Как пороли детей в школе

Первый выпоротый

В первый день сентября первоклассники ждали свою учительницу. В классе воцарилась несвойственная их возрасту тишина. А все потому, что Билли Мартин учил одноклассников уму – разуму. Его старший брат Стивен учился в пятом классе и подробно разъяснил брату про школу все, что посчитал нужным (конечно немного приукрасив). Стивен не забыл рассказать и про первую порку, которой сегодня обязательно кто-нибудь будет подвергнут. Приукрашенная вдобавок и Билли, история вселила настоящий ужас в его одноклассников. Нужно также учесть, что они были детьми нового поколения, в большинстве своем розог не знавшего.
Из всего класса дома пороли только Томми Смидта. Его отец записывал на бумажке все проделки своего сына и каждую субботу учил его жизни. Каждая проделка оценивалась в четыре удара розгой. Бывали же недели, в которые бумажка оставалась пустой. Тогда отец порол Томми за вранье, ибо, по его разумению, мальчишка не мог ничего совершить за целую неделю, а значит он просто не признался отцу в содеянном.
Обремененный таким большим опытом, Томми с тоской ждал еще одного мучителя.
Что же касается девочек, то некоторых из них мамаши заботливо шлепали время от времени, но не столько, чтобы причинить боль, сколько, чтобы показать свое недовольство.

Наконец, в классе появилась учительница. Она показалась всем такой милой. Глаза у нее были такие добрые. Но это конечно не помешает ей выпороть кого-то до полусмерти. Она поздоровалась, назвала свое имя и стала рассказывать про школу и школьные правила.

Эти слова дошли до Сьюзи Уорен. Ее никогда в жизни не наказывали, и она с ужасом смотрела на мисс Томпсон.

Сьюзи вдруг стало так грустно, и она так устала бояться, что вдруг разревелась. Учительница прервала свой рассказ и направилась к ней. От сознания того, что она обратила на себя внимание мисс Томпсон, Сьюзин плач превратился в рыдание.
По классу прокатился шепоток.

Мисс Томпсон подсела к Сьюзи и своей тонкой нежной рукой стала гладить ее локоны. Девочка не унималась.

— Почему ты плачешь? – ласково спросила мисс Томпсон.

Сьюзи посмотрела на нее своими большими карими глазами.

Она встала и вернулась на свое прежнее место у доски, под которой лежали розги.
В тот день никто не был выпорот. Это было в высшей мере странно, но Билли, все разузнавший у своего брата, объявил, что первая порка может быть и на второй, а иногда даже на третий день.
На второй день было три урока. На большой перемене дети выходили поиграть на улицу, после чего, в сопровождении своих учителей, возвращались в классы.
Мисс Томпсон не досчиталась одного ученика.

В тот момент в класс вошел другой учитель, рука которого была занята ухом Дэвида. Освободив руку, учитель рассказал мисс Томпсон о том, что Дэвид растоптал цветочный куст на школьном дворе.

Не было никаких сомнений в том, что Дэвид стане первым выпоротым, и дети с любопытством и страхом ждали, когда же она его выпоре до полусмерти? Дэвит тоже осознал это и, хныкая, подошел к мисс Томпсон.

Мисс Томпсон присела на корточки, чтобы хоть как-то сравняться с Дэвидом по росту. Ее длинная юбка раскинулась по полу. Она посмотрела малышу в глаза и спросила:

Она улыбнулась ему вслед. Но этой улыбкой никого не проведешь. Наверняка она выпорет его после уроков.

Каково же было удивление ребят, когда на следующий день они узнали, что Дэвид помог ей привести в порядок клумбу, мисс Томпсон угостила его печеньем и даже не попыталась высечь.
Дети были в смятении. Все было бы намного проще, если бы учительница высекла кого-то в первый же день.
Шли дни, и постепенно дети привыкли и к урокам, и к безмерно доброй учительнице, и к розгам, спокойно лежавшим на виду у всех.

Однажды, мисс Томпсон оставила ребятишек одних на школьном дворе, чтобы перевязать разбитую коленку Максу Райту. В это время, какая-то девочка из второго класса дернула первоклассницу Бэкки за косичку, та ответила, и началась драка.
Девочек разнял учитель второго класса Вильямс, известный нам по истории с Дэвидом. Он потащил обеих девочек в свой класс. Не особенно выясняя кто начал и в чем причина драки, он занялся розгами. Выбрав наиболее гибкую, учитель схватил и перекинул через колено девочку-второклассницу. Она также была давно знакома с этой процедурой и не сопротивлялась. Учитель освободил место наказания от многочисленных юбочек и начал экзекуцию. Пять прибольных раз обрушились на крошку. Она плакала, но ничего не могла поделать. Наконец, все закончилось, и плачущая девочка была водружена на то же место, где стояла раньше.

Учитель уже задрал ее юбочки, но на минуту
остановился перевести дух от внезапного
сопротивления.

— Я научу вас уважать старших! Вы получите десять ударов.

Экзекуция началась. Пронзающая, доселе невиданная боль потрясала бьющуюся в истерике девочку. Учитель же решил приложить максимум усилий к исполнению своего долга. Он медленно считал: один, … два, … три …, в перерывах приговаривая: «Маленькие девочки должна слушать старших». На счет шесть в классе появилась мисс Томпсон, прознавшая о случившемся. Она решительно направилась к экзекутору и выхватила девочку из его рук. Малышка уцепилась за ее шею и продолжала плакать.

— Это моя ученица, Вильямс, и ее воспитание – моя забота!

После этих слов она удалилась вместе с плачущей девочкой. Мисс Томпсон отвела ее в свою комнату на втором этаже и уложила в кровать.
— Тебе лучше поспать, крошка. Теперь все позади.

Месяц спустя, зашедшая в класс мисс Томпсон наблюдала такую картину: двое мальчишек, взяв в руки розги, пытались отхлестать друг друга. До начала занятий было еще двадцать минут, и они никак не думали, назначая дуэль на это время, что их кто-то застукает.
Когда мисс Томпсон попала в их поле зрения, мальчики встали как вкопанные. Побросав розги, они ждали, что она предпримет.

Мальчики бросились наперебой разъяснять учительнице все обстоятельства происшедшего.
Вилли сказал: «Мы теперь больше не друзья».
В этот момент мисс Томпсон что-то придумала, и от этого слегка улыбнулась. Мальчики не заметили этой улыбки. В общем, мисс Томпсон била серьезно-строга, и это их пугало.
Мисс Томсон наклонилась и подобрала брошенные розги. Она проверила их на упругость, пару раз отхлестав воздух, и положила худшую на место, оставшись с одной розгой. Мальчики опешили. В первый раз они видели этот предмет в ее руках.

Все их внимание поглощала эта розга в руках учительницы.

Мисс Томпсон остановила его.

— Значит вы все еще друзья, раз защищаете друг друга?
— Выходит, что так, мэм.
— Людей бить нельзя. Пообещайте, что больше так не сделаете.
— Обещаем, мэм.
— Кого из нас вы высечете?

Теперь мисс Томпсон улыбнулась заметно.

Прошли три года. За это время мисс Томпсон ни разе не применила телесных наказаний. Хотя она и ни разу не говорила, что никого не будет пороть. Просто между ней и ее учениками существовало никем ни озвученное соглашение, по которому дети изо всех сил старались вести себя хорошо, а она их не секла.
При этом способе воспитания ученики мисс Томпсон успевали лучше остальных и не без удовольствия посещали полные фантазии уроки своей учительницы.

Как-то в школе произошла беда. Двое семиклассников забрались ночью в школу и разворотили свой класс. Там их застал школьный сторож. Случай был беспрецедентный, и наказание было придумано соответствующее: по сто ударов розгой каждому. В течение пяти дней, ежедневно на двух переменах мальчики должны были получать по десять ударов, до полного исполнения наказания.
Для пущего эффекта порку сделали публичной. Все ученики школы должны были при ней присутствовать.
В первый день мисс Томпсон покорно привела своих учеников на открытый просмотр. Все было как в плохой пьесе. Учитель громогласно рассказал присутствующим о причине порки, как будто кто-то еще мог об этом не слышать. Чуть дальше от учителя стояли два мальчика, уткнувшись глазами в пол. После рассказа экзекутор демонстративно долго выбирал розгу, и началось. Таких жестоких ударов не получал еще никто, и всем было жаль хулиганов. В конце мальчики поблагодарили мучителя и были отпущены.
На протяжении всей порки можно было заметить как мисс Томпсон вздрагивала от каждого удара. Больше всего на свете ей хотелось уйти оттуда. Но она не могла этого сделать, как и не могла остановить наказание. Она была бессильна, и от этого ей становилось еще хуже.

В один из дней разразилась сильнейшая гроза, и на время перемены дети остались в классе. Мисс Томпсон предложила им порисовать и отправилась за бумагой. По возвращении, она услышала такой разговор:

Гордон встал со своего места, подбежал и Лизе и начал кричать: «Лиза – дочка пьяницы! Лиза – дочка пьяницы!»
Внезапно, рука мисс Томпсон схватила его за шиворот и потащила к доске. Она вытащила розгу и со всей силы стала пороть Гордона. Стоны мальчика и треск внезапно сломавшейся розги заставил ее опомниться. Она оглянулась, увидела испуганных детей, потом посмотрела на Гордона, глаза которого были полны слез. Мисс Томпсон ужаснулась от содеянного. Сломанная розга упала из ее руки, она бросилась а Гордону, обняла его и заплакала.

— Гордон, прости меня, я не должна была, я не имела права! Гордон, милый, извини!

Годон погладил ее по голове и сказал:

— Зачем вы извиняетесь, мисс Томпсон, я заслужил, вы сделали правильно.
— Нет, я не имела права, прости меня…

Она села на пол и, закрывшись руками, плакала.
Весь класс сорвался со своих мест и стал утешать учительницу.

— Вы не виноваты, мэм, он сам напросился!
— Если бы не вы, я бы сам ему двинул!
— Не плачьте, мэм, пожалуйста!

Немного успокоившись, мисс Томпсон обратилась к Гордону:

— Тебе было больно?
— Нет, мэм, не беспокойтесь. Вы совсем не умеете пороть детей. Вы не проверили розгу и не сняли с меня штаны.

Вот так и получилось, что гордон стал первым выпоротым в этом классе. Но он стал и последним, потому что мисс Томпсон больше никогда не брала розги в руки. Она часто вспоминала этот случай и никак не могла понять, почему так произошло.
Дети все так же ее любили.
Гордон и все остальные простили ей этот «проступок», как она прощала им их шалости.
Однажды, мисс Томпсон сказала, что в мире слишком много боли, чтобы еще и причинять ее детям нарочно. Наверное, она была права.

Источник

Глава 6 Школа и семейный совет

От автора: 18+.
Несовершеннолетним просьба покинуть эту страницу.

В ноябре 2016 года в Госдуму внесён проект о декриминализации побоев в семье. В начале ноября «Единая Россия» решила доработать документ, сославшись на широкий общественный резонанс. Данный шаг законодателей закрепляет российскую традицию безнаказанно бить детей. Исследования социологов показывают, что порке подвергаются более 60% детей, особенно усердствуют с ремнём родители: среди 18–24-летних непоротых оказалось 33%.
Ежегодно более 50 000 детей убегают из дома в попытке избежать избиений и издевательств вовне. 25 000 детей находятся в розыске.
***
В первых главах я рассказал о школьном учителе и садисте Иване Яковлевиче, его жене Лене и падчерице Вике.

Расстегни свои застежки
И завязки развяжи
Тело, жаждущее порки
Не стыдливо обнажи
Чтобы это тело долго
Без помехи прутом драть
Надо руки, надо ноги
Очень крепко привязать.
Чтобы глупые соседи
Не пришли бы посмотреть,
Надо окна, занавесить
Надо двери запереть

Стихи Федора Сологуба с небольшими изменениями взяты из тетради Ивана Яковлевича, переписаны его рукой

Глава 6. Школа и семейный совет
Из тетради Ивана Яковлевича

На новый учебный год я устроил Вику в школу, где сам работал учителем. Увы, Вика не дотягивала по знаниям до необходимого уровня. Чувствуя, что ей не отличиться в учебе, она решилась взять верх в другом. Спустя несколько недель мне стали жаловаться все учителя на несносный Викин характер.
«Будем исправлять!» – подводил Лену к мысли, что девочку надо воспитывать строго не изредка, а регулярно. До поры до времени Лена не соглашалась.
– Тебе только повод дай! Но и ты будешь заниматься с ней регулярно – иначе сам под розги ляжешь! – Говорила она.
«Я честно хотел применять в воспитании Вики только ласку!» – Иван Яковлевич честно доверил дневнику свою педагогическую неудачу. – Но Вика меня игнорирует!
Лена, моя лучшая в мире женщина! Я сам педагог знаю, что не каждая двойка, и не каждая тройка заслуживают наказания. Тут важно и отношение ребенка к учебе и его взаимоотношения с преподавателем и родителями. А Лена у меня, беременная! Скоро буду папой.

Из Тетради Ивана Яковлевича

С первых дней пребывания Вики в моей школе я столкнулся с большими проблемами. Вика очень способный ребенок. Я это понял, общаясь с ней летом. Но она схватывает на лету только то, что ей нравится. Предметы, которые ее не интересуют, пролетают мимо. Мало того, на нелюбимых уроках она начинает хулиганить.

Я не раз и не два предлагал Лене ввести регулярное телесное наказание для Вики. Я даже дал ей прочесть статью американского педагога доктора Дж. Добсона, где отстаивается идея о необходимости применения физических мер воздействия в ходе воспитательного процесса.
– Да он просто садист! Как, в общем, и ты! – Лена категорически не хотела воспитывать дочь таким образом считая, что достаточно убеждения или стояния в углу.
Но вскоре ей пришлось признать, что регулярное телесное наказание для непослушной девочки – необходимый момент воспитания.

– Просто не знаю, что делать, – говорила Лена, мучаясь от токсикоза. – Тошнит! Это уже третий звонок ее англичанки за последний месяц. На сей раз сказала, что она не делает уроки. Твержу-твержу Вике о том, как важно учиться, а она и не слушается.
– Прекрати вести себя с дочерью, как подружка! – посоветовал я. – Пора, наконец, показать, что ты мать. Спустись с небес на землю! Ты можешь разговаривать с ней хоть до посинения, а надо всего лишь взять ремень!
– Да знаю я, садист доморощенный, что ты давно мечтаешь совместить Вику и ремень!
– Именно это я и считаю, – ответил я, – давно пора поставить кушетку на середину комнаты. Ты же знаешь, я люблю Вику, как родную дочь, но ты представляешь, что мне приходится выслушивать про нее в учительской? Разве ты сама не видишь, что ее школьные оценки ползут вниз?

Затем наступил первый семейный совет.

Для большого семейного совета мы выбрали вечер субботы. Мы с Леной и Викой определили рамки Викиного поведения.
В первый пункт Лена сама внесла вранье.
Второй пункт школьная успеваемость.
Третий пункт плохое отношение к своим домашним обязанностям.
Четвертый пункт, шалости с вредными последствиями.
И, наконец, – недостойное поведение непосредственно перед наказанием.
– В общем, так, доченька, – строго сказала она, – с сегодняшнего дня у тебя начинается совсем другая жизнь. С этого дня за вот такие петиции в дневнике, а так же за двойки и тройки тебя ждет порка. Ясно!?
– Как видно, это не клетка, а рамки! – Добавил я. – По субботам будешь давать отчет о поведении и предъявить на подпись дневник.
Впрочем, был и пресловутый «шанс на спасение», который потребовала Вика, и ее мнение было учтено. На исправление двойки давалась неделя.

Вообще, мы с Леной договорились, что надо – знать и соблюдать меру соизмерять силу удара. Никогда не давать Вике ударов больше, чем определено на семейном совете.
Я знаю норов супруги, и если Вика рассердит ее по-настоящему – может войти в штопор и мне не раз и не два по-первости приходилось отбирать у нее ремень.
Ну, а когда наказание закончено, нужно пожалеть, успокоить, приласкать. Чтобы Вика быстрее отошла от перенесенных страданий, чтобы она поняла, что ее любят и желают только добра.

Из тетради Ивана Яковлевича

Первый семейный совет так возбудил меня, что я с трудом дождался ночи и даже отказался от просмотра футбола по телевизору.
Вика ушла спать, оставив нас вдвоем.
– Я люблю вас обеих! – честно сказал я.
Вы даже не представляете, как пахнет беременная женщина, при этом она твоя женщина. Я обнял ее за талию и прижался губами к бархатистой груди. Лена делала вид, что сопротивляется, слабо упираясь мне в грудь руками. Не владея собой, я стал покрывать ее лицо поцелуями, и она сразу поникла, ослабела.
Мои пальцы нащупали сквозь тонкое белье круглый живот.
– Что же ты остановился? – спросила она, и легла спиной на стол. Ее ноги тотчас же вздрогнули, согнулись в коленях, разошлись и оказались у меня на плечах. Лена изо всех сил вцепилась рукам в столешницу, а я закинул себе на плечи.
– У тебя замечательная попка! Она вызывает у меня плотские желания! При этом не только лицезреть, ласкать и пошлепывать, но и… укусить.
– ну кусни, раз тебе так хочется! – Согласилась Лена.

Мои пальцы перебегали по яблокам Лениных грудей, ласкали ее голову, волосы, плечи. Было мучительно, что не было еще рук, чтобы ими ближе, теснее прижать к себе ее тело.
– Ну почему я не Барбара Картенд! – Лена накинула ножки мне на плечи… Это была просто сказка! Слушай, почему мужики так обожают нас наказывать?
– Это просто! Однако английский зоолог Десмонд Моррис объясняет подобное накопление ягодичного жира следующим образом. В те времена, говорит он, люди, подобно всем остальным приматам, совокуплялись в положении «мужчины сзади» и женщины подавали сексуальные сигналы задом – как обезьяны. Чем «богаче» была эта часть женского тела, тем сильнее она привлекала мужчин. Но громоздкий зад доставлял много неудобств, и люди в конце концов перешли к позе «лицом к лицу». Вследствие этого груди увеличились в размерах, подражая обширным полушариям ягодиц. Так появилась более гармоничная женская фигура и попка, какой и остается в наши дни.
– Я не думала, что все так сложно! А я люблю и сзади и лицом к лицу. Главное, чтобы чаще!
Давненько я не испытывал такого припадка всепоглощающего наслаждения…

Шанс Вики на спасение
«Из дневника Ивана Яковлевича»

– Привет, ма! – небрежно поздоровалась Вика, закрывая за собой дверь и кладя портфель. – А что у нас на ужин?
Лена сидела на кухне, следя за картошкой, шипящей на сковородке. Увидев Вику, она встала.
– Вика, сегодня суббота и нам всем после ужина надо очень серьезно поговорить. – Будет семейный совет.
Вика была потрясена маминым официальным тоном, ее аппетит куда-то подевался. После ужина мы собрались в большой комнате.
– Почему ты не делаешь уроки? – Лена открыла дневник, изрисованный красными чернилами, и строго посмотрела на дочку.
– Ой, ма. – от волнения Вика переминалась с ноги на ногу. – Вчера я просто забыла о них, вот и все. Я исправлю! Мы жи договорились о шансе на спасение!

Вика с благодарностью посмотрела на меня. Она пракрасно знала мои воспитательные принципы. Наказание откладывалось с перспективой значительного уменьшения.
– За дачные приключения на веранде теперь мы квиты! – сказал я, улучив момент, когда Лены не было в комнате. – Но, пожалуйста, возьмись за ум!
Вика сидела на стуле и молчала. Так я встал на сторону Вики в семейном совете. Мне не хотелось, чтобы девочка видела во мне только палача, ищущего малейший повод для наказания.

На следующий день после школы я повел Вику в кафе-мороженое.
– Вика, я поставил перед девочкой коктейль. – Ты знаешь, что твоя мама беременна, у нее токсикоз и нервы на пределе, а я строгий.
– Вот так, дружба кончилась, на начавшись! – Вздохнушла Вика.
– Дружить мы будем, а наказание пойдет тебе на пользу, но если ты сама будешь понимать за что, и что мы с твоей мамой желаем тебе только добра!
По дороге мы зашли на рынок. В киоске, торгующим всякой всячиной для животных, я купил узкий собачий поводок.
– А у нас что, будет собачка? – спросила Вика.
– Собачка у нас будет по результатам твоей годовой успеваемости, – ответил Я. – А это пока для тебя.
Глаза девочки стали круглыми. Она попыталась вырвать свою руку из моей ладони, но ей это не удалось. Поводок самый обычный, коричневый, из узкой натуралтной кожи, без всякого дополнительного плетения.

– Не бойся, пока ты его не заслужила. Но он всегда будет висеть в шкафу!
Двойку Вика исправила.
Две недели после покупки поводка повода достать его из шкафа не находилось. Вика реализовала «шанс на спасение» и старалась вести себя прилично, сумела помириться с англичанкой и даже заработать четверку.
Но не тем она была человеком, чтобы взяться за ум.
К субботе появилась свежая двойка, Иван Яковлевич узнал, что эта оценка не заслужена падчерицей, а просто месть учительницы за прошлые шалости, и снова отказался наказывать девочку.

Источник

Как наказывали детей на Руси: Розги, горох, ложкой по лбу и другие методы, за которые сегодня лишили бы родительских прав

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Как пороли детей в школе. Смотреть фото Как пороли детей в школе. Смотреть картинку Как пороли детей в школе. Картинка про Как пороли детей в школе. Фото Как пороли детей в школе

Ложкой по лбу получи, если правил не учил

Как пороли детей в школе. Смотреть фото Как пороли детей в школе. Смотреть картинку Как пороли детей в школе. Картинка про Как пороли детей в школе. Фото Как пороли детей в школе

Розги на обложке букваря 1637 года

Как пороли детей в школе. Смотреть фото Как пороли детей в школе. Смотреть картинку Как пороли детей в школе. Картинка про Как пороли детей в школе. Фото Как пороли детей в школе

Еще одним видом наказания были розги. Это связка прутьев, вымоченных в холодной воде. Иногда для «пущего эффекта» розги вымачивали в соленом растворе. Высечь розгами могли ребенка любого сословия и за любую любой провинность. Это делали и родители, и школьные учителя. Порка розгами считалось полезной для растущего организма. В некоторых семьях проводили так называемые субботние порки, причём не за какие-то провинности, а так, для профилактики. Жаловаться на побои ребенку было нельзя. Более того, про отца, который не сечет детей, соседи говорили, что он не воспитывает своих отпрысков.

Розги были так популярны, что даже в 1637 году были изображены на обложке букваря, напечатанного Василием Бурцевым. На картинке учитель избивает ученика розгами, а остальные прилежно занимаются. Многие читали «Детство» Максима Горького и ужасались эпизоду экзекуции Алёши, когда суровый дед высек мальчика до потери сознания. В «Очерках бурсы» Николая Помяловского много места уделено физическим наказаниям, в том числе и розгам, читать это без содрогания просто невозможно.

В школах телесные наказания отменили только в начале 19 века. Что касается семей, некоторые родители и сегодня физически наказывают детей. Правда, используются не розги, а чаще всего обычный ремень.

На горох, или о том, как в старину не задумывались о здоровье коленных суставов

Как пороли детей в школе. Смотреть фото Как пороли детей в школе. Смотреть картинку Как пороли детей в школе. Картинка про Как пороли детей в школе. Фото Как пороли детей в школе

За неумение прилично себя вести ребенка могли посадить на хлеб и воду на несколько дней. Например, за громкий смех или разговор, недовольное выражение лица, комментирование слов старшего.

Как пороли детей в школе. Смотреть фото Как пороли детей в школе. Смотреть картинку Как пороли детей в школе. Картинка про Как пороли детей в школе. Фото Как пороли детей в школе

Сегодня это покажется невероятным, но в конце 18 века можно было привлечь к уголовной ответственности ребёнка, если ему исполнилось 7 лет. Это было прописано в Уложении о наказаниях. Если родители отчаивались перевоспитать свое чадо, считали его настолько непослушным, что справиться с ним просто невозможно, они могли отправить его в специальный смирительный дом на несколько месяцев (до полугода). Родители сами определяли длительность наказания и проступки, за которые ребёнок уезжал в казенное учреждение. В качестве причины чаще всего указывалось «неповиновение взрослым», «очевидные пороки», «разврат». Что под этим имелось в виду, сегодня сказать сложно.

Строптив – получи пощечину и голодай

Как пороли детей в школе. Смотреть фото Как пороли детей в школе. Смотреть картинку Как пороли детей в школе. Картинка про Как пороли детей в школе. Фото Как пороли детей в школе

Ограничение в еде относилось к очень популярному наказанию. Чаще всего лишали сладкого, а иногда могли вообще перестать кормить. Особенно доставалось тем, кто шалил во время церковной службы. Им прописывались земные поклоны в огромном количестве и строжайший пост в течение 12 дней.

Да, сегодняшнее ворчание родителей и угрозы отобрать мобильный телефон кажутся просто детским лепетом в сравнении с теми методами, которые применялись в старой Руси.

Изощренные наказания были не только для детей, но и для женщин. Били их почти за то же самое, а защититься они могли только так.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

«Розги — ветви с древа знанья». Как били детей на Руси

Фото: © Wikimedia Commons

Традиция суровых наказаний детей существовала на Руси на протяжении не одного тысячелетия. Как указывает Борис Миронов в книге «Социальная история России периода империи: XVIII — начало XIX века», крестьяне считали, что родительская любовь состоит в строгом отношении к детям, поэтому наказание в любом случае идёт на пользу ребёнку. И, конечно, они не упускали случая наказать своих чад.

Я тебя породил, я тебя и убью!

Строгое отношение к детям было свойственно не только крестьянам, но и представителям высших сословий. Уклад патриархальной крестьянской семьи строился на строгом подчинении младших старшим. Да и женщины были обязаны подчиняться мужчинам. Но чаще всего родители демонстрировали свою власть именно над детьми, которые должны были быть абсолютно послушны под страхом наказания.

Как правило, до семи лет дети больше общались с матерью, но потом мальчики постепенно переходили на воспитание к отцу. Детям прививали не только жизненно необходимые навыки, но и покорность родителям. Они имели огромную власть над детьми. В XVIII — первой половине XIX века, как и в более раннее время, отец легко мог продать детей или отдать в кабалу, желая погасить свои долги.

Поводы для наказания могли быть самыми разными. Например, как сказано в Уложении 1649 года, если дети в любом возрасте говорили родителям грубые слова, поднимали на них руку, они подвергались наказанию кнутом. Детям запрещалось жаловаться на родителей, а также судиться с ними.

Как пороли детей в школе. Смотреть фото Как пороли детей в школе. Смотреть картинку Как пороли детей в школе. Картинка про Как пороли детей в школе. Фото Как пороли детей в школеФото: © Wikimedia Commons

При этом родителей могли наказать только в том случае, если они ненароком убивали своих детей в процессе воспитания. За убийство ребёнка они приговаривались к году тюрьмы и церковному покаянию. Но за любое другое убийство без смягчающих обстоятельств полагалась в то время смертная казнь. По мнению историка Ричарда Хейли, столь мягкое наказание родителям за их действия способствовало развитию детоубийства.

В конце XVIII века закон позволял родителям заключать непослушных и ведущих неправильный образ жизни детей в специальные смирительные дома. В «Уложении о наказаниях уголовных» 1845 года было прописано, что отправить в это исправительное учреждение детей можно на срок от трёх до шести месяцев. Впрочем, родители на своё усмотрение могли сократить этот срок.

О воспитании детей было сказано также в документе «Устав благочиния или полицейский» 1782 года, подписанный Екатериной II. Позже эти постановления вошли в Свод законов 1832 и 1857 годов.

Розги — ветви с древа знанья

Телесные наказания применялись к детям чаще всего в школах. Как пишет Борис Миронов, начиная с XVII века и до 1860-х годов телесные наказания считались главным воспитательным средством. В качестве примера он приводит воспоминания декабриста Владимира Штейнгейля.

Согласно сохранившейся статистике, в 1858 году в 11 гимназиях Киевского учебного округа из 4109 учеников телесному наказанию подвергся 551 из них, что составляет 13% от общего числа. В отдельных гимназиях процент наказанных розгами учащихся достигал 48%.

Известный поэт-сатирик XIX века Василий Курочкин даже написал стихотворение, воспевающее воспитательную функцию порки розгами.

Также применялись и другие наказания, в том числе удары верёвкой и стояние на коленях на горохе.

Просвещённое воспитание

В XVIII веке закон не устанавливал пределов наказания детей, по-прежнему исключая лишь возможность их убийства. Наказание трактовали как воспитательную меру. Правда, с 1845 года родители, перестаравшиеся с поркой и нанёсшие увечье или рану ребёнку, подлежали наказанию.

Физическими наказаниями не гнушались как крестьянские, так и мещанские, купеческие и дворянские семьи. Оправдывалось это тем, что детская натура по существу зла, из-за чего необходима усиленная борьба с заложенными в душе ребёнка зачатками пороков. А дети, воспитанные в строгости, будут более склонны к добру.

При этом Екатерина II в своём труде «Наставление к воспитанию внуков» призывала отказаться от насилия.

Екатерина II опередила время, потому что лишь во второй четверти XIX века взгляды на воспитание детей стали серьёзно меняться. Ребёнок перестал восприниматься как существо, наполненное злыми чувствами и помыслами, поэтому воспитание больше не сводилось к выколачиванию из чада пороков.

Семьи относились к отмене физических наказаний по-разному. Некоторые родители всё равно применяли наказания к детям, особенно к мальчикам, считая, что если не бить их «с умом», то вырастет «размазня».

Постепенно телесные наказания стали запрещать в школах. В 1864 году приняли «Устав гимназий и протогимназий», в котором телесные наказания были отменены.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *