чтобы потом вы могли анализировать и улучшать работу своего заведения.
Полезные советы, статьи, вебинары о ресторанном бизнесе
Об организации деятельности в сфере сбора и систематизации данных для паспортизации технической оснащенности объектов культуры (с изменениями на 28 октября 2002 года)
Средняя заполняемость залов кинотеатра (в % от общего количества мест)
Зал 1
(количество мест)
Зал N
(количество мест)
Ночные сеансы (0.00 и позже)
Ночные сеансы (0.00 и позже)
Ночные сеансы (0.00 и позже)
Ночные сеансы (0.00 и позже)
Ночные сеансы (0.00 и позже)
Ночные сеансы (0.00 и позже)
Ночные сеансы (0.00 и позже)
Ночные сеансы (0.00 и позже)
5. Итого средняя заполняемость за год по времени суток (среднее арифметическое квартальных показателей)
(12 + 12 + 9 + 8) / 4 = 10,25
(15 + 15 + 30 + 10) / 4 = 17,5
(25 + 25 + 20 + 27) / 4 = 24,5
(60 + 70 + 55 + 70) / 4 = 63,7
(80 + 80 + 68 + 80) / 4 = 77
Ночные сеансы (0.00 и позже)
(50 + 60 + 45 + 45) / 4 = 50
(75 + 75 + 50 + 65) / 4 = 66,25
(16 + 15 + 20 + 10) / 4 = 15,25
(23 + 25 + 30 + 18) / 4 = 24
(20 + 20 + 15 + 20) / 4 = 18,75
(35 + 35 + 25 + 25) / 4 = 30
(85 + 85 + 85 + 85) / 4 = 85
(95 + 95 + 90 + 95) / 4 = 93,75
Ночные сеансы (0.00 и позже)
(60 + 40 + 50 + 60) / 4 = 210
(70 + 50 + 65 + 60) / 4 = 61,25
«Среднее количество зрителей, посмотревших один фильм за все время его показа в кинотеатре» = «Количество зрителей, посетивших в рассматриваемом периоде определенный кинозал» x «Количество наименований фильмов (составлявших репертуар кинотеатра), продемонстрированных за рассматриваемый период в этом кинозале».
В дополнение к среднему показателю отношения количества посетивших кинотеатр в отчетном периоде зрителей к количеству демонстрировавшихся в кинотеатре фильмов важна информация по кинотеатру в целом о фильмах, собравших наименьшее и наибольшее количество зрителей за время показа и, соответственно, о количестве зрителей, посмотревших эти фильмы. Эти данные необходимо внести в таблицу далее в пункте 3 по кинозалам, в которых демонстрировались эти фильмы.
Как посчитать среднюю заполняемость зала
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
от 30 июля 2018 года N 85
— в подпунктах 1, 3 пункта 1 слова «концертов и» исключить;
— в подпунктах 23, 25 слова «информационно-телекоммуникационную» исключить;
— подпункт 29 после слова «мероприятий» дополнить словами «(платная)»;
— подпункты 30, 31 после слова «творчества» дополнить словами «в стационарных условиях»;
после слова «платная» дополнить словами «согласно приложению N 80 к настоящему приказу»;
точку заменить точкой с запятой;
— дополнить подпунктом 81 следующего содержания:
«81) региональный стандарт государственной услуги «Организация и проведение мероприятий, бесплатная» согласно приложению N 81 к настоящему приказу.»;
2) в приложении N 1 «Региональный стандарт государственной услуги «Показ (организация показа) концертов и концертных программ, с учетом всех форм (стационар), платная»:
— в названии слова «концертов и» исключить;
— таблицу раздела 3 «Основные показатели, характеризующие качество оказания государственной услуги» изложить в следующей редакции:
Наименование показателя, единица измерения
Количество концертов с участием штатных коллективов, единиц
Формы федерального государственного статистического наблюдения N 12-НК «Сведения о деятельности концертной организации, самостоятельного коллектива», Формы федерального государственного статистического наблюдения N 9-НК «Сведения о деятельности театра»
Заполняемость зала, процентов
Формы федерального государственного статистического наблюдения N 12-НК «Сведения о деятельности концертной организации, самостоятельного коллектива», Формы федерального государственного статистического наблюдения N 9-НК «Сведения о деятельности театра»
3) в приложении N 3 «Региональный стандарт государственной услуги «Показ (организация показа) концертов и концертных программ, с учетом всех форм (на гастролях), платная»:
— в названии слова «концертов и» исключить;
— таблицу раздела 3 «Основные показатели, характеризующие качество оказания государственной услуги» изложить в следующей редакции:
Наименование показателя, единица измерения
Средняя продолжительность гастрольного тура, сутки
Договор возмездного оказания услуг, приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку
Доля новых концертных программ (длительностью не менее 60 минут) в общем количестве концертных программ, процентов
Протокол заседания творческой комиссии о принятии программ для предоставления услуги (на гастролях) штатными коллективами
Договор возмездного оказания услуг
Средняя стоимость услуги, оказываемой юридическому лицу по договору (менее 400 мест), рублей
Договор возмездного оказания услуг
Средняя стоимость услуги, оказываемой юридическому лицу по договору (более 1000 мест), рублей
Договор возмездного оказания услуг
4) таблицу раздела 3 «Основные показатели, характеризующие качество оказания государственной услуги» приложения N 4 «Региональный стандарт государственной услуги «Показ (организация показа) спектаклей (театральных постановок), с учетом всех форм (стационар), платная» изложить в следующей редакции:
Наименование показателя, единица измерения
Интенсивность обновления текущего репертуара (количество новых постановок), единиц
Формы федерального государственного статистического наблюдения N 9-НК «Сведения о деятельности театра»
Заполняемость зала, процентов
Формы федерального государственного статистического наблюдения N 9-НК «Сведения о деятельности театра»
5) таблицу раздела 3 «Основные показатели, характеризующие качество оказания государственной услуги» приложения N 5 «Региональный стандарт государственной услуги «Показ (организация показа) спектаклей (театральных постановок), с учетом всех форм (стационар), бесплатная» изложить в следующей редакции:
Наименование показателя, единица измерения
Интенсивность обновления текущего репертуара (количество новых постановок), единиц
Формы федерального государственного статистического наблюдения N 9-НК «Сведения о деятельности театра»
Заполняемость зала, процентов
Формы федерального государственного статистического наблюдения N 9-НК «Сведения о деятельности театра»
6) таблицу раздела 3 «Основные показатели, характеризующие качество оказания государственной услуги» приложения N 7 «Региональный стандарт государственной услуги «Показ (организация показа) спектаклей (театральных постановок), с учетом всех форм (на выезде), платная» изложить в следующей редакции:
Наименование показателя, единица измерения
Договор возмездного оказания услуг
Средняя стоимость услуги, оказываемой юридическому лицу по договору (менее 400 мест), рублей
Договор возмездного оказания услуг
Средняя стоимость услуги, оказываемой юридическому лицу по договору (более 1000 мест), рублей
Договор возмездного оказания услуг
7) таблицу раздела 3 «Основные показатели, характеризующие качество оказания государственной услуги» приложения N 8 «Региональный стандарт государственной услуги «Показ (организация показа) спектаклей (театральных постановок), с учетом всех форм (на гастролях), платная» изложить в следующей редакции:
Наименование показателя, единица измерения
Средняя продолжительность гастрольного тура, сутки
Договор возмездного оказания услуг
Договор возмездного оказания услуг
Средняя стоимость услуги, оказываемой юридическому лицу по договору (менее 400 мест), рублей
Договор возмездного оказания услуг
Средняя стоимость услуги, оказываемой юридическому лицу по договору (более 1000 мест), рублей
Договор возмездного оказания услуг
8) таблицу раздела 3 «Основные показатели, характеризующие качество оказания государственной услуги» приложения N 15 «Региональный стандарт государственной услуги «Показ кинофильмов на закрытой площадке (бесплатно)» изложить в следующей редакции:
Наименование показателя, единица измерения
Средняя заполняемость кинотеатра, процентов
Форма N 10-НК «Сведения о работе организации, осуществляющей кинопоказ», утвержденная приказом учреждения
9) таблицу раздела 3 «Основные показатели, характеризующие качество оказания государственной услуги» приложения N 16 «Региональный стандарт государственной услуги «Показ кинофильмов на закрытой площадке (платно)» изложить в следующей редакции:
Наименование показателя, единица измерения
Средняя заполняемость кинотеатра, процентов
Форма N 10-НК «Сведения о работе организации, осуществляющей кинопоказ», утвержденная приказом учреждения
10) таблицу раздела 3 «Основные показатели, характеризующие качество оказания государственной услуги» приложения N 17 «Региональный стандарт государственной услуги «Показ кинофильмов на открытой площадке (бесплатно)» изложить в следующей редакции:
Наименование показателя, единица измерения
Средняя заполняемость кинотеатра, процентов
Форма N 10-НК «Сведения о работе организации, осуществляющей кинопоказ», утвержденная приказом учреждения
11) в приложении N 23 «Региональный стандарт государственной услуги «Предоставление библиографической информации из государственных библиотечных фондов и информации из государственных библиотечных фондов в части, не касающейся авторских прав, удаленно через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»:
— исключить слова «информационно-телекоммуникационную»;
— таблицу раздела 3 «Основные показатели, характеризующие качество оказания государственной услуги» изложить в следующей редакции:
Наименование показателя, единица измерения
Доля получателей, удовлетворенных качеством предоставления услуги, процентов
Формы федерального статистического наблюдения N 1-ГУ (срочная) «Сведения о предоставлении государственных услуг»
12) таблицу раздела 3 «Основные показатели, характеризующие качество оказания государственной услуги» приложения N 24 «Региональный стандарт государственной услуги «Библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки (вне стационара)» изложить в следующей редакции:
Наименование показателя, единица измерения
Динамика посещений пользователей библиотеки по сравнению с предыдущим годом, процентов
13) в приложении N 25 «Региональный стандарт государственной услуги «Библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки (удаленно через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»)»: