Как посчитать процент накладных расходов

Какой процент накладных расходов от прямых затрат?

Как посчитать процент накладных расходов. Смотреть фото Как посчитать процент накладных расходов. Смотреть картинку Как посчитать процент накладных расходов. Картинка про Как посчитать процент накладных расходов. Фото Как посчитать процент накладных расходов

Состав затрат на производство

Расходы, осуществляемые при производстве продукции (работ, услуг), делятся на 2 вида:

Посмотрите, какие расходы называет накладными советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Горчилин И. О. Бесплатно получите пробный доступ к КонсультантПлюс и переходите к точке зрения чиновника.

Накладные расходы, в свою очередь, тоже делятся на 2 вида:

Начиная свою деятельность, организация для каждого вида производимой продукции (или объекта) составляет плановую калькуляцию (смету), целью которой является:

В процессе работы этот расчет будет корректироваться, приближаясь к реальным показателям деятельности, полученным при анализе фактических данных. Соответственно, более близким к реальности станет и соотношение между прямыми и накладными расходами, что позволит в дальнейших экономических расчетах ориентироваться как на процентное содержание накладных расходов в общей сумме затрат на производство, так и определять объем накладных расходов путем расчета от суммы прямых затрат.

О существующих способах калькулирования себестоимости читайте в материале «Понятие себестоимости в бухгалтерском учете (нюансы)».

Структура прямых и накладных расходов по статьям

Прямые расходы чаще всего состоят из затрат:

Состав накладных расходов, обычно разбиваемых на 2 основных вида, значительно шире и характеризуется существенным сходством перечней, имеющих место для общепроизводственных и общехозяйственных затрат. В эти перечни, как правило, входят расходы:

Образец приказа об утверждении накладных расходов вы можете найти в К+. Получите пробный доступ к системе и переходите к примеру оформления этого документа.

Подробнее о составе расходов общехозяйственного назначения читайте в статье «Счет 26 в бухгалтерском учете (нюансы)».

Из-за невозможности прямого соотнесения с конкретными видами создаваемой продукции (объектами) накладные расходы являются распределяемыми. Базу для этого распределения организация выбирает самостоятельно. Это может быть один из видов прямых расходов (материалы или оплата труда) или их общая сумма.

Расчет процента накладных расходов от прямых затрат

Для вопросов прогнозирования и принятия решений по ценам важен такой показатель, как соотношение прямых затрат и накладных расходов, точнее, та величина, умножив на которую имеющиеся прямые затраты (или сумму какого-то одного их вида), можно получить сумму накладных расходов, относящуюся к этим прямых затратам. Сам расчет этого соотношения достаточно прост: сумму накладных расходов делим на сумму прямых затрат или на величину одного из видов прямых расходов. Для выражения величины соотношения в процентах частное от деления умножают на 100%.

Первый такой расчет делается по плановой калькуляции (смете). В дальнейшем его результаты уточняются по мере накопления фактических данных. Для определения устойчивой величины соотношения прямых затрат и накладных расходов, обеспечивающих высокий уровень достоверности прогнозных расчетов, необходимо обработать фактические данные за достаточно продолжительный период.

Нормирование накладных расходов

Величина соотношения прямых затрат и накладных расходов законодательно не устанавливается. Каждая организация руководствуется особенностями собственного производственного процесса и собственными данными для расчета этого соотношения.

Однако для ряда отраслей существуют укрупненные нормативы накладных расходов, на которые организациям следует ориентироваться хотя бы при составлении плановых калькуляций с правом дальнейшего уточнения соотношения. Применять подобные нормативы рекомендуется при оценке затрат:

В большинстве этих документов определение процента накладных расходов рекомендуется осуществлять от фонда оплаты труда, входящего в состав прямых затрат. При этом он может устанавливаться разным для разных видов и условий осуществления работ.

Итоги

Установление процента накладных расходов важно для определения цен реализации продукции и осуществления прогнозов экономического характера. Первый такой расчет основывается на плановых данных. В дальнейшем соотношение расходов уточняется по мере получения фактических цифр. Пропорция между прямыми затратами и накладными расходами может устанавливаться от разных показателей прямых затрат (общей их суммы, общего объема какого-либо вида затрат, величины затрат, сформированных по конкретному объекту, его части или месту осуществления работ), что дает дополнительный материал для анализа и уточнения смет (калькуляций).

Источник

Что входит в состав накладных расходов

Любая предпринимательская деятельность предусматривает расходы. Тратиться приходится на разноплановые процессы и покупки: нужные для производства продукции, обслуживания оборудования, на закупку сырья, упаковку, транспортировку. А также на управленческие процессы, не говоря уже о заработной плате. Такая многофакторность затрат говорит о необходимости их классификации и раздельного учета.

Разберемся с понятием «накладные расходы», уточним, какие затраты можно к ним отнести и как их признавать в финансовом учете.

Что такое накладные расходы

Не все затраты в производстве переходят непосредственно в продукт и могут быть напрямую запланированы и учтены в его себестоимости. Тем не менее затраченные средства оказываются абсолютно необходимыми для изготовления продукции, ее реализации, продвижения на рынке, а также управления самой организацией.

Самым верным определением накладных расходов было бы «все остальные». Этот тип затрат не выделяется отдельной статьей в Налоговом кодексе РФ, естественно, там не прописана и их структура. При бухучете их также невозможно однозначно дифференцировать.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Законом закреплен перечень накладных расходов только в отраслях строительства и медицины. Все остальные предприятия должны определять накладные расходы самостоятельно, закрепляя это в своей учетной политике.

Принятое в бизнесе понятие накладных расходов подразумевает траты, которые нельзя отнести непосредственно к технологическим процессам производства, сопровождающие процесс производства, но не входящие в стоимость работы и сырья. Другое название накладных расходов – косвенные издержки. Из указывают при планировании и составлении смет как фирмы в целом, так и отдельных структурных подразделений.

Зачем учитывать накладные расходы

Самая очевидная цель – планирование будущей прибыли, на которую влияют все понесенные предпринимателем издержки. Но в отношении накладных расходов это связано с определенными трудностями. Если потенциальные прямые затраты можно довольно точно подсчитать относительно конкретных видов продукции, то довольно трудно определить, сколько косвенных издержек получится и как они распределятся при, например, расширении производства или подписании некоего договора.

ВАЖНО! Для адекватного определения себестоимости продукта нужно учитывать и распределять накладные расходы пропорционально прямым тратам – проводить калькуляцию издержек производства.

Что входит в накладные расходы

Косвенные издержки можно приблизительно распределить по 4 основным группам:

Где нужно указывать накладные расходы

Компания определяет нормы накладных расходов самостоятельно, если они не установлены законом (это характерно только для медицины и строительства), а также если фактически накладные затраты превысили сметные.

Эти данные обычно отмечаются:

Параметры распределения накладных расходов

ВАЖНО! Рекомендации по распределению накладных расходов от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Несмотря на трудности планирования косвенных издержек, это необходимая процедура, которую можно осуществлять несколькими методами:

ПРИМЕР РАСЧЁТА. ООО «Автоколесо» занимается перевозкой грузов. Фонд оплаты труда персонала составляет 8 млн. рублей в год. Коэффициент накладных расходов в 2016 году составил 80%, то есть 6 млн. 400 тыс. руб. Компания решила уменьшить накладные расходы, для чего уволила несколько человек. При этом фонд оплаты труда уменьшился на 20%, значит, накладные расходы ООО «Автоколесо» на 2017 год можно запланировать в сумме 5 млн. 120 тыс. руб.

Порядок расчета накладных издержек

Планирование и учет всех расходов, в том числе и накладных, производится в определенном порядке:

ВНИМАНИЕ! Нужно принимать во внимание законодательные лимиты для накладных затрат по конкретным статьям и нормы, определенные внутренними нормативными актами компании.

Законодательные лимиты относительно накладных расходов

Закон определяет состав и пределы накладных издержек в строительной и медицинской отраслях.

Строительные накладные расходы

В этой отрасли планирование накладных расходов особенно важно. Составляется смета, в которой отмечаются средние расходы по отрасли, которые входят в себестоимость строительной продукции или услуг.

Нормирование расходов в строительной сфере регламентируется Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве, утверждаемых Постановлением Госстроя России (отдельно по районам Крайнего Севера и приравненным к ним). В этих документах определяется коэффициент, который нужно применить для определения накладных расходов по определенной строительной деятельности, а также уточняется область ее применения. За базу принимается фонд оплаты труда строительных рабочих. Распределение коэффициентов проводится по таким основным видам строительства:

К СВЕДЕНИЮ! Накладные расходы по нормативам в строительстве нужно применять на стадии составления сметы, а также при расчете за выполненные работы.

Медицинские накладные расходы

Нормы и состав накладных расходов в медицинской отрасли регламентированы приказом Минздравмедпрома России № 60 от 14.03.1995 года. Согласно положениям этого приказа, в себестоимость медпомощи должны включаться все годовые затраты медучреждения:

За основу принимается фонд заработной платы медперсонала, оказывающего конкретные медицинские услуги, из расчета коэффициента в 1,5.

ВАЖНО! Как правило, в медицине накладные расходы значительно выше, чем в строительстве.

Источник

Расчет себестоимости услуг: практикум для главбухов и финдиров

Как посчитать процент накладных расходов. Смотреть фото Как посчитать процент накладных расходов. Смотреть картинку Как посчитать процент накладных расходов. Картинка про Как посчитать процент накладных расходов. Фото Как посчитать процент накладных расходов

Как правильно рассчитать себестоимость услуг по клиентам компании? Как распределять на себестоимость услуг прямые и накладные расходы? Что учитывать при отнесении расходов по отдельным статьям затрат на клиентов компании?

Руководству компаний, которые занимаются оказанием услуг, важно видеть себестоимость услуг в аналитике по отдельным клиентам. Это нужно для контроля и управления как общей рентабельностью бизнеса компании, так и экономической эффективностью работы с каждым клиентом.

На практике достаточно часто компании, не вдаваясь в детальный анализ причин снижения общей рентабельности, пытаются повысить ее за счет роста цен на услуги и в итоге теряют в объемах реализации и прибыли.

Предлагаем:

1. Проанализировать текущую ситуацию и выявить негативные факторы себестоимости услуг в разрезе клиентов компании;

2. Разработать методику расчета прямых расходов и распределения накладных расходов по клиентам компании;

3. На основе мониторинга динамики себестоимости услуг разработать предложения по снижению себестоимости работы с отдельными клиентами.

Анализируем текущую ситуацию

Всем, наверняка, знакомо: себестоимость услуг растет, рентабельность бизнеса снижается, а руководство требует срочно исправить ситуацию. Менеджмент оперативно составляет разнообразные планы по улучшению деятельности подразделений, но их реализация не приносит прогнозируемого улучшения показателей.

Естественно, возникает вопрос: почему не сработали предложенные мероприятия? Чаще всего потому, что не анализировали динамику себестоимости услуг в разрезе клиентов компании (или хотя бы их основных групп) — это позволило бы понять причины ее роста и адекватность ценовой политики по отдельным клиентам. Без такого анализа практически невозможно достоверно выявить негативные факторы и разработать действительно эффективные мероприятия по повышению рентабельности работы с клиентами.

Для анализа текущей ситуации необходимы аналитические данные о составляющих себестоимости услуг в группировке по прямым и накладным расходам.

Прямые расходы непосредственно связаны с оказанием услуги и отражаются в учете на счете 20, а в состав накладных включаются как общепроизводственные (счет 25), так и общехозяйственные (счет 26) расходы.

Прямые расходы относят сразу на себестоимость услуги, а накладные сначала аккумулируются в течение отчетного периода, а затем распределяются на себестоимость услуг по утвержденным в компании алгоритмам.

Изменения величины и состава себестоимости услуг надо анализировать в динамике за выбранный период.

Чтобы исключить влияние разовых или непредвиденных колебаний затрат, период анализа должен быть не менее шести месяцев.

Порядок анализа: формируется аналитическая таблица по формированию себестоимости в разрезе клиентов компании и на ее основе выявляются факторы, повлиявшие на увеличение себестоимости.

Как это сделать, рассмотрим на примере ООО «Альфа» (оказывает информационно-консультационные услуги). Результаты хозяйственной деятельности компании за шесть месяцев 2017 г. представлены в табл. 1.

Таблица 1. Отчет о прибылях и убытках компании «Альфа» за 6 месяцев 2017 г.

Показатели

Январь

Февраль

Март

Апрель

Июнь

Объем услуг

720 000

825 000

850 000

850 000

830 000

795 000

Прямые расходы

356 200

424 500

496 000

509 000

474 800

443 700

Накладные расходы

130 000

140 000

145 000

155 000

155 000

150 000

Всего расходы компании

486 200

564 500

641 000

664 000

629 800

593 700

Прибыль от услуг

233 800

260 500

209 000

186 000

200 200

201 300

Рентабельность бизнеса

32,5 %

31,6 %

24,6 %

21,9 %

24,1 %

25,3 %

Уровень прямых расходов

49,5 %

51,5 %

58,4 %

59,9 %

57,2 %

55,8 %

Вывод

Как видим, при устойчивом объеме реализации услуг рентабельность бизнеса снижается, а доля прямых расходов к объему реализации, наоборот, растет. Кроме того, на протяжении всего периода увеличиваются общехозяйственные расходы.

Отметим также непропорциональный динамике объемов оказанных услуг рост фонда оплаты труда, что сказывается и на увеличении зависимой от него статьи «Отчисления с ФОТ».

На снижение рентабельности повлияло и привлечение к выполнению работ внешних специалистов (статья «Субподряд»), а также постоянное увеличение расходов на командировки.

Таким образом, главные факторы снижения рентабельности бизнеса и роста себестоимости услуг в анализируемом периоде:

Однако этой информации явно недостаточно для того, чтобы понять причины роста себестоимости и разработать эффективные мероприятия по ее оптимизации. Необходим более детальный расчет себестоимости услуг по клиентам компании.

Методика расчета прямых расходов и распределения накладных расходов по клиентам компании

Алгоритм расчета себестоимости услуг по клиентам компании:

Как посчитать процент накладных расходов. Смотреть фото Как посчитать процент накладных расходов. Смотреть картинку Как посчитать процент накладных расходов. Картинка про Как посчитать процент накладных расходов. Фото Как посчитать процент накладных расходов

Сумма первых трех расчетов — это производственная себестоимость услуг для каждого из клиентов.

Добавив к ней результаты четвертого расчета, получим полную себестоимость услуг по клиентам компании, а значит, увидим, насколько рентабельна работа с каждым из клиентов и выявим причины более высокой себестоимости у одних клиентов по сравнению с другими.

Сформируем для наглядности полную себестоимость услуг для каждого из клиентов компании «Альфа» за июнь 2017 г. Для этого в соответствии с предлагаемой методикой сначала распределим прямые затраты, которые можно явно отнести на конкретного клиента компании.

Статья затрат «Фонд оплаты труда» за июнь — 260 000 руб. За этот же месяц сотрудники компании произвели работы у клиентов в количестве 420 часов.

В аналитике по сотрудникам и клиентам выработка часов за июнь представлена в табл. 2.

Таблица 2. Выработка часов по клиентам за июнь 2017 г.

Сотрудники

Заказчик 1

Заказчик 2

Заказчик 3

Заказчик 4

Всего

Итого работ

Так как размер заработной платы у сотрудников отличается, чтобы определить себестоимость услуг в части статьи «Фонд заработной платы» по клиентам, распределим заработную плату сотрудников пропорционально отработанному у клиентов времени.

Общее количество рабочих часов в месяце больше, чем потрачено на выполнение услуг, следовательно, напрямую разносится не весь фонд оплаты, а только та его часть, которая выплачивается за часы работы у клиентов.

Оставшаяся часть фонда оплаты труда сотрудников относится к условно-прямым расходам, поскольку выплачена за часы, потраченные на процессы внутри компании (совещания, планирование и отчетность по работе, обучение, работа на внутренние проекты компании и т. д.).

Распределяем общий фонд оплаты сотрудников на условно-прямые и прямые расходы по формулам:

Как посчитать процент накладных расходов. Смотреть фото Как посчитать процент накладных расходов. Смотреть картинку Как посчитать процент накладных расходов. Картинка про Как посчитать процент накладных расходов. Фото Как посчитать процент накладных расходов

Зная размер части фонда оплаты труда, которая относится на прямые расходы, и количество часов работы у клиентов по каждому из сотрудников, распределяем эту часть на себестоимость услуг для клиентов по формуле:

Как посчитать процент накладных расходов. Смотреть фото Как посчитать процент накладных расходов. Смотреть картинку Как посчитать процент накладных расходов. Картинка про Как посчитать процент накладных расходов. Фото Как посчитать процент накладных расходов

Итоги этих расчетов — в табл. 3.

Таблица 3. Распределение ФОТ на прямые и условно-прямые расходы

Распределение ФОТ на прямые и условно-прямые расходы

Сотрудники

ФОТ, руб.

Часов в месяце

Часы общие

ФОТ — условно-прямые расходы

ФОТ — прямые расходы

Итого

260 000

103 155

156 845

Распределение ФОТ по клиентам за июнь 2017 г.

Сотрудники

Заказчик 1

Заказчик 2

Заказчик 3

Заказчик 4

Всего

Итого работ

23 512

33 482

48 363

51 488

156 845

Как видим, по итогам работы в июне 2017 г. в составе фонда оплаты труда сотрудников отдела в общей сумме 260 000 руб. прямые расходы — 156 845 руб. и условно-прямые расходы — 103 115 руб.

Далее прямые расходы распределены на себестоимость услуг по каждому из четырех клиентов пропорционально времени, отработанному у них каждым сотрудником компании.

Прямые расходы по статье затрат «Отчисления с ФОТ» относятся на клиентов в размере 30 % от прямых расходов на ФОТ (общая сумма отчислений во все фонды согласно действующему законодательству).

Расходы по статье затрат «ЕНВД» на клиентов разносим в сумме 6 % от объема оказанных услуг (в соответствии с выбранным компанией режимом налогообложения).

Далее анализируем экономическое содержание статьи расходов «Обучение». Если обучение сотрудника проводилось именно в связи с выполняемой у клиента работой (например, ранее сотрудник не работал с программой, которой пользуется клиент), то такие расходы нужно отнести на себестоимость услуги для конкретного клиента.

В случае когда обучение сотрудника служит для общего профессионального развития, такие расходы следует признать условно-прямыми и не относить непосредственно на клиентов.

По статье расходов «Субподряд» отражаются затраты на привлечение внешних подрядчиков (экспертов, разработчиков и т. п.) для выполнения части договорных работ у конкретных клиентов, поэтому такие затраты мы можем сразу отнести на себестоимость услуг для конкретного клиента.

В нашем случае общие расходы на субподряд за июнь 2017 г. — 10 тыс. руб. Из них 4 тыс. руб. относим на Заказчика 2, 6 тыс. руб. — на Заказчика 4.

Расходы по статье «Командировки» распределяем аналогично статье «Обучение», т. е. если цель командировки — выполнение работ у конкретного клиента, эти расходы относим на этого клиента, а если командировка носит общий характер — к условно-постоянным расходам.

За июнь сотрудники отдела совершили три командировки на общую сумму 30 тыс. руб. При этом две командировки были к Заказчикам 1 (5 тыс. руб.) и 4 (15 тыс. руб.), а одна носила общий характер (посещение семинара) и обошлась компании в 10 тыс. руб.

Расходы по статье «Амортизация ОС» по своей сути не могут быть отнесены к конкретному клиенту и в полном размере являются условно-прямыми расходами, подлежащими распределению.

Результат распределения прямых расходов — в табл. 4.

Таблица 4. Распределение прямых расходов на клиентов компании за июнь 2017 г.

Статьи затрат

Заказчик 1

Заказчик 2

Заказчик 3

Заказчик 4

Всего

Итого расходы

40 365

62 527

74 872

105 935

283 699

Теперь распределим общую сумму условно-прямых расходов отдела, работающего с клиентами, — 162 101 руб., из них:

Чтобы расчет себестоимости услуг по клиентам был максимально достоверным, важно правильно выбрать алгоритм распределения общих расходов.

На практике такие расходы часто распределяют пропорционально суммовому объему услуг. Однако у разных клиентов может быть различная договорная стоимость услуги, и такой выбор исказит себестоимость услуги для клиента. Неоправданно большая часть общих расходов будет отнесена на клиента с большей договорной стоимостью, а у клиента с меньшей стоимостью себестоимость услуги, наоборот, будет занижена.

Как посчитать процент накладных расходов. Смотреть фото Как посчитать процент накладных расходов. Смотреть картинку Как посчитать процент накладных расходов. Картинка про Как посчитать процент накладных расходов. Фото Как посчитать процент накладных расходов

С учетом выбранного алгоритма формула для распределения условно-прямых расходов на клиентов компании «Альфа» будет выглядеть так:

Как посчитать процент накладных расходов. Смотреть фото Как посчитать процент накладных расходов. Смотреть картинку Как посчитать процент накладных расходов. Картинка про Как посчитать процент накладных расходов. Фото Как посчитать процент накладных расходов

В результате расчета по этой формуле условно-прямые расходы компании «Альфа» распределились по клиентам следующим образом (табл. 5).

Таблица 5. Распределение условно-прямых расходов по клиентам за июнь 2017 г.

Статьи затрат

Заказчик 1

Заказчик 2

Заказчик 3

Заказчик 4

Всего

Итого расходы

19 157

32 806

50 174

55 964

162 101

Следующим этап расчета себестоимости услуг для клиентов компании — распределение общепроизводственных расходов.

К общепроизводственным расходам относят затраты, которые непосредственно не связаны с процессом оказания услуг у клиентов, но обеспечивают сам процесс оказания услуг, например:

Алгоритм распределения общепроизводственных расходов на услуги для клиентов компании целесообразно использовать тот же, что и для условно-прямых расходов:

Общепроизводственные расходы отдела компании «Альфа» за июнь — 90 000 руб. Распределим их пропорционально отработанному у клиентов времени:

Общехозяйственные расходы относятся к процессам управления всей компанией и поэтому могут распределяться на себестоимость услуг по алгоритмам, отличным от процесса производства услуг. Например, не только по общей сумме затрат одним алгоритмом, но и по каждой статье по своему алгоритму.

Если отдельные затраты можно учитывать по конкретным подразделениям компании, сначала такие затраты относят на общехозяйственные расходы подразделения, а потом к ним распределяются общие расходы компании. Например, если у каждого подразделения компании есть отдельный прибор учета электроэнергии, то сначала на общехозяйственные расходы подразделения по статье «Электроэнергия» относится сумма затрат согласно показаниям, а затем к этой сумме добавляется часть общих затрат на электроэнергию, которые превышают сумму по приборам учета всех подразделений (то есть те затраты, которые не относятся к конкретным подразделениям).

Сложные составные алгоритмы распределения общехозяйственных расходов оправданы только в том случае, когда у компании имеются целевые показатели по ним и назначены сотрудники, ответственные за их достижение. В противном случае это напрасная трата времени и сил.

В большинстве случаев для распределения общехозяйственных расходов достаточно одного общего алгоритма, так как производственные службы не могут повлиять на размер общехозяйственных расходов, а значит, и отвечать за их долю в составе полной себестоимости услуг. Поэтому распределим общехозяйственные расходы компании «Альфа» на себестоимость услуг также пропорционально отработанному сотрудникам времени.

Общая сумма в 60 000 руб. распределена по клиентам в следующих пропорциях:

Данные о полной себестоимости услуг для каждого клиента отдела за июнь — в табл. 6.

Таблица 6. Полная себестоимость услуг за июнь 2017 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *