двери донателло сан лоренцо
Декорирование интерьера церкви
Церковь Сан Лоренцо (1420-1428)
Вокруг Ризницы, как и вокруг соборного купола, бушевал накал человеческих, творческих и политических страстей. В церкви Сан Лоренцо установили бронзовые двери Донателло, получившие тяжелое, совершенно не вяжущееся с легкой архитектурой Брунеллески обрамление, что вызвало резкий протест мастера.
Манетти написал, что тяжелое обрамление бронзовых дверей настолько разозлило Брунелески, что он порвал свою дружбу с Донателло. С этим эпизодом связывают написанную Филиппо эпиграмму в форме мадригала, адресованную Донато (то есть Донателло), основной смысл которой — не совать свой нос в дела, в которых он ничего не разумеет.
Вспыхнувшая ссора Брунеллески, бурно реагировавшего на вторжение Донателло в архитектурно-декоративное решение алтарной стены, вскоре была погашена, вероятно, Брунеллески не хотел допустить разрыва с Донато. Верроккьо проявил гораздо более бережное отношение к архитектуре Филиппо, когда расположил гробницу Пьеро и Джованни Медичи в вырезе стены, так что она из нее почти не выступает.
Интерьер церкви Сан-Лоренцо представляет собой симметричную пространственную композицию. Для выражения бесконечного пространства в ограниченных формах, Брунеллески создал как бы накладывающиеся друг на друга и взаимопроникающие колонны аркады, рассматриваемые в перспективе. Он выделяет их также применением более прочных материалов (камня) и особого цвета (серого), отличающих их от отштукатуренных белых стен, образующих идеальную плоскость воображаемого перспективного сечения. Четыре широкие арки как бы символизируют горизонт; опоясывающее кольцо свода, как граница небосвода, объединяет ортогональные проекции стен. Медальоны в пандативах по замыслу Брунеллески, должны были оставаться гладкими, они изначально не были предназначены для скульптуры. Введение скульптурного декора было продиктовано Козимо Медичи, пожелавшего «обогатить» сакристию.
В церкви находится множество произведений искусства, среди которых поздние работы Донателло – две кафедры, новая ризница работы Микеланджело. Украшения ризницы выполнены Донателло, а большой бронзовый саркофаг, в котором захоронены Пьеро и Джованни Медичи, сыновья Козимо Старшего – искуснейшая работа Андреа Вероккио
После смерти Джованни Медичи работы в церкви Сан Лоренцо надолго прекратились, до лета 1442 года, когда Козимо Медичи, объединившись с состоятельными гражданами, финансировал дальнейший ход строительства. В это время проект Брунеллески был расширен путем дополнения капелл в боковых нефах (возможно, что это было возвратом к одному из вариантов раннего проекта). К моменту смерти Брунеллески большая часть трансепта была завершена (кроме купола) и начата постройка продольного корабля, которая была продолжена его помощником — столяром Антонио ди Манетто Чьяккери, по прозвищу Манетти, который руководил строительством до своей смерти (1460). При нем был перекрыт трансепт, возведен неудачный купол (без ребер и окон), исказивший первоначальный замысел Брунеллески, сооружен в основном центральный корабль и начаты боковые. Лишь в 1465 году, уже после сноса колокольни, приступили к возведению капелл правого нефа. К смерти Пьеро де Медичи (1469) интерьер церкви был завершен, фасад же никогда не был закончен и возвышается по сей день в виде сырой стены, подготовленной для мраморной облицовки.
Библиотека Лауренциана была построена Микеланджело. В 1516 г. папа Лев Х поручил также облицовку церкви Микеланджело, который отдался этой работе со всей страстью. Однако из-за прекращения финансирования облицовка так и не была выполнена. Прекрасную Новую сакристию спроектировал также Микеланджело в 1520-1534 гг. уже по заказу папы Климента VII, который был из рода Медичи.
Базилика Сан-Лоренцо во Флоренции
Базилика Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo) располагается на одноименной площади и представляет собой один из самых старинных храмов Флоренции. Именно в ней похоронены практически все представители семейства Медичи. Над созданием базилики работали такие выдающиеся итальянские архитекторы, как Брунеллески и Микеланджело.
История возникновения базилики Сан-Лоренцо
Изначально на месте современной базилики Сан-Лоренцо находилась одноименная церковь, построенная еще в 393 году по приказу архиепископа Амброджио. Эта церковь была посвящена Святому Лаврентию и Святому Зиновию, мощи которого хранились в храме.
Примечательно, что именно церковь Сан-Лоренцо считалась Кафедральным собором Флоренции вплоть до 7 века. В дальнейшем этот титул перешел собору Санта-Мария-дель-Фьори.
Церковь в 11 веке была значительно изменена в романском стиле и просуществовала в таком виде вплоть до 15 века. Таким образом, история возникновения базилики восходит аж к 4 веку, что делает ее одной из самых первых церквей, появившихся во Флоренции.
Перестройка церкви архитектором Брунеллески
Обширная реконструкция здания в 15 веке была финансирована главным образом Джованни Медичи, который планировал устроить в этой церкви усыпальницу семейства Медичи. Работы по реконструкции церкви были поручены знаменитому итальянскому архитектору Филиппо Брунеллески.
С 1421 по 1428 годы он занимался возведением боковой капеллы – Старой Сакристии, которая предназначалось именно для размещения гробниц представителей знатного семейства. Капелла имела вид купола, возвышающегося над квадратным помещением, оформленным в лаконичном стиле.
Интересно, что Джованни Медичи умер всего лишь через год после окончания строительства Старой Сакристии, где и был похоронен.
Вклад Микелоццо
После этого реконструкция церкви возобновилась только в 1441 году, когда Козимо де Медичи нанял другого архитектора для продолжения работ. Им стал Микелоццо.
Умерший в 1464 году Козимо Медичи, также был похоронен в базилике – в подземной крипте. С этого времени в церкви Сан-Лоренцо стали хоронить всех представителей рода Медичи.
Реконструкция церкви под руководством Микеланджело
Большой вклад в реконструкцию здания внес Буонаротти Микеланджело, который был нанят для завершения работ папой римским Львом Х Медичи. В 1520 года он приступил к созданию в противоположной стороне трансепта Новой Сакристии. По замыслу папы римского, в ней должны были быть похоронены молодые представители семейства — Джулиано и Лоренцо Медичи.
Примечательно, что гробницы и статуи были размещены не в центре ризницы, а по ее периметру. Это было довольно необычным для того времени
Микеланджело также занимался возведением часовни в Новой Сакристии с 1519 года..
Позднее в 17 веке базилика Сан-Лоренцо была дополнена капеллой принцев с огромным куполом.
Архитектура базилики Сан-Лоренцо
Внешне здание выглядит довольно аскетично. Фасад отличается простотой линий и геометрических форм, практически ровными стенами без окон.
Кажется, что архитектор просто забыл украсить церковь различными барельефами, статуями или ярким мрамором, что характерно для других храмов и церквей Флоренции.
Фото: Hotaik Sung / Shutterstock.com
Фасад
На самом деле фасад церкви действительно остался незавершенным. Великий итальянский архитектор Микеланджело и папа римский Лев Медичи просто не смогли договориться, какой материал использовать для облицовки стен. Должен ли фасад быть выполнен из каррарского мрамора, как хотел Микеланджело, или из камня из Пьетрасанты, по мнению папы римского?
Согласно историческим источникам, именно поэтому внешне здание имеет такой лаконичный, даже неприметный вид, по сравнению с роскошным внутренним убранством.
Интерьер
Интерьер базилики Сан-Лоренцо отличается богатством изящных украшений. По обеим сторонам от центрального входа располагается ряд колонн, выполненных архитектором Васаллето.
Пол украшает изумительный геометрический рисунок церковного содержания. А потолок украшен позолоченными кессонами на белом фоне.
Внутреннее убранство выглядит особенно интересно из-за великолепного освещения, попадающего в здание через группу дуговых окон на втором ярусе.
Что посмотреть
Многие предметы интерьера выполнены знаменитым Донателло: великолепные бронзовые кафедры 15 века, фигурные двери, барельефы старой ризницы, бронзовые евангелисты и херувимы, украшающие церковь.
Базилика Сан-Лоренцо также знаменита известными картинами в ее интерьере:
Творчеству Микеланджело также принадлежит библиотека Лаврентия (Biblioteca Laurenzianа), в которую ведет дорога через чудесный двор с апельсиновыми деревьями. Обязательно прогуляйтесь туда.
Балкон на контрфасаде базилики, предназначенный для хранения реликвий, — также работа Микеланджело.
Старая Сакристия
Старая Сакристия (Sagrestia Vecchia), созданная Филиппо Брунеллески, украшена главным образом работами знаменитого Донателло. Это многочисленные барельефы, люнеты и медальоны на стенах ризницы.
К числу работ Донателло также относится уникальное изображение звездного неба, на котором запечатлено расположение звезд в 1442 году в ночь с 3 на 4 июля.
В Старой Сакристии похоронены Пьетро и Джованни Медичи, гробницы которых выполнены итальянским скульптором Андреа Вероккио.
Новая Сакристия (капелла Медичи)
Именно ради того, чтобы увидеть Новую Сакристию работы Микеланджело, в базилику Сан-Лоренцо ежегодно приезжают сотни туристов и ценителей итальянского искусства. Скульптурное оформление новой ризницы является одним из самых значительных творений Микеланджело.
Фото: Danita Delmont / Shutterstock.com
Микеланджело начал создание капеллы Медичи в 1520 году по приказу Льва Х Медичи и закончил шедевр только через 15 лет. По его замыслу, на крышках саркофагов красуются статуи, символизирующие течение жизни.
Так, саркофаг Лоренцо Урбинского содержит аллегорические фигуры «Утро» и «Вечер», а саркофаг Джулиано Немурского – «День» и «Ночь».
Фото: D.Bond / Shutterstock.com
Также в капелле похоронены Лоренцо Великолепный и его брат Джулиано. На гробнице Джулиано можно увидеть изображение «Мадонна и младенец».
Капелла принцев
Капелла принцев (Cappella Dei Principi) хранит гербы различных городов Тосканского герцогства. Она имеет форму восьмиугольника, а ее купол – второй по величине во всем городе.
Внутри капелла облицована мрамором. К сожалению, она не была полностью завершена – многие ниши, в которых должны были находиться статуи, так и остались пустыми. Здесь можно увидеть только статую Козимо II Медичи и Фердинанда I.
Склеп, в котором похоронены практически все представители семьи Медичи, расписал Пьетро Бенвенути в 1826 году. Самая известная гробница Козимо Медичи располагается возле алтаря.
В капеллу принцев можно попасть из Новой Сакристии.
Фото: D.Bond / Shutterstock.com
Библиотека Лаврентия
Созданная Микеланджело библиотека Лаврентия содержит огромное количество исторических документов и книг. Так, здесь хранится оригинальная Библия 8 века, а также древнейшая римская энциклопедия.
Над строительством библиотеки итальянский архитектор работал с 1524 по 1534 годы по приказу Климента VII Медичи. Во внутреннем интерьере библиотеки самым удивительным является великолепное убранство читального зала и поразительная лестница, имитирующая расплавленную лаву.
Как добраться до базилики Сан-Лоренцо
Базилика Сан-Лоренцо располагается по адресу Piazza di San Lorenzo, 9. Это примерно в 300 метрах в северо-западном направлении от Кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьори.
В Капеллу Медичи вход отдельный: она находится неподалеку на Piazza Madonna degli Aldobrandini, 6.
Часы работы
Базилика открыта с понедельника по субботу с 10.00 до 17.30. По воскресеньям закрыта.
Капелла Медичи имеет собственное расписание. Ее можно посетить во все дни недели с 8.15 до 18.00 (последний вход в 13.20). Капелла закрыта:
Стоимость билета
Вход в базилику стоит 7 Евро. При этом единый билет для посещения церкви и библиотеки стоит 9,50 Евро. Так что есть смысл купить единый билет, т.к. библиотека Лаврентия является не менее значимым шедевром Микеланджело, чем капелла Медичи. Вход для детей до 11 лет бесплатный.
Стоимость билетов указана по состоянию на 2020 год. Уточняйте информацию о расписании и ценах на билеты на официальных сайтах:
Экскурсии по Флоренции
Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Флоренции?
Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте Tripster.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Донателло
Продолжаю серию постов по флорентийской школе эпохи Реннесанса. Сегодня рассказ пойдет о творчестве великого Донателло.
Донателло (Donatello; собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donate di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386, Флоренция, — 13.12.1466, там же), итальянский скульптор. Один из основоположников скульптуры Возрождения в Италии.
Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: « Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе; никогда не придавал никакой цены деньгам. ».
Сосредоточенный взгляд Святого Марка полон глубокой мысли, под внешним спокойствием угадывается внутреннее горение. Все в этой фигуре весомо и материально. Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. Впервые в истории итальянского Возрождения с такой классической ясностью была решена проблема устойчивой постановки фигуры. Донателло воскрешает здесь распространенный в античном искусстве прием постановки, этот мотив выявлен в фигуре Святого Марка с предельной четкостью и определяет как положение слегка изогнувшегося торса, рук и головы, так и характер складок одежды.
В облике святого Георгия Донателло с непревзойденным мастерством воплотил красоту молодости, мужество и доблесть воина. Св. Георгий облачен в воинские доспехи. Широко расставив ноги, он прочно стоит на земле, легко опираясь на свой щит. Завязанная плотным узлом накидка свободно спадает с левого плеча. Основание ниши, в которой установлена статуя, украшено барельефом с изображением битвы между святым воином и драконом, закончившейся освобождением принцессы. Здесь Донателло создает глубоко индивидуальный образ и вместе с тем воплощает тот идеал сильной личности, могучего и прекрасного человека, который был в высокой мере созвучен эпохе и позднее нашел отражение во многих произведениях мастеров итальянского Ренессанса.
Донателло, по словам Вазари, заслуживает всяческой похвалы за то,»что он работал столько же руками, сколько расчетом», не уподобляясь художникам, чьи «произведения заканчиваются и кажутся прекрасными в том помещении, в котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое место, при другом освещении или на большей высоте получают совершенно иной вид и производят впечатление как раз обратное тому, какое они производили на своем прежнем месте».
В 1415 заканчивает статую св. Иоанна Евангелиста для фасада флорентинского собора.
В 1415 строительная комиссия флорентинского собора для украшения кампанилы заказала Донателло статуи пророков, над созданием которых мастер трудился на протяжении почти двадцати лет (1416-35; пять статуй — в Музее Собора). Приведу здесь изображения двух статуй: Пророка Аввакума и Пророка Иеремия.
В статуях пророков Донателло особо подчеркивал их характерные черты, порой грубоватые и неприкрашенные, даже уродливые, однако живые и естественные. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум — цельные и духовно богатые натуры. Их крепкие жилистые фигуры скрыты тяжелыми складками плащей. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблекшее лицо Аввакума, пророк совсем облысел, за что его во Флоренции прозвали Цукконе (Тыква). По свидетельству Вазари, во время работы над скульптурой Донателло все время повторял, обращаясь к «Аввакуму»: «Говори же, говори, чтоб ты лопнул!», словно видел свою задачу в том, чтобы вдохнуть в каменную статую жизнь.
Статуи пророков и «Давид» (ок.1430-32) еще во многом связаны с позднеготической традицией: фигуры подчинены отвлеченному декоративному ритму, лица трактованы идеально однообразно, тела скрыты за тяжелыми складками одеяний. Однако уже в них Донателло ставит своей задачей воспроизвести новый идеал эпохи — индивидуальную героическую личность (особенно — св. Марк, 1412; св. Георгий, 1415, Аввакум, так называемый Цукконе, и Иеремия, 1423-26): формы постепенно приобретают пластическую ясность, объемы становятся цельными, типовое выражение лиц сменяется портретностью, складки одеяний естественно облекают тело и вторят его изгибам и движению.
Статуя Давида работы Донателло явилась первым изображением обнаженного человеческого тела в статуарной скульптуре Возрождения. Первоначально «Давид» был установлен во дворе дворца Медичи-Риккарди, но после конфискации дворца в 1495 г. статую перевезли во двор палаццо Веккио, где и установили на мраморной колонне. Ныне памятник находится в Национальном музее Флоренции. Давид стоит задумчивый, невозмутимый, в затеняющей лицо пастушьей шляпе; в правой руке он держит меч, левой ногой в знак победы попирает только что отрубленную голову Голиафа. Вид у него такой, как будто он не сознает в полной мере важность совершенного им подвига. Изображая юношеское тело Давида, Донателло, несомненно, исходил из античных образцов, однако переработал их в духе своего времени. Выражение лица юного героя, его поза, жесты, взгляд — всю сцену, до мельчайших подробностей, отличает необыкновенная живость и непосредственность.
В 1425—38 имел общую мастерскую с архитектором Микелоццо. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423—34 и 1457—61), Риме (1430—33), Падуе (1444—53). В 1451 посетил Мантую, Венецию, Феррару. Творчество Донателло, впитавшее демократические традиции культуры Флоренции 14 в., представляет собой одну из вершин развития искусства флорентинского кватроченто. В нём воплотились свойственные искусству Возрождения поиски новых, реалистических средств изображения действительности, пристальное внимание к человеку и его духовному миру. Глубокий интерес к реальности во всём многообразии её индивидуальных, конкретных проявлений сосуществует в творчестве Донателло со стремлением к возвышенному обобщению и героической типизации. Донателло одним из первых художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм и видов ренессансной скульптуры (свободно стоящей статуи, настенного надгробия, конного памятника, «живописного» рельефа).
Первым известным нам произведениям Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентинского собора, 1406—08) ещё присущи готическая скованность и нерасчленённость форм, измельчённость линейного ритма. Однако уже мраморная статуя св. Марка, выполненная в 1411—13 для фасада церкви Орсанмикеле, является произведением скульптуры Ренессанса. Она отличается ясной тектоникой построения фигуры, спокойным величием и силой. В созданной для той же церкви статуе св. Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу внутреннюю собранность и напряжение, патриотическое гражданственное звучание. Выполненные Донателло в 1416—35 совместно с помощниками статуи пророков для кампанилы флорентинского собора (мрамор, Музей собора, Флоренция) представляют собой галерею остро индивидуальных образов, исполненных суровой правды.
В 1420-е гг. Донателло, развивая идеи Ф. Брунеллески, вырабатывает так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображений (рельеф «Пир Ирода» на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423—27).
В содружестве с архитектором Микелоццо он создаёт ренессансный тип настенного надгробия с античным по формам саркофагом (на котором покоится фигура умершего), с аллегорическими фигурами и величественным ордерным обрамлением (надгробие папы Иоанна XXIII, мрамор, бронза, 1425—27, баптистерий, Флоренция). Пребывание Донателло в Риме в начале 1430-х гг. углубило интерес художника к наследию античности. Впечатления от античного искусства воплотились в полном праздничности и изящества рельефе «Благовещение» с пышным антикизирующим декором (так называемый алтарь Кавальканти, известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428—33, церковь Санта-Кроче, Флоренция), в певческой трибуне флорентинского собора с проникнутыми бурным, ликующе-жизнерадостным движением фигурами «путти» (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433—39, Музей собора, Флоренция).
Донателло вернулся из Рима во Флоренцию, где осуществил несколько художественных проектов, в которых преобладали классические тенденции. К 1440 скульптор закончил работу над певческой трибуной Флорентийского собора и кафедрой собора в Прато. К 1430-м годам относятся также классически сдержанный рельеф Благовещение для церкви Санта Кроче (т.н. алтарь Кавальканти), Амур из Барджелло. Еще одно крупное произведение второго периода творчества Донателло – бронзовые двери старой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1434–1443).
В 1434—43 Донателло оформляет интерьер Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, где им совместно с Брунеллески осуществляется новый тип синтеза искусств, для которого характерна равнозначность архитектурных и скульптурных форм.
Наивысший расцвет творчества Донателло связан с падуанским периодом. В Падуе Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения — конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор, известняк, 1447—53), отличающийся величественной простотой построения, спокойствием и мужественной целеустремлённостью образа.
Создавая алтарь собора Св. Антония в Падуе, Донателло одновременно работал над конным монументом кондотьеру Эразмо де Нарни. Эразмо де Нарни был уроженцем Падуи, однако находился на службе у Венецианской республики. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Монумент расположен параллельно фасаду собора Св. Антония, что позволяет видеть его в эффектном сопоставлении с мощными куполами последнего. Почти восьмиметровая статуя, установленная на высоком пьедестале, одинаково выразительна со всех четырех сторон. Донателло блестяще справился с изображением лошади: пропорции лошадиного тела, поворот головы, важная неторопливая поступь — все выглядит чрезвычайно живо и естественно. Одетый в римские доспехи всадник всем своим видом излучает спокойное достоинство. Обнаженная на римский манер голова является великолепным образцом портретного искусства. Эта работа, по всей вероятности навеянная конной статуей Марка Аврелия в Риме, стала прототипом конного монумента для последующих поколений скульпторов
Для церкви Сант-Антонио в Падуе Донателло выполнил в 1446—50 один из наиболее крупных скульптурных алтарей эпохи Возрождения, состоявший из статуй и рельефов, заключённых в строгое ордерное обрамление. В рельефах алтаря многофигурные сцены, жизненные и драматичные, мастерски развёрнуты в иллюзорном пространстве. Огромный скульптурный алтарь, состоял из двадцати девяти статуй и рельефов. Центральное место под балдахином занимала статуя Мадонны с Младенцем, по сторонам от нее располагались шесть статуй святых (св. Франциска, св. Антония и других). Для Мадонны скульптор выбрал весьма необычную позу. Богородица не сидит и не стоит — мастер запечатлел ее встающей с трона между головами двух улыбающихся сфинксов. Не исключено, что на такого рода композицию его вдохновила какая-нибудь византийская икона или даже этрусская статуэтка.
Святой Антоний падуанский (1195—1231) (собственно Фернандо де Буйон) — католический святой, выдающийся проповедник, один из самых знаменитых францисканцев. Согласно легенде, как-то раз проповедник попросил одного еретика, чтобы тот три дня подряд не кормил своего осла. После этого животное привели на площадь, где уже ждал Антоний с дароносицей в руках; рядом с ним на земле лежала связка сена. Ослик сначала склонил голову перед Святой Жертвой и лишь после этого жадно набросился на еду. Антоний сказал еретику: «Если голодное животное не пало пред Телом Христовым на колени, то следует винить в этом не Таинство, а мои грехи».
Огромный алтарь в соборе Св. Антония в Падуе украшают четыре бронзовых рельефа с изображением чудесных деяний св. Антония. Донателло использовал здесь весьма необычные приемы. Это тип плоского, как бы сплющенного рельефа. Многофигурные композиции, исполненные динамики и драматизма, представлены Донателло в реальной жизненной обстановке. Фоном им служат огромные городские постройки и аркады. Благодаря передаче перспективы создается ощущение глубины пространства, что делает их (рельефы) похожими на живописные произведения.
Последние годы жизни Донателло провел во Флоренции. Мрачное и тревожное настроение овладевает в эти годы художником. В произведениях его все чаще звучат темы старости, страданий, смерти даже в статуе»Марии Магдалины» (1445) он, вопреки традиции, представил святую не цветущей и юной, а в виде высохшей, изможденной постом и покаянием отшельницы, одетой в звериную шкуру. Старческое лицо Магдалины с глубоко запавшими глазами и беззубым ртом обладает потрясающей силой экспрессии.
Поздние произведения Донателло, созданные в условиях нарастающего кризиса демократических традиций треченто и раннего кватроченто, полны обострённой экспрессии и духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий, группа «Юдифь и Олоферн», бронза, около 1456—57, площадь Синьории, рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., завершены учениками Донателло, — все во Флоренции).
Сюжет этой скульптурной группы заимствован из Ветхого Завета. Юдифь, богатая и красивая вдова из города Ветилуе была уважаема за набожность. Когда ассирийская армия под предводительством Олоферна осадила Ветилуе, Юдифь пробралась во вражеский лагерь. Дав Олоферну ложные сведения о ситуации в осажденном городе, Юдифь снискала его расположение: Олоферн пригласил ее на вечеринку. Дождавшись когда Олоферн напьется пьян, Юдифь отрубила ему голову. Голову Олоферна она отнесла в родной город. На следующий день, выставив на обозрение врагам голову их военачальника, израильтяне прогнали ассирийцев от стен своего города.
Эта довольно сложная по композиции и великолепная по исполнению работа была выполнена Донателло по заказу Козимо Медичи в качестве украшения фонтана в саду дворца Медичи-Риккарди. Фигура скромно одетой молодой женщины, лишенной какого-либо пафоса, но твердой в своей решимости довести начатое дело до конца, воплощает мужество и храбрость, которые Бог дарует верующим в Него. Совершенно иное впечатление производит полусонный пьяный Олоферн, покорно подставляющий свою голову под меч. Создается ощущение, что его душа уже покидает не способное к сопротивлению тело, а члены холодеют и превращаются в камень. По свидетельству Вазари, Донателло до такой степени был доволен своей работой, что даже поставил на ней свою подпись: «DONATELLI OPUS», чего ранее никогда не делал.
Созданные Донателло образы являются первым воплощением гуманистического идеала всесторонне духовной личности и отмечены печатью яркой индивидуальности и богатой духовной жизни. Основываясь на тщательном изучении натуры и умело используя античное наследие, Донателло первым из мастеров Возрождения сумел разрешить проблему устойчивой постановки фигуры, передать органическую цельность тела, его тяжесть, массу. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Он возродил изображение наготы в статуарной пластике, положил начало скульптурному портрету, отлил первый бронзовый памятник, создал новый тип надгробия, попытался решить задачу свободно стоящей группы. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Намеченные в творчестве Донателло проблемы надолго определили развитие европейской скульптуры.
Влияние творчества Донателло на развитие итальянского искусства эпохи Возрождения было огромным. Достижения Донателло были восприняты многими скульпторами кватроченто, а также живописцами Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо, Андреа Мантеньей и др. Произведения Донателло изучали Микеланджело и Рафаэль.
На этом я закончу свой небольшой экскурс в творчество Донателло. Из-за обилия материала и желания отразить как можно больше, пост получился несколько скомканным, поэтому заранее прошу принять мои извинения. Здесь описана только маленькая толика того, что можно рассказать об этом замечательном флорентийском скульпторе. Кто хочет более подробно ознакомитьсяя с его творчеством, смогут посмотреть те ссылки, которые я привел в конце поста, там же можно найти много иллюстративного материала.
При подготовке поста использованы материалы: