как передаются коды маркировки при использовании эдо в файле метаданных
Инструкция по настройке ЭДО в Честном ЗНАКе
При продаже маркированного товара участники сделки обмениваются документами фиксирующие договоренности, поставку и приемку. Передаются они через электронный документооборот (ЭДО). Кроме того, оператор подобного сервиса передает в госсистему мониторинга данные о смене собственника маркированного товара, но чтобы это произошло потребуется настройка ЭДО в системе «Честный ЗНАК». Данный обзор в формате инструкции поможет вам разобраться, как подключить ЭДО в «Честном ЗНАКе» для работы с маркировкой.
Инструкция подключения частного ЭДО
Чтобы настроить в личном кабинете ГИС МТ информацию о коммерческой системе электронного документооборота, нужно перейти на вкладку Профиль→Операторы ЭДО. На этой странице личного кабинета можно управлять операторами ЭДО, которые будут обмениваться данными с системой мониторинга: внести данные оператора и выбрать, какой будет основным.
Нажмите кнопку «+Добавить» и в выпадающем списке выберите оператора электронного документооборота, услугами которого пользуетесь. В окошке справа укажите ID абонента. Индивидуальный номер абонента присваивается каждой организации. Уточнить ID можно у своего оператора. Обычно идентификатор участника можно найти в карточке профиля организации в ЭДО.
В настройках кабинета «Честного ЗНАКа» можно указать нескольких систем документооборота. Для этого добавьте нужное количество строк, выберите в каждой из них название оператора и укажите соответствующий ID абонента. С помощью отметки справа укажите основного оператора ЭДО. К нему будут приходить цифровые документы от участников, использующих ЭДО Лайт.
После нажатия кнопки «Сохранить изменения» новые настройки вступят в силу.
Настройка работы с ЭДО Лайт для работы с маркировкой
Если вы приняли решения не использовать коммерческие решения, то специально для вас расскажем про особенности и этапы настройки.
Некоторые нюансы
Если вы не подключены к коммерческой системе электронного документооборота, можно воспользоваться ЭДО Лайт — бесплатной встроенной в «Честный ЗНАК» функцией работы с цифровыми документами. В ней доступно 1000 исходящих документов в год. ЭДО лайт работает только с формализованными электронными накладными: универсальными передаточными документами (УПД) и универсальными корректировочными документами (УКД). Формат этих документов утвержден Федеральной налоговой службой.
Помимо нашей инструкции вам также могут помочь следующие уроки:
В электронных документах должна быть заполнена информация о маркировке: поля с кодами маркировки товаров. Может содержаться информация о товарах с маркировкой и без нее. Главное, чтобы как минимум одна позиция была маркированной. Документы, которые не содержат кодов маркировки, ЭДО Лайт не передает.
Если вы и ваш контрагент выбрали ЭДО Лайт
В процессе регистрации в «Честном ЗНАКе» происходит автоматическая регистрация организации в ЭДО Лайт и присвоение компании уникального номера. В результате на вкладке личного кабинета Профиль→Операторы ЭДО будет указан «ЭДО Лайт (ЦРПТ)» и ID абонента — индивидуальный номер вашей организации в бесплатной системе документооборота Лайт.
Если и ваша компания, и контрагент используют функционал ЭДО Лайт, то специальных настроек не требуется. Просто выберите своего контрагента при формировании УПД на отгрузку и подпишите его. Электронная накладная поступит компании-партнеру. Как только контрагент примет маркированный товар и подпишет УПД, ЭДО Лайт направит данные в госсистему и коды маркировки будут переданы и числиться за новым собственником товара.
Если у вас ЭДО Лайт, а у контрагента коммерческая система
ЭДО лайт может работать с другими операторами электронного документооборота. Список коммерческих операторов, с которыми он работает в рамках роуминга обширный и продолжает пополняться. Если ваш торговый партнер использует коммерческого оператора, он должен настроить роуминг ЭДО. Для этого сообщите контрагенту ID своей организации.
Найти ID можно в профиле личного кабинета ГИС МТ на вкладке «Операторы ЭДО». Важно к ID, указанному в системе, добавить префикс заглавными латинскими буквами: 2LT-ХХХХ, где ХХХХ — ID абонента в ЭДО лайт. Иначе настроить обмен документами не получится.
После того как контрагент произведет настройку со своей стороны и сохранит изменения, можно отправлять документы.
Видео процесса работы и взаимодействия
Простое решение для работы с маркировкой и обменом данных
Существуют и другие программные решения, которые объединяют работу с маркировкой и встроенный ЭДО. Saas-сервис GetMark — инновационное программное решение по работе с маркировкой и учету товаров. В сервис уже встроен необходимый функционал и обмен документами можно начинать сразу после регистрации.
Отправляйте документы партнерам прямо из рабочего окна сервиса: УПД, УКД, ТОРГ-12, ТОРГ-2 и другие. Также GetMark позволяет работать с другими коммерческими операторами ЭДО благодаря интеграции. Просто настройте обмен данными между системами и документы будут поступать вашим контрагентам и в «Честный ЗНАК».
Кстати, взаимодействие с «Честный ЗНАК» в сервисе GetMark автоматизировано. Нет необходимости заходить в личный кабинет участника оборота в системе мониторинга — вся работа с маркировкой, с контрагентами и учет товара на складах происходит в GetMark. Сведения поступают оператору маркировки автоматически, за счет встроенного обмена данными. Это удобно, не нужно переключаться между сервисами, выполнять авторизацию в разных личных кабинетах и привыкать к различным интерфейсам. Сотрудники работают в простом и удобном рабочем пространстве сервиса GetMark, допускают меньше ошибок и тратят меньше времени на операции.
Частые вопросы, связанные электронным документооборотом
Обмен важными бумагами через электронный документооборот организовать не сложно. Мы описали все случаи внесение настроек в систему. Тем не менее, есть ряд вопросов, которые часто возникают у участников оборота при подключении и настройке ЭДО в «Честном ЗНАКе». Собрали наиболее популярные из них и подготовили ответы, составив этот FAQ по электронному документообороту в разрезе темы подключения и настройки работы с маркировкой.
Как узнать свой ЭДО в Честном ЗНАКе?
Как мы уже писали выше, список подключенных операторов и ID (идентификаторы) находятся в Профиле личного кабинета ГИС МТ во вкладке «Операторы ЭДО». Если же вы хотите узнать ID у коммерческого решения к которому вы отдельно подключились, то чаще всего он находится в личном кабинете профиля (карточке/информации о вашей организации) вашего оператора.
Что такое роуминг в ЭДО и как он влияет на работу?
Роуминг ЭДО — это обмен электронными документами между компаниями-контрагентами, которые используют разных операторов электронного документооборота. Поскольку сервисов цифрового документооборота достаточно много, они выполняют между собой интеграцию, давая возможность клиентам обеих систем обмениваться документами.
Посмотреть возможность роуминга между операторами можно на сайте ассоциации РОСЭУ. Именно эта организация создает систему обмена и регулирует процесс взаимодействия операторов. Альтернативой роумингу является мультиоператорность — использование решений нескольких компаний.
Зачем нужен электронный документооборот в маркировке?
Он используется участниками оборота маркированных товаров для обмена электронными документами. При каждой передаче товара с дата матрикс контрагенты обмениваются электронными накладными УПД и УКД. Как только товар принят покупателем, уведомление о сделке должен прийти в «Честный ЗНАК». Эту информацию автоматически отправляет оператор ЭДО.
Правительство решило перейти на подобную схему по причине того, что использование электронного обмена ускоряет процессы, снижает вероятность ошибок и дает дополнительные возможности для автоматизации операций с маркированным товаром.
Сколько стоят решения?
Популярные операторы электронного документооборота обычно предлагают бесплатный прием входящих и платный пакет исходящих документов в месяц или в год в рамках тарифа.
Приведем некоторые решения и цены на начало лета 2021 года. Например, стоимость:
Для бизнеса, работающего с маркировкой, ЦРПТ запустил бесплатный сервис обмена электронными документами в рамках системы «Честный ЗНАК». ЭДО Лайт позволяет отправлять до 1000 исходящих электронных документов. Решение ориентировано на предпринимателей, которые не используют коммерческие сервисы и работают с товарными группами, подлежащими маркировке.
Что нужно, чтобы подключиться к электронному документообороту?
Поскольку электронный документооборот — это способ обмена документами между контрагентами, в первую очередь нужно согласовать с партнерами новый формат работы. Обмен юридически значимыми документами через цифровые каналы потребует внесения изменений в договор и согласование нового формата работы.
Затем предстоит выбрать оператора. Перед подключением важно принять во внимание не только стоимость, но и то, какими решениями пользуются партнеры. Если у компаний разные операторы ЭДО — придется воспользоваться роумингом или подключиться к нескольким, что отразится на расходах. Также не забывайте, что нужно приобрести цифровую подпись (УКЭП) для подписания важных бумаг.
Последний этап — запуск ЭДО. Важно правильно интегрировать обмен в текущие процессы организации: проверить совместимость программ, продумать изменения в бизнес-процессах и обучить персонал.
ЭДО и маркировка: инструкция по применению
К 2024 году предполагается завершить маркировку всех товаров в России. Фактически это значит, что чем бы вы не торговали, вам нужно будет подключиться к Честному ЗНАКу и ЭДО. Многие предприниматели не ждут у моря погоды и участвуют в экспериментах, а кто-то уже пользуется новой системой, потому что обязан это делать. Если вы запутались в обязательных сроках и не понимаете с чего начать в маркировке — эта статья для вас. Бонус — калькулятор для расчета эффективности ЭДО.
5 шагов маркировки
Если вам сложно разобраться или нет времени — воспользуйтесь удаленной регистрацией с помощью Такском.
Вы получите идентификатор участника ЭДО. Теперь можно сообщить вашим контрагентам, что вы готовы с ними работать. Лучше всего заключить с ними соглашение об обмене электронными документами. хотя это и не обязательно. К тому же, часто в стандартном договоре фигурируют счет-фактура и накладная, а в случае с маркированными товарами обмен происходит только с участием УПД (универсальных передаточных документов).
5. Теперь вы можете продавать товары не опасаясь штрафов.
Зачем нужна маркировка и как принимать товары в Честном Знаке
Система маркировки задумана для прослеживания товаров от производителя буквально до конечного потребителя (в свете нового сервиса от ФНС «Мои чеки онлайн» мы в этом не сомневаемся). Поэтому каждый этап перехода права собственности должен быть зафиксирован и проконтролирован.
Как происходит передача товаров с кодами маркировки
Поставщик входит в личный кабинет в системе Честный ЗНАК и подгружает данные по передаточному документу и товарам, которые собирается продать, подписывает документ электронной подписью и отправляет покупателю.
Со своей стороны покупатель заходит в ЧЗ, видит, что поступил входящий документ, открывает его, ставит дату приемки и выбирает все товары или их часть, которую готов принять. Затем также фиксирует приемку с помощью ЭЦП и выставляет на продажу.
До того, как покупатель подпишет УПД, необходимо сверить коды маркировки на товаре, который поступил, с кодами, указанными в УПД. Тут может быть две ситуации:
Какие тут могут быть подводные камни :
Допустим вы приняли все товары и продаете их в розницу. Любой покупатель с помощью мобильного приложения может проверить заявленную вами о товаре информацию, прочитав код. Если она не совпадет или будет отсутствовать в системе, то покупатель вправе пожаловаться на магазин прямо в приложении.
Какие товары уже должны быть промаркированы
Вот перечень товаров, которые уже должны продаваться только при наличии кодов маркировки:
В процессе сейчас находится маркировка молока и молочной продукции, а также духов и туалетной воды.
Молочная продукция
Парфюмерия
До 30 сентября 2021 года разрешена продажа немаркированных товаров, при условии, что они произведены или ввезены на территорию России до 1 октября 2020 года. Это касается товарных остатков.
До 31 октября 2021 года эти остатки можно промаркировать, но только при условии, что товар будет зарегистрирован и описан в информационной системе мониторинга сведений о маркировке такой парфюмерной продукции средствами идентификации до 01 декабря 2021 года.
Эксперименты по маркировке
Сейчас проводятся несколько экспериментов по маркировке товаров.
Для проверки сервиса нажмите кнопку «Заполнить тестовыми данными» и увидете, как будут выглядеть результаты. Информация представляется в виде таблицы и графиков — очень наглядно.
Как работать с маркировкой в системе электронного документооборота, или Учёт марок в ЭДО
В 2019 году в России была введена обязательная маркировка товаров. А с 01.07.2020 при обмене маркированными товарами обязательно применение электронного документооборота.
Рассказываем, как работать с маркировкой в системе ЭДО, что нужно для начала работы и какой платформой лучше воспользоваться.
Как устроена система маркировки товаров
Маркировка предполагает присвоение индивидуального кода для каждой единицы производимого на территории страны товара. Генерирует его Центр развития перспективных технологий — оператор системы маркировки. С момента присвоения кода и до реализации товара потребителю все сведения о нем отражаются в национальной системе маркировки Честный знак.
Жизненный цикл кода состоит из следующих этапов:
Производитель/импортер получает код в системе и наносит его на товар;
Код указывается в универсальном передаточном документе (УПД). После этого движение товара по всей логистической цепочке, от производителя до розничного магазина, отражается в системе маркировки;
После продажи товара на кассе код выходит из оборота.
Такая система позволяет предотвращать появление контрафакта, легальному бизнесу расширять свое присутствие на рынке, государству отслеживать движение товаров и повышать собираемость налогов. А потребитель сможет проследить всю историю товара.
Для работы с маркированными товарами необходимо сделать следующее:
ЭДО для маркировки: что это и как подключиться
В 2020 году начинается новый этап внедрения маркировки — приёмка товара по электронным накладным. Первыми стартуют обувные магазины и продавцы сигарет — 1 июля. Чтобы принимать товар по электронным накладным, предприниматели должны подключиться к системе электронного документооборота — ЭДО. Разобрались, что это такое, кому нужно и как с ним работать.
Что такое ЭДО
ЭДО — это система обмена электронными документами. Чтобы отправлять и получать важные документы, нельзя использовать обычную электронную почту — её могут взломать. Для накладных, счетов-фактур, деклараций есть специальные защищённые сервисы. Чтобы работать с ЭДО, нужно подключиться к одному из операторов электронного документооборота.
Зачем ЭДО продавцам товаров с маркировкой
Все, кто работает с маркированными товарами, должны подключиться к ЭДО. Иначе они не смогут принимать товары. Все поступления и возвраты маркированных товаров нужно будет оформлять в электронном виде.
Сроки перехода зависят от категории товаров, которые вы продаете:
Для остальных категорий товаров, которых касается маркировка, сроков подключения к ЭДО пока нет. Но им в любом случае придётся подключиться, наладить работу с поставщиками и обучить сотрудников работать по-новому. Если у ваших поставщиков другая система ЭДО, нужно будет настроить роуминг — это дополнительное время. Чтобы успеть вовремя и не попасть на штрафы, лучше начать готовиться заранее.
Как подключиться
О выставлении счетов-фактур через интернет — в приказе Минфина
Шаг 1. Получите электронную подпись. Чтобы подключиться к ЭДО, вам понадобится УКЭП — усиленная квалифицированная электронная подпись. Это флешка, карта памяти или карта с чипом, похожая на банковскую, на которую записан код вашей подписи. Срок действия сертификата нужно продлевать каждый год. Чтобы получить УКЭП, обратитесь в любой из удостоверяющих центров. Если вы зарегистрированы в системе маркировки «Честный знак», УКЭП у вас уже есть.
Шаг 2. Выберите оператора и зарегистрируйтесь на его сайте. Не все операторы электронного документооборота могут работать с маркировкой. Для торговли маркированными товарами оператор должен быть подключен к системе «Честный знак».
Список операторов ЭДО, которые работают с маркировкой
Шаг 3. Получите идентификатор участника ЭДО. Идентификатор — это уникальный код компании или предпринимателя. На один ИНН можно получить только один идентификатор. Его выдаст ваш оператор ЭДО после регистрации.
Шаг 4. Заключите дополнительное соглашение с поставщиком об использовании электронного документа, который называется УПД — универсальный передаточный документ. По закону вы не обязаны это делать, но лучше подписать допсоглашение. Если в договоре указано, что в качестве первичных документов контрагент предоставляет товарную накладную или акт выполненных работ, в допсоглашении нужно прописать использование УПД.
Шаг 5. Чтобы начать работать с контрагентами по ЭДО, отправьте им приглашение или примите приглашения от них.
Если что-то не получается или непонятно, обращайтесь в службу поддержки вашего оператора ЭДО.
Если у вас Эвотор
Установите сервис «Маркировка» и быстро подключите ЭДО на выбор прямо из личного кабинета Эвотора. Мы работаем со всеми основными операторами. ЭДО включён в тариф.
Как работать с маркировкой через ЭДО
Когда к вам на склад или в магазин придёт партия маркированного товара, с ней не будет бумажной накладной. Вместо конверта с документами вы получите УПД. УПД — это два в одном: накладная на товар и счёт-фактура. Он появится в вашем личном кабинете в системе маркировки.
Вот как будет выглядеть приёмка товара:
1. Вы получаете партию товара от поставщика. Весь товар промаркирован. В личном кабинете вас уже будет ждать УПД со списком кодов маркировки.
2. Сверяете коды на товаре и в УПД. Для этого нужно отсканировать код маркировки 2D-сканером. Если всё верно — подтверждаете приёмку.
3. Если коды на товаре и в УПД отличаются — отклоняете поставку или принимаете товар частично и отправляете сообщение поставщику. Поставщик исправит УПД и пришлёт вам повторно.
Обязательно сверяйте коды маркировки на товаре и в УПД, чтобы случайно не принять чужой товар. Если примете не своё, то в систему маркировки попадёт неверная информация, а за это могут оштрафовать. Иллюстрация: «Честный знак»
Обязательно сверяйте коды маркировки на товаре и в УПД, чтобы случайно не принять чужой товар. Если примете не своё, то в систему маркировки попадёт неверная информация, а за это могут оштрафовать. Иллюстрация: «Честный знак»
Если в УПД есть ошибки, обязательно сообщите об этом поставщику и попросите выслать корректирующий документ. Иллюстрация: «Честный знак»
Если в УПД есть ошибки, обязательно сообщите об этом поставщику и попросите выслать корректирующий документ. Иллюстрация: «Честный знак»
Приёмка и отклонение УПД происходят в личном кабинете системы ЭДО. Для этого вам понадобится компьютер и браузер для выхода в интернет.
Если у вас Эвотор
Установите сервис «Маркировка» и принимайте товары прямо на кассе или в приложении, чтобы не держать на точке компьютер. Вам не придётся отдельно регистрироваться и создавать личный кабинет в системе ЭДО.
Что будет, если не подключить ЭДО
Без ЭДО вы рискуете остаться без товара. С марта ни один поставщик обуви не сможет отгрузить товар по старинке. А с июля без системы ЭДО нельзя будет продавать табак. Если вы хотите торговать маркированным товаром, вам в любом случае придётся перейти на электронный документооборот.
Подытожим
1. ЭДО — это электронный документооборот. Перейти на него должны все производители и продавцы маркированных товаров.
2. Чтобы подключиться к ЭДО, нужно зарегистрироваться на сайте оператора, получить идентификатор и подписать дополнительное соглашение с вашим поставщиком. После этого вы сможете получать документы на товар в электронном виде.
3. Вместе с маркированным товаром вместо бумажно накладной вы будете получать универсальный передаточный документ (УПД) — это сразу накладная и счёт-фактура.
4. В момент приёмки товара сканируйте коды маркировки 2D-сканером и сверяйте с кодами в УПД. Если всё сходится, подтверждайте приёмку, если нет — пишите поставщику, что нужно исправить.
Задайте один или несколько вопросов — ваша бизнес-проблема станет темой для статьи в Жизе.
Электронный документооборот в системе маркировки
Электронный документооборот (ЭДО) в системе маркировки позволяет быстро получать и обрабатывать данные о товарах и его движении от производителя до потребителя. Электронную информацию проще обрабатывать, она унифицированная, поэтому подходит для создания достоверной базы данных — национального каталога товаров. Без электронного документооборота невозможно работать по правилам обязательной маркировки товара.
В статье расскажем про задачи, которые решает электронный документооборот, и как он помогает работать с кодами маркировки. А также разберем, как выбрать оператора ЭДО и подключиться к нему.
Что такое ЭДО
Под электронным документооборотом в России понимают обмен электронными юридически значимыми документами с контрагентами. То есть в рамках ЭДО отправляют и получают структурированные и неструктурированные электронные документы с квалифицированной электронной подписью (КЭП).
КЭП наделяет электронные документы полной юридической силой, поэтому их принимают госорганы. Квалифицированная электронная подпись — электронный аналог рукописной подписи, но с более высоким уровнем защиты.
Электронный оборот позволяет сократить временные и ресурсные расходы, а также оптимизировать и автоматизировать работу с партнерами.
Применение ЭДО в системе маркировки
Система маркировки помогает государству контролировать оборот товаров, поддерживать честную конкуренцию участников рынка и бороться с подделкой.
Чтобы быстро получать и обрабатывать информацию, в системе маркировки Честный ЗНАК используют электронный документооборот. Это позволяет унифицировать данные, сократить ошибки и ускорить бизнес-процессы. Задача системы — своевременно получать и сохранять достоверную информацию о рынке маркированного товара, а также обеспечить к ней доступ всем желающим.
Участники системы маркировки:
Плюсы ЭДО для бизнеса
Как передаются коды маркировки при использовании ЭДО
Электронный УПД — основной документ, из которого получают информацию участники оборота и система маркировки.
Его создает в своей системе производитель или импортер, вносит коды маркировки товаров и упаковок, а потом передает далее по цепочке. Поэтому всем ее участникам необходимо перейти на электронный документооборот заранее.
Для принятия и подписания электронного УПД и других электронных юридически значимых документов в рамках ЭДО потребуется квалифицированная электронная подпись.
Как работать с УПД с кодами маркировки
Выберите из списка «Сведения о товаре, подлежащем маркировке» и введите необходимые данные. Каждая новая строка «Сведений» соответствует коду транспортной упаковки. Для добавления в УПД нескольких идентификаторов транспортной упаковки нажимайте на кнопку «Добавить».
Код транспортной упаковки является агрегационным и содержит в себе иерархию дочерних кодов. Информация о вложенности кодов есть в системе Честного ЗНАКа, их указывать не нужно. Но если потребуется, их следует перечислить в поле «Значение родительского кода» с выбором соответствующего идентификатора (Тип идентификатора).
Поле «Значение» заполняется с клавиатуры или с помощью сканера. После ввода всех сведений нажмите кнопку «Сохранить».