для освещения классной комнаты
Каким должно быть освещение в школе
В жизни каждого человека школа занимает большое значение, так как именно здесь протекают лучшие года детства, и происходит процесс обучения детей новым знаниям. Поскольку детский организм очень восприимчив к новой информации, а также окружающей его среде, то для наибольшей эффективности образовательного процесса в школе должны быть созданы благоприятные условия обучения. Особенно важно здесь освещение.
Создание системы освещения в любом образовательном учреждении требует четкого соблюдения определенных норм и требований для того, чтобы уровень освещенности не оказывал на детей неблагоприятного эффекта, а они могли спокойно обучаться и получать новые знания. О том, как сделать освещение в школе правильным, причем во всех его разнообразных помещениях, расскажет эта сегодняшняя статья.
Особенности организации образовательных учреждений
Школы в нашей стране рассчитаны для обучения детей, входящих в разные возрастные группы. Так в младшей школе обучаются еще совсем маленькие дети, а в средней и старшей уже постарше. Поэтому требования и нормы, предъявляемые для класса, будут отличаться в зависимости от того, какого возраста здесь будут обучаться дети.
Дети в школе проводят большую часть дня, занимаясь самыми разнообразными действиями:
Чтобы все манипуляции, описанные выше, проходили качественно и безопасно, необходимо создать правильное освещение не только учебного класса и отдельного рабочего места каждого ребенка, но и коридоров и спортзалов.
Стоит отметить, что неправильно организованной уровень освещенности в любом помещении школы будет негативным образом влиять на психику, здоровье и успеваемость каждого школьника. Поэтому чтобы уровень освещённости был оптимальным, были разработаны специальные нормы и требования. Эти нормы и требования прописаны в специальной документации (СанПин и СНиП).
Нормы уровня освещенности для школ
В этих документах, особенно в СанПин описаны все нормы и требования, которые следует учитывать при организации каждого рабочего места для школьника, а также уровня освещенности для любых образовательных помещений.
Обратите внимание! Освещение школьных комнат и других помещений является весомым компонентов, если не самым важным, в правильной организации учебного процесса.
По этой причине именно образовательным учреждениям в СанПин и СНиП отводиться достаточная часть. Здесь прописаны все нормы и требования, которые обязательно стоит учитывать при организации освещенности школы. Здесь стоит отметить, что требования и нормы, указанные в СанПин нужно применять ко всем типам освещения (искусственное и естественное) и с оценкой особенностей каждого отдельного помещения:
Поэтому в каждом помещении, как говорят требования и нормы указанные в СанПин и СНиП касательно уровня освещенности, должны использоваться свои типы светильников (могут быть светодиодными, люминесцентными и т.д.), обладающие определенными характеристиками.
Естественный и искусственный тип освещения школы
В регламентирующей документации (СанПин и СНиП) прописаны нормы и требования для двух типов освещения:
При этом максимальное значение при создании уровня освещенности для рабочего места школьника или целого помещения уделяется естественной подсветки.
Обратите внимание! Естественное освещение максимально оптимально для человеческого глаза. Поэтому для детей такой свет будем самым лучшим решением.
Естественное освещение в образовательных учреждениях достигается благодаря большим оконным проемам. Конкретные нормы и требования, касательно естественного типа подсветки приведены в СанПин и СНиП. Причем большое значение здесь уделяется для подсветки рабочего места каждого школьника.
Естественное освещение школы
Естественное освещение под собой подразумевает свет, исходящий от солнца в ясную или пасмурную погоду в вечерние, утренние или дневные часы. Но бывают ситуации, когда естественное освещение не способно на оптимальном уровне создать требуемый по нормам уровень освещенности. В такой ситуации нормы регламентирующей документации предписывают использовать искусственный тип подсветки.
Обратите внимание! Искусственная подсветка реализуется через различные типы осветительных приборов, уровень освещенности которых можно регулировать. В отличие от него, естественное освещение изменяется только опосредованно, с помощью штор и жалюзи.
Искусственная подсветка школы
Для создания искусственной подсветки существуют следующие требования к ее организации:
Рассмотрим вариант создания искусственной подсветки в каждом типе школьного помещения.
Освещение в классных комнатах и кабинетах
Самым важным помещением в школе является классные комнаты или кабинеты. В них дети проводят большую часть образовательного времени, получая новые знания по самым разнообразным наукам. Здесь для школьника определено его постоянное рабочее место. При этом для рабочего места каждого отдельного ученика нормы и требования по СанПин и СНиП существуют одни и те же, что позволяет создать оптимальный уровень освещенности на всей площади освещаемого помещения. В результате этого повышается успеваемость, как отдельного школьника, так и всего класса в целом.
Классные комнаты и кабинеты должны выполнять следующие требования и нормы:
При этом особое внимание здесь нужно уделить школьной доске. Это связано с тем, что работа школьника в классе предполагает выход его к доске. Для комфортного пребывания школьника возле доски здесь должны быть соблюдены следующие требования:
Освещение возле доски
Зачастую в классах в качестве осветительных приборов используют продолговатые люминесцентные светильники. Но в последнее время все большую популярность в данном вопросе завоевывают светодиодные светильники. Но они стоят несколько дороже люминесцентных. Поэтому последние так быстро и не вытесняются с рынка осветительной продукции.
Освещение в школьных коридорах
По школьным коридорам школьники и преподаватели перемещаются в перерывах между занятиями. Здесь же дети поводят свободное от уроков время и отдыхают. Поэтому система освещения здесь не менее важна, чем в классных комнатах.
Освещение в школьном коридоре
Обеспечить максимальную безопасность передвижения по этим помещениям, а также комфортное времяпрепровождение учащихся можно с помощью правильно организованной подсветки. Здесь обычно используются встраиваемые или накладные растровые светильники, в которые встроены люминесцентные лампочки.
Обратите внимание! Осветительные приборы школьных коридоров могут быть оснащены специальными отражателями для рассеивания света.
Такие светильники дают оптимальный световой поток при низком потреблении электроэнергии.
Освещение актового и спортивного зала
Важное место в создании качественной подсветки в школе занимает освещение спортзала. Здесь дети занимаются физическими упражнениями, поэтому важно создать для спортзала максимально безопасные условия нахождения детей во время занятий физкультурой.
Освещение школьного спортзала
И главную роль в этом играет освещение. Большую часть световой нагрузки ложиться в этом помещении на искусственную подсветку, поскольку окна в спортзалах располагаются зачастую под потолком и защищены решетками для защиты стекол от механических повреждений.
Для освещения спортзала используют люминесцентные светильники, которые располагаются вдоль двух длинных стен.
Обратите внимание! Осветительные приборы в спортзале никогда не размещают на торцевых стенах. Такое размещение светильников может создать слепящий эффект, что во время занятия школьниками активными играми может привести к их травмированию.
Освещение в актовом зале
Иногда, если люминесцентные светильники создают недостаточный уровень освещенности, то в таких помещениях используют прожекторы. Их размещают в углах спортивных залов. Такой же принцип подсветки применяется и для актовых залов. Но здесь возможно качественное естественное освещение через большие оконные проемы.
Освещение данных помещений является наиболее сложным в плане организации, поскольку они имеют свою узкую специализацию. Для каждого зала здесь существуют свои нормы и требования, указанные в СНиП и СанПин.
Освещение школьной столовой
Еще одним важным школьным помещением является столовая. В ней школьники питаются на большом перерыве. Поэтому здесь обычно наблюдается столпотворение детей. Из-за этого световой поток здесь также должен отвечать требованиям СНиП и СанПин, чтобы минимизировать риск травмирования детей.
Освещение в школьной столовой
Здесь светильники должны выступать в качестве эстетического интерьера и своим свечением создавать комфортную обстановку для питания. В школьном кафетерии можно использовать следующие типы светильников:
Обратите внимание! В школьной столовой следует отдавать предпочтение источникам света, дающих теплый световой поток.
Заключение
В школе имеется много разнообразных помещений с определенными требованиями и нормами, применяемых к уровню освещенности. Все эти сложности обусловлены тем, что в классных комнатах, коридорах, кафетерии и спортивных залах нужно создать максимально комфортные и удобные условиях для пребывания в них людей. Кроме этого здесь нужно создать безопасные условия для передвижения. Все нормы и требования для школьных учреждений оговорены в СанПин и СНиП. Они помогут вам в правильной организации освещения любых школьных помещений.
Как выбрать настольную лампу для школьника
Сравниваем светильники разных типов, учимся отличать люксы от люменов и рассказываем, какая настольная лампа лучше всего подойдёт для школьника.
Тип штатива, крепление, габариты
Первое, что нужно учесть при выборе рабочей лампы для школьника, — это устройство штатива, то есть ножки светильника. Она должна быть:
Лучшим вариантом лампы для школьника будет светильник с гибким штативом: его легко настроить одним движением. Регулируемая лампа а-ля «Пиксар» тоже подойдёт.
Второй важный момент — способ установки лампы. Она может просто ставиться на стол, а может фиксироваться с помощью крепления. Этот вариант безопаснее: случайно столкнуть со стола зафиксированный светильник почти невозможно.
Крепления бывают трёх видов:
Если говорить о классических настольных лампах, выбирайте потяжелее. Чем массивнее светильник, тем он устойчивей.
Вместо настольной лампы можно поставить у стола регулируемый торшер. Главное, чтобы он соответствовал требованиям к рабочей лампе. О них — чуть позднее.
Затем обратите внимание на материалы, из которых сделан светильник. Лампы из дешёвого пластика могут расплавиться за пару часов работы. А плафоны из тонкого металла за несколько минут нагреваются так, что на них можно жарить омлет. Толщина стенок металлического плафона должна быть не менее двух миллиметров, а расстояние от них до лампочки — не меньше пяти сантиметров. Но лучше вообще не использовать лампочки накаливания. Об этом мы поговорим в следующем разделе.
Также не стоит покупать модели:
Тип лампочек
В настольных светильниках используются три вида ламп:
Характеристики света
Для света от настольной лампы важны три параметра: отсутствие мерцания, яркость и температура.
Мерцание
Даже небольшая пульсация напрягает сетчатку глаза и просто раздражает. Но мерцание не всегда можно заметить сразу, особенно в ярко освещённом магазине. Для этого существует лайфхак: посмотрите на горящую лампу через объектив смартфона. Если она качественная — на экране не будет полосок и ряби, только ровное пятно света.
Яркость
Когда настольные светильники оборудовали только лампами накаливания, офтальмологи рекомендовали использовать лампочки не мощнее 60 Вт. Иначе свет слишком сильно отражается от белой бумаги и слепит глаза.
Но у светодиодных ламп яркость не зависит напрямую от мощности. Здесь важна другая характеристика — световой поток. Можно запомнить, что световой поток от настольной лампы должен быть в пределах от 400 до 700 люменов. А можно снова воспользоваться лайфхаком: взять в магазин лист бумаги с текстом и положить под лампу, установив её на высоте 35–50 сантиметров от стола. Если текст читается легко, без рези в глазах и желания прищуриться — всё в порядке.
Многие светодиодные лампы оборудованы диммером — устройством, позволяющим менять яркость. Рекомендуем выбрать такую лампу для школьника. С ней будет комфортно заниматься в любое время суток: как с книгой, так и за компьютером.
Световая температура
Помимо яркости света важен его оттенок. Для светодиодных ламп разработана специальная шкала температуры света:
Часто говорят, что холодный свет повышает концентрацию и производительность труда, но фактических подтверждений этому нет. Зато клинически доказано, что самая комфортная световая температура для чтения — 4 000 К. Это нейтральный белый свет со слегка желтоватым оттенком.
Температура света всегда указывается на упаковке лампы или в характеристиках светильника со встроенными светодиодами.
Существуют настольные лампы с регулировкой световой температуры. Но полезность этой функции, в отличие от регулировки яркости, сомнительна.
Другие функции
Сейчас производители стремятся сделать «умными» любые приборы. Встречаются настольные лампы со встроенными часами, календарём, таймером, термометром и USB-зарядкой для гаджетов. Некоторыми можно управлять со смартфона — включать и выключать, менять яркость и температуру света. Всё это эффектно, но никак не влияет на качество освещения. Скорее всего, широкий функционал будет отвлекать ребёнка от учёбы. У настольной лампы для школьника должна быть одна функция — хорошо светить.
Если говорить о технологиях, действительно полезной будет возможность работы от аккумулятора. Ведь чем меньше проводов — тем лучше. Светодиодные лампы потребляют очень мало энергии, поэтому могут работать без подзарядки десятки часов.
Если же вы выбираете лампу с проводом, обратите внимание на его длину. Шнур не должен натягиваться или валяться витками на полу: это опасно и для лампы, и для ребёнка.
Какой должна быть освещённость рабочего места
Чтобы ребёнок занимался без риска испортить зрение, его рабочее место должно быть хорошо освещено. Показатель освещения измеряется в люксах (лк).
1 люкс — это свет одного люмена, падающий на один квадратный метр площади. Освещённость спальни с плотными шторами — около 200 лк, а светлой комнаты в пасмурную погоду — 1000 лк.
Международный стандарт EН12464-1 предписывает, что учебные классы должны иметь освещённость в 500 лк, а изостудии и классы черчения — 750 лк.
Чтобы рабочее место ребёнка достаточно освещалось, воспользуйтесь нашими рекомендациями:
Резюме
Подводя итоги, ответим, какую настольную лампу купить школьнику:
Освещение школьных классов и учебных аудиторий
Методический материал для руководств учебных заведений, сотрудников технического надзора и родительских комитетов. Будет интересен всем, кто интересуется качеством световой среды в помещениях, где он учится, работает и живет.
Рис. 1. Пример параметров световой среды в классной комнате, с люминесцентными лампами не соответствующей требованиям СП 52.13330.2016 цветопередачи Ra(CRI) 2 — условие, позволяющее смотреть на светильник без визуального дискомфорта. Такая яркость по порядку величины соответствует видимой изнутри помещения яркости оконного проема в солнечный день.
2.7. Условие неравномерности яркости светодиодных светильников Lmax:Lmin не более 5:1 является требованием использовать рассеиватель, за которым не видно неприятно ярких светодиодов.
Рис. 6. Светодиодный светильник и измерение неравномерности его яркости. Яркость измерена дистанционным яркомером LMK Mobile Advanced
Даже если ряды светодиодов через рассеиватель видны, но рассеиватель изготовлен из матового или опалового пластика, однородность яркости обычно соответствует требуемой.
Контраст яркостей на улице в солнечный день многократно превышает 5:1 и не является большой проблемой. Поэтому если пятна яркости на рассеивателе светодиодного светильника визуально не кажутся значительно ярче светящейся трубки люминесцентной лампы, то и беспокоиться об этом не следует.
2.8. Объединенный показатель дискомфорта UGR характеризует, как много светильников, вызывающих дискомфорт своей яркостью, находится в поле зрения ребенка. Самое большое значение UGR обычно для задних парт в больших классах.
UGR проверяется расчетом в специализированных программах, таких как Dialux, и не может быть проверен после установки светильников в классе.
Если проанализировать требования к расстановке парт и размерам класса из СанПиН 2.4.2.2821-10, окажется, что наиболее неблагоприятный для величины UGR случай — длинный класс с максимальным допустимым расстоянием от дальней парты до доски 8,6 м и тремя рядами двойных парт. На рис. 8 показан расчет UGR в таком классе, освещенном светильниками с довольно большим световым потоком 3600 лм и матовыми рассеивателями. Даже на последних рядах UGR не превысил максимально допустимое значение UGR = 19 из имеющего рекомендательный характер ГОСТ Р 55710-2013 и тем более соответствует требованию UGR ≤ 21 из обязательного к применению СП 52.13330.2016.
В маленьких классах с менее яркими светильниками или с другими типами рассеивателей UGR будет еще меньше. Расчет для худших условий показывает, что нет необходимости рассчитывать UGR для остальных классов, в которых он будет принимать еще меньшие, заведомо соответствующие норме значения.
Рис. 7. Расчет UGR для наиболее неблагоприятного случая в программе Dialux. UGR меняется от UGR = 12 на передних рядах до UGR = 18 для учеников на задней парте по центру, в поле зрения которых одновременно находится максимальное количество светильников
3. Что учесть при замене осветительного оборудования
3.1. Модернизация люминесцентных светильников
Недостаточная освещенность и низкая цветопередача исправляются заменой ламп. Предпочтительный цветовой код новых ламп — 840 (что означает Ra ≥ 80, КЦТ = 4000 К) или, если желательна повышенная цветопередача, 940.
Высокий коэффициент пульсаций светового потока исправляется заменой в люминесцентных светильниках электромагнитных ПРА (дросселей) на электронные, которые обеспечивают минимальные пульсации.
3.2. Замена люминесцентных светильников на светодиодные
О возможности использования светодиодных светильников в школах и вузах указано в письмах Роспотребнадзора № 01/11157-12-32 от 01.10.2012 «Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих источников света» и № 01/6110-17-32 от 17.05.2017 «О возможности использования светодиодного освещения».
Светодиодный светильник при том же световом потоке потребляет минимум вдвое, а обычно втрое меньше электроэнергии, чем люминесцентный старого типа с электромагнитным ПРА. А параметры световой среды получаются не хуже, чем при использовании современных светильников с электронными ПРА и хорошими люминесцентными лампами.
Без ремонта потолка квадратные люминесцентные светильники легко заменяются на квадратные светодиодные, а вытянутые — на вытянутые.
Все светильники обязаны пройти сертификацию на соответствие требованиям ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» и ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств» либо декларировать такое соответствие. Копия сертификата или декларации соответствия предоставляется производителем и должна храниться вместе с паспортами на светильники. Действительность сертификата проверяется в едином реестре сертификатов соответствия Федеральной службы по аккредитации по адресу 188.254.71.82/rss_ts_pub, действительность декларации проверяется по адресу pub.fsa.gov.ru/rds/declaration. Свидетельством того, что при сертификации светильники действительно проходили необходимые испытания, являются копии протоколов испытаний.
Наличие таких документов означает, что светильник не «ударит током» и что работа светильников в здании не помешает работе чувствительной к сетевым помехам техники.
С 2021 года вступает в силу технический регламент ТР ЕАЭС 048/2019 «О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств», по которому устанавливаются обязательные требования светоотдачи (энергоэффективности), качества света (индекс цветопередачи) и ряд других эксплуатационных параметров. Сертификация по данным требованиям будет производиться на основании протоколов испытаний в фотометрических лабораториях.
Также есть добровольные (необязательные) формы сертификатов и заключений, подтверждающих что светильники «пахнут», «звучат» или «стимулируют развитие микрофлоры». К качеству, безопасности или эффективности освещения эти бумаги отношения не имеют.
В настоящее время не существует систем сертификации, подтверждающих, что светильник рекомендован для учебных заведений. Никто не вправе выставлять такие требования или давать такие рекомендации.
3.4. Требования к светильникам
Чтобы параметры световой среды в классе соответствовали установленным законом требованиям и не поступало обоснованных жалоб на «плохое освещение», светильник должен соответствовать следующим условиям:
3.5. Необходимое количество светильников
При установке новых светильников на места старых «один в один» освещенность не уменьшится, если световой поток новых светильников не ниже светового потока старых.
Если количество светильников меняется, необходимое количество новых светильников для достижения освещенности на партах не менее 400 лк можно определить по методике из п. 2.1.
Важное значение имеет эффективность, или световая отдача, светильника. Нельзя добиваться нужной освещенности, используя большое количество низкоэффективных светильников. В проекте межгосударственного стандарта ГОСТ 32498—20хх «Методы определения показателей энергетической эффективности искусственного освещения помещений» приводится требование к удельной установленной мощности ω, равной отношению суммарной мощности светильников в помещении P к его площади S:
ПП РФ №1356 устанавливает с 1 января 2020 года требование к типичным школьным светодиодным светильникам с матовым рассеивателем — иметь световую отдачу не менее 105 лм/Вт. Этого значения с небольшим запасом достаточно, чтобы соблюсти требования и по указанной выше установленной мощности, и по освещенности.
3.6. Экономическая целесообразность замены светильников на светодиодные
Требование к установленной мощности при использовании люминесцентных светильников не более 13 Вт/м 2 выполнимо только при использовании современных светильников, сопоставимых по стоимости со светодиодными. При этом, учитывая, что световая отдача светодиодных светильников все равно выше, целесообразно выбирать их.
Выбирая, оставить люминесцентные светильники старого типа или поставить светодиодные с меньшим энергопотреблением, нужно сравнить разницу цен на оборудование со стоимостью сэкономленной электроэнергии за предполагаемый срок службы.
Потребляемую за год электроэнергию Wгод можно рассчитать по формуле:
где P — суммарная мощность всех светильников в ваттах, tгод — время работы светильников за год в часах. По данным из проекта ГОСТ 32498—20хх, при 2-сменном режиме школы наработка tгод за год составляет 2250 часов.
При разнице энергопотребления в два раза и разумном сроке окупаемости светильников 3…5 лет стоимость замены может оказаться оправдана.
4. Юридические и этические аспекты
Проверить характеристики установленных светильников, а также создаваемую ими освещенность можно в темное время суток с помощью портативных приборов: люксметра, пульсметра и спектрометра. Протокол измерений имеет юридическую значимость, если приборы внесены в реестр средств измерений и имеют действующие свидетельства о поверке или калибровке.
В любом регионе есть представительства светотехнических компаний и лабораторий, которые по запросу пришлют в школу представителя с поверенными измерительными приборами.
Если люксметра, пульсметра и спектрометра найти не удалось, большинство параметров осветительной системы можно проверить на основании данных из паспортов светодиодных светильников и цветового кода в маркировке люминесцентных ламп.
Паспорта светильников, сертификаты соответствия и копии протоколов, на основе которых сертификаты выписаны, хранятся у завхоза или в бухгалтерии и могут быть затребованы для ознакомления. В паспортах должны быть приведены необходимые для составления протокола осмотра осветительной системы параметры. Дополнительным документом, иногда предоставляемым производителем, является протокол светотехнических испытаний светильника, подтверждающий указанные в паспорте характеристики. Этот комплект документов важен тем, что определяет ответственность производителя.
Выявленное несоответствие фактических, полученных измерениями, значений заявленным в паспортах светильников является основанием для гарантийной замены оборудования. Если производитель от ответственности отказывается, необходимо обратиться в Роспотребнадзор.
Если необходимые для соответствия санитарным нормам параметры в паспорте светодиодного светильника не указаны или указаны и не соответствуют нормативам, ответственность за несоответствие несет подписавший приказ о закупке.
Школа, возможно, не позволит представителям родительского комитета провести осмотр осветительной системы и не предоставит для ознакомления паспорта светильников, тем более для составления протокола. Но предложение родительского комитета такое обследование провести, несомненно, приведет к тому, что школа проведет обследование сама или закажет экспертизу. Что, в свою очередь, приведет к выявлению и устранению проблем.
Важно то, что определение несоответствия освещения нормативам не вызывает и не обостряет противостояния родители — школа, но направляет уже существующие отношения в конструктивное русло. Любые обстоятельства можно обсудить и решить ко всеобщему удовлетворению.
Если изменить не получается совсем ничего, можно согласиться с тем, что рано или поздно проведут капитальный ремонт здания и у следующего поколения учащихся освещение будет хорошим. А этому поколению вдобавок к высокой учебной нагрузке, чрезмерному использованию смартфонов и недостаточности прогулок придется пережить и низкое качество освещения.
5. Шаблон протокола осмотра осветительной системы
Пошаговое заполнение протокола осмотра позволяет найти проблемы осветительной системы и сделать однозначный вывод о необходимых мерах.
Если измерить некоторые параметры нет возможности, но расчет или экспресс-оценка показывают соответствие нормам, в протоколе отмечается, что претензий к этим параметрам нет. Результат оценки юридически не значим, но отсутствие претензий — значимо.
Рис. 6. Шаблон протокола осмотра. Ссылка на файл: yadi.sk/i/kVk2OAcyXMMFKw
Авторы
Марина Ивановна Васильева, disano@mail.ru; руководитель светотехнического отдела ООО «Арлайт Рус» Александр Дмитриевич Гончаров, Alexander_G_@mail.ru; Анна Вячеславовна Кистенева, anna.kisteneva@rambler.ru; главный конструктор ООО «Комплексные Системы» Станислав Александрович Лермонтов, gades2000@mail.ru; ведущий специалист ОАО «АСТЗ» Андрей Алексеевич Храмов, xa2@mail.ru; международный консультант по энергоэффективности Программы развития ООН Анатолий Сергеевич Шевченко, eneff@yandex.ru.
Под редакцией Антона Сергеевича Шаракшанэ, к. ф.-м. н., МГМУ им. И. М. Сеченова, ИРЭ РАН, iva2000@gmail.com
Данный документ имеет статус препринта, и опубликован для публичного обсуждения со всеми заинтересованными лицами и организациями.
Редакция v2.6 от 2021.04.28, лицензия: cc by
Благодарности
За помощь в работе выражаем благодарность родителям школьников Ивану и Светлане Черновым, Марии и Павлу Ярыкиным, Вадиму Григорову, главе представительства компании ERCO в России Роману Мильштейну, инженеру Владиславу Лямину.