де брильи в бане
Гардемарины, последний русский, не вешать нос
Забросили мы с вами, друзья, наш Клуб старого советского кино.
А захотелось вспомнить.
Вряд ли кто-то незнаком с сюжетом фильма, но если есть такие бедолаги, то специально для вас:
«Гардемарины, вперёд!» — первый фильм трилогии о гардемаринах. Фильм снимался в период с 1986 года по 1987 год. Премьера состоялась 1 января 1988 года. Фильм снят по роману Нины Соротокиной «Трое из Навигацкой школы».
Сюжет картины переносит нас во времена дворцовых переворотов. Тогда в беспощадной борьбе за власть возносились и гибли целые династии, ломались судьбы временщиков, цареубийцы восходили на трон. Трое молодых курсантов навигацкой школы невольно становятся соучастниками заговора, организованного против молодой императрицы…
Каноничный состав гардемаринов: Корсак — Дмитрий Харатьян, Белов — Сергей Жигунов, Оленев — Владимир Шевельков. Два гардемарина из трёх говорили не своими голосами: Шевелькова озвучил некто Андрей Гриневич, а Жигунова — сам Олег Меньшиков. Меньшиков вообще должен был играть Сашу Белова, но не срослось. Оленева должен был играть сын Дружининой, но тоже не получилось.
Четвёртым главным героем стал русский народный Д’Артаньян Михаил Боярский (Де Брильи). Там же блеснули и другие актёры: Евстигнеев (канцлер Бестужев), Стржельчик (придворный лекарь, шпион в пользу половины европейских стран Лесток), Абдулов (спецагент Тайной канцелярии Лядащев), в самом начале что-то проговорил Смоктуновский и исчез.
По специальности Нина Матвеевна — инженер по строительству портов и гидросооружений. В подмосковном Троицке восемнадцать лет преподавала в строительном техникуме.
Роман был рукописным, так как ни в одном издательстве его не принимали к печати, и Соротокина предложила режиссеру использовать его для написания сценария к фильму.
По признанию Светланы Дружининой, в ее творческие планы не входили съемки картины, которая в итоге стала классикой отечественного кинематографа. В 1983 году Нина Соротокина принесла Дружининой свой роман под названием «Трое из Навигацкой школы», который долго пролежал у режиссера на полке, ожидая своей очереди и, возможно, так и не дождался бы, не случись пожара, во время которого сгорело множество книг, и лишь рукопись Соротокиной осталась нетронутой. Дружинина восприняла это как знак и поставила цель — снять «Гардемаринов» во что бы то ни стало.
О том, как появилось название, Дружинина рассказывала так: «Я была дружна с писателем Вениамином Кавериным. Помню, он всегда любил говорить: «Давайте, гардемарины, вперед!». И мне это очень нравилось. Он даже в свои «Два капитана» эту фразу вставил. И когда я начала работать над сценарием «Трое из Навигацкой школы», то вдруг подумала: «Почему бы не вспомнить Каверина?!». Его присказкой я и назвала сериал.»
Популярность фильма была невероятной. Харатьян и Шевельков до «Гардемаринов» уже успели кое-где сняться, а Жигунова никто не знал. После «Гардемаринов» они стали суперзвёздами союзного уровня. Во дворах играли в гардемаринов. Кто-то записывался в секции фехтования, если такие были. Кто-то даже поступал на истфак. Девочек называли Анастасиями в честь Анастасии Ягужинской.
Гардемарины — культовое кино восьмидесятых. Умопомрачительные драки (для мальчиков), головокружительные истории любви (для девочек) и неподражаемые тексты песен и музыка (для всех). А самое главное — так никто толком и не понял, что гардемарины — это будущие офицеры флота («гардемарин» дословно с французского — «морская стража»), потому что весь фильм они только и скакали на конях.
Гардемарин (фр. garde-marine – морская стража, морская гвардия) — звание в российском императорском флоте, существовавшее с 1716 по 1917 год.
С 1716 по 1752, и с 1860 по 1882 годы звание гардемарина в российском императорском флоте существовало как строевое, в остальное время гардемаринами называли воспитанников военно-морских учебных заведений.
В самом начале съемок картины актерский состав выглядел иначе, чем зритель увидел в итоге на телеэкране.
Юрий Мороз был утвержден на роль Алеши Корсака.
В роли Никиты Оленева режиссер планировала снять своего сына Михаила Мукасея.
А Дмитрия Харатьяна Дружининой предложил посмотреть её муж, который к тому времени вернулся со съемок мексиканского фильма «Надежда». «Знаешь, там такой молодой талантливый мальчишка сыграл, — сказал Анатолий. — Давай его попробуем». Попробовали. Подошел
Определяющим моментом послужило еще и то, что Дружининой очень понравилось, как Харатьян поет, — и в фильме он единственный из гардемаринов сам исполняет песни, и не только за себя, но и за Сергея Жигунова
Во многих изданиях рассказывают, что роль Александра Белова изначально была предназначена для Олега Меньшикова. Но после того, как из фильма ушел Юрий Мороз, предполагаемый актерский ансамбль развалился, и Дружининой пришлось искать нового актера и на эту роль. Но вот эта фотография опровергает эти рассказы
Исходя из всего этого делается вывод, что если бы звёзды повернулись по другому, знаменитой тройкой гардемаринов были бы Юрий Мороз, Михаил Мукасей и Сергей Жигунов
Но стрижки «под ноль», увы, избежать не удалось, поэтому в некоторых сценах, начиная с середины съемок, шикарные кудри Жигунова заменяет парик.
Марину Зудину зрители могли бы увидеть в роли Софьи.
Снявшись в нескольких эпизодах, Зудина картину покинула, а от роли Бестужевой Дружинина отказалась сама, как мы читали ранее, решив, что совмещать профессии режиссера и актрисы будет слишком сложно.
Съемки несколько раз оказывались под угрозой срыва, и Дружинина сомневалась в конечном результате, но он превзошел все ожидания. Несмотря на невероятный успех у зрителей, некоторые актеры посчитали фильм своим провалом.
В последний момент оказалось, что сын Дружининой из-за болезни не сможет сниматься. Харатьян и Жигунов предложили пригласить на роль Никиты Оленева Владимира Шевелькова. Но его отношения с режиссером сразу не заладились, они так и не смогли найти общий язык.
Актер чувствовал себя очень неуютно, поскольку режиссер ему тонко намекала, что он занял чужое место.
Сергей Жигунов с шикарными кудрями, Дмитрий Харатьян и Владимир Шевельков в фильме *Гардемарины, вперед!*, 1987
Татьяна Лютаева: » Я знаю позицию Володи. Он с малолетства снимался в кино, поэтому на момент съемок «Гардемаринов» уже не очень хотел работать актером. У него проявилась режиссерская жилка.Для меня роль Анастасии была первой работой в кино, по ней меня запомнили зрители.
Поэтому какие у меня могут быть претензии? «Гардемарины» — моя гордость. Правда, тогда я делала то, что мне показывала Светлана Дружинина.»
Светлана Дружинина, посмотрев дипломный спектакль «Тень» по Шварцу пригласила Татьяну на пробы и сразу же утвердила на роль Анастасии Ягужинской
Интересным фактом является то, что Татьяна Лютаева, сыгравшая Анастасию Ягужинскую и в одночасье ставшая объектом обожания многих мужчин, в период съемок ждала ребенка, а в некоторых эпизодах картины она находилась на последних месяцах беременности. Пышным платьям удалось сохранить в секрете деликатное положение актрисы.
А ее дочь – Агния Дитковските, еще до рождения попавшая на съемочную площадку, в будущем тоже стала актрисой.
Кадр из фильма *Гардемарины, вперед!*, 1987
Кадр из фильма *Гардемарины, вперед!*, 1987
Своим успехом фильм был обязан и уже известным на тот момент актерам – Абдулову, Боярскому, Фараде, Евстигнееву и другим, а также прекрасной музыке, автором которой был композитор Виктор Лебедев.
Дмитрий Харатьян в роли Алеши Корсака
Песни к «Гардемаринам» сочинили композитор Виктор Лебедев (он же автор песен к фильму «Небесные ласточки») и поэт Юрий Ряшенцев («Д’Артаньян и три мушкетера»).
ак же своим успехом фильм немало обязан прекрасным песням, музыку к которым написал композитор Виктор Лебедев. Народную славу Виктору Лебедеву принесли именно они. А ведь их встречи с режиссером Светланой Дружининой могло и не быть. Режиссер призналась, что собиралась работать с другим композитором. Но дороги любви, хоть и творческой, соединили.
Виктор Лебедев: «Единственная трудность в гардемаринах – Марк Розовский и Дунаевский запустили мушкетеров. И я попал в ситуацию, надо было не хуже написать – все пели «пора-пора порадуемся»… и мне надо было тоже». «Гардемарины» и «мушкетёры» ещё долго соперничали.
Злые языки даже приписывали конфликты авторам музыки. Но поссорить не удалось. За музыку к «Гардемаринам» Виктор Лебедев удостоен множества наград. Да и сам композитор не скрывает, что именно этот фильм вознёс его на музыкальный Олимп.
Сергей Жигунов, Дмитрий Харатьян и Владимир Шевельков в фильме *Гардемарины, вперед!*, 1987
«Гардемарины» и «Мушкетеры» вообще очень схожи, на мой взгляд. Хотя мне кажется, что так считаю не только я.
Это Владимир Балон. А в «Гардемаринах» кроме того он сыграл аж две роли: учителя фехтования и слугу Жака.
Владимир Балон и Михаил Боярский на съемках
Нашла забавное видео на эту тему
И, как ни печально, в связи с невозможностью вставить видео, нам придется обойтись без прекрасных песен из фильма.
Владимир Шевельков в роли Никиты Оленева
Кадр из фильма *Гардемарины, вперед!*, 1987
После выхода «Гардемаринов» Дмитрий Харатьян стал настоящей кинозвездой и четыре года подряд удерживал звание самого популярного актера страны в рейтингах журнала «Советский экран». «Началось какое-то безумие, — вспоминает актер. — Письма приходили пачками, кто-то писал, что собирается от меня родить, кто-то уже родил, кто-то назвал своего сына Димой, кто-то Алешей, в честь моего персонажа. Одна девушка вообще приехала с Украины с чемоданами на мне «жениться»».
прекрасный Алеша Корсак
Ольга Машная в роли Софьи
А вот для Ольги Машной роль Софьи не была первой, но стала очень успешной – именно после этого ее начали узнавать. О съемках она вспоминала со смехом: «Забавным было наше свидание в лесу с Алешей – Димой Харатьяном. Режиссер Светлана Дружинина и оператор Анатолий Мукасей придумали красивую романтическую сцену – снимали через веточки, листочки. Я бегу навстречу Алеше, бегу-бегу, березки-кустики – и из кадра невольно выбегаю. Дубль за дублем, пленка уходит. Тогда рабочим канатом меня привязали за ногу, камеру поставили в середину, а меня пустили, как пони, по кругу». Актриса считает эту работу очень важной в своей кинокарьере, хотя и признается: «Впрочем, и Софья, и сам фильм могли бы быть лучше».
Кадр из фильма *Гардемарины, вперед!*, 1987
Евгений Евстигнеев, сыгравший канцлера Бестужева, уже был в то время очень болен. Он входил в кадр без репетиций, совершенно не зная текста, и с ходу под суфлера играл совершенно гениально.
Евгений Евстигнеев в фильме *Гардемарины, вперед!*, 1987
Светлана Дружинина вспоминала, как порой актеры поправляли ее, не позволяя «осовременивать» фильм: «Мы снимали сцену с участием Бестужева (Евгений Евстигнеев) и Елизаветы Петровны (Наталья Гундарева). Они медленно шли по анфиладе, и я их поторопила. Актеры посмотрели на меня с укоризной. В костюмах весом с десяток килограммов, тяжелых париках и в не таких уж просторных, как кажется со стороны, помещениях идти быстрее просто невозможно! А там, где медленный темп движения, там и речь иная. Поэтому Гундарева и Евстигнеев невольно перешли в ритм того времени, которое играли. Перешли очень точно!»
Михаил Боярский в фильме *Гардемарины, вперед!*, 1987
ЛУЧШИЕ ЦИТАТЫ ИЗ ФИЛЬМА
— И не надо смотреть на меня такими преданными глазами. Ничего такого тайного я тебе не доверял. Да об этом весь Петербург болтает. И все под страхом смертной казни.
— Я влюблен!
— Опять?!
— Нет, это совсем другое! Я не просто влюблен! Я схожу с ума!… Нет, ты не понимаешь! Любить Анастасию Ягужинскую — это то же самое что пылать страстью…. К ЗВЕЗДЕ!
Сергей Жигунов в роли Саши Белова
Ай да Корсак! Легок на помине. И опять к обеду!
Какой молодец — врет и не краснеет. Люблю таких.
Кадр из фильма *Гардемарины, вперед!*, 1987
Не заведёшь кота — самого заставлю мышей жрать!
А мне кажется, что Бестужев состоит из одних только грехов.
Белов! Белов, работай изящнее, это не кочерга! И не размахивай клинком, это не есть кадило!
Ни минуты для личного счастья. Всё — отчизне, всё — отчизне.
Сергей Жигунов в роли Саши Белова
— Посмотрите: Бестужев. А Вам не кажется, что он очень сильно болен? Этот землистый цвет лица, воспалённый взгляд… Он очень плохо выглядит последнее время.
— Он очень плохо выглядит последние пятьдесят лет. Однако это не мешает ему морочить нам голову.
Анастасия Ягужинская: Вы богаты и у Вас много душ?
Шевалье Де Брильи: Я богат, но душа у меня одна. И она принадлежит Вам.
Кадр из фильма *Гардемарины, вперед!*, 1987
Шевалье Де Брильи: Что ест простой русский крестьянин? Этот ужасный чёрный хлеб, эта ужасная… каша, эта ужасная… капуста!
Анастасия Ягужинская: Вот уж не ожидала, что тебя так заботит судьба русского крестьянина. Что до вас, до французов, то говорят, у вас любимое блюдо — лягушки и луковый суп. Одна луковица на ведро воды!
Шевалье Де Брильи: А бани?!
Анастасия Ягужинская: Что «бани»?
Шевалье Де Брильи: Разве может цивилизованный человек понять, что это такое! Рубленый дом, из которого валит дым! И в этом угаре русские занимаются развратом, вакханалией!
Анастасия Ягужинская: Ой, Серёжа, ты говоришь чушь. В банях моются!
Шевалье Де Брильи: Три раза в неделю. Не смеши меня. И говорят, что тех, кто не соблюдает в банях обычаев, порют розгами. Розги мочат в кипятке, да-да-да.
Анастасия Ягужинская: Да-а? В рассоле, может быть?
Шевалье Де Брильи: Qu‘est-ce que c‘est «рассол»?
Татьяна Лютаева в роли Анастасии Ягужинской
В последующем Сергей Жигунов выкупил права на героев-гардемаринов.
Гардемарины, вперед! (10 стр.)
Драка переметнулась в гостиницу. Саша выскочил в коридор.
Хозяин бестолково засуетился, однако дочь его оказалась сообразительней. Она выскочила с большой кочергой и ловко стала тыкать ею из-за плеча франта в разгоряченные тела. Толпа схлынула на момент. Франт схватил девицу и быстро юркнул с ней в дверь, отделяющую коридор второго этажа. Вдвоем они навалились на дверь, Саша попытался им помочь. Дочка накинула крючок.
— Молодец, фрау! С тобой хоть на край земли!
Саша радостно засмеялся.
Девица не обиделась, блеснула глазами. Дверь вздрагивала от ударов.
— Прыгнуть… со второго этажа! Подмогу приведешь. Людей надо спасать. И тех, и этих…
Хилый крючок не выдержал, болт вырвало из гнезда, дверь распахнулась. Франт толкнул Сашу в его комнату, сам вбежал следом. Вдвоем они приперли дверь столом и креслом. В коридор хлынула толпа…
Повалив несложную баррикаду, дверь распахнулась. В проеме стоял тяжело дышавший Ягупов.
— Сколько тебе платят за донос?
За спиной Ягупова выросли два офицера и дружно схватили Ягупова за руки.
Тот пригнулся, но ковш все же задел ручкой его голову и, пролетев дальше, со звоном разбил стекло.
Неожиданно для себя самого Саша рванулся вперед.
Офицеры вытащили за дверь рычащего Ягупова.
В коридоре было уже тихо, пусто. Хозяин собирал битую посуду, поломанную мебель.
Фрейлен Марта принесла на подносе рябчиков.
Они принялись за еду. Василий с интересом рассматривал Сашу.
— Спросить можно что угодно, но не всегда получишь ответ.
— И кто такой Ванька, который сидит…
— Простите, а кто такой Бергер?
— Что вы! Я только вчера прибыл в Петербург.
Саша вытер руки платком.
Саша смотрел на него с открытым ртом…
Анастасия и де Брильи обедали. Им прислуживал сторож Калистрат.
— Сережа, почему мы здесь? Чей это дом?
— Сережа, не зли меня. Какого человека ты ждешь? Нам надо как можно скорее уехать из России, а мы торчим здесь уже пятый день.
— О-ля-ля! Политика не женское дело, звезда моя!
— О да! Это я вижу на примере моей матери.
Анастасия встала, подошла к горящему камину, села в старое кресло.
— Русским бы только набить живот. Что ест русский крестьянин? Этот ужасный черный хлеб, эта каша, капуста, масло из конопли…
— Русские очень обидчивы. Сами вы ругаете себя, как ни одна нация в мире, но стоит открыть рот французу или немцу, как вы сразу лезете в драку. Видимо, сам климат, эта бескрайняя равнина, полное отсутствие гор…
Анастасия слушала шевалье, покачивая в такт его словам башмачком.
— Сережа, ты говоришь чушь! В банях моются.
Сторож заглянул в баню:
— Иди, раздевай барина…
В гостиной Анастасия давала последние наставления шевалье.
— Потом. Григорий, хорошо попарь барина.
Кучер истово закивал головой, пытаясь облачить полураздетого де Брильи в тулуп.
— Это что? А… тулуп, халат на меху. Но зачем? Лето…
Де брильи в бане
История фильма о гардемаринах началась 1 января 1983 года. Вот как вспоминает об этом режиссёр Светлана Дружинина:
– Вскоре после премьеры на телевидении фильма «Принцесса цирка» мне позвонила женщина и, заикаясь, сказала: «Я инженер-сантехник, написала исторический роман и очень хочу, чтобы вы его экранизировали! Живу в подмосковном городке Троицке, домашнего телефона нет – буду звонить сама!» Вы можете понять мою реакцию только на то, что инженер-сантехник написал роман? В тот же день мы встретились с ней в холле Дома кино. Там меня ждала тётка с большущей кошёлкой. Она представилась: «Cоротокина Нина Матвеевна. Инженер, преподаватель техникума». Из-под мотков разноцветной шерсти достала огромную, невероятной тяжести, бухгалтерскую папку с тесёмками. Но я не успела прочитать этот трактат: в моей квартире случился пожар. Но когда она перезвонила, моя мама ей сказала: «Вы знаете, и правда, рукописи не горят!»
– Первым прочитал этот роман я! – хвастает муж Дружининой, кинооператор Анатолий Мукасей. – В жизни такого количества букв не видел. Увлекло не потому, что было потрясающе написано. Понравилась сама фабула. Промелькнула мысль, что из этого можно сделать что-то похожее на «Фанфан-тюльпан».
Затем «Гардемаринов» взахлёб прочитали дети звёздной пары. Содержание книги их очень заинтересовало. Писатель и сценарист Юрий Нагибин также посоветовал Светлане Сергеевне прочесть роман Нины Cоротокиной и обратить внимание на автора, начавшего писать в 40 лет. Роман был написан крепко, в традициях исторической литературы. О нём Дружинина рассказала в своём телеобъединении, и главный редактор заинтересовался…
Писать сценарий Дружинина и Соротокина поехали в Пицунду, где у них была одна пишущая машинка на двоих. Выяснилось, что Дружинина очень любит подробности. Любая идея у неё, как снежный ком, мгновенно обрастала деталями. И ещё стоит сказать спасибо актёрам, которые придумали массу мелочей и шуток прямо по ходу съёмочного процесса.
К написанию сценария был также привлечён Юрий Нагибин. Вспоминает Нина Соротокина: «Он согласился дать своё имя под сценарий. Однако мэтр отнюдь не в качестве свадебного генерала в картине участвовал. Мы же со Светланой люди увлекающиеся, как начнём свои женские кружева плести, так и остановиться не можем. А Нагибин всё лишнее убирал и в итоге большинство наших наворотов безжалостно вычистил».
Сценарий изначально был написан для 6-серийного фильма, но руководство Гостелерадио вычеркнуло всё, что, по его мнению, было лишним, и в итоге осталось только четыре серии. Была вырезана практически вся линия князя Черкасского, хотя персонаж получился чрезвычайно интересным. В фильме Черкасский появляется только в одной сцене, и всё равно успел понравиться зрителям. Было также вырезано много сцен с Гаврилой, камердинером Никиты.
Когда «Гардемаринов» начали снимать, картину тут же стала «резать» цензура. Тогда она ещё была в силе. А в фильме – тайная канцелярия, крещение, миропомазание… Всё это категорически запрещали снимать.
Когда Дружининой сказали: вырезайте и переснимайте сцену с княгиней Анастасией в храме, где все крестятся, она ужасно расстроилась. В Твери, где киногруппа вела натурные съёмки, Дружинину и Боярского принял митрополит Кашинский и Калининский Алексий. В первый постный день в небольшой избе, завешанной иконами, он сказал: «Не волнуйтесь, у вас всё будет хорошо. Потерпите чуть-чуть: грядёт тысячелетие православной Руси. Вы будете впереди идущими, теми, кто будет говорить о церкви и вере в полный голос».
Уже в самом начале съёмок, как это часто случается, не обошлось без происшествий: Дружинина поскользнулась, спрыгивая с лошади, и сломала ногу. Работу над фильмом пришлось отложить на целых полгода. Съёмки начались в 1986 году, продолжились в 1987-м, а на телеэкраны фильм о гардемаринах впервые вышел 1 января 1988 года. И это был грандиозный новогодний подарок зрителям!
Вначале Дружинина планировала сама сыграть мятежницу Анну Бестужеву, а роль одного из гардемаринов, Никиты Оленева, писала специально для своего сына. Однако к моменту начала съёмок пришлось отказаться от этих замыслов: Дружинина решила, что не сможет совмещать режиссёрскую и актёрскую работу, и отдала свою роль актрисе Нелли Пшённой. И сын Светланы Сергеевны Анатолий тоже отказался от роли гардемарина, пришлось срочно искать замену.
С начала съёмок актёрский состав фильма менялся несколько раз. На роль Алёши Корсака пробовался Юрий Мороз, но ему пришлось отказаться от работы в фильме из-за экзаменов на режиссёрских курсах. Вместо него Дружинина пригласила Дмитрия Харатьяна.
– Харатьяна нашли случайно, – вспоминает Светлана Дружинина. – Когда мы готовились к работе над «Гардемаринами», мой муж только вернулся со съёмок мексиканского фильма «Надежда». «Знаешь, там такой молодой талантливый мальчишка сыграл, – сказал Анатолий. – Давай его попробуем». Попробовали. Подошёл.
Определяющим моментом послужило ещё и то, что Дружининой очень понравилось, как Харатьян поёт, – и в фильме он единственный из гардемаринов сам исполняет песни, и не только за себя, но и за Сергея Жигунова, сыгравшего Сашу Белова. За Владимира Шевелькова, сыгравшего Никиту Оленева, поёт Олег Анофриев; а за Татьяну Лютаеву, снимавшуюся в роли Анастасии Ягужинской, поёт Елена Камбурова. А сводный хор гардемаринов – это группа «Доктор Ватсон».
После выхода «Гардемаринов» Дмитрий Харатьян стал настоящей кинозвездой и четыре года подряд удерживал звание самого популярного актёра страны в рейтингах журнала «Советский экран».
– Началось какое-то безумие, – вспоминает актёр. – Письма приходили пачками, кто-то писал, что собирается от меня родить, кто-то уже родил, кто-то назвал своего сына Димой, кто-то Алёшей, в честь моего персонажа. Одна девушка вообще приехала с Украины с чемоданами на мне «жениться».
В роли Саши Белова должен был сниматься Олег Меньшиков, но после того как из фильма ушёл Юрий Мороз, предполагаемый актёрский ансамбль развалился, и Дружининой пришлось искать нового актёра и на эту роль. Сергей Жигунов в то время только что окончил театральное училище, он уже снимался в кино, но не сыграл ни одной заметной роли, и участие в фильме о гардемаринах стало поистине его звёздным часом.
– Я потом смотрел фильм – нет, с подобной отдачей больше никогда не работал, – вспоминает Сергей Жигунов.
Во время съёмок актёра призвали в армию, и чтобы снова не лишиться одного из исполнителей главных ролей, Жигунова пришлось пристроить в мосфильмовский кавалерийский полк, откуда его с лёгкостью отпускали на съёмки. К тому же за время несения службы Сергей научился отлично скакать на лошади, что очень ему пригодилось. А вот армейского правила стричься «под ноль» актёру избежать не удалось, и в середине съёмок Саша Белов лишился шикарной шевелюры – в некоторых сценах его кудри заменяет парик.
Но Дмитрию Харатьяну с джигитовкой пришлось сложнее, несмотря на его богатый кинематографический опыт. Съёмки проходили без дублёра, а Харатьян очень боялся лошадей.
Однажды во время съёмок с Жигуновым произошёл несчастный случай. Сергей предложил Михаилу Боярскому сразиться с ним на шпагах по-настоящему. Боярский долго отказывался, но в конце концов согласился. Во время боя Жигунов, пренебрегая правилами, подбил клинок противника – и шпага повредила ему глаз. Актёру пришлось проходить лечение – 27 дней в барокамере. Дружинина так сожалела, что гардемарина Белова не смог сыграть Олег Меньшиков, что пригласила его озвучивать эту роль, и Меньшиков с удовольствием согласился, подарив возлюбленному прекрасной Анастасии Ягужинской романтичный и волнующий голос.
Владимир Шевельков попал на съёмки позже всех, когда стало окончательно известно, что сын Дружининой сниматься в роли Никиты Оленева не будет. Принять предложение Дружининой Шевелькова уговорили Жигунов и Харатьян: «Давай соглашайся. Актёры хорошие подбираются. В самом деле – давай приезжай, а то ещё неизвестно, кого нам подсунуть могут».
Шевельков оказался единственным из гардемаринов, кто остался недоволен своим участием в фильме – роль Никиты Оленева он считает своим актёрским провалом, несмотря на то, что его персонаж очень полюбился зрителям.
– Считаю картину не очень удачной, а своё участие в ней – случайным, – говорит актёр. – «Гардемарины» мне лично пользы не принесли и на моей актёрской карьере в определённой степени поставили крест: серьёзных ролей после подобных работ не предлагают.
И с Дружининой у Шевелькова отношения не сложились, и когда та задумала снимать продолжение фильма, на роль третьего гардемарина она пригласила другого актёра. Чтобы как-то объяснить зрителям, куда пропал обаятельный Шевельков, была придумана сцена, где выяснялось, что теперь не сам Никита Оленев, а его брат будет участвовать в похождениях гардемаринов. Но зрителям замена явно не понравилась, и возможно, именно тот факт, что великолепная троица распалась, послужил одной из причин того, что фильм «Виват, гардемарины!», вышедший в прокат в 1991 году, уже не имел большого успеха.
Татьяна Лютаева, сыгравшая Анастасию Ягужинскую, как и Жигунов, пришла на съёмочную площадку прямо со студенческой скамьи, едва получив диплом ВГИКа. И первая же роль в кино сделала её знаменитой. После выхода фильма на экраны мужчины не уставали признаваться Татьяне в любви – и не только в письмах, но и на улице совершенно не давали прохода. Такое внимание актрисе, безусловно, приятно, но шансов у поклонников не было. Уже на момент съёмок фильма Лютаева ждала ребёнка, и в некоторых эпизодах картины она снималась будучи на последних месяцах беременности. Правда, благодаря пышным платьям это незаметно.
В книге шевалье де Брильи – довольно несимпатичный и унылый человек, но персонаж, который создал на экране Михаил Боярский, получился настолько ярким и обаятельным, что многие зрители недоумевали, почему Анастасия Ягужинская предпочла ему какого-то гардемарина. Как вспоминает Нина Соротокина, присутствовавшая на съёмках, смотреть на игру Боярского было огромным удовольствием – у него всегда было несколько вариантов каждой сцены с участием де Брильи, и любой из них Михаил Сергеевич мог бы сыграть бесподобно.
Песни к фильму сочинили композитор Виктор Лебедев и поэт Юрий Ряшенцев. Одна из самых трогательных композиций – без сомнения, «Голубка».
– Она была написана по просьбе Миши Боярского, – вспоминает Ряшенцев. – Ему хотелось сыграть последнюю любовь стареющего д’Артаньяна, спеть прощальную песенку мушкетёра, попавшего в русские снега.
Евгений Евстигнеев, сыгравший канцлера Бестужева, уже был очень болен, когда начались съёмки. Он входил в кадр без репетиций, совершенно не зная текста, и с ходу под суфлёра играл совершенно гениально.
Никто не спорит, что на протяжении фильма облик героев может меняться. Гардемарины же увлеклись сменой имиджа настолько, что ухитрялись менять причёски даже в середине одной и той же сцены. Во время исполнения «Песни о дружбе» в самом начале фильма Саша Белов появляется с разными укладками, а Алёша Корсак – то с короткими, то с более длинными волосами.
В этих же кадрах у Корсака на мгновение исчезает его «роковая тайна» – знаменитая мушка. Зато выяснилось, что под мушкой Алёша ничего не скрывал.
Гардемарины умеют мгновенно менять не только причёски, но и одежду. Во время «Песни о дружбе» они вскакивают на лошадей и трогаются с места в коричневой форме, а через секунду уже скачут по полю в плащах и шляпах.
Оказывается, вовсе не острая шпага Корсака сдёрнула парик с головы штык-юнкера Котова. Проделать эту нехитрую операцию помогла тоненькая ниточка, прикреплённая к парику. Она практически незаметна при просмотре видео, а вот на дивиди еёÂ видно очень хорошо.
И дальше в этой же сцене: парик сдёрнут, и мы видим лысую голову берейтора. Но накладка, прикрывающая собственные волосы актёра, сильно отличается от цвета его кожи.
Но, конечно, все эти мелкие просчёты не могут омрачить хорошее впечатление от фильма, который стал культовым вот уже для третьего поколения зрителей.