декор губкой на стене
Личный опыт покраски стен методом спонжинга.
Для спонжинга можно использовать различные цвета и оттенки краски, получая весьма разнообразную палитру. Для своего эксперимента мы взяли за основу белую водоэмульсионную краску и зеленый краситель — колорант. Меняя содержание колоранта в основе можно получить разные по интенсивности оттенки одного цвета. Это самый простой способ подбора краски для спонжинга, но зато, можно быть уверенным, что разные оттенки одного цвета будут прекрасно сочетаться друг с другом. Сначала в технике спонжинга требуется создать равномерно окрашенную поверхность, а уж затем рисовать на ней узоры. Любое покрытие красиво смотрится только на ровных и гладких поверхностях, поэтому сначала следует выровнять стены шпаклевкой, загрунтовать для равномерного впитывания краски и только потом покрасить первым слоем. Для основы мы выбрали самый светлый оттенок зеленого. Окрашиваем всю поверхность стены малярным валиком, а углы проходим кистью. Чтобы не было просветов, красить следует в два слоя с промежуточной сушкой. Для удобства назовем этот процесс созданием фона, а слои будем считать со следующего.
Итак, рутинная часть процесса завершена, дальше начинается сплошное творчество. Для первого слоя мы добавили еще немного красителя в остаток краски, получив чуть более темный оттенок зеленого цвета. Далее макаем наш спонж в кювету с краской и творчески, но равномерно распределяем краску по стене, начиная с верхнего угла. Двигаться следует сверху вниз, избегая подтеков, для этого краска не должна быть очень жидкой. Губку следует поворачивать разными боками для большей спонтанности рисунка. В углах можно подставить картонку, чтобы не залезать на потолок и соседнюю стенку. Очень часто наносить рисунок не нужно, ведь у нас будет еще один слой.
Первый слой нанесен
Нанесение второго слоя краски
Для подбора своего рисунка можно поэкспериментировать на листе бумаги или картона. Или даже подобрать цвета в каком нибудь редакторе фотографий, например в Gimp. Взять нужный фон, кисть напоминающую губку и без затрат на расходные материалы получить представление о разных сочетаниях цветов и оттенков. Останется только найти похожие по цвету материалы в реальном мире. Краску лучше использовать матовую, водоэмульсионную, на глянцевой плохо смотрятся переходы цвета. Губку после каждого слоя следует отмывать.
С помощью губки для спонжинга можно нарисовать облака на потолке. В этом случае синяя основа изображает небо, а облака рисуем губкой белым и голубым цветом. Чем больше оттенков, тем реалистичнее будет картина.
Для декоративной окраски стен можно использовать не только губку, но и любые другие инструменты, например кисть, щетку, фактурные валики, трафареты, смятую тряпку и так далее, но это уже совсем другая история. Творческих Вам успехов!
Облака на потолке нарисованы методом спонжинга
Покраска стен с помощью губки.
Существуют различные способы декоративной отделки поверхностей. В настоящее время все большей популярностью пользуются старинные методы, некоторые из которых будут описаны на этих страницах: отделка губкой, окраска по шаблону и отделка тряпичным валиком. Все они разновидности декоративной окраски и восходят к технике росписи «по сухому», распространенной в Европе в эпоху романского искусства и готики. При этой технике краску наносят на сухую штукатурку — в противоположность фресковой технике, когда красят свежую, влажную штукатурку. Все три техники декоративной отделки легки в исполнении и сочетаются с любым способом окраски стен, особенно поверх грубоволокнистых обоев. Подготовительные работы не отличаются от подготовки к нанесению непрозрачного покрытия или наклеиванию обоев.
Технология покраски губкой.
Перед началом работы поупражняйтесь в выбранной технике. Купите в строительном магазине или на рынке несколько древесноволокнистых плит и попросите нарезать их на небольшие куски (размером 35х35 см и толщиной 17 мм). Покрасьте их той же краской, которую вы будете использовать в качестве грунта, и начинайте свои упражнения.
Применяя данные способы отделки, завершайте обработку каждой отдельной поверхности без пауз, за один проход. Продолжительные перерывы в работе ведут к появлению некрасивых рабочих швов, которые портят общий вид поверхности.
Запаситесь несколькими банками с завинчивающимися крышками. Свежесмешанные краски могут некоторое время храниться в них не засыхая. При использовании пигментов понадобится связующее вещество для лазури, которое смачивает пигменты и тем самым склеивает их друг с другом и с грунтом. Для этого применяйте связующие вещества на акриловой основе. При отделке губкой на грунт — обычно цветной — наносят тонкий слой другой краски. Декоративный эффект основывается на легкости этого верхнего слоя, также называемого лазурью.
Структура лазурного покрытия кажется несколько неровной, живой, но не беспокоящей. Эту технику отделки мы в первую очередь рекомендуем начинающим мастерам, так как она позволяет работать легко и быстро. Перед нанесением лазури покрасьте поверхность в любой цвет, гармонирующий с последующим покрытием. Выбирайте сдержанные колера, чтобы даже неравномерно окрашенные фрагменты поверхности стены не казались грубыми. В данном примере для фоновой краски выбран ультрамарин (сильно разбавленный титановыми белилами). В качестве лазурного покрытия использованы ультрамарин (менее разбавленный) и красный (с титановыми белилами).
Смешайте краски с пигментами и связующим веществом для лазурей. В зависимости от интенсивности цветового тона и впитывающей способности стены на 10 кв. м поверхности вам понадобится от 200 до 400 мл краски. Итак, после того как стена окрашена в фоновый готовьте ванночку для лака с первой смешанной краской. Сначала обильно смочите губку водой, чтобы она размягчилась и могла впитывать жидкость. Затем отожмите ее, чтобы во время работы краска не стекала по стене.
Как красить стену губкой?
Для работы в этой технике используйте губки из натуральных материалов. Они удерживают краску и поэтому создают на стене более тонкую структуру.
1. Смочите губку первой лазурью. При этом не погружайте ее в ванночку, а только быстро касайтесь поверхности краски. Губка не должна пропитываться краской, иначе слой краски на стене будет слишком толстым и появятся не красивые кляксы.
2. Теперь нанесите краску стену несколькими легким мазками на разном удалении от друга. Попробуйте выполнять при этом различные движения: то слегка поверните губку, то снова вернитесь к прямым ударам с последующим легким нажимом. У каждого мастера свой почерк, своя манера нанесения краски. Если вы правша, лучше начинать с верхнего левого угла комнаты (а если левша, то, соответственно, с верхнего правого) и двигаться сверху через центр вперед и вниз, затем снова вверх через середину, и т. д. Когда краска перестанет ложиться на стену, снова обмакните губку в ванночку. Чтобы покрытие было ровным, надо набирать одно и то же количество краски и наносить ее равномерными движениями.
3. Через несколько часов первый слой краски высохнет, и можно наносить второй. В нашем примере для контраста выбран колер, известный как «бургундский красный». Наносите второй слой, следуя вышеприведенным указаниям.
4. Комбинируя различные краски, можно добиться различных оптических эффектов. Так, нанося лазурное покрытие на белый фон, получим поверхность, которая будет казаться нежной и прозрачной. В этом случае лазурное покрытие играет доминирующую роль. Дополнительные цвета могут также образовать гармоничную картину.
Труднее всего наносить краску в углах, поскольку там постоянно попадаешь губкой по соседней стене, оставляя на ней пятна. Отрежьте кусок картона и установите его вдоль угла в качестве ограждения.
Нанося несколько цветовых слоев, делаем поверхность оптически более рельефной. Однако в этом случае слои должны быть предельно тонкими, чтобы покрытие не потеряло прозрачность. Именно эту ошибку чаще всего совершает начинающий мастер: он наносит краску слишком толстым слоем. Вместо губки можно использовать широкую плоскую кисть. Но ею не ударяют о стену, а выполняют небольшие, короткие штрихи в форме буквы «Х». Как и при работе с губкой, эти штрихи следует выполнять «по-мокрому», чтобы линии отдельных штрихов размывались.
Окраска по шаблону издавна, считалась у маляров излюбленным методом декоративной отделки стен. Шаблоны можно изготовить любой формы. В качестве рабочей поверхности для данной техники используйте гладко отштукатуренные стены или грубоволокнистые обои, которые могут быть покрашены или отделаны губкой.
Как сделать трафарет?
Бумага для шаблона должна быть не слишком тонкой, иначе она размокнет и порвется. Лучше всего использовать толстый картон с водонепроницаемой пропиткой. Картон следует промазать смесью из льняной олифы и скипидара (в пропорции 1 : 1) и оставить для просушки на ночь, либо покройте его прозрачным лаком. В художественных салонах продается специальная бумага для шаблонов с масляной пропиткой (так называемая манильская бумага). Можно также использовать водоустойчивую наждачную бумагу для влажной шлифовки.
1. Нанесите на стену непрозрачный слой красного. Дайте краске окончательно просохнуть в течение шести — восьми часов. Изготовьте шаблон, оборвав края приготовленного картона.
2. Кистью нанесите ультрамарин вдоль края наложенного на стену шаблона. Щетина кисти не должна быть слишком жесткой, иначе она будет попадать под картон, и узор будет разрушен. Поворачивайте шаблон и прикладывайте его к стене в разных местах, после чего наносите краску вдоль надорванного края. Погружайте в краску только кончик кисти. Краска должна быть достаточно густой, чтобы не стекать по стене.
3. Теперь возьмите темный ультрамарин и нанесите его кистью все по тому же шаблону. При этом закрашивайте края только что проведенных линий. Так создается интересный эффект игры света и тени. Необязательно дожидаться высыхания первого ультрамаринового нового слоя. Если краски будут немного расплываться, это ухудшит общего впечатления от узора.
Поначалу вы, скорее всего, будете набирать кистью, слишком много краски. Приготовьте сухую хлопчатобумажную ветошь, чтобы стирать излишки краски. Но лучше наносите краски меньше, чем больше. Докрасить узор вы всегда успеете, а вот убрать брызги и потеки очень непросто.
Другая разновидность шаблонной техники — нанесение бордюра (фриза) по трафарету. Речь идет о повторяющемся узоре, который является элементом общего оформления помещения. Бордюр служит для зрительного выделения нижней панели стен или для скрадывания высоты в помещениях со слишком высокими потолками. Можно также расположить его над плинтусом и вдоль дверных проемов. Как правило, бордюр — это ленточный орнамент, состоящий из повторяющихся элементов и окаймленный сверху и снизу одной или несколькими линиями.
Существуют одноцветные трафареты, предназначенные для нанесения простых орнаментов. Их накладывают на участок окрашенной стены и наносят новую краску. С помощью многоцветных трафаретов можно наносить более сложные мотивы. Эти трафареты состоят из нескольких листов. Для каждой краски используется отдельный лист. Разные листы поочередно накладывают на одно и то же место, и таким образом наносят различные краски.
Фоновую поверхность (гладкую штукатурку или тонкие грубоволокнистые обои) окрашивают произвольной краской для стен. После высыхания краски отбойным шнуром на желаемой высоте намечают горизонтальную линию. Попросите напарника помочь вам. Протяните окрашенный мелом шнур от одного комнаты до другого. Отбейте шнуром горизонтальную линию на стене. Вдоль этой линии и наносите бордюр. Важно, что одной комнате высота направляющих линий была одинаково на всех стенах. В предлагаемом примере пользованы готовые покупные трафареты, изготовленные пленки с клейкой нижней поверхностью и прорезанным узором орнамента.
1. Приложите трафарет к направляющей линии клейкой стороной вниз и прижмите его к стене.
2. Чтобы трафарет лучше держался, его дополнительно закрепляют горизонтальными полосками клейкой ленты. Еще одна полоса ленты наклеивается параллельно трафарету на расстоянии 0,5 см, так чтобы на стене образовался небольшой зазор. Этот зазор также будет закрашен и образует линию, окаймляющую бордюр сверху — снизу. Ширину линий можно выбрать самостоятельно.
Мягкой круглой кистью растушуйте краску по поверхности трафарета (в данном примере используется жженая сиена). Через отверстия в трафарете краску наносят на стену, образуя на ней узор. Растушевывайте краску круговыми движениями, чтобы щетина кисти не проникала под трафарет. Нанесение краски пойдет быстрее, если использовать лакировочный валик. Погрузите его в краску, а затем отожмите излишки о ребристую поверхность ванночки. Однако фактура поверхности при такой технике нанесения получится довольно грубой. Для крупных орнаментов с тонкими, филигранными линиями лучше использовать кисти с короткой, почти негнущейся щетиной. Такие кисти предназначены именно для подобных работ. Наносите краску по трафарету быстрыми движениями кисти перпендикулярно поверхности стены, что исключает проникновение щетины под поверхность трафарета. Кроме того, можно изменять плотность нанесения краски, затеняя одни участки орнамента и высветляя другие.
Перед тем как наклеить на стену клейкую ленту, испытайте ее на незаметном участке стены. На отклеенной ленте часто остается слой краски, особенно старой. В этом случае окаймляющие линии придется наносить по самодельной линейке.
3. Дайте краске просохнуть три-четыре часа, после чего удалите трафарет. Если краска просочилась под трафарет, закрасьте потеки цветом фона, используя тонкую кисточку.
Самостоятельно изготовить можно и сами трафареты. Для этого потребуются прозрачная пластмассовая пленка, водостойкий маркер и острый резак. Выберите мотив из альбома с орнаментами, перенесите его на пленку и вырежьте образовавшийся узор. Еще один вид декоративного оформления поверхности стен — отделка тряпичным валиком. Оформленные таким образом стены часто можно увидеть в подъездах домов, построенных в начале ХХ в. Эта техника особенно хороша для оформления основания стены: многообразные оттенки одного цвета и мелкий нерегулярный рисунок маскируют загрязненные участки. Тряпичным валиком можно отделывать также поверхности деревянных перегородок и дверей.
В качестве грунта используют любые материалы, но особенно — грубоволокнистые обои. Грунт необязательно должен быть таким же ровным, как при нанесении трафаретных рисунков, — образуемый узор хорошо скрывает все мелкие неровности. Прежде всего, нанесите на стену плотный слой краски. На приведенных иллюстрациях для фоновой окраски была выбрана берлинская лазурь. Для последующей отделки используются два оттенка одного цвета: более темный и более светлый. В качестве рабочего инструмента возьмите хлопчатобумажную ветошь или кусок моющейся замши.
Также потребуются резиновые перчатки, поскольку предстоит погружать ветошь в краску, а потом отжимать ее.
1. После покраски стены нанесите первый отделочный слой. Для этого пропитайте ветошь краской, излишки которой хорошо отожмите.
2. Скомкайте ветошь и прокатите ее по стене в одном направлении: вертикальном, горизонтальном или диагональном. Важно, чтобы оно оставалось неизменным в течение всей отделки. Можно наносить краску и двумя движениями: сначала в одном, а затем в противоположном направлении. Однако необходимо строго придерживаться этого направления: если вы будете двигать ветошь вкривь и вкось, рисунок получится пятнистым и некрасивым. Сложность данной техники как раз и заключается в том, чтобы регулярными, равномерными движениями обработать всю поверхность.
3. Теперь тем же самым способом нанесите на все более светлую краску. В результате поверхность стены стала более рельефной, а при использовании светлых тонов — похожей на камень.
Данная работа требует определенных физических усилий. От постоянного выжимания ветоши руки быстро устают. Эту работу хорошо выполнять вдвоем: один наносит темную краску, другой вслед за ним — светлую. При этой технике хорошо заметен индивидуальный почерк мастера, так что меняться красками не следует.
Другой интересный способ — наносить, а удалять тряпкой краску со стены. Вначале стену окрашивают, а потом проводят по ней ветошью, снимая краску. Когда ветошь пропитывает краской, ее заменяют новой. При этом способе поверхность выглядит более сдержанно и гармонично. Дети любят красочно оформленные комнаты. Настенные росписи отвечают этой потребности и к тому же дают возможность взрослым и детям вместе оформлять помещение. Когда пол надежно закрыт защитной пленкой, дети могут раскрашивать большие поверхности, в то время как взрослые прорисовывают более мелкие детали. В настоящее время в продаже имеются образцы 24 различных рисунков в виде силуэтов на прозрачной бумаге. Рисунок состоит из нескольких фрагментов, каждый из которых имеет формат, совпадающий с размером кадра на 35-миллиметровой фотопленке. Их можно вырезать и вставить в рамку для диапозитивов. С помощью диапроектора с необходимого расстояния картинки проецируют прямо на стену. Размер рисунка зависит от расстояния от проектора до стены.
Декор стен своими руками: фото, мастер-класс
Покраска стен губкой
Это — техника нанесения неправильных пятен краски па основное покрытие. Губкой можно наложить две и более красок. Чтобы добиться такого эффекта, потребуется натуральная морская губка, искусственные губки для этого не подойдут.
Предварительно замочите губку в воде, чтобы она разбухла до полной величины, и отожмите. Губка готова к работе.
1. Сначала попрактикуйтесь на отдельном куске доски. Опускайте губку в краску и прикладывайте к поверхности с легким нажимом, чтобы оставались пятна.
2. Дайте пятнам краски высохнуть. Если контраст с основной краской окажется слабым, усильте его, пройдясь по поверхности еще раз.
3. Если захотите добавить еще один цвет, дайте первому высохнуть. Потом накладывайте сверху второй цвет тем же самым способом.
Накатка тряпкой
На основное покрытие наложите кистью разбавленную вторую краску. Тотчас же, не давая краске сохнуть, начинайте катать по ней «колбаску», скрученную из тряпки, чтобы местами проступила основная краска.
Для основного покрытия нужна краска с полуматовым глянцем, а для эффекта — краска того же типа, но разбавленная уайт-спиритом. Пользуйтесь хлопчатобумажными или льняными тряпками, не отделяющими волокон, изменяйте их почаще, не давая пропитаться краской.
1. Дайте основному покрытию хорошенько просохнуть. Затем нанесите кистью легкий слой второй, разбавленной краски полосами поперек поверхности, чтобы получить произвольный узор полос, сквозь которыйпроглядывал бы основной цвет.
2. Катайте «колбаску» из тряпки поперекповерхности, не останавливаясь. Меняйте направление движения и внекоторых местах надавливайте на тряпку. Регулярно меняйте тряпки.
Стирание краски
Это один из простейших методов пестрой окраски. Кистью наложите глазурь. Затем сухой кистью — смягчающей или обычной широкой — наносите хаотичные мазки так, чтобы под ними проступал основной цвет. Позже можно будет добавить и другие цвета.
1. Кистью наложите на основное покрытие обильный слой глазури. Стирание даст тем больший эффект, чем большим окажется контраст между двумя красками.
2. Смягчающей кистью наносите на глазурь беспорядочные длинные мазки в различных направлениях. Когда покрытие высохнет, можно по желанию наложить глазурь еще одного цвета.
Фактуровка
Красивый двухцветный эффект может дать фактуровка. Она не только обеспечивает декоративную отделку, но и маскирует следы кисти на основном покрытии. Для создания этого эффекта требуется один специальный инструмент: фактуровочная кисть.
1. Обычной кистью обильно наложите глазурь поверх основного покрытия. Не бойтесь оставлять следы кисти — фактуровка скроет их.
2. Держа фактуровочную кисть так, чтобы рукоятка была параллельна поверхности, ударяйте кистью по пленке глазури. Регулярно вытирайте краску с фактуровочной кисти сухой тряпкой.
Эффект дерева на стене
Этот прием позволяет имитировать текстуру натурального дерева,особенно экзотических и ценных пород. Для основного покрытия нужна масляная краска с полуматовым глянцем, а дляэффекта масляная глазурь.
1. Кистью нанесите глазурь на поверхность, оставляя видимые следы мазков вдоль направления слоев, которые вы будете имитировать.
2. Через пару минут легко пройдите по глазури зернильной или обычной малярной кистью, чтобы выявить существующую текстуру дерева.
3. С помощью резинового имитатора для зернения (как здесь), зернильного гребня или щетки нанесите индивидуальную текстуру, которую вы хотите имитировать.
Волочение
Другой очень простой эффект достигается волочением сухой кисти по глазури. Сделав несколько параллельных мазков, вы добьетесь того, что основная краска проступит сквозь глазурь.
Работайте обычной малярной кистью, соответствующей по ширине обрабатываемой поверхности.
1. Кистью нанесите на основное покрытие обильный слой глазури. Чтобы получить имитацию дерева, работайте всегда параллельно направлению слоев.
2. Сухой кистью протяните ряд параллельных линий в слое глазури. Накапливающуюся на кисти краску регулярно стирайте сухой тряпочкой.
Окраска под мрамор
Техника окраски под мрамор относительно сложна для исполнения,но создает впечатляющий эффект. Прежде всего попробуйте подобрать кусок настоящего мрамора для копирования. Лучшие результаты даст масляная глазурь, наложенная на полуматово-глянцевое основное покрытие. Прожилки рисуются художественными масляными красками.
Лакировка специальных эффектов окраски
Некоторые специальные эффекты, особенно зернение и имитация мрамора, когда они полностью высохнут, нужно защитить слоем прозрачного лака. Используйте не глянцевый лак, а матовый, хотя обычно его приходится полировать. Когда лак просохнет, отполируйте поверхность мягкой тряпкой, добавив немного восковой политуры, чтобы создать впечатление натурального материала.
1. Нанесите глазурь либо кистью, либо подушкой из тряпки, не отделяющей волокна. Нужен только относительно тонкий слой.
2. Художественной кистью нарисуйте по влажной глазури прожилки, используя смесь глазури с художественными масляными красками. Прожилки должны быть различной ширины, как у настоящего мрамора.
3. Для фактуровки поверхности влажной глазури используйте кисть для очистки от пыли, как на снимке, или фактуровочную кисть. Добавив в глазурь больше краски, наложите ее на отдельных участках дополнительно, чтобы создать контраст, и фактуруйте снова.
4. Смягчающей кистью слегка смягчите и растушуйте края прожилок. Регулярно вытирайте кисть, чтобы она не мазала.
5. Подчеркните некоторые участки прожилок, добавив больше краски или вторую краску. Снова смягчите эффект, как на этапе 4.