где нашли янтарную комнату
Дайверы подозревали, что нашли Янтарную комнату: что обнаружено на затонувшем корабле
Дайверы из компании Baltictech закончили исследование немецкого корабля «Карлсруэ», затонувшего в Балтийском море в 1945 году, пишет Daily Mail.
Ранее сообщалось, что в ходе предварительного осмотра корабля при помощи дайверов-роботов были обнаружены не только грузовые ящики, но и несколько «ящиков невоенного назначения», а также нечто, похожее на остатки рамок для картин и гниющих холстов.
Это дало основание полагать, что на «Карлсруэ» может находиться легендарная Янтарная комната, которая была разобрана и похищена нацистами во время Великой Отечественной войны.
В последний раз содержимое комнаты видели в Кёнигсберге (современный Калининград), а «Карлсруэ» как раз шёл из порта этого города, когда его затопили. На борту корабля было 360 тонн груза, при этом его сопровождали два тральщика, что может свидетельствовать о том, что груз был довольно ценным.
Команда из 15 дайверов тщательно исследовала затонувший корабль в течение четырёх дней. Янтарной комнаты на борту, к сожалению, не оказалось — в ящиках находилось только военное оборудование, а также личные предметы и чемоданы пассажиров.
«Карлсруэ» был обнаружен ещё в сентябре 2020 года. На нём немцы пытались эвакуироваться из Кёнигсберга под конец войны, но корабль был затоплен силами Королевского военно-морского флота Великобритании. На корабле находилось более тысячи пассажиров.
Где искали Янтарную комнату: легенды, слухи, надежды и разочарования
При обследовании немецкого крейсера дайверы из польской Гдыни Польские дайверы предположили, что нашли на дне Балтийского моря Янтарную комнату
Экспедиция Baltic Tech обследует военный корабль «Карлсруэ»
» href=»https://klops.ru/news/2021-09-07/240034-polskie-dayvery-predpolozhili-chto-nashli-na-dne-baltiyskogo-morya-yantarnuyu-komnatu»>наткнулись на кучи ящиков — предположительно, с кёнигсбергскими реликвиями. За Янтарной комнатой искатели сокровищ охотятся не первый год. Мы вспомнили, кому её фантом не давал покоя.
Для тех, кто не в курсе
Янтарную комнату создали немецкие мастера для прусского короля Фридриха I, в 1700-х годах её подарили русскому царю Петру I. Большой кабинет обосновался в Екатерининском дворце и состоял из янтарных панелей, украшенных драгоценностями, зеркалами и золотом.
Для создания стен понадобилось 450 килограммов камня. Реликвию не смогли эвакуировать до оккупации немецко-фашистскими войсками из пригородов Ленинграда. Её вывезли в ноябре 1941-го в немецкий Кёнигсберг.
Здесь Янтарная комната находилась в ресторане «Блютгерихт» в Королевском замке до 5 апреля 1945 года, за день до штурма города сокровища таинственно пропали. Где они сейчас — загадка.
2008 год
Немецкий историк-любитель Кристиан Ханеш обнаружил в Германии бункер и посчитал, что его пустоты могут быть заполнены некими ящиками. В доказательство этому он привёл отцовские архивы — тот в годы войны служил радистом ВВС вермахта и мог знать о тайнике.
Предположение решили проверить: бункер вскрыли и начали раскопки. Прийти к чему-либо команде Ханеша не удалось — организаторы поисков повздорили, из-за отсутствия финансирования работы прекратили.
» href=»https://klops.ru/news/2008-02-10/2011-na-cheshsko-germanskoy-granitse-vozobnovleny-poiski-yantarnoy-komnaty»>решила пуститься по следам сокровищ на своей территории — в Рудных горах близ чешской границы. Глава города Ханс-Петер Хауштайн уверял: в последние дни войны сюда прибыли несколько грузовых поездов, а на глубине семи метров как раз есть что-то, до боли напоминающее ящики.
Поляки решили не отставать. В марте археолого-исторический музей в Эльблонге Поляки ищут Янтарную комнату в Калининграде
» href=»https://klops.ru/news/2008-03-07/2522-polyaki-ischut-yantarnuyu-komnatu-v-kaliningrade»>подписал договор о сотрудничестве с калининградскими коллегами. Планировалось совместное обследование руин Королевского замка и несколько выставок. Планы Поляки ищут Янтарную комнату в Калининграде
В апреле 2008-го случилась настоящая «янтарная лихорадка». В Центр по охране памятников Обследуются более 500 тайников, где могут находиться сокровища
» href=»https://klops.ru/news/2008-04-16/3269-obsleduyutsya-bolee-500-taynikov-gde-mogut-nahoditsya-sokrovischa»>поступило около 500 заявок от бывших военнопленных, узников концлагерей, первых переселенцев, ветеранов войны и иностранцев. Все они делились догадками, где может быть Янтарная комната.
2009 год
» href=»https://klops.ru/news/2009-11-30/14016-istorik-sergey-trifonov-nadeetsya-nayti-yantarnuyu-komnatu-v-podzemnoy-chasti-blindazha-lyasha»>осенила новая догадка: в бункере коменданта Кёнигсберга Отто фон Ляша, где находится музей «Блиндаж», на глубине около двух метров есть ещё один полноценный этаж. Янтарная комната там?
2010 год
В августе во время работ в форту №5 музейщики находят фрагмент янтарной панели размерами 20х6 сантиметров. «[Пластина] из прессованного янтаря имеет линейный орнамент и может являться частью дворцового убранства, например, частью декора рамы зеркала», — делился предположениями замдиректора историко-художественного музея Анатолий Валуев. Правда, открытие специалисты музея в Царском селе чем-то уникальным Находка в 5-м форту не имеет отношения к Янтарной комнате
2011 год
Гран-при фестиваля документальных фильмов «Время в кадре» получила 23-минутная картина «Ледокол. Янтарная версия». Её автор — один из сопредседателей Клуба подводных исследователей Музея Мирового океана Вадим Малыш — подарил миру новую версию: легендарная комната Янтарная комната затоплена у берегов Балтийска?
В этом же году исследователи проходятся ещё по ряду версий: от секретного бункера под Зеленоградском до затопленного подвала на Житомирской. В одном из калининградских фортов обнаружат ход в подземелье: раскопки ни к чему не привели.
2012 год
В апреле о своей причастности к истории Янтарной комнаты вновь заявила Германия. Бургомистр нобитцкой коммуны Хендрик Лебе В Германии в очередной раз начнутся поиски Янтарной комнаты
В июле тогдашний глава комитета архитектуры и строительства горадминистрации Сергей Мельников Мельников- Никакой Янтарной комнаты в пустотах провала на ул- Шевченко нет
Через месяц в Калининград приедет певица Лада Дэнс и ошарашит земляков новостью — звезда планирует строить в Светлогорске дом. Не абы какой, а с собственной янтарной комнатой. В октябре музейщики Янтарную комнату разместят в заброшенном здании на ул. Портовой в Калининграде
2013 год
Пока российские историки опускают руки и говорят, что Янтарная комната канула в Лету, датчане следуют за мейнстримом. Новая версия: сокровища Появилась датская версия местонахождения Янтарной комнаты
А полицейские Мюнхена задерживают пенсионера, который скрывал в квартире 1,4 тысячи картин известных художников-модернистов. Кузен задержанного Немецкий пенсионер заявил, что знает о местонахождении Янтарной комнаты
Корнелиус как-то сказал это моему отцу. Но это было 30 или 40 лет назад»
‘ href=»https://klops.ru/news/2013-11-10/80876-nemetskiy-pensioner-zayavil-chto-znaet-o-mestonahozhdenii-yantarnoy-komnaty»>сообщил, что любитель живописи знает, где находится Янтарная комната. Следователи запутались в семейных легендах, но о судьбе пропажи так ничего и не узнали.
2014 год
Съемки же начались в Берлине, где янтарная комната, предположительно хранящаяся в бункере, была создана. Продолжились они в Санкт-Петербурге и Пушкине
» href=»https://klops.ru/news/2014-07-17/93336-amerikanskiy-telekanal-snimaet-film-pro-bunker-lyasha-v-kaliningrade»>приезжали телевизионщики из Штатов. Их главным собеседником стал историк-мистик Сергей Трифонов, рассчитывавший «приоткрыть завесу тайны с помощью документов, которые есть у американцев».
В ноябре он обнаружит тайник на улице Университетской. Подземный куб размером четыре на четыре метра георадары Трифонова засекли неподалёку от «Блиндажа». Историк Историк Трифонов: Я уверен, что под бункером Ляша спрятаны 4,5 тонны золота Кёнигсберга
Проанализировав данные георадаров, которые были опущены в подземелье под бункером Ляша в Калининграде, историк и исследователь Сергей Трифонов сделал сенсационные выводы
2015 год
Соответствующее исследование провели корреспонденты журнала «Коммерсант Деньги».
‘ href=»https://klops.ru/news/2015-01-26/103057-yantarnaya-komnata-popala-v-top-dorogih-poteryannyh-tsennostey»>взяла «серебро» в рейтинге самых дорогих потерянных культурных ценностей мира, а калининградские поисковики начали сбор денег на раскопки в одном из бункеров, где нашли 27 ящиков с панелями и три — с янтарём.
В этом ящике, по предположению калининградского исследователя, находятся панели потерянной Янтарной комнаты.
Немецкий пенсионер пообещал будущим помощникам долю Янтарной комнаты, если она будет найдена.
» href=»https://klops.ru/news/2015-03-04/105379-nemetskiy-pensioner-ischet-bur-chtoby-otkopat-yantarnuyu-komnatu»>вспомнит, что Янтарная комната спрятана под небольшим городком Вупперталь на западе страны. Для разгадки мировой легенды ему понадобятся бур, помощники и, конечно же, деньги.
На парижской неделе моды тему в топы будет выводить дизайнер Валентин Юдашкин — наряды женской одежды pret-a-porter он На неделе моды в Париже Валентин Юдашкин показал коллекцию по мотивам янтарной комнаты
На неделе моды в Париже Валентин Юдашкин показал коллекцию по мотивам янтарной комнаты
После журналисты Первого канала заявят, что всё-таки нашли утерянные экспонаты в восточном Берлине. Историки открытие Историк о расследовании Первого канала: Янтарной комнаты уже нет как таковой
А директор Калининградского областного историко-художественного музея, кандидат исторических наук Сергей Якимов с версией авторов фильма согласен
Жители Германии и Польши в середине августа объявили о найденном поезде Третьего рейха с золотом, драгоценностями и предметами искусства. По легенде, состав выехал из Кёнигсберга во Вроцлав, а затем «как будто под землю провалился». Эксперты Страсти по золоту: что нужно знать о «поезде нацистов», который ищут в Польше
Журналисты узнали длину состава, предполагаемое количество золота и место, где поезд будут искать
2016 год
Сергей Трифонов сообщил, что ворота с рунами закрывали вход в сокровищницу Королевского замка
В ближайшее время найденные ворота будут отреставрированы. После снятия слоя ржавчины специалисты смогут лучше разглядеть символы
В ближайшее время найденные ворота будут отреставрированы. После снятия слоя ржавчины специалисты смогут лучше разглядеть символы
А сотрудники польского музея обнаружили на Мазурах неизвестное до этого помещение в комплексе бункеров. Специалисты решили Сотрудники польского музея считают, что обнаружили на Мазурах Янтарную комнату
Считывание результатов работы георадара показало, что в одном из объектов находится замурованное помещение размером три на два метра
» href=»https://klops.ru/news/2016-04-22/129979-sotrudniki-polskogo-muzeya-schitayut-chto-obnaruzhili-na-mazurah-yantarnuyu-komnatu»>опустить камеру в замурованную комнату, чтобы понять — спрятана там Янтарная комната или награбленные произведения искусства. Ничего не нашли, но раскопки спровоцировали туристический бум.
Уже есть инвесторы, желающие ее восстановить
» href=»https://klops.ru/news/2016-09-20/139772-vlasti-kaliningrada-planiruyut-vossozdat-yantarnuyu-komnatu»>заявят о планах воссоздания Янтарной комнаты. Тогда власти посчитали, что привлечёт в регион до трёх миллионов туристов.
2017 год
Согласно новому предположению, немцы не причастны к пропаже шедевра
» href=»https://klops.ru/news/2017-01-24/148660-kanadskiy-telekanal-predstavit-novuyu-versiyu-ischeznoveniya-yantarnoy-komnaty»>подключились канадские журналисты. Версия такова: сокровища могли быть спрятаны сотрудниками НКВД, чтобы Янтарная комната не досталась США как долг по ленд-лизу.
Раскопки начнутся летом 2017 года
» href=»https://klops.ru/news/2017-02-04/149469-polskie-arheologi-rasschityvayut-nayti-yantarnuyu-komnatu-pod-zamkom-ryadom-s-elblongom»>предположили, что Янтарная комната находится в тоннелях под замком недалеко от Эльблонга. Местные власти не скрывают: если дело не выгорит — туристы и инвестиции обеспечены.
Работы ведутся в районе города Нордхаузен, у подножья горы Конштайн. Во времена Третьего рейха здесь работал секретный подземный завод Миттельверк по сборке ракет
» href=»https://klops.ru/news/2017-06-15/157358-v-germanii-arheologi-nachali-raskopki-na-meste-predpolagaemogo-zahoroneniya-yantarnoy-komnaty»>Начнут раскопки на месте предполагаемого захоронения Янтарной комнаты и немцы — теперь в Тюрингии. Согласно легендам, у подножия горы Конштайн работал секретный подземный завод Миттельверк, где собирали ракеты Фау-1 и Фау-2. Сюда же в 1945-м привезли из Кёнигсберга нечто ценное. Позже исследователи вернутся к Рудным горам на юге Саксонии. Новым пристанищем янтарного богатства археологи объявят Дрезден.
2018-2019 годы
Поляки, вероятно, замучались искать сокровища — в апреле музей Варминско-Мазурского воеводства открыл копию Янтарной комнаты.
Возобновились поиски в Мамерках. На месте замурованной комнаты здесь обнаружат всего лишь неглубокое помещение со ступенями и канализационными трубами, а после «Впереди ещё 199 гектаров леса»: в Польше не нашли Янтарную комнату
Реликвию рассчитывали обнаружить в закрытом со времён войны подземелье
2020 год
Кто вспоминает о Янтарной комнате сейчас? В прошлом году историк Сергей Трифонов вновь Калининградский историк нашёл помещение, где могли хранить части Янтарной комнаты
Под водой обнаружили несколько ящиков размером два метра на метр
Поляки тоже считают, что экспонаты из комнаты растаскивали под землёй. На северо-востоке республики они В Польше рядом с Калининградской областью нашли пять входов в тоннели, которые могут вести к Янтарной комнате
Некоторые проходы затоплены, длина одного из них — 50 метров
Где нашлась Янтарная комната?
Знаменитая Янтарная комната в Екатерининском дворце Царского Села уже более 300 лет окутана загадками, тайнами и всевозможными слухами. Ученые и художники со скрипом признают: утрачена она во время Великой Отечественной войны безвозвратно. Но при этом поиски оригинала не прекращаются. «Известия» подключились к ним. И. нашли янтарную комнату.
Шедевр сначала подарили России, а потом украли
А в 1717-м панно стали дипломатическим подарком российскому царю. В Петербург их везли на 18 телегах. Груз для Петра принял Александр Меншиков. К рукам «светлейшего», говорят историки, много чего прилипало, вот и в новоприбывшей комнате недосчитались деталей. А потому собрать ее не смогли. И более 20 лет шедевр пылился невостребованным. Потом выяснилось, что напраслину возводили на Алексан-Данилыча: прусский король нашел детали у себя. Позабыл их упаковать, посылая подарок Петру I, и теперь передал Елизавете Петровне.
Но, чтобы чудо Янтарной комнаты было по-настоящему оценено, понадобились еще более четверти века и воля Екатерины Великой. Императрица повелела установить панно во дворце в Царском Селе. Великий Растрелли внес в них изменения. Нескольких деталей все же недоставало, и их дополнил мастер, выписанный из Пруссии. Он же стал хранителем комнаты.
Так что свое настоящее рождение шедевр отметил в 1770 году. Но не зря он столько лет «вызревал»: те, кто видел комнату, описали ее как «образец изобретательности, торжественной праздничности». А кончилась история Янтарной комнаты в 1941-м. Ее не смогли эвакуировать из Пушкина: хрупкие и постаревшие панно не пережили бы переезда. Тогда их укутали ватой и закрыли бумагой. Но вошедшие в Пушкин немцы нашли шедевр, демонтировали и вывезли в Германию. Комната оставалась в Кенигсберге (нынешнем Калининграде) и украшала замок до прихода туда Красной Армии.
Совсем недавно по Петербургу пронесся такой слух: ее надо искать. в поселке Вырица, в сотне километров от Царского Села. В загородной резиденции питерского олигарха.
Екатерининский дворец-2
В 2003 году в мае возрожденная Янтарная комната была вновь открыта для посетителей. В тот год очередь за билетом надо было занимать в 6 утра. Какой гость северной столицы проедет мимо Царского Села?
Не исключено, что последние как раз правы. Потому что в этом дворце, по слухам, и спрятана Янтарная комната. Кто мог ее сотворить?
В чем ошибка мастера?
К возрождению школы пришлось подключить и несколько научных институтов. Кроме Горного, еще и такие, профиль которых, казалось бы, не имеет прямого отношения к янтарю. Химики, например, трудились над составом клея и красителей.
Специалисты по деревообработке посвятили целый пласт научной работы деревянной основе для янтарных панно. И в результате превзошли предков, которые, как выяснилось, ошиблись, выбрав для нее дубовые панели.
Правда, и нынешним умельцам пришлось заново «изобретать» вещи, которыми пользовались в XVII веке.
И станки сначала собирали из «запчастей», потом стали заказывать по чертежам. Поэтому и говорить не надо, что техника уникальна.
Наконец, после десяти с лишним лет подготовки реставраторы смогли подступиться к самим янтарным панно. Сначала создавали модели в пластилине и гипсе, располагая при этом скудной информацией об оригинале.
Неужели такое же сокровище спрятано в Вырице?
Янтарь дышит у тебя в руках
Скажу сразу: «вырицкий» шедевр, увы, точно не может быть найденным втайне оригиналом. Во-первых, тогда бы в Германии не находили отдельные части комнаты. Во-вторых, как я узнала в поселке, в 2003 году, когда в Царском Селе уже выстраивались многометровые очереди за билетами в Янтарную комнату, в Вырице еще не было «Екатерининского дворца» Васильевых. С его бирюзовых стен строители недавно сняли пленку.
В Царскосельской мастерской моему вопросу, не делали ли они, часом, копию Янтарной комнаты для одного известного заказчика, очень удивились.
Оказывается, просто копировать Янтарную комнату нельзя. Можно лишь создавать реплики отдельных деталей. Такие заказы были, но крайне редко. А вот чтоб «вторая» комната.
Мастер уверен, что и желающих жить в янтарных интерьерах не найдется.
Цена вопроса должна охладить даже очень обеспеченного человека.
И все-таки я напрашиваюсь во дворец в Вырице.
Чем порадовать богатого человека
В конце XIX века Карл Фаберже, который был не столько великим художником, сколько великим предпринимателем, возвел камнерезную пластику сначала в ранг моды, а потом поднял ее до уровня искусства. То, что делалось в мастерских Фаберже для богатейших домов России, нынче украшает музеи.
Нечто подобное происходит и теперь: исполняя причудливые прихоти заказчиков, наши художники создают настоящие произведения искусства, которые пока могут быть скрыты за воротами особняков. Обеспеченные люди хотят видеть в своих домах нечто эксклюзивное.
Украшая свой быт, обеспеченные люди могут посоревноваться в оригинальности.
Другой любитель собирал изображения носорогов. И к художникам камнерезной мастерской обратился за очередным экземпляром.
Один известный политик заказал мастерской Фалькина скульптуру домашней кошки. Другому потребовался любимый ротвейлер в камне.
Недавно Фалькин создавал флакон для духов из горного хрусталя, который приобрело в качестве подарка руководство одного питерского банка.
Возможно, эти янтарные кубки и флаконы в будущем назовут произведениями искусства. Ведь, вспомним, Янтарную комнату тоже сначала считали просто королевским подарком.
Исчезновение века: историк рассказал, где сейчас может находиться пропавшая Янтарная комната
— Александр Георгиевич, о таинственном исчезновении Янтарной комнаты во время войны слышали, наверное, все, многие бывали в Царском Селе и видели её в воссозданном виде. Расскажите об истории создания этого произведения искусства и его появления в России.
— Янтарная комната была создана в начале XVIII века по замыслу архитектора Андреаса Шлютера для нового дворца прусского короля Фридриха I в Берлине. Изначально она была меньших размеров — это был, скорее, Янтарный кабинет. Однако собрать панели в готовом виде не успели, так как в 1713 году Фридрих I умер, а сменившему его Фридриху Вильгельму I это произведение искусства было не нужно. Зато ему был очень нужен союз с Россией в войне против Швеции, и в ноябре 1716 года, во время встречи с Петром I, Фридрих Вильгельм, зная, что русский царь проявлял интерес к Янтарному кабинету, преподнёс его в качестве политического дара, чем очень обрадовал Петра. В июле 1717 года кабинет перевезли в Санкт-Петербург, где он некоторое время находился в Меншиковском дворце, потом его дважды собирали, но в конечном итоге Янтарная комната была собрана в середине XVIII века гениальным Франческо Растрелли в одной из парадных комнат Большого Екатерининского дворца Царского Села. Там она находилась до осени 1941 года, когда её похитили гитлеровцы.
— Именно Растрелли превратил Янтарный кабинет в комнату?
— Да, перед этим она была собрана в старом Зимнем дворце, там было помещение парадное, но не очень большое. А в Большом Екатерининском дворце помещение было гораздо больше, и Растрелли, чтобы заполнить всё пространство комнаты, существенно расширил общую композицию: вставил зеркальные пилястры, дополнительные вставки сверху и снизу.
— Янтарная комната после исчезновения стала своеобразным символом утраченного культурного достояния России. Она всегда имела статус особо ценного объекта или здесь сыграл дополнительную роль фактор её таинственного исчезновения?
— Специалисты о Янтарной комнате, конечно, знали, но за пределами узкого круга лиц она была малоизвестна, так как находилась в действующей царской резиденции. Там жили члены императорской фамилии, бывали только гости и служащие дворца. Лишь в 1913 году историк Царского Села полковник Сергей Вильчковский составил для царя «Всеподданейший доклад о создании и реставрации Янтарной комнаты», где впервые подробно её описал. Она также значилась в путеводителях по Царскому Селу.
Свой нынешний статус Янтарная комната обрела уже после войны, когда в конце 1950-х годов начала раскручиваться история, связанная с её бесследным исчезновением. Тогда вокруг неё возникла какая-то навязчивая паранойя, которая продолжается до сих пор. Только за последнее время её «находят» в третий раз.
Год назад была шумиха в Польше, где нашли какой-то очередной бункер, заброшенный со времён войны. Но там достаточно хотя бы на вход посмотреть. Большие янтарные панели были размером 3,69 на полтора метра, а в этот бункер еле человек пролезет. Ну разве можно было их там спрятать? Но шуму в СМИ было очень много.
— К недавней находке польских водолазов вы тоже относитесь скептически?
— Да. Поляки давно разрабатывают эти «морские» версии. Но никаких документальных данных о том, что Янтарная комната или другие сокровища Восточной Пруссии вывозились на «Карлсруэ», не существует. В реальности в последних числах января 1945 года из гавани Кёнигсберга один за другим вышли четыре корабля. Один из них был «Вильгельм Густлофф», десятипалубный круизный лайнер, который потопила подлодка C-13 под командованием Александра Маринеско. Польские исследователи сначала утверждали, что Янтарная комната, которую они искали, была на этом корабле. Но потом были найдены списки грузов, погружённых на судно, и там никаких янтарных панелей нет. Второй корабль, вышедший из Кёнигсберга, назывался «Гойя», его тоже потопили. Кроме того, были гражданский пароход «Бранденбург» и лёгкий крейсер «Эмден». Вот на нём действительно в Германию из Восточной Пруссии были вывезены ценнейшие экспонаты, в том числе гроб Фридриха I, для которого сделали Янтарную комнату, саркофаг Гинденбурга, а также сокровища, награбленные Эрихом Кохом в украинских музеях. Груз благополучно прибыл в Германию, где его спрятали в соляных шахтах в Тюрингии.
— Возвращаясь к Янтарной комнате. Что достоверно известно о том, как её вывозили в 1941 году из Царского Села? И куда дальше ведут её следы?
— Янтарной комнаты не оказалось в утверждённых перед войной советским правительством списках ценностей из дворцовых ансамблей Петербурга, которые подлежали эвакуации. Сотрудники Екатерининского дворца-музея побоялись самостоятельно её вывозить, а немцы после занятия Царского Села Янтарную комнату очень быстро демонтировали и вывезли.
Комната была так называемой прерогативой фюрера и предназначалась для будущего грандиозного музея фюрера в австрийском Линце.
Но так как на тот момент он ещё не был построен, то гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох и директор Художественных собраний Кёнигсберга Альфред Роде, крупнейший специалист по янтарю, попросили Гитлера до создания музея в Линце выставить Янтарную комнату в бывшем Королевском замке Кёнигсберга. Разрешение было получено.
В ноябре 1941 года сокровище доставили в Кёнигсберг, но собрали только в апреле 1942-го. В собранном виде Янтарная комната экспонировалась в музейном зале №37 замка. Однако это помещение было примерно на треть меньше зала в Царском Селе. И эта «маленькая» Янтарная комната значилась в немецких музейных документах как «немецкий Янтарный кабинет».
— Получается, в этот момент образовались «лишние» детали?
— То есть подчиняться распоряжению Бормана и расставаться с комнатой Роде не хотел?
— Не хотел, и начал игру в дурака с Гитлером. Роде стал отправлять вглубь Германии «лишние детали». Две-три детали отправит — и пишет в документах, что это Янтарная комната.
А так как отправлял он всё по разным адресам, то таких «комнат» оказалось по документам множество, что потом сбивало с толку искателей потерянного сокровища.
— Известно, куда они в итоге попали?
— С конца 1960-х годов поисками Янтарной комнаты занялся самый известный немецкий кладоискатель Георг Штайн, вокруг которого роились агенты спецслужб. Под видом историка Пауля Колера её искал подполковник «Штази» Пауль Энке. Видимо, он в начале 1987 года сообщил Штайну о соляной шахте Граслебен-1 в Саксонии, куда в начале 1945 года прибыло 60 транспортов с ценностями, награбленными в Европе гитлеровцами, среди которых были и «лишние» детали Янтарной комнаты. Есть версия, что все эти огромные ценности весной 1945 года захватили и вывезли в США. Это была сенсационная и опасная информация. В августе 1987 года Штайн решил дать пресс-конференцию в Мюнхене. Но накануне ему позвонили двое неизвестных якобы с важной информацией. Он поехал на встречу с ними и погиб. А вскоре после этого отправился в мир иной и 42-летний подполковник Энке.
Однако незадолго до смерти Штайн написал письмо своему врачу Альберту Рауху, где поделился тем, что ему удалось узнать. Я много лет работал с архивом Штайна, который после его смерти попал в СССР, и ксерокопия этого письма у меня есть. Там сказано, что до 10 апреля 1945 года янтарные панели хранились в охотничьем замке Рейнхардсбрунн под Готой, после чего их должны были вывезти в район Нюрнберга, но из-за быстрого продвижения американских войск колонна с архивами и культурными ценностями под грифом «музей кайзера Фридриха» свернула, и их привезли в саксонскую соляную шахту Граслебен-1. Эти ценности под инвентарным номером 16+17 разместили в забое шахты на глубине 430 м.
Через несколько дней этот район заняли американцы, и уже в мае 1945 года все находившиеся в шахте элементы Янтарной комнаты через Антверпен были вывезены в США. Штайн сетовал в письме, что все акты касательно этого дела недоступны для ознакомления, полностью засекречены и хранятся в архивах военного департамента США.
— С «лишними» деталями будем считать, что разобрались. Но что случилось с основной частью Янтарной комнаты?
— Вплоть до начала штурма Кёнигсберга утром 6 апреля 1945 года упакованный в ящики «немецкий Янтарный кабинет» находился в Орденском зале Кёнигсбергского замка, который чудом уцелел после бомбёжек города вместе с расположенным под ним рестораном. 9 апреля 1945 года около 22:00 гарнизон Кёнигсберга капитулировал. В тот день Роде не было в городе, а директор упомянутого ресторана Пауль Фейерабенд, его сотрудники и работники замка находились в Орденском зале — сидели на ящиках с янтарными панелями. В полночь в зал вошел «русский полковник» и панели передали ему.
— Откуда известны такие подробности?
— Поисками Янтарной комнаты после войны занимался Анатолий Михайлович Кучумов, которого я хорошо знал лично. Он был хранителем Янтарной комнаты до войны, а после её окончания возглавлял советскую правительственную комиссию по поиску похищенных гитлеровцами культурных ценностей. Его группе удалось отыскать более 200 тыс. произведений искусства, вывезенных не только немцами. За эту работу он был удостоен Ленинской премии СССР. Кучумов многое рассказывал мне, но правду о судьбе Янтарной комнаты так и не сказал, так как дал пожизненную подписку МГБ СССР о неразглашении. Уже после его смерти в его архиве, к которому я получил доступ, в 2011 году я нашёл уникальные документы, которые проливают свет на судьбу комнаты.
— Так что же с ней в итоге произошло?
— В бумагах Кучумова опровергается версия о том, что комната погибла в огне, который охватил замок 11 апреля 1945 года. Ящики с панелями успели вывезти, сгорели лишь три мозаики. По свидетельству, которое я привожу в книгах, панели сначала переправили в район Литовского вала в Кёнигсберге, в то место, где находятся Закхаймские ворота.
По материалам Кучумова видно, что там же хранились и другие найденные в тайниках сокровища Восточной Пруссии. Все эти ценности МГБ затем переправило в Берлин.
Как сообщил в письме Кучумову немецкий профессор Штраус, который занимался перемещёнными ценностями и присутствовал при этих событиях, в 1950 году они были переданы американцам и оказались в Западном Берлине.
Дело в том, что трофейные ценности тогда делились на три категории. Одна из них касалась тех ценностей, которые находились на территориях, которые Германия теряла по итогам войны. Она не имела на них никаких прав, поэтому всеми ценностями, которые наши войска и спецслужбы нашли и изъяли на территории отошедшей к СССР Восточной Пруссии, наша страна на совершенно законных основаниях могла распоряжаться как угодно. И они, наряду с золотом, пошли на оплату ленд-лизовского долга.
— Неужели наши спецслужбы сознательно отдали американцам это уникальное произведение искусства?
— Вот в этом всё и дело. Они, конечно, ничего не знали. По всем имевшимся документам она же шла как «немецкий Янтарный кабинет из Кёнигсбергского замка», никакой связи с Царским Селом не было. Дело в том, что журнал замка-музея исчез. Его нашёл профессор Иваненко и передал МГБ, но больше журнал никто не видел. А уже когда после передачи комнаты американцам в МГБ наконец разобрались, что натворили, то началась вся эта эпопея с ложными и труднопроверяемыми версиями.
— Давайте ещё раз зафиксируем. По вашему мнению, вся довоенная Янтарная комната так или иначе попала в руки американцев?
— Не совсем. Часть янтарных панелей погибла во время пожара Кёнигсбергского замка ночью 30 августа 1944 года. Кроме того, был ещё один случай. Ночью 10 марта 1945 года банда немецких уголовников в военной форме на грузовике подъехала к замку. Они предъявили фальшивые документы охране и ограбили музей. Было вывезено семь ящиков ценных и особо ценных экспонатов, четыре из которых, судя по документам, которые есть у меня, содержали часть предметов из убранства «немецкого Янтарного кабинета».
— Удалось их разыскать?
— Они до сих пор не найдены. Главарь банды Клаус Штефман и двое его подельников были убиты при задержании, а остальные участники преступления не были установлены. Однако криминальная полиция в переписке сообщала, что две возможные явки налётчиков в Кёнигсберге, где могло быть спрятано украденное, осмотреть не удалось вследствие обрушения зданий из-за боевых действий. Я не исключаю, что эти ящики с ценностями до сих пор могут быть спрятаны на месте этих домов. Это здание на Штайнштрассе (ныне ул. Офицерская), в которое 21 марта 1945 года попала авиабомба, и здание на Шульцштрассе (ныне ул. Школьная), разрушенное при артобстреле. Надо также осмотреть «бункер Роде» на улице Коперника, где он прятал свои главные сокровища. Этот бункер в 1945 году Роде показал профессору Александру Брюсову — и его почистили военные «поисковики», но что-то могло остаться. Вскоре после этого Роде погиб при невыясненных обстоятельствах.
— То есть общей путаницы с пропажей комнаты изрядно добавляет то, что сама комната была разделена и вывозилась разными путями.
— Да, но ей способствует также то, что по заказу Коха, который захотел иметь свою Янтарную комнату, группа мастеров в имении Коха под Белостоком изготовляла копию с оригинала. Когда в конце июня 1944 года началась советская операция «Багратион», копии янтарных панелей (сколько точно — неизвестно) перевезли в имение Коха Гросс-Фридрихсберг под Кёнигсбергом, их судьба с января 1945 года неизвестна. Эти дубликаты могут где-то найти — и их могут принять за подлинники.
— А легко отличить оригинал от копии?
— Отличия есть, и эксперты смогут увидеть разницу. Но даже если допустить, что комната лежит не на дне моря или в земле, а в каком-то помещении, то всё равно приходится признать, что она с большой долей вероятности погибла. Ведь за ней нужен постоянный уход, определённая температура, влажность. Без этого за 75 лет янтарные панели превратятся в неэстетичную массу тёмно-коричневого цвета.
Вообще же история с Янтарной комнатой — это лишь малая часть вселенского круговорота сокровищ, который породила Вторая мировая война. Но Янтарная комната является самым дорогим произведением искусства, утраченным в ходе той войны.
— Как бы вы оценили работу современных мастеров, воссоздавших её к 300-летию Петербурга?
— Это творческий подвиг. Комнату воссоздавали с помощью тех же методов обработки, которые использовали мастера три века назад, и мне она кажется даже лучше оригинала. Особенно если смотреть на закате солнца или ночью при свечах. Мне однажды посчастливилось видеть её такой, это фантастическое зрелище! Днём при ярком солнце и толпах людей она смотрится совсем иначе.
— Ваши книги, как я понимаю, пользуются большой популярностью, а как к вашим во многом сенсационным изысканиям относятся в Царском Селе?
— Мне доводилось не раз выступать перед музейщиками Царского Села, в том числе на международной конференции по перемещённым культурным ценностям в 2015 году.
Мой доклад музейщики встретили аплодисментами. А Борис Павлович Игдалов, специалист экстра-класса, руководитель янтарной мастерской, воссоздавший Янтарную комнату, попросил, чтобы я ему подписал свою книгу. Для меня это было высшей формой признания моего труда.
Другого признания мне не надо. Музейщики люди очень въедливые, и если они признали твой труд, то значит, потрудился не зря.