геотермальное поле цивилизация 6
Гайд Civilization 6: что такое улучшение местности, как выжать максимум из улучшений клеток, как использовать строителей, инженеров, торговцев
Несмотря на переработанную механику строительства городов, не стоит забывать о том, что в Sid Meier’s Civilization 6, как и в предыдущих играх серии, есть улучшения местности — дороги, фермы, шахты, плантации, улучшения редких и стратегических ресурсов. Сегодня мы поговорим о том, что изменилось в этом, в общем-то, привычном процессе.
Три богатыря: строитель, инженер и торговец
Ранее в серии Civilization игрок управлял рабочими — универсальным юнитом, который отвечал за все улучшения на земельных клетках или гексах, за улучшения морских участков отвечала рабочая лодка. Все это полностью отменено.
К сожалению, для эффективного развития вам потребуется иметь все эти типы юнитов, так что регулярно их стройте и всегда имейте в запасе.
Управление и возможности строителя в Civilization 6
От рабочих строитель отличается тем, что возводит постройки за один ход, тратя на него один пункт действий. У всех наций пунктов действия — три, у Китая — четыре. Вы также можете построить чудо Пирамиды, чтобы получить 1 дополнительный пункт действия.
Не удивляйтесь, что не видите в списке дорог — теперь ими занимаются другие юниты из тройки. Единственное, что стоит помнить — строители Китая могут ускорять постройку Чудес Древнего мира и Античности — для этого нужно подвести строителя и нажать на кнопку «Ускорить строительство».
Строитель занимается и улучшением морских гексов, но для того, чтобы он оказался на воде, нужно исследовать технологию «Мореходство». Ремонт разграбленных территорий ничего не стоит, и строитель может отремонтировать хоть сотню гексов, лишь бы был жив.
Увеличить отдачу от строителей можно регулируя гражданскую политику государства. Во времена Античности есть «Илкум» (+30 % к скорости производства строителей), в Средние Века можно выбрать «Крепостное право» (+2 пункта действий), а в Новое Время появляются «Общественные работы» (+30 % к скорости производства строителей и +2 пункта действий). Каждая следующая политика заменяет предыдущую.
Управление и возможности торговца в Civilization 6
Чтобы интенсифицировать торговлю между городами внутри государства и другими державами, разработчики Civilization 6 приняли решение прокладывать дороги через торговца. Впервые двигаясь от одного города к другому, торговец будет прорубать леса, протаптывать луга и строить мосты — вы увидите соответствующую анимацию.
Это вряд ли можно назвать хорошим нововведением, поскольку дороги — это артерии любой цивилизации и раньше игрок всегда мог настроить столько дорог, сколько хотел. Особенно дороги нужны во время подготовки к войне, когда стоит задача быстро перебросить десятки юнитов и любая река или холмы этому помешают. Но раз разработчики так сделали, то с этим придется жить.
Поэтому просто запомните, что вы не управляете торговцем и подчас он может проложить неудачную дорогу, которая не позволит вам решить какие-то другие вопросы связанные с наступлением на врага или заблаговременной прокладкой дороги к труднодостижимой точке, где в будущем вы хотите построить город.
Торговцы любят использовать уже проложенные дороги, так что не удивляйтесь, если из пункта «А» в пункт «Д» будет не прямая дорога, а извилистая, захватывающая пункты «Б», «В» и «Г». Если вы забросите торговый путь, то со временем дорога тоже пропадет (чем выше эпоха, тем больше времени на это уйдет).
Если строитель доступен в самом начале игры, то торговец появится в вашем распоряжении только через некоторое время, до этого момента придется жить вообще без дорог. Также количество торговцев ограничено, вам придется строить Коммерческие районы, чтобы их стало больше. Естественно, что имея 2-3 торговцев и 6-8 городов большинство из них останутся без прямой дорожной связи.
Задачей игрока в таком случае станет поиск такого торгового маршрута, который пройдет через большинство городов — для этого внимательно смотрите за анимацией при выборе маршрута, она покажет путь торговца.
В Civilization 6 торговец, безусловно, выполняет и свою основную функцию — приносит доход государству, причем не только в виде золота, но и в виде очков науки, культуры и веры. В этом плане практически ничего не изменилось — вы также выбираете пункт назначения основываясь на текущих задачах — больше золота или других дополнительных очков.
Управление и возможности военного инженера в Civilization 6
Чтобы игроку совсем не было скучно без прокладки дорог, разработчики сделали юнит Военный инженер. Он открывается ближе к концу игры, после изучения инженерной технологии «Военная инженерия». Для постройки юнита также требуется район Военный Лагерь с бараками или конюшней.
Уникальные улучшения местности
В Civilization 6 есть не только уникальные районы, но и уникальные улучшения местности. Лишь некоторые нации имеют уникальные улучшения местности. Они заменяют обычные и приносят больше дохода соответствующего типа.
Египет может строить Сфинкса, приносящего дополнительные единицы культуры и веры, и усиливающий бонусы Чуда, если построен рядом с ним.
Скифы строят Курганы, которые дают очки производства и золото, и имеют дополнительные бонусы при соседстве с пастбищем. Их нельзя строить рядом друг с другом или на холмах.
Китай вполне ожидаемо возводит Великую Стену, чтобы получить защиту и золото (на ранних стадиях), а после изобретения «Динамита» получает бонусы к культуре и туризму. Строительство занимает гекс, каждый сегмент Стены равен одному пункту действия у строителей.
Франция может строить Шато, которое приносит очки культуры, причем их прирост увеличивается при соседстве с Чудом. Строительство возможно только около реки.
Испанцы строят Миссии, дающие бонус к науке при соседстве с Кампусом или бонус к религии, если улучшение построено на другом континенте.
Шумерцы владеют навыками строительства Зиккурата, но не из WarCraft. Их улучшение гекса достаточно простое, оно даёт очки культуры и науки. Строительство возможно только около реки, а на холмах строить его нельзя.
Индия обладает Ступенчатым колодцем, что производит пищу и предоставляет жилые дома. Если построить колодец рядом с фермой, то это даст больше пищи, а если рядом со Священным местом, то больше веры.
Римская Империя обладает легионерами. Это не только военный юнит, но и гражданский. Легионеры могут строить улучшения — Римские крепости и строить дороги, однако у них всего 2 очка действия и они стоят дороже обычных мечников.
Есть еще одно уникальное улучшение, о котором мало пишут в интернете. Оно связано с городом-государством Ла-Вентой, которое, в свою очередь, должно располагаться на вашем континенте и должно быть вашим сюзереном. Если эти условия выполнены, то вы сможете построить улучшение Гигантская Голова, которое даст очки веры и значительно усилит Священное место.
Как выжать максимум дохода из улучшения клеток в Civilization 6
Все улучшения дают доход в золоте от каждого гекса. Также есть сопутствующий доход, который зависит от типа улучшения — фермы производят еду и увеличивают лимит жителей. Шахты и каменоломни — дают пункты производства и уменьшают престиж соседних гексов. Также надо учитывать, что дороги и форты потребляют деньги на содержание, что может нивелироваться доходом со стороны этих клеток.
Если вы поставите улучшения рядом друг с другом, например, три фермы в круг, то это даст еще больше продовольствия и сильно повысит лимит жителей в ближайшем городе. Схожим образом работают шахты и другие улучшения, завязанные на добычу редких ресурсов из рудников.
Таким образом, улучшения надо группировать, например, фермы лучше всего размещать в извилинах рек, где будет доступ к чистой воде и бонус за близкое размещение, а шахты — на холмах. Некоторые улучшения усиливаются за счет близкорасположенных районов. Например, буровая вышка увеличит производство соседнего промышленного района.
Не забывайте про уникальные улучшения местности, ведь если вы играете за такую фракцию, то можете получить значимый прогресс, расположив уникальное улучшение в нужном месте.
Заключение
Давайте подытожим все вышеизложенное. Улучшения клеток необходимы и являются важной составляющей процесса застройки города. После закладки каждого нового города вы должны сначала определиться с улучшениями, так как районы невозможно будет уничтожить. Не забывайте снимать урожай или убирать лес перед постройкой района.
Да, первое время может казаться, что новая механика строительства городов вступает в конфликт с улучшениями, поскольку на единственном подходящем месте для закладки района находится шахта со стратегическим ресурсом или конгломерат ферм. Порой от строительства района в таком месте лучше отказаться, так как он может разрушить привычный баланс.
С другой стороны, такие ситуации чаще возникают ближе к концу игры, когда заканчивается свободное место. В самом начале важно просто определиться с фермами, плантациями, шахтами и добычей редких ресурсов, а остальное пространство использовать под районы.
По мере набора игрового опыта вы начнете понимать нюансы, и тогда процесс работы с улучшениями гексов станет обычной рутиной. Мы также рекомендуем вам ознакомиться с другими гайдами на нашем сайте.
Sid Meier’s Civilization VI: Gathering Storm – о дивный новый мир
Поделитесь в соцсетях:
Поклонники пошаговых стратегий Firaxis Games отлично знают, что игры студии в полной мере раскрываются только через два года и два DLC после выхода оригинальной версии. Что ж, Gathering Storm, второе большое дополнение к Civilization VI, уже вышло – самое время вернуться в игру.
Sid Meier’s Civilization VI: Gathering Storm
Жанр пошаговая стратегия, 4X-стратегия
Платформы Windows, macOS, Linux
Языки русский, английский
Разработчик Firaxis Games
Издатель 2K
Сайт Steam
Вышедшая два с половиной года назад Sid Meier’s Civilization VI оказалась немного не той игрой, которую мы ждали, и настоящие фанаты «Цивилизации» продолжили играть в классическую Civilization V, благо дополнения Gods and Kings и Brave New World довели ту игру до ума. И даже появившееся год назад весьма неплохое DLC Rise and Fall не снимало все вопросы, вызвав лишь кратковременный всплеск интереса игроков. Поклонники 4X-стратегий продолжили «мучить» Civilization V, и только в ноябре 2018 г. число играющих в Civ VI стало стабильно превосходить число игроков в Civ V, да и то незначительно. Релиз Gathering Storm дал аудитории Civ VI существенный прирост, кажется, теперь и самые закостенелые фанаты классики готовы принять новую часть «Цивилизации». Итак, что же Firaxis Games добавила в Gathering Storm.
Во-первых, в игру наконец-то вернули Дипломатическую победу, замена которой на Религиозную так возмутила многих в момент релиза оригинальной Civilization VI. Мало того, всю систему дипломатии существенно переработали, теперь она выглядит намного более реалистичной и ее действительно можно использовать для достижения собственных целей.
В игре вновь появился Мировой конгресс, причем теперь, кроме регулярных сессий раз в 30 ходов, по мере необходимости созываются внеочередные заседания, связанные с тем или иным кризисом. Это может быть военная агрессия против городов-государств, на которую остальные нации вправе ответить ситуативным военным союзом и ввести в спорный регион свои войска, отбив город у слишком много о себе возомнившем соседа и вернув ему независимость. Кроме того, внеочередные сессии могут созываться по причине стихийных бедствий, и, в случае принятия положительного решения о гуманитарной помощи пострадавшим, все нации начинают соревноваться в благотворительности, посылая жертвам наводнения или извержения вулкана деньги.
Победа в дипломатических соревнованиях или в важных голосованиях Мирового конгресса приносит вам очки Дипломатической победы, нация, получившая десять таких очков, выигрывает. На все дипломатические действия в Конгрессе тратятся очки Дипломатического влияния, которые вы зарабатываете соответственно установленному в вашем государстве политическому строю, получаете от городов-сателлитов или за победу в глобальных дипломатических состязаниях (заработать как можно больше Очков великих людей или послать как можно больше денег пострадавшим от стихии), или от договоров и сделок с другими государствами. Да, вливание существенных сумм Дипломатического влияния в себя любимого во время важных голосований очень похоже на подкуп соседей в Civilization V, но выглядит все-таки более реалистично. Голосования на Всемирном конгрессе позволяют запретить постройку некоторых зданий, сделать их более дорогостоящими, увеличить или уменьшить эффективность районов и т.д. Порой это очень серьезный рычаг влияния в первую очередь на экономику, как свою, так и конкурентов.
Второе большое нововведение в Gathering Storm – это уже упомянутые выше стихийные бедствия, глобальное потепление и изменение климата. Стихийные бедствия будут встречаться вам с самого начала игры. Это и наводнения, которым подвержены поселения в самых удобных для постройки местах, на реках; извержения вулканов в горных районах; торнадо; ураганы, засухи; снежные и пылевые бури. Часть стихийных бедствий, такие как торнадо или засухи, не приносят ничего хорошего, а просто уничтожают ваши улучшения и могут привести к голоду. Часть же, например, наводнения или извержения вулканов, кроме несчастья, могут принести и бонусы в виде повышенной плодородности задетых бедствием гексов.
Гексы, на которых вашим подданным могут угрожать наводнения, извержения вулкана или поднятие уровня моря, помечены с самого начала игры, так что их можно просто избегать, а можно рискнуть и все-таки строиться в подобных местах, предварительно обезопасив себя. Например, на реках можно возвести дамбы и гидроэлектростанции, которые нивелируют эффект наводнения, а в прибрежных районах – специальные огромные дамбы, сдерживающие наступающее море. Понятное дело, эти улучшения доступны лишь на финальных стадиях игры.
Вообще, стихийные бедствия – это, конечно, хорошо, но вы можете за всю игру так и не увидеть их на своей территории, читая лишь сводки о буйстве природы в других государствах. Чего же вам в любом случае не удастся избежать – так это глобального изменения климата и поднятия уровня моря, ведь без индустриализации и использования ископаемого топлива на некоторых этапах игры никак не обойтись. Сжигание угля и нефти в Gathering Storm приводит к росту общемировой температуры, таянию полярных льдов и повышению уровня моря, так что цивилизации, предпочитающие строиться на побережье и не удосужившиеся предварительно подготовиться, в большой опасности. И если первое таяние льдов съест буквально пару гексов в разных регионах мира, то четвертое или пятое могут сожрать целые страны, и там, где некогда цвели сады и размещались заводы, теперь будет плескаться море. Очень наглядная демонстрация последствий изменения климата – в Civilization VI: Gathering Storm стоит поиграть всем политикам, отрицающим проблему глобального потепления.
Да, про атомные станции: на забывайте время от времени проводить обслуживание реакторов, собственный Чернобыль или Фукусима прямо в центре столицы – это не самое приятное событие.
И по поводу полезных ископаемых. Теперь это не абстрактные единицы ресурсов на вашей территории, в Gathering Storm нефть, уголь, железо, уран и т.д. добываются каждый ход, накапливаются и тратятся на постройку и поддержание юнитов или питание заводов и электростанций. Так что при неудачном расположении месторождений вы можете остаться совсем без сырья, и его придется закупать у соседей.
Ну и, конечно же, в DLC были добавлены еще восемь новых цивилизаций (теперь их в игре со всеми DLC целых 48. ) со своими особенностями. Канада под управлением сэра Уилфрида Лорье; Венгрия под рукой Матьяша I Корвина; Инки, которыми правит Пачакутек Юпанки; Империя Мали с великим Манса Муса; Майори с больше легендарным, чем реальным вождем Купе; наконец-то Оттоманская империя с Сулейманом I Великолепным; Финикийцы во главе с легендарной основательницей Карфагена Дидоной; Швеция под управлением королевы Кристины. Кроме того, Алиенора Аквитанская (мать Ричарда Львиное Сердце) добавлена как дополнительный лидер для Англии и Франции, эта удивительная женщина успела примерить корону обеих стран. Естественно, у каждой нации есть собственные юниты, строения и бонусы. Для начала знакомства с Gathering Storm рекомендуем попробовать поиграть за Швецию, у королевы Кристины (незаурядная на самом деле личность, во многом опередившая свое время) имеются существенные бонусы к дипломатии.
Еще одна очень приятная фишка Civilization VI: Gathering Storm, которой так не хватало в предыдущих версиях Civ VI – оптимизация. Игра теперь грузится в разы быстрей, да и просчет финальных ходов не на шутку ускорился. А еще AI-противники прекратили выкидывать дипломатические глупости, что тоже дорогого стоит.
В целом, Gathering Storm – это лучшее, что случилось с Civilization VI за последние два с половиной года. Игра перестала топтаться на месте и приобрела должную глубину. Самое время отправить наконец-то старушку Civ V на пенсию и опробовать новые фишки Civ VI. Впрочем, этому может помешать единственный, но весьма существенный недостаток DLC – его стоимость. На текущий момент Gathering Storm обойдется вам в 649 грн., при том что базовая игра стоит сейчас всего 525 грн. Чтобы получить Civ VI со всеми важными DLC, вам придется выложить 1623 грн., и это не считая наборов дополнительных цивилизаций и сценариев. Мягко говоря, многовато. Впрочем, такой же ценовой политики 2K/Firaxis Games придерживаются в отношении всех своих игр, вспомним хотя бы XCOM 2: War of the Chosen или совершенно заоблачную цену на Sid Meier’s Civilization VI для iPad. Честно говоря, цены AMPLITUDE Studios на DLC к Endless Space 2 и Endless Legend, которые содержат не менее, а порой и более серьезные геймплейные изменения, нравятся нам намного больше.
Впрочем, если вы любите 4X-стратегии и серию Civilization, пропустить Civilization VI: Gathering Storm у вас все равно не получится – это действительно очень качественная и многогранная игра. И наконец-то она раскрылась в полной мере.