гражданская оборона русское поле
Русское поле экспериментов, часть 1
Так как мой прошлый пост не утонул в минусах и даже появился один подписчик, значит это кому-то да интересно, поэтому на этот раз кое-что посерьёзнее
Вот и пришел четверг, а значит нужно обсудить что-то такое, что заставит Вас задуматься.
Я долго думал, отрицал, не хотел, не замечал, но время пришло. Встречайте Егор Летов с песней » Русское поле экспериментов» Из альбома » Русское поле экспериментов» 1989 г.
Сразу стоит уточнить, что я считаю эту песню лучшим, что было в Отечественной музыке в плане смысловой нагрузки. Не согласны? Можем обсудить в комментариях.
Люди делятся на два типа, те кто не понимают эту песни и те, кто делает вид, что понимает. Я отношусь ко второму виду и сейчас поделюсь с вами своим » Пониманием «.
Так как текст достаточно объемный, то скорее всего выйдет 3-4 части обзора.
И так, часть 1, текст :
Трогательным ножичком пытать свою плоть
Трогательным ножичком пытать свою плоть
До крови прищемить добровольные пальцы
Отважно смакуя леденцы на палочке
Целеустремлённо набивать карманы
Мёртвыми мышатами,живыми хуями
И нерукотворными пиздюлями
На патриархальной свалке устаревших понятий
Использованных образов и вежливых слов
Покончив с собою,уничтожить весь мир
ПОКОНЧИВ С СОБОЮ-УНИЧТОЖИТЬ ВЕСЬ МИР!!
. вечность пахнет нефтью
. вечность пахнет нефтью
Словно иней,сердобольный смех
Словно иней,сердобольный смех
Словно иней,сердобольный смех
на РУССКОЕ ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Законы гаубицы благонравия
Знатное пиршество благоразумия
Устами ребенка глаголет яма
Устами ребенка глаголет пуля
. вечность пахнет нефтью
Общий посыл для песни выделить сложно, но для меня она о душевных переживаниях за судьбу своей родины ( не путать со страной)
«Целеустремлённо набивать карманы
Мёртвыми мышатами,живыми хуями
«На патриархальной свалке устаревших
Далее идет припев, пожалуй, это самая сложная часть песни, очень сложно понять однозначно, что хотел стать Летов в данном случае, но мы попробуем :
«Словно иней,сердобольный смех
на РУССКОЕ ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ»
«Словно иней,сердобольный смех » Отсылает нас к еле заметной » Ухмылки » управляющих государством людей. Им все равно на вас, они смеются над вашими проблема и не будут их решать. И все это валится и валится на Россию на протяжении её истории, но всегда по разному, поэтому каждый раз это эксперимент, поэтому и русское поле экспериментов.
Перейдем ко 2-му куплету :
«Законы гаубицы благонравия
Знатное пиршество благоразумия
Устами ребенка глаголет яма
Устами ребенка глаголет пуля»
Я могу описать эти сроки другой не менее известной цитатой : благими намерениями вымощена дорога в ад. В данном случае идет отсылка к тому, что в истории был много хороших идей развития, тот же коммунизм не так плохо по своей сути, но потом эта идея ( ребенок) приводит вас к яме ( то есть краху) или пуле ( борьбе с другими или самим с собой)
Мораль и аллюзии на реальность каждый найдет для себя сам.
Все тоже самое и немного больше, а так же песни, можно найти тут:
2) Телега: @RekviemPOmuzyke
Найдены возможные дубликаты
Не совсем согласен, но как вы уже и сами упомянули, песня абсолютно квантовая, интепритируй как подсказывает внутреннее чувство. Эта песня похожа на фильмы Девида Линча, она слушается не мозгом, а неким внутренним глубинным я, подсознанием, если хотите.
Ниасилил. Но за Летова +
текст очень глубоко философский, или в восприятии Егора)
Ты текст этой песни видел? А так как я пишу все это с телефона, то работать с большими текстами мне не очень удобно или я еще не привык
Я больше десятка слов на телефоне напечатать не могу, а тут.
Ирина Салтыкова отдыхает на сочинском пляже.
Сергей Бодров на съёмках фильма Алексея Балабанова «Брат 2». Москва, 1999 год.
Парни развлекаются в игровом клубе.
Девушка позирует на фоне ковра, 1999 год.
Владислав Листьев в Сочи на «Кинотавре», за полгода до убийства.
Женщина выбирает себе на рынке шубу. Россия, 1990-е годы.
Лика Стар и Алёна Свиридова на одной из вечеринок, 1990-е годы.
Малиновый пиджак, спортивное трико и шестисотый мерседес, 1990-е годы.
(Кадр из оперативной съёмки).
Бездомные с картонными президентами, Москва, 1990-е.
Девочка впервые попробовала кока колу, 1990-е годы.
«Выражение лица говорит само за себя»
Группа Иванушки Интернешнл во время съёмок клипа «Снегири», 1999 год.
Песня «Снегири» стала одной из самых популярных в репертуаре «Иванушек» времён второго состава Олег-Андрей-Кирилл. Во многом она запомнилась благодаря фразе «Снегири не гири», вследствие чего на нее одно время пошло огромное количество пародий типа «Снегири не гири, барсуки не суки». Мало кто вспомнит, что на эту песню был снят клип. Его эксклюзивная премьера состоялась на российском МТВ, после чего его подхватили другие каналы. В эфире он не задержался, так как его выход совпал с началом второй чеченской кампании, а «Иванушек» в роли солдат сочли насмешкой над российской армией в такой непростой период. Главную роль в клипе сыграл Олег, хотя в армии он не был ни разу как и Андрей. Единственным из всей троицы кто прошел армию был Кирилл.
Молодые люди довольные покупкой музыкального центра «Panasonic». Россия, 1990-е годы.
Представители субкультуры 90-х.
Парнишка в центре фанат Егора Летова и группы «Гражданская оборона», 1998 год.
Проверка документов у торговцев на рынке в рамках масштабной милицейской операции после взрывов в жилых домах в Москве, 14 сентября 1999 года.
Отработка ударов в подъезде, под довольные взгляды соседок, Москва. 1992 год.
Андрей Губин с сотрудницами бильярдной. Россия, 1990 е годы.
Девушки из 90-х передают привет.
Мои предыдущие посты про 90-е годы:
Больше постов про 90-е годы, а также подборки про знаменитостей в моём профиле.
На железнодорожном вокзале в Симферополе
Пластмассовый мир победил.
This is the way
Аж в горле засопели комья воспоминаний
И всё идёт по плану
«Батюшка Ленин», 27х21 см
Вязание крючком, бисер, акварель
Автор: Надежда Глебовская
Летов о пребывании в психушке
Я находился на «усиленном обеспечении», на нейролептиках. До психушки я боялся того, что есть некоторые вещи, которых человек может не выдержать. На чисто физиологическом уровне не может. Я полагал, что это будет самое страшное. В психушке, когда меня стали накапливать сверхсильными дозами нейролептиков, неолептилом — после огромной дозы неолептила в один момент я даже временно ослеп — я впервые столкнулся со смертью или с тем, что хуже смерти. Это «лечение» нейролептиками везде одинаково, что у нас, что в Америке. Все начинается с «неусидчивости». После введения чрезмерной дозы этих лекарств типа галаперидола человеку приходится мобилизовать все свои силы, чтобы контролировать тело, иначе начинается истерика, корчи и так далее. Если человек ломается, наступает шок; он превращается в животное, кричащее, вопящее, кусающееся. Дальше следовала по правилам «привязка». Такого человека привязывали к кровати, и продолжали колоть, пока у него не перегорало, «по полной». Пока у него не наступало необратимого изменения психики. Это подавляющие препараты, которые делают из человека дебила. Эффект подобен лоботомии. Человек становится после этого «мягким», «покладистым» и сломанным на всю жизнь. Как в романе «Полет над гнездом кукушки».
В какой-то момент я понял, чтобы не сойти с ума я должен творить. Я целый день ходил и сочинял; писал рассказы и стихи. Каждый день ко мне приходил «Манагер» Олег Судаков, которому я передавал через решетку все, что написал.
В один прекрасный день я понял, что-либо сейчас сойду с ума, сломаюсь, либо мне надо бежать отсюда. Например, когда выносят бачки, мусор, приоткрывают двери. Но бежать только для того, чтобы добраться до девятиэтажки, которая стояла поблизости и броситься оттуда вниз. В основном так поступали пациентки из женского отделения, которые повторяли этот суицидальный маршрут почти ежедневно. Они ускользали из отделения, добегали до девятиэтажки и бросались. Дальше убежать было невозможно. Сибирь, Омск, морозы страшные.
После этого я начал писать новые песни. Выйдя из психушки я начал работать, получив твердое основание для всей дальнейшей деятельности. Возник цикл Лед Под Ногами Майора, Тоталитаризм, Некрофилия.
В отношении моего опыта в психушке я бы исполыовал афоризм Ницше: «То, что меня не убивает, делает меня сильнее». Если это меня не убило, оно сделало меня сильнее. На невиданное количество каких-то единиц измерения «силы души».
Поле, наше поле. Гражданская оборона «Русское поле экспериментов». Обзор
Сохранить и прочитать потом —
«Русское поле экспериментов» – для тех, кто понимает, что такое рок-н-ролл, для любителей же приятностей и релакса альбом будет тяжёл. Лидер ГО Егор Летов называл его «лучшим» и высказался о нём понятно и прямо: «Это высший пик брутальной звуковой дерзости, агрессии на тот момент, попытка достижения максимальной некомфортности, неудобоваримости для среднего слушателя. С одной стороны, это был риск потерять публику, с другой – возможность наконец обрести СВОЕГО. Настоящего, подлинного, идейного, врубающегося».
Из песен назовём «Вершки и Корешки», вспоминающую самоубийства гитариста Дмитрия Селиванова и Александра Башлачёва; «Бери Шинель» – парафраз хита Боба Дилана Like a Rolling Stone с подпевками Янки Дягилевой; взрывной номер «Лоботомия». Ну и 14-минутную заглавную песню – она занимает всю вторую сторону винила; остальные девять – лапидарные и ударные – на первой. Это, возможно, самая психоделическая вещь в истории русской рок-музыки, её называют высказыванием о судьбе страны, о смерти или о вере, то есть просто «обо всём». Тут Егор не торопился, взрывал мозг, не спеша, и сам оценивал композицию как бескомпромиссную, «некоммерческую» работу даже по меркам «Гражданской обороны».
Саунд альбома описывают как грязный, мы назовём эту грязь звонкой – каждый звук продуман и находится на своём месте. ГО в студии добивались парадоксального сочетания мощного звучания с ясностью подачи и точностью эмоции. То есть музыканты не просто осознавали, что делают, но добивались вполне понятного результата.
Летов был, пожалуй, одним из самых грамотных, эрудированных и разносторонне мыслящих музыкантов нашей рок-цивилизации. Он постоянно слушал новую музыку, смотрел кино и главное – был способен продумать и вербально выразить то, что получалось у него в результате экспериментов. Очевидно, что это требовало особого подхода к работе в студии – тут-то эрудиция и энергетика, боль и мысль Егора реализовались на достойном уровне. Звук формировали индустриальные находки, «шквал» ударных, выведенный вперёд бас (на нём играл сам Летов), который иногда кажется главным инструментом, и это при многослойных гитарных наложениях. Особая тема – «замысловатые», по выражению Егора, инструменты: «шестиструнный басс» Gibson, аудиоэксперименты, виниловые кольца, манипуляции с динамиками и скоростями. Все движения в звуке и в музыке Летова, а также его соратника, сооснователя «Обороны» Константина Рябинова (Кузи УО) и его параллельного проекта «Коммунизм» – от панк-гимнов, которые кричали подростки под переносные магнитофоны и гитары во дворах, до арт-панк-сюит – подтверждают, насколько всё было непросто в их мозгах и в творчестве.
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА — «Русское Поле Экспериментов» (песня) (муз. и сл. — Е. Летов)
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
***
Е. Летов, 1990г.:
Я вообще замечаю, что подошёл к некоей условной грани — к некоему, как бы высшему для меня уровню крутизны, за которым слова, звуки, образы уже «не работают», вообще, всё, что за ним — уже не воплотимо (для меня, во всяком случае) через искусство. Я это понял, когда написал «Русское Поле Экспериментов». Оно для меня — вышак. Предел. Красная черта. Дальше — у меня нет слов, нет голоса. Я могу лишь выразить равнозначное этому уровню, просто являя иной его ракурс. Это и «Хроника пикирующего бомбардировщика» с «Мясной избушкой» и «Туманом», и «Прыг-скок» с «Песенкой про дурачка» и «Про мишутку». Выше них для меня — зашкал, невоплощаемость переживаемого, вообще — материальная невоплощаемость меня самого. А вот именно туда-то и надо двигать.
***
Из комментариев Е. Летова к переизданию 2007-го года:
Во время записи композиции «Русское поле экспериментов» слегка сместился гитарный звук. По словам Летова ничем иным как электрическим и энергетическим скачком во всей записывающий аппаратуре он это обьяснить не может.
***
Целеустремленно набивать карманы / Мертвыми мышатами… — См.:
— Что означает строчка «набивать карманы мертвыми мышатами»?
— Песня написана после того, как я посмотрел два документальных фильма — «Морда дьявола» и «Лики смерти», в которых много и долго убивали разных животных. Это один из поворотных пунктов вообще моего творчества. Я чуть с ума не сошел. У меня было два состояния: либо умереть, либо идти убивать налево-направо. При этом Янка и мои согруппники, смотревшие то же, что и я, сидели на кухне, смеялись, курили, как будто ничего не произошло. Когда я попытался что-то им… — на меня посмотрели, как на идиота. И продолжали весело жить дальше. Вот тогда, в течение этой ночи, я сочинил эту песню. Эта песня — про все про это. Как все это имеет милое свойство отвратительно продолжаться в любых условиях. И нету этому конца.
***
Покончить с собою, уничтожить весь мир… — см.:
Я, вот, где-то читал про одного самурая, который перед тем, как сделать себе харакири, написал: «Уничтожу весь мир!». Так вот, я свято и закоченело верю и знаю, что он его этот «весь мир» и уничтожил, расхуярил, величественно, безвозвратно и однозначно. Введенский правильно пишет, что чудо — остановка времени, возможная лишь в момент смерти. Сытый индивидум, существующий в липкой протяженности будней, надежд, желаний, ожиданий и т. д. и т. п., не сотворит чуда, не «остановит мир». На это способен лишь тот, кому нечего терять. Это тот сокрушительный залп, когда уже «кончились патроны». Пусть в глазах всего мира это — разгромное поражение, зато для тебя и для твоего мира это — полный и окончательный мат, триумф и торжество! Имеющий уши слышать — услышит. Если ты посмел и не отрекся, не предал в глубине души сам то, во имя чего ты жертвуешь — то никогда не проиграешь.
***
Интервью с Е. Летовым, журнал «FUZZ», июнь, 1997г.:
— В одной из песен ты только что спел: «вечность пахнет нефтью«, такой геополитический образ… Чем тебя лично интересует нефть?
— А знаете, чьи это слова? — Бертрана Рассела. Россия сейчас скатывается к положению сырьевого придатка Запада. Процессы в геополитике и геофизике происходят столь стремительно и непредсказуемо, что говорить о том, что произойдет через год, просто невозможно.
Я убежден, что такие переживания необходимы для хорошей творческой работы, но их одних недостаточно. В самом деле, субъективная уверенность, которую они дают, может роковым образом ввести в заблуждение. Уильям Джеймс описывает человека, который испытал действие веселящего газа; всякий раз, когда он находился под воздействием этого газа, он знал тайну Вселенной, но когда приходил в себя, то забывал ее. Наконец ему удалось путем огромного усилия записать эту тайну до того, как видение исчезло. Совершенно очнувшись, он бросился посмотреть то, что записал. Это было: «Повсюду пахнет нефтью». То, что кажется внезапным проникновением, может вводить в заблуждение, и его необходимо трезво проверить, когда пройдет божественное опьянение.
***
Словно иней, сердобольный снег… / Славно валится на… / на… / Русское поле экспериментов… — ср.:
«И увидел я вдали смертное ложе. И что умирают победители, как побеждённые, а побеждённые, как победители.
И что идёт снег и земля пуста…
И победа побледнела в моей душе. Потому что побледнела душа. Потому что, где умирают, там не сражаются. Не побеждают, не бегут.
Но остаются недвижимыми костями, и на них идёт снег.»
***
Устами младенца глаголет яма (пуля)… — ср. с поговоркой «Устами младенца глаголет истина».
***
Искусство быть посторонним… — образ из книги французского писателя и философа-экзистенциалиста А. Камю — «Посторонний». См. также:
Интервью Е. Летова, «РИО» №10, 1989г.:
-Ты не задавался вопросом, для чего — или, иначе — почему ты поешь?
— Я уже писал об этом в «Урлайте.». Если же с другой стороны зайти, то все, что мы делаем, это «отстранение». Как некая, громко говоря, религия. То, о чем Камю говорил в «Постороннем».
— А как же насчет, общинного мировоззрения?
***
Сеяли доброе, разумное, вечное — ср. с отрывком из стихотворения Н. Некрасова «Сеятелям» (1877), в котором говорится о долге народовольца:
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…
***
…кровавые мальчики… — кошмар из поэмы А. С. Пушкина «Борис Годунов», преследующий царя Бориса, якобы убившего маленького царевича, чтобы самому взойти на царство. См.:
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над темной клеветою. —
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда — беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком, стучит в ушах упрек,
И все тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах…
И рад бежать, да некуда… ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
***
Кашу слезами не испортишь, нет… — ср. с рус. поговоркой «кашу маслом не испортишь».
акустическая версия 1988 г.:
электрическая версия 1989 г.:
Любительская съемка:
Уличный музыкант играет «Русское поле экспериментов» на аккордеоне:
_______________________________________________________________________
Текст песни «Русское поле экспериментов»:
Hm G
Трогательным ножичком пытать свою плоть
Em Hm
Трогательным ножичком пытать свою плоть
До крови прищемить добровольные пальцы
Отважно смакуя леденцы на палочке
Целеустремлённо набивать карманы
Мёртвыми мышатами живыми хуями
Шоколадными конфетами
F# Hm G
И нерукотворными пиздюлями.
G Em F#
На патриархальной свалке устаревших понятий
Использованных образов и вежливых слов
Покончив с собой уничтожить весь мир
Покончить с собой уничтожить весь мир
Вечность пахнет нефтью
Вечность пахнет нефтью
Hm A G
Словно иней сердобольный смех
Словно иней сердобольный смех
Словно иней сердобольный смех
Славно валится на, на, на
Hm G Hm G
Русское поле экспериментов
Hm G Em F#
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов.
География подлости, орфография ненависти
Апология невежества, мифология оптимизма
Законы гаубицы благонравия
Знатное пиршество благоразумия
Устами ребенка глаголет яма
Hm G
Устами ребенка глаголет пуля
Em F#
Вечность пахнет нефтью
Вечность пахнет нефтью
Словно иней сердобольный смех
Словно иней сердобольный смех
Словно иней сердобольный смех
Славно валится на, на, на
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов.
Мастерство быть излишним подобно мне
Мастерство быть любимым,подобно петле
Мастерство быть глобальным как печёное яблоко
Искусство вовремя уйти в сторонку
Искусство быть посторонним
Искусство быть посторонним.
Новейшее средство для очистки духовок
От задохнувшихся по собственной воле
Новейшее средство для очистки верёвок
От скверного запаха немытых шей
Новейшее средство находить виновных
Новейшее средство находить виновных
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов
Русское поле экспериментов.
Hm G
За открывшейся дверью — пустота
Em Hm
Это значит, что кто-то пришёл за тобой
G
Это значит, что теперь ты кому-то
Em F# Hm G
Понадо-понадо-пона-надобился…
Em F#
А снег всё идёт, а снег всё идёт
Hm G Em F#
Русское поле источает снег…
Иных хоронили в упаковке глазёнок
Иных хоронили в упаковке газет…
А то, что на бойне умертвили бычка —
На то всеобщая радость, всеобщая гордость
Всеобщая ненависть, всеобщая воля
Всеобщая воля, да всеобщая старость…
Набить до отказа собой могилу
Это значит наследовать Землю
Что же такое наследовать Землю?
Hm G
Это значит исчерпать терпение
Em F#
Что и требовалось доказать…
Что и требовалось доказать!
В дверной глазок, в замочную щель —
Гениальные мыслишки, мировые войнушки
Неофициальные пупы Земли
Эмалированные части головных систем
Инстинктивные добровольцы
Во имя вселенной и хлебной корочки
Люди с большой буквы
Слово «Люди» пишется с большой буквы!
Свастика веры стянула лица
Вавилонская азбука налипла на пальцах
Исторически оправданный метод
Пожирания сырой земли
Это ли не то, что нам надо?!
Это ли не то, что нам надо?!
Это ли не то, что нам надо?!
А поутру они неизбежно проснулись
Не простудились, не замарались
Называли вещи своими именами
Сеяли доброе, разумное, вечное
Всё посеяли, всё назвали
Кушать подано — честь по чести
На первое были плоды просвещения
А на второе — кровавые мальчики.
Орденоносный Господь победоносного мира
Заслуженный Господь краснознамённого страха
Праведный праздник для правильных граждан
Отточенный серп для созревших колосьев
Яма — как принцип движения к Солнцу
Кашу слезами не испортишь, нет.
Полные сани девичьим срамом
Полные простыни ребячьим смрадом
Девичьи глазки, кукушкины слёзки
А так же всякие иные предметы…
Так кто погиб в генеральном сражении
Кто погиб в гениальном поражении
За полную чашку жалости
В Сталинградской битве озверевшей похоти?
Самолёт усмехнулся вдребезги
В бугорок обетованной Земли
Самолёт усмехнулся вдребезги
В бугорок обетованной Землицы…
Проигрыш:6 раз.
Hm G
А свою любовь я собственноручно
Em Hm
Освободил от дальнейших неизбежных огорчений
Подманил её пряником
подманил её пряником
Изнасиловал пьяным жестоким ботинком
И повесил на облачке
Словно ребёнок свою нелюбимую куклу
Свою нелюбимую куклу (3р.)
Словно иней сердобольный смех (3р.)
Славно валиться на, на, на…
Русское поле экспериментов (4р.)
Вечность пахнет нефтью (4р.)
_______________________________________________________________________