девушка в бане картина
Женщины, баня и душевная чистота на картинах известных художников
Русская баня занимает в творчестве русских художников особенное место. Баня — это место традиционное, посещение которого сопровождается настоящими ритуалами и обычаями. Художники, которые посвятили свои картины именно бане и жанровым сценкам из бани, попытались передать через свои плотна тот банный дух, настроение, атмосферу спокойствия и комфорта, которые всегда здесь присутствуют.
Виталий Гаврилович Тихов — В русской бане
Русская баня на картинах художников обладает одной интересной особенностью. Так как баня — это место, где люди моются, актуальной здесь является обнажённая натура. Женщины в бане на картинах художников изображены полностью обнажёнными, но можно ли назвать эти работы пикантными или даже неприличными? Что удивительно, в этих картинах нет ни одного намёка на какой-либо эротизм происходящего. Всё, что происходит в бане, настолько натурально, что все герои этих работ выглядят максимально естественно. Больше того, создаётся ощущение, что женщины в бане обладают не только чистым телом, но и чистой душой, которая будто очистилась в бане от всех тягот и неприглядных вещей этого мира. Почему так происходит?
Зинаида Серебрякова — Баня
Есть два ответа на данный вопрос:
Во-первых, стоит отметить характер обнажённой натуры в живописи. Профессиональный художник, который изображает бытовые и жанровые сцены с участием обнажённой натуры, старается сделать это максимально натурально и естественно, так, чтобы вид героев картин не был похож на пошлость. Обнажённая натура в живописи — это далеко не изображение женщины без ничего, скорее — это образ женского начала, женской природы, её естества, натуральной красоты. На таких картинах, где женщина лишена тех вещей, что были созданы руками человека, она представляется чистой и телом и душой.
Борис Кустодиев — Русская Венера
Во-вторых, картины с женщинами в бане не воспринимаются зрителем, как нечто эротичное по той причине, что баня сама по себе подразумевает полное обнажение. В сознании и подсознании человека появляется некий образ бани, как места, где такой вид человека является самым естественным. Человек в одежде в бане смотрелся бы очень нелепо и вызывал бы яркий диссонанс в сознании, а вот обнажённый человек, который занимается мытьём в бане, — это так же натурально и естественно, как человек в рабочей одежде на заводе или как грибник с корзинкой в лесу.
А.М. Герасимов — Русская баня
Алексей и Сергей Ткачевы — Банный день
В. Тихов — В бане
Владимир А. Плотников — В бане
Даларнийские девушки в бане
Описание картины «Даларнийские девушки в бане»
В конце 1880-х Цорн начинает усердно практиковаться в жанре, который прославит его не меньше портретов: ню на открытом воздухе. Он не особо заморачивается с сюжетом и драматургией таких полотен, все его внимание захватывает природная красота пышных, пышущих здоровьем тел. Художник пишет женщин буквально там, где застал: во время или после купания в открытом водоеме (1, 2, 3), либо где-то рядом с ним (1, 2).
Картина Цорна «Даларнийские девушки в бане» выбивается из общего ряда тем, что водные процедуры осуществляются в закрытом помещении и страстной, буквально огненной палитрой. По некоторым сведениям, для многих работ художник намеренно ограничивал выбор цветов, предпочитая желтую охру, кадмий красный средний, черную слоновую кость и белый. Глядя на полотно, так и слышишь, как шведский здоровяк глаголет в присущей ему резкой прямолинейной манере: «Много ли надо умеючи?»
Дом, милый дом
Куда бы ни закидывала Цорна судьба – в Лондон, Чикаго, Петербург иль Париж – его всегда неукротимо тянуло на родину. Всем своим большим и могучим сердцем он любил шведскую глубинку, что была его колыбелью, и всякий раз неизменно возвращался, дабы обновить связи с корнями, которые никогда не обрубал.
Даларна – название провинции, где родился художник (в современной Швеции соответствует административной единице «лен Даларна»). Каждую весну и лето он проводил здесь в усадьбе Цорнгорден, которую начал обустраивать в 1888 году, перевезя на приобретенный участок земли в Муре старый дом своего деда. Тут он встретил и свой последний закат – редчайший случай, когда в биографии художника совпадает место рождения и смерти.
Цорн ценил простую, не отличавшуюся особой изысканностью или утонченностью красоту местных женщин. Само собой, это находило отражение в его творчестве. Один из наиболее ярких, характерных образов – шведскую крестьянку Маргит – он напишет спустя три года после обоснования в Цорнгардене. И если бы ее портрет и изображение девушек в импровизированной деревенской сауне не разделяли 15 лет, можно было бы запросто предположить, что Маргит – одна из них: такая же румяная, крепкая, полнотелая блондинка с красной лентой в волосах.
У Цорна есть еще картина с очень похожими героинями, захваченными чуть ли не в таких же декорациях. И лишь официальная дата ее написания (годом ранее «Даларнийских девушек»), мешает поставить полотно в диптих с ними. А ведь «Купальщицы» прямо-таки продолжают сюжет. То ли разморенные после горячих водных процедур, то ли утомленные позированием неугомонному живописцу, крестьянские Джоконды со скучающим видом наблюдают за пламенем печи – все с теми же неизменными красными лентами в волосах.
Цирк, да и только
О скорости, с которой работал Цорн, ходили легенды. Говорили, он способен написать обнаженную натуру буквально за один сеанс. И глядя на уверенный, размашистый, решительный мазок – особенно на заднем плане картины «Даларнийские девушки в бане», закрашенном почти условно – охотно в это веришь.
В сети ходит история, которую одному художнику рассказал его учитель, а тому учителю – его учитель, лично присутствовавший на представлении в Петербургской академии художеств. Цорна ждали, чтобы он продемонстрировал студентам выдающийся талант и сенсационную скорость работы.
Женщины, баня и душевная чистота на картинах известных художников
Русская баня занимает в творчестве русских художников особенное место. Баня — это место традиционное, посещение которого сопровождается настоящими ритуалами и обычаями. Художники, которые посвятили свои картины именно бане и жанровым сценкам из бани, попытались передать через свои плотна тот банный дух, настроение, атмосферу спокойствия и комфорта, которые всегда здесь присутствуют.
Виталий Гаврилович Тихов — В русской бане
Русская баня на картинах художников обладает одной интересной особенностью. Так как баня — это место, где люди моются, актуальной здесь является обнажённая натура. Женщины на картинах художников изображены полностью обнажёнными, но можно ли назвать эти работы пикантными или даже неприличными? Что удивительно, в этих картинах нет ни одного намёка на какой-либо эротизм происходящего. Всё, что происходит в бане, настолько натурально, что все герои этих работ выглядят максимально естественно. Больше того, создаётся ощущение, что женщины в бане обладают не только чистым телом, но и чистой душой, которая будто очистилась в бане от всех тягот и неприглядных вещей этого мира. Почему так происходит?
Зинаида Серебрякова — Баня
Есть два ответа на данный вопрос:
Во-первых, стоит отметить характер обнажённой натуры в живописи. Профессиональный художник, который изображает бытовые и жанровые сцены с участием обнажённой натуры, старается сделать это максимально натурально и естественно, так, чтобы вид героев картин не был похож на пошлость. Обнажённая натура в живописи — это далеко не изображение женщины без ничего, скорее — это образ женского начала, женской природы, её естества, натуральной красоты. На таких картинах, где женщина лишена тех вещей, что были созданы руками человека, она представляется чистой и телом и душой.
Борис Кустодиев — Русская Венера
Во-вторых, картины с женщинами в бане не воспринимаются зрителем, как нечто эротичное по той причине, что баня сама по себе подразумевает полное обнажение. В сознании и подсознании человека появляется некий образ бани, как места, где такой вид человека является самым естественным. Человек в одежде в бане смотрелся бы очень нелепо и вызывал бы яркий диссонанс в сознании, а вот обнажённый человек, который занимается мытьём в бане, — это так же натурально и естественно, как человек в рабочей одежде на заводе или как грибник с корзинкой в лесу.
БАНЯ В ЖИВОПИСИ
Словарь Владимира Даля
Е.М.Корнеев Русская баня 1812 г.
Фирс Журавлев Девичник в бане 1885 г.
З.И. Летунов Русские бани.
Владимир Высоцкий
1971 г.
Плотников В.А. В бане 1898 г.
Казимир Малевич В бане 1910-11 гг.
Зинаида Серебрякова Баня 1913 г.
Зинаида Серебрякова Баня. 1926 г.
Зинаида Серебрякова Баня. 1913 г.
Зинаида Серебрякова Русская баня. 1913 г.
Протопи ты мне баньку, хозяюшка,
Раскалю я себя, распалю,
На полоке, у самого краюшка,
Я сомненья в себе истреблю.
Эх, за веру мою беззаветную
Сколько лет отдыхал я в раю!
Променял я на жизнь беспросветную
Несусветную глупость мою.
А потом на карьере ли, в топи ли,
Наглотавшись слезы и сырца,
Ближе к сердцу кололи мы профили,
Чтоб он слышал как рвутся сердца.
Ох, знобит от рассказа дотошного!
Пар мне мысли прогнал от ума.
Из тумана холодного прошлого
Окунаюсь в горячий туман.
Владимир Высоцкий
1968 г.
Anders Zorn Girls from Dalarna in the sauna 1906 г.
Anders Zorn Potatiskitteln 1915 г.
Борис Кустодиев Русская Венера 1921 г.
В. Тихов В бане 1910 г.
Александр Самохвалов После бани. 1927 г.
Ох, сегодня я отмоюсь, эх, освоюсь!
Но сомневаюсь, что отмоюсь!
Не спи! Где рубаху мне по пояс добыла?!
Топи! Ох, сегодня я отмоюсь добела!
Кропи! В бане стены закопченные кропи!
Топи! Слышишь, баню мне по-черному топи!
Ох, сегодня я отмоюсь, эх, освоюсь!
Но сомневаюсь, что отмоюсь!
Владимир Высоцкий
1971 г.
Николай Фешин В бане 1923 г.
Tamara De Lempicka Women at the Bath 1929 г.
Александр Герасимов Баня 1938 г.
А.Герасимов Русская баня.
А.Герасимов Русская баня 1939 г.
От нетерпенья подвывая
Сжимая веники в руках,
Чиста, отмыта, как из рая
Ко мне толпа валила злая
На всех парах, на всех парах.
.
Владимир Высоцкий
конец 1972 г.
Аркадий Пластов Весна (В бане). 1954 г.
Алексей и Сергей Ткачевы Банный день.
Алексей и Сергей Ткачевы Семейная баня. 1982-83 гг.
Баня глазами русских художников
Иностранцы считают баню главным развлечением в России. Однако для самих россиян баня — явление вполне обычное, хотя и не лишенное своей загадочности и притягательности, что отражено в картинах многих художников.
7 ФОТО
1. Казимир Малевич. В бане, 1910-11.
Свое толкование бани было у основателя супрематизма и автора «Черного квадрата». На этом графитовом рисунке, изображающем простую бытовую сцену, художник уже ищет свой стиль и «играет» с формой, отказываясь от точного изображения действительности.
2. Борис Кустодиев. Русская Венера, 1926 год.
Название говорит само за себя. Кустодиев, главный летописец повседневной купеческой жизни России, изобразил идеал русской красоты в представлениях начала ХХ века.
3. Александр Герасимов. Деревенская баня, 1938 год.
Главный художник Сталина был автором таких знаковых советских работ, как Ленин на трибуне, И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле. Но он также выполнял «неформальные» работы, отражающие его талант художника. Одна из них — якобы очень советская жанровая сцена, действие которой происходит в бане — и все же фигуры в ней почти рубенсовские.
4. Аркадий Пластов. Весна 1954 г.
Обнаженные тела практически отсутствовали в официальном советском искусстве, поэтому живопись Пластова была очень смелым экспериментом. На большом холсте 210 х 123 см обнаженная девушка одевает ребенка после бани.
5. Федор Самусев. После бани, 1960.
Для многих советских художников сюжеты бани были подходящим поводом попрактиковаться в изображении обнаженной фигуры.
6. Алексей и Сергей Ткачевы. В бане, 1974 г.
Братья Ткачевы написали целую серию работ, посвященных бане, как зимой, так и летом. Изображали людей после бани, людей, растирающихся снегом или лежащих в парилке. На этой картине изображен ставший уже классическим сюжет женщины, моющей ребенка в бане.
7. Юрий Пенушкин. Из бани, 1975.
В детстве художник украдкой наблюдал, как вспотевшие женщины выходят из бани, набирают воду и возвращаются обратно. Поэтому этот загадочный ритуал он описывает как настоящее «русское чудо».