дети в пшеничном поле
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Пшеничное поле»
Цель: Закреплять знания о жанре живописи пейзаж. Развивать умение подбирать соответствующую цветовую гамму.
-Развивать умение передавать в рисунке форму,размер предметов и цвет;
-Формировать умение гармонично располагать изображение на листе бумаги;
-Закреплять знания о жанре живописи пейзаж.
-Развивать умение рисовать фон, изображая небо и землю нетрадиционным способом рисования по мокрому;
-Развивать видение эстетической красоты в пейзаже.
-Воспитывать умение аккуратно работать красками.
Предварительная работа: Рассматривание колоса, зерна.Просмотр презентации: «Откуда к нам на стол хлеб пришёл?»
Оборудование и материалы:
Репродукции картин с изображением пшеничных полей, пшеничных колосьев.
Альбомные листы формата А4, кисти, подставки для кистей, краски, банки с водой, тряпочные салфетки.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение о пшенице
Уродись, пшеница,
Был крепок, как дубок,
Воспитатель: Дети как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (ответы детей). Правильно о пшенице.
Воспитатель: Посмотрите на картины, что вы можете про них сказать (ответы детей)
Воспитатель: Правильно это пейзаж. Что изображено на пейзаже (ответы детей)
Дети давайте вспомним, что же такое пейзаж? (Ответы детей). Правильно, пейзаж – это жанр искусства, изображающий природу или какую-нибудь местность (лес, роща, поле, и т. д.
Воспитатель: А какие жанры искусства мы еще с вами проходили? Правильно натюрморт и портрет.
Воспитатель: Давайте рассмотрим наш пейзаж, что на нем нарисовано?
Дети: Поле. Небо
Воспитатель: А какое поле изобразил художник?
Дети: Пшеничное поле.
Воспитатель: Как художник изобразил поле, небо?
Дети: Поле жёлтого цвета, а небо голубого.
Воспитатель: Почему художник изобразил поле жёлтого цвета?
Дети: Потому, что оно состоит из колосков, а они жёлтого цвета.
Воспитатель: Дети посмотрите, кажется, что от картины исходит свет. Ребята, давайте мы с вами превратимся в художников и нарисуем пейзаж, но чтобы начать рисовать нам нужно размять наши пальчики.
Бублик (Большой и указательный пальцы образуют круг.)
Баранку, (Большой и средний пальцы образуют круг.)
Батон (Большой и безымянный пальцы образуют круг)
И буханку (Большой и мизинец образуют круг.)
Испёк спозаранку (Имитация лепки хлеба.)
Воспитатель: Сначала подготовим фон для нашего рисунка. Для этого нам нужно разделить лист на две части. Как вы думаете, какой фон мы с вами будем изображать? (Ответы детей).
-И вот полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся они к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. Улыбнитесь друг другу.
Молодцы, а сейчас начинаем рисовать колосок. (Показ воспитателя)
Для этого нам нужно взять желтую краску и кисть. Набираем на кисть краску жёлтого цвета и рисуем стебель колоса, далее снова набираем краску и методом примакивания ворса кисти рисуем зёрна в колосе.
Обратить внимание детей на то, что основным фоном картины является поле, а в поле растёт великое множество колосков. Поэтому можно нарисовать колосков кто сколько захочет!
По окончании рисования рассматриваем рисунки.
Дети давайте вспомним, о каком жанре искусства мы сегодня говорили? (пейзаж)
Что мы сегодня рисовали? (пшеничное поле и колоски)
Понравились вам ваши рисунки? (ДА)
Воспитатель: Вы такие молодцы! Очень красивые пшеничные поля и колосья у вас получились, и небо самое настоящее прозрачно голубое!
Конспект игры «Поле чудес» в подготовительной к школе группе по правилам дорожного движения Методическая разработка Старшего воспитателя МБДОУ «Юрлинский детский сад № 3» Жикиной Н. В. Конспект «Поле чудес» для детей подготовительной.
Конспект НОД по рисованию «Поле из одуванчиков» (средняя группа) Программное содержание. Учить видеть красоту цветущего луга, продолжать воспитывать бережное отношение к растениям; закрепить знание о строение.
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Куст роз» «Куст роз» Цель: создание изображения цветков розы нетрадиционным способом рисования. Задачи: Образовательные: 1) формировать эстетическое.
Конспект занятия по рисованию снегиря на ветке в подготовительной группе Образовательная область: Художественное творчество. Цель: Обучение детей рисованию птицы – снегиря на ветке. Оборудование: плакат с изображением.
Конспект занятия по рисованию «Моя Москва» в подготовительной группе Цель: • Формировать интерес и любовь к красоте род Вызвать интерес, чувство восхищения и гордости красотой столицы – России – Москвой. Расширить.
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Белая береза» Задачи: 1. Формировать умение детей передавать художественный образ зимней березы. 2. Продолжать учить рисовать характерные части дерева:.
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Сирень Победы» Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему «Сирень Победы» (акварель) Образовательная область: художественно-эстетическое.
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Сказочное царство» Интеграция ОО:» Социально-коммуникативное развитие «, » Познавательное развитие «, » Речевое развитие «, » Художественно-эстетическое.
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Подсолнух» Цель : Создавать образ подсолнуха, как символа солнца. Задачи : 1. Познакомить детей с приемом работы краской из тюбика, сухой кистью. 2.
Конспект занятия по рисованию в средней группе. Коллективная работа в технике оттиска смятой бумагой «Поле цветов» Конспект занятия по рисованию в средней группе. Коллективная работа. Тема: » Поле цветов» (оттиск смятой бумагой) Цель: Помочь детям освоить.
Школьники засеяли пшеницей целое поле для птиц и чиновников
Журавли вернулись в Талдом и сразу сели на яйца
14 мая на «Журавлиной родине» в Талдоме состоялся традиционный фестиваль по засеву поля пшеницей для вернувшихся из дальних странствий журавлей. Местный батюшка освятил зерно и благословил сеятелей – учеников районных школ.
Фото: Михаил Ковалев
Журавлиное поле в заказнике занимает площадь один гектар и по возвращению птиц на родину талдомские школьники засевают его пшеницей. Заколосится она только в начале августа, но есть пшеницу журавли начнут уже буквально завтра. Эти зерновые не скашиваются, «возвращенцы» клюют сначала семена, потом подросшие ростки, а уже потом сами злаки.
Получается, что поле их кормит вплоть до поздней осени, когда журавли отправятся на зимовку в дальние края. И не только их: зимой прижатые к земле колосья помогут поживиться диким кабанам.
Впрочем, кормить – громко сказано, в заказнике, который стоит на болотах, пищи для перелетных птиц хватает. Эта экологическая акция больше рассчитана на чиновников, чтобы привлечь их внимание к развитию сельского хозяйства в Московской области.
Дети вручную, что называется, дедовским способом, разбрасывают зерна, посевного материала они не жалеют, поэтому, в поле пшеница вырастает очень густой. Чиновники от всей души проникаются этой картиной и начинают всячески помогать фермерам и хозяйствам.
На поле в тот день были представители Мособлдумы, практически все сотрудники талдомской администрации и около 150 школьников.
Традиция «журавлиного поля» берет начало со стародавних времен, когда крестьяне обязательно оставляли на своих угодьях несжатую полосу – специально для прокорма птицам.
Перед посевом состоялся торжественный молебен, батюшка освятил зерно и благословил сеятелей.
В заказнике пока не могут назвать даже приблизительное количество прилетевших журавлей. «Первые ласточки» появились здесь 27 марта – многочисленными стаями. «Они летели со всех сторон, и трудно было подсчитать, сколько вернулось».
Вторая партия прилетела в заказник буквально вчера – 70 журавлей. Среди них был и известный на весь мир талдомский журавель Рыжик. Он один из немногих в мире (!) летает с радиопередатчиком, благодаря которому удается отслеживать все его маршруты. Сейчас устойчивые радиосигналы поступают из деревни Нушполы, которая входит в состав заповедника.
Вернулся на круги своя и большой подорлик – крупная хищная птица из семейства ястребиных. Все почему-то полагают, что орлы, поскольку они такие сильные и могучие, никуда не улетают зимовать. Улетают. Судя по подорлику (у него тоже радиопередатчик), зимовали они в Израиле.
И правильно, между прочим, сделали, потому что под снегом, особенно в нынешнюю зиму, им корма было бы никак не раздобыть.
Через несколько дней здесь состоится еще один праздник – совиный фест, посвященный совам. Эти птицы среди школьников стали особенно популярны после «Гарри Поттера». А в заказнике в этот день предусмотрены пешие экскурсии по местам, где они гнездятся. В бинокль можно рассмотреть болотную сову, ее гнезда располагаются совсем рядом с биостанцией. И ушастую сову. Как нам рассказали в заповеднике, она только-только вывела птенцов.
Сказка «Приключения пшеничного зёрнышка»
Ольга Михайловна Гордеева
Сказка «Приключения пшеничного зёрнышка»
Жили-были пшеничные зёрна. Домом для них был простой колосок, который рос среди таких же пшеничных колосков в поле. Дружно колосилось поле. Дружно наливались спелые зёрна.
Вскоре на поле приехали комбайны и трактора. Они убрали весь хлеб и вспахали всё поле.
Зёрнышко лежало под комом земли и с грустью думало о том, что же будет с ним дальше. Но тут пошёл дождь.
«Ах, как страшно и тоскливо лежать мне одному в этой земляной ямке!»
Росточку стало тесно в зёрнышке, и он потянулся к солнышку и вышел наружу. Зёрнышку уже не было так одиноко и тоскливо, ведь росточек и зёрнышко были одним целым.
Но вдруг подул холодный северный ветер, полил холодный дождь, а затем ударил мороз. Наступила зима.Бедный росточек заплакал и вскрикнул: «Как же мне быть? Что делать, чтобы не погибнуть зимой?»
Его услышала тучка. Она выпустила на волю своих дочек – снежинок.
Снежинки кружились в красивом тихом танце и ложились на землю, образуя белое покрывало. Хотя снежинки были холодными, покрывало оказалось необыкновенно тёплым. Росточек согрелся в своей снежной постельке и заснул под колыбельную метели, которая всю зиму пела ему свои песенки.
Пришла весна. Снег растаял. И росточек проснулся. Теперь он тянулся к солнышку, расправив свои ярко-зелёные листики. С каждым днём он становился всё сильнее и сильнее. Это был уже не тот слабенький росточек, который всего боялся. Это был уже настоящий куст озимой пшеницы! И вскоре у него выросли высокие трубочки, из которых появились колоски и распустились цветочки. Как радовался кустик своим первым цветочкам!
Весёлый летний ветерок радовался вместе с ним. Играя с ветерком, кустик даже не заметил, как его пыльца просыпалась и опылила цветочки. На месте цветов стали расти и наливаться зёрна. И прошло ещё много дней и ночей, прежде чем кустик почувствовал, что все его зёрнышки налились и стали золотисто-жёлтыми. Держать тяжёлые колосья было непросто! Но кустик очень гордился, что из маленького зёрнышка выросло такое замечательное растение!
Похолодало. Иногда шёл дождь. Однажды на поле прилетело много птиц. Они хотели покормиться перед дальней дорогой, ведь они улетали вскоре в чужие края. Кустик не был жадным и отдал птицам всё. Лишь несколько зёрнышек упало на землю. И с этого дня у каждого зёрнышка началась своя жизнь.
Авторская дидактическая игра «Откуда хлеб пришел?» идактическая игра «Откуда хлеб пришел?» Цель: формировать представление детей о процессе производства хлеба (от зернышка в поле до каравая.
Головной убор «Колосок» В начале ноября в нашем детском саду проходили праздники, которые являлись заключительным этапом проекта «Хлеб – всему голова». Зал оформлен.
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Поле пшеничное. Колоски золотистые. Хлеб»
Ирина Сергеевна Панова
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Поле пшеничное. Колоски золотистые. Хлеб»
Интеграция всех образовательных областей.
Возраст детей: 5-6 лет.
Цель: Закреплять знания о жанре живописи пейзаж. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму.
-Учить передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов;
-Учить гармонично располагать изображение на листе бумаги;
-Закреплять знания о жанре живописи пейзаж.
-Развивать умение рисовать фон, изображая небо и землю;
-Развивать видение эстетической красоты в пейзаже.
-Воспитывать умение работать красками аккуратно.
Предварительная работа:Просмотр презентации: «Откуда к нам на стол хлеб пришёл?» Рассматривание и рисование по точкам колоса, зерна, снопа из колосьев.
Оборудование и материалы:
Репродукции картин с изображением пшеничных полей, пшеничных колосьев.
Альбомные листы формата А4, гуашь, кисти, подставки для кистей, банки с водой, тряпочные салфетки.
Ход занятия
Стихи про пшеницу
У пшеницы путь особый,
Чтобы зёрна стали сдобой
Нужно солнышком налиться,
Дождевой воды напиться,
Постоять под небесами
Золотыми колосками,
Покачаться на ветру
Соберут в снопы пшеницу,
Увезут в село, в станицу
На крылатой мельнице
чьей-то доброю рукой
Станут зёрнышки мукой.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (ответы детей) Правильно о хлебе.
Воспитатель: Посмотрите на картины перед вами, что вы можете про них сказать (ответы детей)
Воспитатель: Правильно это пейзаж. Что изображено на пейзаже?
Давайте вспомним, что такое пейзаж? Пейзаж – это жанр искусства, изображающий природу или какую-нибудь местность (лес, роща, поле, и т. д.)
Какие жанры искусства вы еще знаете?
Правильно: Натюрморт и портрет.
Воспитатель: Давайте рассмотрим наш пейзаж, что на нем нарисовано?
Дети: Поле. Пшеничное поле. Небо.
Как художник изобразил поле, небо?
Дети : Поле жёлтого цвета.
Воспитатель: Почему поле жёлтого цвета?
Дети: Потому, что оно состоит из колосков, а они жёлтого цвета.
Воспитатель: Кажется, что от картины исходит свет. Ребята, давайте мы с вами побудем художниками и нарисуем пейзаж, но чтобы начать рисовать нам нужно размять свои пальчики.
Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальчики.
А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят».
Пирожки и плюшки, Поочередно разгибают пальчики
Сдобные ватрушки, начиная с мизинца.
Все мы испечем в печи. Обе ладошки разворачивая вверх.
Очень вкусно! Гладят живот.
Воспитатель: Сначала подготовим фон для рисунка. Как вы думаете, какой фон мы с вами будем изображать? (Ответы детей).
Булка колосом росла, Дети поднимают руки вверх, покачивают
Зерном под жерновом была, Вып. Упр. «Кормление птиц».
А в печи её испек Хлопают одной ладошкой по другой.
Добрый мастер – хлебопёк! Вып. Упр. «Поднос».
Поднимают большие пальцы рук.
Молодцы, а сейчас начинаем рисовать колосок. (Показ воспитателя)
Набираем на кисть краску жёлтого цвета и рисуем стебель колоса, далее снова набираем краску и путём примакивания ворса кисти рисуем зёрна в колосе.
Обращаю внимание детей на то, что основным фоном является поле, а в поле растёт великое множество колосков. Поэтому можно нарисовать колосков кто сколько захочет!
По окончании рисования рассматриваем рисунки.
О каком жанре искусства мы сегодня говорили? (пейзаж)
Что на занятии мы рисовали? (пшеничное поле и колоски)
Трудно было рисовать, что именно? (ответы детей)
Понравились вам ваши рисунки? (ДА)
Нравится вам заниматься рисованием? (ДА)
Воспитатель: Вы такие молодцы! Очень красивые пшеничные поля и колосья у вас получились, и небо самое настоящее синее и голубое!
Оформляем выставку детских работ.
Конспект итогового занятия в подготовительной группе в форме игры «Поле чудес» Итоговое занятие в подготовительной группе в форме игры «Поле чудес» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Конспект итогового занятия в подготовительной группе в форме «Поле чудес» Тема: «Что мы знаем о Коми крае» Программное содержание: 1) Систематизировать знания детей о городах, реках, животном и растительном мире,.
Конспект тематического занятия в подготовительной группе Тема: «Как хлеб на стол пришел» Цель: формирование представления детей о труде взрослых; показывать результаты труда и его общественную значимость, учить бережно относиться.
Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе. Тема: «Петушок с семьей» (набор сувениров по мотивам Гжели). Задачи: 1. Украшать элементы гжельской росписи предметы сложного контура.
Конспект занятия по лепке в подготовительной группе «Хлеб-всему голова!» Уважаемые коллеги, хочу поделиться идеей проведения занятия по лепке на тему «Хлеб» мы с ребятами лепили Колосок из фасоли и макарон «паутинка»,.
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Хлеб — всему голова» Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме: «Хлеб- всему голова». Цель: Дать представление о том, что хлеб.
Конспект занятия по рисованию «Лунная ночь» в подготовительной группе Конспект занятия по рисованию «Лунная ночь» с использованием нетрадиционной техники рисования «градиент», в подготовительной группе. Выполнила.
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Салют Победы» Программное содержание: 1. Развивать умение работать в нетрадиционной технике: рисовать методом «Тычок» 2. Формировать представление о.
О пшенице для детей старшей группы
Познавательная беседа для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет на тему «Пшеница»
Дорогие ребята! Представьте себе, что мы зашли в булочную. Как чудесно пахнет свежим хлебушком! На полках аккуратно, рядками разложены батоны, булки, буханки, пирожки, бублики и слойки. И все это выпекается из белой пшеничной муки.
Пожалуй, нет ничего лучше мягкого пшеничного хлеба!
Ломоть хлеба
Хлеба мягкого ломоть,
Хлеба белого ломоть,
Что в нем необычного?
Дело, может быть, простое
Белый хлебушек испечь.
Тесто замесить густое
И его поставить в печь.
Но сначала, детки, нужно
В поле вырастить зерно,
Летним днем трудиться дружно,
Чтобы налилось оно.
Чтоб поднялся колос спелый,
Полный зерен, золотой,
Чтоб пшеница зазвенела
На ветру тугой струной.
Надо в срок убрать пшеницу,
И зерно в муку смолоть,
Чтобы мог на свет родиться
Хлеба белого ломоть!
Как же пшеница стала спутницей и кормилицей человека? Может быть, это произошло так, как рассказано в сказке.
Сказка о пшеничном зернышке
Давным-давно это было, в те незапамятные времена, когда люди еще жили в пещерах, носили одежду из звериных шкур, а согревались возле костров.
Женщины готовили еду на горячих камнях и углях: жарили мясо и коренья. Старухи нянчили малышей, а старики хранили знания и мудрость и передавали их сыновьям и внукам.
В этом племени жила девочка по имени Ирата. Однажды она долго собирала съедобные плоды и коренья. Ирата устала и присела отдохнуть на большой камень. Ей очень хотелось есть.
Вдруг ногу ей защекотала какая-то сухая золотистая травинка. Девочка наклонилась, сорвала стебелек с колоском, и на ладонь высыпалось несколько твердых зернышек.
— Может быть, их можно есть? — подумала Ирата и положила зернышки в рот.
Она разжевала их. Зерна оказались хоть и твердыми, но вкусными. Девочка нашла еще несколько золотых колосков и утолила зернами голод. А один колосок Ирата взяла с собой, принесла в пещеру, где жило ее племя, и показала бабушке.
Бабушка была старенькая и разжевать зернышки не могла. Тогда смышленая девочка положила зерна на большой камень, что лежал у входа в пещеру, и растерла их другим камнем. Собрала муку в пригоршню и дала отведать бабушке. Девочка и не заметила, как одно пшеничное зернышко упало на землю и затаилось до весны.
Бабушке пшеничная мука пришлась по вкусу. Ведь зерна, которые нашла Ирата, были именно из этого злака.
Вскоре многие женщины и девочки племени стали собирать колоски дикой пшеницы, растирать их на камнях и, добавляя воду, научились варить из них кашу.
Как-то раз бабушка Ираты смешала пшеничную муку с водой и вылила клейкое тесто на раскаленный камень. Тесто запеклось и превратилось в румяную хрустящую лепешку.
Вот это и был самый первый хлеб на Земле!
— Как вкусно! — обрадовалась Ирата, уплетая лепешку.
А весной пшеничное зернышко, упавшее на землю, проросло!
Скоро около пещеры вырос золотой колосок, полный вкусных зерен. Женщины заметили его и догадались, что колоски пшеницы можно не только собирать на лугах и полянах, но и сажать возле своего жилища.
Другие племена тоже узнали о замечательных зернышках, вкусных и сытных, способных долго храниться, и в случае неудачной охоты спасти людей от голода.
Вот так и стали наши далекие предки растить пшеницу и печь хлеб.
♦ Чем занималось племя первобытных людей?
♦ Что нашла девочка Ирата?
♦ Зачем первобытные люди собирали колоски дикой пшеницы?
♦ Понравился ли людям хлеб?
С тех пор прошло много тысячелетий, и колосья современной культурной пшеницы уже не похожи на колоски, называемой однозернянкой. Этот древний вид пшеницы до сих пор выращивают в Турции. Его мелкие жесткие зерна очень трудно обмолачивать, их используют только на корм скоту.
♦ Как же выглядит пшеница?
У нее плотный полый стебель, удерживающий колос, полный зерна. Спелые зерна пшеницы продолговатые желтовато-золотистого цвета, окружены довольно твердой оболочкой, защищающей их от высыхания.
Пшеница, которую сейчас выращивают на хлебных полях, бывает двух видов: твердая и мягкая. Из твердой делают макароны, вермишель. Для выпечки хлеба она не годится, потому что в ней мало клейковины — вещества, придающего хлебу рыхлость и пористость. Хлеб же пекут из мягкой пшеницы, в которой много клейковины.
Летом пшеничный колос наливается золотой спелостью, становится крупным и тяжелым.
У созревшей пшеницы
Он не может устоять,
Тяжкий колос удержать.
В старину в период жатвы пшеничные колосья срезали острым серпом, потом связывали их в снопы. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Недаром говорится: «Красно поле снопами, а овин — скирдами».
Колосья собранной пшеницы молотили цепами, чтобы извлечь из них зерна, провеивали их, очищая от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна — амбары.
Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю деревянными боронами, жали колосья серпами, а молотили цепами.
Теперь на помощь земледельцам пришли умные машины — трактора, распахивающие бескрайние хлебные поля, комбайны, убирающие зерно.
Ребята! Поговорим с вами о том, как возделывают пшеничный и ржаной хлеб на полях в наши дни.
Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью специальными машинами — разбрасывателями на поля вносят удобрения.
Потом на поля приходят помощники хлебопашцев — трактора. Они вспахивают землю, перемешивают ее с удобрениями и одновременно боронуют матушку-землю, чтобы не было комков и поле стало ровным.
Борона — это специальный механизм, который рыхлит землю, чтобы проходили в нее и влага, и воздух, и тепло.
Весной, когда прилетают грачи, люди примечают: «Грач на горе — весна на дворе». Весной солнце пригревает, снег тает, бегут ручейки. Оттаивает и земля.
И снова на поля выходят помощники землепашцев — трактора, управляют которыми трактористы. Земля уже оттаяла, просохла и готова к пахоте.
Трактор тянет за собой тяжелый плуг, который глубоко вспахивает землю.
Трактор
Трактора выходят в поле,
На весеннее раздолье,
Режут плугом день за днем
Влажный, жирный чернозем.
Затем землю рыхлят с помощью больших грабель, которые называются бороной. У нее острые стальные зубья. Земля после такой обработки становится рыхлой, мягкой, готовой к севу.
Вот теперь можно начинать сев. Недаром говорится: «Кто весной не сеет, тот осенью жалеет». О севе сложено немало пословиц, таких, например: «Сей густо — не уродится пусто», «Сей хлеб — не спи, будешь жать, не станешь дремать», «Сей зерно доброе, уберешь — спорое».
♦ Попробуйте объяснить эти пословицы.
К трактору прикрепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи.
Наступают жаркие летние деньки. Вот и взошла пшеница. Все лето созревают зерна в колосьях на полях. За ее ростом наблюдает агроном. Это человек, который знает, как растить хлеб, какие болезни и вредители могут помешать его росту. Внимательно посмотрит агроном на маленький колосок и видит: напали на хлебное поле жуки-вредители. Их необходимо уничтожить, иначе весь урожай может погибнуть. Тогда агроном обращается к летчикам и просит их помочь. Пилоты заливают в специальные баки «лекарство» для хлебного поля, уничтожающее вредителей. Летит самолет над полем и распыляет это лекарство.
Хлебное поле называют красивым древнерусским словом «нива».
Ты блестишь красиво,
А в колосьях, знаем,
Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев — жатва. На поля выходят другие машины — комбайны, управляемые комбайнерами.
О комбайне сложена загадка: «По полю идет, рожь, пшеницу срезает, из широкой трубы зерно вытекает».
Комбайн срезает колосья, выколачивает из них зерна, которые по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. Машины ведут шоферы. По сигналу комбайнера машина, полная зерна, уезжает и подъезжает другая. Хлебопашцы не теряют ни минуты времени.
Из накопителя соломы комбайна через определенные промежутки времени сходят большие желто-золотистые брикеты соломы.
♦ Для чего используют солому?
Правильно, она идет на корм и подстилку для домашних животных.
♦ Куда же грузовые машины везут зерно?
Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеваторами. Там его сушат и хранят.
Элеватор — это зернохранилище с механическим оборудованием для приема, очистки, сушки, отгрузки зерна.
♦ Что же происходит с зерном дальше?
Из него получают муку. В начале нашей книги мы описывали водяные и ветряные мельницы. С помощью ветра, воды, тяжелых жерновов получали люди из зерна муку, а из нее хлеб и все хлебные изделия. Зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют из зерна муку. На мукомольных заводах зерно перерабатывается в муку с помощью электрического тока, который приводит в движение тяжелые жернова.
♦ Что происходит с мукой потом?
Ее везут на хлебозавод. Там стоят огромные чаны с закваской. В чан добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи, и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. Причем в чан к трем частям муки добавляют одну часть жидкости.
Тесто
Представь, что нам с тобою дан
Что насыпаем мы туда?
Нам нужны мука, вода,
Соль и сахар нам нужны,
Меж собой они дружны!
Дрожжи знают свое место,
Без дрожжей какое тесто?
Это надо все смешать,
Кто нам станет помогать?
Другие машины режут тесто на одинаковые части, подают в большие печи для выпечки батонов, булочек, баранок, бубликов и прочих вкуснейших вещей!
Наконец хлеб попадает в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим.
Ребята! Вы, конечно, знаете пословицу: «Повторенье — мать ученья!», поэтому повторим еще несколько пословиц, посвященных хлебу.
Без хлеба — нет обеда.
Хлеб — батюшка, вода — матушка.
Будет хлеб — будет и песня.
Много света — много хлеба.
Хлеба бери столько, сколько съешь.
Хлеб всегда надо доедать.
Хлеб нельзя на пол бросать, если не хочешь беды наживать.
♦ Попробуйте объяснить эти пословицы.
Но и сейчас труд хлебороба по-прежнему очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба!
На хлебной ниве
Не пришло ли время,
В землю бросить семя,
Грянул первый гром,
Поклонись пашне!
Ты ступай-ка в поле,
Значит в поле выйти
Верный срок пришел.
Чтоб хватило хлеба
На пашне
В сердце — благодать!
Дружно станем в поле,
Словно в русской бане
Ветер ветви клонит
Коль земля «поспела»,
Свежий влажный пласт.
Страда началась
Был завет старинный —
Срезав хлеб серпом,
Сноп вносили в дом.
Жатва
Кормит нас с тобою
Мы на стол поставим
Хлеб — всему голова
В государстве — царь!
Хлеб — живая сущность
Ответьте на вопросы
♦ Расскажите сказку о пшеничном зернышке.
♦ Как выглядит пшеница?
♦ Какие есть сорта пшеницы?
♦ Почему уборку урожая называют «страдой»?
♦ Как в старину убирали урожай пшеницы?
♦ Какие машины помогают современным земледельцам пахать поле, убирать зерно?
♦ Как вы думаете, почему в старину на Руси считалось большим грехом бросить кусок хлеба?