дверь в лесу сюжет
Дверь в лесу: Нельзя верить только в половину мира…
Начиная смотреть этот фильм, я не питала особых иллюзий, слишком много в последнее время попадается сплошная муть. Однако в этот раз была приятно удивлена. Начало в общем-то традиционное, да и завязка тоже, а вот развязка истории оказалась довольно неожиданной.
Причем не столько по своему смыслу, сколько, так сказать, по реализации. К сожалению, когда действие развивается без скрипов, криков, призраков, убийств и прочих скримеров, а в самом фильме отсутствует дрогущая графика, это кажется скучным и неинтересным. Видимо, потому и не оценили.
Переезд в новый дом и предсказание
Начинается как обычно с переезда семьи в новый дом. Ред получил работу по контракту, он строитель. Сын Кейн — у него какие-то особые мозги и ему нужна особая школа, но пока денег на нее нет и он учится в обычной, но довольно престижной. Хотя с виду не совсем похоже, что Кейн какой-то не такой. Вот только в новой школе у него не ладится, друзей нет, одноклассники издеваются.
Эвелин — мать семейства занимается изготовлением поделок и планирует открыть интернет-магазин. Она вызывает на дом таролога и мага Юрайю, и он делает ей предсказание. У всех все хорошо, вот только перед мадам откроются какие-то новые двери, потому таролог предупреждает ее об опасности.
Наказание и необычная находка в лесу
Из-за драки в школе Кейна на три дня отстраняют от учебы и родители определяют ему условия наказания: делать уроки и играть в саду с машинками. А так как психолог сказала, что нужно бывать на воздухе, то они всей семьей отправляются на прогулку в лес. Там они находят двери, которые стоят посреди поляны. Эвелин тут же решает, что это отличные двери для ее переделок.
Никому даже в голову не приходит, что цепи на ней висят не просто так. Это кажется странным и нелогичным, если не вспомнить, что магические артефакты имеют свойство притягивать к себе и в какой-то степени даже лишать здравого смысла. Дома Эвелин реставрирует двери, выкрашивает их в красный цвет (ну почему люди так любят красные двери?) и Ред устанавливает их в кладовку. Даже боюсь представить, куда эта дверь ведет или что за ней может жить.
Интересный контракт у Рея: если его сын не учится в школе, с которой у него заключен контракт, то ему платят куда меньше. Отсюда напрашивается вывод, а может в школе Кейну специально создали такие условия, что в итоге выгнали? И что это вообще такое — почему остальным детям ничего не сделали за то, что они издевались над парнем?
Совет таролога и трудности с дверью
Уже через пару дней приходит тот самый таролог и маг. Юрайа с порога говорит, что в доме что-то изменилось, что в нем появилось зло. Но призраки не могут войти без приглашения, значит герои пригласили их сами. Эвелин говорит, что верит в экстрасенсов и гадания, но призраки для нее чересчур.
Ответ мага мне понравился: он сказал, что нельзя верить только в половину мира. И тут он совершенно прав. Увы, у нас обычно все наоборот, даже священники верят в Бога, но отрицают демонов. Но маг действительно хороший, он сразу почувствовал, что с дверью что-то не так и посоветовал их снять и сжечь. Герои послушались, вот только дверь теперь сниматься не хочет.
Эвелин умная женщина. Она сразу идет в библиотеку, чтобы узнать о местных легендах. В библиотеке она узнает, что двадцать лет назад в городе исчезали дети. Причем двери когда-то были частью дома, покуда мать последней пропавшей девочки не сожгла дом. Кто жил в этом доме, никто не знает.
Ритуал для контакта с потусторонними сущностями
Как и следовало ожидать, Кейн пропал в собственном доме. Эвелин решила искать сына за дверью. Вот только когда она открыла двери, за ними оказалась обычная кладовка. Эвелин обратилась к своему тарологу, и тот сразу взялся помочь. Юрайа достаточно хорошо понимал, с кем придется иметь дело и что нужно делать.
Понравился ритуал, вполне, кстати, реальный, без каких-то выдумок. Никто никуда не пошел, ни в какие-такие двери. Это вам не «Астрал». Правда с фарфоровой рукой явно перестарались, достаточно было просто стука. Да и крест в руках явно был лишним.
Сначала медиуму пришлось установить контакт с сущностями, чтобы найти Кейна. Увы, сущности не такие уж добренькие, чтобы просто так рассказывать все, что от них требуют. Может надо было выкуп какой дать? Рей относился ко всему этому довольно скептически, пока не попал туда, где был его собственный сын и тот не начал говорить через его руку с карандашом.
Сделка родителей с темной силой
В другой мир через двери наши герои смогли войти только после того, как получили приглашение. Думаю, в ином случае они просто не могли бы туда попасть, тупо бы ходили по поляне. Да и то, видеть сущность мог только медиум, у обывателей таких способностей просто нет. Кстати, в очередной раз звучит утверждение, что сущности питаются детскими страхами.
Интересно, что предложат родители в обмен на ребенка? Условия сделки не озвучили, но медиум долго что-то рассказывал. Неужто они будут приводить других детей? Да, я почти угадала. Рею пришлось сделать новую особенную дверь и установить ее прямо в школе. Теперь кто-то будет входить в обычную кладовку, а кто-то попадать сразу в ной мир.
Хорошие впечатления от просмотра
Что сказать по итогу. Идея про двери мне очень понравилась. Мы привыкли, что двери обязательно должны вести в какое-то помещение. Но в этом случае получается, что дверь открывает вход в другое измерение или что-то типа того. Особенно впечатлил финал с красной дверью прямо в школе. Да уж, можно сказать, что родители Кейна стали соучастниками преступления.
Сам фильм не такой уж страшный и вторая половина может показаться даже скучной. Но на самом деле именно в ней и заключается изюминка. Не нужно идти в мир потусторонний недружелюбный и очень опасный, чтобы получить желаемое, можно просто договорится, связавшись с его обитателями. Что собственно наши герои и сделали.
Вот если бы они и вправду вошли в дверь и оказались где-нибудь в другом мире, это уже было бы фантастикой. А так нам показали вполне реалистичную сделку с темной силой. Именно это мне и понравилось больше всего. Так что в целом от кино остались положительные впечатления.
Дверь в лесу
Семья Эвелин и Редда вынуждена на какое-то время переехать из шумного мегаполиса в умиротворенную провинцию. Прибыв на место, они понимают, что здесь не так уж и плохо. Природа играет яркими красками, а в округе царит долгожданная тишина, нарушаемая лишь пением птиц. Редда принимают учителем в местный колледж, где обучаются особенные дети.
Супруги посвящают всё свое свободное время воспитанию сына Кейна, который является особенным ребенком. Вскоре мальчик должен примкнуть к ученикам колледжа, куда устроился на работу его отец. Семья по вечерам совершает приятные прогулки вокруг своего дома, всё чаще углубляясь в лес. Как-то раз они набредают на старинную дверь, одиноко стоящую между деревьев. По всему периметру она обвита зеленым плющом и железными цепями. Находка оказывается настолько привлекательной, что Эвелин и Кейн уговаривают Редда забрать её в свой дом в качестве предмета интерьера. Первые дни дверь никак себя не проявляет. Эвелин спокойно продолжает заниматься обустройством быта, а Редд привыкает к новой работе. Однажды ночью дверь поглощает доверчивого Кейна. Родители обращаются за помощью к местному медиуму, чтобы он разъяснил суть произошедшего и вернул сына.
Остросюжетный триллер с элементами хоррора Дверь в лесу поставлен американским режиссером и драматургом Билли Чейзом Гофортом по собственному сценарию. Финансирование проекта принадлежит кинокомпании Rockhill Studios. На главную роль была утверждена голливудская актриса Дженнифер Пирс Матус. Премьера состоялась в Южной Корее 24 января 2019 года.
Таинственный лес
Сэм Мерсер
Хосе Родригез
Скотт Рудин
Blinding Edge Pictures
Covington Woods Pictures Inc
Scott Rudin Productions
Touchstone Pictures
Содержание
Сюжет
Пенсильвания, конец XIX века. Вокруг небольшого посёлка Ковингтон располагается лес, в котором живут опасные существа — Те, Чьё Имя Не Называем [1] (англ. Those We Do Not Speak Of ). C существами заключён негласный Договор о ненарушении границ, однако на случай атаки Ковингтон окружён защитной полосой из столбов с установленными на них факелами. По ночам на сигнальной вышке дежурят часовые, задача которых — ударить в колокол, если существа попытаются проникнуть внутрь. Часовые облачены в жёлтые плащи, так как считается, что жёлтый цвет отпугивает существ. На столбах развешаны жёлтые флаги, а сами столбы помечаются жёлтой краской. Красный цвет считается в посёлке «дурным», притягивающим Тех, Чьё Имя Не Называем.
Этим лесом жители посёлка полностью отрезаны от городов. Но они не чувствуют себя ущемлёнными, так как, по утверждению старейшин, города погрязли в грехах и разврате. В городах правят деньги, из-за которых убивают людей и которые приносят лишь несчастья, в то время, как натуральное хозяйство Ковингтона обеспечивает жителей едой, одеждой и всем необходимым.
Фильм начинается с похорон Дэниела Николсона, малолетнего сына одного из старейшин. По всей видимости, недостаток лекарств не позволил вылечить мальчика. Молодой житель посёлка Люций Хант просит у старейшин позволения пройти через лес, чтобы добыть в городах лекарства и предотвратить возможность новых смертей. По его мнению, существа руководствуются фундаментальным принципом «предполагайте добрые намерения», и, зная о целях нарушения границ, не причинят ему зла. Старейшины отказывают — нельзя нарушать договор и подвергать угрозе жизнь всех жителей. В это же время в посёлке начинают появляться страшные свидетельства появления существ — трупы животных с полностью снятой шкурой.
Позднее один из жителей посёлка, Ной Перси, у которого не всё в порядке с головой, принёс откуда-то ягоды «дурного» красного цвета. На следующий день, во время обхода защитной полосы, Люций Хант на несколько десятков метров углубляется в лес и обнаруживает там такие же ягоды. Однако почти сразу он замечает, что за ним наблюдают, и спешно покидает лес. Решив, что Ной Перси ходил в леса, и не был убит существами, Люций предпринимает новую попытку уговорить старейшин отпустить его в города.
Но через некоторое время происходит непредвиденное. Ной Перси тяжело ранил Люция Ханта, ревнуя его к Айви — слепой дочери главы поселка Эдварда Уокера, которая также влюблена в Люция. Ноя, пока суд да дело, запирают в сарае, а местный доктор пытается оказать помощь Люцию. Однако раны Люция инфицированы, и он при смерти. Ему требуется лекарство, способное остановить инфекцию. Старейшины дают Айви разрешение нарушить границу, отправиться в город и купить там нужные лекарства. Незрячей девушке предстоит пройти через лес (вся община уверена, что именно она «лучше всех ходит по лесу», хотя никто этого не проверял, так как в лес ходить запрещено).
В последний момент Эдвард Уокер, отец Айви, приводит её к некоему «запретному сараю» и показывает ей костюмы страшных существ — Тех, Чьё Имя Не Называем. Он раскрывает ей тайну — оказывается, никаких страшных существ в лесу нет, это — только легенда. Чтобы молодёжь не покидала поселок, отправляясь в отравленные грехом и деньгами города, старейшины по очереди переодеваются в костюмы и наводят ужас на посёлок. Однако, в лесу Айви встречается с существом — жутким антропоморфным монстром в красном балахоне. Ей удаётся столкнуть его в яму, где существо погибает, по-видимому, повредив позвоночник. В следующий момент становится ясно, что в костюме существа скрывался сбежавший Ной Перси, который нашёл тайник с костюмами. Но незрячая Айви этого не видит.
Айви достигает конца леса и упирается в какую-то заросшую плющом стену. Перебравшись через неё, она попадает… в современность. На джипе к ней подъезжает один из патрульных, охраняющий периметр природоохранной зоны. Поначалу он принимает её за простого обывателя, пытающегося проникнуть внутрь заповедника. Однако, узнав, что Айви пришла из лесов, охранник соглашается выполнить просьбу Айви. Достав на одном из постов охраны нужные лекарства (по-видимому, антибиотики), он передаёт их Айви и помогает ей перебраться через стену обратно в лес. Айви возвращается в Ковингтон.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Брайс Даллас Ховард | Айви Элизабет Уокер Айви Элизабет Уокер |
Хоакин Феникс | Люций Хант Люций Хант |
Сигурни Уивер | Элис Хант Элис Хант |
Уильям Хёрт | Эдвард Уокер Эдвард Уокер |
Эдриен Броуди | Ной Перси Ной Перси |
Брендан Глисон | Август Николсон Август Николсон |
Джуди Грир | Китти Уокер Китти Уокер |
Майкл Питт | Финтон Койн Финтон Койн |
Джесси Айзенберг | Джеймисон Джеймисон |
Съёмки
На стартовом отрезке своего существования проект имел название «Лес» (The Woods). В начале октября 2003 года появилось нынешнее название. Вероятно, причиной стало существование другого проекта с точно таким же названием — «Лес», с Агнес Брюкнер в главной роли, который также предполагалось снимать осенью 2003 года с релизом в течение 2004 года.
Режиссёр первоначально решил сделать дизайн Тех, Чьё Имя Не Называем в виде монстра, похожего на прямоходящего льва с большой косматой головой, но после просмотра созданного образа, решил, что это совершенно невероятно и не согласуется с концепцией картины. А Сигурни Уивер, которую после прочтения сценария фильма мучили ночные кошмары, заявляла, что фильм должен был стать одним из самых страшных в кинематографе. В итоге, существа получили внешность неких антропоморфных монстров, не имеющих явного природного прототипа. На написание сценария повлияли два принципиально разных произведения искусства — роман «Грозовой перевал» и фильм 1933 года Кинг-Конг.
Перед съёмками фильма актёры неделю жили в учебном лагере с окружением образца XIX века. Для съёмок фильма деревню Ковингтон, являющуюся основным местом действия, команда рабочих выстроила в лесной долине «с нуля», на что ушло 11 недель.
Первым днём съёмок является 8 октября 2003 года, а закончились они в середине декабря. Таким образом, съёмки фильма продолжались немногим меньше двух месяцев. Съёмки проходили в Филадельфии и в округе Честер, штат Пенсильвания. Кроме того, некоторые сцены снимались в городах Центрвиль (Centreville), штат Делавэр и Педриктаун (Pedricktown), штат Нью-Джерси.
Актёрский состав
Изначально предполагалось, что главную роль в фильме будет играть Кирстен Данст. Однако в конце мая 2003 года она покинула проект, предпочтя ему съёмки в картине Камерона Кроу «Элизабеттаун» (Elizabethtown). Вместо неё Шьямалан решил (даже без предварительного прослушивания) взять Брайс Даллас Ховард, дочь режиссёра Рона Ховарда, для которой эта роль — дебют в большом кино. Роль же Люция Ханта писалась специально под актера Хоакина Феникса, который её и сыграл. Роль Ноя Перси должен был играть Эштон Кутчер, но из-за конфликтов с руководством его сняли с проекта, поэтому роль досталась Эдриену Броуди.
Идиоплазма
М. Найт Шьямалан. «Таинственный лес»: то, о чём не говорят
В этот раз я поведу разговор о своём вообще самом любимом фильме, поэтому не удивляйтесь, если пост в результате превратится в лужицу соплей:)
После «Знаков» Найт написал тёмный, драматический сценарий для фильма The Village («Деревня») с картинкой цвета осени. На его почве у автора и возник первый небольшой конфликт с Ниной Якобсон, президентом подразделения корпорации Дисней, занимающегося производством кинофильмов. Всякий раз, когда Нина пыталась сказать Найту, что он становится слишком мрачным для диснеевской торговой марки, ему приходилось напоминать ей об основателе родной корпорации.
«Бэмби». Один из величайших фильмов, сделанных Диснеем, так? Люди его до сих пор любят. Мама Бэмби погибает. Застрелена насмерть. Один из величайших детских фильмов за всю историю.
Найт, мы же не «Бэмби» снимаем.
Хорошо. А как насчёт «Пиноккио»? Маленький Пиноккио напивается допьяна! Производство Уолта Диснея. Что бы ты ему сказала? «У нас для тебя несколько корректив, Уолт. Не мог бы ты избавиться от пьянства в сценарии?» Уолту Диснею не дали бы спокойно работать на студии Уолта Диснея в наши дни!
Нина перешла работать из DreamWorks на студию Диснея специально ради «Шестого чувства» и всегда помогала Шьямалану. Она всегда оберегала взгляд Найта на производство фильмов и строго следила за тем, чтобы, например, маркетинговая кампания «Шестого чувства» отличалась от кампаний обычных триллеров про приведений, предупреждая зрителей, что в кинотеатре им придётся подумать. Были небольшие разногласия по поводу «Неуязвимого» и «Знаков», но первым фильмом, заставившим её нервничать стал The Village.
Найт заставил корпорацию Дисней согласиться на производство мрачного, политического, бунтарского, циничного фильма с еретичными взглядами на вещи. Студия Дисней дала согласие на фильм по абсолютно арт-хаусному сценарию, который бы они не приняли от любого другого автора (за что я безмерно благодарен обеим сторонам, ибо это двойное качество). Именно личность Шьямалана позволила этому фильму состояться, и Нина это понимала. Это был первый фильм Найта, маркетинговая кампания которого крутилась вокруг его имени, вокруг личности режиссёра и сценариста.
Таинственный лес / The Village (2004)
В этом тексте нет спойлеров, однако они вероятны в комментариях.
Леса, отделяющие деревню от Городов, таят в себе опасность: в них обитают страшные существа, которых привлекает красный цвет Те, Чьё Имя Не Называют. С ними у жителей деревни существует договор: люди не заходят в лес, а Те, Чьё Имя Не Называют со своей стороны не приходят в людское поселение. Несмотря на отчаянное желание старейшин спрятаться в деревушке от бед, беда всё-таки случается и заставляет слепую девушку отправиться через лес в Города за лекарством для умирающего любимого.
Фильм «Таинственный лес» про деревушку, в которой поселились люди, желая спрятаться от пороков больших городов; про договор, который они заключили со страшными существами в лесах вокруг деревни; про слепую девушку, отправившуюся через эти леса за лекарством для любимого.
Она, что собака, тебя чует. От беды бежать дохлый номер. Всё одно найдёт.
Старейшины, пережившие много тяжёлых ударов, приходят в результате к тому самому важному выводу, который всегда был рядом, незамеченный:
Тут мы можем жить мечтою тем и счастливы, но и здесь не скрыться от горя. Мой брат застрелен в городах, остальные умерли здесь. Горе неотделимо от жизни.
Несчастье, беда и горе заложены в человеческой природе. Они являются неотъемлимой и необходимой частью любой судьбы, вне зависимости от того, праведна она или грешна, невинна или порочна, чиста или скверна. Сбежать от беды невозможно, потому что она приходит изнутри так же как Те, Чьё Имя Не Называют, представляющиеся поначалу внешней угрозой, оказываются угрозой внутренней, воплощающей тёмную сторону человеческой души, о которой не принято говорить (ведь не признают же люди собственную ущербность всяк на другого пальцем покажут). Так и здесь: всё, что, казалось бы, мешало жить в счастье и гармонии, последовало за человеком туда, где он пытался от него скрыться, потому что оно и есть человек.
Нет в деревне того, кто не потерял бы самых дорогих и близких людей, для кого утрата не была бы так горька, что сама жизнь потеряла для него всякую цену. Я мечтал о небытие
В фильме много прекрасной символики. Красный кровавый цвет, привлекающий существ из самых тёмных уголков человеческой души, цвет того, от чего люди наивно пытаются скрыться. Жёлтый цвет, в классической западной культуре всегда обозначающий цвет болезни, цвет изъяна (в фильме люди верили, что он должен отпугивать Тех, Чьё Имя Не Называют, но защита была эфемерна и надуманна, потому что попытку защититься от самих себя вряд ли можно назвать гармоничной и здоровой позже это подтверждается упоминанием того, где познакомились старейшины прежде, чем основать деревню).
В тот миг, когда я узнал, что моя дочь никогда не будет видеть, что всё бесполезно, я сидел в этом самом кресле. Как же мне было горько
Одним из основных мотивов отчаяния, которое заставило старейшин поселиться здесь, является (кроме чёрных ящиков, где зло из прошлого «спрятано, но не забыто») деревянное кресло. Оно появляется в очень многих сценах как постоянное напоминание о том горе, которое и здесь преследует героев.
Местный умственно отсталый Ной, следующий инстинктам и оголённым чувствам, вместо моральных устоев и норм деревни, является воплощением той тёмной, дикой стороны человеческой сути, о которой не принято говорить. По сути он и есть тот страшный, необъяснимый и никак не контролируемый сгусток природной химии, который потом по прошествии веков, обрастая более приглядными нашему глазу слоями анализа, разума и нравов, становился человеком.
Она посильнее многих других. Её направляет любовь. Мир повинуется любви. Склоняет пред ней голову.
Фильм «Таинственный лес» о неотделимости беды от человеческой жизни; об изначальном присутствии зла в человеческой природе; о любви как о единственном оружии, способном поразить подобное зло.
Жанр, судя по рекламе: мистический триллер.
Жанр на самом деле: любовная драма, которая местами страшнее любого триллера.
Животный ужас
Начну с того, что для меня это самый жуткий фильм (не только из работ Найта, но и вообще). Я намеренно избегал упоминания слов «саспенс», «напряжение» и какие там ещё бывают в прежних обзорах, потому что раз: саспенс это не то, «о чём», «ради чего» и «за что» (и уж конечно, то же самое я могу сказать и о концовках, вокруг которых все так бездарно танцуют); и два: ни в какое сравнение с этим фильмом по критерию страха для меня ничто не идёт. Картина при первом просмотре довела меня до состояния такого животного ужаса, от которого слёзы по щекам катились.
Самый простейший кинотрюк, которым пользуются режиссёры, чтобы напугать зрителя это когда тишина, тишина и вдруг ДЫЩЩЩ по мозгам каким-нибудь резким громким звуком. Меня этим особо не удивишь, и в большинстве случаев он вызывает во мне лишь раздражение, особенно когда это случается в очень предсказуемых местах. У Найта же кроме этого трюка, который он использует в меру и очень непредсказуемо, есть ещё вагон всяких искуснейших уловок, связанных с его виртуозным владением техникой звука и динамикой картинки. Но опять же этого было бы мало, чтобы вдавить меня в кресло.
Для меня очень важна ситуация. И то, что происходило в фильме, вызывало во мне такие насыщенные волны глубочайшей печали, негодования и снова печали, что чисто ситуативно мне стало страшно: страшно оказаться в таких обстоятельствах, с такими людьми. В результате во время самой жуткой на моей памяти в кинематографе сцены в лесу (когда одинокая Айви оказывается на поляне среди красных ягод с пораненными ветками руками, без защитного цвета на плаще, слепая, брошенная, с мыслями об умирающем любимом) комок уже стоял в горле, слёзы уже были на глазах, а Шьямалан того и ждал, чтобы обрушить на меня всё своё искусство саспенса и испуга, которое у него только есть в запасе. Глубокий ему за это поклон.
Звуки леса в темноте
В фильме о слепой девушке, конечно, очень мощным и важным инструментом является звук: весь фильм мы воспринимаем чрезмерно чутким слухом Айви. Тянущемуся, клаустрофобичному гулу колокола, ассоциирующемуся в сознании Айви с родной деревней, противопоставляется обширный, всепроникающий треск деревьев и рёв мифических существ в лесах. К тому же всякий раз, когда кто-то пересекает границу деревни и леса, это очень явно выделено на звуковом уровне: мало было бы показать этот дерзкий шаг на ту сторону, очень важно, чтобы мы услышали эту границу между двух миров: спокойного бытового и неистового, глубоко подсознательного, бытийного.
Джеймс Ньютон Ховард написал для этого фильма свою лучшую музыку и был номинирован за неё на Оскар. Себе в помощь он пригласил скрипачку Хилари Хан. 24-летней девушке объясняли происходящее с главной героиней примерно того же возраста в определённых сценах, и та смогла привнести в музыку собственную эмоциональность, вместе с актрисой обращаясь к зрителю от лица главной героини.
То, что она видела по-другому
Оператором фильм в этот раз стал англичанин Роджер Дикинс, придирчивый к деталям, отчасти чопорный в своих работах. Он помог Найту стилизовать картинку под жанр костюмной классической мелодрамы, но при этом внедрить в каждый строгий кадр столь же строго структурированную сказочность, некую «таинственность по правилам». Перед ним вообще стояла очень непростая задача: снять миф. По своей структуре «Таинственный лес» и его история это абсолютный миф, подчиняющийся всем законам жанра. «Однажды жили люди, а рядом с ними жили страшные существа. И вот однажды эти два мира столкнулись, и люди узнали страшную правду о себе » Мифы уже давно почти никто не пишет и не снимает, поэтому для такого редкого жанра пришлось искать особую динамику кадра, которая акцентировала бы внимание на определённых репликах, выделяя их как мыслезавершающие, отделяя одну часть мифа от другой, один функциональный характер от другого и так далее.
Вот что ещё хочется сказать о работе этого оператора. С юзером ilexxx мы это обсуждали, кажется, и я пришёл к выводу, что да, действительно никто и никогда за всю историю кинематографа не снимал так гениально деревья. Деревья в фильме «Таинственный лес» это произведение искусства, от которого не спрятаться: шокирующее, пугающее, успокаивающее, печальное, жуткое и дружелюбное в одно и то же время. Деревья благодаря работе оператора стали одним из главных действующих лиц фильма, обозначая, помечая своим присутствием как раз ту область человеческой сути, в которую не принято заглядывать, о которой не принято говорить и в которой скрыто всё самое настоящее, изначальное, что есть в человеке.
Сила женщины
Главным сюжетным поворотом и обманом в фильме является не финал и тем более не природа Тех, Чьё Имя Не Называют. Главный сюжетный обман раскрывается в самой середине фильма, когда одним ударом ножа нам говорят: «Фильм-то вовсе не о нём, а вот о ней». И перед нами стоит в запачканной кровью рубашке рыжая слепая девушка Айви в исполнении блестящей театральной актрисы Брайс Даллас Ховард (после этого фильма её тут же перехватит Ларс фон Триер для главной роли в «Мандерлее»). Дебютантка Брайс главный бриллиант фильма, пронизывающая весь его цинизм и еретизм невинностью, искренностью и волшебным светом своей героини. От её игры не оторвать глаз, и каждое её появление настоящий праздник для души. Именно она бескомпромиссно делает мрачный мистический триллер фильмом о любви, абсолютно женским и нежнейшим внутри твёрдой скорлупы.
Фильм для меня
Благодаря великолепному отшлифованному стилю письма Шьямалана и блестящей локализации от студии Диснея герои говорят уникальным изящнейшим языком, который не услышишь в других костюмированных заграничных фильмах (именно из-за недостаточно строгого контроля при локализации). Здесь каждое слово играет и переливается; речь доставляет почти физическое удовольствие.
В результате имеется абсолютно фестивальный, незабываемый фильм с актёрским составом из звёзд мировой величины (Уильям Хёрт, Сигурни Уивер, Хоакин Феникс, Эдриен Броуди, Брендан Глисон) и одной из лучших молодых актрис современности в главной роли, который по стилю нельзя сравнить ни с чем: здесь и любовная история, и почти древнегреческий миф, и глубокая человеческая драма, и смертельно опасные разумные существа в лесу, и костюмы-декорации прошлой эпохи. «Таинственный лес» это не только фильм, это ещё и жанр. И мне приятно было видеть, что его признавали на европейских фестивалях и относили в область арт-хаусного кино (хотя он таковым, конечно, не является). Его даже каким-то образом умудрились показать в нашем самарском кинотеатре «Ракурс», в котором показывают и читают лекции по фильмам, прости Господи, Озона, Карвая, Араки и прочей кинопродукции для публики, которую я называю «снобствующими интеллигентами-пидарасами» и к которой к своему стыду я сам безусловно отношусь, хоть и не люблю этот кинотеатр всей душой. Но факт есть факт. Эта лента не арт-хаус, но и не мейнстрим, и с этим придётся смириться, оставив её в сознании на тонкой грани между «этим» и «другим» кино, между бытом и бытийностью, на границе между деревней и лесом.
Для меня одной из главных ценностей любого художника всегда была способность не льстить публике, то есть уважать её хотя бы до такой степени сильно, чтобы позволить себе говорить с ней на равных.
Примечание: диалоги и мнения М. Найта Шьямалана и Нины Якобсон процитированы по книге Майкла Бамбергера.