Как пороли женщин на руси
По традиции в древней Руси мужья пороли женщин, и это считалось обычным делом, и даже любовью. Правила указывали как пороть, чтобы не оставалось следов, и они не стали калеками. Ни у кого из женщин не возникало вопросов, за что их бьют, а воспринималось как должное, и даже обижались, когда их не трогали.
За что пороли женщин мужья в древней Руси
Не всегда был стереотип, что мужья должны женщин бить, тогда с них получиться человек. До 11 века, когда существовало язычество, а люди поклонялись природным богам, женщину ценили, и обожествляли. Отношение к ним изменилось после принятия христианства. Новая мораль священников, почему-то нашла все зло в обличии женщины. Поэтому ее следовало наставлять на путь истинный.
Главенствовать в семье стало принято мужчине, а он как пастырь своего «стада» должен был следить за моральным и духовным состоянием ее членов. К женщинам стали относиться, как к неразумным созданиям, которые не знают, как жить. Вот и пороли мужья женщин по поводу и без, чтобы ума набиралась. Это действие считалось благим, потому что так «спасали» их души. С женщины старались снять все пороки даны ей от природы и рождения.
Порка женщин настолько стала обычным делом, что они уже и сами воспринимали ее как должное. Некоторые даже считали, что если не бьет, значит не хочет, о ней заботится, а соответственно и не любит.
Как в древней Руси мужья пороли женщин
Усвоить уроки жизни женщинам «помогали» регулярные порки. Но из-за таких действий они могли остаться калеками, если не рассчитать силу. Поэтому в 15-16 веке появилась даже книга «Домострой» неизвестного автора. В ней излагалось в нескольких главах, как правильно мужчинам пороть женщин.
Советы касались, как и чем бить своих жен, а также детей, слуг и других работников, чтобы не нанести им увечья, но научить уму разуму. Мужчинам рекомендовалось при порке не трогать глаза, уши и другие важные части тела, чтобы она не осталась калекой. Избегать нужно было и тяжелых предметов, чтобы последствия не оказались печальными.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
За любую провинность — невкусно приготовленный обед, нерационально потраченные деньги — женщина могла получить «нравоучение». В селе не говорили «бить», говорили «учить», рукоприкладство вовсе не было чем-то неприемлемым, напротив, считалось обязанностью любого уважающего себя мужика («жену не бить — толку не быть»).
За какие провинности крестьянские женщины могли быть битыми
Такая жестокость объясняется риском зачать и родить ребенка от чужака. В крестьянской среде рождение нового члена семьи означало, что работать придется больше, а также делить ресурсы на большее количество людей. Перспектива кормить незаконнорожденного крайне нежелательна для главы крестьянской семьи. Не всегда физические истязания по отношению к изменнице были инициативой мужа. Нередко решение о наказании принималось на сходе, а супруг был лишь исполнителем.
Для преступлений против супружеской верности было актуально «вождение» или «посрамление» с элементами физического насилия. В селе Ярославской губернии обманутый муж запряг жену в телегу вместе с лошадью и стал наносить удары кнутом поочередно — то животному, то женщине. Таким образом крестьянин преодолел расстояние в 8 верст. Женщина скончалась.
Как пишет тамбовский историк В. Безгин, рождение ребенка женского пола тоже могло вызвать негодование родни, это связано с тем, что земельные ресурсы в сельском сообществе распределялись лишь в расчете на мужское население. Рождение девочки не сулило семье расширение надела. Случалось, что побои заканчивались смертью, существуют многочисленные свидетельства, подтверждающие летальный исход. Но такие уголовные дела вести было сложно, так как свидетели происшествия, как правило, давали ложные показания, защищая мужа-деспота от наказания.
Обращение в суд ухудшало положение вещей
Женщины, которые искали защиты у властей, рисковали. Такая позиция воспринималась сообществом как бунт против семейных традиций. В. Безгин пишет о следующих примерах. После рассмотрения дела в волостном суде Тамбовской губернии о побоях от мужа крестьянку-заявительницу ждало осрамление (публичное вождение по селу в знак осуждения), организованное супругом и свекром. Приговором суда был арест виновного на 7 дней. В Сараевском волостном суде, где разбиралось дело о принуждении свекром крестьянки к интимной близости, было принято наказать истицу за клевету. В качестве меры наказания назначен арест на 4 дня.
Жертва становится убийцей
Самый простой способ прекратить издевательства — вернуться в дом родителей — осуждался в крестьянском сообществе, так как противоречил православной морали. Не только женщина обретала плохую репутацию, но и те, кто ее приютил, получали звание потворщиков «бабьего своеволия». Жены, которые не могли выносить побоев, решались на убийство. Чтобы не встретить сопротивление физически более сильного человека, преступление совершалось, когда обидчик спал. Орудием убийства служили тяжелые предметы (топор, камень), которыми наносились удары по голове.
Способ, не вызывающий особой неприязни односельчан, — это отравление (как правило, мышьяком). Им пользовались более трети угнетаемых женщин, решившихся на убийство обидчика. Действующее законодательство никак не выделяло этот метод среди прочих, квалифицируя как преднамеренное убийство. Но в крестьянском сообществе демонстрировали некоторое снисхождение к отравительницам. Это объяснялось тем, что преступница действовала не открыто, не проявляла дерзости, не вела себя отчаянно.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Тайны Домостроя: почему на Руси пороли жен
Почему у наших предков было принято бить женщин? Если вчитаться в древние тексты и заметки о Домострое, то жен на Руси пороли для их же блага. Ведь баба — дура, нести за нее ответственность нужно было мужу, а до этого — отцу и братьям.
Нанесение регулярных побоев супруге сегодня карается законом — культурные устои ХХ века почти начисто смели устаревшие традиции, прописанные на Руси еще в Домострое — своде правил, определявших то, как строился быт и жизнь семьи.
Важную роль в изменении места женщины в обществе привнесла смена религии. После того как к нам завезли христианство, к дамам перестали относиться, как к равным. А ведь в языческие времена все было равноправно. Женщины, вступившие в брак (договорной или по любви, неважно) обладали правами. Вплоть до того, что могли потребовать развода, если брак не оправдал их надежд и чаяний.
Роль женщины в языческие времена
На Руси роль женщины во времена, когда молились живой природе, а не погибшему юноше из Иерусалима, отражалась и в наличии божеств. Божества тоже были женского рода, что характерно:
Крещение Руси довольно быстро выдернуло устойчивую почву из-под ног женщин. Новая мораль христианства (монотеизм вошел в быт русичей, заменив собой языческие устои) устанавливала недвусмысленно и жестко ведущую роль мужчины в семье. И женщина стала неким дополнением к мужчине, потеряв самостоятельность мышления.
Женщина была «при мужчине», а не рядом с ним. Партнерство из отношений пропало, появилась снисходительность, поскольку жену, мать или сестру стали воспринимать как существо не совсем полноценное. Вроде как дитя неразумное.
Жен пороли для спасения души — «наущать битием»
На мужа возлагали дополнительную ответственность, своего рода почетную обязанность — учить жену уму-разуму. Вообще, речь шла о том, что муж должен опекать жену, заботиться о ее нравственности и «спасении души», но на практике было не до разговоров. Обычно мораль сводилась к порке, регулярной и бездумной. Жен пороли, детей тоже — традиция, однако!
Так из века в век телесные наказания вошли в привычный обиход крестьян и стали считаться чем-то вроде профилактической работы. Выбить дур из этого изначально порочного существа — женщины. Писаные законы семейной жизни были перечислены в XV-XVI веках в Новгородской республике — литературный памятник «Домострой» учил, как правильно лупить жену. Как сидорову козу, вот как. Но не использовать тяжелые или металлические предметы — можно инвалидизировать, а это невыгодно. Жена должна пахать и рожать!
Самое страшное, что этот жуткий с современной точки зрения Домострой стал буквально квинтэссенцией моральных норм общества того периода. И дело «воспитания жены» описано подробнейшим образом. Жаль, что такой домострой постоянно наблюдали дети: с младых ногтей мальчики и девочки имели перед глазами образец поведения.
Психология домашнего насилия — бьет, значит, любит… бить
Дети исподволь вырастали либо жертвами, еще в детстве усваивающими безграничную моральную зависимость от насильника, либо агрессорами. Бьет — значит, любит. Что уж говорить о целом букете психологических отклонений от такого паттерна: пониженная самооценка, повышенная тревожность, маниакально-депрессивный психоз, садизм, меланхолия и пр.
Девочки, регулярно наблюдавшие побои матери и ее безропотность, перенимают такую манеру поведения и вырастают уже сложившимися жертвами. Не нужно говорить, что и мужа они подбирают ровно такого, как папа-садист. И на многие годы эта нерушимая связь «жертва – тиран» будет работать. Обрывается она лишь из-за смерти жены.
Телесные наказания на Руси
Поразили меня удивительные экспонаты: гравюры, старинные пыточные инструменты, фотографии. Жутко, но интересно было смотреть на реконструированные пыточные машины, разные инструменты для членовредительства, плети, кнуты, кандалы, терновый венец, щипцы для вырывания языка, веревки, топоры, секиры, красную рубаху палача и его кожаный фартук…
Путешествуя по закулисью истории, узнаю, что в стародавние времена палачи были необходимы на каторге. Даже само слово « каторга» происходит от слова «кат», а катами на Руси называли палачей.
На Сахалине в Александровской тюрьме отбывал наказание знаменитый палач Гостынский. Не хотел узник идти в палачи, но начальство приказало – ничего не попишешь. Было ему тогда 47 лет, а каторга у него была бессрочной. На своей шкуре испытал Гостынский лозы и плети, голод и холод, терять ему было нечего, и стал он палачом. Это был самый жалостливый палач на каторге, насколько это было возможно. У него плеть ложилась мягко и без боли.
Кнут и батоги пришли к нам от азиатских народов. Карали за прелюбодеяние жён, побои сыном отца, кровосмешение с сестрой и другие грехи.
Жестокие были тогда нравы. Особенно доставалось крепостным крестьянам. Их били батогами за недоимки. Нещадно наказывали и слуг. Крепостной человек без рубцов на спине был редкость.
Свидетелем публичной порки на Сенной площади в Петербурге стал теплым летним вечером Николай Алексеевич Некрасов, и это вызвало в нем такое чувство протеста, что поэт написал эти гневные, ставшие знаменитыми строки:
Вчерашний день часу в шестом
Зашел я на Сенную,
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из её груди,
Лишь бич свистел, играя.
И Музе я сказал: «Гляди
Сестра твоя родная!»
Телесные наказания в России существовали до 1904 года. Женщин отменили пороть раньше –в 1893 году. А розги оставались в арестантских ротах и военных тюрьмах до самой революции 1917 года.
Самое распространенное наказание на Руси было битье кнутом. По преданию кнут к нам пришел то ли от половцев, то ли от печенегов. По числу ударов битьё было « с пощадой», «с легкостью», «нещадное битьё», « с жесточью» и « без милосердия». От ударов оставались следы на теле и срам, избитый был опозорен. Ведь даже сам кнут или плеть изготовляли из полового органа быка, что само по себе было срамом.
Особо изощрялись в пытках при царе Иване Грозном. При нем виноватых закапывали в землю живьем и ставили надсмотрщика, чтобы не давали пить и есть. Иногда несчастных откапывали и отдавали в монастырь. Еще колесовали, подвешивали за ребро, сажали на кол, фальшиво монетчикам горло заливали металлом.
Хожу по музею, смотрю на пыточные приспособления и фильм о гильотине, слышу предсмертные крики и хочется скорее на улицу из этого страшного полумрака.
Выхожу на улицу, на светлый божий день, радуюсь солнышку и думаю, что иногда нужна такая встряска страхом. Человека всю жизнь сопровождает страх от темной комнаты и сказки про Бабу-Ягу в детские годы до страха смерти в старости.
Человеку нужен страх, чтобы победить его и стать сильным.
Наказание женщин на Руси.
Законодательство Америки приводится просто для ознакомления, как информация.
Недавно опять увидела на Дзене статью об арабах, а начиналась она так: «Вам все еще нравятся арабские мужчины, тогда посмотрите какие они жестокие», и далее рассказывалось на чем основано это мнение. Оказывается автор посмотрела фильм, шестидесятых годов о казнях женщин за измену на Востоке. В принципе, я это знаю, поэтому меня интересовали комментарии, которые я и прочитала. В общем-то все комментарии говорили о том, что за измену наказывали не только арабы, но и другие народы. Был такой комментарий «Автор знает, что на Руси тоже наказывали за измену?».
Сегодня рылась в своих черновиках с набросками для статей, и нашла интересный материал, возможно вы об этом знаете, а возможно и нет.
Наказывали женщин и в России, и на Востоке, и в Азии. Наказания, конечно сильно различались. В Средние века законы позволяли наказывать женщин физически за разные провинности. Самое жестокое наказание было за измену или прелюбодеяние.
Битье женщин в семье считалось делом обычным, мы прекрасно знаем, что и сегодня есть мужчины, которые с легкостью поднимают руку на женщину, причем во всем мире, не зависимо от цвета кожи, веры или национальности.
Считалось, что женщина существо, которое легко поддается соблазнам наверное это пошло от библейской Евы, поэтому, если женщина провинилась, то её можно и побить. На Руси был труд «Домострой», в котором подробно рассказывалось как стоит бить женщин. Бить стоило рукой или плетью, не наносить увечья, не использовать металлические предметы, не бить по лицу и глазам. В «Коране» тоже говорится об этом, и мне упоминают об этом постоянно.
С древних времен семьи были патриархальными, поэтому главенство мужа даже и не обсуждалось. Жена должна быть покорной обслугой и рожать детей, не иметь собственного я, и не перечить мужу, иначе можно попасть под горячую руку.
В былинах о богатырях Святогоре, Добрыне Никитиче рассказывается о том, как они убили своих жен за измену.
Добрыня Никитич, русский богатырь, так вообще был садист в нашем современном понимании. За измену жены, он сначала отрубил ей руку, приговаривая: «Эта рука мне не нужна», затем ногу с тем же приговором, затем губы обрезал, потом отсек нос, а уже затем отсек ей голову.
А в былине о Чуриле Пленковиче и его жене Екатерине описывается, как он ее разорвал за измену.
«Ён схватал ей, Пермята, да за черны кудри,
Он вытаскивал ей скоро вон на улицу,
Как спускалса бы он да со крута крыльця,
На одну ногу ступил ей, другу оторвал. «.
Причем жену могли казнить не только за поступки, но за и предположение, подозрение, по наговору.
О красоте женщин тоже ходит много баек и легенд в которых говорится, что все красивые женщины занимаются колдовством и ворожбой, и это не только на Руси. Вспомните времена инквизиции в Европе. Именно поэтому женщины-знахарки, которые занимались лечением людей, обладали даром предвидения или древними знаниями, уходили жить в леса по-дальше от населенных пунктов. Именно отсюда и появилась Баба Яга, которая жила одна в лесу.
Хотя Христианство и провозглашало, что муж и жена одно целое, но любая попытка главенства жены в семье жестоко пресекалась и осуждалась церковью и обществом. Муж должен был держать жену в подчинении. «. Яко не подобает жены звати госпожею. «. Толкование Козмы Халкидонского. Пытай учения Павлова к Тимофею пиша рече: Жене не велю учити ни владети мужем, но быта в молчании и в покорении мужу своему. Адам прежде создан бысть. Потом Ева створена. «.
Убийство жены оценивали менее сурово, чем убийство мужа. За убийство жены, муж выплачивал штраф 20 гривен, писалось в Русской правде.
Церковным указом князя Ярослава было закреплено право за мужем учить свою жену с помощью насилия. Если же жена поднимала руку на мужа, то она обязана была платить штраф 3 гривны.
За аборты наказывали как на Востоке, так и на Руси. Публичная смертная казнь устраивалась для устрашения других, чтобы неповадно было. На Руси могли посадить на кол, на Востоке огромный денежный штраф накладывается на всех, кто помогал сделать аборт, в том числе и на женщину. В Европе могли сжечь на костре живьем, как ведьму. Зачатие ребенка, это таинство Бога и вмешиваться в это нельзя.
В 19 веке на Руси в Ярославской губернии за супружескую измену, муж мог избить жену, причем порка была публичной. В Костромской, Тверской губернии за супружескую неверность было распространено наказание, муж впрягал жену в телегу, сам сидел в телеге, и подгонял жену плетью.
Еще в 1845 году был принят закон в котором говорилось, что мужу запрещается подвергать жену физическому наказанию, но он практически не работал. Примеров насилия крестьян над своими женами множество.
Жалобы на мужа всегда осуждались обществом, выносить сор из избы считалось предосудительным. Зачастую жена всегда была сама виновата за жестокое обращение с ней.
Закон о насилии в семье с 1993 года сорок раз выносился на рассмотрение, но так и не был принят.
А вспомните фразу, которая оправдывает насильников: «Сама виновата. «
В Европе и в России наказания прелюбодейства тоже были публичными, очень часто судьи могли придумать самостоятельно изощренное публичное наказание как для жены, так и для её мужа.
Расскажу немного о наказаниях на Дону. Как поступали Донские казаки с детьми и с женами, вы будете удивлены.
В записках Ригельмана существует информация о том, что Донские казаки с легкостью избавлялись от детей женского пола. В хрониках говорится, что казаки бросали детей в воду, чтобы дети не обременяли родителей. Затем с течением времени, когда мужского населения стало много, а женщин уже не стало хватать, перестали умертвлять девочек, их воспитывали для общей надобности.
Традиция умертвления младенцев известна по этнографическим запискам ученых, это было и в древней Спарте, и у древних арабов, и у древних евреев, т.е у христиан. Вспомните Царь Ирод об убиении младенцев.
Но шло время, менялись люди, менялись традиции и обычаи. В Исламе перестали умертвлять девочек, казаки тоже перестали избавляться от детей.
Мусульмане стали принимать и девочек и мальчиков. У многих народах считалось что сын несет богатство, это будущий воин, а девочка несет убытки. Сына воспитывали для себя, а девочку для других, потому что она выйдет замуж и уйдет из семьи. Именно по этому, у многих народов существует калым, выкуп невесты у родителей. На русских свадьбах тоже присутствует своеобразный выкуп невесты, как обряд, свадебная традиция.
Во все времена, у всех народов было четкое разграничение мужских и женских обязанностей. Мужчина добытчик, женщина хозяйка в доме. Главенствует в семье мужчина и никак по-другому. Женщина всегда была на второстепенном месте.
Рождение девочки в семье казака не вызывало бурю восторга, а рождение мальчика наоборот был праздник. При рождении девочки не грохотали пушки, и не раздавались выстрелы, это было тихое семейное торжество. Мальчику говорили, что он должен быть первым во всем, он будущий воин, а девочку учили быть покорной, тихой, подчиняться мужчине. Девочка должна быть добрая, ласковая, не перечить, её воспитывали как будущую хозяйку в доме. Уже в пять лет она умела вязать, шить, прясть пряжу, помогала матери по хозяйству. Сыном же занимался отец. На Дону существовал обряд посвящения ребенка в казаки. Как только у ребенка появлялся первый зуб его отец садил на лошадь, привязывал к поясу саблю и подрезал чуб. Отсюда пошло выражение «Держись казак, атаманом будешь».
Обряд расторжения брака у казаков описывался Ригельманом в хрониках.
Когда казак хотел развестись со своей женой, если она ему стала не нужна, то казак мог обменять её, продать, подарить. Существовал обряд, который описывается во многих этнографических хрониках, казак, которому жена стала не нужна, выводил её на улицу, водил по улицам и кричал: «Кому люба, кому надобна? » Казак рассказывал о её достоинствах: » Работяща, домовита, молчалива, но мне не гожа».
Если находился желающий, то они договаривались о цене, он мог отдать жену даже за попойку. Если же желающих взять её не находилось, то её отпускали на вволю.
Если жена была уличена в супружеской измене, или же в дерзости мужу и в неповиновении, или же в других преступлениях и повинностях, то её сажали в мешок, связывали руки и ноги, насыпали в рубашку песку или привязывали камень и бросали в воду.
А вот как описывает казнь за прелюбодеяние сам казак: «У нас, казаков, прелюбодейку сажали в мешок, в него камни и десять кошек. Всю станицу сгоняли к реке, и куль бросали в воду. Пока куль тонул, кошки со страху рвали плоть. Вся река окрашивалась кровью. Казаки часто годами были на войне, но никто не гулял. Казака насильника или соблазнителя просто убивали».
Многие исследователи этнографы говорят о том, что и свадьбы казаки часто заключали между собой без попов, поэтому такое вольное обращение с женщинами и было у них. Зачастую женами становились женщины другой веры, мусульманки, язычницы, что запрещала церковь. Свадьба без попов проходила без обряда венчания. Жена была в полной власти казака, он её кормил, одевал, защищал от других. Говорилось, что «казак беря женщину в жены, прикрывает её полами своей одежды».
«Жена моя, что хочу, то и делаю» почитайте по ссылке.
Возможно вам будет интересно современное законодательство США по поводу супружеской измены.
1. Аризона
2. Флорида
3. Канзас
4. Иллинойс
Фрэнк Синатра, вероятно, не стал бы считать Чикаго «своим городом», если бы знал об этом законе штата. Последствия для супружеской неверности в штате Иллинойс составляет до года тюрьмы для обоих .
5. Оклахома
6. Айдахо
Прелюбодеяние-это уголовное преступление, которое сопровождается штрафом до 1000 долларов и целых три года тюрьмы.
7. Мичиган
8. Висконсин
9. Миннесота
Если замужняя женщина вступила в половую связь с мужчиной, не являющимся ее мужем, независимо от того, состоит он в браке или нет, то оба они виновны в супружеской неверности и могут быть приговорены к тюремному заключению сроком не более одного года или к уплате штрафа в размере не более 3000 долл. США, либо к обоюдному наказанию.
Если семейное положение женщины не было известно обвиняемому в момент совершения акта прелюбодеяния, это служило оправданием и снятием вины с обвиняемого.
10. Юта
11. НЬЮ-ЙОРК
Супружеская неверность может привести к 3 месяцам тюремного заключения.
12. Миссисипи
За супружескую неверность, уличенные должны быть оштрафованы на любую сумму, не превышающую 500 долларов каждый, и заключены в тюрьму округа не более чем на шесть месяцев.
13. Штат Грузия
Прелюбодейство наказывается штрафом 1000 долларов или тюремное заключение сроком до года.
14. Южная Каролина
15. Северная Каролина
Супружеская неверность наказывается тюремным заключением на срок до 30 дней.
16. Мэриленд:
Закон штата Мэриленд рассматривает супружескую измену и двоеженство как “преступления против брака.»Хотя эти действия происходят в частном порядке в браке, они могут подлежать судебному преследованию как уголовное преступление и являются наказуемыми преступными деяниями в Мэриленде. Если вы пошли на свидание в кино или обманули своего супруга, то накладывается штраф за предательство, который составляет 10 долларов.
Вот такие обычаи и нравы. Все течет-все меняется.
Древние российские былины, собранные Киршею Даниловым. Издание подготовили А. П. Евгеньева,Б. Н. Путилов. М., 1977. №9.
С.В. Ворошилова. Практика волостных судов по делам о жестоком обращении мужей со своими жёнами.
С.В. Омельянчук. К вопросу о насилии против женщин в древнерусской семье.
Т.А. Сидоренкова. Комплексный подход к защите от насилия в семье.
В.С. Сидорова.Личные права и обязанности супругов в гражданском и уголовном законодательстве в России во второй половине XIX века.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов