Как посчитать средний возраст автомобиля
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПАРКОВ
1. Расчет показателей возрастной структуры парка при дискретном списании.
Этот метод, называемый диагональным сдвигом, основан на следующих предпосылках (рис. 1):
1) Различают календарное время существования парка автомобилей данной модели i и возрастную группу автомобилей j. Год начала образования парка или исходный год анализа его возрастной структуры принимается равным i=1.
2) Возраст автомобиля (j) и календарное время существования данного парка (i) измеряются в одинаковых условных или абсолютных единицах, например годах.
3) При изменении календарного времени на одну единицу (i+1) автомобили, имевшие в момент i возраст j, «стареют» на одну единицу и переходят в следующую возрастную группу (j+1), т.е. происходит диагональный сдвиг. Например, если в 1997 г. (i=1) автомобиль имел возраст j=4 года (выпущен в 1994 г.), то в 1998 г. (i=1+1=2) его возраст составит 4+1=5 лет.
4) Поставки автомобилей условно относятся к началу соответствующего периода года, а списание к концу года.
Рис. 1. Схема определения возрастной структуры парка диагональным сдвигом
5) Если приобретаются только новые автомобили A п i1, а списываются автомобили при j=tсп, т.е. A C j = Ai,tсп, то дискретное списание называется простым. Количество автомобилей (j+1) возрастной группы в момент (i+1) определяется по правилам диагонального сдвига (рис. 1) и с учетом этапов существования парка.
В последующих возрастных группах:
Списания на этом этапе нет, т.е. A СП (i+1) = 0.
Для III этапа (tK+tСП≥t>tK) поставки новых автомобилей прекращаются А П (i+1)1=0, размеры промежуточных возрастных групп авто-мобилей определяются по формуле (4), а размер списания по формуле (5).
Например, если при tСП = 5 лет в 2008 г. (i=1) первая возрастная группа в парке насчитывала A11=15 автомобилей, вторая A12=25, А13=15, A14=10, А15=7, а в течение 2009 г. предполагается приобрести 8 новых автомобилей A П (i+1)1=А П 21=8, то распределение автомобилей по группам в 2009г. (i=2) иллюстрируется данными рис. 1, т.е. А21=8, А22=15, А23=25, А24=15, А25=10.
6) Если допускается приобретение автомобилей не только новых (j>1), а также промежуточная продажа (лизинг) при tСП=j>1, то дискретное списание является сложным.
При этом количество автомобилей (j+1) возрастной группы в момент времени (i+1) определяется следующим образом
7) Как при простом, так и при сложном списании в каждом временном разрезе количество приобретенных и списанных автомобилей в общем случае (характерном для реальной практики) не равно, т.е. A П i≠A C i.
8) Размер парка определяется суммированием всех данных по столбцам:
(7)
9) Прогнозирование возрастной структуры парка позволяет определить динамику изменения реализуемого показателя качества парка по показателям качества автомобилей различных возрастных групп. Так, если доходы автобусов разных возрастных групп парка определяются в процентах D1=100; D2=99; D3=82; D4=64; D5=41, то реализуемый показатель качества парка автобусов в момент i (табл.2.1) по доходам с учетом возрастной структуры составляет:
относительно доходности (100%) новых автобусов (j=1).
При временном разрезе i+1 и простом_ восстановлении доходность среднего автомобиля парка равна =73,1%, т.е. на 6,6% ниже, чем при исходной структуре (i). При представленном i табл.2 варианте сложного обновления (приобретении не новых, а автобусов 3-й возрастной группы) реализуемый показатель качества по доходности парка будет еще ниже и составит 72,6% от доходности Di=100% автобусов первой возрастной группы, хотя общий доход в результате роста парка возрастет.
10) Средний возраст парка определяется по формуле:
Для разреза i имеем
года.
Для разреза (i+1) и простом обновлении
года.
Для того же разреза и сложном обновлении парка поставкой 20 автомобилей третьей возрастной группы средний возраст парка будет еще выше и составит: =2,98 года. Это существенно увеличивает затраты на его содержание.
11) Относительная масса дохода парка (в условных единицах) составляет:
(8)
По вариантам это составит:
исходный (i) MDi =43 x 77,9=334,9 (100%);
простое обновление (i+1) MDi+1 = 45 х 73,1 = 328,9 (98,2%);
сложное обновление (i+1) МD 1 i+1 = 57 х 72,6 =413,8 (123,6%).
Таким образом, при рассмотренном варианте простого обновления масса дохода сократится на 1,8% даже при некотором росте размера парка на 4,6%. При рассмотренном варианте сложного обновления масса дохода по сравнению с исходной возрастет на 23,6% при значительном на 32,6% росте размера парка и его старении, что приведет к существенному увеличению расходов на содержание этого парка.
Конкурсная документация согласовано
Показатель N 6. Средний возраст транспортных средств, выставляемых на маршрут.
В соответствующую строку проставляется суммарное количество автобусов, включаемых в данную группу по вместимости.
Средний возраст автобусов исчисляется путем сложения значений возрастов по каждому автобусу данной группы и деления результата на количество этих автобусов.
Претендентом на маршрут N 111 в соответствии с опубликованными в информационном извещении о проведении конкурса конкурсными предложениями (2 ОМВ, 3 МВ II, 3 БВ II) заявлен следующий подвижной состав:
Возраст автобуса определяется разницей между годом опубликования информационного извещения о проведении конкурса и годом выпуска автобуса (при необходимости в расчет принимается месяц и год опубликования информационного извещения о проведении конкурса и месяц и год выпуска автобуса).
Средний возраст автобусов исчисляется:
1. Производится суммирование возрастов автобусов, включаемых в группу по вместимости.
2. Производится деление полученной суммы возрастов на количество автобусов, включаемых в данную группу по вместимости.
Пример расчета приведен в таблице:
Средний
возраст
автобусов
Результаты расчета заносятся в заявку на участие в конкурсе:
Средний
возраст
автобусов
О ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ, ВЫСТАВЛЯЕМЫХ НА МАРШРУТ
(наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя)
(регистрационный номер маршрута по Реестру, номер и наименование маршрута)
Государственный
номер транспортного
средства
Вместимость/количество пассажирских дверей
*При заполнении формы применяются следующие условные обозначения:
_____________________ _________________ ___________________________________
(подпись) (должность) (Ф.И.О.)
**Справка о транспортных средствах, выставляемых на маршрут, подписывается
«__» _____________ г.
Для юридического лица оформляется на бланке организации
ДОВЕРЕННОСТЬ N _____
(полное наименование организации с указанием организационно-правовой формы)
(фамилия, имя, отчество, должность)
паспорт серии ______ N _______ выдан _____________ «__» _____________ г.,
(кем выдан) (когда выдан)
представлять интересы _________________________________________________________________
(полное наименование организации)
на конкурсах, проводимых __________________________________________________________________
В целях выполнения данного поручения он уполномочен представлять Конкурсной комиссии необходимые документы, подписывать и получать от имени организации-доверителя все документы, связанные с его выполнением.
Подпись __________________________________________________ удостоверяю.
(Ф.И.О. удостоверяемого, подпись удостоверяемого)
Доверенность действительна по «___» _____._______._____ г.
____________________________________ _________ _______________________
(должность руководителя организации) (подпись) (Ф.И.О. руководителя организации)
РЕГИСТРАЦИИ ПРЕТЕНДЕНТОВ НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ
Наименование претендента
на участие в конкурсе
Порядковый номер
конверта (в соответствии
с журналом регистрации
конвертов с документами
на участие в конкурсе)
Журнал регистрации претендентов на участие в конкурсе должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью для документов.
В графе 6 «Примечание» указываются номер и дата доверенности в случае, если от имени претендента действует его представитель.
Журнал заполняется лицом, ответственным за прием документов.
Принято к рассмотрению
на заседании Конкурсной комиссии
«___» _______ ______ г.
Председатель Конкурсной комиссии _________________
Член Конкурсной комиссии _________________
Член Конкурсной комиссии _________________
ДЛЯ ЧЛЕНОВ КОНКУРСНОЙ КОМИССИИ ПО ОЦЕНКЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
показателя N 2 «Экологический класс автобусов,
выставляемых на маршрут»
1. Определяется общее количество баллов (С) по каждой строке показателя:
2. Производится суммирование полученных баллов по каждой строке (С).
3. Общая сумма баллов по показателю делится на общее количество автобусов.
Полученное количество баллов является оценкой по данному параметру.
Претендентом по показателю N 2 «Экологический класс автобусов, выставляемых на маршрут» в заявке указано:
Расчет количества баллов:
1. Сумма баллов по первой строке: С = Б x К = 5 x 3 + 0 x 1 = 15 + 0 = 15.
2. Сумма баллов по второй строке: С = Б x К = 3 x 4 = 12.
3. Сумма баллов по шестой строке: С = Б x К = 3 x 2 = 6.
Общая сумма баллов: 15 + 12 + 6 = 33.
Общее количество автобусов: 1 + 3 + 4 + 2 = 10.
Оценка по данному параметру: 33 : 10 = 3,3 (балла).
показателя N 3 «Соотношение размера среднемесячной
заработной платы водителей, работающих на маршрутах
регулярных перевозок, и уровня минимальной заработной платы
в Московской области, установленного соглашением
о минимальной заработной плате в Московской области между
Правительством Московской области, Московским областным
объединением организаций профсоюзов и объединениями
работодателей Московской области»
Показатель определяется путем деления величины заявленной претендентом средней заработной платы водителей, работающих на маршрутах регулярных перевозок, на величину минимальной заработной платы в Московской области, установленной соглашением о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области.
показателя N 6 «Средний возраст транспортных средств,
выставляемых на маршрут»
1. Определяется количество баллов по каждой строке показателя.
2. Производится суммирование полученных баллов по каждой строке.
3. Исчисляется среднеарифметическое значение по рассматриваемому оценочному показателю.
Претендентом по показателю N 6 «Средний возраст транспортных средств, выставляемых на маршрут» в заявке указано:
Определение среднего «возраста» парка машин
Определение среднего «возраста» парка машин осуществляется для решения следующих задач:
• оценка технического состояния машинно-тракторного парка для определения возможности выполнения производственных технологических операций;
• корректировка объемов ремонтных работ при их планировании;
• уточнение объемов поставок машин и запасных частей с учетом анализа технического состояния машинно-тракторного парка.
• Средний «возраст» парка машин в конце 80-х годов (1985— 1991 гг.) стабильно находился в пределах нормативных сроков эксплуатации и по основным маркам машин составлял:
• тракторы сельскохозяйственные — 5—6 лет, в 1991 г. средневзвешенный «возраст» этих машин был равен 5,6 года;
• комбайны зерноуборочные 4—5 лет (4,5 года);
• комбайны кормоуборочные 4,5—6 лет (5 лет).
За последние 10 лет произошло существенное старение машинно-тракторного парка из-за значительного уменьшения поступления новых машин и больших темпов списания техники. В первые 5—6 лет из упомянутых 10 выбытие машин в 3—4 раза превышало нормативы списания и в десятки раз поступление новых машин.
Таким образом, парк машин за последние годы существенно «постарел» и его «возраст» требует постоянного уточнения, так как восстановление таких машин требует больших дополнительных материальных, трудовых и, в конечном итоге, финансовых затрат. Средний «возраст» машин определим на конкретном примере.
В 1991 г. в наличии было N1991= 20 тракторов, их средний «возраст» составлял Т1991= 5,62. В конце года выбытие составило Nв= 4, а поступило Nн= 2 новых. Требуется определить средний «возраст» парка тракторов в 1992 году (Т1992).
После списания осталось N1991 — Nв тракторов, а их возраст увеличился на 1 год и стал Т1991+ 1.
В течение 1992 г. поступило Nн тракторов и их стало N1992+ Nн. Принимается, что новые тракторы в течение года поступали равномерно, тогда их возраст в среднем можно принять Тн = 0,5 года.
В результате средний «возраст» парка тракторов в 1992 году будет вычислен по следующей формуле:
(2.3)
Для нашего конкретного случая имеем:
Таким образом, парк тракторов «постарел» в 1992 г. на 0,3 года в связи с тем, что выбытие этих машин превысило поступление новых.
Полученные значения «возраста» машин затем должны быть использованы при определении объемов их ремонта, потребности в запасных частях и при обосновании заказа объемов новых машин.
Определение среднего «возраста» машин за несколько последних лет позволяет анализировать тенденции старения или «омоложения» машинно-тракторного парка и вносить рекомендации по влиянию на ситуацию I зависимости от полученных результатов.
Например, располагая данными по «возрасту» парка машин за ряд лет можно вывести зависимость коэффициента охвата капитальным ремонтом машин от соотношения их среднего «возраста» к нормативному сроку амортизации (рис. 2.8). Таким образом, появляется возможность оперативно определять поправочный коэффициент Кп, учитывающий «возраст» машин, при расчетах объемов ремонта, объемов заказов запасных частей и новой техники.
Пример определения поправочного коэффициента охвата ремонтом машин в зависимости ст их «возраста» и его использования.
Средний «возраст» парка тракторов 12 лет, нормативный срок службы 10 лет, коэффициент охвата капитальным ремонтом Ккр= 0,15, расчетная потребность в новых машинах Nн = 100 ед., в запасных частях Qз.ч. = 100 тыс. рублей.
Коэффициент (η), характеризующий отношение среднего «возраста» (Тср) к нормативному сроку амортизации тракторов (Тн), определяется по формуле:
(2.4)
Тн — нормативный срок службы тракторов, лет.
Для нашего конкретного случая имеем:
На шкале абсцисс (ОХ) рис. 2.8 находим точку соответствующую значению η= 1,2, восстанавливаем перпендикуляр до пересечения с кривой, характеризующей зависимость поправочного коэффициента охвата ремонтом (Кп) от коэффициента (η), характеризующего отношение среднего «возраста» машин к нормативному сроку амортизации, и опускаем перпендикуляр из точки пересечения на ось ординат (ОУ), получая таким образом численное значение поправочного коэффициента охвата ремонтом (Кп). В данном примере Кп= 1,7.
Рис. 2.8. Определение поправочного коэффициента охвата ремонтом машин в зависимости от их возраста по годам.
Получив значение Кп, уточняем значения:
• коэффициента охвата капитальным ремонтом
• потребность в новых машинах
Nн = 100 х 1,7 = 170 ед.,
• потребность в запасных частях
Qз.ч. = 100 х 1,7 = 170 тыс. руб.
Анализ динамики производства новых машин.
Динамика производства машин для агропромышленного комплекса формируется на основании данных Госкомстата РФ и заводов-изготовителей.
Составляется таблица, в которой отражаются название завода-изготовителя, виды и марки выпускаемых машин, объемы производства машин.
В основе анализа должна быть количественная и качественная оценка полученных данных. К количественным показателям должны быть отнесены объемы производства в тысячах единиц, а также относительные численные значения этих объемов.
В качестве примера ниже приводится табл. 2.7, характеризующая динамику производства тракторов и зерноуборочных комбайнов отечественными предприятиями сельхозмашиностроения в 1990—2001 годах.
Качественная оценка показателей должна отражать причины количественных изменений произ-водсгва техники для агропромышленного комплекса, а также тенденции и предложения по увеличению объемов выпуска машин и оборудования.
Анализ динамики поставокмашин
Динамика поставок машин сельскому хозяйству оценивается по результатам статистической отчетности, по данным Минсельхоза РФ, Росагроснаба, а также по информации региональных органов управления сельским хозяйством.
Чтобы получить полную картину уровня поставок техники, необходимо пользоваться рядом первостепенных критериев, определяющих запросы сельхозтоваропроизводителей. Таких основных критериев три: во-первых, объемы поставок в соответствии с заявками, во-вторых, обеспечение качества поставляемых машин и, в третьих, обеспечение предпродажного, гарантийного и послегарантийного обслуживания техники.
В свою очередь, ответ на поставленные вопросы может дать анализ информации, отражающей характеристику поставщиков техники.
Динамика производства сельскохозяйственной техники
Завод иготовтель | ||||||||||||
Волгоградский тракторный завод | 43,7 | 26,5 | 20,6 | 6,2 | 3,3 | 3,6 | 2,75 | 3,02 | 3,5 | 5,2 | 2,5 | — |
Липецкий тракторный завод | 35,2 | 35,0 | 23,8 | 3,7 | 3,4 | 2,4 | 1,59 | 1,28 | 3,4 | 3,8 | 3,6 | — |
Красноярский завод комбайнов | 16,8 | 21,3 | 12,0 | 3,28 | 1,43 | 1,1 | 0,66 | 0,29 | 1Д | 2,3 | зд | 6,0 |
ОАО «Ростсельмаш» | 53,6 | 58,1 | 48,8 | 8,0 | 4,75 | 1,51 | 0,69 | 1Д | 2,6 | 4,6 | 4,6 | 8,0 |
Вначале формируется банк (рис. 2.9) статистических данных о динамике поставок техники по видам и маркам машин за последние годы, один из которых, например 1991 г., следует считать базовым. В число поставляемых машин включаются машины, полученные по различным каналам поставок: по лизингу, импорту, свободным закупкам и т. д. По данным сформулированного банка дается количественная (абсолютные и относительные значения) оценка уровня поставок техники.
Рис. 2.9. Поставка основных видов техники для сельского хозяйства через систему ОАО «Росагроснаб»
На следующем этапе необходимо оценить поставщиков техники, используя следующий алгоритм анализа уровня поставок техники для АПК:
1. Вид и марки поставляемой техники
Вид и марки поставляемой техники |
Поставщики техники |
Дилер (посредник) |
Поставщик импортной техники |
Отечественнвй завод- изготовитель |
Наличие входного контроля |
Объект поставок |
Наличие материально-технической базы и обеспечение сервиса поставляемой техники |
Оценка уровней удовлетворения заявок и стоимосто услуг за поставляемую тенику |
2. Состояние проиэой базы АПК
Рис. 2.10. Количество отказов на 100 машин в гарантийный период
Рис. 2.11. Соотношение отказов узлов и агрегатов в суммарном потоке отказов»
Качество поставляемой техники оценивается следующими показателями:
• количеством отказов на 100 поставленных машин в гарантийный период их использования, в том числе отказов основных составных частей и систем (рис. 2.10 и рис. 2.11);
• затратами на устранение последствий отказов машин (табл. 2.8);
• уровнем комплектности поставляемых машин (табл. 2.9).
По результатам анализа формируются выводы и предложения по совершенствованию организации поставок техники агропромышленному комплексу, по выбору поставщиков, а также по улучшению качества поставляемой техники и ее технического сервиса.
Оценка уровня изменения цен на технику
Изменение цен на технику имеет огромное значение и существенно влияет на уровень платежеспособности хозяйств, а, следовательно, на уровень поставок и производства машин сельскохозяйственного назначения.
Основными критериями оценки уровня изменения цен на машины являются:
• абсолютные и относительные значения отпускных цен по годам;
• эталон, отражающий уровень изменения цен на технику, поставляемую для АПК.
Абсолютные и относительные изменения цен на технику по годам (кварталам, месяцам) целесообразно показывать графически. Это позволяет более оперативно оценивать различные периоды изменения цен, а сопоставляя их с графиками и анализом темпов производства и поставок техники, более четко определять зависимость этих величин от изменения цен.
Диспаритет цен, то есть соотношение темпов изменения цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и динамика его изменения, позволяют оценивать и прогнозировать уровень поставок техники агропромышленному комплексу.
В качестве эталона, отражающего уровень изменения цен на технику, могут быть различные эквиваленты, например, конвертируемая валюта, промышленная и сельскохозяйственная продукция и т. д.
В сфере материально-технического обеспечения целесообразно за эталон оценки уровня изменения цен принимать пшеницу, как наиболее ценный, стратегический сельскохозяйственный продукт. При этом берется пшеница одного класса, выбирается ее цена по годам в заданной зоне страны или средневзвешенная цена по России. Одновременно, за эти же годы выбираются цены на определенные, анализируемые виды машин, топливо или другую промышленную продукцию. Затем определяются объемы пшеницы, необходимые для приобретения одной машины и сравниваются по годам.
Объемы пшеницы, необходимые для приобретения одного комбайна в i-том году, определяются по формуле
(2.5)
где Сз.к.i — стоимость зерноуборочного комбайна в /-том году, руб.;
Соотношение масс пшеницы (кратность), необходимых для приобретения одного комбайна, определяется по формуле:
(2.6)
где Mi — объемы пшеницы, необходимые для приобретения одного комбайна в i-ом (предшествующем) году, т;
М1990 — объемы пшеницы, необходимые для приобретения одного комбайна в сравниваемом (базовом) году, т.
Техническое состояние техники в гарантийный период эксплуатации (2002 год)
№ | Марка машин | Кол-во поступивших машин ед. | отказов машин по вине изготовителя | Среднее число отказов на 100 машин | в том числе: | Средн. продолжительность простоя на 1 отказ, дн. | Затраты восстан. машин, тыс. руб. | Средние затраты на 1 отказ, тыс. руб. | Возвращено изготовит., тыс. руб. | Уровень возврата, % | ||
двигатель | гидросистема | ходовая система | электрооборудование | рабочие органы (молотилка, режущий аппарат и др.) | ||||||||
всего | % | всего | % | 1 СТ-90 | % | всего | % | всего | % | |||
всего | % | |||||||||||
Дон-1500 | 13,4 | 36,2 | 49,4 | 10,5 | 11,4 | 70′ | 28,5 | 6,17 | 191,628 | 0,82 | 23,626 | 12,3 |
СК-5М «Нива» | 48,3 | 12,6 | 18,4 | 4,6 | 3,58 | 94,911 | 1,5 | 36,608 | 38,5 | |||
«Енисей» 1200 | 40,5 | 33,3 | 2,4 | 4,8 | 3,23 | 88,927 | 2,28 | 66,11 | 74,3 | |||
«Простор» ПН-400, ПН-100 | 3,33 | 0,3 | 0,1 | |||||||||
КСК-100-2А | 88,9 | 24,4 | 11,1 | 13,5 | 20.0 | 7,83 | 72,146 | 1,67 | 47,896 | 66,4 | ||
‘Полесье» | 31,8 | 13,6 | ^,55 | 9,1 | 40,9 | 3,38 | 1,437 | 0,34 | 1,437 | |||
Дон-680, Дон-800 | 16,6 | 16,6 | 16,6 | 37,5 | 25,5 | 2,12 | ||||||
ДТ-75 | 58,4 | 7,9 | 15,5 | 17,8 | 5,? | 190,67 | 1,94 | 59,176 | ||||
Т-4АС | 10,42 | 12,9 | 0,68 | 12,7 | 98,4 | |||||||
ЮМЗ-6 | 20,6 | 5,15 | 11,6 | 56,3 | ||||||||
МТЗ-80, МТЗ-82 | 8,7 | 6,5 | 10,8 | 7,73 | 32,035 | 0,78 | 3,232 | |||||
К-700А, К-701 | 33.3 | 11,1 | 55,5 | 7,2 | 6,3 | 0,7 | 4,1 | |||||
Т-150К, Т-150 | 53,8 | 38,4 | 7,6 | 15,7 | 8,2 | 0,63 | ||||||
ЛТЗ-55 | 33,3 | 66,6 | 2,2 | 0,18 | 1,4 | 63,6 | ||||||
ЛТЗ-60 | 14,3 | 3,5 | 7,1 | 18,2 | 4,22 | 0,15 | 1,5 | 0,36 | ||||
Автомобили КамАЗ | 71,4 | 14,3 | 7,1 | 7,1 | 10,92 | 15,03 | 1,16 | 8,13 | 54,1 | |||
Автомобили ЗИЛ (ММЗ) | 11,1 | 88,9 | 2,94 | 8,9 | 0,52 | 8,9 | ||||||
Автомобили УАЗ | 63,6 | 27,3 | 9,1 | 2,4 | 3,836 | 0,38 | 3,25 | 84,1 | ||||
Автомобили ГАЗ | 2,75 | 1,642 | 0,41 | 0,152 | 9,3 | |||||||
ИТОГО: | 35,7 | 21,9 | 45,4 | 19,4 | 9,7 | 23,5 | 8,01 | 781,38 | 1,11 | 289,82 |
Комплектность поставляемых машин через региональные агроснабы (2001 год)
№ п/п | Марка машины | Завод-изготовитель | Кол-во обследованных машин, шт. | Наименование и количество непоставленных изделий к машинам | |||||||
Стартеры | Генераторы | Др. элементы электро-обор., фары, свечи, реле, предохр., магнето, лампочки, указ. поворотов, крышка распределителя, свечи, реле, предохр. магнето, лампочки, указ. поворотов, крышка распределителя | Аккумуляторы | Топливн. насосы | Арматура (стекла, зеркала, краны) | Турбокомпрессоры | ЗИП | Элементы рабочих органов: гндроцилиндры, граблины, тормозн. цилиндры, карданные валы, вариаторы, клапаны копнит., ремни | Затраты агроснабов на комплектацию, млн. руб. | ||
1. | ДОН-1500 | РСМ | — | — | — | — | — | — | 29,5 | ||
2. | СК-5 «Нива» | РСМ | — | — | — | 16,1 | |||||
3. | Енисей-1200 | Кр. комб. з-д | — | — | — | — | — | — | 14,2 | ||
4. | ДОН-680 | РСМ | — | — | — | — | — | — | — | 2,5 | |
5. | КСК-100 | Гомсельмаш | — | — | — | — | — | — | 0,6 | ||
КС-6Б | Днепр, комб. з-д | — | — | — | — | — | — | — | 1,1 | ||
7. | Т-4А | Алтайск. тракт, з-д | — | — | — | — | — | — | — | — | 0,8 |
8. | ДТ-75 | ВгТЗ | — | — | — | — | — | — | 15,2 | ||
9. | МТЗ-80(82) | мтз | — | — | — | — | 18,4 | ||||
10. | ЛТЗ-60 | лтз | — | — | — | — | 25,3 | ||||
11. | ГАЗ-САЗ-3507 | САЗ | — | — | — | — | — | — | — | 0,8 | |
12. | СЗ-3,6 | Белинсксельмаш | — | — | — | — | — | — | — | 24. | 2,4 |
13. | КСС-2,6 | Турбомот. з-д | — | — | — | — | — | — | — | — | 3,1 |
14. | КСО-4,2 | Донагромаш | — | — | — | — | — | — | — | — | 8,1 |
Всего: | 138,1 |
Определяем объемы пшеницы, необходимые для приобретения «одного комбайна в базовом (1990) году:
Определяем объемы пшеницы, необходимые для приобретения одного комбайна в i-том (2002) году:
Определяем соотношение масс пшеницы, необходимых для приобретения одного комбайна (кратность):
Таким образом, наблюдается значительный, почти в 4 раза, диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, что отрицательно сказывается на финансовом состоянии сельского хозяйства и в первую очередь на объемах поставок машиностроительной продукции для села.
Влияние диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.
Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, вызывает острую необходимость в государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей. Такая помощь оказывается во всех цивилизованных странах мира и достигает 50—60 % от суммы всех затрат на производство сельхозпродукции (например, в Германии она составляет 52 %).
В нашей стране уровень такой поддержки не превышает 3—4 %. Но это в абсолютных значениях. Если же учитывать ежегодную инфляцию, которая резко снижает покупательную способность выделяемых средств на приобретение техники, то показатель фактического уровня поддержки снизится еще в несколько раз.
Пример. Если принять объем выделяемых средств (рис. 2.12) на федеральный лизинг техники и объемы ее поставок в 1994 году за 100 % и сравнить с этим показателем в последующие годы, то наблюдается следующее.
В 1994 г. было выделено 1054 млн. рублей, почти столько же (1066 млн. рублей) в 1995 г., а поставки техники при этом в физических величинах составили лишь 42 процента. Это говорит о том, что цены на технику только за один год увеличились в 2,5 раза. Инфляция снижала эффективность выделяемых средств и в последующие годы. Так, в 2000 г. при увеличении объемов финансирования в 2,5 раза в сравнении с 1994 г. поставки техники уменьшились в 4 раза, то есть покупательская способность рубля снизилась в 10 раз.
Сравнительная оценка покупательной способности рубля, с учетом уровня инфляции (И), осуществляется по формуле:
(2.7)
где Ц, Ц1 — стоимость техники в сравниваемом и предшествующие годы, руб.
а соотношение объемов финансирования по формуле:
(2.8)
где С, С1, — объем финансирования в сравниваемом и предшествующие годы,руб.
Пример. На закупку тракторов ДТ-75 выделялось соответственно в 1994 и 2001 годах 300 и 700 млн. руб., цена трактора соответственно составляла 16 и 328 тыс. руб.
то есть покупательная способность рубля за 7 лет уменьшилась в 20,5 раза. С одной стороны, произошло увеличение объемов финансирования в 700 : 300 = 2,3 раза, а с другой — несоизмеримая инфляция.
Таким образом, в 2001 г. возможно было закупить только 700000 : 328 = 2134 трактора, а если бы не было инфляции, то 700000 : 16 = 43 750 единиц, то есть в 20,5 раза больше.
Рис. 2.12.Объемы госбюджетного финансирования на лизинговые операции в 1994—2001 гг. через систему Росагроснаба, в том числе с учетом инфляции