декоративный пояс на фасаде
Декоративный пояс на фасаде
Архитектурный пояс на фасаде может выполняться вперевязку с кладкой стен или крепиться к готовой стене закрепами.
Архитектурные пояса различаются по величине относа пояса от стены.
Виды архитектурных поясов:
Рельефные архитектурные пояса, применяющиеся в месте уступа стен, могут располагаться в плоскостях стен (рис. 1г) или выступать за поверхность нижней стены (рис. 1 д). В первом случае крепление не применяется, во втором случае, при большом относе, каждый элемент пояса крепится двумя крюками сверху.
Пояса, служащие опорой для вышележащей облицовки, крепятся в соответствии с указаниями по установке опорного ряда.
Фото крепление архитектурных поясов
Декоративный архитектурный пояс, не несущий вышележащей облицовки (при частичной облицовке), устанавливается:
а) без креплений, если выступающая часть пояса не превышает 1/з общей толщины камня;
б) комбинированными крюками, вводимыми в вертикальные швы между элементами пояса (лист 57, рис. 2а) на середине высоты, если вынос достигает 1/2 общей толщины камня. Усиление вертикального шва цементным V-образным шпунтом в торцах элементов
обязательно. При высоте свыше 400 мм применяется дополнительное крепление двумя крюками на каждый элемент пояса.
При выносе пояса более 1/2общей толщины камня (рис. 2 б) он навешивается на специально установленные консольные балки, располагаемые в вертикальных швах между элементами пояса.
Межэтажный пояс как структурирующий элемент экстерьерного декора
В архитектуре межэтажным поясом называют горизонтальный элемент внешней отделки, который охватывает здание и визуально разделяет уровни между собой. Межэтажный пояс структурирует наружный дизайн дома и создаёт опорную линию для размещения окон и других архитектурных компонентов. Несмотря на то что геометрия этого элемента достаточно проста, она оставляет возможность поиграть с цветом, шириной и рельефом.
Наличие двух поясов, один из которых, строго говоря, не является межэтажным, визуально сбалансировало вытянутую структуру французских дверей, переходящих в окна. Надо сказать, окна всегда так или иначе привязаны к поясной линии: они либо висят, либо сидят на ней.
Иногда межэтажный пояс прерывается каким-нибудь значительным архитектурным элементом. В отличие от обычных окон, которые словно цепляются верхним краем за опоясывающую линию этого дома, большое окно прямоугольного эркера расположилось прямо на ней, претендуя на исключительное внимание к себе.
Разделённые межэтажными поясами горизонтальные участки стен могут быть отделаны по-разному и отличатся цветом и фактурой друг от друга.
Когда доминирующий вертикальный элемент не прерывает ход межэтажного пояса, внешний дизайн здания кажется более продуманным и целостным. На этом фото нижний край двускатного навеса над задней террасой домовладения совпадает с поясной линией, из-за чего верхний этаж кажется более высоким и представительным.
Межэтажные пояса
Межэтажный пояс представляет собой элемент архитектуры экстерьера зданий и сооружений. Он является одним из видов молдинга, по внешнему виду напоминает накладную планку с поперечным сечением выпуклого типа. Ключевая задача межэтажных поясов заключается во внешнем разграничении этажей друг от друга. Кроме декоративной функции, при которой фасад получает завершенный и эстетический вид, их применение обосновывается функциональной защитой и другими возможностями. Во-первых, благодаря выпуклости форм обеспечиваются дополнительные стоки дождевой воды, снижая риск контакта фасада с водой. Во-вторых, предохраняется штукатурка от возникновения трещин.
Компания Аркон выполняет монтаж, реставрацию, и ремонт межэтажных поясов на высоком профессиональном уровне. С помощью альпинистского снаряжения и большого опыта мастера оперативно и в полном объеме выполняют работу по обслуживанию данных элементов фасада зданий.
Виды межэтажных поясов
•Армированный. Пояс представляет собой замкнутую конструкцию из железобетонных полос, опоясывающую стены сооружения. Армированные пояса считаются одним из важнейших технологических элементов, несмотря на простоту. Его изготавливают из армированного каркаса, заливают бетоном.
•Цокольный. Применяется после укладки ленточного фундамента, производится из железобетонных блоков или кирпичной кладки.
•Разгрузочный. В том случае если этажность сооружения более одного, то устройство разгрузочного бетонного межэтажного пояса обязательное условие. Он размещается по всей длине несущей стены на одном уровне с опорами ЖБ перекрытий. Функциями пояса являются уравнивание массы межэтажных перекрытий на несущие элементы сооружения, а также исключение расхождения стен при распирании.
•Мауэрлатный. Основной пояс для обеспечения безопасности кровли. Он необходим для правильной эксплуатации зданий, так как огромный вес кровельной конструкции и наличие постоянных распирающих усилий могут негативно сказываться на безопасности.
Ремонт и отделка монолитных поясов
При строительстве монолитно-кирпичных домов, возникает вопрос по ремонту и отделке монолитных поясов (отделке торцов межэтажных перекрытий). Самыми распространёнными вариантами защиты являются штукатурка и покраска или облицовка клинкерной плиткой.
К сожалению, в нашем суровом климате эти два способа защиты далеко не идеальны, так как после каждой зимы значительная часть облицовки начинает разрушаться и стремительно терять свои защитные свойства.
Мы отливаем профили различной длины, необходимого вам оттенка, с учетом всех геометрических особенностей объекта.
«МОНО-ШОВ» может быть выполнен как в цвет облицовочного материала, так и стать контрастным решением.
Декоративный пояс на фасаде
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ФАСАДЕ ЗДАНИЯ ПО УСТРОЙСТВУ ДЕКОРАТИВНОГО ПОЯСА С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОВ ПРОМЫШЛЕННОГО АЛЬПИНИЗМА
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Типовая технологическая карта (ТТК) составлена на производство верхолазных работ с применением методов промышленного альпинизма.
ТТК предназначена для ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ, а также с целью использования при разработке проектов производства работ, проектов организации строительства, другой организационно-технологической документации.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1 Технологическая карта разработана на производство верхолазных работы для устройства декоративного пояса методом промышленного альпинизма на объекте: Жилая и общественно-деловая застройка с объектами социального назначения по адресу: г.Смоленск, в районе д.Любавино, 1-й этап. Жилые дома N 1, 2, 3, 5.
2 Настоящая технологическая карта разработана специально для безопасной работы при производстве верхолазных работ с применением методов промышленного альпинизма.
3 Настоящие Технологическая карта в составе ППР обязательна для выполнения должностными лицами и исполнителями высотных работ.
4 При ведении высотных работ, наряду с требованиями, указанными в технологической карте, следует соблюдать требования безопасности труда, предусмотренные для производства работ на высоте.
5 Привлечение для выполнения работ методом промышленного альпинизма лиц, не имеющих Удостоверения государственного образца, подтверждающего квалификацию, запрещается.
6 При производственной деятельности с применением методов промышленного альпинизма на персонал действуют опасные и вредные факторы производства, которыми являются:
опасность падения с высоты,
опасность падения предметов сверху,
неустойчивые и ненадежные конструкции.
воздействие психологических стрессовых факторов,
большие физические нагрузки,
воздействие атмосферных явлений,
воздействие прочих производственных факторов, с которыми связана специфика исполняемых работ (наличие специализированной техники).
7. К выполнению работ с методами промышленного альпинизма допускаются лица:
допущенные к высотным работам по состоянию здоровья и в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ,
прошедшие обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ методами промышленного альпинизма и успешно сдавшие экзамены,
прошедшие инструктаж по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
8. Работники, приступающие к работе на высоте, должны иметь при себе разрешительные документы: Удостоверение промышленного альпиниста, «Личную книжку промышленного альпиниста», Удостоверение специалиста по технологии (маляра, стеклопротирщика, стропальщика и т.д.), наряд-допуск.
9. Работники, впервые допускаемые к верхолазным работам, в течение одного года должны работать под непосредственным надзором опытных работников.
2.1. Порядок допуска к работе
1. Подготовка (обучение, дополнительное профессиональное образование) и аттестация промышленных альпинистов должна производиться в государственных или иных учебных заведениях (организациях), получивших Государственную лицензию на право подготовки по специальности «промышленный альпинист».
2. Программа обучения по безопасности труда при высотных работах должна опираться на знание альпинистских технологий, учитывать специфику устройства рабочих мест без использования средств подмащивания особенности организации производственного процесса и условия обеспечения взаимодействия работающих на высоте, а также применение специального страховочного снаряжения.
3. К обучению по специальности «промышленный альпинист» допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, отвечающие установленным требованиям, имеющие среднее образование.
4. Обучение и повышение квалификации проводится с отрывом от производства в образовательных учреждениях, имеющих Государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности по данной специальности, в объеме профессиональной подготовки промышленных альпинистов соответствующей квалификации (разряда).
5. Лица, прошедшие обучение и получившие дополнительную профессиональную подготовку по программе «промышленный альпинизм», получают соответствующее удостоверение государственного образца с указанием квалификации (разряда).
6. Лица, прошедшие обучение по специальности «промышленный альпинист» должны периодически, но не реже одного раза в 12 месяцев проходить повторную проверку знаний нормативно-технической и эксплуатационной документации. Внеочередная (досрочная) проверка знаний промышленных альпинистов должна проводиться:
— при поступлении на новое место работы;
— при перерыве в работе более 6 месяцев;
— при кардинальном изменении условий производства.
Повторная и внеочередная (досрочная) проверка знаний промышленных альпинистов должна проводиться комиссией, назначенной приказом организации, проводящей работы методом промышленного альпинизма.
7. Наряду с требованиями, изложенными в квалификационных характеристиках, промышленные альпинисты всех квалификаций должны знать:
— правила техники безопасности при высотных работах;
— правила технической эксплуатации рабочего снаряжения, приспособлений и инструментов;
— правила оказания самопомощи и первой медицинской помощи пострадавшему;
— порядок организации рабочего места;
— правила внутреннего трудового распорядка объекта работ и правила техники безопасности, относящиеся к объекту работ.
8. Документами, удостоверяющими квалификацию промышленного альпиниста, являются:
— свидетельство об окончании учебного заведения в объеме программы соответствующей квалификации.
9. Промышленные альпинисты, допускаемые к самостоятельному выполнению высотных работ впервые (после окончания учебного заведения) или после перерыва продолжительностью более 30 календарных дней, должны пройти стажировку под непосредственным руководством ответственного исполнителя в течение не менее 5 рабочих смен. Срок стажировки и разрешение на допуск к самостоятельному выполнению работ на высоте после ее окончания должен быть оформлен приказом по предприятию (организации).
10. Не менее одного раза в два года персонал, допускаемый к выполнению работ, независимо от спортивного или профессионального опыта и стажа, обязан пройти обучение по специальной программе по безопасности труда на высоте с последующей проверкой знаний.
12. Первичный допуск исполнителей высотных работ на объект должен осуществлять ответственный руководитель работ, как правило, мастер или начальник участка.
13. Проведение текущего инструктажа по технике безопасности на рабочем месте фиксируется в наряде-допуске подписью лица, проводившего инструктаж.
14. Ежедневный допуск исполнителей к работе (непосредственно на рабочие места) может производить ответственный исполнитель работ, после проверки личного снаряжения каждого работающего и проведения со всеми членами группы (бригады, звена) текущего инструктажа по технике безопасности при выполнении конкретного производственного задания.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
1. Руководство предприятия (организации) обязано организовать с промышленными альпинистами проведение следующих инструктажей по безопасности труда:
2. Персонал, допускаемый к руководству высотными работами (мастера, начальники участков), обязан обеспечить условия для их безопасного выполнения.
3. Персонал, допускаемый к непосредственному выполнению высотных работ, обязан соблюдать правила трудового распорядка, технологию производства работ, требования безопасности и правила пользования средствами страховки и индивидуальной защиты.
4. Перед допуском исполнителей работ на объект ответственный руководитель работ обязан:
— ознакомить всех исполнителей работ с технической документацией Правил, разъяснять им особенности и специфику выполнения работ на данном объекте.
— проверить выполнение мероприятий по обеспечению безопасности труда, предусмотренных технической документацией, а на действующем предприятии также актом-допуском.
— проверить у всех исполнителей работ наличие удостоверений с записью о проверке знаний по технике безопасности. Лиц, не имеющих удостоверений или с удостоверениями, в которых просрочена дата проверки,(не реже одного раза в год необходимо пройти переподготовку по специальности «промышленный альпинист» в соответствующем учебном заведении, имеющем лицензию на право обучения специальности «промышленный альпинист», или сдать квалификационный теоретический и практический экзамены по программе подготовки по специальности «промышленный альпинист» комиссии учебного заведения с участием полномочного представителя Госгортехнадзора) к работе допускать запрещается;
— проверить техническое состояние и исправность механизмов и оснастки, которые будут применяться при производстве работ. Неисправные и не соответствующие требованиям безопасности механизмы и оснастка должны быть удалены с места производства работ;
— определить способы страховки, точки закрепления страховочных и несущих веревок, вид связи между работающими (голосом, знаками, по радио);
— проверить наличие и пригодность индивидуальных средств защиты (каски, рукавицы, спецодежда, обувь, специальные средства в зависимости от требований конкретно выполняемых работ);
— осмотреть личное снаряжение исполнителей работ и изъять из употребления снаряжение, не прошедшее испытаний, с просроченной датой испытаний и имеющие дефекты (не соответствующее требованиям безопасности);
— проверить комплектность и исправность индивидуальных средств защиты исполнителей в зависимости от вида и условий выполнения предстоящих работ;
— проверить наличие на объекте средств связи, пожаротушения, аптечки, их комплектность и исправность;
— назначить (при необходимости) наблюдающих и определить их местонахождение на объекте;
— провести первичный (текущий) инструктаж по технике безопасности, обратив особое внимание на специфические особенности предстоящих работ. При выполнении работ на территории (в помещении) действующего предприятия для проведения первичного инструктажа следует привлекать ответственное должностное лицо данного предприятия;
— допустить бригаду к работе, сделав соответствующую запись в наряде-допуске на производство работ.
6. Ежедневно, перед началом работ, ответственный исполнитель работ обязан:
— проверить комплектность и исправность личного снаряжения каждого члена группы (бригады) и изъять из употребления снаряжение, не соответствующее требованиям безопасности. Допуск к работе на высоте методом промышленного альпинизма с неисправным или не прошедшим испытания или разукомплектованным личным снаряжением запрещается;
— осмотреть точки крепления всех страховочных и несущих веревок;
— организовать защиту всех страховочных и несущих веревок от перетирания и/или защемления;
Пояски и сандрики, сухарики и волюта — тайные коды архитектуры на примере старого Саратова
Вставай! Иди! Гудок зовет… Не часто сейчас читают стихи Маяковского. Не то что раньше. Вспоминаю, как лучшая ученица нашего класса декламировала поучительный стишок о безнадежном бездельнике и оболтусе Власе: Без чаю и без калача выходит, еле волочась. Пошагал и встал разиней: вывеска на магазине. Грамота на то и есть! Надо вывеску прочесть!
Этическая тема труда и безделья практически не вызывала в наших малолетних рядах живого отклика, но в сюжете была своя изюминка, которая озадачивала аудиторию.
Честно говоря, я и теперь думаю, что бедняга Влас в данном случае был прав на все сто. Для чего же нужна вывеска, как не для того, чтобы на нее глазеть? И, вообще, рассматривать окружающее полезно. Ручаюсь, если уставиться на фасад старинного здания словно заправский зевака, то предстанет зрелище прелюбопытнейшее.
Как называется «эта штучка»?
Что там можно увидеть? А потом долго разглядывать? Да массу интереснейших вещей: колонны, мужские и женские головки, фигуры кариатид и ангелочков, морды львов, лица античных героев, пятиконечные звезды, вазы, лепные гирлянды, розетки…
Но сегодня говорить будем не об этих штучках из арсенала декоративного оформления фасада. Ведь на нем есть еще кое-что любопытное. Наши предметы всегда на виду, но, странным образом, их обычно не замечают.
Фасады домов умеют говорить
Вот, например, сандрик. Ну, сколько людей, услышав это слово, удивленно округлили глаза? Ах, и вы не знаете, что он собой представляет? Ну, это мы мигом исправим! Учтите, что с разной публикой здания разговаривают по-разному.
Чем лучше подготовлен человек, тем больше приятных открытий сулит ему созерцание случайного здания или выдающегося памятника зодчества. «Насмотренные» глаза специалиста видят больше и могут полноценно читать все сообщения архитектуры, что во многом недоступно массовому зрителю. Но учиться ведь никогда не поздно…
Что такое в архитектуре пояски, сандрики и обломы
Что такое карниз, известно каждому из нас. Его, как элемент, отделяющий плоскость крыши от вертикальной плоскости стены и выступающий вперед, придумали древние греки.
Изначально предназначенный принимать на себя удары природных сил – ветра, косых дождевых потоков и прямого солнечного света, он со временем стал украшением фасада. Более того, весь современный фасадный декор ведет свои корни из Древнего Мира — истинной колыбели европейской культуры.
Давайте пройдемся по купеческому Саратову. Взгляд, пробегая по фасадам, устремляется к небу. Обратите внимание на карниз – общий для всех зданий завершающий или венчающий их элемент. Видите, насколько разным он может быть?
Его самая главная часть – выступающая вперед плита, под ней поддерживающее уширение, а ниже идет горизонтальная полоса стены, называемая фризом, на которой могут помещаться разного рода украшения.
Карниз – крупный и сложный по структуре элемент. Он дробится на ряд горизонтальных форм, сечение которых по вертикали – то есть профиль – может быть или прямолинейным, или округлым, или даже сложно криволинейным. Тем не менее в терминах архитектуры любой из этих непохожих друг на друга профилей с равным правом носит странноватое название «облом».
Ну а эпоха Ренессанса получила свое название потому, что возродила интерес к античности. И это было естественно, ведь итальянские архитекторы постоянно перед своими глазами имели великолепные древние образцы – иногда лишь фрагменты построек, иногда целые и вполне прилично сохранившиеся, несмотря на вековые попытки варварски разобрать их на исходные стройматериалы.
Карниз, придуманный античными архитекторами, в период Возрождения получил новую трактовку и стал иметь несколько разновидностей, каждый со своим специальным названием:
Не желаете погрызть сухарик?
Эпоха Ренессанса породила бесконечное разнообразие форм и деталей, оживляющих стены, она дала вторую жизнь античным узорам, украшавшим еще древние храмы. Теперь их рисунок снова возник как на фасадах возводимых зданий, так и на страницах трудов о зодчестве. Кстати, и кирпич, которым пользуются и поныне в строительстве, придумали римляне.
Вот на валике под карнизом чередуются яйцеобразные формы с подобиями листочков. Это ионики, очень древний орнаментальный мотив, таким еще двумя тысячелетиями ранее римские зодчие любили украшать свои монументальные сооружения.
Иногда по низу ионика идут, чередуясь, мелкие шарики, продолговатые цилиндрики, округлости в виде зерен чечевицы. Украшения такого вида называются бусами, а если они состоят только из кругляшей, то тогда их именуют горохом.
А еще для вящей красоты существуют сухарики! Также наследие античной архитектуры.
В отличие от известных хлебобулочных изделий они в архитектуре не съедобны: сухарики представляют собой ряд обращенных к низу прямоугольных выступов на карнизе, а элементы, одноименные с аппетитной многослойной выпечкой – язычки — это перевернутые ступенчатые пирамидки.
Наряду с лепными фигурными опорами, кирпичными кронштейнами-язычками, идущими в мерном ритме, украшают карнизы.
Здесь на фасаде виден еще один элемент декоративного украшения здания – глухой аркатурный пояс. Подобные ему аркатурно-колончатые пояса широко применялись в древнерусской архитектуре при оформлении стен.
В облике каждого старинного дома видно стремление к индивидуальности, похоже это было вопросом престижа для каждого домовладельца. Здесь венчающий карниз образован широким поясом с рядами сухариков, язычков и арочных мотивов.
Хотя междуэтажные пояски тоже набираются рядами сухариков и язычков, но куда чаще они представлены иными орнаментальными узорами.
Приемы орнаментальной кирпичной кладки
Наверное, сейчас не найти человека, который бы не знал, как выглядит рисунок «витрувианского человека». Знаменитое изображение Леонардо да Винчи с раскинувшим руки человеком, вписанным в круг и квадрат, названо в честь Витрувия — отца архитектурной теории, который жил во времена Юлия Цезаря и Августа.
И этот Марк Витрувий Поллион в своем трактате отметил: «В Египте строить нужно здания одного вида, в Испании требуются дома иного рода. Поскольку одни страны находятся прямо под ходом солнца, земли вторых лежат далеко от его пути, а третьи находятся меж них посредине». Римлянин имел в виду, что все элементы архитектуры, используемые при оформлении фасада, рассчитаны на восприятие здания в дневное время. Ведь тогда вечерней подсветки не было!
В палитру художественных возможностей зодчего входит умение создавать узоры при кладке стен из кирпича. Древнерусские мастера сумели отыскать те формы, которые прекрасно выглядят в условиях нашего природного освещения – и при ярком небосводе, и в рассеянном свете облачного неба.
Поясок, орнамент которого составлен из кирпичей, образующих зигзаги, называется бегунец. Так выглядит этот старинный декоративный элемент русского зодчества.
Не правда ли, подобная кладка создает эффект движения? Потому-то она и бегунец. Узор стал использоваться в русской архитектуре с середины XIV века.
Невероятно красивы на старинных домах Саратова пояски, где ряд кирпичей уложен «елочкой» к поверхности стены, отчего наружу выступают их углы на манер зубьев пилы. Этот вид кирпичной кладки — кстати, он такой же старинный — называется поребриком.
Эти узоры широко применялись при строительстве как по отдельности, так и в разных сочетаниях. Иногда пояски такой орнаментальной кладки дополнялась декоративными арочками.
Выразительную ленту горизонтального узора из висячих ступенчатых зубцов создает так называемый городчатый пояс. На доме кирпичные узорные выкладки набраны из «городка».
О связанном с историей сандрика
Хвалить что-то напрямую в России не принято. В том числе реальные предметы человеческой культуры. Но если что вызывает к ним уважение и симпатию, так это сопричастность с великими или солидный возраст. Что касается сандрика, то поиски его исторических корней уже заставили нас спуститься в замшелые глубины веков к храмам богов в акрополи древнегреческих городов, где сей предмет, своеобразной ступенькой на стене, исправно и незаметно служил по своему прямому назначению.
Но он также несет на себе знак избранности, поскольку был осчастливлен вниманием двух гениев архитектуры. Сначала это был гениальный архитектор—самоучка Филиппе Брунеллески, шесть веков назад прославившийся возведением каменного купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Он был первым, кто перестал слепо следовать принципам античности в оформлении деталей. После его творческих проектов сандрики стали использовать для украшения фасадов, причем они обретали все более замысловатый вид.
А через сто лет им стал великий Микеланджело, благодаря которому руст, колонны, пилястры, наличники, сандрики над окнами и прочие декоративные элементы архитектуры эпохи позднего Возрождения были заимствованы как образцы для подражания и таким путем разошлись по фасадам общественных зданий, дворцам и особнякам разных европейских стран.
Как могут выглядеть сандрики
Элемент самых разнообразных форм:
Или иметь все это в разных сочетаниях. Кстати, во всех метаморфозах сандрик в большинстве случаев не утрачивает своей утилитарно—защитной функции.
Посмотреть на фото сандрики
Что и говорить, внешний облик здания оказывает большое влияние на человека, особенно при выборе места проживания. Но, даже если просто спешишь по своим делам, невольно бросаешь взгляды на дома, мимо которых проходишь.
У меня нет знаний профессионального градостроителя, потому я говорить не буду ни о каких гармонично выдержанных пропорциях, раз о них и понятия не имею. Из-за чего — тут я повинно опускаю голову – вполне могла пропустить какие-либо интересные экземпляры саратовских сандриков, украшающих как памятники архитектуры, так и просто старинные дома города.
Что же касается «приятного и нарядного», то тут уж не обессудьте. Я старалась отобрать самые-самые из огромного объема фотографий, но ведь все очень субъективно.
Иногда так трудно разглядеть детали – фасады домов со стороны улицы затеняют старые деревья, растущие вдоль тротуаров.
Зона образцовой простоты
По историческим сведениям, Саратов выгорал дотла не менее полутора десятков раз, последний опустошительный пожар случился в июне 1811 году. После чего застройка города стала вестись по плану, утвержденному Государем Императором Александром I.
К тому времени относятся разработанные столичными архитекторами и Высочайше утвержденные «Типовые проекты фасадов» по строительству в губернских городах, предназначенные для распространения передового градостроительного опыта по всей России. При застройке городских кварталов плоть до 1858 года отходить от этих альбомов было запрещено.
Рекомендации затрагивали уличные фасады домов, которые должны были быть выдержаны в канонах классической архитектуры, но не содержали указаний и запретов относительно боковых стен, фасадного вида со стороны двора и внутренней планировки.
В Саратовской губернии общественные и жилые здания теперь стали возводиться по специально созданным для нашего города «образцовым» проектам. Нет, конечно, собственник был в праве предложить свой вариант дома, но власти чрезвычайно неохотно одобряли подобные вольности в зодчестве.
Зато в предлагаемых редакциях зданий не возбранялось использовать при строительстве что-то из приемов декоративной кладки, например, те же поребрики, бегунцы, городчатые пояса, чтобы на фасаде эффектно заиграли свет и тени.
Кстати, само слово «классика» исходит от латинского classicus в значении «первоклассный», «образцовый». И проектные дома характеризовались всеми основными чертами, присущими классическому стилю:
Если пройтись по улицам с подобной типовой застройкой первой половины XIX века – например, по Московской, Челюскинцев или Мичурина, то можно почувствовать колорит и дух старого Саратова.
Если окна на доме часто сравнивают с глазами, тогда сандрики на фасаде можно смело уподобить бровям на лице. На стенах, лишенных особой отделки, над прямоугольными и полуциркульными глазами-окнами можно увидеть вот такие прямые и дугообразные брови. Карнизики над окнами самые простые, но даже такие сандрики преображают фасад, делая его фактурным.
Уже с некоторыми изысками
Своеобразие здания во многом определяется формой и размерами оконных проемов, а также характером их декоративного оформления. Обычно окна обрамляются с боков и сверху наличниками, которые могут быть самых затейливых очертаний. Сандрики размещают либо непосредственно над наличником, либо отстоящими от него на некотором расстоянии. Хотя ничто не мешает поместить сандрик над окном даже в том случае, когда оно вовсе обходится без наличника.
Чаще всего встречаются карнизы в виде прямоугольной конструкции, треугольные – с фронтоном той же формы, лучковые – с фронтонами дугообразной формы. Лучковые они потому, что напоминают лук с тетивой. Лаконичные и простые их формы нередко бывают безо всякого декоративного наполнения.
Иногда карнизы разных форм идут чередуясь: например, лучковые с треугольными, или, например, как здесь – с прямые с фронтонами и треугольный сандрик.
Порой сандрики покрывают кровельным железом, его ажурный край похож на реснички.
Посмотрите, как тут каждый кирпичик сандрика подтесан и подогнан на свое место!
Прямые сандрики, верные спутники окон домов в классическом стиле, порой бывают не совсем прямыми: вот карниз ступенчатый, этот – ломаный, тот – с внешним заострением посередине дуги похож на перевернутый и немного деформированный киль корабля.
Угадайте, сколько владельцев у этого старого дома, где карнизы «конем»? Впрочем, о деревянных сандриках чуть ниже.
Отогнутые ушки, консоли и фризы
Между наличником и карнизом может располагаться фриз – полоса декоративной композиции.
Иногда наличники по бокам имеют симметрично расположенные выступы. Это так называемые ушки, они бывают прямоугольной и фигурной формы.
Привычную нам форму вертикального прямоугольника окно обрело в эпоху расцвета Ренессанса, тогда же оно получило сандрик, украсилось фризом и стало подпираться по бокам консолями, которые крепились на пилястрах, полуколоннах или занимали свое место прямо на стене.
На историческом здании аптеки фигурные опоры для карнизов имеют форму спирального завитка.
Мировая волюта
Здесь нет никакой грамматической ошибки. И речь пойдет не о рублях, долларах или евро. И даже не о феномене 21 века – биткоинах. Пришла пора узнать еще один из тайных кодов архитектуры. Волюта – так называют архитектурный элемент в виде завитка. Вот такая орнаментальная деталь в обрамлении окна.
Аттик с волютами. Обратите внимание на сандрик, украшенный по внутреннему периметру мелкими сухариками.
Здесь волюты использованы при оформлении сандрика.
Какими еще бывают сандрики с волютой?
Можно указать нескольких вариаций этой характерной архитектурной детали:
На этом сандрике – привет из Венеции! – эффектное украшение в виде стилизованной раковины морского гребешка.
Не спеша смакуем детали
Одной из характерных особенностей колонн ионического ордера служат закрученные спиралью завитки на капителях. Их красоту Витрувий сравнивал с кудрями в женской прическе. Посмотрите, как использование полуколонн и прямого сандрика способно придать окну торжественно-парадный вид. Стиль классицизм!
Очень благородно при оформлении оконного проема смотрится сандрик с треугольным фронтоном, который опирается на полуколонны.
Люблю бродить зеленым улицам старого Саратова, где все доступно взгляду и мило сердцу. И каждый раз видишь что-то новое, нечто, пропущенное ранее. Например, вдруг увидишь, что за декор располагается в плоскости фронтонов, картуши, гирлянды или маскароны. И как невыразимо приятно делать такие маленькие открытия…
Как тут не вспомнить о Микеланджело, в творчестве которого специалисты находят истоки архитектуры барокко! Это с легкой руки великого мастера на колоннах и пилястрах зданий появились так называемые «разорванные» сандрики.
Замковые камни россыпью
Строители древнего Рима знали много секретов. Среди прочего, они умели возводить перекрывающие большие пролеты прочные сводчатые и арочные конструкции. При кладке арок последним клался камень особой формы, который должен был как бы заклинивать свод. Этот замыкающий камень в терминах архитектуры получил название «замковый».
Присутствие подобного замкового камня можно обнаружить в оконном проеме.
Иногда клинообразный или пирамидальный элемент украшает по центру прямоугольный или арочный сандрик. И тогда он выступает вперед из плоскости карниза. Замковый камень может быть гладким или выделяться орнаментальной обработкой.
В середине замкового камня вставка под шлифованный бриллиант.
Замковый камень украшает картуш — свиток с надорванными краями.
Разновидностью замкового камня является так называемый «веерный замок», состоящий из крупного центрального камня и двух меньших по бокам, расположенных наподобие веера.
Считается, что дополнение в виде замковых камней наиболее характерно для классицизма, но встречается и в барокко. Что и говорить, лепнина всегда придает зданию индивидуальность.
Маскарон на замковом камне.
Слепые, двойные и тройные
На фотографии одно из прекрасно сохранившихся каменных зданий Провиантских складов братьев-мукомолов Рейнеке. О них и их знаменитом особняке у Липок рассказывается здесь. Добротное, с прямоугольными нишами в стене, имитирующими оконный проем, кто поверит, что оно построено в 1879 году. Только не подумайте, что некогда это были настоящие окна, которые почему-то заложили кирпичом, Нет, такова была изначальная задумка архитектора.
Художественно оформлены были не только слепые окна. Посмотрите, так выглядит ажурная труба на их крыше. Недаром склады – архитектурный памятник!
Внутри складов сейчас – запустение, беспорядок, следы серьезного пожара. Но есть задумка спасти забытые здания от разрушения и дать им новую жизнь, превратив в центр современного искусства. Со временем тут появятся выставочные залы, мастерские, кинозалы, кафе…
Не только фальш-окна представляют собой редкостные диковинки. В море обычных окон нет-нет да и попадаются более сложные варианты проемов в стене для света. Так выглядят сандрики над сдвоенными оконными проемами.
Оформление над тройным окном.
Лучковые сандрики соединяясь в непрерывный волнообразный пояс, образуют выразительный декор.
Вот такие экземпляры. Но очень жаль, что на нашей экскурсии нам пришлось не только встретиться с архитектурными изысками Саратова, но и воочию увидеть, как они разрушаются без подлинно хозяйского догляда.
И еще. К сожалению, на зданиях почти нет оконных переплетов в их первоначальном виде. Ну, может быть, в единичных случаях. А как хорош был их оригинальный вид!
Известно, что дерево подвержено старению. Об этом и о том, каков срок его службы, много написано в статье про Кижи. Да тут еще случилась повальная замена окон на пластиковые стеклопакеты, что порой радикально переменило и упростило их облик.
Что не можно глаз отвесть
По латыни «arcus» значит «дуга». Арки красивы. В них заключена естественная грация, словно в выгнутой спине царственной большой кошки. Горизонтальный сандрик сверху по плоскости стены ограничен декоративной арочной формой. Ее называют архивольт, а лунообразный сегмент стены – люнет.
Умопомрачительная пышность сандрика.
В случае богатого оформления окно превращается в целый набор из пышного наличника, нарядного подоконья, пилястр или колонн, лежащего на них античного антаблемента, над которым возносится фронтонный или дуговой сандрик.
Окно саратовского храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Существует огромное количество декоративных элементов, способных превратить обычный дом в настоящий дворец. Например, кладка красного кирпича, кокошники, узоры и рельефные карнизы. Так выглядит еще один памятник архитектуры Саратова – доходный дом купца Горина.
А какая у него крыша! Чешуйчатая кровля, островерхие шатры со шпилями…
Деревянные сандрики Саратова
Если чего и было вдоволь на Руси, так это лесного богатства. Из дерева — распространенного и дешевого материала — делались дома, мебель, колыбели для младенцев, даже чашки—ложки. Любопытный штрих: накануне Первой мировой войны 52% всех зданий в Москве были деревянными. Что уж тут говорить про Саратов!
Долгое время — до конца XIX века — деревянная застройка доминировала в городе. Тогда из камня строились лишь храмы, административные здания, торговые ряды, да изредка особняки богачей. Но скоро кирпич потеснил дерево, и, благодаря своей прочности и возможности возводить из него сооружения самой произвольной конфигурации, стал основным строительным материалом.
Тем не менее и в наше время, правда, в чуть в стороне от центральных улиц и поближе к периферии, стоят как ни в чем не бывало деревянные дома. Конечно, разного уровня сохранности и разной степени художественности. И такие вот сандрики с пропильной резьбой радуют глаз в Саратове среди прочих чудес деревянного декора.
Еще несколько страниц деревянной летописи купеческого города.
Замечаете, что есть общее в оформлении каменных и деревянных городских домов? В обоих случаях используется темы волюты, прямой профилированный сандрик, фигурные кронштейны. Специалисты объясняют это тем, что многие архитектурные приемы городской архитектуры были восприняты искусными мастерами-резчиками и воплотились в жилой деревянной застройке.
Ищите их глазами, друзья!
Виктор Гюго назвал архитектуру каменной книгой. Подобно книге, слова на странице которой состоят из букв, так и произведения архитектуры состоят из отдельных первичных элементов. Несколько из них мы сегодня узнали. Думаю, что теперь уже ни у кого не будет вопросов, что это такое в архитектуре – карнизы, обломы, сухарики, пояски, сандрики, волюта… Надеюсь, теперь и вы вместе со мной скажете: «Как же раньше можно было ходить по городу и не замечать их?»