дачи художников под москвой
Поселок художников, сиреневый сад и адмиральский дом: гуляем по Соколу
Церковь, где вели богослужения на грузинском языке, поселок художников, сиреневый сад, генеральский и адмиральский дома… Район Сокол умеет удивлять, а все благодаря богатой истории.
В советское время здесь жили деятели культуры, спортсмены, чиновники. Во второй половине прошлого века Ленинградский проспект даже начали называть ХЛАМом — аббревиатура сложилась из первых букв слов «художники», «литераторы», «артисты», «музыканты». Сегодня на фасадах зданий можно увидеть мемориальные таблички, напоминающие об известных москвичах.
Рассказываем, чем Сокол привлекал именитых горожан и что точно стоит посмотреть, оказавшись здесь.
Храм Всех Святых
Небольшую каменную церковь в селе Святые Отцы, располагавшемся на территории современных районов Сокол и Аэропорт, построили в 1683 году. Спустя полвека на ее месте возвели храм Всех Святых — он сохранился до наших дней. Это повлекло за собой и переименование села — оно стало Всехсвятским.
Храм построили по инициативе имеретинской царевны и долгое время вели здесь богослужения только на грузинском языке. Русские службы начались в конце XVIII века.
В 1812-м солдаты Наполеона устроили в храме конюшню, но уже в следующем году здание начали восстанавливать. В 1880-х его расширили — полностью перестроили свод основного объема и увеличили площадь трапезной.
В 1939-м в церкви разместили склад, а пятиярусный иконостас показательно сожгли во дворе. Однако после войны местным жителям удалось добиться разрешения на открытие храма. Сейчас он носит статус патриаршего подворья. Колокольню, построенную в XVIII веке, нередко называют пизанской башней Москвы — из-за наклона в пять градусов.
С селом связана одна легенда. Считается, что именно здесь Лжедмитрий II перед бегством зарыл награбленные сокровища. Однако несмотря на достаточно точное описание места, где должен храниться клад, найти его так и не удалось.
Генеральский и адмиральский дома
Недалеко от храма стоит генеральский дом. Его строили для военных, поэтому фасад украшают флагштоки с изображением звезд. Здесь жили герои Советского Союза и легендарный хоккейный тренер Анатолий Тарасов.
В нескольких шагах расположился дом, одно из неофициальных названий которого — адмиральский. Его именуют также полковничьим или дворянским гнездом. Дом строили для министерства морского флота, а отдали авиастроителям и автомобилистам. Здание украшают рыбы, якоря и штурвалы — это одно из самых красивых зданий района.
А самым интересным строением Сокола можно считать бывшую Центральную поликлинику-больницу военно-воздушного флота. Проект разрабатывали в стиле конструктивизма, но работы завершили не сразу. К моменту, когда их возобновили, в архитектуре уже был задан курс на возвращение к классическим традициям. То, что получилось в результате, можно назвать постконструктивизмом с мотивами ар-деко.
Поселок художников
Жилой поселок Сокол, который часто называют поселком художников, стал воплощением идей социолога-утописта Эбенезера Говарда, написавшего книгу «Города-сады будущего». Он предлагал обеспечить максимально высокое качество жизни за счет низкой застройки с расчетом на 32 тысячи человек.
Изначально такой город-сад хотели построить на Ходынском поле, но о проекте на какое-то время забыли. В 1921 году кооперативным объединениям начали выдавать землю под застройку. Через два года в Москве образовалось товарищество «Сокол», которое получило 50 гектаров на окраине села Всехсвятского. Так появился поселок художников.
«По одной из неподтвержденных версий, название “Сокол” связано с тем, что изначально планировалось создать кооператив в Сокольниках. Но там не нашлось подходящей территории. В итоге землю выделили возле железнодорожной станции Серебряный Бор, а название было уже утверждено», — рассказал научный сотрудник Музея Москвы Денис Ромодин.
В поселке имелось все необходимое для жизни: лечебные центры, дома быта, собственный пионерский лагерь и детский сад, воспитанники которого во время прогулок изучали немецкий язык. В эти часы им запрещалось разговаривать по-русски даже между собой.
Во время перестройки жители организовали агентство, которое зарабатывало на аренде нежилых помещений. Благодаря этому удалось отреставрировать коттеджи, открыть детскую площадку и музей.
«На самом деле, хоть его и называют поселком художников, художники там не жили, за исключением, может быть, пары-тройки. Поселок проектировался как кооперативный, а его жителем мог стать любой, у кого была возможность вложить средства, — отметил Денис Ромодин. — Целью создания такого поселка было экспериментальное жилье, а населили его абсолютно разные люди. Название же появилось из-за наименований улиц, посвященных известным русским художникам. Здесь, например, есть улицы Левитана, Врубеля, Шишкина, Венецианова».
Сиреневый сад
В середине прошлого столетия излюбленным местом для прогулок был сиреневый сад. Его создал талантливый селекционер Леонид Колесников — он ежедневно работал над тем, чтобы получить зимостойкие сорта, пригодные для климата средней полосы. Ему это удалось, а выведенные сорта получили мировую известность.
Сад быстро стал популярным — даже в годы войны сюда приходили солдаты перед отправкой на фронт. Ухаживать за сиренью Колесникову помогали друзья, знакомые и пионеры из соседних школ. Бывали здесь Алексей Толстой, Никита Хрущев, Юрий Гагарин.
Селекционер часто рассылал черенки и семена, но никогда не брал за это денег. «Красота не продается. Ее можно только дарить», — объяснял он. После получения Сталинской премии Колесников передал государству всю сирень — около пяти тысяч кустов. Вскоре ее пришлось пересадить в Калошино — это часть нынешнего Измайлова. Появившийся здесь парк — Сиреневый сад — каждую весну привлекает тысячи гостей.
А тот самый сад, который Леонид Колесников заложил в районе Сокол, долгое время был в запустении. Сейчас его возрождают — в 2019 году на улице Сальвадора Альенде в рамках программы «Мой район» благоустроили сквер и высадили в нем сирень.
Мемориальный парк героев Первой мировой войны
Гостям района стоит побывать и в парке героев Первой мировой войны. За последние 30 лет здесь появились памятники авиаторам, солдатам и офицерам, обелиск и часовенный крест. О том, что раньше на этом месте находилось Братское кладбище, напоминает камень-валун перед входом.
Для захоронений кладбище закрыли в 1925 году, а спустя несколько лет разбили парк. В это же время закрыли и находившийся на территории храм, а в 1959-м на его месте построили кинотеатр «Ленинград». Интерес к судьбе некрополя стали проявлять только в конце 1980-х. Позже в парке построили часовню Спаса Преображения, а в 2004-м открыли мемориальный комплекс.
Электродепо и Алабяно-Балтийский тоннель
Находится в районе и одно из старейших московских электродепо — «Сокол». Оно начало обслуживать поезда метро в 1938 году. Недавно его открыли после реконструкции. Теперь ночью здесь может находиться 30 составов вместо 15, количество канав для ночного отстоя поездов, их ремонта и мойки выросло с 24 до 46.
Расположен на Соколе и один из самых сложных инженерных объектов Москвы — Алабяно-Балтийский тоннель. Его строили довольно долго — с 2008 по 2015 год. Он находится на глубине 22,5 метра в зоне неблагоприятных геологических и гидрогеологических условий. Следят за движением в тоннеле, а также на многих других крупных дорожных объектах столицы в центральном диспетчерском пункте. Он расположился в необычном футуристическом здании, напоминающем синий стеклянный шар, и здание-яйцо привлекает внимание всех проходящих и проезжающих мимо.
Экспериментальный «Сокол» — как сегодня живет поселок художников в Москве
Сегодня не каждый москвич сможет точно сказать, где в черте города еще сохранились небольшие частные коттеджи. Одно из таких мест – поселок художников «Сокол», построенный в 20-30-х годах прошлого века. Посреди зеленых аллей здесь возводили дома по проектам братьев Весниных, Щусева и других советских архитекторов. Корреспондент РИАМО отправилась на экскурсию c туроператором «Магазин Путешествий», чтобы узнать историю поселка и рассказать, как сегодня выглядит первый советский жилищный кооператив.
Почему поселок стал «Соколом»
Возле метро «Сокол» за огромными каменными домами совсем не видно тихих уютных улочек бывшего поселка художников, построенного в этом месте в тридцатые годы прошлого века. До сих пор многие деревянные домики здесь сохранили свой первоначальный вид и прячутся за невысоким штакетником. Однако глаз тут же выхватывает современные детали: на крыше одноэтажного дощатого домика в глубине участка ловит сигнал спутниковая тарелка, на стене висит кондиционер, а вплотную к старому забору стоит современная пластиковая «стенка». Многие дома обшиты сайдингом или вовсе перестроены.
История жилищного кооператива «Сокол» началась в 1923 году. Название будущего поселка пошло от Сокольников, где изначально и планировалось его строить. Но геодезисты рекомендовали подобрать другое место, и пайщикам выделили землю возле села Всехсвятское: место обжитое, рядом с городом. К тому моменту уже было утверждено название будущего поселка, появилась даже кооперативная печать – сокол, держащий в лапах домик. Его решили сохранить.
Каждый дом был индивидуален. При строительстве использовались нестандартные архитектурные решения: стилизованные рубленые избы с широкими свесами, избы-башни, похожие на крепости сибирских казаков, или кирпичные дома с мансардами по типу немецких особняков.
Эксперимент по строительству города-сада
К началу 1930-х были построены 114 коттеджей и началась спокойная, размеренная жизнь. Соколяне вместе отмечали праздники, проводили субботники, работали и воспитывали детей. На территории поселка был открыт экспериментальный детский сад, где была только одна воспитательница. Обязанности ее помощников по очереди выполняли мамы воспитанников. Жители основывали артели: шили мягкие игрушки, разводили племенную птицу и мелкий скот, делали зеркала на фабрике.
Любимый портретист Сталина и другие местные знаменитости
Интересна история принятия в кооператив известного советского художника А.М. Герасимова, портреты которого ценил Сталин. В поселке он поселился по приглашению председателя кооператива Василия Сахарова. Все участки к тому времени были уже распределены, и ему выделили под застройку небольшую часть сквера. Для этого пришлось сделать одну из улиц поселка тупиковой. Кроме того, знаменитому новичку не понравился ни один из готовых проектов домов, и он построил жилье и мастерскую на свой вкус – в виде части кремлевской стены.
Жительницы поселка сестры Крандиевские стали прототипами главных героинь книги А.Н. Толстого «Хождение по мукам». Одна из сестер была женой писателя.
Оазис посреди большого города
В 1935 году в небе над «Соколом» столкнулись АНТ-20 и небольшой истребитель. Оба рухнули на территорию поселка. Никто из соколян не пострадал, но после этой катастрофы кооператив перешел в собственность правительства Москвы.
Со временем состав жителей поселка совершенно изменился. В лихие 1990-е участки с уютными домиками на территории Москвы привлекли внимание криминальных авторитетов, которые начали выселять старожилов. В результате многие дома были перестроены до неузнаваемости или вовсе снесены. Какую-то часть домов жители продавали сами, поскольку стоить они стали немало. Среди покупателей оказались Ролан Быков, Всеволод Санаев и многие другие знаменитости.
Дачи художников под москвой
Это первый советский жилищно-строительный кооперативов, памятник деревянного зодчества, самоуправляемая община.
8 августа 1921 года В.И. Ленин подписывает декрет о кооперативном жилищном строительстве.
Суть его: те, кто имеет средства — рабочие, специалисты, творческая интеллигенция, —
могут строить жилье сами.
В Москве к этому времени велась разработка генерального плана ее развития. Возглавили эту работу архитекторы И. Жолтовский и А. Щусев. План так и назывался: «Новая Москва».
Кооперативное товарищество «Сокол» было создано в марте 1923 года. Почему такое название — Сокол?
Дело в том, что первоначально поселок планировали строить в Сокольниках, в московской Швейцарии, как тогда называли этот окраинный район столицы. Однако изыскательские работы показали, что почва здесь для малоэтажного деревянного строительства непригодна.
Жилой дом (арх. Н. В. Марковников)
Стали подбирать другой участок. Выбор пал на восточную окраину Москвы. А поскольку к этому времени уже была изготовлена какая-то документация, имелся штамп и эмблема товарищества (летящий сокол с домиком в лапах), название его не стали менять, а лишь подсократили. И получилось — Сокол. Впоследствии Соколом будет названа станция метрополитена, а затем — и административный район столицы.
В товарищество вошли люди, в общем-то, зажиточные, так как предусматривались значительные денежные взносы: 10,5 золотых червонца вступительных, 30 — при выделении участка и 20 — при начале строительства коттеджа. Стоимость каждого коттеджа составляла около 600 золотых червонцев. Деньги по тем временам немалые. Закреплялся также срок пользования жилплощадью: 35 лет — без изъятия жилья и уплотнения его. К сожалению, норма эта не была выдержана: позже последовали и изъятия, и уплотнения…
Кто же они, первые застройщики? Сотрудники наркоматов, ученые, художники, архитекторы, техническая интеллигенция. Часть паев предназначалась для рабочих в строящихся многоквартирных домах.
В проектировании поселка участвовали выдающиеся русские зодчие А. Щусев, братья Веснины, Н. Марковников, Н.Дюрнбаум, Н. Колли, И. Кондаков, А. Семилетов, художники-графики В. Фаворский, Н. Купреянов, П. Павлинов, Л. Бруни, живописцы К. Истомин, П. Кончаловский, скульптор И. Ефимов. Строился поселок десять лет.
Здание территориальной общины и музея.
Градостроительная задумка выглядела следующим образом: свободная планировка, нестандартные пространственные решения, взаимосвязь жилищ с окружающей средой. В пространственных решениях использованы дерзновенные, поистине новаторские идеи выдающегося русского философа П. Флоренского и художника-графика В. Фаворского. Здесь и ломанная улица (ощущение ее удлиненности). Так, самая широкая улица в поселке, улица Поленова (сорок метров), проходя через главную площадь, «ломается» под углом в сорок пять градусов, оттого и воспринимается как бесконечная.
Здесь и членение улицы-линии на равные отрезки (поперечными заборами), опять-таки она визуально удлиняется. Здесь и «лестница Микеланджело»: сужение улицы. Улица как бы удлиняется в перспективе. Эффект усиливается размещением в конце ее сада: она как бы растворяется в зелени. Но если взглянуть на улицу с другого конца, она, на удивление, покажется короткой.
Здесь и «выпадание» из общего рисунка перекрестка углового дома (проваливание его вглубь участка), благодаря чему встречная улицы кажется длиннее. Удлинению пространства (взгляд скользит мимо) способствуют и безоконные торцы некоторых домов.
Особое внимание — поворотной улице. Для усиления ощущения поворота дома стоят под углом к ней, а фасады состоят из трех разновеликих секций. Громоздкий дом как бы вращается.
Все эти хитрости преследовали одну цель: на небольшой территории, которую занимает поселок (20 гектаров), создать впечатление его огромности, пространственного величия.
Строительство поселка началось в августе 1923 года, и уже к осени 1926-го под внутреннюю отделку было сдано 102 коттеджа. Всего же предполагалось построить 320 домов. Но осуществить удалось только половину из задуманного. В начале 30-х годов у поселка изымают половину арендованной им земли — под строительство многоэтажных домов.
Первоначально улицы поселка назывались весьма прозаично: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая. Новые названия (исключительно — по именам художников) появились позже, когда поселок уже заселялся. Топонимику их разработал один из застройщиков, художник-график, профессор ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) П. Павлинов.
Теперь о самих коттеджах. Это — рубленные избы с широкими свесами, избы-башни (образ сибирских казачьих крепостей), каркасно-засыпные, подобно английским коттеджам, кирпичные дома с мансардами по типу немецких особняков.
Типичный дом — односемейный: мансарда, четыре жилые комнаты, гостиная, кухня и большая терраса с выходом в сад. Крыша высокая, двускатная. Варьируется число комнат, типы и виды эркеров, балконов, оконных фонарей. Двух похожих домов не найти.
Двухсемейный дом — изба-пятистенок. Есть и ряд многоквартирных домов. Застройщиками были люди разных кругов и классов, поэтому при проектировании коттеджей учитывалась и их стоимость.
«Вологодская изба» (арх. братья Веснины)
Поселок стал испытательным полигоном не только для архитектурно-планировочных решений. При его строительстве использовались новые материалы, передовые инженерные технологии. Так, впервые был применен фибролит — спрессованная с цементом древесная стружка. Новой была и конструкция фундамента: бетонная чаша с особой системой вентиляции.
Озеленение поселка также тщательно продумано: широкие зеленые артерии, внутриквартальные скверы, парк. Особо подбирались породы деревьев: красный клен, ясень, мелколистная и крупнолистная липа, американский клен, тополь альба. В поселке высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу.
Был разработан и свой тип ограждения: невысокий забор с единым ритмом штакетин, накрываемых слегой-крышей. Облик уличных фонарей, скамеек и прочих малых форм усиливал целостное впечатление от архитектурно-градостроительного комплекса.
По мере заселения домов складывалась и социально-бытовая инфраструктура поселка: магазины, столовая, библиотека, детский сад и даже клуб-театр. Благо этому способствовали так сказать внутренние ресурсы. В числе застройщиков были архитекторы, художники, экономисты, инженеры, агрономы, снабженцы, учителя, врачи, зоотехники… Такой профессионально разнообразный состав товарищества позволял большую часть вопросов решать своими силами и, конечно же, на общественных началах. Дух коммуны проявлялся в реализации простого принципа: от каждого по способностям. Это сплачивало, пробуждало энтузиазм.
Корчевали пни, засыпали рвы и колдобины, в складчину закупали дрова, заготавливали овощи. Этот начальный этап в жизни поселка поистине отмечен мощнейшей энергией созидания.
Большое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения: физическому развитию (свои спортивные площадки, свой, в летнее время, пионерский лагерь), развитию творческих способностей: музыкальных, художественных. Этому опять-таки способствовали благоприятные условия: тут же рядом мастерская скульптора Н. Крандиевской, домашняя школа графики П. Павлинова, школа музыки А. Шимановского.
В поселке до сих вспоминают детский сад тех времен, где на добровольных началах была создана группа по изучению немецкого языка. Действовала масса кружков: авиамодельный, кружок садоводов и цветоводов (Общество друзей зеленых насаждений) и даже кружок птицеводов.
Художники в Соколе — тема особая. Поселок привлекал к себе художников всей Москвы. Центром притяжения был дом П. Павлинова. Здесь часто собирались его друзья, коллеги по ВХУТЕМАСу П. Флоренский, В. Фаворский, И. Ефимов, Н. Купреянов, К. Истомин, Л. Бруни. Часто наезжали скульпторы И. Шадр, П. Коненков, архитектор И. Жолтовский. Целая плеяда в будущем ведущих русских художников — Кукрыниксы, Ю. Пименов, В. Цигаль, Л. Кербель, Ю. Коровин, К. Дорохов и другие — получили здесь, в атмосфере красоты и гармонии, первые уроки художественности.
8 мая 1935 года на поселок рухнул самолет-гигант «Максим Горький». К счастью, никто из жителей не пострадал…
В 1937 году правительственным постановлением в стране сворачивается кооперативное жилищное строительство, а уже имеющиеся строения передаются в собственность государства в лице местных органов власти. Такая же участь постигла и поселок Сокол: весь его жилой и нежилой фонд стал собственностью Моссовета.
Коснулись поселка и репрессии. Многие проживавшие в нем выдающиеся ученые и профсоюзные деятели были арестованы. На памяти старожилов и времена, когда коттеджи перепланировали (потеснитесь, мол) и приспосабливали их под коммуналки, общежития.
В начале 50-х, поселок вообще оказался на грани сноса. По соседству развернулась ударно-показательная стройка, поглотившая территорию летного поля Центрального аэропорта до самой Песчаной улицы (теперь улица Алабяна).
Поселок, говорят, спас Сталин: во время посещения стройки он якобы высказался против сноса поселка. Возможно, это легенда. И, тем не менее, красивая, спасительная.
Но по-прежнему Сокол оставался лакомым кусочком. В октябре 1958 года появилось распоряжение исполкома Моссовета о предоставление части земли Сокола (естественно, со сносом ряда коттеджей) Управлению делами ЦК КПСС. Четыре года длилось противостояние соколян с городскими властями. И добились-таки своего. Распоряжение было отменено.
Однако успокаиваться, как оказалось, было преждевременно. В кабинетах уже зрел план сноса 54 коттеджей (из 119). Определен был даже дом для отселения жильцов. Желающих покинуть Сокол не нашлось. Напротив, соколяне все как один стали на защиту своего поселка. К их голосу — не допустить разрушения поселка как единого градостроительного и архитектурного комплекса — присоединились Министерство культуры, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, союзы архитекторов, художников, ряд других организаций. Целостность поселка снова удалось отстоять. Наверное, тогда и придумали ту самую легенду, мол, сам Сталин сказал: поселок не трогать!
Более того, удалось добиться решения Мосгорисполкома о придании поселку как уникальному архитектурно-градостроительному комплексу статуса памятника градостроительства. Это означало, что отныне на поселок не только никто не смет посягнуть, но он всячески будет охраняться государством, в данном случае городской и районной властью.
К сожалению, ожидаемых мер по сохранению поселка-памятника не последовало. Поселок же все более терял свой первозданный вид.
К этому времени (1988-1990 гг.) Моссовет, понимая, что многие местные вопросы ему не решить без участия самих жителей, стал пропагандировать идею формирования территориального общественного самоуправления. Соколянам эта идея пришлась по душе, ведь их домком, по сути, уже был органом самоуправления. Поэтому на общем собрании 14 июля 1989 года постановили: восстановить в поселке самоуправление. Каким оно было в 20-х годах. Утвердили Устав поселка (в соответствии с Положением об общественном самоуправлении, утвержденном решением Моссовета от 22 июня 1989 года), избрали его руководящие и контролирующие органы. Основную же задачу видели в том, чтобы, воссоздав прежний вид Сокола, сохранить его как памятник градостроительства. И снова — в райисполком, в Моссовет. И получили «вольную».
Это был дар свободы. Но и бремя ответственности: не только сохранить памятник-поселок (жилищный фонд, нежилые помещения, скверы и прочее, прочее), но и обеспечить нормальный быт жителей: отопление, водоснабжение и все другое сопутствующее. Не получая при этом ни копейки из районной и городской казны.
В 1928 году улицы посёлка были названы в честь русских художников: Левитана, Сурикова, Поленова, Врубеля, Кипренского, Шишкина, Верещагина и др. Поэтому «Сокол» стал известен также как «Посёлок художников».
Каждая улица посёлка по предложению специалиста по садоводству профессора А. Н. Челинцева засажена определённой породой деревьев. Так, на улице Сурикова растут липы крупнолистные, на улице Брюллова — клёны татарские, на улице Кипренского — клёны остролистные (разновидность schwedleri), а на улицах Шишкина и Врубеля — ясени. На широкой улице Поленова высажены в два ряда клёны серебристые и липы мелколистные. Малый Песчаный переулок и улица Саврасова обсажены тополями.
«Сторожевая башня» (арх. братья Веснины)
Местная школа.
В 1990-е и 2000-е годы многие жители посёлка стали продавать свои дома, так как их стоимость стала очень высокой. Несмотря на то, что статус памятника архитектуры обязует владельцев домов согласовывать все строительные работы с Москомнаследием, некоторые старые дома посёлка были снесены, а на их месте возведены элитные особняки. Отдельные здания входят в список самых дорогих домов Москвы по версии журнала Forbes.
В феврале 2010 года после скандала со сносом нескольких домов в московском посёлке «Речник» префект Северного административного округа Москвы Олег Митволь обратился в прокуратуру для проверки законности строительства 30 новых домов посёлка «Сокол». Вскоре в посёлке состоялся митинг, на котором собравшиеся требовали сохранить исторические постройки. Ситуация вокруг посёлка «Сокол» широко освещалась в прессе, но тем не менее никакого развития она не получила, и новоделы сносить не стали.
Дом «Инь-Ян» (архитектор Владислав Платонов)
Дом-мастерская Александра Герасимова.