дача заключения прокурором кас
Прокурор разъясняет
Разъясняет прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Д.В. Жаровцев
Статья 39 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривает обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, а также вступление прокурора в процесс и дачу им заключения по административным делам, указанным в Кодексе и других федеральных законах (ч. 1 ст. 2, ч. ч. 1, 7 ст. 39 КАС РФ).
Такая форма участия прокурора в административном судопроизводстве, как вступление в судебный процесс и дача заключения по административному делу применяется в случаях, предусмотренных данным Кодексом, к которым относятся административные дела об оспаривании нормативного правового акта
(ч. 4 ст. 213 КАС РФ), о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ч. 3 ст. 243 КАС РФ), о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (ч. 3 ст. 268 КАС РФ), об административном надзоре (ч. 3 т. 272 КАС РФ), о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке (ч. 3 ст. 277), о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке (ч. 4 ст. 280),
о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (ч. 4 ст. 282 КАС РФ), о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни (ч. 3 ст. 285.2 КАС РФ).
Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления.
При принятии к производству судом административного дела, предполагающего обязательное участие прокурора, судья должен известить об этом соответствующего прокурора, направив извещение о месте и времени рассмотрения дела.Неявка в судебное заседание прокурора, надлежащим образом извещенного о дате и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, такие случаи должны носить исключительный характер в силу установленной законом обязательности участия прокурора для защиты публичных интересов.
Участие прокурора в данных административных делах предполагает дачу заключения, под которым понимается изложение мнения прокурора по поводу наличия либо отсутствия оснований для удовлетворения административных требований. Заключение должно содержать оценку исследованных в суде доказательств, указание на установленные с их помощью существенные фактические обстоятельства, с указанием норм материального прав, регулирующие спорные правоотношения, которая учитывается судом при вынесении судебного акта.
Заключение прокурора по делу завершает рассмотрение дела по существу. Прокурор выступает перед прениями сторон.
Особой формой участия прокурора в административном судопроизводстве является подача представлений на судебные акты, которая является средством реагирования прокурора на незаконные решения суда.
Право принесения представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле (ч. 2 ст. 295 КАС РФ), а также вышестоящему прокурору.
В свою очередь под прокурором, участвующим в деле понимается – прокурор, вступивший в судебный процесс для дачи заключения по делу, в том числе Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции (ст. 37, 39 КАС РФ, статьи 54 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Прокурор вправе принести представление также в том случае, если он не был привлечен судом первой инстанции к участию в деле, в котором его участие является обязательным, указанное положение нашло свое развитие в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции».
Прокуратура
Свердловской области
Прокуратура Свердловской области
5 апреля 2021, 15:29
Об участии прокурора в рассмотрении административных дел судами. Аппарат прокуратуры области
Разъясняет прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Д.В. Жаровцев
Статья 39 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривает обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, а также вступление прокурора в процесс и дачу им заключения по административным делам, указанным в Кодексе и других федеральных законах (ч. 1 ст. 2, ч. ч. 1, 7 ст. 39 КАС РФ).
Такая форма участия прокурора в административном судопроизводстве, как вступление в судебный процесс и дача заключения по административному делу применяется в случаях, предусмотренных данным Кодексом, к которым относятся административные дела об оспаривании нормативного правового акта
(ч. 4 ст. 213 КАС РФ), о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ч. 3 ст. 243 КАС РФ), о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (ч. 3 ст. 268 КАС РФ), об административном надзоре (ч. 3 т. 272 КАС РФ), о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке (ч. 3 ст. 277), о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке (ч. 4 ст. 280),
о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (ч. 4 ст. 282 КАС РФ), о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни (ч. 3 ст. 285.2 КАС РФ).
Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления.
При принятии к производству судом административного дела, предполагающего обязательное участие прокурора, судья должен известить об этом соответствующего прокурора, направив извещение о месте и времени рассмотрения дела.Неявка в судебное заседание прокурора, надлежащим образом извещенного о дате и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, такие случаи должны носить исключительный характер в силу установленной законом обязательности участия прокурора для защиты публичных интересов.
Участие прокурора в данных административных делах предполагает дачу заключения, под которым понимается изложение мнения прокурора по поводу наличия либо отсутствия оснований для удовлетворения административных требований. Заключение должно содержать оценку исследованных в суде доказательств, указание на установленные с их помощью существенные фактические обстоятельства, с указанием норм материального прав, регулирующие спорные правоотношения, которая учитывается судом при вынесении судебного акта.
Заключение прокурора по делу завершает рассмотрение дела по существу. Прокурор выступает перед прениями сторон.
Особой формой участия прокурора в административном судопроизводстве является подача представлений на судебные акты, которая является средством реагирования прокурора на незаконные решения суда.
Право принесения представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле (ч. 2 ст. 295 КАС РФ), а также вышестоящему прокурору.
В свою очередь под прокурором, участвующим в деле понимается – прокурор, вступивший в судебный процесс для дачи заключения по делу, в том числе Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции (ст. 37, 39 КАС РФ, статьи 54 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Прокурор вправе принести представление также в том случае, если он не был привлечен судом первой инстанции к участию в деле, в котором его участие является обязательным, указанное положение нашло свое развитие в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции».
Защита прав в суде
02.04.2021г.
Об участии прокурора в рассмотрении административных дел судами. Аппарат прокуратуры области
Разъясняет прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Д.В. Жаровцев
Статья 39 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривает обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, а также вступление прокурора в процесс и дачу им заключения по административным делам, указанным в Кодексе и других федеральных законах (ч. 1 ст. 2, ч. ч. 1, 7 ст. 39 КАС РФ).
Такая форма участия прокурора в административном судопроизводстве, как вступление в судебный процесс и дача заключения по административному делу применяется в случаях, предусмотренных данным Кодексом, к которым относятся административные дела об оспаривании нормативного правового акта
(ч. 4 ст. 213 КАС РФ), о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ч. 3 ст. 243 КАС РФ), о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (ч. 3 ст. 268 КАС РФ), об административном надзоре (ч. 3 т. 272 КАС РФ), о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке (ч. 3 ст. 277), о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке (ч. 4 ст. 280),
о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (ч. 4 ст. 282 КАС РФ), о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни (ч. 3 ст. 285.2 КАС РФ).
Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления.
При принятии к производству судом административного дела, предполагающего обязательное участие прокурора, судья должен известить об этом соответствующего прокурора, направив извещение о месте и времени рассмотрения дела.Неявка в судебное заседание прокурора, надлежащим образом извещенного о дате и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, такие случаи должны носить исключительный характер в силу установленной законом обязательности участия прокурора для защиты публичных интересов.
Участие прокурора в данных административных делах предполагает дачу заключения, под которым понимается изложение мнения прокурора по поводу наличия либо отсутствия оснований для удовлетворения административных требований. Заключение должно содержать оценку исследованных в суде доказательств, указание на установленные с их помощью существенные фактические обстоятельства, с указанием норм материального прав, регулирующие спорные правоотношения, которая учитывается судом при вынесении судебного акта.
Заключение прокурора по делу завершает рассмотрение дела по существу. Прокурор выступает перед прениями сторон.
Особой формой участия прокурора в административном судопроизводстве является подача представлений на судебные акты, которая является средством реагирования прокурора на незаконные решения суда.
Право принесения представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле (ч. 2 ст. 295 КАС РФ), а также вышестоящему прокурору.
В свою очередь под прокурором, участвующим в деле понимается – прокурор, вступивший в судебный процесс для дачи заключения по делу, в том числе Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции (ст. 37, 39 КАС РФ, статьи 54 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Прокурор вправе принести представление также в том случае, если он не был привлечен судом первой инстанции к участию в деле, в котором его участие является обязательным, указанное положение нашло свое развитие в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции».
Прокурор разъясняет
КАС РФ предусматривает две формы участия прокурора в административном деле: обращение в суд с административным исковым заявлением и вступление в процесс для дачи заключения по делам в случаях, предусмотренных КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением:
— в защиту прав, свобод и законных интересов граждан;
— неопределенного круга лиц;
— интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
— а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, при этом эти основания должны быть обязательно указаны в иске (ч. 6 ст. 125 КАС РФ).
При этом прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры вправе обратиться с административным исковым заявлением только в районный суд.
Правом на обращение в суд субъекта Российской Федерации (республиканский и т.д.) обладают Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, прокурор субъекта Российской Федерации и его заместители, а также приравненные к нему прокуроры и их заместители (ч. 2 ст. 39).
Прокурор в административном судопроизводстве пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.
В случае же отказа прокурора от административного иска заявленного в интересах неопределенного круга лиц, производство по делу подлежит прекращению только в случае добровольного исполнения требований ответчиком.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, по спорам об обжаловании нормативных и ненормативных правовых актов обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
По таким административным делам прокурор, обратившийся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязан доказывать незаконность оспариваемых им нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
Кроме этого, ст. 33 КАС РФ предусмотрена возможность заявления отвода прокурору, по основаниям предусмотренным ст. 31 КАС РФ. Участие же прокурора в предыдущем рассмотрении судом данного административного дела в качестве соответственно прокурора не является основанием для его отвода.
Начальник отдела по обеспечению участия
прокуроров в гражданском и арбитражном
процессе прокуратуры республики Д.В. Штехбарт
Прокуратура
Республики Крым
Прокуратура Республики Крым
13 ноября 2015, 09:21
Участие прокурора в административном деле, в связи с подачей административного иска в порядке КАС РФ
КАС РФ предусматривает две формы участия прокурора в административном деле: обращение в суд с административным исковым заявлением и вступление в процесс для дачи заключения по делам в случаях, предусмотренных КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением:
— в защиту прав, свобод и законных интересов граждан;
— неопределенного круга лиц;
— интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
— а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, при этом эти основания должны быть обязательно указаны в иске (ч. 6 ст. 125 КАС РФ).
При этом прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры вправе обратиться с административным исковым заявлением только в районный суд.
Правом на обращение в суд субъекта Российской Федерации (республиканский и т.д.) обладают Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, прокурор субъекта Российской Федерации и его заместители, а также приравненные к нему прокуроры и их заместители (ч. 2 ст. 39).
Прокурор в административном судопроизводстве пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.
В случае же отказа прокурора от административного иска заявленного в интересах неопределенного круга лиц, производство по делу подлежит прекращению только в случае добровольного исполнения требований ответчиком.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, по спорам об обжаловании нормативных и ненормативных правовых актов обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
По таким административным делам прокурор, обратившийся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязан доказывать незаконность оспариваемых им нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
Кроме этого, ст. 33 КАС РФ предусмотрена возможность заявления отвода прокурору, по основаниям предусмотренным ст. 31 КАС РФ. Участие же прокурора в предыдущем рассмотрении судом данного административного дела в качестве соответственно прокурора не является основанием для его отвода.
Начальник отдела по обеспечению участия
прокуроров в гражданском и арбитражном
процессе прокуратуры республики Д.В. Штехбарт
Новости
Вступление прокурора в судебный процесс для дачи заключений по гражданским и административным делам в суде общей юрисдикции – одно из эффективных средств обеспечения законности в сфере гражданского и административного судопроизводства, целью которого является осуществление возложенных на органы прокуратуры полномочий по обеспечению законности, защиты прав и свобод граждан.
Правовой статус прокурора в гражданском и административном судопроизводстве определяется статьей 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), статьей 39 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ), согласно которым прокурор участвует в гражданском и административном судопроизводстве во всех стадиях процесса и во всех видах судопроизводства в зависимости от категорий рассматриваемых судом дел.
В соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.
Частью 7 ст. 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Данные нормы закона определяют полномочия прокурора по участию в делах так называемой «обязательной категории», то есть по гражданским и административным делам, участие прокурора в которых является обязательным, то есть вступление в начатое дело является не только правом, но и обязанностью прокурора и не требует от лиц, участвующих в деле, дополнительных обращений с просьбой об участии прокурора.
Так, кодексами Российской Федерации и федеральными законами предусмотрены следующие категории гражданских дел, по которым участие прокурора является обязательным: о выселении; о восстановлении на работе; о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; об усыновлении, отмене усыновления; о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, восстановлении в родительских правах; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; о признании гражданина недееспособным, об ограничении дееспособности гражданина; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным.
В силу ч. 7 ст. 39 КАС РФ прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами, в частности, по административным делам: об оспаривании нормативного правового акта; о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке; о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке; о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении; о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; об установлении, продлении административного надзора, досрочном прекращении административного надзора, установлении дополнительных административных ограничений, о частичной отмене административных ограничений.
В вышеназванных случаях прокурор является субъектом процесса, наделенным особыми полномочиями. В рамках судебного заседания он дает заключение по делу в целях соблюдения принципов законности и справедливости при рассмотрении гражданского или административного спора и не является защитником какой-либо из сторон (истца или ответчика). Следовательно, при даче заключения прокурор не связан с позицией истца либо ответчика и руководствуется требованиями действующего законодательства, с учетом имеющихся материалов дела и установленных судом обстоятельств. При этом выводы, сделанные прокурором в заключении по делу, все же не являются обязательными для суда.
Вступление прокурора в уже начатый процесс возможно в любой стадии гражданского процесса. В иные категории дел прокурор не может вступить для дачи по нему заключения ни по своей инициативе, ни по инициативе суда.
Кроме того, только по обязательной категории дел прокурор при несогласии с выводами суда обладает правом на принесение апелляционного, кассационного представления, представления в порядке надзора независимо от его личного присутствия в судебном заседании суда первой инстанции.
Разъяснение подготовлено
прокурором Камешкирского района
Мараевым Е.А.