достопримечательности евпатории стена плача
Малая Стена Плача в Евпатории — фото и описание
Крым известен мирным сосуществованием разных культур, традиций и религий – там не приветствуются национализм и религиозный фанатизм. Символом этого единства по праву считается туристический маршрут «Малый Иерусалим» в Евпатории. Малая стена плача – новая достопримечательность в его составе.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится евпаторийская Стена плача
Карта Евпатории показывает ее нам частью синагоги Егия Капай. Рядом можно обнаружить кафе «Йоськин кот», магазины «Подарки и сувениры» и «Лавгас», Караимские кенассы, Турецкие бани, протестантскую церковь «Живая вода» и др. интересные места.
Идейные параллели
Малый Иерусалим получил свое название из-за тесного соседства храмов нескольких религий на относительно небольшой территории – как в том Иерусалиме, что в Палестине. Мира и взаимного уважения в Евпатории при этом больше, но и параллели со Святым Градом одной не исчерпываются.
В частности, в палестинском городе есть Стена плача. Считается, что она единственная сохранилась от древнего Иерусалимского храма, заложенного еще царем Соломоном. Верующие иудеи закладывают между ее камнями записочки с обращениями к Богу. Считается, что это помогает получить заступничество для больных и нуждающихся.
Ремесленная синагога Егия Капай в Евпатории была построена в 1912 г. Но то здание ныне увидеть нельзя – во время Великой Отечественной немцы использовали помещение еврейского храма под конюшню, а затем строение было почти полностью уничтожено в ходе боев. Восстановление же культовых сооружений без статуса общегосударственного наследия в то время не считалось важным делом.
Сейчас синагога восстановлена и с 2003 года действует. Но сохранилась одна стена от старой постройки – часть ограждения территории. Ее-то и решили превратить в «филиал» иерусалимской достопримечательности.
Нюансы посещения
Обычно синагогу Егие Капай посещают в процессе экскурсии по Малому Иерусалиму (они разнообразны, о них хорошие отзывы), но можно сделать это и самостоятельно.
Цены никого не должны беспокоить – платить надо за экскурсионное обслуживание, а требования скромны. В остальном – можно сделать денежное пожертвование по желанию. Но просто право входа бесплатно для всех.
В синагоге также демократично относятся к внешнему виду туристов. Туда разрешено приходить по «дресс-коду» обычного, светского музея. На соблюдении условий посещения, принятых для верующих иудеев, тут не настаивают.
Единственное ограничение – в таком виде нельзя снимать себя (методом селфи или с помощью спутников) в интерьере или на фоне Стены плача. На сами объекты это не распространяется.
Просьба о помощи в Евпатории
Сама же Стена плача в Евпатории представляет собой участок старой кладки, похожий на руины старинного укрепления. Действительно, в 1912 г. святыню построили в «крепостном» стиле.
На сохранившемся фрагменте можно видеть заложенный воротный проем и особые камни, которые теоретически из стены можно вынуть (в крепостях так делалось ради возможности быстро устроить дополнительную бойницу).
Стена находится не в идеальном состоянии, но ее не реставрируют ради возможности исполнять сакральную обязанность. В трещины и выбоины между камнями кладки можно вкладывать записочки с краткими молитвами так же, как это делают в Иерусалиме.
Руководство еврейской общины просит только делать тексты возможно более краткими и писать помельче – чтобы записка легче влезла в щель и не способствовала дальнейшему разрушению сооружения.
В принципе оставить в стене записку с молитвой может и турист – это никому не запрещено. Тут дело в наличии или отсутствии веры в действенность этого обряда. Платить за это тоже не обязательно, это дело совести.
Стена плача в Евпатории официально связана с израильской – есть договоренность об отправке ежемесячно изъятых в Егие Капай записок в Израиль. Это еще одна причина не делать их слишком объемными – их ведь еще везти далеко!
Не пропустите — Старый город в Евпатории
Как добраться (доехать) до святыни
Ближе всего к Стене плача расположена остановка «улица Больничная» («Евпаторийская детская больница») – в 400 м к северо-западу. До нее вы сможете доехать на маршрутках №№ 4, 6, 9 и 17.
На машине от центра Евпатории добираться до достопримечательности несложно так:
Туристу на заметку
Достопримечательности уникального религиозного маршрута привлекают и людей неверующих – ведь все они являются памятниками архитектуры и истории, оригинальными культурными центрами. Не обязательно верить в силу засунутой в Стену плача записки. Можно ее вовсе не писать. Но стена-то все равно останется кусочком из прошлого, чудом пережившим войну. В заключение – видео в тему, приятного просмотра!
Стена Плача, древняя синагога и кафе «Йоськин кот»: где найти Малый Иерусалим в Крыму
Переполненные пляжи, крики зазывал, запах чебуреков и шаурмы ― порою отдых на побережье выглядит именно так. Но существуют места в Крыму, где у туристов есть возможность окунуться в иной мир, вдохнуть чистый воздух, находясь в нескольких десятках метров от эпицентра курортного хаоса.
В Евпатории это Малый Иерусалим. Вход сюда проходит через Гезлевские ворота, единственные сохранившиеся из пяти основных ворот Старого города. Раньше за ними располагался дровяной базар и крупный невольничий рынок. Пройдя под воротами, попадаешь в другую страну с иными традициями, звуками, запахами, атмосферой. Нога чувствует теплоту кривоватой брусчатки, пахнет свежесваренным кофе, слышен мягкий стук дерева ― свой товар демонстрирует торговец деревянными игрушками.
Проходим чуть дальше, сворачиваем и видим величественный силуэт синагоги Егия-Капай. Это здание 1912 года, которое много лет использовали в качестве продовольственного склада. Недавно завершились реставрационные работы.
Около четырех лет назад здесь открыли малую Стену Плача, где люди пишут сокровенные желания на листках, сворачивают их и закладывают между блоками ракушечника. Если верить видео, которое транслируется с висящего экрана, раз в год эти записки вычищают деревянными палочками и отвозят в Большой Иерусалим.
«Последний раз я привозил записки в Иерусалим в 2019 году. Но вот уже два года из-за коронавирусных ограничений могу их отправлять только почтой. Там коробки ставят к стене, а потом вместе с другими записками и святыми текстами закладывают в глиняные кувшины и закапывают на Масличной горе», ― рассказал корреспонденту ФАН служащий синагоги Леонид.
На крыльце синагоги висят оградительные цепи со звездой Давида. Туристы сюда не заходят. Сквозь приоткрытую дверь видны ряды деревянных скамеек, белые стены и льняные скатерти. На входе ― свод правил. Мужчине необходимо прикрыть голову, женщине не обязательно. Одежда должна быть опрятной, а от селфи в синагоге лучше воздержаться.
Неожиданно видеть рядом с синагогой кафе, которое называется «Йоськин кот». Приятная музыка, скромные столики, кошерные блюда в меню ― все атмосферно, гостеприимно и вкусно.
«Чтобы значительно увеличить шансы на исполнение ваших желаний, в фонтан лучше кидать монетки только желтого цвета. Но за исполнение желаний администрация ответственности не несет! Таки не надо просить счастья за пять копеек», — надпись на маленьком фонтане вызывает улыбку.
Стоит заглянуть в маленький музей, куда евреи всего города сносили раритет: велосипед, абажуры, алюминиевые тазы, деревянную мебель.
«Эта швейная машинка одевала весь город. После войны огромные деньги за нее предлагали — все равно не продали», — рассказывает молодой смотритель музея.
Идем дальше. Домишки в Малом Иерусалиме невысокие, опрятные, выкрашенные в тихие светлые цвета. Автомобилей практически нет, улицы узкие и уютные. Очень чисто. Прогулка по этому месту может занять до нескольких часов. Обязательно стоит посмотреть Караимские кенасы, Турецкие бани, армянскую церковь, греческий храм и мечеть Джума-Джами, которую отделяет всего одна площадь от собора Святителя Николая Чудотворца. Не зря Евпаторию называют котлом религий!
Приток евреев в Крым произошел после окончания Крымской войны в 1853–1856 гг. Люди жили спокойно, занимались ремеслом и ходили на общественный молебен вплоть до 1930-х годов, когда с приходом большевиков для них настали тяжелые времена.
Достопримечательности евпатории стена плача
В день празднования десятилетнего юбилея экскурсионного маршрута «Малый Иерусалим» — 9 июня в Евпатории под плач дождя открыли символическую малую «Стену плача» в ремесленной синагоге «Егия Капай». В торжественном открытии «Стены плача» принял участие президент Все-крымского еврейского конгресса Ян Эпштейн, министр курортов и туризма Республики Крым Сергей Стрельбицикй, глава города Олеся Харитоненко и представители городской общественности.
Открытие малой «Стены плача» в евпаторийской синагоге приурочено к двум знаковым датам истории иудеев. В этом году исполняется 69 лет со дня провозглашения Государства Израиль в 1948 году — День независимости Израиля, отмечается ежегодно, как главный государственный праздник. В этом году 50 лет с момента объединения Иерусалима, провозглашённого в честь воссоединения Иерусалима после Шестидневной войны (1967 г.). В ходе войны евреям впервые за две тысячи лет удалось установить контроль над Старым городом и его священными местами — Храмовой горой и Стеной плача (Ха-Котель ха-Маарави — «Западная стена») главной иудейской святыня Израиля, и религиозной достопримечательности Иерусалима.
Сама по себе «стена плача» — остаток укрепления основания на западном склоне Храмовой Горы в Старом Городе Иерусалиме после увеличения территории Храма на вершине горы.
Строилась стена вокруг Храмовой горы ещё при царе Соломоне, который повелел строить её всему народу ради единства: южную стену строили знатные и богатые, восточную — родственники и члены семей иудейского священства, северную — торговцы, а западную стену строила беднота.
Когда строительство стены вокруг Храмовой горы было закончено разверзлись Небеса и был слышен Голос: «Да не разрушится никогда западная стена Храма Моего».
Так и случилось. Несмотря на многочисленные войны и конфликты, рассеяние евреев по всему миру и даже полное забвение этого места, западная Стена Храма стоит до сего дня в ожидании Мессии
Знаковым для Стены Плача является 9 число месяца ава, обычно приходится на июль или август. Это самый траурный и трагичный день для любого верующего иудея, так как, именно в этот день в разные годы был разрушен первый и второй Храмы, объявлен первый крестовый поход, принесший столько бед евреям, народ Израилев был изгнан из Англии, Испании, Франции. Считается, что именно 9 ава на Стену Плача садится белый голубь и не шелохнувшись сидит весь день.
В записках еврейского путешественника Биньямина из Туделы, посетившего Эрец Исраэль в 1168 году, есть рассказ об обычае вбивать гвоздь между камнями Стены Плача, отправляясь в дальние странствия. Бытовало поверье, что это талисман, охраняющий от опасностей в пути. По возвращении домой было принято вытаскивать свой гвоздь из стены. Ещё один обычай — писать или выбивать на камнях «Котеля Маарави» имена больных, и нуждающихся в помощи свыше. До сих пор на камнях стены сохранилось около сорока надписей с выбитыми именами.
Раввины Иерусалима осуждали эти поверья и считали такие действия осквернением святыни, а в качестве альтернативы предлагали вкладывать записки — это и стало началом ныне бытующего убеждения в действенности такой своеобразной молитвы.
С тех пор люди несут свои записки с молитвой Богу и оставляют их в расщелинах между камнями Западной стены. Раввин Шмуэль Рабинович считает, что обычай вкладывать в «стену плача» записки для не умеющих молиться становится своеобразной молчаливой молитвой и единственной возможностью выразить своё религиозное чувство. В этом нет ни суеверия, ни невежества.
Раз в месяц записки, оставленные в «стене плача» в синагоге Евпатории будут передавать в Иерусалим.
Сегодня туристический маршрут «Малый Иерусалим» показал и доказал, что Евпатория — место единства трёх мировых религий. В «Малом Иерусалиме» на площади выставлены изделия народных ремёсел, предметы быта, кулинарные изыски национальной кухни разных народов. Президент Все-крымского еврейского конгресса Ян Эпштейн искренне надеется, что этот день ещё больше объединит жителей города и послужит проявлением общественной дипломатии. Ведь гости приехали сегодня сюда из разных регионов России.
Глава Всекрымского еврейского конгресса рассказал также, что 20 июня в Евпатории состоится концерт по проекту «Золотой Иерусалим». На этот праздник приглашены известные всему миру таланты — лауреаты международных конкурсов и солисты Московской мужской еврейской капеллы, которую ценители называют «жемчужиной музыки».
По материалам газеты «Евпаторийская здравница» №43 (19265) от 14.06.2017 г.
Синагога Егия-Капай в Евпатории
Еврейский дом молитв или синагога Егия-Капай в Евпатории известна также под названием Ремесленная. Она входит в состав экскурсионного маршрута Евпатории «Малый Иерусалим» и открыта для посещения всем желающим.
Синагога Егия-Капай на карте Крыма:
На территории также расположена выставка, посвященная еврейскому быту прошлого века, сувенирная лавочка (в основном фигурки и картинки евреев и котиков), а также работает отличный ресторанчик «Ёскин Кот», приглашающий отведать блюда еврейской кошерной кухни.
История синагоги Егия-Капай в Евпатории
Более 10 лет назад, в 1911 году заложили ее первый камень. На торжестве присутствовала вся городская еврейская община. Помимо ремесленников деньги на строительство, причем немалые, выделила и Городская Дума. Поэтому здание было возведено быстро, и уже через год в стенах Егия-Капай состоялась первая молитва.
Но в 30-е годы синагогу, как и другие храмы, закрыли, переоборудовав в складское помещение. Когда Евпаторию заняли фашисты, они устроили в этом здании конюшню, окончательно уничтожив его красоту. В послевоенные годы здание использовалось под разные нужды, что в итоге довело его до аварийного состояния. И городские власти решили его снести. Но еврейской общине удалось добиться не только отмены сноса, но и начать реконструкцию здания. Благодаря усилиям членов общины в 2003 году Егия-Капай вновь открыла свои двери для прихожан.
Архитектура Егия-Капай, единственной синагоги Евпатории
Проект здания разработал А.Л. Генрих, евпаторийский архитектор, являющийся приверженцем стиля модерн. Оно имеет базиликальную форму с входом на западе и алтарем – на востоке, смотрящем в сторону Иерусалима. Для строительства использовали желтый мамайский известняк. Каменная кладка состоит из широких и узких рядов. Внутренняя часть разделена на 3 нефа.
Основным элементом фасада здания синагоги является витраж, выполненный в виде шестиконечной звезды. Над ней видны библейские символы: скрижали с Десятью Заповедями на Ковчеге и жертвенный треножник Моисея. Над тремя дверями есть выступающие из стены стреловидные арки.
Каждую осень во дворе синагоги Егия-Капай в Евпатории возводят из зелени шалаш, который называется «сукко». Он устанавливается по случаю праздника Суккот в память о предках, которые 40 лет бродили по Синайской пустыне и жили в подобных шалашах.
За синагогой находится аналог «Стены плача» — Малая стена плача, где верующие оставляют записки со своими просьбами богу.
Синагога Егия-Капай
Синагога в Евпатории построена народом
Неудивительно, что в исторически многонациональной Евпатории, ранее именовавшейся Гезлёвом, есть своя синагога – Егия-Капай. Построенная в 1912 году, она пережила немало вместе с городом и народом, на общественные деньги построившим храм. И сегодня по праву считается достопримечательностью любимого многими курорта.
От святого места до конюшни: путь длиною в тридцать лет
Первая служба здесь прошла спустя год после начала строительства. Грянувшая затем революция, казалось, не коснулась Егия-Капай. Атеистические убеждения, господствовавшие в тогдашнем обществе, докатились до её стен лишь в 1930-м, когда синагогу всё-таки закрыли, а внутреннее убранство и предметы культа были разграблены или уничтожены. Во время фашистской оккупации молитвенный дом немцы и вовсе отдали под стойбище лошадей.
Синагога Егия-Капай в Евпатории вновь приняла «детей Моисея» лишь в 1990 г. и длительный период восстанавливалась после долгих лет забвения. Теперь здесь есть что посмотреть отдыхающим и путешественникам.
Чем порадует туристов дом под звездой Давида?
Помимо богослужений здесь проводят мастер-классы по чеканке, гончарному ремеслу или изготовлению мыла и др. для всех желающих – в память о тех, кто больше века назад помог возведению религиозного учреждения.
Как добраться?
Добраться от автовокзала Евпатории до Синагоги Егия-Капай на общественном транспорте можно с остановки расположенной на Интернациональной 93. На маршрутном такси № 17, 6, 8 или 9 проехать 2 остановки до Больничной улицы. Далее необходимо выйти на улицу Просмушкиных и следовать по ней 400 метров. Ориентиром может служить Стена плача и пересечение с Караимской улицей. Также до Синагоги можно дойти пешком, что займет 20 минут. Для этого необходимо следовать по улице Интернациональная, повернуть на Дмитрия Ульянова, а затем по Миллера добраться до поворота на улицу Просмушкиных, где и расположена достопримечательность. На личном транспорте путь займет всего 6 минут. Маршрут можно посмотреть на карте:
Видеоэкскурсия по достопримечательности Синагога Егия-Капай: