для чего нужен дресс код в офисе
Зачем вообще нужен этот дресс-код?
Причин, по которым руководители малого и среднего бизнеса вводят в офисе дресс-код, несколько. Самая главная – создание рабочей атмосферы. Все эти невинные оборочки, романтичные бретельки, соблазнительные вырезы и брутальные джинсы способны надолго поразить представителей как сильной, так и прекрасной половины человечества, и отвлечь их от выполнения рабочих заданий. А дресс-код помогает не отвлекаться.
Вторая причина – необходимость сгладить религиозные или этнические различия. Это тема чрезвычайно сложная и деликатная. Настаивая на пиджаках и рубашках, руководство дает понять: мы одинаково лояльны к представителям всех религий, мы не делаем акцент на ваших убеждениях и принимаем вас вне зависимости от национальности. Нас здесь объединяет только бизнес.
Например, когда мы едем на встречу с клиентами, мы одеваемся строго, по-деловому, немного официально, стремимся придерживаться классического стиля в одежде. Это помогает клиентам воспринимать наши переговоры как более серьезные, строгие, деловые. То есть мы не ездим к клиентам в джинсах, свитерах, свободной, этнической одежде или в стиле casual.
Когда мы проводим собеседования с соискателями – наоборот, стараемся одеваться подчеркнуто мягко, психологически сглаживая их волнение, тревожность. Ведь собеседование для большинства соискателей – это стресс. И чтобы они почувствовали себя более комфортно, сотрудники нашего Центра стараются одеваться в стиле мягкой, доброй, располагающей к себе школьной учительницы. Между собой мы называем это «стиль психолога».
Когда мы посещаем выставки, семинары, бизнес-мероприятия, конференции (особенно если делаем доклады, проводим мастер-классы и требуется привлечь к себе внимание), стараемся одеваться по-деловому, но гораздо ярче, нежели на встречи с клиентами. Это связано с тем, что важно удерживать внимание аудитории к тому, что ты говоришь. Понятно, что красное платье или яркий пиджак не заменят качественного материала, но, тем не менее, яркая внешность позволяет выделиться, не потеряться в толпе.
Честно говоря, никогда не пытались измерить, насколько классические платье, блузка или пиджак влияют на конкретный заказ или стоимость услуги, которую мы оказываем. Но в целом, это, безусловно, влияет на имидж, восприятие компании клиентами и соискателями. И помогает выделиться среди других игроков на рынке. Потому что мы уделяем большое внимание презентационной части: у нас всегда качественные документы, хорошо оформленные коммерческие предложения, тщательно ведется деловая переписка. Поэтому внешний вид сотрудников – это элемент имиджа компании и он, безусловно, влияет на общее восприятие людьми нашего стиля работы.
Корпоративный дресс-код: за и против. Как он влияет на имидж организации
По словам Дональда Трампа, одеваться нужно для той работы, которую вы хотите, а не для той, которую имеете. Неизвестно, повлиял ли хороший костюм на то, что он стал президентом США, но такое мнение весьма популярно в бизнес-кругах. Помогает ли деловой костюм и галстук в работе или мешает творчески мыслить – разбираемся в нашей статье.
Правовые аспекты введения дресс-кода
Отсутствие дресс-кода на работе добавляет привлекательности вакансии, заявляет портал SuperJob. По их данным определенного стиля на работе придерживаются 39% работающих, а 61% свободны от ограничений. Однако, помимо одежды, соответствующей пожеланиям работодателя по стилю, цветовой гамме, фасону, есть форма и спецодежда. Чем же они отличаются и обязан ли работник их носить?
1. Спецодежда
Минимизирует влияние опасных факторов, с которыми сталкивается сотрудник. Это могут быть защитные рукавицы, маски, комбинезоны, фартуки, халаты и так далее.
Статья 221 Трудового Кодекса РФ обязует работодателя за свой счет выдавать спецодежду и средства защиты, а также организовать их хранение и стирку. Это не собственность работника, она выдается во временное пользование. Отказаться от ношения спецодежды нельзя – это нарушение правил безопасности труда, которое может повлечь отстранение от работы или лишение премии.
2. Форменная одежда
Подчеркивает принадлежность к организации. Она отличается цветом, фасоном или аксессуарами от обычной одежды и позволяет определить, кем работает человек – врачом, военнослужащим или налоговым инспектором. Форму также предоставляет работодатель.
В исследовании Северо-Западного университета было доказано, что ношение белого халата повышает концентрацию и снижает количество ошибок. Перед прохождением теста половине испытуемых были выданы белые халаты, якобы для защиты от строительной пыли. Вторая половина студентов проходила тесты в обычной одежде. Результаты участников, которые проходили тест в белом халате были выше, что доказало влияние этой одежды на способность сконцентрироваться и принять правильное решение.
3. Корпоративный дресс-код
Одежда, соответствующая пожеланиям руководства. Поскольку дресс-код вводится по инициативе работодателя, он должен предоставить условия для его выполнения, в первую очередь, комфортную температуру в офисе. Ограничения в одежде не должны негативно сказываться на здоровье сотрудников. Соблюдение дресс-кода должно распространяться только на рабочее время: приходить и уходить работник может в любой одежде. Нельзя предписывать сотрудникам какую сделать прическу и макияж, какого цвета должен быть маникюр – это незаконно.
По данным исследования SuperJob 14% россиян получали комментарии по поводу своей одежды от сослуживцев (5%) и от начальства (9%). Замечания от начальства чаще получают мужчины, а от коллег– женщины. 55% опрошенных прислушиваются к замечаниям руководства, а 38% – игнорируют. Мнение начальства более весомо, комментарии коллектива учитывают 42% опрошенных, а игнорируют 44%.
Отметим, что за нарушение дресс-кода оштрафовать или уволить сотрудника нельзя. Штраф за это, как вид взыскания, отсутствует в Трудовом Кодексе, провинившегося сотрудника можно только лишить премии. Увольнение из-за внешнего вида, не влияющего на работу, можно оспорить в суде. Чаще всего суды по таким вопросам встают на сторону работника.
Наталья Сторожева, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»:
«Да, дресс-код не является поводом для увольнения. Но сотрудника, открыто выражающего им недовольство, руководство будет считать нелояльным к принципам и политике компании.
Например, я знала одну сотрудницу финансового отдела большого холдинга. Она вышла из декрета и позволяла себе приходить в офис, где был не прописанный, но довольно строгий дресс-код, в привычной для молодой мамы одежде: футболки, свободные хлопковые штаны и блузки. Сначала ей прощались шалости с внешним видом, но после третьей недели руководитель посоветовал ей его изменить. Она сослалась на жару, что начальник счел отговоркой: офис современный, работает кондиционер, есть кулер. И спустя некоторое время ее перевели руководителем регионального филиала холдинга. С формулировкой: «А если должность вас не устраивает – пишите заявление»
Корпоративный дресс-код и его стили
В Яндексе дресс-код очень простой – достаточно приходить на работу одетым. В косметической компании Mac сотрудники могут самовыражаться как угодно, но одежда должна быть черной. Большинство же организаций придерживается классических стилей дресс-кода:
1. Деловой стиль
Устанавливает самые жесткие рамки: для мужчин – строгий костюм темных тонов в сочетании с белой рубашкой, галстук обязателен. Для женщин – костюм с юбкой или брюками плюс блуза пастельных тонов или платье футляр, тонкие телесные колготки.
В этот стиль никак не вписываются рубашки с коротким рукавом, джинсы или туфли на шпильке. Все максимально сдержанно и респектабельно. Раньше важную роль играли аксессуары, например, визитница или роскошные часы, но теперь к ним все чаще относятся с иронией, так, например, один из самых богатых людей России Роман Абрамович носит недорогие пластиковые часы Swatch.
2. Business casual
Удобный, элегантный и презентабельный стиль для сотрудников крупных корпораций. Мужчины могут выбрать менее строгий пиджак, например, вельветовый, рубашку с жестким воротником, брюки сдержанного цвета, отказаться от галстука. Женщины могут носить костюмы и платья до колена неброских цветов, разрешается сочетание юбки с блузкой, без пиджака. Этот стиль более расслабленный, чем деловой.
3. Smart casual
Популярен в организациях с молодым коллективом, он сохраняет нарядность, но менее требователен. Мужчины могут отказаться от строгого пиджака и надеть кардиган или блейзер, выбрать рубашку разных цветов и фасонов, не надевать галстук. В этом стиле разрешены джинсы и шорты. Женщинам лучше воздержаться от коротких юбок, пляжных расцветок и блесток, а летом можно отказаться от колготок.
4. Casual
Почти не отличается от повседневной одежды. Можно все, кроме спортивных и вызывающих вещей. Он подходит для сотрудников, не взаимодействующих напрямую с клиентами. В некоторых организациях со строгим дресс-кодом существует «Casual-пятница», когда работники могут вместо костюма выбрать обычную одежду.
Casual Friday – заговор корпораций?
История создания этой традиции интересна тем, что пятницу, свободную от строгого дресс-кода, захотели ввести не сотрудники, а крупные компании, которые надеялись поднять объем продаж своей продукции: одежды и… стирального порошка.
В 60-е годы компания-производитель гавайских рубашек разрешила своим работникам приходить по пятницам в ярких, цветастых рубашках, назвав это мероприятие «Aloha Friday», но широкого распространения эта идея не получила.
По другой версии, компания Procter & Gamble в 80-е годы столкнулась с падением роста продаж. Анализ рынка показал, что около трети потребителей пользуются химчисткой, а не стирают вещи порошком. Большинство потребителей сдавали в химчистку деловые костюмы, которые носили пять дней в неделю. Компания также выяснила, что люди хотели бы работать в более удобной одежде. Осталось придумать – как внедрить идею об обычной одежде в офисе.
P&G стала первой компанией, которая разрешила работникам одеваться в стиле Casual по пятницам. Позже, совместно с Levi’s Jeans, они обнародовали свои исследования о пользе удобной одежды для креативности сотрудников и повышения эффективности их работы. Это стало толчком для того, чтобы многие корпорации внедрили «свободную пятницу». В итоге, рынок стиральных порошков вырос, а сотрудники получили чуть больше свободы.
Плюсы дресс-кода
1. Формирование имиджа компании
Общий для всех стиль одежды сотрудников сразу показывает, что компания работает как единое целое, это вызывает уважение. Деловой стиль воспринимается многими как показатель того, что в фирме работают профессионалы.
2. Укрепление корпоративного духа
Строгая одежда дисциплинирует и настраивает на работу, способствует формированию общности, команды, сплочению коллектива. Около трети опрошенных (36%) в исследовании портала SuperJob считают, что регламентированный дресс-код оказывает положительное влияние на работу.
3. Повышение узнаваемости
Форменная одежда или запоминающийся дресс-код положительно влияет на рекламный образ компании, это еще одна возможность заявить о себе как о серьезной организации.
4. Ускорение адаптации персонала
Корпоративный дресс-код делает рабочую среду более безопасной, новый сотрудник чувствует себя причастным к коллективу, испытывает меньше стресса.
5. Возможность отделить работу и личную жизнь
Надевая строгий костюм, сотрудник погружается в рабочие задачи, становится более сосредоточенным. Снимая пиджак по окончании рабочего дня, он как бы дает себе сигнал, что наступило свободной время и можно расслабиться. Это помогает соблюсти баланс между работой и личной жизнью.
6. Не нужно выбирать, что надеть
В организациях с установленным дресс-кодом сотруднику проще понять, какая одежда будет уместной. Как правило, всегда актуальна классика – строгий костюм, рубашка, качественная обувь, а спортивная, яркая или очень открытая одежда в офисе неуместна.
Наталья Сторожева, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»:
«Самая важная причина дресс-кода в организации – это создание официальной, деловой атмосферы в офисе. Строгий костюм призывает к собранности и сосредоточенности, не позволяет отвлекаться на ненужные детали. Также дресс-код несет информацию о своем «носителе». Это своего рода маячок, помогающий сориентироваться в корпоративной иерархии.
По мнению имиджмейкеров, дресс-код полезен не только с точки зрения дисциплины. Правильно подобранный образ помогает избегать конфликтов, улучшает настроение и повышает производительность труда. Для разных задач должна быть разная одежда»
Минусы дресс-кода
1. Сложности в организации
Работодатель должен выпустить нормативный акт, в котором прописаны требования, или отразить их в коллективном договоре. Корпоративный дресс-код не должен противоречить Трудовому Кодексу. Работодателю также нужно предоставить условия для его соблюдения.
2. Негативное влияние на репутацию организации
Согласно исследованию HeadHunter 17% россиян не согласились бы на работу, предусматривающую дресс-код. Кроме того, у клиентов может складываться плохое впечатление об организации, где сотрудники вынуждены неудобную или несоответствующую погоде одежду.
3. Снижение удовлетворенности сотрудников
Чем больше требований, особенно необоснованных, к сотруднику, тем меньше ему нравится его работа. Однако, только 7% участников опроса от SuperJob признались, что дресс-код мешает выполнению их обязанностей.
4. Увеличение затрат времени на соблюдение дресс-кода
Если человек работает в организации, которая предусматривает ношение формы (12% по результатам исследования), ему нужно дополнительное время в начале и конце рабочего дня, чтобы переодеться. Если в организации строгий дресс-код, например, деловой костюм (среди опрошенных так одеваются на работу 11%), то одежда нуждается в дополнительном уходе: костюм периодически нужно сдавать в химчистку, а рубашки требуется тщательно гладить.
Павел Кац, основатель рекламного агентства Digital Bands:
«На мой взгляд — дресс-код уместен в ресторане, но не в офисе. Это какой-то пережиток прошлого, когда люди дорывались до знаний MBA и начинали все слепо копировать. Не было своего пути и опыта, поэтому руководители повторяли все, как написано в американских книгах 70-х годов.
В истории моей работы по найму была компания, где особое требование — все мужчины должны были ходить в галстуках. Даже если дальше офисной кухни за рабочий день не ходишь — все равно. Никто не мог объяснить зачем это все, но был руководитель, который страшно за этим следил. Я не ношу галстуки и не планировал начинать в тот момент, из-за чего постоянно были конфликты.. Вместо того, чтобы обсуждать рабочие вопросы — мы спорили про галстуки. Если можно придумать самое неэффективное рабочее времяпрепровождение — то это определенно было оно. Галстук не влиял ни на что, и никто его не хотел носить, но всех заставляли. Объяснений не было, потому что это была прихоть.
Такой подход — токсичен. Люди, как минимум, достойны логических решений или объяснений. Выполнять прихоти руководства — удел кампаний из прошлого столетия, когда не думали над эффективностью и климатом в коллективе»
Резюмируем
Корпоративный дресс-код – это одежда, которая соответствует пожеланиям работодателя. Требования к внешнему виду сотрудников должны быть зафиксированы, при этом, регламентировать можно только одежду, а не прическу или макияж. Работодатель не может оштрафовать или уволить сотрудника за неподобающий внешний вид, если он никак не влияет на работу.
В отличие от дресс-кода, форменная одежда, как знак принадлежности к определенной организации, или спецодежда, выполняющая функции защиты, обязательны для сотрудников. Отказ от их использования может повлечь отстранение от работы.
Дресс-код может быть как очень строгим, не предусматривающим поблажек, так и почти не отличаться от повседневной одежды, например, в стиле Casual. Каждая организация выбирает стиль для себя, в зависимости от того, какие цели она перед собой ставит. Обычно сотрудники, напрямую работающие с клиентами, одеты более официально.
Иногда в организации вводится традиция «свободной пятницы», когда работники приходят в офис в повседневной одежде. Это помогает общаться менее формально и делает отношения в коллективе более теплыми.
Основные плюсы дресс-кода – повышение узнаваемости бренда и укрепление корпоративного духа. Минусы – снижение удовлетворенности сотрудников, часть из них даже готова отказаться от подходящей вакансии, если она требует определенной одежды, это нужно учитывать при найме.
В целом, сотрудники лояльно настроены по отношению к строгой деловой одежде, они считают, что это помогает быть более дисциплинированными, однако, решение о том, нужен ли дресс-код в организации, должно быть взвешенным, обоснованным и оптимальным для всех.
Все тип-топ – каблуки, макияж: как заставить сотрудников соблюдать дресс-код
Дресс-код – это требования к внешнему виду сотрудников организации, форме и стилю одежды. По сути, он является продолжением корпоративного стиля. Каждый работник компании должен его соблюдать, иначе возможны взыскания, вплоть до риска лишиться работы.
В трудовом кодексе РФ не прописано такое понятие, как «дресс-код», но сказано, что работник обязан соблюдать «правила трудового распорядка и дисциплину труда», а эти правила могут включать требования к внешнему виду. В момент подписания трудового договора работник соглашается с их обязательным соблюдением.
Работодатели могут вводить рекомендации, как сотрудники должны выглядеть в разных случаях делового общения. Устанавливать правила, в чем нельзя приходить на работу, посещать деловые встречи и публичные выступления. При этом в документации не обязательно будет фигурировать понятие «дресс-код», возможна другая формулировка, например, «требования к внешнему виду сотрудников».
Дресс-код для компании – это возможность выделиться на фоне других игроков рынка, продиктованная высокой конкуренцией
В серьезных компаниях требования к внешнему виду могут быть очень строгими, особенно для сотрудников, которые работают с клиентами и деловыми партнерами. Чаще всего регламентируют стиль одежды банки, нотариальные и юридические фирмы, финансовые учреждения. А также заведения, где важно, чтобы персонал был узнаваем: фирменные магазины, кафе, парки развлечений, казино и т. п.
При этом отношение к внешнему виду сотрудников, которые находятся только в офисе и не пересекаются с клиентами и партнерами лично, более демократичное.
Согласно статистике, только 8 % работодателей устанавливают жесткий дресс-код, остальные – прописывают рекомендации к стилю.
Плюсы введения дресс-кода в компании
Внешний вид сотрудников может многое рассказать о компании и повлиять на атмосферу внутри коллектива. Дресс-код:
Главные задачи дресс-кода – поднять авторитетность компании, дисциплинировать и сплотить сотрудников для достижения общей цели.
Дресс-код персонала на примере сотрудников «Сбербанка»
Почему дресс-код может вызывать отторжение у сотрудников
Руководители в один голос утверждают, что дресс-код работников формирует имидж компании. HR-специалисты уверены, что общий стиль одежды исключает неуместное обсуждение гардероба коллег на работе и формирует из представителей разных социальных групп дружный и сплоченный коллектив.
При этом сами сотрудники нередко считают, что дресс-код ограничивает их свободу, препятствует самовыражению и проявлению лидерских качеств. Поэтому возможны попытки саботажа и игнорирования правил.
Чтобы понять, как контролировать сотрудников, давайте разберемся, какие требования может и не может включать дресс-код.
В рекомендациях к внешнему виду можно прописать:
Нельзя требовать от работников:
Как заставить сотрудников соблюдать дресс-код
Единственный действенный метод добиться соблюдения правил – контроль. Сотрудники должны знать, что их ждет за несоблюдение дресс-кода и быть готовыми к проверкам.
Проверку внешнего вида персонала удобнее всего проводить с помощью электронного чек листа, где отмечены все основные пункты, которые нужно зафиксировать:
Большое преимущество электронного чек-листа в том, что его можно дополнить любыми пунктами в соответствии с принятой на предприятии политикой дресс-кода.
Все отчеты по проверкам внешнего вида сотрудников хранятся в личном кабинете CheckOffice. В любое время можно посмотреть данные за разный период по конкретному сотруднику или подразделению, сравнить несколько филиалов между собой.
Анализ позволит сделать выводы о результативности работы HR, принять решение о премировании или депремировании сотрудников, скорректировать кадровую политику.
Офисный дресс-код: прихоть или необходимость
Если дресс-код использовать грамотно, он может стать палочкой-выручалочкой, помогающей создавать нужную атмосферу в офисе и грамотно выстраивать отношения с клиентами. В противном случае, его будут воспринимать как еще один выдуманный начальством способ придраться к неугодному работнику.
Однажды в компанию, где я работала, пришел новый начальник. Коллеги, успевшие с ним познакомиться, нервно хихикая, предупреждали: «только не падай в обморок, когда увидишь». Впечатление действительно получилось сногсшибательным. Мужчина в возрасте плюс-минус 40 пришел в офис
в полуспущенных джинсах и футболке с изображением чудовища из фильмов ужасов.
Образ дополняли тяжелая металлическая цепь на груди, конец которой уходил в задний карман брюк, и неопрятные волосы до плеч.
В течение последующих двух-трех месяцев из компании уволилось почти все руководство высшего и среднего звена. Не буду утверждать, что причиной ухода стал именно внешний вид нового начальника. Вполне возможно, ходи он на работу в костюме, результат все равно был бы тем же. Но почему-то все мы, обсуждая личные причины смены работы, неизменно заканчивали все теми же пресловутыми спущенными джинсами и цепью.
Нужен ли дресс-код в офисе? Далеко не все готовы ответить на этот вопрос утвердительно. Достаточно вспомнить бурную дискуссию, всколыхнувшую российский интернет в прошлом году, когда сотрудники одной нефтяной компании выложили в открытый доступ принятые у них правила внутреннего дресс-кода.
Кстати, вполне разумные правила, доступно и убедительно объясняющие, что из одежды имеет право на демонстрацию в офисе. А чтобы сотруднику было легче сориентироваться в современных стилях,
приводился список магазинов с разным уровнем цен, где можно приобрести варианты нарядов
в зависимости от уровня зарплаты и статуса работника.
Но какой же шквал негодования все это вызвало у читающей публики. Главным аргументом в споре было: да как они смеют указывать человеку, что носить и тем самым покушаться на личную индивидуальность. По мнению Светланы Буряковой, много лет работающей в сфере управления впечатлением, резко против дресс-кода высказываются люди, у которых с детства были пробелы в воспитании и стиле.
На самом деле дресс-код выдуман вовсе не для того, чтобы еще больше осложнить жизнь работнику. «Инструкция по стилю, разработанная в компании, может стать своего рода палочкой-выручалочкой для работника, дав ему ту информацию, которую он по каким-то причинам не получил в юности. Она может быть также
руководством по разумной трате денег при покупке одежды.
Когда приобретается именно та вещь, которая будет к лицу и к месту на долгие годы.
Дресс-код помогает избежать диссонанса между внешностью работника и теми услугами, что он предлагает. К примеру,
приходя в банк, мы же не предполагаем, что увидим там полуголых девушек
в окошке кассы. По мнению Светланы, особенно важно подобное соответствие в официальных учреждениях, где часто и без того затруднен контакт между чиновниками и посетителями.
Контакт в этом случае будет явно затруднен, поскольку подобный внешний вид предельно ясно декларирует, что его обладатель если и будет общаться, то только с теми, кто соответствует его представлению о прекрасном. Например, у Светланы есть даже специальный наряд для походов в налоговую, позволяющий успешно мимикрировать под представительниц этой профессии.
Кстати, неплохая подсказка всем, кто заинтересован в получении услуги от конкретной фирмы или учреждения. Прежде чем вступать в переговоры,
ознакомьтесь с принятым там дресс-кодом и приходите одетым соответствующим образом.
Можете быть уверены, подобная хитрость существенно облегчит переговорный процесс.
Самые распространенные отговорки в этом случае: мне некогда бегать по магазинам, чтобы подбирать ту одежду, которая мне пойдет. И в этом тоже есть своя логика, поскольку у многих людей нестандартные фигуры, а деловой одежда предполагает определенный стиль.
«Если у человека действительно есть индивидуальность, она обязательно проявится
и в выборе цветовой гаммы, и в аксессуарах. Если речь не идет об униформе, то простор для проявления собственного стиля личности огромный».