граффити на стене мотоцикл
Граффити-художник привел зрителей в Москве на заброшенную платформу и убежал
Если что, он питерский
На фестивале «Территория» представили уличный спектакль-променад под названием 4elovekvmaske_msk. Граффити-художник приехал из Петербурга в Москву, чтобы изучить непарадную столицу, а потом в течение двух часов водить по задворкам зрителей, у которых очень популярны теперь такого рода бродилки.
Потом художник неожиданно убежал, оставив растерянных людей на полузаброшенной железнодорожной платформе. Кто он такой? Говорил ли правду? Зачем дал баллон с краской и предложил разрисовать натянутую пленку, а потом сбежал? А если кого-то заметут?
Финал уличного спектакля. Фото: Светлана Хохрякова
Небольшая группа любителей острых ощущений собирается в назначенный час у метро. Встречает ее парень в забрызганной белой краской черной куртке.
Парень представляется: «Gasp». Говорит, что рисовал в Тбилиси и Риме, где только не рисковал, предупреждает, что сам не местный: «Если что, я питерский».
При ближайшем знакомстве выяснится, что это актер Никита Касьяненко, а по совместительству стрит-арт-художник. Говорит, что скоро будет сниматься у Елены Цыплаковой «Оковы любви». Правда или нет — бог весть. Если поискать о информацию в Сети, то можно обнаружить сообщение: «Контакты артиста заблокированы из-за неоплаты тарифа». Вполне подходящая информация, работающая на мистификацию, которой Gasp и занимается.
Несколько шагов в сторону, и Никита резко поднимается по крутой насыпи к железнодорожным путям. Надо быстро следовать за ним, пока не пронесся железнодорожный состав. Дальше идем под мостом, по задворкам, вдоль гаражей. Мы недалеко от центра, но ощущение такое, что на окраине, пока не дойдем до элитного квартала, выросшего на месте складских помещений. Нам раздают написанный от руки мини-словарь: собака — это электричка, лис — работник железной дороги, сопли — остатки краски, холтрейн — рисунок на весь поезд.
Стоило только пройти через шлагбаум в новый квартал, тут же стоящий на вахте охранник по рации кому-то сообщил о нашем появлении. И наряд стражей порядка не заставил себя долго ждать. Солидные мужчины поинтересовались, что мы тут делаем. Объяснял им что-то Кирилл Люкевич, у которого проверили содержимое рюкзака.
Теперь совсем не понятно, что это было. Есть ли договоренность с охраной объекта? Или же это действительно бдительный отряд, призванный защищать безопасность граждан?
Gasp в начале пути. Фото: Светлана Хохрякова
Мелкими перебежками идем от точки к точке, периодически зазерняемся, как говорит Никита, пьем чай из его термоса с печеньем. Пустячок, а приятно. Наша небольшая компания вызывает любопытство у прохожих. Поняв, что к чему, к нам примыкают сообразительные подростки, которые, как оказалось, тоже тайно рисуют под мостом и рады, что встретили родственные души.
Никита рассказывает, как живут уличные художники, как рискуют быть пойманными, с упоением говорит о граффити-маркете, который для художника сродни храму. Теперь мы знаем, что с охранниками можно договориться: даешь 500 рублей, он берет и тут же предупреждает: «Через семь минут я вызываю полицию». И надо за это время нарисовать что-то на стене.
Никита и Кирилл устраивают подобный променад в Петербурге, осваивают промзоны и даже получили за это «Золотую маску» в номинации «Эксперимент». Прогулка отличная, необычная и экстремальная. Хочешь получить дозу страха — тебе к ним.
Введение в стрит-арт: топ-10 граффити мира
Давно прошли те времена, когда граффити считались вандализмом. Теперь уличное искусство ( красивое уличное искусство ) — это эстетика, социальное или политическое заявление и облик многих современных городов. Во времена, когда от сидения дома уже очень хочется разрисовывать не только стены, но и друг друга, решили отвлечь твоё внимание самыми живописными граффити мира.
Содержание
«Большой Енот», Лиссабон
Bordalo II — португальский художник и активист, известный серией работ Trash Animals. Это не просто рисунки на стенах, а объёмные инсталляции, сделанные из мусора. Bordalo II привлекает внимание общественности к проблеме экологии и её влияния на животных. Каждая работа занимает у художника от трёх до семи дней.
Как добраться: енота можно найти на улице Bartolomeu Dias (в двух минутах ходьбы от Музея современного искусства ).
Замок Кельбурн, Глазго
Автор: Нунка, Нина Пандольфо, OSGEMEOS (братья-близнецы). Все художники из Бразилии.
Описание и история: з амок Кельбурн был построен в XIII веке, неудивительно, что к 2007 году ему требовалась серьёзная реконструкция. Владелец замка, граф Патрик Бойл (граф Глазго), предложил государству оригинальную идею — разрисовать фасад задмка — и пригласил знаменитых уличных художников.
Оригинальные абстрактные рисунки привлекли множество туристов, на деньги от билетов планировалось провести реконструкцию (и стереть граффити). Но графу они так понравились, что, по слухам, он до сих пор ведёт переписку с правительством, пытаясь отстоять рисунки и оставить их навсегда. Шотландцы люди упрямые, и кто победит — мы не знаем.
Фото: Beth / flickr.com (слева) и Karen Evans / flickr.com (справа)
Как добраться: на автобусе A78, следующем по маршруту Greenock. Цена билета — 5 £ (≈ 430 руб. в одну сторону). Дорога займёт около 45 минут.
«Майя», Москва
Описание и история: красочное граффити в центре Москвы не рассказывает об остром социальном конфликте, но зато привлекает внимание яркими цветами и размером (18х16 метров). Граффити изображает знаменитую русскую балерину Майю Плисецкую. Работа появилась в 2013 году, за полтора года до смерти Плисецкой, так что прима Большого театра успела её увидеть и оценить по достоинству.
Как добраться: граффити расположено по адресу: Большая Дмитровка 16/1 (пять минут пешком от станции метро «Театральная» ).
«Сан Дженнаро», Неаполь
Автор: итальянский художник Джорит (Jorit).
Описание и история: только в Неаполе можно встретить граффити, изображающее святого. Этот город удивительным образом сочетает почти фанатическую набожность и абсолютную любовь к современному искусству. Огромное граффити в стиле реализма во всю стену расположено в районе Forcella, считающимся одним из самых опасных (всё из-за неаполитанской мафии, Каморры).
Итальянские вандалы
Визуальное искусство у итальянцев в крови, поэтому современные (правда, непризнанные) Боттичелли сейчас рисуют буквально повсюду — в Италии нередко можно встретить полностью расписанные поезда метро и километры стен на улицах. Некоторые, правда, заходят слишком далеко и украшают своими художествами исторические монументы. Такой вандализм не приветствуется, а вот к сотням невероятно красивых граффити туристы и государство относятся нормально.
«Машина заказов» ( Ordering Machine ), Гренобль
Автор: Nevercrew — команда из двух итальянских художников. Сейчас проживают в Швейцарии.
Описание и история: н а огромном граффити во всю стену изображены два реалистичных кита, подвешенных на вешалку с помощью большого куска ткани. Художники хотели обратить внимание на проблему эксплуатации человечеством природных ресурсов. Работа появилась на стене в честь фестиваля уличного искусства в Гренобле в 2016 году.
«Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви!», Берлин
Автор: Дмитрий Врубель — русский художник, проживающий в Берлине.
Описание и история: д умаем, с этой работой ты прекрасно знаком, даже если воочию увидеть её не удалось. На граффити изображён поцелуй Леонида Брежнева и Эриха Хонеккера (немецкий политический деятель XX века).
Сам поцелуй ознаменовал десятилетний договор, заключённый между Восточной Германией и СССР в 1979 году, и был запечатлён на фотографии, попавшей в сотни газет.
В 1989 году Берлинская стена пала, а в 1990 трансформировалась в галерею под открытым небом. В этом же году на её Восточной стороне появилась работа Дмитрия Врубеля (до падения стены украшать её граффити разрешалось только с Западной стороны). Работа была сильно испорчена к 2005 году, и художника попросили её реставрировать.
Дэвид Боуи, Лондон
Автор: Джеймс Кочран, британский художник австралийского происхождения.
Описание и история: граффити размером больше человеческого роста появилось на стене магазина Morleys в 2013 году — Боуи родился буквально за углом.
Великий певец умер в 2016. С тех пор это место стало его мемориалом — здесь поклонники оставляют цветы и записки. Граффити также покрыли пластиком, чтобы защитить от воздействия среды — вот оно, бережное отношение к искусству!
Как добраться: мемориал находится рядом со станцией метро «Брикстон» (Brixton). Билет на метро — 4,9 £ (≈ 400 руб.).
Фото: Lenscap Photography / Shutterstock.com (слева) и chrisdorney / Shutterstock.com (справа)
Стена Джона Леннона, Прага
Автор: десятки разных художников.
Описание и история: оказывается, существует не только стена Цоя! В Праге, прямо напротив французского посольства, сразу после смерти Джона Леннона в 1980 году начали появляться первые рисунки и надписи. Правительство долго пыталось бороться с «вандализмом», но, говорят, на защиту фанатов встало французское консульство — во избежание волнений и протестов стену попросили оставить в покое.
По сей день здесь появляются новые рисунки и записи, так что увидеть обновленную стену можно в каждый приезд в Прагу.
Фото: emka74 / Shutterstock.com (1, 2)
Как добраться: две минуты пешком от Храма Девы Марии.
«Ярость, бросатель цветов» (Rage, the Flower thrower), Вифлеем
Описание и история: Бэнкси — самый знаменитый уличный художник нашего времени. Никто не знает, кто он на самом деле, но его работы известны всему миру, поскольку всегда поднимают острые вопросы (политика, социальное устройство, военные конфликты).
Художник без лица
Бэнкси стал настолько знаменит, что его работы уже выставляются в музеях по всему миру. Посетители гадают, кто же скрывается за личностью знаменитого художника и активно платят деньги за то, чтобы взглянуть на коллекцию его работ под одной крышей.
Как добраться: полчаса пешком от Базилики Рождества Христова
Улица Дзамбони, Болонья
Автор: студенты Болонского университета.
Описание и история: у лица Дзамбони (Via Zamboni) считается университетской улицей города Болонья. Собственно, весь город считается студенческим, благодаря Болонскому университетц, но улица Замбони особенно интересна по нескольким причинам.
Здесь расположены культурные места, например Муниципальный оперный театр или Музей Палаццо Поджи (Музей медицины). Студенты решили, что местным палаццо не помешает немного красок и на протяжении десятилетий разукрашивали стены зданий разными граффити.
Получилось очень аутентично — старинные колонны покрылись политическими лозунгами и произведениями искусства. Разглядывать можно бесконечно.
Как добраться: 10 минут пешком от Piazza Maggiore — главной площади Болоньи.
Уличное искусство красиво, социально значимо и (немаловажный плюс!) – почти всегда бесплатно. И его так много, что знакомиться с ним можно всю жизнь, ища любимые граффити по всему миру. Кто знает, возможно, после окончания пандемии появится новые картины. Кстати, Бэнкси уже сделал одну для британской больницы.
Перцовка, зиплоки: стартер-пак граффитчиков от Гуляй Рванина, «В маске» и арт-группы «Явь»
Вместе с арт-проектом Ozon Ballon, мы поговорили с разными граффити-артистами о том, что должен знать начинающий в этом деле — от исторического контекста до техники безопасности. А еще узнали, что полезно и важно иметь при себе (спойлер: без респиратора никуда!).
Полезные советы
@jekie_dugn, граффити-райтер, графический дизайнер и участник андеграунд-коллектива «Черная экономика»
Граффити — это не просто рисунки на стенах
Это живая и разношерстная субкультура со своей модой, понятиями и течениями. В первую очередь граффити — это люди, его рисующие.
Уважайте или, по крайней мере, не конфликтуйте с другими граффитчиками. Не портите чужие рисунки, не рисуйте по чужим рисункам. Это будет воспринято как личное оскорбление.
Относитесь с трепетом к своему делу, иначе просто не занимайтесь этим!
Граффити — сформировавшаяся среда, в которой есть свои правила и стандарты. Эти стандарты важно знать и понимать, но совершенно не обязательно соблюдать! Стремитесь к оригинальности!
@instvmaske, cоздатель одного из самых популярных каналов про граффити на русскоязычном ютьюбе
Подумай, а стоит ли
Сформируй цель, отношение и конкретный вектор развития. Граффити — сложная многогранная среда, которая замечательно существует и без твоего присутствия. Может быть, лучше попробуешь классическую живопись или спорт?
Это очень дорогое и сложное хобби, которое, скорее всего, ничего не будет давать тебе взамен. Развитие стиля и рисование — это прежде всего работа, осмысленное преодоление сложных препятствий.
Граффити рисуется граффитчиками для граффитчиков.
Зависимость от процесса
Рисование кусков очень заразно в плане процесса. Пшиканье баллоном очень аддиктивно. Один раз научившись читать теги, ты никогда не разучишься, и, если завяжешь, это начнет даже мешать.
Правила игры
Рисовать стриты (нелегальные уличные куски), железо и руфтопы (куски на крышах) — совсем не то же самое, что делать лайны и стрит-арт. Стоит попробовать все, но некоторые ответвления граффити предполагают меньшую гласность.
Нестандартные решения
Красиво можно делать самыми неочевидными способами, один инопланетянин вон чего стоит.
Совместимость с алкоголем
Алкоголь и банка с краской — это плохая комбинация. В начале пути так точно. Сначала освойся — потом развлекайся.
Наглость
Райтер остается неуловимым, пока он никому не нужен. Помни про камеры. Если рисуешь, затрагивая политику, меры анонимности и осторожность умножай минимум на 5.
Техника безопасности
Быстрые ноги ******** [тумаков] не боятся — держи в форме свое тело, бегай на стадионе и с препятствиями. Это бывает полезно. Иногда очень.
Рисуя в палевном месте, продумывай пути отхода. Старайся не погружаться в работу полностью, желательно наличие чекера (другой человек, который в случае нештатной ситуации сигнализирует об этом рисующему).
Если ты рисуешь, а мимо проехали копы — сделай перерыв, скорее всего, это значит, что сейчас за тобой приедет другой экипаж.
Никогда не бери с собой больше денег, чем нужно. Если примут с зарплатой, рискуешь остаться без половины.
В некоторых случаях при проблемах можно договориться на собственноручный бафф своих художеств (buff — перекрас, удаление граффити). Как правило, краска стоит дешевле штрафов. Некоторые принципиально не идут этим путем. Выбор каждого.
Региональная особенность
В некоторых областях нашей необъятной страны шанс спонтанно получить по лицу за свои «каракули» намного выше, чем в двух столицах.
Друзья по интересам
Рисовать компанией не в пример удобнее, веселее и безопаснее, чем соло.
Погодные условия
Зимой и в холодную погоду качество итогового куска выходит в два, а иногда и в три раза хуже.
Коммуникация с органами правопорядка
Стрит-артист должен запомнить важную вещь: никогда нельзя бегать от полиции и как‑то сопротивляться задержанию! Никогда!
Иначе вместо административного штрафа в 500–3000 рублей, можно получить административное дело о неповиновении полиции и арест до 15 суток или вообще уголовное дело об оскорблении сотрудника полиции или применении насилия.
Если художник рисовал на какой‑нибудь заброшке, будке, стене без архитектурно-исторической ценности, то он либо получит небольшой административный штраф, либо просто отделается письменной объяснительной.
История и контекст
Современному художнику порой важнее быть хорошим историком, чем уметь рисовать. Нужно разбираться в истории искусств и знать работы других знаменитых художников, чтобы случайно не повториться или, наоборот, сделать грамотную отсылку.
Контекст работы тоже очень важен, ибо один и тот же образ в определенное время и в определенной среде будет считываться по-разному.
Арт-проект Ozon Ballon
Проект на стыке брендинга и стрит-арта запущен осенью 2020 года, ознакомиться с условиями и подать свою заявку можно тут, а посмотреть уже реализованные работы — вот здесь.
Война за граффити в Петербурге набирает обороты, пока Смольный предпочитает не замечать проблемы
Фото: Невские Новости / Саша Берг
В Петербурге разворачивается настоящая война с уличными художниками: только они сотворят на стене некий высокохудожественный рисунок, коммунальщики тут же закрашивают его. Трансформаторная будка на Литейном уже не первый раз становится местом «сражения» между уличным искусством и чиновничьими запретами. Почему существующая схема согласования стрит-арта не работает, а реальных действий к ее упрощению так и не наблюдается, разбирались НЕВСКИЕ НОВОСТИ.
Граффити-портрет с изображением советского музыканта, певца Игоря Талькова появилось на Литейном проспекте на трансформаторной будке к годовщине смерти артиста. Работа была не согласована с властями города, и коммунальщики в очередной раз пытаются уничтожить арт-объект, несмотря на то что в апреле этого года в Петербурге официально разрешили украшать подстанции творчеством современных художников. Согласно документу Ленэнерго для авторов стрит-арта доступно 43 адреса в разных районах города. Однако, чтобы рисунок появился на объекте, необходимо получить разрешение у комитета по градостроительству и архитектуре (КГА).
Ситуация накаляется
Легализацию граффити в Петербурге обсуждают не первый год. Отсутствие специально выделенных властями города зон для уличного искусства без согласования приводит к тому, что почти сразу новое художество исчезает со стен зданий и трансформаторных будок. Так были закрашены работы с Иосифом Бродским и героями юмористического шоу «Каламбур» на Литейном проспекте, академиком Андреем Сахаровым на набережной Обводного канала, персонажем из «Криминального чтива» на Лесном проспекте, лидером группы Prodigy Китом Флинтом и другими. В начале 2021 года чиновники выступили против портрета Даниила Хармса, который до этого пять лет никто не трогал. Пошел общественный резонанс, и работу удалось отстоять. А вот граффити с Иосифом Бродским на улице Пестеля несколько раз закрашивали и возвращали.
Трансформаторная будка на Литейном повидала уже множество портретов, и каждый раз все их нещадно закрашивали. В разное время там красовались Эйнштейн, герои фильма «Иван Васильевич меняет профессию», персонажи из «Каламбура», Юрий Шевчук, врачи-супергерои. Всех их ждала одна и та же участь.
Вот только на этот раз ситуация накалилась до предела, ведь на защиту граффити с изображением Талькова вышел его сын. Он заявил, что будет «стоять здесь насмерть» и никого не пустит. В тот вечер рисунок действительно удалось отстоять, несмотря на приезд коммунальщиков, а после и полиции. Единомышленники Талькова устроили возле будки круглосуточные дежурства.
Смольный вместе с губернатором Александром Бегловым при этом никак не отреагировали на ситуацию, словно и не было этого очередного прецедента, демонстрирующего, что война за граффити в Петербурге будет продолжаться и дальше.
Власти боятся открыть ящик Пандоры
Ранее город разработал регламент, благодаря которому у художников появилась возможность увековечить свои уличные произведения искусства, но только ничего из этого не вышло. Правила согласования граффити не дают возможности развиваться уличному искусству в Петербурге — комитет по градостроительству и архитектуре предложил неоднозначную схему, считают представители петербургского стрит-арта.
Для получения разрешения властей на уличную работу художнику необходимо утвердить с собственником объекта эскиз граффити, после чего подать заявку в КГА. Дата и время работ должны быть утверждены собственником не позже чем за три дня после разрешения комитета по градостроительству и архитектуре. К тому же райтер имеет право рисовать только под надзором хозяина здания или его официального представителя. После окончания работы художник обязан следить за сохранностью граффити и восстанавливать его, если рисунок пришел в негодность.
Фактически художникам приходится месяцами, а то и годами ждать разрешения чиновников. К тому же согласованный проект может в корне отличаться от начальной задумки. Основатель института стрит-арта Альбина Мотор считает, что власти просто боятся открыть ящик Пандоры.
«Там нужен альбом, обоснование, почему именно этой исторической личности или событию это посвящено. То есть они не оставляют шансов вне истории действовать. По некрополю тоже ходить не хочется, по кладбищу», — выразила мнение эксперт.
НЕВСКИЕ НОВОСТИ обратились в КГА с вопросом, сколько заявок поступило в комитет с момента введения такой схемы и сколько граффити согласовали, однако на момент публикации материала ответа не получили.
В конце 2018 года депутат ЗакСа Денис Четырбок решил легализовать граффити на улицах города и предложил законопроект с упрощенной системой согласования. Документ прошел первое чтение, а работа над поправками продолжается до сих пор. На второе чтение его еще не выносили, уточнил пресс-секретарь парламентария Ростислав Сериков.
«Основная загвоздка в этом вопросе — категоричная позиция исполнительных органов власти, а именно комитета по градостроительству и архитектуре, который не приемлет граффити в каких бы то ни было проявлениях», — пояснил представитель депутата.
«Какой-то непонятный персонаж»
Участник уличного стрит-арта Дмитрий Монич даже не сделал попытку получить разрешение властей на изображение Игоря Талькова. Художник уже имел опыт общения с КГА — ведомство не единожды отказывало ему в предоставлении легальной площадки. Последний запрос касался рисунка с изображением вокалиста группы Prodigy Кита Флинта.
«Писал во все инстанции, но мне отвечали, что это какой-то непонятный иностранный персонаж. Был бы это Высоцкий, то можно было бы подумать, а так это непонятно что. КГА ответил, что у них нет инструментов для согласования», — рассказал художник.
В общем-то, резонно — почему в городе-герое со своей богатейшей историей на горожан должен смотреть артист, не имеющий к нему никакого отношения. В таком случае лучшим вариантом было бы выделенное пространство в промзоне Петербурга для реализации творческого потенциала уличных художников. Но ведь и этого власти пока не делают.
Основатель стрит-арт-проекта HoodGraff художник Артем Бурж рассказал изданию, что ведомство отказало и ему.
«Больше нет желания заниматься здесь стрит-артом из-за того, что существуют такие чиновники, которые препятствуют у самого его основания. У нас это можно было бы сделать, если бы не был против комитет по градостроительству», — поделился он.
Участница арт-группы «Явь» Анастасия Владычкина сообщила, что ее заказчикам тоже не удалось получить разрешение на проект.
«Им не согласовывают, придумывают причины несоответствующие. Например, что эта работа нарушит ритмичность окон», — пояснила она.