Как похвалить сотрудников за работу
Похвала как способ мотивации: зачем хвалить себя и своих сотрудников
В России сотрудников чаще принято ругать. А вот похвала за хорошо выполненную работу в корпоративной культуре отечественных компаний приживается сложно. И даже если начальник понимает, что поощрение будет полезно, теплые слова в адрес сотрудника он может произнести с трудом. Почему?
Руководители чаще всего воспринимают хорошую работу как нечто само собой разумеющееся, ведь это работа, и хорошо выполненная работа — обязанность по трудовому договору. Зачем хвалить за то, что человек и так обязан делать, и делать хорошо. А за это ему платят зарплату. Если очень хорошо идут дела, то, может быть, и премию можно дать. Именно денежное вознаграждение признается как самое действенное средство мотивации сотрудников. Однако, умение хвалить сотрудников может оказаться для компании гораздо более эффективным инструментом, чем денежная мотивация.
Ранее мы уже писали о нашем коммуникативном тренажере iTopica. Осознав актуальность проблемы, мы решили сделать отдельный курс по прокачке навыка “хваления”. А помогает нам в этом тренер, автор курсов по личному развитию и коммуникации, доцент факультета психологии Сибирского независимого института Людмила Семенова.
Мы не хвалим друг друга. Мало того, нам сложно похвалить даже самих себя. У каждого из нас бывают моменты тотального самобичевания. А моменты, когда мы целенаправленно хвалим себя за сделанную работу?
Почему у нас люди привыкли больше критиковать себя и друг друга, чем хвалить?
Обратимся к нашей истории. После войны люди восстанавливали разрушенное хозяйство, было трудно, все были заняты элементарным выживанием. Наша страна понесла самые большие людские потери, выживали вместе, поддерживая друг друга делом, а не словом. И традиционно возникло убеждение: хочешь поддержать — поддержи делом.
Как росли дети в этот период времени, какие привычки они впитали с самого рождения? Стране были нужны рабочие руки, мужчин осталось мало. Поэтому это были руки женщин и детей. Послеродовой отпуск был всего 56 дней, а потом женщины возвращались к работе. Для ребенка это означало нехватку важных тактильных стимулов. Мама не носила его в слинге, как это делают сейчас. Одна няня на 30-40 детей — это не то же самое, что мама на одного ребенка.
В первую очередь здесь идет речь о том, как человек, ребенок, чувствует себя в безопасности. Это базовая потребность каждого человека. Первоначально эту потребность эмбриона удовлетворяет мама: даёт пищу, тепло, поддержку. После рождения и в течение жизни функции безопасности начинают выполнять другие люди, в другой форме и сам человек. И вот это поколение людей выросло с физической нехваткой безопасности и поддержки. Они ищут одобрения, которое недополучили в детстве, а поскольку в культуре это не принято, не находят его.
Кроме культурных особенностей есть еще установка, опасение: «Если я буду тебя хвалить, ты зазнаешься. А зазнайка всегда страдает в коллективе». Другое формируется по привычке: если родители гоняли, а я вырос нормальным, то так и нужно относиться к детям.
Негативный опыт очень сильно влияет на нас. Знакомая многим ситуация: молодой специалист старательно делал работу. Вот он с волнением показывает результат на собрании, а руководитель говорит, что это, мягко говоря, ерунда. Противный осадок надолго останется у новичка. А особо восприимчивые люди могут вообще перестать заниматься своим делом.
Человек многое делает сам, не ожидая, когда кто-нибудь сделает это за него. Мы сами ходим, говорим, едим и выполняем другие необходимые нам дела. Но когда дело доходит до поддержки, то мы хотим получить ее от других, например, от родителей, в качестве знака принятия ими нас как своих детей.
Признание — такая же нужная часть для социального выживания, как еда для физического функционирования. И мы можем давать признание и поддержку сами себе.
Каков он, человек с высокой самооценкой и уверенностью в себе, который может спокойно выслушать любые критические замечания? Это человек с чувством абсолютной значимости своей жизни для мира, социума, семьи. Именно такой человек чувствует себя в безопасности в обществе.
Если такому человеку сказать, что у него пятно на штанах, он поблагодарит, отряхнется и пойдет дальше. А другой — провалится от стыда.
Привычку хвалить себя можно осознанно выработать. Когда мы делаем какой-то шаг, неважно, большой или маленький, соразмерно этому шагу нужно сказать «Да, я это сделал хорошо». Таким образом наращивается и крепнет оболочка уверенности, безопасности.
Мы движемся к самодостаточности и адекватности восприятия. Сначала мы транслируем это себе, потом кому-то еще. Так мы проверяем свои успехи на адекватность.
Когда мы сами себя хвалим, говорим себе комплименты, одобряем свои действия, это работает как насос, который накачивает человека энергией.
В коммуникациях всегда лидируют люди с большим количеством энергии. Если гнобить себя, недооценивать, все каналы энергетической проводимости закроются, и просто нечего будет дать ни себе, ни людям. Ваш внутренний сосуд опустошается.
Есть утверждение «Окружающие относятся к вам так же, как вы сами относитесь к себе». И это правда.
Если вы осознаете, кто вы, что вы можете, трезво оцениваете себя, являетесь экспертом в своей области, то у вас есть внутренняя энергия. Если вы себя уважаете, вы это транслируете другим людям. Их зеркальные нейроны, в свою очередь, помогают адекватно воспринимать ваше поведение.
Уверенный в себе человек признает как свои сильные стороны, так и слабые. Самовлюбленность — это внутренний конфликт, при котором мы убеждаем себя, что мы в чем-то хороши, но осознаем, что это, на самом деле, не так. Окружающие это бессознательно считывают.Если мы будем демонстрировать излишнюю любовь к себе, нам обязательно дадут об этом знать.
В вашей работе совершенно точно есть моменты, которые вам нравятся. Неважно, что именно, но это есть у каждого человека: будь то соблюдение сроков, выполнение плана или что-то ещё. Просто скажите себе, что вы это сделали хорошо.
Нельзя себя хвалить там, где нет внутреннего ресурса на это. Это действительно сложно. Похвала состоит из двух аспектов:
Когда мы хвалим других, наши мышцы учатся произносить добрые слова. Помните советский фильм про Хоттабыча? Там у мальчика Гоги под воздействием магии вместо бранных слов изо рта доносился собачий лай. У многих людей и без волшебства так случается: даже когда они хотят сказать что-то хорошее, на выходе получается критика. Например, руководитель понимает, что сотрудник проделал большой объем работы, но еще есть что исправить. Можно было так и сказать: «Вижу, что ты хорошо поработал. У меня есть еще несколько пожеланий». А по факту получается обидное «Переделывай».
Хвалить себя сложно. Чтобы начать прививать привычку, хвалите других. Когда мы видим, что кто-то делает свое дело хорошо, нам не так трудно сказать об этом. Когда мы хвалим другого человека, происходит обмен положительной энергией.
Если есть блок для похвалы людям, можно делать это с природой, неодушевленными объектами. Похвалите розы, за то, что они красиво цветут, или их чудесный запах; книгу, за то, что она интересная. Вам ничего не стоит это сказать, а привычка будет прививаться. Чем крепче будет привычка, тем больше будет энергии прокачиваться и тренировать ваши энергетические каналы.
Есть принцип «Куда внимание, туда энергия». Согласно ему, человек, который сосредоточен на грязи, будет всюду видеть грязь. Человек, который видит хорошее, будет окружен хорошим.
Рекрутинговая компания HAYS в 2018 году провела исследование факторов, которые выступают мотиваторами и демотиваторами в работе сотрудников российских компаний.
64% сотрудников ответили, что могут быть демотивированы недружелюбной корпоративной культурой,
При этом в том, что касается мотивации:
Для 60% опрошенных оказалась важна личность руководителя,
По этим данным вы можете убедиться, насколько доброе отношение важно для поддержания рабочей атмосферы. Похвала не заменяет премии. Деньги обеспечивают нам комфортную жизнь. Но это лишь часть безопасности. Когда мы чувствуем себя в рабочем коллективе комфортно, имеем хорошие отношения с коллегами, безопасность становится максимальной.
Человеку важно знать, что он вносит вклад в общее дело, несет ценность для проекта. Мало кто хочет работать просто для того, чтобы работать.
Похвала — это признание вклада человека, признание того, что его работа важна для общего дела. Это не значит, что его нужно бесконечно хвалить просто так.
Но как определить, за что стоит хвалить подчиненных? Понятно, что сотрудники разные. Какая-то часть работы выполняется лучше, какая-то хуже. За счет поддержки определенных сотрудников формируется производственный ритм, чтобы все делалось в срок и с нужным качеством. Одобрением можно этого добиться.
Хвалить сотрудника нужно за те положительные качества, которые он регулярно проявляет и которые стоят в приоритете для организации. Это может быть оперативность, самостоятельность, пунктуальность.
У многих руководителей наблюдается недостаточная личная прокачанность, они могут быть грубыми. Из-за этого происходит текучка кадров, а в самом коллективе царит токсичная атмосфера. В стабильных компаниях сформированы человеческие принципы.
Краткое руководство по нематериальному поощрению сотрудников. Как выразить признательность команде
Основные принципы и актуальные советы для эффективного поощрения сотрудников в динамично развивающихся организациях (например, стартапах)
«Люди редко работают в полную силу, если их постоянно критикуют, а вот честное признание заслуг может пробудить в них лучшие качества».
— Дейл Карнеги
Если ваша компания проводит внутренние опросы для оценки общего уровня удовлетворенности сотрудников, вы наверняка знаете, что одной из главных причин неудовлетворенности является «отсутствие нематериального поощрения».
Почему компании должны заниматься поощрением сотрудников?
Многочисленные исследования доказывают, что индивидуальное поощрения является одним из важнейших факторов, влияющих на продуктивность работы.
С учетом того, как дорого работодателям обходятся замены, становится очевидно, что процесс признания заслуг сотрудников должен стать для компании первостепенным приоритетом.
В особенности это касается стартапов и других динамично развивающихся организаций, где большая часть руководящего состава обладает не слишком богатым опытом управления людьми.
Ниже представлены 5 основных принципов, позволяющих руководителю выразить признательность своей команде, а также примеры конкретных практик, которые мы использовали у себя в iPrice, чтобы сделать регулярное выражение признательности неотъемлемой частью корпоративной культуры.
1. Хвалите честно и конкретно
Простой благодарности за «хорошую работу» или «усердие» недостаточно. В каждой благодарности должно быть уточнение, почему те или иные действия важны для вас или для компании. Каким образом то, чем занимается сотрудник, приближает вас к заветной цели?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно располагать конкретными фактами. В большинстве случаев результат зависит от совместных действий нескольких участников. Если вы не уверены, кто именно внес свой вклад в общее дело, прежде, чем публично кого-то хвалить, составьте список всех участников.
Благодарность за участие в совместном проекте iPrice и Samsung Indonesia
Кроме того, похвала должна быть своевременной. Хвалите сотрудников, не дожидаясь формального повода (например, момента составления ежемесячного/ежеквартального/ежегодного отчета). Если вы промедлите, информация забудется, и похвала будет звучать фальшиво.
2. Хвалите публично, критикуйте с глазу на глаз
Публичное выражение признательности добавляет веса вашим словам и сильнее побуждает людей к действию. Кроме того, так вы сможете сообщить о ценностях своей команды всей организации.
Исключение составляют сотрудники, которым не нравится, когда их публично хвалят. В обязанности каждого руководителя входит знание особенностей каждого сотрудника и его предпочтений.
Что же касается критики, любое ее проявление в присутствии посторонних может иметь негативные последствия. Например, человеку, которого вы публично критикуете, будет сложнее принять ваши слова из-за естественной защитной реакции. Если вам нужно покритиковать кого-то по электронной почте, пошлите ему персональное письмо, удалив из поля для адреса имена всех остальных участников обсуждения.
(В качестве альтернативной трактовки этого совета можно привести цитату Уоррена Баффетта: «Хвалите поименно, критикуйте в целом»)
3. Похвала должна исходить не только от непосредственного начальника
В большинстве случаев похвала естественным образом исходит от непосредственного руководителя, однако это вовсе не означает, что все остальные не могут хвалить ваших сотрудников. В частности, похвала может исходить от:
Команда контент-маркетинга iPrice обсуждает первую публикацию одного из сотрудников
Общение между командами
Предположим, что отдел продаж подготовил презентацию, в которой были использованы результаты работы отдела маркетинга. Если бы вы руководили отделом маркетинга, вы могли бы разослать презентацию своим подчиненным, чтобы они знали, что коллеги из соседнего отдела ценят их труд.
4. Отмечайте проделанную работу, а не только конечный результат
Любой человек может полностью контролировать усилия, прикладываемые к достижению поставленных целей, а вот результат, к сожалению, нет.
Если вам кажется, что в любой работе важен лишь результат, скорее всего, ваши подчиненные испытывают проблемы с мотивацией. Это замечание в особенности касается стартапов, которые по умолчанию функционируют в условиях нестабильного рынка.
С другой стороны, не стоит хвалить сотрудников за то, что они просто следуют установленному порядку. Это может повредить их стремлению и способностям внедрять инновации. Вам нужно заставить людей работать усердно и проявлять творческий подход, чтобы достичь поставленных целей, поэтому вы должны знать, чем они занимаются, и объективно оценивать факторы, которые они могут контролировать.
Таким образом, вы можете хвалить людей до того, как они достигнут каких-либо значимых результатов, и отмечать мелкие победы, чтобы мотивировать их в долгосрочной перспективе.
5. Уделяйте равное внимание всем сотрудникам
Если в вашей команде есть сразу несколько неутомимых работников, которые активно стараются оправдать ваши ожидания, велик риск, что вы забываете хвалить всех остальных.
Это может привести к тому, что люди, которых вы постоянно хвалите, будут чувствовать себя неловко, а все остальные будут им завидовать. Разумеется, это неправильный подход.
Старайтесь хвалить всех с одинаковой частотой, делая акцент на пропорциональных улучшениях каждого члена команды. Если человек выбрал правильное направление развития, рано или поздно он добьется успеха, и неважно, насколько мелкими шагами он к этому успеху идет, и вам необходимо это поощрять.
Что еще можно сделать для развития практики выражения признательности?
Мы в компании используем два всеобъемлющих приема.
«Обезьяна по имени Упс»
Идея полностью принадлежит Ким Скотт (@kimballscott), бывшему руководителю из Google и Apple и автору великолепной книги по управлению людьми «Радикальная искренность».
Вот в чем заключается эта идея:
Кит. После каждого общего собрания я предлагала выбрать человека, у которого в течение следующей недели будет жить кит. Каждый член команды вставал и рассказывал о выдающихся достижениях своих коллег, а победитель прошлой недели решает, кто получит кита на этой неделе.
Обезьяна. А еще у нас была обезьяна по имени Упс, которую получал тот, кто больше всех облажался. На том же самом собрании любой сотрудник мог встать с места, рассказать свою историю, предупредить коллег о возможных ошибках, забрать себе обезьяну и получить прощение.
Мы ввели аналогичную систему в iPrice, и она действительно творит чудеса! Мы лишь добавили ей немного индивидуальности, заменив кита и обезьяну на льва и петуха.
Петух iPrice
Канал #ThankYou в Slack
Через 48 часов после открытия канал обрел огромную популярность среди сотрудников компании.
Заключение
Как показывает наш эксперимент с каналом #thankyou, стремление выражать признательность заразно и распространяется по компании со скоростью ветра.
Если выражаться научным языком, можно процитировать слова Ли Уотерс:
«Обладая эффектами заражения и облагораживания, выражение признательности усиливается, охватывает всю организацию и с большой долей вероятности положительно влияет на уровень удовлетворенности всех сотрудников».
И наконец, самый главный принцип заключается в том, чтобы нанимать людей, которых действительно волнует то, что происходит вокруг. Если ваши руководители ценят усилия сотрудников и с радостью наблюдают, как те двигаются к своим карьерным целям, им не составит труда выразить признательность естественным образом.
В заключение хотелось бы вспомнить фразу из статьи Дэвида Новака:
Спасибо за внимание! Если вам понравилась статья, не забудьте поставить ей лайк и обязательно порекомендуйте ее знакомым!
Как похвалить сотрудника. Примеры.
Раздел блога «Обо всем» изначально создавался для публикации статей не совсем соответствующих общей тематике блога. Но время от времени мне хочется делиться новыми знаниями, большинство из которых я получаю на тренингах.
Сегодняшняя статья будет посвящена теме: «Как правильно похвалить сотрудника».
Недавно, мне как раз удалось побывать на тренинге для руководителей и владельцев серьезных сетевых компаний, и одна из тем касалась вопроса: «Как мотивировать сотрудника».
Конечно можно увеличить ему зарплату, или периодически радовать премией, но во-первых, есть такие типы людей которые слабо мотивируются материальным способом, а во-вторых, в принципе не возможно постоянно раздавать деньги, иначе как это не целесообразно.
Поэтому есть один очень замечательный способ мотивации сотрудника без материальной составляющей и естественно это похвалить его.
Проведено очень много исследований касательно данного способа и если правильно и своевременно хвалить своего сотрудника, то его эффективность вырастит как минимум в 2 раза.
После прочтения данной статьи попробуйте поэкспериментировать на одном из ваших работников и результат не заставит себя ждать.
Вспомните, если вы когда-либо работали и у вас был руководитель, возможно он у вас есть и сейчас, и если он вас хвалит, насколько это заряжает вас на новые достижения и подвиги..
Когда тебя хвалят, тебе как ребенку это приятно, даже на подсознательном уровне.
Как похвалить сотрудника.
Если вы думаете что сказать своему работнику такие слова, как «молодец», «так держать», «красавчик», его это мотивирует, то вы ошибаетесь и на это есть ряд причин.
Во-первых это не искренне — это обычные слова, которые он может слышать каждый день от друга, от коллег, да от кого угодно, поэтому они приелись и они не воспринимаются должным образом, в следствии чего такая похвала не даст вам нужного эффекта.
Я же сейчас напишу вам простой алгоритм, который работает на все 100% и приведу пример, как правильно им пользоваться. Проверьте его и вы увидите как это положительно скажется на КПД вашего сотрудника.
А теперь пример, предположим вы руководитель отдела продаж и вам необходимо похвалить своего сотрудника.
Ситуация — Евгений, у нас были сложности в достижении результата по объему продаж.
Действие — Но тебе удалось профессионально сработать и несмотря на все препятствия, достичь поставленной нашему отделу цели.
Результат — В результате чего, наш отдел снова занял лидирующую позицию по региону и мы показываем положительную динамику и рост.
Похвала — Ты снова показал, что ты отличный специалист и тебе посильна любая задача, с чем искренне поздравляю тебя.
Можно потренироваться дома на жене/муже
Ситуация — Дорогая, я знаю как ты сильно устаешь дома с нашим маленьким сыном.
Действие — Но не смотря на это ты всегда находишь время и силы для создания уюта и тепла в нашем доме.
Результат — Благодаря тебе наш домашний очаг наполнен любовью и заботой.
Похвала — Спасибо тебе за это, я люблю тебя.
Если после этих слов она не расплачется, то я удалю к чертям этот блог ☺
Отработав на практике данный метод, он войдет к вам в привычку и вы всегда сможете правильно похвалить своих сотрудников и даже просто близких людей. Что несомненно увеличит качество вашей работы и жизни в целом.
Казалось бы мелочь но результат будет несомненно х2.
Спасибо за внимание, надеюсь что данная статья была для вас полезной.
А как часто вы хвалите своих сотрудников или слышите похвалу в свой адрес? И какие у вас при этом ощущения? Пишите в комментариях ниже.
17 фраз мотивирующей похвалы для коллег
Даже у самого продуктивного и инициативного сотрудника рано или поздно садится батарейка эффективности и, глядя на происходящее, опускаются руки.
Что делать? Похвалить. Одним из самых лучших нематериальных способов поддержать коллегу или наладить мосты — вовремя сказанное доброе и уместное слово.
Комплименты также необходимы для поддержания позитивной культуры в компании и создания мотивирующей атмосферы в коллективе. Согласитесь, если кто-то из коллег заметил, «как здорово Вы всё придумали», — Ваше настроение значительно улучшается, силы откуда-то берутся, а дела двигаются в гору с космической скоростью. Действительно, поддержка важна и нужна. Отмечено, что команды, где сотрудники хвалят друг друга, работают быстрее, эффективнее, креативнее, не боятся предлагать идеи, не имеют конфликтов, нацелены на общий результат, обмениваются опытом и открыты к новым проектам.
Как хвалить? С чего начать? И есть ли какие-то проверенные выражения?
Мы подготовили для Вас 17 мотивирующих фраз, которые помогут в разных рабочих ситуациях.
Как сказать: «У тебя получилось ЭТО — …. ».
Если Вы хотите действительно помочь коллеге, то добавьте в похвалу определенности. Укажите что именно он сделал. Тем самым, Вы покажете и свою заинтересованность в личном успехе коллеги, и понимание всей важности его работы для коллектива.
Совет: старайтесь не переусердствовать, указывайте на действительные победы коллеги.
Какие фразы можно сказать:
Как сказать: «Как хорошо ТЫ все придумал».
Признайте авторство коллеги в достижении задачи. Не хвалите сам факт преобразований, а укажите, что именно благодаря Ивану Иванову всё стало значительно лучше.
Совет: не стоит делать это часто, иначе Вы спровоцируете неоднозначные взгляды со стороны коллег или «звездную болезнь» у Ивана Петрова.
Какие фразы можно сказать:
Как сказать: «Было СЛОЖНО, но ТЫ справился».
Представьте себя на месте коллеги и Вы прекрасно поймете, как важно, чтобы окружающие понимали, сколько работы, сил и терпения стоит за результатом. Подчеркните сложность задачи, которую преодолел коллега, укажите на его вклад и может, быть, повторите это.
Совет: «Хорошо сделал» — в таком случае будет звучать крайне неуважительно по отношению к труду коллеги. Давайте более развернутые комментарии.
Какие фразы можно сказать:
Как сказать: «У тебя есть, чему ПОУЧИТЬСЯ».
Статус «учителя» не только выразит Ваше уважение, но и подчеркнет важность деятельности коллеги или руководителя. Укажите на его персональную сверхспособность.
Совет: уточняйте, чему именно Вы научились у коллеги или руководителя. Иначе похвала превратиться в бессмысленный и, отчасти, пафосный набор слов.
Какие фразы можно сказать:
И всегда помните, что 1 негативная фраза перечеркивает несколько добрых. Относитесь уважительно к работе коллег, не бойтесь обращать внимание на их достижения и избегайте конфликтов на работе. Например, можно даже воспользоваться таким лайфхаком, как записки комплиментов — коллеги отправляют между собой сообщения с похвалой или прикрепляют стикеры на рабочий стол. Перечитать о своих достижениях — один из действенных способов поверить в свои силы, вспомнить, что когда-то подобные задачи были решены. Ну и заодно, понять, что Ваш коллектив — команда мечты.
Еще один вариант обменяться комплиментами – воспользоваться сервисом «Спасибо» от Happy Job. После прохождения опроса становится доступна функция «поблагодарить коллегу». Для этого необходимо указать адресата и написать в специальном поле комплиментарный текст. Можно даже добавить стикер. Позитивную обратную связь коллега получит на email и в числе прочего увидит имя похвалившего.
Благодарить коллег важно. Таким образом, Вы поддержите в них веру в себя и сделайте свой вклад в создание позитивной атмосферы в коллективе.