Как посчитать рентабельность салона красоты
Как рассчитывать рентабельность в салоне красоты?
Рентабельность бизнеса показывает его доходность. Владельцы малого бизнеса часто не придают расчету этого параметра значение. И тут нужно понимать, что такое мнение ошибочное, потому что хороший анализ того, сколько приносит прибыли каждый вложенный рубль, может указать на необходимые перемены в бизнесе.
На что может указать такой показатель, как рентабельность бизнеса
Предприниматель на первом этапе закладывает определенный бюджет на организацию и развития салона красоты и косметического кабинета. Изначально затраты касаются ремонта помещения, закупки соответствующего оборудования. Также в расчет принимаются ежемесячные расходы, такие как аренда помещения, зарплата сотрудникам, оплата коммунальных услуг, закупка расходных материалов или же продаваемого товара и многое другое.
Чтобы произвести расчет рентабельности небольшого бизнеса, достаточно знать точно его доходы и расходы. Если вы заинтересованы в том, чтобы ваше дело процветало, то необходимо анализировать и учитывать каждую мелочь вплоть до затрат на уборку прилегающей территории и ремонт протекающих труб.
К тому же, следует учитывать и сезонность, когда один – два месяца клиенты идут потоком, а затем наступает менее загруженное время. Здесь стоит произвести вычисления рентабельности бизнеса за определенный период – например, за год, чтобы быть уверенным, что по итогам бизнес приносит прибыль, а затраты не превышают доход.
Вычисления эти для небольшого предприятия не столь сложны, как может показаться на первый взгляд, гораздо сложнее сделать правильные выводы на их основании.
Как правильно рассчитать рентабельность бизнеса
Малые предприятия далеко не всегда проводят расчет рентабельности бизнеса, итогом же такой беспечности могут стать проблемы с финансовыми показателями. Для успешной работы салона красоты необходимо понимать, как соотносятся доходы и расходы. В случае, если предприятие тратит больше, чем получает прибыль, то необходимо пересмотреть все бизнес процессы. Формула такого расчета рентабельности бизнеса достаточно проста, достаточно знать показатели доходов и расходов. Для определения следует взять сумму всей прибыли за определенный период – например, за месяц. После этого необходимо вычесть из них расходы, а полученный результат разделить опять же на сумму доходов. Так как традиционно значение рентабельности предприятия показывается в процентах, то итог этих вычислений стоит умножить на 100, и тогда вы получите уровень доходности своего дела.
Как становится понятно из приведенной формулы, повышение рентабельности бизнеса достигается за счет:
Если последний пункт поддается снижению достаточно сложно, то остальные аспекты требуют тщательного анализа и взвешенных решений. Увеличения доходов можно достичь за счет большего оборота, повышения производительности труда, максимального использования площади, расширения перечня предоставляемых услуг или же закрытия рабочего места, которое приносит маленький доход.
Открытие своего дела – это всегда риск, поэтому стоит делать предполагаемый расчет рентабельности бизнеса и перед тем, как вы только задумали это делать. Вы сможете избежать неоправданных потерь или переориентироваться на другой вид деятельности.
Налогообложение для салона красоты
На вопросы в рамках услуги бесплатной консультации отвечает бизнес-консультант Толстиков Игорь Геннадьевич:
В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Удмуртской Республики № 66 от 29.11.2017, всем субъектам малого предпринимательства, которые применяли ЕНВД в 2020 году, предоставлены льготы по уплате налога по УСН. Ставка налога в размере 2 % установлена для налогоплательщиков при применении УСН «Доходы» и 5 % — при применении УСН «Доходы-расходы».
В статье, в которой установлены данные льготы, также уточняется период действия этих льгот — 2021 год.
Ст.8 Закона Удмуртской Республики № 66 от 29.11.2017 г.:
«…8. Установить в 2021 году налоговую ставку для субъектов малого и среднего предпринимательства, включенных в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и осуществляющих деятельность на территории Удмуртской Республики, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, налоговую ставку в размере 2 процентов, и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 5 процентов при переходе с 1 января 2021 года на применение упрощенной системы налогообложения после снятия с учета в качестве плательщика единого налога на вмененный доход.»
В качестве альтернативы, для целей снижения налоговой нагрузки, можно рассмотреть Патентную систему налогообложения (ПСН) с видом предпринимательской деятельности «Парикмахерские и косметические услуги».
Давайте сравним эти два налоговых режима, выделим два ключевых критерия:
Сложность ведения налогового учета
Критерии сравнения спецрежимов | УСН | ПСН |
Необходимость ведения Книги учета доходов и расходов | Книга учета Доходов и расходов при УСН | Книга учета Доходов и расходов при ПСН |
Необходимость представления налоговых деклараций | Ежегодная декларация по УСН | нет |
Контроль сроков уплаты налога | Ежеквартальные авансовые платежи до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом | Патент на срок менее 6 мес.: полная оплата, в срок до даты окончания действия патента. Патент 6-12 мес.: оплата 1/3 суммы в течение 90 дней после даты начала действия патента, 2/3 суммы — не позднее даты окончания действия патента |
Подача заявления о переходе на спецрежим | Переход на УСН возможен только с начала календарного года. Уведомление подается не позднее 31 декабря | Подается за 10 дней до начала деятельности. Необходимо подавать заявление о приобретении патента на каждый новый срок |
Ограничение срока действия | Не предусмотрено | От 1 месяца до 12 месяцев |
Как видим, у обеих систем налогообложения есть необходимость вести Книгу учета Доходов и Расходов (КУДиР), а также существуют сроки уплаты налоговых платежей, но у ПСН отсутствует необходимость предоставлять годовую налоговую декларацию.
Налоговая нагрузка на бизнес (сумма налоговых платежей)
Это более сложный критерий сравнения. Дело в том, что в каждом конкретном случае нужно производить индивидуальный расчет в зависимости от предполагаемых доходов и расходов
1. Расчет УСН
Для примера рассчитаем размер налога при следующих условиях:
1.1 Вариант УСН (Д)
Определим вид предпринимательской деятельности, физический показатель, базовую доходность в месяц при оказании парикмахерских услуг, а также коэффициенты:
Если у ИП нет наемных сотрудников, то налог будет рассчитан следующим образом:
2 000 000 × 6%=120 000 руб.
Эту сумму ИП вправе уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов в следующем размере:
40 870+((2 000 000 — 300 000) × 1%) = 57 870 руб.
Таким образом, сумма налога УСН к оплате составит: 120 000 — 57 870 = 62 130 руб.
Если у ИП есть наемный сотрудник, то в этом случае необходимо предварительно рассчитать сумму уплаченных страховых взносов за себя и за наемного сотрудника:
За себя: 40 870 + ((2 000 000 — 300 000) × 1%) = 57 870 руб.
За сотрудника: 76 800 руб.
Всего: 57 870 + 76 800 = 134 670 руб.
В связи с тем, что у ИП есть наемный работник, сумму налога УСН можно уменьшить на сумму всех страховых выплат, но не более чем на 50 %. Так как сумма страховых взносов составляет более 50 %, уменьшить налог УСН можем только наполовину. Сумма УСН в оплате составит:
(2 000 000 × 6%) × 50% = 60 000 рублей.
1.2 Вариант УСН (Д-Р)
Рассчитаем размер всех расходов предпринимателя:
360 000 + 12 000 + 240 000 + 6 000 + 76 800 + 40 870 = 735 670 руб.
УСН к уплате составит:
(2 000 000 — 735 670) × 15% = 189 649,5 руб.
2. Расчет ПСН
Стоимость патента составляет 6 % от размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, который устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
Размер ПСН= (Налоговая база / 12 мес. × Кол-во мес.) × 6 %
№ | Вид предпринимательской деятельности | Размер налоговой базы |
3 | Парикмахерские и косметические услуги | |
— без наёмных работников | 107 000 руб. | |
— дополнительно на каждую единицу средней численности наёмных работников | 40 000 руб. |
Стоимость патента для ИП без наемных работников на 1 год для города Ижевска будет составлять:
107 000 × 6% = 6420 руб. в год
Также для примера рассчитаем стоимость патента для ИП с 4 наемными работниками на 1 год для города Ижевска:
107 000 + (40 000 × 4) × 6% = 16 020 руб. в год
По закону с 01.01.2021 г. индивидуальным предпринимателям на ПСН предоставлено право уменьшить сумму налога на сумму уплаченных страховых взносов. В сумму взносов можно включать взносы за себя (на обязательные пенсионное и медицинское страхование в сумме 40 874 руб.) и взносы за сотрудников.
Индивидуальные предприниматели без наемных сотрудников могут уменьшить стоимость патента до нуля, работодатели могут зачесть не более 50 % стоимости патента.
В приведенном выше примере ИП, у которого нет сотрудников, может полностью погасить стоимость патента страховыми взносами, а ИП, у которого есть наемный сотрудник, может уменьшить стоимость до 8 040 руб. в год.
Выводы
Как видим из произведенных расчетов, при оказании индивидуальным предпринимателем с 1 работником парикмахерских услуг в Ижевске, применение патентной системы налогообложения (ПСН) значительно выгоднее использования УСН. На ПСН можно заранее рассчитать сумму налога на год.
При выборе оптимальной системы между ПСН и УСН необходимо также учитывать вашу специфику:
Бизнес салон красоты | 7 составляющих успеха
Желание начать бизнес салон красоты предпринимателей часто соседствует с желанием получить готовый бизнес-план с расчетами. Это возможно, если брать за основу франчайзинговую модель: как правило, компания-организатор делится информацией с партнером-франчайзи и весь бизнес-план салона красоты раскладывает по полочкам. Если вы пока решили идти своим путем, то воспользуйтесь советами Игоря Стоянова, основателя имидж-лабораторий и школы стилистов «Персона».
Еще больше идей для роста выручки можно получить на наших авторских бесплатных вебинарах от компании Ой-Ли. Регистрируйтесь прямо сейчас.
Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.
Бизнес салон красоты
Бизнес «Салон красоты»: инвестиции и доход
Готовый бизнес-план салона красоты должен базироваться на конкретных исходных данных. Откуда их взять? Один из вариантов – воспользоваться информацией от лидеров в этой сфере. В числе таковых – компания «Персона».
Первый волнующий вопрос – какие вложения необходимы, чтобы открыть бизнес – салон красоты? Основатель «Персоны» Игорь Стоянов приводит такие цифры. Стандартный салон площадью 50-60 кв. м требует 2,5-3 млн руб. инвестиций. Затраты на салон более высокого уровня по площади (100 кв. м) и по сервису варьируются от 5 млн до 15 млн руб.
А сколько зарабатывает собственник, открывший салон красоты с нуля? Бизнес ориентир такой – операционная прибыль должна составлять не менее 20-30% от выручки. Создавая свой бизнес-план салона красоты, за пример возьмите следующее. Если в среднем выручка парикмахерской формата «Персона» составляет 3 млн руб. в месяц, то операционная прибыль составит 500-600 тыс. руб.
Можно ли увеличить этот доход? Варианты есть. Первый – открывать салон красоты бизнес-класса, где больше услуг и выше средний чек. Например, один из салонов «Персона» в декабре получил выручку свыше 12 млн руб., соответственно, операционная прибыль составила порядка 4 млн руб.
Второй вариант – разрабатывать бизнес-план салона красоты на 2018 год с учетом построения сети из нескольких парикмахерских.
Бизнес «Салон красоты»: основные показатели
Бизнес-план салона красоты с расчетами должен содержать финансовый и производственный разделы. Чтобы понимать, как достигаются цели, в дальнейшем нужно будет следить за реальными показателями. Игорь Стоянов предлагает ежемесячно считать общую и чистую выручку (без учета скидок, бонусов и т.д.), декомпозировать выручку на услуги (стрижка, окрашивание, визаж, косметология, массаж) и на розницу (средства ухода, инструменты, материалы). Кроме того, важно веси бухгалтерию по расходам, операционной и чистой прибыли, доходу акционеров.
Производственные показатели – это общее количество клиентов в базе, число посетителей и услуг в месяц, средний чек по салону, клиенту, одному креслу, а также возвратность. К примеру, ориентир по возвратности для эталонных салонов «Персоны» — 70%.
Бизнес «Салон красоты»: автоматизация
Как открыть салон красоты с нуля? Бизнес и в этой сфере потребует автоматизации. CRM со встроенной IP-телефонией помогут не потерять контакты посетителей, делать звонки-напоминания, идентифицировать клиента по номеру телефона при входящем звонке (согласитесь, приятно, когда вас сразу называют по имени). Также CRM позволяет контролировать, как персонал выполняет план.
Следующий шаг – установка видеокамер-счетчиков, которые позволят получать информацию, сколько времени человек провел в кресле, какие процедуры он сделал и какие деньги владелец должен увидеть в кассе. С одной стороны, получаешь данные для анализа, с другой стороны – контролируешь персонал.
Бизнес «Салон красоты»: карта торговой территории
Месторасположение салона красоты лучше выбирать с учетом карты торговой территории. Самый простой вариант – походить по округе и проанализировать клиентские потоки, посмотреть, где остановка общественного транспорта, как обстоят дела с парковкой, что находится рядом, с кем можно скооперироваться. Для составления маршрутов можно использовать Яндекс.Карты.
Бизнес «Салон красоты»: планы развития
Как будет развиваться ваше дело в перспективе? Ответ должен быть зашит в бизнес-план салона красоты. Готовый пример для действующего салона: взять выручку прошлого года и прибавить 5-20%.
Более сложный путь – проанализировать матрицу (количество рабочих мест в салоне, число смен, спрос по дням недели) и штатное расписание (число специалистов, их квалификация), учесть месторасположение и историю салона. Все это даст более точный прогноз дальнейшего развития.
Что может помешать реализации планов? Самая большая проблема – уход мастера, который обслуживает много клиентов. Если уходит топ-стилист с выручкой порядка 800 руб. в месяц, восстановление может длиться до года, предупреждает Игорь Стоянов. Есть случаи, когда это стало причиной закрытия салонов.
Тем не менее, текучки не избежать. По мнению основателя «Персоны», текучка на уровне 20% в год – нормальный показатель, но надо стремиться сократить ее до 10%. Если текучка превышает 50% — это может быть критично для бизнеса.
Возникает вопрос, как удержать мастеров? Игорь Стоянов считает, что нужно уделять внимание рабочей атмосфере внутри коллектива, установить личный контакт с каждым специалистом и показать ему грани возможного развития, подобрать карьерную модель.
Здесь также важен график работы. Наиболее предпочтительный формат – 2/2, чтобы мастер мог отдохнуть и физически, и эмоционально.
Бизнес «Салон красоты»: чем привлечь клиентов
Часто собственники бизнеса сразу задумываются о создании системы лояльности. Но если в салоне не будет чистоты и порядка, контроля за производственными и финансовыми показателями, нормальных отношений между сотрудниками, скидки и бонусы ничего не дадут. Поэтому сначала следует отстроить четкую бизнес-структуру, в которой будут действенны любые маркетинговые инструменты.
Но все же что может привлечь клиентов? Одна из возможностей – это развитие сервисов, не связанных с основными услугами. К примеру, в «Персоне» есть формат салона бизнес-класса с полноценной кофейней. Как рассказывает Игорь Стоянов, средний чек там порядка 7000-8000 руб., и клиенты готовы доплатить 250-350 руб. и получить авторский напиток, а не бумажный стаканчик из кофе-аппарата. При этом кофейня привлекает дополнительный трафик новых посетителей.
Еще один вариант – увеличить время работы салона. Правда, для этого нужно проанализировать, есть ли спрос на услуги рано утром или поздно вечером, а в дальнейшем создать комфортные условия – хороший кофе, приятная музыка, готовый к работе специалист. Если все сделать грамотно, можно увеличить выручку салона на 20%.
Бизнес «Салон красоты»: основные услуги и новые тренды
Анализируя деятельность салона, надо смотреть, какие услуги приносят основной доход. Как отмечает Игорь Стоянов, парикмахерская будет приносить стабильный доход, если услуги по окрашиванию дают 30-40% от общей выручки. Суть в том, что в этом случае можно рассчитывать на более высокий средний чек и, соответственно, деньги.
В тех салонах, где эти услуги востребованы, можно продвигать новый тренд – различного вида уходы. По мнению Игоря Стоянова, определенная категория клиентов уже готова воспринять новую культуру заботы о волосах, о коже. Таким посетителям не все равно, какой краской красить волосы или какую маску наносить. И здесь поможет создание флагманских салонов совместно с известными брендами, специалисты которых научат, как работать с материалами, соблюдать технологию, ускорять процесс, проводить экспертизу волос и кожи. Это повышает экспертность салона, выделяет его из числа подобных и в итоге работает на повышение выручки.
Бизнес салон красоты: продвижение
Если салон красоты расположен в спальном районе, то можно рассчитывать, что клиентами будут жители домов по соседству. В этом случае продвижению салона будет способствовать яркая вывеска, баннеры по ходу движения.
Для тех, кто не проходит мимо нового салона, но живет поблизости, можно предусмотреть листовки или небольшие модули на досках объявлений в подъездах или лифтах.
Раскрутке салона, повышению его узнаваемости будут способствовать аккаунты в соцсетях, особенно в инстаграм. Это может привлечь дополнительную аудиторию, если через этот канал будут продвигаться какие-то услуги, которых нет в близлежащих районах или цены на них выше.
Привлечению клиентов будет способствовать система скидок. Например, предложите в течение дня скидки для определенных категорий или на определенные виды услуг.
Как рассчитать точки безубыточности и окупаемости в салоне красоты
Любой бизнес начинается ради получения прибыли. Чтобы оценить эффективность работы салона, необходимо рассчитать ряд финансовых показателей. Точка безубыточности покажет, какой объем услуг надо выполнять для компенсации расходов доходами, точка окупаемости — срок, когда покроются инвестиции, вложенные в бизнес. Рентабельность проинформирует о наличии прибыли. С помощью этого показателя можно оценить затраты салона и скорректировать стратегию его развития.
Что такое рентабельность
Это относительный показатель экономической эффективности салонного бизнеса. Он отражает результативность использования вложенных средств и, как следствие, наличие прибыли от деятельности салона.
Общая доходность салонного бизнеса складывается из всех поступлений денег в кассу или на расчетный счет. Помимо оплаты услуг клиентами, сюда входит доход от реализации косметической продукции, сертификатов, сдаваемых мастерам в аренду рабочих мест. Чтобы контролировать экономическую эффективность салонного бизнеса, доходы следует подсчитывать каждый день, неделю и месяц. Для этого удобно использовать различные CRM. Они оснащены инструментами, позволяющими выстроить график и сделать анализ показателей в динамике.
Ежемесячные расходы салона красоты в отличие от доходов легче поддаются корректировке. Они имеют относительно неизменную структуру. Ниже приведена таблица с основными статьями расходов салона красоты:
Наименование | Доля каждой статьи (%) от общих расходов |
---|---|
Оплата труда мастеров | 40 |
Арендные платежи | 23 |
Расходные материалы | 17 |
Налоговые отчисления | 8 |
Оплата труда бухгалтера, администратора, уборщика | 5 |
Административно-хозяйственные расходы | 5 |
Реклама | 2 |
Чтобы дать объективную оценку результатам работы салона, необходимо знать:
Процент доходности салона должна быть 20 и более.
Как рассчитать на примере.
Условно в бизнес вложено 1 млн руб. Срок окупаемости проекта равен 2 года. Делим 1 млн на 24 месяца и получаем 41 667 руб. прибыли, которые салон будет получать ежемесячно, чтобы за указанный период окупить вложения. Исходя из того, что доходность бизнеса должна быть не менее 20%, рассчитываем необходимый для этого оборот: 41 667 * 100% / 20% = 208 335 руб. Выручка в день составит 6 945 руб. (208 335 / 30).
Этот расчет идеализированный. В первые месяцы и даже год работы прибыль салона может быть отрицательной. На начальном этапе такой финансовый результат считается нормой. Если ситуация не изменится, большая вероятность стать банкротом.
Чтобы выявить резервы роста выручки, разложите этот показатель на отдельные составляющие. К примеру, доход от услуг можно увеличить как за счет роста числа клиентов, так и стоимости процедур. При поиске резервов для роста прибыльности рассматривайте все возможные варианты, учитывая взаимосвязь между различными показателями, характеризующими финансовую деятельность предприятия.
Точка безубыточности
Это тот оборот салона, при котором прибыль нулевая. Зная данный показатель, вы поймете, сколько услуг нужно оказать, чтобы работать «в ноль».
Поиск потенциально безопасной зоны работы состоит из ряда этапов:
Точка безубыточности (сокращенно BEP) рассчитывается в денежном и натуральном выражении по формулам:
При этом маржинальный доход = прибыль или выручка – переменные затраты, а коэффициент — это отношение маржинального дохода к выручке.
Для правильного расчета точки безубыточности следует разобраться с расходами. При различных вариантах роста оборотов салона абсолютно по-разному изменяются затраты. Они бывают:
В качестве примера возьмем парикмахерскую экономкласса, ежедневно работающую с 9.00 до 21.00, загруженную на 65%.
Сначала рассчитаем себестоимость модельной стрижки для волос средней длины и классический французский маникюр.
Подсчитаем постоянные расходы, состоящие из:
Условно ежемесячно эта сумма составляет 100 тыс. руб. или 3 333 руб. ежедневно, если в месяце 30 дней.
Рассчитываем долю переменных расходов, зависящую от размера выручки парикмахерской:
По прайсу цена стрижки 2 тыс. руб., в т. ч.:
Ежедневные постоянные расходы на парикмахерский зал и маникюрный кабинет составляют 3 333 или 1 667 на один объект.
На стрижку затрачивается час. Нормы загрузки среднестатистического салона составляют 65%. Вычисляем, сколько клиентов успеем обслужить при 12-часовом графике работы: 12 * 0,65 = 7,8 чел. Тогда на 1 процедуру приходится 1 667 / 7,8 = 214 руб. постоянных расходов.
Себестоимость стрижки получаем, суммировав все расходы: 600 + 40 + 121 + 120 + 120 + 214 = 1 215 руб. Чистая прибыль с одной услуги равна 785 руб. Если таких стрижек в месяц сделать 120, то заработаем 94 200 руб.
Французский маникюр по прайсу стоит 1 800 руб. Считаем себестоимость услуги по такому же алгоритму:
В среднем на одну процедуру тратится 1,5 часа. При 12 часовой рабочей смене мастер успеет выполнить 9 маникюров. Учитывая загрузку 65%, получаем 0,65 * 9 = 5,85 чел. в день. Постоянные расходы, приходящиеся на 5,85 маникюров, составят 285 руб. (1 666 / 5,85)
Итого себестоимость одной услуги получается 1 420 руб., а чистая прибыль 380 руб. Если сможем в месяц обслужить 200 клиентов, заработаем 76 тыс. руб. Вместе с доходом от стрижки получим 170 200 руб.
Рассчитаем точку безубыточности в стоимостном выражении.
Приведенный пример расчета является усредненным и подразумевает, что все затраты будут одинаковыми. На деле стоит учитывать различные сценарии роста доходности салона. Увеличение выручки за счет поднятия цен на услуги или привлечения новых клиентов, по-разному повлияет на структуру затрат.
Точка окупаемости
Она показывает, при каких доходах окупаются вложенные в проект средства. Суммы, которые салон получит сверх этого показателя, будут приносить прибыль.
Чтобы рассчитать точку окупаемости, необходимо знать размер первоначальных инвестиций, ежегодные доходы и расходы.
На практике пользуются двумя методами:
Простой метод расчета подразумевает, что инвестирование происходит единовременно в самом начале деятельности. Им пользуются, чтобы оценить риски от капиталовложений. Простой метод в отличие от динамического не учитывает изменение со временем ценности денег.
Предположим, что на открытие салона красоты ушло 3 млн руб. Сюда вошли затраты на регистрацию предприятия, закупку оборудования, мебели, расходных материалов, ремонт, поиск персонала, запуск рекламы, приобретение CRM. Ожидаемая средняя прибыль в рублях по годам:
За первые 4 года доход салона составит 4 050 000 руб. Получаем, что срок окупаемости меньше четырех лет, но больше трех. Непокрытый остаток после третьего года работы составит 3 000 000 – 2 850 000 = 150 000 руб. До полного срока не хватает 150 000 / 1 200 000 = 0,13 г. Тогда по простому способу расчета окупаемость салона начнется с 3,13 года работы.
Для динамического метода необходимо добавить ставку дисконтирования 10%.
Ежегодные поступления составят:
1 г. — 800 000 / (1+0,1) = 727 273;
2 г. — 950 000 / (1+0,1) 2 = 785 124;
3 г. — 1 100 000 / (1+0,1) 3 = 826 446;
4 г. — 1 200 000 / (1+0,1) 4 = 819 672.
За расчетный период поступления составят 3 158 515 руб., за первые три года — 2 338 843 руб.
Находим непокрытый остаток после третьего года: 3 000 000 – 2 338 843 = 661 157 руб.
До полного срока окупаемости нужно проработать 661 157 / 819 672 = 0,81 года.
Точка окупаемости в данном случае составит 3,81 года.
Заключение
Приведенные расчеты скорее теоретические, нежели практические. Они не учитывают изменение структуры затрат и выручки, зависящие от рыночной конъюнктуры цен на услуги, числа клиентов, сезонности деятельности и прочих факторов. Доходы предприятия будут меняться в результате роста или падения определенных показателей. А они, в свою очередь, по-разному влияют на каждую статью расходов. Учитывайте различные сценарии развития событий, тогда результаты расчетов будут максимально приближены к практике.