граффити спортивные на стенах
Граффити с баскетболистами украсило спортивный корпус ВлГУ
Размер граффити – 250 квадратных метров. Еще в процессе создания баскетбольное арт-полотно привлекло внимание горожан и вызвало у них массу положительных эмоций. Теперь все желающие смогут поучаствовать в открытии обновленного фасада спорткорпуса ВлГУ. Мероприятие состоится 15 сентября в 11.00.
Размер граффити – 250 квадратных метров
Оставь свой след
Владимирцев приглашают не просто полюбоваться на граффити, но и оставить свой след в истории этого необычного произведения уличного искусства.
— Мы приглашаем каждого из вас стать частью масштабного шедевра и оставить свой след на фасаде с баскетбольной картиной, — призывает пресс-служба баскетбольной команды «Владимирские львицы».
Организаторы предложат всем желающим вооружиться перчатками, затем окунуть ладошки в краску и оставить на стене отпечаток своей руки. В числе первых это планирует сделать ректор ВлГУ Анзор Саралидзе.
А еще можно будет узнать о планах на новый сезон у игроков женской и мужской баскетбольных команд. На все вопросы ответят капитаны. Во время открытия будет также представлен дизайн-проект реконструкции спортивного зала.
Баскетбольное граффити — подарок владимирцам ко Дню города.
Дали, Ван Гог и дед на скейте
Автор баскетбольного арт-полотна — художник Регина Яфасова. Ранее девушка нарисовала портрет Героя Советского Союза Ивана Гусева на стене владимирского лицея-интерната №1. А еще Регина Яфасова организовала во Владимире фестиваль уличного искусства «ZAGFEST». Благодаря ее стараниям в городе появились это гигантские панно, расписаны тепловые подстанции, стены, электрощитки.
Проспекту Ленина от фестиваля досталось больше всего. На доме № 68, на въезде со стороны Москвы, появился мурал Кирилла Ведерникова. Художник родом из Вязников. Сейчас он работает по всему миру: его картины украшают стены в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Астрахани, Ялте, Екатеринбурге, Эрлангене.
Картина занимает целый фасад пятиэтажки
На первом доме по улице Чехова появился диптих с изображением известных людей на «Ч». Стараниями питерского художника Виктора Splash’а превратилась в арт-объект и серая коробка трансформаторной подстанции на Суздальском проспекте в Добром.
Еще одна интересная работа — мурал художника Мышкина. Он расположился на фасаде дома на улице Погодина, 2а. Сюжет неординарный: используя воздуходувку, или садовый пылесос, Ван Гог и Дали убирают осенние листья.
На стене трансформаторной подстанции на улице Стасова питерская художница Мария Кудашева нарисовала 73-летнего скейтбордиста. Персонаж не вымышленный, а реальный: Игорю 73 года, на скейте он катается с 1981-го. Гоняет на советской модели «Спринт». Короткий ролик про деда-скейтбордиста видели уже, наверное, все.
Осторожно: закрашено В России уничтожают множество граффити-шедевров. За что власти не любят уличное искусство?
Российский стрит-арт имеет репутацию культурного маргинала — им восхищаются, презентуют на выставках, но в то же время всячески пытаются зарегулировать и «одомашнить». С помощью граффити можно оживить безликие серые «панельки», но рисунки обычно уничтожают сразу после нанесения. Когда автор работы заранее сообщает коммунальщикам, что хочет сделать граффити на этом фасаде, убивается сама суть явления, и даже соблюдение всех протоколов не гарантирует отсутствия конфликтов с общественностью. Протест против красоты — в материале «Ленты.ру».
Стрит-арт остается чем-то пограничным: вроде и не искусство в классическом понимании, но и не детские каракули. Вопрос, где проходит эта граница, остается спорным: иногда и всем знакомые пенисы на заборах пытаются выставить как полноценные картины. В настоящее время все чаще слышны призывы о необходимости развивать уличное творчество, но в то же время художникам связывают руки, навязывая свои правила игры.
В конце мая в Санкт-Петербурге напротив музея Иосифа Бродского появился портрет знаменитого поэта. Его нарисовали художники из объединения «URBAN-фреска» — галереи под открытым небом. «В день своего 80-летия Бродский вернулся на улицу Пестеля — смотрит прямо на свой балкон в доме, где жил в тех самых полутора комнатах и откуда уехал навсегда. Но поэты всегда возвращаются», — сказано в Instagram художников. Однако на следующий день арт-объект закрасили. Выяснилось, что к этому причастна завхоз школы №189 — работа была на ее территории.
«Вы знаете, что в школе делать граффити нельзя? Ни вывешивать, ни развешивать, ни писать нельзя. Мы идем под контролем! Обращайтесь в ГАТИ! (Государственную административно-техническую инспекцию — прим. «Ленты.ру») Потому что это решение ГАТИ, что на государственных учреждениях не должно быть никаких граффити», — заявила женщина.
Разочарованные горожане неоднократно пытались соскрести краску и даже начали оставлять стихи на месте бывшей фрески. «Жаль, что слова «Х**» и «П****» на стенах не замазывают столь стремительно! Висят годами!» — пожаловалась одна из интернет-пользователей. Художнику Олегу Лукьянову, лидеру объединения, передали, что если он хочет, чтобы его работы не трогали, — надо уведомлять администрацию и все согласовывать.
«Праздник искусства для всех»
История с Бродским, к сожалению, весьма типична: уличное произведение искусства ввиду его неформатности объявляется вне закона. Случаи, когда рисунок удалось отстоять, — настоящая победа, и таких историй единицы (речь идет не о фестивальных работах, а о стихийных изображениях). Хотя если вспомнить становление стрит-арта в России, то оно было весьма революционным, зато шло в одну ногу с политикой государства и не противоречило ей.
В 1918 году творческое объединение ЛЕФ («Левый фронт искусств») опубликовало декрет «О демократизации искусств (заборная литература и площадная живопись)». Его подписали поэт Владимир Маяковский, художник, поэт и авиатор Василий Каменский, а также поэт и художник Давид Бурлюк. Все литераторы ЛЕФа проповедовали документальность и так называемый социальный заказ — отражение тенденций и настроений общества.
Материалы по теме
Попали в переделку
Документ провозглашал, что в связи с началом новой эпохи «проживание искусства в кладовых, сараях человеческого гения — дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах» — закончилось. Теперь для картин нашли новое место — «Свободное Слово» творческой личности написано «на перекрестках домовых стен, заборов, крыш, улиц наших городов, селений и на спинах автомобилей, экипажей, трамваев и на платьях всех граждан».
По мнению авторов манифеста, улицы должны были превратиться в «праздник искусства для всех», а горожане благодаря этому могли бы насладиться «глубиной мысли великих современников» и «созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня». «Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего», — писали лефовцы.
Самым известным последователем объединения стал авангардист Казимир Малевич — автор знаменитого «Черного квадрата». В 1920 году художник расписал вместе со своей творческой группой УНОВИС («Утвердители нового искусства») несколько фасадов в Витебске в стиле супрематизма — такое благоустройство приурочили к третьей годовщине Октябрьской революции.
Следующим арт-объектом стал Дом Моссельпрома в Москве — памятник авангардизма и конструктивизма. На его фасаде остались надписи по эскизам фотографа, плакатиста и графика Александра Родченко (соратника Маяковского по «Окнам РОСТА»). На стенах здания изобразили продукцию (конфеты, папиросы, шоколад, пиво и воду в бутылках) с лозунгом «Нигде кроме как в Моссельпроме!» — его придумал Владимир Маяковский. По воспоминаниям современников, товары в Моссельпроме были дорогими, и им требовалась агрессивная реклама.
Фактически история российского уличного искусства началась с прославления новых устоев. На Западе оно было скорее декларационным и протестным. Первым «памятником» стала надпись «Здесь был Килрой» (Kilroy was here) — ее якобы оставлял бостонский инспектор Джеймс Килрой, который в годы Второй мировой войны проверял корабли на верфях.
Со временем популярность тегов (автографов) стремительно возросла, их, например, активно начали оставлять на вагонах поездов. Но в те моменты, когда молодежь была чем-то недовольна и ходила на митинги, число граффити резко увеличивалось — на стенах появлялось множество анархистских слоганов и сатирических рисунков. Позже многие банды стали использовать стрит-арт как метку для районов, на которые распространялась их власть. Так граффити перестали быть чем-то заведомо безобидным и в зависимости от контекста могли быть как эффективной рекламой, так и способом протеста.
Ради вашего блага
Власти практически всегда реагировали на граффити-райтеров (авторов надписей) по принципу «найти и обезвредить». Работы планомерно и методично закрашивали, а нанесение рисунка расценивалось как вандализм — осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.
Обычно в каждом регионе действуют свои правила в отношении стрит-арта, определяющиеся нормами местного закона о благоустройстве. Например, в Москве такие поправки депутаты внесли на рассмотрение в 2018-м, однако они вступили в силу только спустя год из-за множественных согласований. По новым правилам, все существующие и будущие граффити должны быть согласованы со столичным департаментом ЖКХ, а рекламные граффити необходимо закрасить.
Глава департамента средств массовой информации и рекламы Иван Шубин рассказал, что отныне художник при подаче дизайн-проекта обязательно должен представить техническое заключение о состоянии фасадной части, иначе документы не примут. Потом в течение максимум 30 дней проект будут согласовывать с другими городскими службами. Но это далеко не полный перечень ограничений. Рисунок должен соответствовать определенной тематике: наука, искусство, спорт, исторические события и выдающиеся личности.
Важно получить и согласие собственников дома. «Кроме того, нанесение рисунка должно быть оформлено договором — чтобы все понимали, на какой срок он размещается (не более пяти лет), кто и как будет следить за его техническим состоянием, а также его восстановлением в случае необходимости», — объясняет Шубин. В случае утверждения граффити наносить его на здание можно с 1 апреля по 1 ноября, причем в оговоренный срок в зависимости от площади изображения, к примеру, на 500-метровую уличную работу дается неделя.
Такая политика фактически поставила крест на деятельности граффити-райтеров. «Чиновники хотели отрегулировать отрасль, но выплеснули ребенка с водой. Работа уличных художников будет невозможна из-за такого количества согласований», — говорит организатор тематических фестивалей Иван Пантелеев. Он не понимает, как с разрешенными тематиками «рисовать граффити о туризме, космосе или деторождении», и сомневается, что у сотрудников департамента ЖКХ из комиссий «найдет понимание работа художников-иностранцев».
Чиновники, в свою очередь, объяснили поправки заботой об облике Москвы и ее привлекательности для туристов. «Поддерживаю проект закона, потому что мне нравится жить в чистом городе. А не нравится мне, когда какие-то надписи или сомнительные изображения портят мнение гостей о столице. Нарушителей нужно жестко наказывать. Предложенный алгоритм хорошо проработан правительством Москвы. Документ понятен и прозрачен. Уверен, что большинство москвичей согласятся с нами», — заявил председатель комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям, председатель Московской федерации профсоюзов Михаил Антонцев.
Презумпция вандализма
Под каток новых ограничений попало сразу несколько знаковых граффити столицы. Например, с Бауманской улицы убрали портрет театрального режиссера Константина Станиславского (работу даже занесли в путеводители по Москве) — якобы потребовался капитальный ремонт фасада.
Однако подобные случаи происходят не только в Москве — в Челябинске вообще случилось нечто вопиющее. Там закрасили согласованный со всеми инстанциями и жильцами дома мурал (большое изображение, как правило, во всю стену) — девушку с караваем, встречающую гостей. Несмотря на то что данный дизайн-проект выиграл конкурс по благоустройству, это не помешало местным рекламщикам закрасить работу — они претендовали на фасад здания, чтобы разместить свои баннеры.
Граффити-бомбинг: экстремальный вид спорта или вандализм?
«Помни: преступление против собственности — не есть настоящее преступление. Люди смотрят на холст и восхищаются тем, как при помощи мазков кисти передана мысль. Люди смотрят на граффити и восхищаются тем, как при помощи водосточной трубы ты залез туда, куда тебе было нужно», – сказал английский андерграундный художник Роберт Бэнкси.
Сегодня «татуировки города» стали неотъемлемой частью нашей жизни: люди рисуют муралы на стенах и гаражах, художники-граффитисты по заказу превращают серые дома в яркие арт-объекты, а бомберы устраивают целые соревнования, переводя рисование граффити из запрещённой деятельности в экстремальный вид спорта.
«Бомбить» – оставлять свои надписи и рисунки в местах, где это делать запрещено. Возле «бомб» обязательно ставятся теги, а некоторые граффитисты даже создают портфолио из фотографий со своими работами. Это своеобразное спортивное состязание, от участников которого требуется быть ловкими и сообразительными.
Бомбинг возник в Нью-Йорке в начале 70-ых годов 20 века. Мишенями любителей этого экстремального вида спорта стали вагоны метро: на них активно оставляли «бомбы» с вызывающими надписями.
Публичность – важная составляющая бомбинга. Бомберы гонятся за адреналином, хотят слышать удивлённые возгласы толпы и получать определённую эмоциональную отдачу от своей аудитории. Бомбинг – это оппозиция в чистом виде, выступление против скованного и закрепощённого общества.
x-default
Площадка для спортивных состязаний бомберов – весь город. Граффити наносятся преимущественно в ночное время суток, на любые поверхности в общественных местах, без разрешения со стороны местных властей. «Ты ограничен во времени… Главная цель – сделать хорошо и на самом видном месте, быстро и не попасться. Обычно есть от двух до пятнадцати минут максимум. Чем быстрее – тем лучше», – отметил в одном из интервью художник-граффитист И. Белов.
Из-за того, что бомберам приходится ограничиваться малым количеством времени, рисунок имеет ряд особенностей: простые элементы, крупные детали и всего несколько цветов.
Зачем люди занимаются этим экстремальным видом спорта? Причин может быть несколько:
• Для самовыражения. Чаще всего именно стремление к самоидентификации толкает людей к занятию бомбингом. Это перформанс, искусство и чистый адреналин, азарт погони и состязания.
• Для выражения своих политических взглядов. Несмотря на то, что бомбинг стал видом спорта, не стоит забывать, что «бомбы» – это граффити. А граффити – это протест, оппозиция. Очень часто с помощью «бомб» выражаются политические взгляды, будь то карикатурное изображение представителей власти или короткое сочетание цифр и процентов на остановке.
• Для закрепления за собой определённой территории. Как ни странно, подобное поведение свойственно не только преступным группировкам и криминальным авторитетам, но и обычным бомберам в процессе их соревнований.
• Для продвижения брендов. Реклама с помощью бомбинга – явление не новое, но стоит учитывать, что «бомбы» будут привлекать только конкретную аудиторию.
Нужно понимать, что бомбинг – это не только экстремальный вид спорта, но и целая субкультура. Влиться в граффити-команды не так просто, ещё сложнее занять место в топе бомберов. Однако это направление существовало и раньше, а также будет существовать очень долго.
Как и всякий экстремальный вид спорта, бомбинг не безопасен для здоровья. И дело не только в проблемах с правоохранительными органами: иногда от бомбера требуется нанести рисунок в труднодоступном месте, используя только те приспособления, которые находятся под рукой (будь то ненадёжные лестницы, водосточные трубы или любые другие предметы, которые в руках бомбера превращаются в инструменты).
Можно долго дискутировать о том, стоит считать бомбинг экстремальным видом спорта или вандализмом. Но факт остаётся фактом: он набирает всё большую популярность и большое количество последователей.
Введение в стрит-арт: топ-10 граффити мира
Давно прошли те времена, когда граффити считались вандализмом. Теперь уличное искусство ( красивое уличное искусство ) — это эстетика, социальное или политическое заявление и облик многих современных городов. Во времена, когда от сидения дома уже очень хочется разрисовывать не только стены, но и друг друга, решили отвлечь твоё внимание самыми живописными граффити мира.
Содержание
«Большой Енот», Лиссабон
Bordalo II — португальский художник и активист, известный серией работ Trash Animals. Это не просто рисунки на стенах, а объёмные инсталляции, сделанные из мусора. Bordalo II привлекает внимание общественности к проблеме экологии и её влияния на животных. Каждая работа занимает у художника от трёх до семи дней.
Как добраться: енота можно найти на улице Bartolomeu Dias (в двух минутах ходьбы от Музея современного искусства ).
Замок Кельбурн, Глазго
Автор: Нунка, Нина Пандольфо, OSGEMEOS (братья-близнецы). Все художники из Бразилии.
Описание и история: з амок Кельбурн был построен в XIII веке, неудивительно, что к 2007 году ему требовалась серьёзная реконструкция. Владелец замка, граф Патрик Бойл (граф Глазго), предложил государству оригинальную идею — разрисовать фасад задмка — и пригласил знаменитых уличных художников.
Оригинальные абстрактные рисунки привлекли множество туристов, на деньги от билетов планировалось провести реконструкцию (и стереть граффити). Но графу они так понравились, что, по слухам, он до сих пор ведёт переписку с правительством, пытаясь отстоять рисунки и оставить их навсегда. Шотландцы люди упрямые, и кто победит — мы не знаем.
Фото: Beth / flickr.com (слева) и Karen Evans / flickr.com (справа)
Как добраться: на автобусе A78, следующем по маршруту Greenock. Цена билета — 5 £ (≈ 430 руб. в одну сторону). Дорога займёт около 45 минут.
«Майя», Москва
Описание и история: красочное граффити в центре Москвы не рассказывает об остром социальном конфликте, но зато привлекает внимание яркими цветами и размером (18х16 метров). Граффити изображает знаменитую русскую балерину Майю Плисецкую. Работа появилась в 2013 году, за полтора года до смерти Плисецкой, так что прима Большого театра успела её увидеть и оценить по достоинству.
Как добраться: граффити расположено по адресу: Большая Дмитровка 16/1 (пять минут пешком от станции метро «Театральная» ).
«Сан Дженнаро», Неаполь
Автор: итальянский художник Джорит (Jorit).
Описание и история: только в Неаполе можно встретить граффити, изображающее святого. Этот город удивительным образом сочетает почти фанатическую набожность и абсолютную любовь к современному искусству. Огромное граффити в стиле реализма во всю стену расположено в районе Forcella, считающимся одним из самых опасных (всё из-за неаполитанской мафии, Каморры).
Итальянские вандалы
Визуальное искусство у итальянцев в крови, поэтому современные (правда, непризнанные) Боттичелли сейчас рисуют буквально повсюду — в Италии нередко можно встретить полностью расписанные поезда метро и километры стен на улицах. Некоторые, правда, заходят слишком далеко и украшают своими художествами исторические монументы. Такой вандализм не приветствуется, а вот к сотням невероятно красивых граффити туристы и государство относятся нормально.
«Машина заказов» ( Ordering Machine ), Гренобль
Автор: Nevercrew — команда из двух итальянских художников. Сейчас проживают в Швейцарии.
Описание и история: н а огромном граффити во всю стену изображены два реалистичных кита, подвешенных на вешалку с помощью большого куска ткани. Художники хотели обратить внимание на проблему эксплуатации человечеством природных ресурсов. Работа появилась на стене в честь фестиваля уличного искусства в Гренобле в 2016 году.
«Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви!», Берлин
Автор: Дмитрий Врубель — русский художник, проживающий в Берлине.
Описание и история: д умаем, с этой работой ты прекрасно знаком, даже если воочию увидеть её не удалось. На граффити изображён поцелуй Леонида Брежнева и Эриха Хонеккера (немецкий политический деятель XX века).
Сам поцелуй ознаменовал десятилетний договор, заключённый между Восточной Германией и СССР в 1979 году, и был запечатлён на фотографии, попавшей в сотни газет.
В 1989 году Берлинская стена пала, а в 1990 трансформировалась в галерею под открытым небом. В этом же году на её Восточной стороне появилась работа Дмитрия Врубеля (до падения стены украшать её граффити разрешалось только с Западной стороны). Работа была сильно испорчена к 2005 году, и художника попросили её реставрировать.
Дэвид Боуи, Лондон
Автор: Джеймс Кочран, британский художник австралийского происхождения.
Описание и история: граффити размером больше человеческого роста появилось на стене магазина Morleys в 2013 году — Боуи родился буквально за углом.
Великий певец умер в 2016. С тех пор это место стало его мемориалом — здесь поклонники оставляют цветы и записки. Граффити также покрыли пластиком, чтобы защитить от воздействия среды — вот оно, бережное отношение к искусству!
Как добраться: мемориал находится рядом со станцией метро «Брикстон» (Brixton). Билет на метро — 4,9 £ (≈ 400 руб.).
Фото: Lenscap Photography / Shutterstock.com (слева) и chrisdorney / Shutterstock.com (справа)
Стена Джона Леннона, Прага
Автор: десятки разных художников.
Описание и история: оказывается, существует не только стена Цоя! В Праге, прямо напротив французского посольства, сразу после смерти Джона Леннона в 1980 году начали появляться первые рисунки и надписи. Правительство долго пыталось бороться с «вандализмом», но, говорят, на защиту фанатов встало французское консульство — во избежание волнений и протестов стену попросили оставить в покое.
По сей день здесь появляются новые рисунки и записи, так что увидеть обновленную стену можно в каждый приезд в Прагу.
Фото: emka74 / Shutterstock.com (1, 2)
Как добраться: две минуты пешком от Храма Девы Марии.
«Ярость, бросатель цветов» (Rage, the Flower thrower), Вифлеем
Описание и история: Бэнкси — самый знаменитый уличный художник нашего времени. Никто не знает, кто он на самом деле, но его работы известны всему миру, поскольку всегда поднимают острые вопросы (политика, социальное устройство, военные конфликты).
Художник без лица
Бэнкси стал настолько знаменит, что его работы уже выставляются в музеях по всему миру. Посетители гадают, кто же скрывается за личностью знаменитого художника и активно платят деньги за то, чтобы взглянуть на коллекцию его работ под одной крышей.
Как добраться: полчаса пешком от Базилики Рождества Христова
Улица Дзамбони, Болонья
Автор: студенты Болонского университета.
Описание и история: у лица Дзамбони (Via Zamboni) считается университетской улицей города Болонья. Собственно, весь город считается студенческим, благодаря Болонскому университетц, но улица Замбони особенно интересна по нескольким причинам.
Здесь расположены культурные места, например Муниципальный оперный театр или Музей Палаццо Поджи (Музей медицины). Студенты решили, что местным палаццо не помешает немного красок и на протяжении десятилетий разукрашивали стены зданий разными граффити.
Получилось очень аутентично — старинные колонны покрылись политическими лозунгами и произведениями искусства. Разглядывать можно бесконечно.
Как добраться: 10 минут пешком от Piazza Maggiore — главной площади Болоньи.
Уличное искусство красиво, социально значимо и (немаловажный плюс!) – почти всегда бесплатно. И его так много, что знакомиться с ним можно всю жизнь, ища любимые граффити по всему миру. Кто знает, возможно, после окончания пандемии появится новые картины. Кстати, Бэнкси уже сделал одну для британской больницы.