джентльмены удачи дача профессора
Элитная дача из «Джентельменов удачи» в Серебряном бору( интерьеры и ландшафтный дизайн)
У популярного фильма «Джентельмены удачи» очень любопытная история создания. Большинство людей даже не знают режиссера этого фильма Александра Серого, которому Данелия фактически подарил картину. Интересный момент – сначала в фильме хотели использовать настоящий тюремный жаргон, но МВД не разрешило, поэтому заменили на вымышленный. А зеленый свет фильму дал Брежнев, который очень сильно смеялся при просмотре картины.
Любопытна дача профессора, куда герои приехали после пожара в доме. Она принадлежала одному из членов съемочной бригады, но выяснить кому, не удалось. Но видно, что не последний человек – дачу в Серебряном бору простой советский человек не имел.
Причем мы видим большой двухэтажный дом с витражной теплой верандой. Мне он напомнил Монплезир в Петергофе. В этой веранде с широкими окнами расположена столовая, наверное, летом там очень романтично отдыхать.
Интерьер дома выполнен в классических тонах, причем все под дерево, кроме гостиной с камином, где мы видим часть кирпичной кладки. Обои очень простеньки, а двери, словно из больницы, ручки такие же. Но в целом, все выглядит богато для того времени.
Нам показали мало комнат, даже на второй этаж не пустили. Был только сюжет, как Леонов спускается вниз. А очень интересно посмотреть? Я бы сказал, хотелось бы взглянуть на дачу сегодня. Но не известно ни номера дома, ни владельца. А сейчас почти все участки в Серебряном бору выкупил Лукойл, и уже точно не подберешься к даче. У кого есть фотки, пишите в комментариях.
Ландшафтный дизайн для того времени необычный, мы не видим ни теплиц, ни огородов. Все естественно, сад в английском стиле. Деверья не спилены и, судя по ним, отнюдь не плодовые. Домик для жизни и отдыха, но для сельскохозяйственных работ. Даже уличных хозяйственных построек нет — только стол и лавочка. Захотел вечерком пить чаю, то лучше в веранде.
И в 70-е годы люди жили хорошо, не в хрущевках.
Как снимали «Джентльмены удачи»
Фильм «Джентльмены удачи» в 1972 году посмотрели около 65 миллионов человек. Очевидцы рассказывают, что в первые дни после премьеры спекулянты с утра скупали все билеты, красная цена которых составляла 20 копеек, и перепродавали их за 3 рубля. По посещаемости фильм занимает 12 место среди советских фильмов за всю историю советского кинематографа.
Режиссёром картины многие ошибочно считают Георгия Данелию. На самом деле «Джентльменов» снимал Александр Серый, а Данелия вместе с Викторией Токаревой был автором сценария. «Из-за своего несдержанного, ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме, — рассказывает Данелия. — Ему дали 8 лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег ни работы. Мы с ним дружили, вместе учились ещё на Высших режиссёрских курсах, поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили».
Идею фильма подарил известный сценарист Валентин Ежов. Изначально, правда, сюжет был совсем иным: добрый капитан/лейтенант милиции силой убеждения перевоспитывал бандитов, но высшему милицейскому начальству эта задумка не понравилось. В итоге главным героем стал директор детского сада, а его антиподом — рецидивист по кличке Доцент.
Окончательный состав актёров также отличался от первоначального. Главная роль сразу были отданы Евгению Леонову. А вот воров-рецедивистов должны были играть Андрей Миронов, Ролан Быков, Юрий Никулин и Савелий Крамаров.
Изначально сценарий назывался «Рецидивист». В нем была шайка мошенников (фальшивомонетчик, альфонс, карманник и жулик) и противостоящий им сотрудник милиции. Ролан Быков – фальшивомонетчик по кличке Миллиметр; Юрий Никулин – профессиональный альфонс, многоженец; Андрей Миронов – жулик по кличке Пижон. Ворует машины и продает их в Тбилиси; Савелий Крамаров – мелкий карманник по кличке Косой. Сценарная заявка еще не была утверждена, а почти все актеры уже отказались от участия в картине. Каждый – по своей уважительной причине. Миронова ждали другие съемки, Никулин не захотел вновь появляться на экранах в комедийной роли, у Быкова оказались более важные дела. Поэтому в киносценарии остался только жулик Косой. Все остальные персонажи были переписаны, а главным героем стал заведующий детским садом. На роль Хмыря сначала пробовался Лев Дуров, но исполнил этого персонажа Георгий Вицин. Неудачными поначалу были и кинопробы Савелия Крамарова, но Данелия уговорил начальство, и Савелий Викторович стал Косым. «К тому времени Крамаров снялся у меня в нескольких фильмах, — рассказывал Данелия. — Мне поверили. Правда, когда актёр эмигрировал, его пытались вырезать. Но я им написал, что они совершают идеологическую ошибку. Предложил посмотреть картину внимательнее, ведь актёр Крамаров играет бандита и отщепенца. Подействовало! Оставили всё как было».
Самые большие проблемы были с ролью Василия Алибабаевича. «Меня, знаете, почему взяли? Потому что все беленькие, а Радик Муратов — он чёрный», — рассказывал потом Раднэр Муратов. Его сначала пригласили на эпизодическую роль начальника тюрьмы. Василия Алибабаевича сначала должен был сыграть Фрунзик Мкртчян. Однако Мкртчян не смог приехать на съемки из-за участия в мероприятиях, посвященных 50-летию образования Армянской ССР. Времени для поиска нового кандидата уже не было, поэтому роль начальника тюрьмы была сокращена, а Муратов стал Василием Алибабаевичем.
Вся блатная речь в картине появилась благодаря Александру Серому — пригодился его тюремный опыт. Плакаты, висевшие в камере: «На свободу — с чистой совестью», «Запомни сам, скажи другому, что честный труд — дорога к дому», а также воровской жаргон: «канай отсюда», «пасть порву, моргалы выколю» — это всё оттуда, с зоны.
«Но про «мужика в пиджаке» (памятник Лермонтову) мы с Данелией сами придумали», — вспоминает Токарева. Цензура очень серьёзно раскритиковала диалоги в сценарии фильма. От авторов сценария потребовали максимально вычистить «блатной жаргон», в результате чего появились разные новые «квази-блатные» слова: «редиска», «сосиска», «Навуходоносор» и другие. А еще есть легенда, что от погребения на “полке” фильм спас глава МВД Николай Щёлоков. В преддверии Дня милиции ему показали опальных «Джентльменов удачи», и он так хохотал, что иной раз заглушал реплики, доносящиеся с экрана. Генсек Леонид Брежнев, который смеялся не меньше Щёлокова, а по поводу жаргонных словечек сказал: «Да половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает».
Кадр, когда Евгений Леонов едет на верблюде, снимался так: режиссер предложил дрессировщику посадить себе на плечи актёра, спрятаться за верблюда и шагать с ним рядышком. Дело в том, что у Леонова никак не получалось взгромоздиться на верблюда Бориса.
Забавная история произошла, когда снимали сцену, в которой Борис плюет в Крамарова. На самом деле никакого плевка, конечно, не предполагалось. Планировалось так: в одном кадре верблюд вытягивает губы, а в следующем – показывают Крамарова, облитого пеной для бритья. Но Крамаров так гримасничал и дразнил Бориса, что тот плюнул в него по-настоящему, от души. Великий актер долго потом отмывался!
Бытует мнение что роль воспитанника московского детского сада № 83 Игорька была сыграна Игорем Угольниковым, в будущем ставшим известным артистом. На самом деле это утка, взятая из одной программы «ОБА-НА»
Для съёмок в машине с цементом долго не могли подобрать подходящий раствор. Раднэр Муратов так рассказывал о съёмках этого эпизода: «Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зелёной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы после съёмок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость».
А вот одежду, которую снимали и пытались высушить главные герои, окунули в настоящий цемент. Он, как помните, застыл, и преступникам пришлось бежать голышом».
Московские сцены снимали в феврале и марте, но в столице, как назло, лил дождь. Съёмочная группа уехала в Самарканд, начала там работать, как вдруг в конце марта приходит телеграмма: «В Москве выпал снег, срочно приезжайте!» За неделю заново отсняли часть зимних сюжетов: как герои изучают английский на заснеженной даче, делают зарядку и как Доцент достаёт из проруби золотой шлем Александра Македонского.
В городе Джамбул (Казахстан), который упоминает Василий Алибабаевич Алибаба, ныне переименованном в Тараз, установлен памятник «Джентльменам удачи». Только вот в скульптурной композиции отсутствует один «джентльмен удачи» — Хмырь. Еще интересная подробность, связанная с этим городом: эстрадная певица Лариса Израилевна Мондрус, исполнившая для фильма песню «Проснись и пой», родилась именно в Джамбуле.
Факты и мифы о «Джентльменах удачи»
Ровно 45 лет назад на студии «Мосфильм» был снят фильм «Джентльмены удачи». Работа над картиной под руководством режиссера Александра Серого заняла у съемочной команды рекордно короткий срок — всего три месяца. 13 декабря 1971 года картина вышла на большой экран. Премьера состоялась в московском кинотеатре «Россия». МОСЛЕНТА решила вспомнить интересные факты о советской комедии и посмотреть на столицу глазами джентльменов удачи того времени.
Сюжетные повороты
Изначально фильм назывался «Рецидивист», и по сюжету это должна была быть картина о противостоянии сотрудника московской милиции шайке мошенников. Однако в ходе работы сценарий был почти полностью переписан, а главным героем вместо милиционера стал заведующий детским садом.
Из первоначальной версии в картине остался только жулик Косой. Главные роли в картине доверили известным советским актерам: Евгению Леонову, Георгию Вицину, Савелию Крамарову и Раднэру Муратову.
Говорят, что перед началом съемок сценарий был отправлен на согласование начальникам столичного МВД. Саму картину в ведомстве одобрили, а вот настоящий бандитский жаргон попросили убрать. В результате сценаристам пришлось придумывать собственный «уголовный» сленг: «канай отсюда», «рога поотшибаю», «моргалы выколю», «пасть порву», «редиска — нехороший человек» и другие, которые позже разошлись «в народ».
Фото: кадр из к/ф «Джентльмены удачи»
Для тех, кто «смотрел в детстве и не помнит» и сейчас мучительно пытался вспомнить, о чем речь, мы все-таки напомним сюжет: с места раскопок в Средней Азии трое преступников похищают золотой шлем Александра Македонского. В это время в Москве руководитель экспедиции, профессор Николай Георгиевич Мальцев случайно сталкивается с человеком, как две капли воды похожим на главаря банды — Александра Александровича Белого по кличке «Доцент» (Леонов).
Двойником оказывается добрейшей души человек — заведующий детским садом Евгений Иванович Трошкин (разумеется, тоже Леонов). Сотрудники милиции уговаривают воспитателя воспользоваться сходством с целью найти похищенный шлем, и Трошкин внедряется в одну из колоний, откуда совершает побег в компании заядлых, но на самом деле совершенно безвредных рецидивистов.
Перекупщики
Картина вышла в прокат 13 декабря 1971 года. Один билет на сеанс стоил всего 20 копеек. Но, по слухам, уже 14 декабря столичные спекулянты скупили большую часть билетов и продавали их с рук уже по 3 рубля. Впрочем, москвичей это не останавливало, так что на сеансах «Джентльменов удачи» всегда был аншлаг. В прокате 1972 года фильм занял 1-е место. В общей сложности за первый год показа картина собрала 65 миллионов зрителей и принесла киностудии около 30 миллионов рублей.
Криминальные маршруты
Почти все съемки «Джентльменов» проходили в Москве, только тюремные сцены и побег снимали в Самарканде, да и дача профессора археологии, на которой прятались главные герои картины, находилась не в столице — согласно открытым источникам, этот дом в Серебряном Бору принадлежал одному из членов съемочной группы.
Так что фильм вполне можно рассматривать как путеводитель по знаковым местам Москвы 45-летней давности. В кадре мелькают Гоголевский бульвар, Арбатская площадь, Рождественский и Сретенский бульвары, Чистые пруды, Храм Василия Блаженного и многие другие.
В самом начале во всей красе перед зрителями предстает район улицы Удальцова и Ленинский проспект. Там, по сюжету, живет главный герой Трошкин. По знакомым московским дворам и улицам района он добирается до работы. Сцену, где Трошкин выходит из автобуса и читает стенд с газетами, снимали рядом с домом по адресу Ленинский проспект, д. 60/2.
Что осталось за кадром «Джентльменов удачи»: как искали верблюдов и придумывали новый блатной жаргон
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Г. Данелия и В. Токарева планировали снимать Р. Быкова в роли фальшивомонетчика, Ю. Никулина – в роли альфонса, А. Миронова – в роли жулика, который торгует ворованными машинами, С. Крамарова – в роли мелкого карманника по кличке Косой. В результате все, кроме Крамарова, по разным причинам отказались: Миронов был занят в съемках другой картины, Никулин отказался снова появляться на экране в комедийном образе, Быков был занят своими делами. В итоге сценарий переписали, придумали новых героев и пригласили других актеров.
Комедию сняли в рекордные сроки – всего за три месяца, с февраля по апрель 1971 г. Детский сад, театр и дом, в котором скрывались беглецы, снимали в Москве, дачу профессора – в Серебряном Бору, а все остальные эпизоды – в Самарканде. Почему-то все решили, что с верблюдами там проблем не будет, однако найти «актера» удалось только в зоопарке. И плевать в Крамарова ему совсем не хотелось, поэтому «плевок» нарисовали с помощью вспененного шампуня.
С верблюдом возникла и еще одна проблема: Евгений Леонов категорически отказался залезать на него во время съемок. Поэтому Крамаров и Вицин ехали на настоящем верблюде, а Леонов восседал на спине одного из членов съемочной группы. Тот спрятался за верблюда и шел с ним рядом с актером на плечах.
В картине было такое количество тюремной лексики, что комедию уж было хотели запретить к показу, так как возникли опасения, что молодежь воспримет это как пропаганду блатного жаргона и возьмет его на вооружение. Но фильм накануне Дня милиции показали главе МВД Н. Щелокову, и он не только одобрил сюжет, но и хохотал так, что заглушал реплики героев. Комедию одобрил и генсек Л. Брежнев, по легенде, он заявил, что такие слова знает каждый уличный мальчишка.
Данелия и Токарева написали сценарий, а режиссером фильма стал Александр Серый. Именно он и подсказал выражения из блатного жаргона, ведь ему эти слова были знакомы не понаслышке. Г. Данелия рассказывал: «С Шуриком мы учились на режиссёрских курсах, но он недоучился – вместо дипломной работы получил срок. Приревновал свою невесту Марину к одному человеку, избил его, и тот попал в больницу с серьёзными травмами. Шурику за нанесение тяжких телесных повреждений дали шесть лет. Освободился он досрочно, через четыре года. Я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили». А. Серый подсказал и лозунги для плакатов, висевших в тюремной камере: «На свободу – с чистой совестью», «Запомни сам, скажи другому, что честный труд – дорога к дому». Правда, все бранные слова пришлось заменить безобидными «ненастоящими» ругательствами типа «редиска», «сарделька», «сосиска», «петух гамбургский» и т. д.
Забавная история случилась во время съемок эпизода в машине с цементом. Р. Муратов рассказывал: «Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зелёной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы после съёмок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость».
Когда собирались снимать сцену зарядки на снегу в 17-градусный мороз, Леонов, Вицин и Крамаров договорились, что вопреки желанию режиссера выйдут в фуфайках. Муратов опоздал на съемки и не знал о договоренности. Он выбежал в плавках первым, ну а за ним всем остальным тоже пришлось раздеваться. Кстати, сцена, в которой герои растирают друг друга снегом и орут, – это актерский экспромт: Крамаров решил отомстить Муратову и начал растирать его снегом.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Джентльмены удачи»: интересные факты о том, как снимали любимую всеми комедию
«Джентльмены удачи» — культовая комедия родом из прошлого. Съемки фильма велись почти полвека назад, но смотрится он по-прежнему свежо. Лента не удостоилась никаких государственных премий, но получила высшую награду — любовь зрителей. Фразы героев стали крылатыми.
Фильм «Джентльмены удачи» за первый год проката в кинотеатрах посмотрело 65 миллионов людей. Любимые сцены помнят все, но мало кто знает, как снималась картина.
Предлагаем вам интересные факты со съемочной площадки и то, что осталось за кулисами:
Одного желания оказалось мало, он обратился к Георгию Данелия, так и образовался дуэт режиссеров. Хоть материал снимали поочередно, в титрах числится Александр Серый. Он был инициатором и самым опытным в вопросах тюремных правил: все жаргонные фразы взяты из реального лексикона блатных.
В тюрьму Серый попал из-за своего вспыльчивого характера: увидев однажды свою жену в компании незнакомого мужчины, он избил того до полусмерти. Суд приговорил ревнивца к 8 годам лишения свободы, но Саша вышел уже через 4 — за примерное поведение.
Особенно вызывающие словечки цензура запретила, и от них пришлось избавиться. Например, слово «падла» — «плохой человек» — превратилось в «редиска», а матерные выражения и вовсе вырезали. Сценарий помогала писать острая на язык Виктория Токарева.
Пройдя безжалостную цензуру кабинетов, уже порезанную киноленту показали Первому секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу и главе МВД Николаю Щелокову. Они-то и одобрили картину к выходу громким смехом до слез.
В роли уголовников-рецидивистов видели Юрия Никулина и Андрея Миронова, а в роли Василия Алибабаевича — Фрунзика Мкртчяна. Уважаемые актеры сослались на неудобный график и занятость. Только Савелий Крамаров попал из первых проб на роль Косого.
Актер активно вживался в роль, посещая Бутырскую тюрьму и делая записи в блокноте. Он идеально подходил на роль доброго… милиционера. Да-да, изначально по замыслу создателей рецидивистами должен был заниматься положительный сотрудник органов, а не детский воспитатель.
По сценарию в банду к мошенникам всех мастей (карманник, жулик, альфонс и фальшивомонетчик) внедрялся добряк-милиционер. По ходу событий он должен был прививать пропащим людям желание изменить свою непутевую жизнь к лучшему.
Город Алибакан, о котором упоминается в фильме, не существует. Его выдумали сценаристы, чтобы никого не обидеть. Основные локации, где снимали «Джентльмены удачи», создавались так: тюремные кадры делались в настоящей камере, городские съемки проходили в Москве, пребывание уголовников на даче археолога снимали в Серебряном Бору.
Режиссер заставил всю компанию залезть в настоящую цистерну, что, правда, с киношным «цементом». Его состав придумали наскоро, смешав луковую настойку с хлебной закваской. После команды «Стоп, снято!» все кинулись смывать с себя липкую смесь, кроме Вицина. Он остался в цистерне и продолжил принимать «грязевую ванну», потому что где-то вычитал, что раствор продлевает молодость.
Оказалось, что актер страдает клаустрофобией и панически боится замкнутого пространства. В итоге пришлось пойти на хитрость: в сцене, где беглецы вылезают из цистерны, сперва отсняли Леонова и Вицина, а потом вмонтировали спрыгивающего с машины Косого.
Когда снимали пожар в заброшенной многоэтажке, то хотели запечатлеть как можно больше крупных планов. Да так увлеклись, что не заметили, как огонь полностью окружил съемочную группу. Одного из горе-операторов буквально за шиворот спасла от возгорания директор фильма Александра Демидова.
Животину с трудом отыскали в местном зоопарке, наивно предполагая, что в Узбекистане они бегают на каждом шагу. Всех интересует: правда ли, что верблюд плюнул Косому в лицо? Нет, это вымысел. Актера полили вспененным шампунем, а вот Леонову и правда пришлось перебороть страх и взобраться на корабль пустыни.
Когда счастливые уголовники оказались на даче археолога, Косой решил полностью вкусить свободную жизнь. Перед обедом «картошечкой» он решил пригубить для аппетита, но в доме ничего не нашлось крепче одеколона. Чтобы обыграть ситуацию смешно, режиссер придумал залить актеру в рот шампунь, якобы после употребления «спиртного».
На улице стукнуло –17 °C, и режиссер разрешил не раздеваться, однако Муратов все равно скинул бушлат. В отместку Савелий начал натирать Раднэра снегом, а Вицин провел «водные процедуры» Крамарову. Кричащую троицу решили оставить в конечном варианте фильма.
Дело в том, что во время съемок Олег Видов, исполнивший роль лейтенанта-таксиста, никак не мог успокоиться, смотря на превосходную игру Савелия Крамарова. Фразы «Дерево там — во!», «Мужик в пиджаке» и «Карту купи, лапоть!» сразу вызывали бурную реакцию смеха. Так он и отыграл — уставившись в лобовое стекло.
Мы живем в замечательное время, когда фильм «Джентльмены удачи» смотреть онлайн можно в интернете. Над пленкой поработали реставраторы и улучшили картинку до современного качества. Также вышел одноименный ремейк в современной версии событий. Так что на вопрос, что посмотреть вечером, наш ответ однозначен.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.