газ 69 без крыши

Советские боевые «Козлы» ГАЗ-69: штабные, артиллерийские, противотанковые и не только

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

В наследство от РККА послевоенной Советской армии досталась лёгкая командирская машина ГАЗ-67Б, но ещё за семь лет до прекращения её выпуска на Горьковском автозаводе разрабатывали принципиально новый автомобиль ГАЗ-69, выпускавшийся затем в нескольких исполнениях вплоть до систем запуска противотанковых ракет.

Хорошо известный советский джип ГАЗ-69 с народными прозвищами «Козёл» или «Бобик» положил начало установкам на новых вездеходах различного облегчённого возимого или навесного войскового оборудования. Вместе с тем в октябре 1947-го его первый прототип «Труженик» официально создавался для сельского хозяйства. Правда, в секретном техническом задании он носил совершенно иное наименование — тягач батальонных орудий и миномётов. За следующие два года появились ещё четыре опытных образца ГАЗ-69-76 с цельнометаллическими кузовами и характерными вырезами в откидном прямоугольном тенте, получившие индекс АТК-Л-69 — артиллерийский тягач колёсный лёгкий.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Опытный образец ГАЗ-69 с полукруглыми вырезами в тенте. 1948 год

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Один из первых четырех прототипов с глухими боковинами моторного отсека

В 1951 году были проведены государственные испытания доработанных военных машин ГАЗ-69 на шинах типа ёлочка в сцепе с лёгкими пушками. В ходе испытаний был снят кинофильм, который продемонстрировали И. В. Сталину, что предопределило дальнейшую успешную судьбу автомобиля и способствовало скорому принятию его на вооружение.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Упрощенный предсерийный вариант ГАЗ-69-76 образца 1951 года

Осенью 1953-го развернулось мелкосерийное изготовление машин ГАЗ-69 с усиленной лонжеронной рамой, 52-сильным движком от легковушки М-20 «Победа» и трёхступенчатой коробкой передач с двухступенчатой раздаточной. К новинкам относились карданные валы с игольчатыми подшипниками, мосты с шариковыми шарнирами равных угловых скоростей и полуэллиптические рессоры с гидроамортизаторами двойного действия. В открытом двухдверном кузове с двумя передними сиденьями и двумя задними продольными скамейками размещалось до девяти человек. Там размещали также грузы массой до 500 килограммов и монтировали спецнадстройки. Впервые ГАЗ-69 был представлен на военном параде 7 ноября 1953 года.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Серийный армейский ГАЗ-69 с боковой «запаской» и поднятым тентом

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

ГАЗ-69 с откидным лобовым окном и задними продольными сиденьями

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Испытания автомобиля ГАЗ-69 с одноосным прицепом ГАЗ-704 на местности

В 1955-м серийный выпуск ГАЗа-69 был переведен на Ульяновский автозавод, который в 60-е перешёл на обновленный вариант ГАЗ-69М с 65-сильным двигателем М-21Г от фургона УАЗ-450 с новым радиатором для охлаждения масла и маскировочными фарами. Версии 69Э и 69МЭ с экранированным электрооборудованием служили в основном в войсках связи.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Доработанный ГАЗ-69М ульяновской сборки для Советской армии (архив 21 НИИЦ)

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Автомобиль ГАЗ-69M на съезде старинной военной автотехники. На заднем плане – ГАЗ-69АМ (фото автора)

В 1969-1972 годах в Ульяновске выпускалась последняя серия ГАЗ-69-68 с 70-сильным мотором М-21В от грузовичка УАЗ-452, механизмом отключения переднего привода и упрочнёнными ведущими мостами. Внешне эти машины отличались тентом с двумя небольшими боковыми окошками.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Вторично модернизированный грузопассажирский автомобиль ГАЗ-69-68

Уже в первые годы выпуска автомобили семейства ГАЗ-69 превратились в основные лёгкие многоцелевые машины Советской армии. Их поставляли в государства Варшавского договора и в армии многих соседних и дальних стран.

С 1953 года, параллельно с моделью ГАЗ-69, выпускался вариант ГАЗ-69А для эксплуатации в сельском хозяйстве, который также сыграл важную роль в военном деле. От своего старшего брата он отличался четырёхдверным кузовом с двумя рядами сидений, задним багажным отсеком с запасным колесом и скошенной частью брезентового тента.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Пятиместный военный вариант ГАЗ-69А с тентованным кузовом

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Вид сверху на цельнометаллический кузов ГАЗ-69А с опущенным тентом. 1951 год

Его общая конструкция и параметры менялись параллельно с развитием базовой машины ГАЗ-69, а экранированные версии получали индексы 69АМ и 69А-68 соответственно.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Штабные автомобили ГАЗ-69А на военном параде на Красной площади. 1 мая 1958 года

Автомобили ГАЗ-69А/АМ состояли на вооружении СССР как командирские автомобили, традиционно возглавлявшие военные парады. В братских странах они служили многоцелевыми, штабными и парадными машинами, а также применялись для фельдъегерской связи.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Советский джип ГАЗ-69А в румынской армии на праздновании Дня освобождения. 1964 год

Военное оснащение на шасси ГАЗ-69

В Советском Союзе представители 69-го семейства с различными надстройками и вооружением исполняли штабные и парадные функции, служили для перевозки небольших подразделений, боеприпасов и мелких грузов, а также буксировали артиллерийские системы массой до 800 килограммов.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Автомобиль ГАЗ-69А во главе колонны Воздушно-десантных войск на параде в Ленинграде. 1958 год

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Штабная машина ГАЗ-69А из состава группы Советских войск в Германии

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Автомобили ГАЗ-69 с прицепными зенитными пушками на военных маневрах. 1955 год

Для доставки раненых в задней части кузова оборудовали двухъярусные носилки на четырёх человек. Машины с лёгкими радиостанциями и спецсигналами часто применяли в качестве патрульных машин Военной автоинспекции (ВАИ).

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

На московском параде автомобили ГАЗ-69 с личным составом ВДВ. 7 ноября 1957 года

На вооружении Воздушно-десантных войск состояли авиадесантируемые варианты машин ГАЗ-69 с демонтированными окнами и выступавшими внешними деталями, а доработанные версии доставляли транспортными самолётами и вертолётами. Прочие автомобили этого поколения оснащались средствами связи и разведки, пулемётами разных калибров, зенитным вооружением и ракетными системами.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Специальный облегченный авиадесантируемый вариант автомобиля ГАЗ-69 в ГДР

В Чехословакии на ГАЗ-69М монтировали штабной пункт ПВО для управления спаренными зенитными системами на грузовиках Praga V3S. В ГДР на ГАЗ-63АМ устанавливали 12,7-мм пулемёты и небольшие радиолокационные комплексы. В вооруженных силах дальних стран ГАЗоны служили базой 82-мм миномётов, безоткатных орудий и лёгких пушек.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

ГАЗ-69АМ с крупнокалиберным пулеметом ДШК в Народной армии ГДР

Ниже приводим краткие сведения по наиболее распространенным и известным военным исполнениям машин семейства ГАЗ-69.

Мобильный топопривязчик базировался на специально подготовленном автомобиле ГАЗ-69Т и представлял собой комплекс топографической аппаратуры для непрерывного определения координат воинских подразделений, дорог и отдельных объектов, а также прокладки путей сообщения и переноса их на местность.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Модернизированная топографическая машина ГАЗ-69ТГМ с расширенной комплектацией

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Машина ГАЗ-69РХ радиационной и химической разведки в польской армии

Лёгкая ламповая коротковолновая радиостанция Р-104М «Кедр» с собственными аккумуляторами обеспечивала двухстороннюю радиосвязь с различными объектами на ходу или на стоянке. Она размещалась поперечно в заднем отсеке автомобиля ГАЗ-69-68Э, а сложенная телескопическая антенна крепилась на правой боковине кузова.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Автомобиль ГАЗ-69-68Э с радиостанцией Р-104АМ в вооруженных силах Финляндии

Лёгкие радиостанции Р-125 «Алфавит» обеспечивали радиосвязь между командирами частей и начальниками различных служб Сухопутных войск. Всё оборудование было смонтировано за передними сиденьями машин ГАЗ-69Э/МЭ. Радист размещался на поперечной скамейке, одну или две штыревые антенны крепили на кронштейнах с левой стороны кузова.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Командно-штабная машина с радиостанцией Р-125М на шасси ГАЗ-69МЭ (архив 21 НИИЦ)

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Внутреннее оснащение мобильной радиостанции Р-125М «Алфавит» в Народной армии ГДР

Секретный радиопеленгационный комплекс «Орел-Д», известный как «Луч-1», базировался на закамуфлированном шасси ГАЗ-69 с жёстким кожухом и брезентовой обшивкой вместо тента. Вращавшийся пеленгатор обеспечивал перехват радиосигналов на ходу или на стоянке в любое время суток.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Лёгкий радиопеленгатор «Орел-Д» с упрочнённым верхом кузова. 1965 год

Аэродромный пусковой агрегат АПА-12 применялся для запуска двигателей лёгких летательных аппаратов, проведения их обслуживания и питания электрических систем. Его основой являлось специальное шасси УАЗ-917, которое от серийного ГАЗа-69 отличалось наличием коробки отбора мощности, отдельной двухместной кабиной и кузовом с задней откидной крышкой, под которой находились генератор, аккумуляторы и контрольно-измерительные приборы.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Аэродромный пусковой агрегат АПА-12 на шасси УАЗ-917. 1962 год

Первый советский лёгкий дорожный миноискатель ДИМ с поисковым индукционным сканирующим устройством на переоборудованном шасси ГАЗ-69 служил для прокладки путей передвижения военных колонн, механизации поиска и обнаружения различных видов мин на больших территориях или на глубине до 70 сантиметров. Рабочие системы были подвешены в передней части рамы автомобиля и состояли из рычажно-пружинной подвески, двух управляемых колёс и шести поддерживающих роликов. Интересной особенностью машины было дополнительное правое рулевое колесо для оператора, управлявшего положением миноискателя.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Дорожный индукционный миноискатель ДИМ на автомобиле ГАЗ-69 в польской армии

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Макет миноискателя ДИМ в Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге (фото автора)

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Пусковая установка 2П26 «Шмель» на шасси ГАЗ-69М в Музее артиллерии и инженерных войск (фото автора)

Она снабжалась двухместной кабиной с бронированной задней стенкой и повышенным расположением брезентовой крыши. В задней секции рамы с высоким складным тентом помещалась артиллерийская часть с направляющими для ракет с дальностью стрельбы до двух километров. В кабине рядом с водителем на особом сиденье, обращённом спинкой против движения, размещался оператор-наводчик, управлявший ракетами посредством двухпроводной линии связи.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Мобильные противотанковые системы «Шмель» на военном параде в Египте

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Подготовка к запуску управляемых реактивных снарядов массой по 22,5 килограмма

В 1966 году эту систему сменил комплекс «Малютка» на колёсной бронемашине.

На заглавной фотографии – пусковая установка «Шмель» на шасси ГАЗ-69 для запуска противотанковых реактивных снарядов в экспозиции Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.

Источник

Иностранные корни, предпусковой подогреватель и жесткий верх: мифы и факты про ГАЗ-69

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Эту машину хорошо знают, помнят и даже ностальгически любят водители старшего поколения, многие из которых сегодня за руль уже не садятся. А вот более молодые автомобилисты с ГАЗ-69 «вживую» дела практически не имели, что и послужило причиной возникновения забавных мифов, связанных с историей разработки и конструктивными особенностями легендарного «козлика». Сегодня мы попробуем разобраться в наиболее интересных, но не бесспорных утверждениях про ГАЗ-69.

Б ытует мнение, что советские внедорожники создавались не просто с оглядкой на иностранные прототипы – инженеры наших заводов чуть ли не делали опытные образцы на чужой раме. В разговорах неизменно фигурируют американские джипы тех лет (Willys MB), а также Land Rover.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Легендарный Виллис уместно сравнивать с ГАЗ-67, но не с «шестьдесят девятым», поскольку «козлик» больше, вместительнее и комфортабельнее

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Британский внедорожник появился практически в то же время, что и «газик». Эти машины роднила скорее концепция, чем дизайн или техника

Ошибочность такого мнения разбивается о документ, с которого на ГАЗе и занялись всерьез новой моделью. Ведь постановление Совета министров СССР №1118-325 и последовавший за ним приказ Министерства автомобильной и тракторной промышленности №34 предписывали горьковским инженерам создать новый автомобиль при значительной унификации с ГАЗ-20 «Победа», включая двигатель и многие узлы трансмиссии и ходовой части. По сути, рамный внедорожник должны были построить на компонентах легковушки — конечно, за исключением агрегатов полного привода.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Нижнеклапанный двигатель от Победы благодаря двухступенчатой раздатке оказался подходящим агрегатом и для внедорожника

Поэтому не только мотор с коробкой передач, но и рулевой механизм, амортизаторы, тормоза, оптика и аккумулятор для этой машины были взяты от серийных советских легковых автомобилей и грузовиков.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Первые опытные образцы новой машины под названием «Труженик» были готовы уже к концу 1947 года

Более того, не наш «газик» имел иностранный прототип, а наоборот — автомобиль зарубежного производства был создан на базе ГАЗ-69! Ведь в 1957 году техническую документацию по ГАЗ-69 без приобретения лицензии передали в Румынию на завод IMM, а в 1962-м — в Северную Корею. Правда, в румынских внедорожниках стояло «чужое сердце» — бензиновый 50-сильный двигатель MAS.

Выпустив за два с небольшим года всего 2 000 экземпляров, румыны в 1959 году создали модернизированный автомобиль с индексом М59, отличавшийся от «козлика» четырехступенчатой коробкой передач и другими мостами. Еще спустя пять лет, в 1964-м, машина получила более мощный верхнеклапанный мотор. Интересно, что румынские нелицензионные копии даже конкурировали c советским исходником на некоторых внешних рынках, ведь ГАЗ-69 экспортировался в более 50 стран мира! ARO-M461 выпускался вплоть до 1975 года, на пару лет пережив свой оригинал из СССР.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

«Газик» можно было встретить в самых различных уголках земного шара

ГАЗ-69 был задуман как в качестве лёгкого транспорта для военнослужащих, так и для работников сельского хозяйства, геологов и государственных служащих, работающих в сельской местности. Не случайно ведь опытные образцы носили название «Труженик», которое на серийных автомобилях почему-то не прижилось. Вскоре после начала производства в 1953 году «целевая аудитория» смогла оценить внедорожный потенциал, который вызывал уважение у каждого, испытавшего небольшую машину в деле.

Несмотря на легковой силовой агрегат, «козлик» действительно мог преодолеть брод глубиной до 0,7 м, а также уверенно штурмовал тридцатиградусные подъемы и косогоры. Рецепт, как и в случае с ГАЗ-67, оказался прост до гениальности – большой дорожный просвет (210 мм), короткая база, привод на все колёса и практически отсутствующие свесы.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Компоновка ГАЗ-69 была предельно утилитарной

Но так хорошо это заработало лишь в сочетании с удачной развесовкой и хорошо подобранными числами трансмиссии с двухступенчатой раздаточной коробкой, что позволяло не самой мощной машине буквально творить чудеса на бездорожье.

Причём «шестьдесят девятый» мог ехать по грунтовкам и пересечённой местности даже чуть быстрее, чем предшественник, а уровень комфорта (если это слово здесь применимо) был выше, чем в ГАЗ-67.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Знай наших: в 1972 г. итальянец Луиджи Марторелли за рулём ГАЗ-69 занял первое место на ралли для полноприводных автомобилей!

ГАЗ-69 изначально действительно был разработан с двухдверным восьмиместным кузовом, в котором водитель и пассажир сидели спереди, а шестеро остальных пассажиров — на продольных скамьях в задней части. В грузовом варианте (со сложенными скамейками) машина могла перевозить до 500 кг груза.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Машина с индексом ГАЗ-69 могла перевезти до восьми человек, шестеро из которых располагались лицом к друг другу в задней части кузова

Однако опытный образец более комфортабельного четырехдверного пятиместного варианта ГАЗ-69А (кузов 77) появился еще до проведения государственных испытаний «газика», проходивших с сентября по июнь 1951 года.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

На фото: серийный ГАЗ-69А

Машины отличались не только количеством дверей и мест, но и расположением запасного колеса. На грузопассажирской версии «запаска» была закреплена снаружи на левом борту позади двери водителя, а на пятидверке располагалась в багажнике. Также на ГАЗ-69А был один 60-литровый бак, а на двухдверном варианте — два бака (47 л и 28 л), причём дополнительный резервуар меньшей ёмкости находился под сиденьем переднего пассажира, а для заправки нужно было открыть правую дверь.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Один автомобиль, но два разных кузова – на ГАЗе к решению непростой задачи подошли творчески

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

В советские времена двухдверный «газик» можно было встретить и в таком виде – без запасного колеса снаружи. Нередко «запаску» после прокола просто бросали внутрь кузова

Серийное производство ГАЗ-69 и ГАЗ-69А в Горьком началось в августе 1953 года, причем практически одновременно (в 1954-м) выпуск этих автомобилей был налажен и в Ульяновске — на бывшем заводе УльЗИС, переименованном в УАЗ. Сначала здесь собирали автомобили из машинокомплектов, изготовленных на Горьковском заводе, но постепенно выпуск деталей наладили и в Ульяновске.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

ГАЗ-69 выпускался на двух заводах, но под одним индексом

На ГАЗе внедорожники производили до 1956 года, после чего их выпуск полностью перевели на УАЗ, где вплоть до 1973 года выпускалось всё семейство — как двухдверный «военный» вариант, так и пятиместный ГАЗ-69А. Таким образом, и ГАЗ-69, и его «гражданская» версия некоторое время одновременно выпускались на двух заводах.

Чтобы выдерживать вся тяготы и лишения, связанные с воинской «службой» и ездой по раскисшим сельским грунтовкам, ГАЗ-69 оснастили простой и прочной рессорной подвеской как спереди, так и сзади. Листовые рессоры позволяли компактной машине с длиной кузова менее четырех метров перевозить восемь человек или до полутонны груза, а также буксировать прицеп с полной массой 850 кг. И как оказалось на практике, подвеска с честью выдерживала подобные нагрузки.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Прочная рама и продольные рессоры – вот залог выносливости «шестьдесят девятого». Один из «побочных эффектов» — склонность автомобиля к продольной раскачке

Однако машина со снаряженной массой 1 525 кг без полной загрузки при этом буквально прыгала на неровностях – как говорили шофёры тех лет, «козлила». Из-за такого своеобразного поведения автомобиль быстро прозвали «козликом».

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

К «козлению» машины и военные, и гражданские шофёры быстро привыкли

Удачное «говорящее» прозвище настолько подошло ульяновскому внедорожнику, что следующую модель (УАЗ-469) также называли похоже, хоть и более грубо – «козёл». Ведь «четыреста шестьдесят девятый», сохранив повадки первого «козлика», был крупнее предшественника.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Из-за того, что внешне этот автомобиль практически не менялся, многие шофёры считали, что за все 20 лет выпуска ГАЗ-69 не подвергался каким-либо модернизациям. На самом же деле еще в шестидесятые годы было доработано рулевое управление и изменён привод стояночного тормоза. А в 1970-м обе модификации получили новые ведущие мосты, взятые от «буханки» УАЗ-452. Они отличались четырёхсателлитным дифференциалом, что повысило надёжность. На переднем мосту также появились муфты отключения ступиц, по которым ГАЗ-69-68 можно отличить от первой версии «газика». Еще один визуальный признак – дополнительные стёкла в тенте.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Машины последних лет выпуска легко отличить по выступающим муфтам передних ступиц и увеличенной площади остекления

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

На ранних ГАЗ-69 заднее стекло было совсем маленьким

В таком виде внедорожники выпускались в Ульяновске до конца 1972 года, после чего «козлик» уступил место на конвейере более современному «уазику» с индексом 469.

В середине прошлого века в систему охлаждения заливали обычную водопроводную воду. Зимой водители были вынуждены сливать её на ночь, чтобы не «разморозить» блок. Поэтому каждое утро повторялась одна и та же процедура — как говорили в те времена, двигатель «проливали кипятком», повышая его температуру относительно окружающей среды.

Чтобы облегчить запуск двигателя в мороз, конструкторы предусмотрели предпусковой подогреватель, который грел как стенки цилиндров, так и масло в поддоне.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Просто долей воды и включи паяльную лампу: нехитрое устройство советской «вебасты» не мешало подогревателю отлично выполнять своё предназначение!

Для подогрева «сухого» двигателя с незаполненной системой охлаждения в котёл подогревателя заливали 4-5 литров воды и вставляли в трубу работающую паяльную лампу. При нагреве вода вместе с паром попадала в водяную рубашку блока, отдавая ей тепло. Горячие газы, выходящие из специального раструба подогревателя, разогревали масло в поддоне картера, а часть из них поднималась вверх, грея впускной коллектор и карбюратор.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Схема работы пускового подогревателя

При работе подогревателя двигатель мог нагреться до 30-40 градусов, что сильно упрощало задачу водителю. Ведь не будем забывать о том, что пусковые свойства двигателей тех лет были далеки от современных, а даже несильный износ поршневой группы ухудшал их еще больше.

Таким же предпусковым подогревателем оснащался и грузовой автомобиль ГАЗ-51А.

В советское время на улицах можно было увидеть «газик» с закрытым кузовом, на котором брезентовый верх был заменён металлической крышей. Многие автомобилисты считали, что такие автомобили производились малыми партиями на Ульяновском заводе.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

«Жесткий тент» завода ЧЗСА — не самый худший вариант металлической крыши, но такой же незаводской, как и все остальные

Действительно, брезентовый тент не отличался особой долговечностью, а также был не слишком практичен зимой.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

В таком виде, исходя из условий климата, на ГАЗ-69 ездили разве что летом. И то не везде.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Чтобы видели: в мае 1966 года советский лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин посетил г. Людиново, прокатившись по его улочкам в ГАЗ-69А со снятым верхом!

Именно поэтому многие организации хотели получить закрытый, а не открытый вариант машины. На существующий спрос ответили своим предложением многочисленные авторемонтные заводы, которые в полукустарных условиях наладили переделку открытых «козликов» в автомобили с так называемым жестким верхом. В большинстве своём эти конструкции не имели какого-то обозначения и выглядели довольно неприглядно.

газ 69 без крыши. Смотреть фото газ 69 без крыши. Смотреть картинку газ 69 без крыши. Картинка про газ 69 без крыши. Фото газ 69 без крыши

Согласитесь, такая цельнометаллическая крыша вряд ли прибавляла привлекательности «газику»

Впрочем, с закрытым кузовом экспериментировали и на самом заводе — но не на УАЗе, а в Горьком. Еще в 1955 году был разработан опытный образец ГАЗ-19 — автомобиля на базе «шестьдесят девятого», отличавшегося от стандартного внедорожника неведущим передним мостом, а также цельнометаллическим кузовом с жесткой крышей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *